Машиностроение 
24.04.2017

«В Средиземном море мне довелось руководить боевой работой зеленодольских кораблей...»

Дмитрий Рогозин сватает Татарстану производство судовых дизелей как новую «визитную карточку»

Десятый малый ракетный корабль прославившегося в сирийской кампании проекта «Буян-М» заложили сегодня на Зеленодольском заводе им. Горького. За ним последуют еще два систершипа. Тем временем корабелы рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» о больших проблемах с производством отечественных дизельных двигателей для ВМФ, а вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин подчеркнул, что надо строить не только корабли, но и пассажирские суда.

. Сегодня Зеленодольский завод им. Горького принимал много важных персон, которые съехались на закладку десятого по счету малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М»

«МОЖНО СКОЛЬКО УГОДНО ТРЕЩАТЬ О СОЛИДАРНОСТИ С КРЫМОМ»

«Град» — так решено назвать десятый по счету малый ракетный корабль (МРК) проекта 21631 «Буян-М», заложенный сегодня на АО «Зеленодольский завод им. Горького». Давно на церемонии закладки не было столько важных персон. Приехали вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин, премьер-министр РТ Алексей Песошин, первый зампред коллегии военно-промышленной комиссии РФ Иван Харченко, министр промышленности и торговли РТ — вице-премьер РТ Альберт Каримов, депутат Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов, глава Зеленодольского муниципального района Александр Тыгин, гендиректор АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» Иван Егоров.

Рогозин начал с того, что раскрыл «страшную» заводскую тайну, о которой все знают, но никто не говорит. Речь идет об участии зеленодольского предприятия в жизни керченского судостроительного завода «Залив». Поприветствовав заводчан, Рогозин сообщил, что хотел бы поговорить не о закладке МРК, а «немножко о другом»: «Три года назад, когда Крым вернулся в Россию, появилась задача подъема его промышленности, которая была вполне разрушена. В Крыму много судостроительных заводов, и они стояли долгое время без дела, корабелы в поисках работы уезжали за границу, большинство из них работали в России. Я сам видел на Амурском судостроительном сотни украинских судостроителей, которые давно уже оторвались от родного дома, уехали из Керчи, Феодосии, Севастополя в поисках хоть какого-то пропитания, жизни и хоть какой-то перспективы. Сейчас многие из них возвращаются в Крым. И именно зеленодольский завод, именно Татарстан буквально в первые недели после того, как Крым проголосовал за возвращение в Россию, начал помогать ему восстанавливать свою промышленность. Именно тогда зеленодольские корабелы появились в Керчи, на заводе „Залив“, и сегодня он ваш побратим. Это ваше общее дело, вы вместе там трудитесь, это такая родовая связь между Зеленодольском и Керчью. Завод сегодня стал работать, люди получают зарплату, они поверили в то, что у них и у их детей есть будущее.

И сегодня директор вашего завода пригласил меня в ноябре в Керчь, где будет сдаваться первый дом для корабелов. Это огромное событие! Я просто хотел воспользоваться сегодняшней закладкой и всех вас поблагодарить. Вы не просто протянули руку помощи крымчанам, но и поделились своими заказами, тем самым вы показали, что у зеленодольских корабелов есть понимание, как делать свое дело и в профессиональном, и в гражданском смысле».

Позже в беседе с журналистами Рогозин вновь обратился к этой теме: «Речь идет об оказании прямой шефской поддержки. Ведь когда Крым стал российским, потребовались решительные и очень быстрые меры, чтобы запустить заводы, которые просто лежали на боку, о некоторых складывалось впечатление, что их „Мессершмитты“ с „Юнкерсами“ бомбили.

. Зеленодольский завод буквально в первые недели после того, как Крым проголосовал за возвращение в Россию, начал помогать керченскому судостроительному заводу «Залив» восстанавливать свою промышленность

Конечно, правительство России помогало, но кому-то надо было поделиться с крымчанами заказами, оторвать их от себя, оторвать от себя технологов, чтобы они помогали восстановить производство, конструкторов. Зеленодольцы сделали огромное дело. Можно сколько угодно трещать о солидарности с Крымом, а вот поделиться своим, передать туда часть людей, рискуя ритмичностью производства, — это достойно высокого уважения со стороны тех, кто знает суть этой работы».

Что ж, возможно, своими откровениями Рогозин, наконец, «легализовал» тему «завод им. Горького — Залив».

ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

Напомним, что история с проектом 21631 «Буян-М» (автор — АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» — ЗПКБ) началась для завода им. Горького в 2003 году. В то время главком ВМФ Владимир Куроедов сообщил, что завод им. Горького будет назначен головным исполнителем работ по перевооружению Каспийской флотилии — получит заказ на строительство новой серии кораблей. А вообще решение о строительстве серии «Буянов-М» было принято в августе 2002 года в рамках программы судостроения для Каспийской флотилии.

Почти ровно 7 лет назад, 17 мая 2010-го, зеленодольский завод выиграл тендер и 26 мая подписал с министерством обороны РФ контракт на строительство 5 кораблей. Первый «Буян-М» («Град Свияжск») был заложен 27 августа 2010 года. В 2013 году стало известно, что «Буянов-М» будет 6, а в 2014-м появилась новость, что завод получил заказ еще на три МРК. Эксперты напрямую связали этот контракт с Черноморским флотом (ЧФ), который сегодня нуждается в экстренном усилении. И действительно, вскоре руководство завода сообщило о том, что три «Буяна-М» «разворачивают» на Черное море.

Сегодня головной «Град Свияжск» и серийные «Углич» и «Великий Устюг» несут службу в составе Каспийской флотилии. Каспийские «Буяны-М» продемонстрировали свои боевые возможности 7 октября 2015-го, когда они выпустили по объектам ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.) крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК». 20 ноября того же года последовал новый залп — 18 крылатыми ракетами... «Зеленый Дол» и «Серпухов» после краткой черноморско-средиземноморской эпопеи переданы на Балтийский флот. На стапелях находятся МРК «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия» и «Грайворон», а теперь и «Град». По всей видимости, все они пойдут на ЧФ.

. Отвертки крутили Дмитрий Рогозин, Алексей Песошин и Иван Егоров

Основные ТТХ проекта 21631 «Буян-М». Экипаж — 32 - 36 человек; длина — 74,1 м; ширина — 11 м; осадка — 2,6 м; водоизмещение — 949 т; скорость — 25 узлов, дальность хода — не менее 1500 миль, автономность — не менее 10 суток. Вооружение: установка вертикального пуска комплекса «Калибр-НК» на 8 ракет; 100-мм артиллерийская установка АК-190-01/А-190М; 30-мм установка АК-630М-2 «Дуэт»; две 14,5-мм морские тумбовые пулеметные установки; два ЗРК «Гибка»; три 7,62-мм пулемета; противодиверсионный гранатомет.

Говорилось о том, что всего «Буянов-М» должно быть 12, но от строительства трех МРК потом отказались, однако в конце 2015 года минобороны «одумалось» и заказало Зеленодольску еще три прекрасно зарекомендовавших себя корабля. Этот контракт (на 27 млрд. рублей) стал одним из самых громких соглашений, заключенных на форуме «Армия-2016». «Сегодняшняя закладка говорит о том, что ваши корабли востребованы и вы с честью выполняете возложенные на вас задачи, — сказал сегодня Песошин. — Хочу поблагодарить правительство России, минобороны, командование ВМФ за доверие. Уверен, вы не подведете». Отметим, что это его первое явление на ВПК-поприще, предшественник Песошина Ильдар Халиков регулярно участвовал в оборонных мероприятиях.

То, как с честью выполняются боевые задачи, немного конкретизировал заместитель командующего Черноморским флотом Александр Окунь: «Мне во время командования оперативным соединением ВМФ в Средиземном море довелось наблюдать и руководить боевой работой двух кораблей, построенных на вашем заводе, — „Серпухов“ и „Зеленый Дол“, которые с честью справились с поставленной задачей. В настоящее время они произвели межфлотский переход и вступили в боевой состав Балтийского флота, продемонстрировав высокие мореходные качества и реализацию технических решений, которые вы в них вложили. Большая благодарность за проделанную работу вам и вашему руководителю Мистахову Ринату Искандеровичу, который прикладывает все усилия для укрепления обороноспособности страны». Таким образом, Окунь косвенно подтвердил информацию иностранных (но не российских!) СМИ, которые весной 2016 года сообщали, что «Зеленый Дол» и «Серпухов» отстрелялись по ДАИШ крылатыми ракетами. Эксперты «БИЗНЕС Online» тогда отмечали, что это беспрецедентный случай в новейшей истории отечественного флота: в чужих водах ВМФ не применял оружия со времен холодной войны.

РОГОЗИН ПРЕДЛАГАЕТ ТАТАРСТАНУ НОВУЮ ВИЗИТНУЮ КАРТОЧКУ

И наконец, сегодня были подняты важные темы выпуска гражданских судов, а также импортозамещения.

«Сегодня крайне важно наращивать продукцию гражданского назначения, — подчеркнул Рогозин. — И проект скоростного теплохода А145 говорит о том, что зеленодольские корабелы переходят уже в разряд судостроителей, которые могут делать очень качественные вещи для очень придирчивых покупателей. Это совсем другой класс работ. В гражданском судостроении требования подчас более жесткие, поэтому оно резко повышает и качество военного производства. Эта синергия и демонстрируется зеленодольскими корабелами. Очень импонирует то, что завод стал заниматься судовым оборудованием, а то часто бывает, что корпус сделан нами, а наполнение — сплошной импорт, почему другие страны и могут оказывать на нас давление».

. Закладная табличка ракетного корабля

Одним из важнейших вопросов вице-премьер назвал судовое двигателестроение, в частности производство дизельных двигателей. «Сегодня такое производство есть в Петербурге, на заводе „Звезда“», — дал несколько обтекаемую характеристику этому сегменту российской промышленности Рогозин. Тему можно назвать суперактуальной, в частности, для завода им. Горького. Напомним, что 5 построенных «Буянов-М» оснащены немецкими дизелями MTU, а на остальные установят двигатели китайского производства — после введения санкций немцы отказались продолжать поставки. Некоторое волнение вызывает недавняя информация о том, что движки из Поднебесной якобы оказались ненадежными. «Мы в китайских двигателях абсолютно уверены, — рассказал „БИЗНЕС Online“ генеральный директор ЗПКБ Виталий Волков, — хотя бы потому, что перед нами с ними работало Северное бюро со своим проектом „Охотник“. А распространявшаяся в СМИ информация об их поломках — неправда: мы специально этим вопросом интересовались, поскольку понимаем, что китайские двигатели идут и на наши корабли».

Что касается российских усилий по производству корабельных дизелей, то Волков к ним относится скептически: «Наша промышленность на этом направлении пока не готова — мы не ощущаем серьезных подвижек». В связи с такой характеристикой любопытно высказанное сегодня Рогозиным предложение: «Может быть, надо подумать над тем, чтобы корабельное двигателестроение стало новой визитной карточкой Татарстана?» Вице-премьер пообещал, что если такое желание у республики появится, то правительство России его, безусловно, поддержит.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.04.2017 19:04

Корабли видимо нужней . А станки и трактора пусть подождут.

  • Айда инде
    24.04.2017 18:49

    Гордость за тех, кто производит конкурентную боевую технику!

    • Анонимно
      24.04.2017 22:04

      Таких в России нет

    • Анонимно
      24.04.2017 23:37

      «В Средиземном море мне довелось руководить боевой работой зеленодольских кораблей...» - а я в нем просто купаюсь! Разница очевидна

  • Анонимно
    24.04.2017 18:57

    Как с зарплатой у изготовителей конкурентоспособной техники?

  • Анонимно
    24.04.2017 19:04

    Корабли видимо нужней . А станки и трактора пусть подождут.

  • Анонимно
    24.04.2017 19:10

    Возможно имеет смысл по двигателям поработать с Камазом.

  • Анонимно
    24.04.2017 19:20

    Дежавю. Военная техника одна из лучших. Товары народного потребления - отстой.

    • Анонимно
      24.04.2017 19:30

      Ломать не строить...вот девиз...

      • Анонимно
        24.04.2017 19:55

        Лет через десять опять начнут утилизировать построенное. История такова.

    • Анонимно
      24.04.2017 19:53

      У нас разве есть товары нарпотребления?
      Если бы у нас была продукция качественная и полезная, то у нашего руководства не было бы своих врачей и диетологов, которые контролируют своих подопечных..

  • Анонимно
    24.04.2017 19:52

    Из-за приезда одно высокого чиновника завод примерно встает на сутки, одни сутки в военных действиях играют важную роль....и без отверток все это построится..

  • Анонимно
    24.04.2017 20:16

    Назвать следующие заказы надо Волжск и Паратск!

  • Анонимно
    24.04.2017 20:20

    Нет, завод встает из-за приезда высокого чиновника на трое суток. Первые сутки до приезда- подготовка. Вторые - собственно сам визит. Третьи - уборка, проветривание.

  • Анонимно
    24.04.2017 21:05

    рагозин доказал даже профан может руководить закупкой оружия.

    • RustamR
      25.04.2017 07:50

      Тратить бюджетные деньги вообще ума много не надо, в современных условиях.

    • Анонимно
      25.04.2017 16:30

      И не только... этот чувак умудрился ранить себя в ногу во время стрельбы в тире, а вы говорите профан. Профессионал высшего разлива! Нам остается толко завыдоват! как выразилсвой восторг однажды по кмкому то поводу "отец всех народов"

  • Анонимно
    24.04.2017 21:44

    Надо ухватится за предложение Рогозина. Производство дизельных двигателей это перспективное направление.

    • Анонимно
      4.05.2017 12:26

      21:44 Перспективное. Но для этого надо знать и уметь в этой отрасли производства. А на казанских (республиканских) предприятиях те, кто знал и умел, уже в мире ином или оформляют документы в пенсионном фонде.

  • Анонимно
    24.04.2017 21:55

    Молодцы!

  • Анонимно
    24.04.2017 22:05

    КМПО должно обеспечивать двигателями отечественный ВПК!

    • Анонимно
      24.04.2017 23:12

      Они газовые компании двигателями обеспечивают. А производить двигатели для самолетов еще до развала СССР перестали.

      • Анонимно
        25.04.2017 12:48

        Насколько мне известно в газоперекачивающих агрегатах КМПО делал только "обвязку", а сам нагнетатель высокого давления - Казанькомпрессормаш.

  • Анонимно
    24.04.2017 22:12

    лишь бы в войнушку поиграть,а что нибудь мирное и полезное когда?

  • Анонимно
    24.04.2017 22:15

    Затраты российского бюджета на армию составили чуть более 5% ВВП, что является самым высоким показателем по отношению к валовому продукту за все время существования независимой России. Этот показатель вырос на фоне неблагоприятных внешнеэкономических условий, в первую очередь, падения мировых цен на нефть и газ и экономических санкций.

  • Анонимно
    24.04.2017 22:43

    Эхо советского прошлого

  • Анонимно
    24.04.2017 23:50

    Хватит тратить наши деньги на вооружение! Вы там вооружаетесь для борьбы непонятно с кем, ищете себе врагов, а бизнес умирает, а семьям скоро есть нечего будет! Копать землянки и строить бомбоубежища у людей нет денег.

    • Анонимно
      25.04.2017 07:19

      голодайте, а вот "элита российская" и при деньгах и речи толкает народу "мол, главное не деньги а армия и духовность", а в тв одна Украина и Сирия. счастье жить в россии!

  • Анонимно
    24.04.2017 23:51

    Наш Титаник идет ко дну...

  • Анонимно
    25.04.2017 07:57

    Меня поражает сверх пессимизм комментаторов. Так по мне пусть лучше военные корабли строят, чем особняки или частные горнолыжные курорты, тут и рабочие места и сырье, все отечественное!

  • Анонимно
    25.04.2017 08:12

    О, сколько радетелей за народный бюджет набежало. Методички новые получили чтоли?
    Ничё что благодаря оборонному бюджету тот же Зеленодольск в какой то мере на плаву находится??

    • Анонимно
      25.04.2017 09:31

      На эти же деньги и этими же людьми лучше бы мосты построили и дороги.

    • Анонимно
      25.04.2017 13:14

      Зеленодольск ий бюджет живет за счет продажи земли. Его стало не хватать и начали называть новые земли на Волге.

    • Анонимно
      25.04.2017 13:14

      Зеленодольск ий бюджет живет за счет продажи земли. Его стало не хватать и начали называть новые земли на Волге.

  • Анонимно
    25.04.2017 11:46

    А почему бы и не попробовать? На А-145 кажется тоже немецкие дизеля были.

  • Анонимно
    25.04.2017 13:01

    Можно, но лучше не совмещать

  • Анонимно
    25.04.2017 18:16

    А попутно моторные лодки не мешало бы научиться выпускать вместе с моторами. Сегодня и это у нас только импортное.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль