Политика 
12.04.2017

Жизнь после телевизора: роль соцсетей в российской политике резко изменилась

Власть пытается по-новому работать с молодежью, до которой привычными методами не достучишься

Внезапная сверхпопулярность расследования ФБК про Дмитрия Медведева и последующее участие в митингах против коррупции большого количества молодежи поставило власть перед необходимостью срочно придумать что-то новое. Привычные методы дали неожиданный обратный эффект, особенно отличились школы и вузы, которые сделали для успеха оппозиции едва ли не больше, чем она сама. Кое-какие достижения уже наметились, но воевать в чуждой и непонятной ему интернет-среде государство пока не научилось.

Виталий Милонов Виталий Милонов написал законопроект, предполагающий запретить использовать соцсети всем детям младше 14 лет, а также ввести серьезные ограничения для подростков и некие «единые правила пользования соцсетями» Фото: ©Владимир Федоренко, РИА «Новости»

«26 МАРТА УТОЧКИ И КРОССОВКИ СТАЛИ МЕМОМ»

Появился первый серьезный результат «митинга школьников»: Виталий Милонов буквально за две недели написал законопроект, предполагающий запретить использовать соцсети всем детям младше 14 лет, а также ввести серьезные ограничения для подростков и некие «единые правила пользования соцсетями», что бы это ни значило. Независимо от того, будет принят этот законопроект или нет, его появление стало еще одним подтверждением того, что российское государство, общество и медиа впервые за долгие годы обратили внимание на миллениалов.

Первое, что надо знать про «митинг школьников» — это публицистический штамп. Было ли на митинге 26 марта школьников больше, чем на митингах 2011–2012 годов? Вероятно, да, хотя никаких достоверных данных на этот счет нет. Но что гораздо важнее, и это подтверждается всеми свидетелями, медианный возраст участников митинга заметно снизился. Правильнее было бы говорить о том, что на митинги вышли студенты и те, кто недавно были студентами, а не школьники.

Почему миллениалы неожиданно приняли участие в протестном движении, которое, казалось бы, переживает худшие времена за последние пять лет? Короткий ответ: потому что сделанный ФБК фильм «Он вам не Димон» собрал более 15 миллионов просмотров в YouTube. Это в десятки раз больше, чем у любого другого расследования команды ФБК; это больше, чем может собрать любой контент, производимый неподконтрольными власти медиа; это больше, чем суточная аудитория Первого канала.

Оставим в стороне социально-экономические и политические причины омоложения протеста и зафиксируем лишь медийный механизм, лежащий в основе того, что для тысяч молодых людей оппозиционная повестка перестала быть чем-то скучным и маргинальным, как это было еще несколько месяцев назад. Буквально перед тем, как ФБК выпустил фильм «Он вам не Димон», в YouTube поменяли алгоритм, выводящий ролики в тренды. Новые правила дают больше шансов длинным видео на неочевидные темы, в том числе политическим, которые до этого составляли ничтожную часть популярного контента.

Это обстоятельство вместе с нацеленным (трудно сказать, насколько намеренно) на молодую аудиторию началом фильма — начать с кроссовок было прекрасной идеей — принесло успех, на который ФБК едва ли мог рассчитывать. Из тысячи задержанных на митингах только сорок — несовершеннолетние; не слишком много. Но произошло нечто гораздо более важное: политический контент, всегда бывший крохотной частью русского интернета (каким бы странным этот факт ни казался для людей в «Фейсбуке»), стал на несколько дней главной темой для миллионов людей, до этого едва ли знавших слово «автозак».


Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Двадцать шестого марта уточки и кроссовки стали мемом. Он моментально перекинулся из YouTube во «ВКонтакте», где его подхватили многие популярные паблики (достаточно назвать МДК, «Борщ» и «Орленок»; их суммарная аудитория — более 15 миллионов человек). Так настойчивость ФБК, где давно и плотно работают с аудиторией YouTube, и благоприятное стечение обстоятельств превратили митинг из дежурного оппозиционного мероприятия в манифестацию нового — молодого и бодрого — лица протеста.

Реакция власти сделала все, чтобы митинг подольше оставался мемом: массовые задержания и полная тишина в федеральном эфире (вопреки распространенному мнению, молодежь прекрасно знает, что происходит в телевизоре, хотя и не смотрит его таким образом, как это было принято у последних советских поколений) только усилили возмущение протестующих. Методы маргинализации протеста, безотказно работавшие с 2011 года, с этой аудиторией дают обратный эффект. Миллениалы сочли такую реакцию власти оскорбительной, что стало причиной появления еще десятков возмущенных роликов в YouTube и постов во «ВКонтакте», которые снова увидели миллионы людей. При этом речь идет об абсолютно аполитичных каналах и пабликах, до этого делавших развлекательный контент про поп-культуру, музыку, видеоигры и так далее. Политика вдруг стала модной.

