Общество 
13.04.2017

Равиль Гайнутдин: «Попытки привести к единому культурному облику население страны опасны»

В Санкт-Петербурге прошла конференция, приуроченная к 300-летию со дня рождения лидера мусульманского восстания Батырши

Внушительный десант из Татарстана принял участие в XIV «Фаизхановских чтениях». Ильшат Гафуров выступил с инициативой учредить премию имени востоковеда Христиана Френа, которого Казань в свое время «подарила» Cеверной столице. О том, как ученые из столицы Татарстана получили из рук лидера российских мусульман больше всех медалей, кому признавался Лермонтов в том, что не успел доучить татарский язык, и как Михаил Пиотровский намекал на скандал с Исаакиевским cобором, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Мусульманское сообщество России при поддержке ученых занималось осмыслением проблем соотношения власти и общества в полирелигиозном российском государстве Мусульманское сообщество России при поддержке ученых занялось осмыслением проблем соотношения власти и общества в полирелигиозном российском государстве

ДЕСАНТ ИЗ ТАТАРСТАНА

Вчера, в День космонавтики, мусульманское сообщество России при поддержке ученых на родине Октябрьской революции, 100-летний юбилей которой отмечает в этом году вся страна, занималось осмыслением проблем соотношения власти и общества в полирелигиозном российском государстве. Эта тема XIV «Фаизхановских чтений» была навеяна 300-летним юбилеем со дня рождения Батырши, возглавившим в XVIII веке крупнейшее восстание мусульман России. Восстание во многом изменило отношение государства к религиозным меньшинствам и, по сути, положило начало современной национальной политике нашей страны. Выбор дня конференции также был не случаен. Именно в этот день год назад было зарегистрировано ДУМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которое возглавил известный мусульманский деятель России, член Общественной палаты РФ Дамир хазрат Мухетдинов.

На конференции были собраны ученые из многих регионов страны. Особенно внушительным смотрелся десант из Татарстана. Когда лидер российских мусульман шейх Равиль Гайнутдин приступил к вручению наград деятелям науки и образования, выяснилось, что представителей нашей республики среди них оказалось большинство: ректор КФУ Ильшат Гафуров, проректор по научной работе Казанского государственного института культуры Рафаэль Валеев, директор Института археологии АН РТ Айрат Ситдиков, директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов, а также профессор казанского филиала Российской академии правосудия Айдар Хабутдинов. Такое внимание к казанским деятелям науки во многом было обусловлено тем, что мусульманская общественность таким образом выразила им благодарность за личный вклад в разработку номинации по включению в список ЮНЕСКО памятников Болгарского заповедника, где в этом году планируется открытие Болгарской исламской академии.

Михаил Пиотровский Михаил Пиотровский: «В России нет проблем во взаимоотношениях культур, у нас есть общая нарастающая проблема светского и церковного, светского и религиозного»

ДОКЛАДЫ С НАМЕКАМИ

Конференция по традиции началась с приветственных речей. Первым слово взял Гайнутдин. Свое выступление он начал с того, что призвал собравшихся почтить минутой молитвенного молчания память жертв недавнего теракта в Санкт-Петербурге. Основной посыл речи муфтия и, к слову сказать, кандидата философских наук был посвящен исторической роли Батырши, который в свое время способствовал началу равноправного диалога между представителями различных религий в Российском государстве. «Именно восстание, возглавленное Батырши, — напомнил муфтий, — сыграло роль своеобразного катализатора, заставившего правительство Российской империи, ориентировавшегося прежде исключительно на христианскую культуру, обратить внимание на чаяния мусульманского населения».

Муфтий призвал помнить уроки истории. Но, описывая прошлое, он как будто бы намекал и на наши дни, в частности, когда рассуждал о «попытках привести к единому культурному облику все население огромной страны, не считаясь с духовными ценностями представителей нехристианских народов». Подобные попытки муфтий назвал стремлением «воплотить в жизнь упрощенную модель взаимодействия власти и населения», что в конечном итоге «отозвалось в стране трагическими потрясениями». Нужно отметить, что муфтий при всей своей интеллигентности и мягкости в личном общении имеет в стране репутацию лидера, который настойчиво и последовательно отстаивает не просто интересы мусульман, но и их конституционное равноправие с другими своими согражданами, исповедующими иные религии. Своей речью на конференции он вновь закрепил за собой подобную репутацию.

Затем слово взял академик Михаил Пиотровский, широкой общественности известный как директор Эрмитажа, а в узких кругах — как один из ведущих в мире специалистов по коранической антропологии. Его речь как будто бы была навеяна дискуссией о передаче РПЦ Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. «В России нет проблем во взаимоотношениях культур, у нас есть общая нарастающая проблема светского и церковного, светского и религиозного», — словно намекая, сказал он. Однако выработанные в России образцы отношения ислама и общества, отметил при этом Пиотровский, могут служить примером в урегулировании нарастающих проблем во взаимоотношениях религии и всего социума. В данной связи он вспомнил успешный опыт, в том числе татарстанский, сотрудничества светских и религиозных вузов, а также Болгарскую исламскую академию, в совещании по которой он недавно принимал участие. Особое место директор Эрмитажа в своей речи отвел объединяющей роли искусства, имеющей для диалога культур незаменимое значение.

. Внушительный десант из Татарстана принял участие в XIV «Фаизхановских чтениях»

«ЭТО НЕ МОИ СЛОВА»

В свою очередь, Гафуров отметил, что, хотя возглавляемый им университет — светский вуз, тем не менее он занимается и вопросами, связанными с исламским образованием. «Это и восточный сегмент, и все, что связано с проблематикой ислама, а также с адаптацией людей, которые к нам приезжают из различных стран», — перечислил он.

Ректор напомнил, что текущий год для истории Казанского государственного университета знаковый. В этом году будет широко отмечаться 225-летие со дня рождения великого математика и выдающегося ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского, а также 250-летие создания в России первой кафедры восточных языков. «С самого начала и до 1815 года ее возглавлял выдающийся востоковед и нумизмат Христиан Френ, — рассказал он. — Именно в Казани Френ превратился в ученого мирового уровня и в 1815 году он был избран деканом философского факультета Казанского университета. В этом же году он переехал в Санкт-Петербург».

В столице Российской империи, отметил ректор, Френ основал и до 1842 года возглавлял Азиатский музей Академии наук, превратившийся в один из крупнейших центров мирового востоковедения, правопреемником которого сегодня является Институт восточных рукописей Российской академии наук. Гафуров, обращаясь к Пиотровскому и руководителям других учреждений, выступил с предложением учредить в стране совместную медаль и премию имени Христиана Френа. «Обязательно внесите мое предложение в протокол заседания», — акцентировал внимание казанский ректор.

В заключение Гафуров процитировал слова Александра Герцена: «Ежели России назначено, как провидел великий Петр, перенести Запад в Азию и ознакомить Европу с Востоком, то нет сомнения, что Казань — главный караван-сарай на пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу. Это вразумел Казанский университет». «Сказанное — не мои слова, — подчеркнул Гафуров, — а Герцена!»

Ильшат Гафуров (справа) Ильшат Гафуров (справа) отметил, что, хотя возглавляемый им университет — светский вуз, тем не менее он занимается и вопросами, связанными с исламским образованием

После этих и ряда других приветствий началось пленарное заседание конференции. Очень ярким было выступление исламоведа Ефима Резвана. Он размышлял о судьбах современного ислама и активно цитировал великих умов прошлого: Гумилева, Верещагина, Бунина, признававшихся в своей любви к мусульманскому Востоку. Но особое впечатление на присутствующих произвела его цитата из Лермонтова. «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь и вообще в Азии необходим, как французский в Европе, — цитировал Резван письмо русского классика, написанное им в конце 1937 года Раевскому из Тифлиса. — Да жаль, теперь не доучусь, а впоследствии могло бы пригодиться. Я уже составлял планы ехать в Мекку...» На представителей татарского народа, присутствующих в зале, эта цитата произвела особо теплое впечатление, хотя докладчик и умолчал, что в те времена «татарами» называли на Кавказе многие мусульманские народы, а под «татарским» языком понимали, помимо собственно татарского, все тюркские языки Кавказа — азербайджанский, ногайский, кумыкский, карачаево-балкарский.

ПЛОЩАДКА ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

«Фаизхановские чтения» проводятся уже четырнадцатый год подряд. Они названы в честь выдающегося ученика Шигабутдина Марджани, который по благословению учителя перебрался в Петербург, где посвятил себя как изучению исламской культуры, так и вопросам реформы исламского образования. Вместе с учителем его принято считать предтечей джадидизма, прославившего татарский народ в конце XIX — начале XX веков. «Когда-то „Фаизхановские чтения“ были небольшим локальным проектом», — отметил модератор форума, ректор Московского исламского института Дамир Хайретдинов. Сегодня же благодаря кипучей энергии инициатора проекта, Мухетдинова, «Фаизхановские чтения» превратились в одно из крупнейших научных событий в мире российского исламоведения, что в своем выступлении особо подчеркнул Гайнутдин.

Дамир Мухетдинов Возглавляемый Дамиром Мухетдиновым ИД «Медина» издал на сегодняшний день более 700 различных книг, не считая целого пула научно-исследовательских журналов

«Фаизхановские чтения» интересны не только докладами. Они становятся площадкой для обсуждения и интеллектуального сопровождения многих проектов в стране, связанных с изучением ислама. Так, под руководством Мухетдинова была подготовлена и издана целая серия энциклопедических словарей, посвященных исламским реалиям ряда регионов России: «Ислам в Татарстане», «Ислам в Москве», «Ислам на Урале», «Ислам в Поволжье», «Ислам на Нижегродчине», «Ислам в Санкт-Петербурге» и др. В этом году в рамках конференции был проведен отдельный круглый стол, посвященный формированию сводного межрегионального тома энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации», издание которого станет результатом многолетней работы нескольких сотен ученых из разных регионов России. Всего же возглавляемый Мухетдиновым ИД «Медина» издал на сегодняшний день более 700 различных книг, не считая целого пула научно-исследовательских журналов. Идеи многих из них также рождались на ежегодных «Фаизхановских чтениях».

Конференция завершилась открытием совершенно уникальной выставки произведений искусства. На ней были представлены две серии исторических портретов и серия скульптур. Казанский художник Рустем Хузин представил на выставке портреты всех российских муфтиев, начиная от Мухамеджана Хусаинова, заканчивая Равилем Гайнутдином. А в работах его пензинского коллеги Ильдара Акжигитова были запечатлены портреты всех имамов Московской соборной мечети со дня основания до наших дней. Скульптор же из Москвы Венера Абдуллина представила вниманию общественности серию своих работ под общим названием «Исламские мотивы Петербурга». В планах Мухетдинова — создать серию портретов всех выдающихся деятелей России и стран СНГ. «Ведь еще совсем недавно, — отметил он на открытии выставки, — мы все были частью нашей общей Родины».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.04.2017 10:33

Это Вы его в синей форме с капитанскими звездочками не видели)))))

  • Анонимно
    13.04.2017 09:30

    Не знал, что Лермонтов татарский хотел выучить. Очень интересно.

  • Анонимно
    13.04.2017 09:52

    Батров засветился.. Вполне прилично выглядет без чалмы и каляпуша. Светский прикид ему больше подходит. Особенно после публикаций последних недель. Дерзай Рустам эфенди, как говорится большому кораблю семь футов под килем! Дети капитана Гранта

    • Анонимно
      13.04.2017 10:33

      Это Вы его в синей форме с капитанскими звездочками не видели)))))

  • Анонимно
    13.04.2017 10:06

    Равиль Гайнутдин это глыба. Уважаю.

  • Анонимно
    13.04.2017 10:08

    Не хочу читать Батрова. Он не наш.

    • Анонимно
      13.04.2017 11:22

      для 10.08
      Вы за меня мнение выражаете? Вначале, нужно заслужить
      мое доверие, а потом - попытаться выразить мое мнение!
      Созерцатель

    • Анонимно
      13.04.2017 11:30

      Не читай, никто не заставляет.

    • Анонимно
      13.04.2017 20:09

      Двойка вам если не ваш.

  • Анонимно
    13.04.2017 11:02

    А где могила Батырши, до сих пор ведь не известно...

  • Анонимно
    13.04.2017 11:44

    Гремучая смесь ислама и антиислама. А Батров сегодня просто без маски - ведь он всего лишь культуролог в стиле "а ля-ислам" (а вовсе не богослов (как хочет себя представить перед непосвященной публикой).

  • Анонимно
    13.04.2017 12:06

    Ну да, Лермонтов в грузинском Тбилиси учил татарский... Это к вопросу - кого же считали татарами на самом деле.

    • Анонимно
      13.04.2017 13:36

      Грузинский, кроме Грузии нигде не употребляется, а вот татарский (тюркский) в Азии понимали все народы. Так что Лермонтов говорил именно о тюркском языке.

    • Анонимно
      14.04.2017 03:39

      считали татарами всех нерусских, ну или большинство. Из-за подмены понятий современные татары сильно обольщаются тем, что якобы говорят именно о них. казанские татары лишь часть тюркского народа, вот и все.

  • Анонимно
    13.04.2017 12:53

    Значимость мероприятия во многом определяется
    участием представителей Администрации
    курирующих внутреннюю политику.
    А в статье Батрова ни одна из фамилий
    людей этой когорты не отмечено.
    Неужто руководство Санкт Петербурга
    игнорируют своего имам-мухтасиба
    Дамира Мухутдинова.

  • Istorik
    13.04.2017 14:29

    Ниһаять, Батырша турында әйтергә курыкмадылар. Элек тә куркырга сәбәп юк иде. Бу безнең тарих һәм аңардан качырга сәбәп юк.
    Равил Гайнетдинның проблемлара турында әйтергә тырышууы да - игътибарга лаек нәрсә

    Гафуров шунда да инде Хөсен Фаизханов укуларына килеп - ләм-мим татарлар турында әйтмәде. Ярый Герцен, Френ. Ну, хет бер җәдитче сүзен, үз халкының олуг шәхесләрененең сүзләрен алса иде. Димәк, аның мохитендә, ярдәмчеләре арасында чын милли зыяллылар юк диярлек

  • Istorik
    13.04.2017 14:59

    Батырша белән беррәтән башка каһарманнарыбыз турында да әйтергә вакыт килде - күпме баш күтәрделәр, күпме халык изелде, нинди батырлыклар һәм көрәш булды.

  • Анонимно
    13.04.2017 18:02

    Батырша ,конечно герой .Но чей ,чья гордость?\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Родился в селе Карышево Сибирской дороги, ныне Балтачевского района Республики Башкортостан в мишарской семье[4]. В Большой Советской Энциклопедии утверждается, что Батырша Алиев являлся башкирским муллой.\\\\\\

    • Анонимно
      13.04.2017 18:42

      Вот народ: вечно любит делиться.

    • Istorik
      13.04.2017 20:46

      татар белән башкорт бертуган халыклар

    • Анонимно
      14.04.2017 03:22

      Мы, башкиры, понимаем, что Батыршах был мишарином, но это не помешало башкирам обратиться к нему. На счет энциклопедии, надо посмотреть кто автор статьи и взвесить его доводы. вот и все.

    • Анонимно
      14.04.2017 04:18

      Мало ли чего в коммунистической энциклопедии написано.Если бы Батырша был башкиром, он шёл бы в сторону Челябинска.Так как Батырша был татарином,шёл освободить Казань.

      • Анонимно
        14.04.2017 11:53

        неверная логика. зачем мишарскому мулле с башкирским войском идти на Челябинск, когда насильственная христианизация и давление налогами шло с северо-запада? и когда это по этническому признаку определяли направление движения? это что-то новое и не совсем убедительное.

        • Анонимно
          15.04.2017 11:01

          Не было никакого башкирского войска у Батырши. Он всего лишь написал - воззвание. Фактически, восстание началось спонтанно на юго-востоке Башкирии, которое действиями Неплюева переросло в башкиро-казахский конфликт. А Батыршу мишаре и сдали.

  • Анонимно
    13.04.2017 22:21

    вообще по переписям все таки мишари




    • Анонимно
      14.04.2017 11:54

      Батыршах мишарин, это понятно. Проблема знаешь в чем? в том, что когда выгодно ты "вы" опираетесь на переписи и архивы, а когда нет, то отрицаете архивы, мол это все царское или большевитское и т.д. Это необъективно и не прилично. ибо по архивам большая часть населения восточной Татарии это потомки башкир.

      • Анонимно
        14.04.2017 18:10

        Есть еще типтяре и, Вы удивитесь, татары.

        • Анонимно
          14.04.2017 20:16

          ну на счет тептяр это отдельный разговор. тептяре это сословие, в котором были и башкиры и татары и другие.

          • Анонимно
            15.04.2017 18:50

            20---16 Что Казаки ,что Тептяры .Одинаково.Нация создана из многих народов Поволжья. И Казаки тоже созданы из множества народов .

      • Анонимно
        15.04.2017 11:51

        "Знаете" или знаешь я лично опираюсь на переписи архивы выгодно или нет. "Платон мне друг но истина мене дороже" я не ищу выгоду я ищу правду. да я знаю по переписи это так, но по переписям 18-19 вв, а по документам 16-17 не совсем так.

  • Анонимно
    14.04.2017 00:58

    Итак, ДУМ РТ проигнорировал это мероприятие?

    • Анонимно
      18.04.2017 19:36

      А Гафуров проигнорировал совещание по подготовке педагогических кадров для Татарстана, которое проводилось по поручению президента РТ в Арске как раз в тот день. За это получил еще одну желтую карточку.

  • Анонимно
    14.04.2017 03:37

    (повторно пишу): Гайнутдин так обобщил "мусульманское восстание", вообще-то это было башкирским восстанием (башкиры мусульмане), которые обратились к мишарскому мулле Батыршаху с просьбой возглавить ее. Но благодаря хитрости оренбургского губернатора и предателям из числа казанских татар и казах, восстание было проиграно. ибо они сначала согласились поддержать, а в самом разгаре "соскочили" по предварительного сговору с орен.губер-ом. Это история и не надо обижаться. Все можете ставить минус, господа)))

  • Анонимно
    14.04.2017 08:21

    "В планах Мухетдинова — создать серию портретов всех выдающихся деятелей России и стран СНГ".
    Несложно угадать, кто будут эти деятели. сначала о себе любимом, потом о Гайнутдине, а потом можно и о любезном друге Батрове.

    • Анонимно
      15.04.2017 11:52

      сначала Таджутдин и Гайнитдин их портреты присутствовали на выставке. на счет Батрова сумниваюсь , но сам он возможно.

  • Анонимно
    14.04.2017 11:17

    "Батырша Алиев являлся башкирским муллой."
    Здесь главное, как называется регион. В данное время он по решению большевиков называется Башкирией, хотя проживающих татар в несколько раз больше башкир. Исходя из этого, всё, абсолютно всё - башкирское: и Батырша, и все артисты, и все (в те годы еще) татарские театры, типографии, радио и телевидение...
    Вроде бы нет места перепетиям, ан нет, башисты кидаются как озлобленные псы "защищать" "свое" достояние, хотя знают, что это достояние фиговое, ведущее в никуда.

    • Анонимно
      14.04.2017 11:50

      Во-первых не Башкирия, а Башкортостан. во-вторых, что за термин "башисты"? согласно твое логике ты "татист" или "татарист"? в-третьих, не большевики дали, а признали уже сушествующий автономный Башкурдистан. так, что помалкивай.

  • Анонимно
    14.04.2017 12:54

    Батырша был- волжским болгаром- казанским татарином!
    Читайте Википедию!


    История волжских болгар в составе Российского государства отмечена непрерывной цепью национально-освободительных войн. Русские летописи вплоть до 18 века полны сообщений типа, болгаре окаянные опять восстали.

    И все эти восстания имели главной целью возрождение Волжской Болгарии. Суверенитет был нужен для обретения человеческого достоинства. Российские власти ни за что не хотели считать мусульман людьми, равными христианам. Болгары - мусульмане и налог платили больше, и мечети строить не имели право, и книги издавать им запрещали, и в солдаты отдавали большее число джигитов, и в избирательном праве были сильно ограничены. Письма и обращения с просьбой предоставить равные права не имели успеха. В таких условиях государственный суверенитет представлялся единственным средством обретения человеческого достоинства и народ восставал. Все восстания жестоко подавлялись, но все они имели главный лозунг - возрождение независимой Волжской Болгарии. Очень большое значение для судеб России имело восстание болгар 1753 - 55 годов, которым руководил достойнейший из сынов болгарского народа мулла Батырша. Он призывал возродить Болгарию. Российская империя хоть и потопила в крови это восстание, но в соответствии с требованиями восставших, вынуждена была разрешить мусульманам строить мечети и создать свое духовное управление. А с 1862 по 1922 годы выразителем интересов народа была мощная народная организация Совет волжских болгарских мусульман, имевшая главной целью возрождение Волжской Болгарии. Эта организация была воистину народной. В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тысяч человек.

  • Анонимно
    14.04.2017 13:00

    Как татары в башкиры записывались....

    Своей деятельностью Батырша снискал авторитет и популярность в народе. К нему обращались с просьбой разрешить вопросы, связанные с наследованием имущества, или разъяснить вопросы, касающиеся шариата. Прекрасная эрудиция позволяла ему консультировать по сложным богословским проблемам. Многие муллы даже не решались вступать с ним в спор. Признание представителей мусульманского духовенства выразилось в предложении занять освободившуюся должность ахуна Сибирской дороги. К его советам прислушивались и чиновники Уфимской провинциальной канцелярии.

    Однако наступил момент, когда Батырша, как духовный пастырь своего народа, уже не мог придерживаться прежней линии поведения. Он отказывается от проповеди повиновения царским наместникам. "Я не находил в нашем шариате и в наших священных книгах формулы и основания для того, чтобы делать... наставления: "О правоверные! Повинуйтесь... если даже прикажут вам отступить от веры ислама, разорить мечети и чинить вред вере и достоянию мусульман".

    В первой половине XVIII века усилилось стремление русского правительства к христианизации мусульманского населения. В 1713 и 1715 годах были приняты указы, предусматривающие изъятие поместий, вотчин и крестьян у некрещеных татар и нанесшие чувствительный удар по татарской феодальной элите. Указы 1720 и 1722 годов предоставили новокрещеным налоговые льготы и освобождение от рекрутской повинности. Политика обращения татар в православие достигла своего пика в 1740-х годах. Правительственными указами предусматривалось мощное экономическое давление на мусульман, возложение на них податей и повинностей за новокрещеных. В одном из указов говорилось: "подушных денег и других чрезвычайных поборов и определенного с иноверцев провианта с них не спрашивать, а взыскивать вместо их оныя на оставших в тех местах некрещеных иноверцах". Экономическое принуждение к крещению сопровождалось переселением и даже изгнанием татар-мусульман из их родных деревень. Разрушение мечетей как центров религиозной жизни лишало их места духовного единения. Таким образом, исповедание и проповедование ислама было поставлено вне закона.

    Миссионеры для достижения своей цели "били плетьми без всякого милосердия", "окна и двери рубили, печи и трубы ломали". В некоторых случаях они заставляли новокрещеных клеветать на мусульман: якобы те склоняли их к своей вере и за это "с оных махометан брали немалые поборы". Для строительства монастырских зданий использовались надгробные камни с мусульманских кладбищ. В Татарской слободе в Казани была построена церковь, местные церковники устраивали там крестные ходы.

    Возмущенные татары писали в своих жалобах, что если их и дальше будут принуждать креститься, то они оставят свои дома и деревни и уйдут в леса. Еще раньше часть татар, обеспокоенная перспективой вмешательства в их духовную жизнь, начала переселяться в районы Приуралья - Уфимский уезд, где жили башкиры и татары. Вот что писал по этому поводу в 1730 году губернатор А. П. Волынский: "чрез 20 прошедших лет не было прямых башкирцев больше 35 000 или по крайней мере 40 000, а ныне з беглецами стало больше 100 000, а именно: казанские, симбирские, темниковские и протчие тамошних уездов ясашние татара, большая половина в башкиры перешли".

    • Анонимно
      14.04.2017 14:45

      тенденция перехода одного народа в другой имеет место быть не только для татар, но и для башкир. также с переменой политики в Поволжье при большевиках многих башкир целыми деревнями переписывали в татар. так вынуждала обстановка. также и татар переписывали в башкир, тоже в виду обстоятельств. После подавления башкирских восстаний, женщин и детей башкир увозили в татарскую среду, чттобы их там растворить. справедливости ради, упомянули бы и об этом. Что об это не говорите то?

    • Анонимно
      14.04.2017 18:20

      (13 00)) Прочитал ваш коммент.И понял одно.Как не пыталась царская власть насильно крестить татар.но ничего не получилось. Значит массового крещения не было.Как пытаются некоторые авторы утверждать . Судя по документам ,они бросали свои засиженные места и переселились в другие места.В том числе в Башкирию и Зауралье. Есть и другие документы ,кто насильно был крещен ,при Екатерине 2 могли обратно вернуться в Ислам. С чем и воспользовались Татары . Тогда Екатерина 2 разрешала строить мечети.В связи с чем хочу ВАМ задать вопрос .Откуда тогда появились Кряшены?

  • Анонимно
    14.04.2017 13:08

    Уфа некогда небыла столицей Башкирии !
    Как Уфа ,,татарский город" ,стал столицей Башкирей,башкирские историки замалчивают!

    ИСТОРИК !

    • Анонимно
      14.04.2017 14:38

      ничего подобного. не обольщайся, иСТОРИК. а татарские историки не умалчивают о татаризации башкир на востоке Татарии? Мензелинск, Актаныш и т.д.?справедливости ради хоть бы упомянул ты об этом, но нет не выгодно ведь тебе!

      • Анонимно
        14.04.2017 18:05

        В Татарстане кроме башкир и другие ходят под общим названием -татары.В 2020 году будет перепись населения.Если все будет ЧЕСТНО,если не запишут всех подряд татарами как на предыдущей переписи , а башкорт-башкорт,мишар-мишар,кряшен-кряшен тептяр-тептяр . Каждый обретет свое истинное ИМЯ.

  • Анонимно
    14.04.2017 13:18

    Заки Валиди ,был против обьядинения Башкурдистана и Уфимской губернии....
    Он писал ...Вы хотите растворить малочисленных башкир, среди многочисленного татарского народа, населяющих Уфу и уфимскую губернию....Башкирские историки об этом тоже ,непишут...стесняються....

    ИСТОРИК !

    • Анонимно
      15.04.2017 13:42

      Мы не несем обязанность принимать все взгляды Валиди. ваши историки тоже много что скрывают. так, что...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online на Facebook БИЗНЕС Online во ВКонтакте Напомнить позже