Общество 
23.04.2017

«Почему Арск – город, Мамадыш – город, а мы – нет?!»

Спецрепортаж «БИЗНЕС Online»: как Кукмор готовится проснуться городом

Почти неделю назад депутаты Государственного Совета Татарстана утвердили желание поселка городского типа Кукмор стать 24-м городом республики. Теперь в Кукморе ждут подписи президента республики, чтобы стать горожанами. Корреспондент «БИЗНЕС Online» отправился за 120 км от Казани, чтобы понять, готовы ли местные жители к смене статуса и чего в них больше — сельского или городского.

80% кукморчан высказали решительное и предсказуемое «да» статусу города, а депутаты Госсовета мнение народа в минувший понедельник охотно поддержали 80% кукморчан высказали решительное и предсказуемое «да» статусу города, а депутаты Госсовета мнение народа в минувший понедельник охотно поддержали

80% ЖИТЕЛЕЙ КУКМОРА СКАЗАЛИ ГОРОДУ «ДА»

«Явка была ниже, чем на обычные выборы. Но для голосования — большая посещаемость», — рассказывает о 67% кукморского электората, пришедшего осенью прошлого года на избирательные участки, чтобы сделать исторический для своего района выбор, первый заместитель главы Кукморского района Равия Каримуллина.

Мы беседуем в кабинете Каримуллиной, который находится на втором этаже местной администрации. Она делит общую приемную с главой района Сергеем Димитриевым, который в день приезда корреспондента «БИЗНЕС Online» находится в рабочей поездке в Казани.

Его первый зам — уроженка района, про которую можно сказать: человек советской закалки. Преподаватель математики по образованию, начала карьеру в 1978 году, а на государственной службе — с 1987-го. Все это время проработала в Кукморе. Каримуллина объясняет мне, вспоминая памятное голосование о выборе статуса населения, что оно проходило совместно с референдумом по самообложению. «Менталитет же у нас какой, а почему я должна голосовать, чтобы отдать деньги дополнительно кому-то?» — говорит Каримуллина. И действительно, на последние парламентские выборы в районе собрали стандартные для себя 87% электората.

Сергей Димитриев — один из самых молодых районных руководителей республики Сергей Димитриев — один из самых молодых районных руководителей республики Фото: kukmor.tatarstan.ru

Так или иначе, но 80% кукморчан высказали решительное и предсказуемое «да» статусу города, а депутаты Госсовета мнение народа в минувший понедельник охотно поддержали. Сейчас в Кукморе ждут подписи президента республики Рустама Минниханова и публикации в официальных печатных органах власти — газетах «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан».

Историческую для себя победу в Кукморе (а статус города там безуспешно пытались получить еще со времен эпохи застоя) связывают прежде всего с главой района, который скоро будет еще и именоваться мэром. Димитриев — один из самых молодых районных руководителей республики, в сентябре прошлого года ему исполнилось всего лишь 34 года. Он окончил Казанскую ветеринарную академию, поработал зоотехником в местном хозпредприятии, а в 2007 году возглавил кукморский ООО «Восток», организацию, которая, естественно, также занималась хозяйством. Рассказывают, что «Восток» в те времена испытывал серьезные финансовые проблемы, однако молодой специалист, безусловно, имея предпринимательскую жилку, предприятие сначала сохранил, а затем сделал довольно успешным.

Районный бюджет в этом году составляет 1 млрд. 116 млн. рублей, что для 29 сельских поселений с населением в 52 тыс. человек вполне неплохо

Предприимчивого хозяйственника приметил министр сельского хозяйства Татарстана Марат Ахметов, тем более какое-то время Димитриев жил в столице республики. Именно Ахметова называют протектором сначала главы исполкома (Димитриев им стал в 2014 году), а затем и главы Кукморского района. Надежды своего старшего товарища Димитриев, к слову, уже оправдывает: так, совсем недавно Кукмор обошел по производству молока один из флагманов республики в этой отрасли — Балтасинский район. Правда, своего молокозавода в Кукморе нет. И это надо исправить, считают в районе. «Улучшить инвестиционную привлекательность», — так объясняет мне причину стремления «выбиться в город» Димитриева его первый заместитель Каримуллина. Она тем временем перечисляет мне количество лампочек, которые установили пока еще в поселке и как обустраивали набережную.

Сказать, что без статуса города в Кукморе нет денег, безусловно, нельзя. Районный бюджет, к примеру, в этом году составляет 1 млрд. 116 млн. рублей, что для 29 сельских поселений с населением в 52 тыс. человек вполне неплохо. В самом же Кукморе проживает порядка 17,7 тыс. жителей. Но в действительности населенный пункт состоит из трех поселков: кроме самого Кукмора, это Большой Кукмор и Манзарас. Их совокупное население и составляет положенные городу 25 тысяч.

. Населенный пункт состоит из трех поселков: кроме самого Кукмора, это Большой Кукмор и Манзарас. Их совокупное население и составляет положенные городу 25 тысяч

БЮДЖЕТНЫЕ НАДБАВКИ ЗАБРАЛИ ЕЩЕ В 1998 ГОДУ

Один из главных вопросов, который возникает, когда населенный пункт меняет статус: что станет с социальными надбавками бюджетникам? Как сельским работникам государство прежде всего доплачивает врачам и учителям. «Надбавки забрали еще в 1998 году, — почему-то оптимистично отвечает на мой вопрос Каримуллина, но потом добавляет не так радужно, что год тот в истории страны вообще был тяжелый. — Тогда Кукмору дали статус поселка городского типа».

Вместе с Каримуллиной мы направляемся к одной из пяти местных школ. Замглавы района подвозит меня на, вероятно, черном служебном Mercedes E350 с личным водителем до лицея №2. Трехэтажная школа расположена в живописном месте на фоне холмов, а у ее ворот со стороны улицы Ворошилова расположился местный парк Победы с положенными тому танками и скамеечками в виде амфитеатра.

Со стороны улицы Ворошилова расположился местный парк Победы с положенными тому танками и скамеечками в виде амфитеатра Со стороны улицы Ворошилова расположился местный парк Победы с положенными тому танками и скамеечками в виде амфитеатра

Лицей №2 — школа непростая. И это видно сразу. Встречает на пороге толпа школьников, которые в этот день сдают пробные ОГЭ и ЕГЭ. Потому корреспондент «БИЗНЕС Online» долго пробирается по фойе, стены которого увешаны фотографиями выпускников, которых ценят и по-районному очень гордятся. В их числе, например, заместитель председателя Государственного Совета РТ Римма Ратникова или председатель Конституционного суда республики Фархат Хуснутдинов.

«У нас очень много олимпиадников», — начинает директор лицея, в котором обучаются почти 750 учеников, Любовь Камалова долго перечисляет, кто из учеников в этом году занял призовые места по географии, биологии и далее по списку естественных наук. Камалова разговаривает со мной поверх монитора ее ноутбука, на котором еще цела наклейка «Год учителя» как знак памяти и уважения правительственной программы оснащения средних учебных заведений. Интересуюсь, сколько у них в школе специалистов — оказывается, что 75.

Лицей № 2 — школа непростая. В числе выпускников — заместитель председателя Государственного совета РТ Римма Ратникова или председатель Конституционного суда республики Фархат Хуснутдинов Лицей №2 — школа непростая. В числе выпускников — заместитель председателя Государственного Совета РТ Римма Ратникова или председатель Конституционного суда республики Фархат Хуснутдинов

— Не боитесь, что в городе-то жить хуже будет? Может, ставки отберут? — задаю еще один вопрос.

— У нас не отберут, — заверяет она меня, отмечая, что часть учителей, конечно, потеряет субсидии за оплату услуг ЖКХ. — Но суммы там незначительные.

Средняя зарплата учителя в районе в этом году составляет 21 429 рублей. К примеру, 5 лет назад зарплата была чуть менее 13 тысяч. Камалова признает, что многих учителей «вытягивают» всевозможные гранты, например молодых специалистов.

Впрочем, местным учителям есть куда смотреть и на кого равняться. Например, на коллег-бюджетников — кукморских врачей, которые, как отмечают в администрации, получают в среднем без малого 36 тыс. рублей. А в местной центральной больнице и вовсе заработанная плата превышает 40 тысяч. Сразу несколько собеседников «БИЗНЕС Online» рассказывают о том, что такой заработанной платой был удивлен спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, который на одном из мероприятий даже поднял ради ответа местного главврача. Секрет успеха заключался еще и в том, что в районной больнице оказывают платные услуги, а также проводят непростые операции, ради которых в Кукмор приезжают жители соседних районов.

Первая ассоциация, которая приходит на ум при упоминании названия района, — это валенки Первая ассоциация, которая приходит на ум при упоминании названия района, — это валенки

ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР

Но прежде всего Кукмор — центр промышленный. Естественно, что первая ассоциация, которая приходит на ум при упоминании названия района, — это валенки. Местный валяльно-войлочный комбинат широко известен как за пределами района, так и за пределами республики. Кукморскими валенками в первую очередь запасаются в Сибири. Есть в Кукморе и швейная фабрика. Однако если и называть одно из предприятий градообразующим, то таковым должна являться фабрика посуды Kukmara. Вообще, производству посуды в Кукморе суждено было быть исторически. Еще в 1730 году купец Иван Тряпицын начал строительство здесь медеплавильного завода. Нынешний завод расположен напротив местного железнодорожного вокзала. Меня встречает коммерческий директор Райнур Салимгараев, и один из первых вопросов, который я задаю ему: помогает ли железная дорога логистически? В ответ он пожимает плечами и говорит, что прежде всего их продукция доставляется на грузовиках.

Местный валяльно-войлочный комбинат широко известен как за пределами района, так и за пределами республики Местный валяльно-войлочный комбинат широко известен как за пределами района, так и за пределами республики Фото: «БИЗНЕС Online»

Салимгараев проводит меня про цеху и показывает, как кукморские сковородки и кастрюли превращаются из металлической массы в то, что видит покупатель. Мы проходим мимо огромных прессов и печей, переходим в другой корпус, где будущий товар уже принял форму, но ему еще необходима обработка. На заводе Kukmara сейчас работает чуть менее тысячи человек. И абсолютное большинство из них — местные жители. Часть высококвалифицированных специалистов удалось переманить из предприятий военно-промышленного комплекса, которым в 90-е и нулевые пришлось несладко. Самому кукморскому заводу удалось выжить в непростое для страны время во многом благодаря руководителю. Генерального директора предприятия Азата Загидуллина мне описывают словами «местный миллиардер». Но сравнивают не с Геннадием Тимченко или Ротенбергами, а скорее с Сергеем Галицким или Олегом Тиньковым.

Если и называть одно из предприятий градообразующим, то таковым должна являться фабрика посуды Kukmara Если и называть одно из предприятий градообразующим, то таковым должна являться фабрика посуды Kukmara

В 2019 году завод должен расшириться почти вдвое — за счет строительства нового здания на территории местного промышленного парка, который называют одним из главных предметов гордости главы района. Он сделал на него ставку, и появление в Кукморе своего промышленного кластера — одна из причин стремительного получения статуса города.

На заводе Kukmara сейчас работает чуть менее тысячи человек. И абсолютное большинство из них — местные жители На заводе Kukmara сейчас работает чуть менее тысячи человек. И абсолютное большинство из них — местные жители

«ЖИТЕЛИ КУКМОРА МЕНТАЛЬНО СЧИТАЮТ СЕБЯ СЕЛЬЧАНАМИ»

«От перестановки слагаемых ... » — машет рукой и не договаривает во время разговора со мной за чашечкой чая один из местных предпринимателей, пожелавший остаться неназванным. «Жители Кукмора ментально всегда считали себя прежде всего сельчанами», — добавляет он.

С ним совершенно не согласны в районной администрации.

Именно на примере многоквартирных домов и проявляется кукморская сельская ментальность Именно на примере многоквартирных домов и проявляется кукморская сельская ментальность

— Кукмор знать не знает сельского уклада! — утверждает Каримуллина.

— Ну посмотрите, сколько у вас частных домов, — спорю я.

— Есть частные дома. Но есть и 163 многоквартиных дома, еще один сдаем сейчас!

Именно на примере многоквартирных домов, утверждает один из собеседников «БИЗНЕС Online», и проявляется кукморская сельская ментальность. Часть домов имеют рядом с собой гаражи, которые жильцы на самом деле используют как погребы для овощей, картофеля. Однако в ближайшее время их будут сносить.

«Это незаконные постройки», — объясняет заместитель главы.

Местным бабушкам и дедушкам, которые привыкли, что погреб всегда в 20 метрах от дома, было довольно непросто понять молодого чиновника с айфоном в руках Местным бабушкам и дедушкам, которые привыкли, что погреб всегда в 20 метрах от дома, было довольно непросто понять молодого чиновника с IPhone в руках

Каримуллина рассказывает, что глава района едва ли не в первую очередь начал разъяснительную работу с жителями. Дескать, незаконных построек быть не должно, могут приехать надзорные органы, которые руководство района обязательно накажут. А если еще не дай бог что случится, например пожар, то о последствиях лучше вовсе не говорить вслух.

В ответ Димитриев столкнулся с непониманием жильцов. Местным бабушкам и дедушкам, которые привыкли, что погреб всегда в 20 метрах от дома, было довольно непросто понять молодого чиновника с IPhone в руках. Остается неизвестным, когда Димитриев все же решится примерить на себе роль местного Сергея Собянина.

В целом же жители города преимущественно рады новому статусу. «Почему Арск — город, Мамадыш — город, а мы — нет?!» — говорит один из собеседников нашего издания. Возможно, решится проблема ЖКХ, надеются одни. Может быть, зимой прибавится очистительной техники, говорят другие. Проблемы эти есть и их нужно решать, отвечают в администрации.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (80) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.04.2017 10:15

Язуларны татарча да эшләргә иде яшь һәм сәләтле хакимият башлыгына. Районда татарлар күп бит, алар үз җирендә яши, тырышып эшли

  • Анонимно
    23.04.2017 09:21

    От этого простым людям легче не станет. Субсидии отберут. Налоги повышается . Итд.

    • Анонимно
      23.04.2017 10:24

      Кукморчане без вас разберутся.

    • Осаго станет городским, учителя перестанут считаться сельскими, как и врачи. Главе захотелось стать мэром города, похоже.

      • Анонимно
        23.04.2017 16:25

        В статье же написано, что статус городского поселения (пгт) уже давно присвоен, нет в Кукморе никаких льгот, которые полагаются сельским жителям.

    • Анонимно
      23.04.2017 15:55

      Кукомрцы и кукморки давно заслужили своим трудом статус горожан. Не надо ныть, надо работать - и всё у нас будет хорошо! Поздравляем наших славных земляков и желаем блага и процветания новому городу - Кукмору. ( у меня из дедовской деревни раньше до ближайшего города было 80 км. Теперь - 30)

    • Анонимно
      24.04.2017 06:59

      Но зато хорошо будет Вашему депутату ГС РТ ВАМИНу !

    • Анонимно
      24.04.2017 22:00

      Тогда нужно этот аул сделать 2й столицей Татарстана,раз там живут такие не в меру амбициозные сельские доярки и механизаторы в супер валенках

  • Анонимно
    23.04.2017 09:22

    Кукморцы- молодцы!!!! Красиво в Кукморе по фотографиям! Видимо, у власти стояли выходцы из своего района, желающие украсить районный центр, нарастить производство, чтобы было достаточно рабочих мест и было, чем гордиться. В РТ многие деревни, в том числе Бавлы, Азнакаево Мамадыш, стали городами. Кукмор заслужил именоваться городом. А вот Уруссу - посёлок городского типа, которым гордились жители и восхищалась в 50-тидесятых годах знаменитая писательница Мариетта Шагинян, становится всё страшнее и страшнее, а теперь ещё по 2 (две)газоотводные трубы торчат с каждой кухни многоэтажных домов, опоясанных тяжелыми газовыми трубами. Впечатление, что посёлок вот-вот должен отправиться в космическое путешествие. Страшно.

    • Анонимно
      23.04.2017 13:11

      Учите историю.
      Мамадыш в статусе уездного города с конца 18 века.

  • Анонимно
    23.04.2017 10:15

    Язуларны татарча да эшләргә иде яшь һәм сәләтле хакимият башлыгына. Районда татарлар күп бит, алар үз җирендә яши, тырышып эшли

    • Анонимно
      23.04.2017 18:42

      Районда 90 процент татар яши. Нинидидер мескенлек Кукмара хакимиятендэ кюзэтелэ, оятлары да юк.

  • Анонимно
    23.04.2017 10:41

    Город отберет радость и счастье жить на земле. Станет гораздо больше чиновников. А они задавят жизнь.

    • Анонимно
      23.04.2017 11:05

      Не считайте себя умнее кукморчан..

    • Анонимно
      23.04.2017 11:11

      У нас не Германия, где такие порядки и такая власть, что будешь ходить по струнке.А не будешь, разоришься на штрафах.

  • Анонимно
    23.04.2017 10:49

    На мой взгляд это наверное неправильно.Зачем нужны им повышенные налоги и прочие атрибуты города. Чего там есть то в этих райцентрах ставших городами до Кукмора.Работы для многих нет.Зарплаты желают лучшего за исключением зарплат начальства.Да строят новые многоэтажки,да приходят туда ритейлеры торговые некоторые и что?Это ведь и так естественно в 21 веке.В эти новые многоэтажки в этих новых городах в основном заселяются жители деревень этих районов которые образно говоря бегут из деревни в поисках лучшей доли и часть этих квартир скупают жители ближележащих мегаполисов образно говоря на старость.Эти новые города становятся образно говоря резиновыми так как население деревенское и пенсионеры прибывают а рабочих мест почти нет.А это большая нагрузка на экономику этих новых городов.Очень многие едут на работу в местные мегаполисы.От перемены слагаемых сумма как говорится не меняется.Стоит ли овчинка выделки?

  • Анонимно
    23.04.2017 11:04

    Там гора и тут гора как квитанции новые получите начнете ахать

  • Анонимно
    23.04.2017 11:12

    у нас самый лучших глава! Сергей Димитриев спасибо Вам, большое !

  • Анонимно
    23.04.2017 11:19

    Как будто лучше будет. ОСАГО тариф повысится, налоги тоже. Чему радоваться? Уровень жизни не изменится же. Альфред Ш.

  • Анонимно
    23.04.2017 11:22

    На фото все красиво

  • Анонимно
    23.04.2017 11:23

    Реально Кукмор убогий как и вся российская глубинка! Проехай по селам Германии или Италии или Испании и сразу станет понятно куда мы движемся

    • Анонимно
      23.04.2017 18:46

      Не думаю, что в селах Испании и Италии есть ледовые дворцы и бассейны с 50-метровой дорожкой, а в Кукморе есть.

    • Анонимно
      23.04.2017 19:20

      Ей убогий, заедь в соседнюю Кировскую область в аналогичные поселки, а не в Германию, Италию и сравни

    • Анонимно
      26.04.2017 10:43

      Ты не видел деревни Италии и Испании 50-60 годов, в них царили нищета и убожество. Достаточно посмотреть фильмы эпохи итальянского неореализма, чтобы в этом убедиться. Важна тенденция, если итальянские и испанские села сегодня выглядят как на картинке, то и татарстанские встали на этот путь. Именно по Кукмору это хорошо видно, я вот не был там 20 лет, а в прошлом году съездил и поразился тамошним переменам в лучшую сторону.


  • Анонимно
    23.04.2017 11:24

    выгодно это администрации..так как денег в бюджет города больше придёт..будет теперь откуда строить дома себе, машины..жителям же придётся больше платить по налогам, субсидии уберут. Заживет народ! Уважаемый Глава для народу стараться надо,а не для личного кармана.

  • Анонимно
    23.04.2017 12:25

    Из пяти школ только одна татарская, а в других четырех даже нет ни одного татарского класса.

    • Анонимно
      23.04.2017 13:48

      зачем там классы если есть татарская школа?

      • Анонимно
        23.04.2017 18:47

        Там 90 процентов населения татары, между прочим.

        • Анонимно
          24.04.2017 07:29

          И что?

          • Анонимно
            24.04.2017 11:29

            А то, что для татар должна быть система национального образования, которую сегодня уничтожают.

            • Анонимно
              24.04.2017 12:06

              значит не нужна она-иначе требовали бы.

              • Анонимно
                24.04.2017 12:39

                Еще как требуют, вы просто не в курсе. Читайте сайт Радио "Азатлык", там постоянно об этом идет информация.

  • Анонимно
    23.04.2017 12:36

    Я из Кукмора.Большинство Кукморян не хотят статус города.

    • OlegBelg
      24.04.2017 00:01

      Надо было обратиться к казанским общественным активистам с просьбой понаблюдать за подсчетом голосов на референдуме. Информация об этом референдуме должна была быть размещена в системе ГАС- "Выборы". Но даже сейчас информации об итогах референдума по переводу Кукмора в статус города - нет. По самообложению итоги референдума есть, а по переводу в статус города на сайте ЦИК РТ - нет. Это грубое нарушение федерального закона и закона РТ "О местном референдуме".

      • Анонимно
        25.04.2017 03:57

        Кукморе уже народ не знает что такое выборы или референдум там и депутаты выбирает по назначению смотрите только на ВАМИН почему Арчане не выбирали коренного жителя депутатом по Арскому округу а именно на Кукморский одномандатный округ ?-АУ-У-У-

  • Анонимно
    23.04.2017 12:51

    Эх Кукмара поездлар утыб бара

  • Анонимно
    23.04.2017 12:52

    //Еще в 1730 году купец Иван Тряпицын начал строительство здесь медеплавильного завода. Меня встречает коммерческий директор Райнур Салимгараев//

    Завод нужно отдать потомкам настоящего владельца предприятия.

  • Анонимно
    23.04.2017 13:18

    Да это все ерунда, не нужен нам статус города. Это все выгодно для администрации только, и хотят вписать себя в историю

  • Анонимно
    23.04.2017 13:21

    Кукмор. Видела. Дорожных знаков больше чем дорог!особенно на центральной улице.

  • Что за мода пошла создавать из провинциальных деревень города? Еще кеак в Киргизии в каждом ауле будут создавать кукморский или Мамадышский университет или новые иннополисы1

    • Анонимно
      23.04.2017 21:09

      якшы бит идея! Кукморполис. Валенки и сковородки инновационные производить будем! Весь мир по производству валенок обгоним! 100 % даю - валенков произведем больше, чем в Австралии, Таиланде и Египте!

    • Анонимно
      23.04.2017 21:53

      Мурат абзый килеп кара башта Кукмара кэжэлэрен, аннан. он эйтерсен провинциальный дип! Наши козы дают больше молока!

  • Анонимно
    23.04.2017 14:09

    Эй Кукмара, Кукмара
    Ерагаймасын ара.
    Сагынырсын, саргаярсын,
    Балтачка китеп кара....)))))

  • Анонимно
    23.04.2017 14:23

    25 тыс населения и называют городом? Смешно! У нас в ЖК Солнечный город больше народа живет.