Революция мемов — это очень в духе времени, но жизнь мема коротка по определению. Не прошло и двух недель, как о митинге, Дмитрии Медведеве и задержаниях все забыли. Сейчас тренды YouTube забиты видео, связанными с терактом в петербургском метро, а ленты популярных пабликов — обычным для них контентом, состоящим из шуток, музыкальных подборок и фейковых цитат великих людей.

Из тысячи задержанных на митингах только 40 — несовершеннолетние
Фото: архив «БИЗНЕС Online»

ВПОЛНЕ РЕАЛИСТИЧНАЯ СДЕЛКА

Может показаться, что неожиданное для всех, включая их самих, участие миллениалов в митингах 26 марта было одноразовым сбоем, результатом удачного — или неудачного — стечения обстоятельств. Отчасти это верно, но теперь миллионы людей открыли для себя существование незаконных задержаний, несправедливых судов, замалчивание нежелательных тем или откровенное вранье в эфире — и один этот факт можно было бы считать победой команды Алексея Навального. Он наконец нашел способ вырваться из медийного гетто, в которое его загнала невозможность попасть в телевизор.

У оппозиции есть неожиданный, но очень сильный союзник: российская образовательная система. Ее допотопный механизм среагировал на политизацию школьников и студентов единственным знакомым ему способом: воспитательные беседы, давление, угрозы, хамство и вранье. Каждый день в интернет попадают все новые и новые — и все более безумные — свидетельства того, как топорно школа и университет борются с оппозиционными настроениями.

«Подумай, за что ты выступаешь. За деградацию человека как вида. Ответ будете держать, господа либералы, не перед людьми, а перед Господом», — говорит своим ученикам преподаватель истории в одной из томских гимназий. В Нижнем Новгороде на родителей участников митинга составляют протоколы. В Сестрорецке полицейские через неделю после митингов ставят всю школу лицом к стенке и ищут «наркотики и сигареты»: хотя это и не оформлено как политическая акция, для обыскиваемых это не может не выглядеть как полицейское насилие (даже если они это так не формулируют). Образовательная система честно пытается бороться с крамолой, но делает для подрыва доверия к себе и к власти в целом больше, чем вся оппозиция, вместе взятая. Это довольно быстро поняли и в Кремле: как пишут «Ведомости», был дан неформальный приказ немедленно прекратить самодеятельность в области политинформации.

Надо думать, на Старой площади этим не ограничатся. Как изменится «работа с молодежью», уже понятно. Николай Соболев, создатель самого быстрорастущего YouTube-канала на русском языке, записал видео в поддержку требований митинга и собрал привычные для себя два миллиона просмотров (до этого Соболев не делал никаких политических заявлений в своем блоге). Не прошло и нескольких дней, как его пригласили (не впервые, впрочем) принять участие в «Пусть говорят», одной из самых рейтинговых программ Первого канала. Это, конечно, трудно назвать подкупом, однако «мы вас пустим в телеэфир, а вы дадите гарантии, что не будете лезть в политику» выглядит сделкой вполне реалистичной и выгодной обеим сторонам.

Были случаи, когда создателям популярных пабликов связанные с государством структуры предлагали их продать за деньги гораздо выше рыночных. Если стратегия запугивания и давления в школе или университете, скорее всего, обречена на провал, то использование мягкой силы в виде наращивания присутствия государства во «ВКонтакте» и YouTube выглядит гораздо более перспективным путем решения проблемы.

«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» МИЛЛЕНИАЛОВ

Для оппозиции вопроc «Что дальше?» выглядит более сложным. Видеоконтент, который производит ФБК, не очень похож на то, что делают популярные видеоблогеры: там мало шуток и отсылок к поп-культуре и много подробных объяснений и схем. Фактически им предстоит придумывать какой-то новый язык для общения с двадцатилетними, которые со времен молодежных движений Владислава Суркова были практически полностью выключены из политической жизни. Ни власть, ни оппозиция особенно и не пытались их туда включить, если не считать очевидно провальные проекты вроде «молодежных парламентов» и «Молодежного Яблока».

Но сейчас миллениалы стали слишком заметной группой, чтобы за нее не побороться. Во-первых, они фотогеничны. Во-вторых, воевать со школьниками репутационно для власти будет очень тяжело. В-третьих, простите за банальность, они — будущее. Российское общество уже немолодое, и поколения тут меняются медленнее, но совсем остановить этот процесс все равно невозможно.

Еще до митинга ФБК запустил облегченный формат в виде утреннего шоу (характерно, что СМИ это не заметили точно так же, как все остальное, что происходит в YouTube). Пока дело идет с переменным успехом: каждый ролик собирает около 100 тысяч просмотров — не очень много по меркам YouTube. Еще труднее станет, когда на YouTube польется поток денег от условного управления внутренней политикой: власти даже не надо будет постоянно держать в топе выгодный ей контент, достаточно будет восстановить статус-кво и сделать YouTube снова неполитическим.

О том, как тяжело работать для миллениалов, в медиа говорят все; нацеленный на подростковую аудиторию британский проект LAD Bible даже нанял в штат дюжину шестнадцатилетних сотрудников, чтобы на них проверять все гипотезы. Политику это еще тяжелее на фоне всемирного тренда на падение доверия к элитам и публичной политике в целом, а особенно тяжело возглавляющему ФБК Навальному, который хоть и является для молодежной аудитории единственной значимой фигурой в оппозиционном движении, не пользуется безусловным доверием. Все участвовавшие в митинге подростки, с которыми удалось пообщаться СМИ, говорят, что они вышли не за Навального, а против Медведева.

Стратегия власти в области того, что на ее языке называется «работой с молодежью», ясна. Стратегия оппозиции пока непонятна, вероятно, даже ей самой, хотя в ближайшее время мы можем увидеть новые шаги в этой области.

Что будут делать в интернете сами школьники и студенты, из объекта ставшие субъектом политического процесса? То же, что и раньше: читать паблики, смотреть видеоблоги, игнорировать большинство общественно-политических СМИ. Мем «Он вам не Димон» окажется там же, где Ждун или Дратути, — на кладбище (мемы, впрочем, имеют свойство иногда воскресать). Но что важнее, теперь любая ошибка власти может оказаться поводом для видео на популярном неполитическом YouTube-канале или для шуток в популярном неполитическом паблике. Скорее всего, нечто подобное мы увидим уже в ближайшие месяцы. Деньгами эта проблема не решается, разве что запретом YouTube по китайскому образцу.

Серафим Ореханов, редактор «Проекта 1917», консультант по социальным медиа

«Московский Центр Карнеги», 11.04.2017

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.04.2017 12:37

Никакого зомбоящика больше нет. Абсолютное большинство российского активного населения получает информацию другим способом. Человек больше не потребляет то, что ему навязывают в централизованном порядке. Он формирует свое информационное поле сам... программу «Время» смотрит 6 млн пенсионеров, а фильм Навального — 35 млн молодежи…

  • Анонимно
    12.04.2017 09:56

    Фима, ты не прав. Что такое мышление миленниала? Мельтешащие картинки и образы. Говорить о каком-либо сознание рановато. им проще мультик переключить.

    • Анонимно
      13.04.2017 10:16

      ага комментарии ниже прекрасно подтверждают тезис
      "из объекта ставшие субъектом политического процесса
      "

      упасть не встать объектЫ -))))

  • Анонимно
    12.04.2017 10:53

    на западе в 14 лет некоторые подростки уже успевают бизнесы успешные соорудить, а у нас им соцсетями разрешать в этом возрасте пользоваться. круто, чё

    • Анонимно
      13.04.2017 10:14

      ссылки в студию
      "на западе в 14 лет некоторые подростки уже успевают бизнесы"

  • Анонимно
    12.04.2017 12:09

    Грош цена всему! Не будет сейчас молодежь слушать обрюзгшего заплывшего жиром, депутатишку, не будет, настроение у молодежи нашей, озлобленное! Почему? Потому что они видят, что происходит вокруг, а вкалывают их родители и живут от зарплаты до зарплаты! Вот почему с ними не получится у государство, надо менять людей, зажравшихся, у которых все грязные делишки проходят безнаказанно! В стране где нет свободы слова, где унижают и угнетают, вот почему государство, так далеко от простых людей.

    • Анонимно
      12.04.2017 19:00

      Прямое оскобление депутата статья УК

      • Анонимно
        12.04.2017 22:03

        В. Жириновский достаточно точно определил какие статьи и нормы применимы к депутатам, так что не надо ля-ля.

    • Анонимно
      12.04.2017 19:52

      Плюс добавлю, что нынешние детки-подростки совсем иные, нежели мы.
      1. У них нет образцов для подражания. Много ли новых Юр Гагариных, Валер Харламовых они видели в последние 17 лет? Ни одного, только ворье, коррупционеров и скандалы с детьми-мажорами.
      2. Они не видят перед собой никаких социальных лифтов. Да их и нет практически.
      3. Их попортила система современного образования, которая ничего хорошего не дает, но зато требует сдачи ЕГЭ с камерами, обысками и нервотрепками. У многих моих знакомых дети-подростки не имеют никаких хобби, они готовятся к ЕГЭ и таскаются по репетиторам (платным), а не в кружок авиамоделирования. Плюсуем сюда уроки изучения религии, с помощью которых пытаются "усмирить" детей. Им это неинтересно и это работает против власти. Детям нужен авторитетный педагог Иван Иваныч, который объяснит как работает вольтметр и как стопроцентно забить гол в ворота. А вместо Иван Иваныча классный руководитель истерит про то, что ходить на митинги - блуд, готовимся к ЕГЭ и принесите завтра по 100 рублей на нужды класса.
      4. Старшее поколение для современных детей - "терпилы", которые твердят, "везде воруют", "надо потерпеть", "лишь бы не было войны", "а ты видел внешний долг Америки?".....
      И эти дети хотят менять страну к лучшему и верят в это. И скорее всего, у них получится.
      Советую почитать в Интернете про запрет абортов в Румынии в правление Чаушеску и детей, которые родились в этот период и потом свергали самого Чаушеску, который, кстати, тоже засиделся во власти. Эта история очень схожа с нынешней ситуацией.

      • Анонимно
        12.04.2017 22:08

        Очень. Всё делается исключительно с западной подачи. И это ключевое сходство. Плюс в том, что молодёжь часто выше всех потуг и попыток, они нативны в политике, а, следовательно, честнее и чище! Всё у них получиться!

        • Анонимно
          13.04.2017 18:27

          опять у вас американский президент виноват! Своими детьми нужно самим заниматься, постоянно, а не отчеты по воспитательной работе составлять, а потом на омерику гнать.

  • Анонимно
    12.04.2017 12:37

    Никакого зомбоящика больше нет. Абсолютное большинство российского активного населения получает информацию другим способом. Человек больше не потребляет то, что ему навязывают в централизованном порядке. Он формирует свое информационное поле сам... программу «Время» смотрит 6 млн пенсионеров, а фильм Навального — 35 млн молодежи…

  • Анонимно
    12.04.2017 13:11

    Пропаганда перестала работать. Власть вечно просит подождать чего-то и вот вот произойдёт чудо но ничего положительного не происходит. Старики устали а молодёжь видя всё это начинает думать логически.

    Резко увеличилось социальное расслоение общества и это факт,интернет пестрит куражами детей бизнес-силовой элиты а недовольство нарастает. Просто наорать или пламенная речь не помогает...

  • Анонимно
    12.04.2017 14:58

    Не надо всех пенсионеров в зрителей первого канала записывать. Пенсионерам сама, но уже несколько лет почти не смотрю телевизор вообще. Есть интернет пока.

  • Анонимно
    12.04.2017 17:08

    Пока федерал.каналы финансир. Из бюджета.
    зоопарк будет продолжаться. Пока наши
    мамы верят соловьеву.

  • Анонимно
    12.04.2017 19:13

    А что это все ополчились на федеральные каналы? Местные каналы наши тоже из бюджета повторяют то же самое. И расслоение населения не меньше и "обрюзгших депутатишек" своих хватает, но местных как-то не замечают. Они родные что ли? Порядок надо у себя под носом наводить, а потом на других кивать.

  • Анонимно
    12.04.2017 19:48

    А чего вы к местным каналам цепляетесь? Рыба гниет с головы. А потом уже все расходится по стране. В центре порядок наводите, регионы тогда сами исправятся.

    • Анонимно
      12.04.2017 20:39

      Ответ отражает общую тенденцию: кто-то там где-то должен что-то сделать, а мы как баре отсюда наблюдать будем ничего не делая самим и еще критиковать. Проснитесь господа!

  • Именно поэтому в настоящее время социальные сети заполонены замаскированными пропагандистами - эдакими проплаченными солдатами Интернета. Научитесь их обнаруживать!

    • Анонимно
      13.04.2017 07:50

      А чего их обнаруживать? Ситуация дошла уже до того что любой пост в защиту власти воспринимается как пост написанный представителем власти или проплаченным троллем.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль