Строительство и недвижимость 
14.04.2017

«Сувар Девелопмент» обезопасил собственников от перехода банковского кризиса на строительство

«Сувар Девелопмент» поясняет, зачем и сколько брал кредитов, почему перешел на новую модель работы и какие есть риски у 15 тыс. дольщиков

«Странные движения Татфондбанка с кредитами, проблемы с платежами, неожиданное уведомление о досрочном возврате... Ситуация становилась непонятной. Поэтому компания «Сувар Девелопмент» приняла тогда ключевое решение — не складывать яйца в одну корзину», — так в компании объяснили, почему было принято решение разделить ее. В интервью финансовый директор Денис Семенов говорит: жизнь подтвердила, что решение было верным. Теперь надо просто строить.

Денис Семенов

«НО В ОКТЯБРЕ НАМ ПРИХОДИТ УВЕДОМЛЕНИЕ ОТ ТАТФОНДБАНКА…»

— Денис, за последнее время вокруг «Сувар Девелопмент» много противоречивой информации. Просьба пояснить реальную картину. В конце года было объявлено о том, что строительное и инвестиционное направление разделяется и создаются две одноименные компании. Для чего?

— Противоречивой информации действительно много. Отвечу максимально подробно. По поводу разделения. «Сувар Девелопмент» был создан в 2010 году и тогда в одной компании были объединены и строительное направление, когда мы выступали как техзаказчик, генподрядчик и продавец квартир, и инвестиционное, когда шла работа с банками по привлечению кредитов. Кредиты брались с 2012 по 2015 годы и только под два проекта. Мы строили первую очередь ЖК «Столичный» и еще один жилой комплекс в Краснодаре. В последнем случае кредиты брала наша дочерняя компания «Краснодар Девелопмент».

— На какую сумму и где вы взяли кредиты для этих проектов?

— Около 3 миллиардов рублей. Примерно по половине приходится на «Сувар Девелопмент» и на краснодарскую «дочку». Кредиты привлекались в основном ПАО «Татфондбанк», где мы взяли 2,4 миллиарда рублей, остальные средства были взяты в ПАО «Тимер Банк» и ПАО «Интехбанк».

— Кредиты были обеспечены залогом?

— Конечно, залогом выступали как квартиры, так и земельные участки непосредственно в данных жилых комплексах. Никакие другие наши проекты в качестве залога не использовались. Кредиты погашались по графику, выполнение договоров было 100-процентное. Никаких вопросов не было.

Но в октябре прошлого года нам приходит уведомление от Татфондбанка о том, что наши кредиты частями разошлись по различным банкам: ПАО «Бинбанк», ИнтехБанк, «Тимер Банк». Последний получил 1,3 миллиарда рублей, два первых — по 0,9 миллиарда рублей. ТФБ распределил это все сам, и на наш удивленный вопрос нам сказали, что все нормально, в декабре все это придет обратно в банк.

— Но как-то, наверно, вам объяснили суть этой схемы?

— Ничего нам не объясняли. В общем-то, банк вправе распоряжаться по своему усмотрению выданными кредитами. Нам какая разница, кому платить? Но галочку себе поставили. Затем в ТФБ у нас начинают зависать платежи. Как и многие компании в Татарстане, «Сувар Девелопмент» работала через именно этот банк, и мы стали волноваться. Затем нам приходит письмо от банка с требованием досрочного погашения кредита на 400 миллионов рублей.

— Просто требование? Есть же условия кредитного договора.

— Вот именно. Мы встретились с представителями банка, проговорили, что никаких оснований для досрочного возврата кредитов не было, и вопросы к нам отпали. Но это нас заставило заволноваться. Странные движения с кредитами, проблемы с платежами, это требование о досрочном возврате... Ситуация становилась непонятной. Поэтому компания приняла тогда ключевое решение не складывать яйца в одну корзину и разделиться.

Вообще, стратегия развития наших проектов в Казани проста: с 2015 года мы строим без кредитов, привлекая только средства дольщиков. Было только два исключения: первая очередь «Столичного» и проект в Краснодаре. Следовательно, задача была обезопасить другие проекты, не подвести дольщиков, чтобы поступающие от них средства на реализацию каждого отдельного проекта вдруг по каким-то непонятным требованиям не ушли на погашение кредитов другого проекта. В итоге инвестиционную и строительную деятельности доверили разным юридическим лицам. В одной, инвестиционной, директором стал Артур Гиматов. В другой, строительной, то есть это то, чем мы всегда и занимались, — Андрей Мочалов. Таким образом, компания полностью сняла все риски по проектам.

— Как эти две компании взаимосвязаны между собой?

— Абсолютно никак. Инвестиционный «Сувар Девелопмент» — это прежняя компания, это кредиты в банках и активы — квартиры в «Столичном» и проект «Краснодар Девелопмент». Новая компания, строительный «Сувар Девелопмент» — это весь наш высокопрофессиональный штат. Это работа в качестве техзаказчика, генподрядчика и продажи. Новая компания, у которой сегодня нет кредитов, к которой нет никаких вопросов, контролирует весь строительный процесс от начала и до конца.

Поймите, не мы так распределяли кредиты. Мы просто обезопасили себя и дольщиков от того, чтобы банковский кризис не распространился на строительный сектор. Мы брали кредит в ТФБ и предоставили полностью все необходимые залоги. Когда произошло распределение и банки приняли на себя кредиты без залога, то это не мы так хотели. Нас самих уведомили о произошедшем постфактум. Сегодня инвестиционный «Сувар Девелопмент» занимается тем, что формирует залоги с проекта «Краснодар» для новых возможных требований по залогу.


— То есть все-таки еще будете довносить залоги?

— Конечно. Но это касается проекта только в Краснодаре и залоги только по проекту в Краснодаре. Никаких других проектов это не коснется и коснуться не может.

— По «Столичному» потребуется довнесение залогов?

— Нет. В первой очереди «Столичного» кредит тоже был обеспечен, надо просто правильно расформировать то, что разделили. Вообще, сейчас идет методичная работа, чтобы найти какую-то модель с банками. Могу твердо сказать, что эта непростая ситуация будет урегулирована. И касается она только «Краснодар Девелопмента».

— В какую компанию поступают средства с продажи квартир?

— Они всегда поступают застройщику, который в рамках договорных отношений ведет стройку.

— Какой негативный сценарий вы допускаете для обеих компаний?

— Негативного сценария для строительного «Сувар Девелопмента» просто никакого нет. Самый негативный сценарий для инвестиционного «Сувар Девелопмента» заключается в том, что банки вновь попросят досрочно закрыть кредиты и мы как инвесторы не заработаем. Просто не заработаем, а не что-то потеряем. Предположим невероятное, что банки заберут наш проект в Краснодаре и первую очередь «Столичного» и будут реализовывать его сами. Пожалуйста! Первая очередь «Столичного» уже построена и сдана. Тут никаких рисков для дольщиков нет.

— Если вы все проекты реализуете без кредитных средств, зачем в этих случаях брали?

— Потому что «Столичный» — это прекраснейший проект, на котором можно заработать в качестве инвестора. Мы воспользовались этим правом, но, к сожалению, обрушение банков внесло коррективы. А в Краснодаре, где мы начали проект еще в 2011 году, земельный участок был в аренде, и нам необходимы были банковские гарантии. Татфондбанк выступил как участник проекта.

Важно отметить: когда берется кредит, учредитель должен заложить свою долю. Вот у нас 51 процент доли в банке был заложен — помимо того, что проект заложен, но и сами доли. Но это нормальная практика банка, который таким образом себя пытается обезопасить.


«МЫ НАШЛИ МОДЕЛЬ ТОГО, КАК МОЖНО СНИЗИТЬ СТОИМОСТЬ КВАДРАТНОГО МЕТРА»

— Почему вы решили отказаться от работы с банками и перейти на строительство домов на средства дольщиков?

— Мы нашли модель того, как можно работать без привлечения кредита, следовательно, экономить на процентных ставках, значит, снизить стоимость квадратного метра — что и произошло. Если вы следите за ценами на рынке, то видите, что мы предлагаем очень интересную цену за квадратный метр. Она же не просто так сформировалась. Качество строительных работ высокое, но экономия на банковских процентах колоссальная.

У нас всегда была возможность взять кредит в банках, поскольку у нас хорошая кредитная история, большие обороты, есть имущество, которое можно использовать в качестве залога. И банки хотят с нами работать, но нам это не нужно. Мы не знали, что произойдет банковский кризис, мы к нему не готовились. Мы просто применяли другую финансовую схему работы, и жизнь показала, что она была верной.

— Вы говорите, что проект реализуется без кредитных средств, но какая-то часть все равно необходима для старта, для первоначального этапа?

— Нет, абсолютно. Были собственные средства, которые направлены на проектные работы. А затем уже мы с котлована привлекали инвесторов, дольщиков. Но важно то, что эту модель развития, которая нами придумана, можно применить только в крупной компании, у которой хорошая история. У нас наработаны отношения с поставщиками, с проектантами, с собственниками земельных участков, есть свои строительные силы. Это сработало. Молодые компании развиваться по такой модели не могут.

— Вы вообще просчитывали такой вариант развития событий?

— Вы имеете в виду банковский кризис? Конечно, мы просчитывали различные стресс-тесты, но то, что произойдет с банками… Для меня лично, например, это был шок. О том, что такая ситуация может возникнуть, раньше только в книгах по экономике можно было прочитать.

— Сегодня, если что-то произойдет, банки готовы вас кредитовать?

— Да, готовы, но необходимости в кредитах у нас самих нет. С банками мы сегодня работаем по разработке эксклюзивных и индивидуальных продуктов для наших партнеров-дольщиков: ПАО «Сбербанк», ПАО ВТБ, АО «Россельхозбанк», ПАО «Промсвязьбанк», другие. Например, для нас как компании, реализующей крупнейшие строительные объекты в республике, были предоставлены специалисты двух государственных банков — Сбербанка и ВТБ24, которые работают непосредственно в нашем офисе. Далее: Промсвязьбанк и Россельхозбанк дают одну из самых низкий процентных ставок на рынке, причем настоящую, несубсидируемую. С ПАО «АК БАРС» БАНК мы реализуем проект «Залесный Сити»1. Есть очень интересные предложения от других банков, о которых расскажем, когда окончательно ударим по рукам. Так что если вы имеете в виду, не оставят ли нас банки — нет, мы продолжаем вместе работать по программам для дольщиков.

Наши банки-партнеры за нами очень внимательно следят: они выдают ипотечные кредиты дольщикам и заинтересованы в нашей стабильной работе. За нами наблюдают страховые компании, которые страхуют наших покупателей. За нами наблюдают все наши поставщики. Мы как на ладони.

— Вы продаете квартиры по договорам долевого участия?

— Да, только по договорам. А как еще? Поэтому наши клиенты защищены ФЗ-214. Другие схемы мы не используем.

— Сколько у вас дольщиков?

— Честно говоря, слово «дольщик» меня немного коробит. У нас в России, к сожалению, слово «дольщик» уже практически ассоциируется со словом «обманутый». Я их называю нашими покупателями, нашими будущими собственниками квартир. На сегодняшний день у нас их более 15 тысяч, и до конца 2017 года с учетом темпов продаж ожидается увеличение примерно на 20 процентов.

— А если, предположим, спад в экономике приведет к спаду продаж. У вас есть своя подушка безопасности? Как вы поступите?

— Мы рассматривали и такую стресс-модель. В первую очередь у нас есть колоссальный запас по времени — больше чем полгода. Кроме того, если уж такая ситуация возникнет, если произойдет кассовый разрыв, наши взаимоотношения с банками позволяют привлечь недостающую сумму. Это совсем уж запасной вариант, и в наших планах ничего подобного не предполагается.

— Так какие риски есть для дольщиков?

— Никаких! Еще раз повторю: когда увидели, что возникает хоть какая-то опасность с банковскими кредитами, разделили компании, чтобы обезопасить наших будущих собственников жилья. Стройки не остановились, в этом сами будущие собственники многократно убеждались: можно 100 раз говорить, что у нас все хорошо, но если башенный кран стоит, то все аргументы бессильны. У нас все работает: пожалуйста, приезжайте, смотрите. Компания продолжает развиваться по плану, начинает новое строительство: начинается возведение двух новых домов в ЖК «Сказочный лес»2, стартовали работы в ЖК «Палитра»3. Скоро лето, и надо по максимуму использовать активный строительный период. Так что работа кипит.

На правах рекламы

1. Застройщик ООО «Залесный Сити». Проектная декларация на сайте залесный-сити.рф

2. Застройщик ООО «Березовая роща». Проектная декларация на сайте skaz-les.ru

3. Застройщик ООО «Березовая роща». Проектная декларация на сайте палитра-казань.рф

4.Застройщик ООО «Столичный квартал». Проектная декларация на сайте stolichnij.suvarholding.ru

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.04.2017 11:36

    Молодцы, Сувар! Очень грамотно выстроены все финансовые модели. Если кому-то и доверять сегодня свои деньги, то только им. Сегодня это лучший застройщик в Казани, квартиры в их домах очень хорошо уходят. Если вложиться на стадии котлована - можно сорвать неплохой куш.

  • Анонимно
    14.04.2017 11:42

    Хорошая компания, грамотные руководители.Желаю вам удачи.

  • Анонимно
    14.04.2017 11:45

    Хм...молодцы, сообразили. Видимо не зря книжки по экономике читали)

  • Анонимно
    14.04.2017 11:47

    Вот и пригодилось им разделение компании, далеко вперед смотрят, молодцы)

  • Анонимно
    14.04.2017 11:48

    звучит как надежная схема. хорошо, что думают не только о себе, но еще и о будущем дольщиков

  • Анонимно
    14.04.2017 11:51

    Понравилась статья, понятная простым людям-дольщикам. Хоть успокоили..

  • Анонимно
    14.04.2017 12:23

    у Сувара полно строек, если бы голову вовремя не включили, получили бы армию дольщиков. на месте властей, сделал бы все для их поддержки

  • Анонимно
    14.04.2017 12:26

    небось еще и с одного аккаунта все такие хорошие комменты написали??)

  • Анонимно
    14.04.2017 12:36

    у Ливады сколько наград...

  • Анонимно
    14.04.2017 12:48

    Сувар - одни из самых сильнейших в Татарстане. Сразу видно, что работают квалифицированные спецы, которые даже в условиях банковского кризиса нашли правильный выход. Разделение на две компании в данном случае оказалось самым правильным решением.

  • Анонимно
    14.04.2017 13:01

    Будучи инвестором Сувара с 15 квартирами вопросов было много. Спасибо что разьяснили.

  • Анонимно
    14.04.2017 13:03

    Лишний раз убеждаюсь что в Сувар Девелопменте работают грамотные финансовые аналитики и финансовый директор. Денис Семёнов, дай Бог благополучия вам и вашей компании.

  • Анонимно
    14.04.2017 13:07

    Конечно, Сувар думает о дольщиках! Было бы очень глуар предположить, что в сложившейся ситуации думали бы о другом

  • Анонимно
    14.04.2017 13:09

    В какой стране живем, даже такие монстры рынка как Сувар вынуждены придумывать новые схемы работы

  • Анонимно
    14.04.2017 13:10

    Вот что всегда нравилось у Сувара, так это открытость компании. Как только возникает непонятная ситуация, они всегда все четко и понятно разъясняют. Еще и на стройку предлагают выехать, посмотреть, как дом строится. Круто придумано!

  • Анонимно
    14.04.2017 13:12

    Сувар Молодец! О дольщиках позаботился. В условиях банковского кризиса принял самое верное из всех возможных решений.

  • Анонимно
    14.04.2017 13:13

    Семенов - нормальный финансист. Сувар в надежных руках.

  • Анонимно
    14.04.2017 13:24

    Требование досрочно погасить кредит со стороны банка вообще неприемлемо. Даже для крупной компании это может обернуться большими проблемами.

  • Анонимно
    14.04.2017 13:39

    реклама

  • Анонимно
    14.04.2017 13:50

    На правах рекламы))

    • Анонимно
      14.04.2017 15:05

      А бесплатно правду никому не интересно печатать. Вот и приходится компаниям за деньги размещать с СМИ материалы, чтобы правильно объяснить свою позицию. Это же повсеместно происходит сейчас. Круглые столы, пресс-конференции, презентации - на все это нужны деньги. Но сколько стоит хорошая репутация, которая зарабатывается годами? Банковский кризис затронул практически каждую компанию в республике и все справляются с этой ситуацией как могут. Желаю удачи Сувару, а главное их строительному направлению. Нашему городу есть куда расти, а они могут в этом помочь.

  • Анонимно
    14.04.2017 13:56

    Пусть у вас все будет хорошо!!!

  • Анонимно
    14.04.2017 14:04

    Все Сувары, Ниры и т.д.это Таифовские структуры. для малого его кармана.

  • Анонимно
    14.04.2017 14:15

    Какая статья хорошая, обнадёживающая. Дай Бог этому застройщику возможности для реализации потенциала. Цены действительно приятные и строят с опережением графика

  • Анонимно
    14.04.2017 14:22

    Первая позитивная статья. Хотелось бы верить...

  • Анонимно
    14.04.2017 14:25

    Много компаний пострадало из-за ТФБ. Нам известны лишь самые крупные, Сувар в их числе. Грамотно выстроенные схемы и резервные средства компании помогут удержаться на плаву и не подвести дольщиков. Здесь все взаимосвязано, главное, чтоб поток инвесторов не прекращался. Тогда механизм будет работать без задержек.

  • Анонимно
    14.04.2017 15:37

    Мне кажется, в сложившейся ситуации, решение о разделении юрлиц - оптимальное решение. С одной стороны, компания должна была защитить своих дольщиков, которых, по самым скромным подсчетам, наберется несколько тысяч. С другой - остаться на плаву и иметь возможность работать дальше и дать работу людям. Стройка - это же огромный сложный механизм. Вы только вдумайтесь, сколько человек в нем сегодня задействовано с учетом того, какой объем строительства сейчас ведет Сувар.

  • Анонимно
    14.04.2017 15:43

    Согласна, что банки не имеют права досрочно требовать поражения кредитов, независимо от того, что это за компания. Сегодня все в кризисе. Мы видим, что банковская система рушится как карточный домик, если банки сейчас потянут за собой стройки, что нашей комике конец.

  • Анонимно
    14.04.2017 15:45

    Семенов - молодец!!! Видна старая школа. В сложной ситуации принято единственно верное решение!

  • Анонимно
    14.04.2017 15:59

    Приятно читать интервью с грамотным человеком! Денис все правильно говорит! И про буфер в виде собственных средств, и про поддержку банков и про разделение компаний. Выстроенная система сработала и не дала компании уйти на дно. Все стройки идут - и это главное! А поповоду рекламы - ну и что, что статья рекламная. Сейчас без пометки только грязь публикуют и скандалы, имхо.

  • Анонимно
    14.04.2017 16:12

    Кажется, я влюбилась

  • Анонимно
    14.04.2017 16:22

    зря ему кудряхи отрезали, но все равно красавец-директор)

  • Анонимно
    14.04.2017 16:55

    Скоро все мелкие застройщики, у которых 1-2 проекта в работе, уйдут с рынка, выживут только такие гиганты, как Сувар. Потому что сегодня нужно, чтобы в команде был грамотный финансист.

  • Анонимно
    14.04.2017 16:55

    Молодец Мочалов и комаеду себе выбрал под стать!!

  • Анонимно
    14.04.2017 16:56

    А давайте Семенова гланой минфина предложим? Или минэкономики?))))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online на Facebook БИЗНЕС Online во ВКонтакте Напомнить позже