    • Анонимно
      23.04.2017 16:23

      А города Лаишево и Болгар с населением 8 тыс. не смешно?

    • Анонимно
      23.04.2017 17:49

      А вы знаете, что причина , вызывающая смех, характеризует уровень развития человека? Мне вас жаль, если простая цифра 25 тысяч , вам кажется смешной.

      • Анонимно
        23.04.2017 23:28

        Поддерживаю. Причем изначально говорили, что Большой Кукмор не будет входить в состав. И в референдуме нас, жителей Большого Кукмора не спрашивали. А теперь вот те на. Будем жить в городе, значит.

    • Анонимно
      23.04.2017 18:49

      Я в США видел городки с населением в 2-3 тыс жителей, особенно в сельскохозяйственных штатах Айове и Северной Дакоте.

      • Анонимно
        23.04.2017 20:07

        Да, за границей "городами" подчас называются даже населённые пункты меньше нашей деревни. Уж не знаю по каким критериям они называются "городом".

        Вообще главный критерий города - это не заниматься сельским хозяйством. Поэтому например Свияжск (на острове) - это город, хотя по численности населения это небольшое село.

      • Анонимно
        23.04.2017 21:14

        Если равняетесь на США, то давайте и уровень жизни в Кукморе как в Дакоте сделаем! И среднюю зарплату как в Айове!

      • Анонимно
        24.04.2017 11:21

        США-капиталистически развитая страна.Мировые финансы сосредоточены у них,Доллар имеет хождение по всему миру,что обеспечены авианосцами.Попробуй торговать по миру,за рубли.Через день обьявят,что в Кукморе нарушают Права человека и нет Демократии.

  • Анонимно
    23.04.2017 14:24

    Обычный, Богом забытый провинциальный райцентр . С убывающим населением, отсутствующей инфраструктурой. Хоть как назови. Не поможет. Нужно в России в целом изменить подходы к местному самоуправлению . Сейчас, как в СССР, все снова сосредоточили в Москве. Как будто всей остальной страны и нет...

    • Кукмор обычный? Много у нас в райцентрах фабрик и заводов с оборотом в миллиард рублей? Кукмор, наоборот, ещё пример для многих, а забытый он искусственно, чтобы не затмевать удачливый соседний район.

      • Анонимно
        23.04.2017 18:58

        Там рядом в Кировской области, в 10 километрах, Вятские Поляны, действительно, вымирающий город, с огромным оборонным заводом, брошенным Москвой. В километрах 30 есть еще Малмыж, тоже депрессивный город соседней области.

        • Анонимно
          24.04.2017 11:45

          да там ижи=вредители и серые схемовики=банкротчики все разворовали и на них нет управы. жаль мне родной моногород Вятские Поляны (Нократ Аланы) и градообразующее предприятие МОЛОТ... а ничего поделать не могу. увы. распродают теперь некогда мощный Завод по частям... скупают его те же выгодоприобретатели банкротства Завода - ижи=вредители, расположенные также в Полянах, "под брюхом", и нет на них управы.
          а за Кукмор оч.рад - развиваются, в отличии от...
          Дамир.

          • Анонимно
            24.04.2017 12:40

            К Татарстану надо присоединяться!

            • Анонимно
              24.04.2017 14:39

              согласен. административно прессуют... чуть ли не уг.дела заводят по надуманным предлогам. Дамир

  • FIM71
    23.04.2017 15:19

    Мечты сбываются. Кукмор всегда хотел быть городом. Если есть рабочие места, жильё, развита инфраструктура - то жить в маленьком городе проще и интереснее чем в большом. Здесь все люди на виду и от этого ближе друг к другу. Все проблемы решаются гораздо легче, земляки помогают (или не помогают) друг другу, гордятся достижениями, огорчаются неудачам. Это обычный провинциальный менталитет, но с чего Вы взяли, что это плохо. Уважаемые Кукморцы, ваши соседи Мамадышцы поздравляют Вас с обретением статуса города.

  • Анонимно
    23.04.2017 18:07

    по фото все симпатично и ухожено. а уж как в реальности - неизвестно... выбор жителей - быть городом или селом.

    • Анонимно
      23.04.2017 19:18

      Я в Кукморе лет двадцать не был, в прошлом году съездил и был поражен тамошними переменами. Поселение вполне заслуживает быть городом.

  • Анонимно
    23.04.2017 19:48

    Про зарплаты врачей,чистый обман

  • Анонимно
    23.04.2017 23:10

    То что город стал я не знаю хорошо или плохо.Но Кукмор наш реально крутым стал.То что на фотографиях это не вся красота.Про деприссивность.У нас огромный ледовый дворец.спорт комплекс с несколькими бассейнами.крутой горнолыжный комплекс с доступными ценами частный междупрочим.И хозяева не удащливые а простая тренерская семья.Занимаются там сотни детей которые составляют костяк горнолыжной сборной Татарстана.Много чего можно писать хорошего.Просто времени жалко.Пишу потому что задели .Не верите приезжайте посмотрите.Я много ездил по Великой и могущей и знаю про деприссивность.

  • Анонимно
    24.04.2017 00:39

    Шунда да Кукмарада рәтләп татар язуын күреп булмый. "Мин яратам сине Кукмара" урынына - "Я люблю тебя Кукмор"

  • Анонимно
    24.04.2017 06:35

    Ничегр в жизни жителей Кукмора не поменяется в лучшую сторону((( смена вывескки.

  • Анонимно
    24.04.2017 08:03

    БАЛТАЧ калды уртада -шэхэр статусы кайчан аласыз балтачлар ?????

  • Анонимно
    24.04.2017 08:07

    Нет таких зарплат!

  • Анонимно
    24.04.2017 09:47

    Давайте ещё сделаем городами Тюлящи, Балтачи, чем они плох, там туже коров по центр гуляет.

  • Анонимно
    24.04.2017 10:57

    Погреба,что у домов,нельзя трогать.И не надо будоражить старых бабушек.У них понимание сельского жителя.Что квартира,воспринимают удобством проживания.Горячая вода,туалет,ванна. Наличием погребов,они обеспечивают себя овощами,составляя конкуренцию "Магниту".Это по жизни верно.

    • Анонимно
      24.04.2017 11:44

      Я бы, вообще, запретил многоэтажное строительство в районных центрах Татарстана, портят они облик поселения и лишают удобств жителей, уродливо выглядят и не вписываются в окружающий пейзаж. Там должны быть сооружения максимум в 2-3 этажа типа "таунхаус", тогда и с погребами для желающих не будет проблем. Для удешевления и быстроты строительства их можно делать блочными.

  • Анонимно
    24.04.2017 15:29

    Чёт не увидел архитектуры красивой, убогие дома из кирпича, как и во всей татарской глубинке

  • Анонимно
    24.04.2017 16:41

    Это руководству хорошо - бюджет лучше, а население сейчас по городскому за ЖКХ платить будут - РАДУЙТЕСЬ горожане ))

  • Анонимно
    25.04.2017 00:24

    Все гаражи,бани в Кукморе сносятся незаконно,только по решению суда все эти постройки могут быть признаны незаконными постройками.Глава творит беззаконие.Вы пишете , что нет в Кукморе маслозавода,как нет- есть.Бывший глава,а ныне депутат Рахматуллин выкупил его.Куда смотрят правохранительные органы.Дорог в Кукморе нет.Надо у простого народа спрашивать, как Вам живется,а не у местных чинуш.

  • Анонимно
    25.04.2017 11:53

    https://vk.com/golos_kukmora Вот тут проходит голосование о желании кукморчан в присвоении Кукмору статуса города.

  • Анонимно
    25.04.2017 12:04

    https://vk.com/golos_kukmora Вот тут идет голосование среди кукморчан по вопросу присвоения Кукмору статуса города. Если Вы из Кукмора и Вам более 18 лет можете оставить свой голос.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль