Интернет-конференция 
27.04.2017

Рифнур Сулейманов: «Генерацию и сбыт объединить можно, но есть риск завышения цен»

Глава «Татэнергосбыта» о том, почему он не в восторге от идеи объединения с «Татэнерго», а КАМАЗ и ТАИФ покупают электричество на стороне

«Помогает мой опыт работы в налоговых органах», — говорит о работе с должниками за электроэнергию директор АО «Татэнергосбыт» Рифнур Сулейманов. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал о напряженной конкуренции с коммерческими «сбытами», которые норовят увести из Татарстана налоговую базу, о перспективе перехода на прямые счета населению, минуя УК, а также о грядущем росте оптовых тарифов на 9%.

Рифнур Сулейманов: «Организация процесса энергоснабжения — надежного и бесперебойного — вот в чем наша основная задача» Рифнур Сулейманов: «Организация процесса энергоснабжения — надежного и бесперебойного — вот в чем наша основная задача»

СБЫТОВИКИ ЗА СВОИ УСЛУГИ БЕРУТ ДО 2%

— Рифнур Хайдарович, наши читатели спрашивают: зачем на рынке электроэнергии вообще нужен посредник — энергосбыт, сколько потребители платят за эту услугу?

— В любой сфере каждый должен заниматься своим делом. Это основа эффективной деятельности. Мы же не идем за хлебом на хлебозавод, а за ботинками — на фабрику... Организация процесса энергоснабжения — надежного и бесперебойного — вот в чем наша основная задача. Да, это стоит денег, но сегодня конкуренция на данном специфичном рынке расслабиться нам не дает — завышать цену на наши услуги мы не можем, при этом стараемся обеспечить удобный и качественный способ приобретения и доставки товара до потребителя.

Например, есть один из видов рынка — на сутки вперед. Мы ежедневно — и 1 января, и 31 декабря — в 7 часов утра подаем почасовые заявки на покупку электроэнергии на следующий день. И мы должны учесть множество факторов, вплоть до футбольных матчей, сериалов, погоды, проведения различных акций, например «Час Земли», и т. д. Если мы ошибемся и закажем меньше, то недостающую часть будем вынуждены купить дороже — мы же не можем потребителей без электроэнергии оставить. Если же лишнее закажем, то разницу придется отдавать уже по более низкой цене. И в обоих случаях это наши убытки. О переплате был вопрос — крупные потребители сегодня в сбытовой надбавке все-таки немного переплачивают в пользу небольших потребителей.

— Какая доля в цене за электроэнергию у сбытовиков?

— В среднем производителям уходит около 58 процентов, сетевикам — 40 процентов, а сбыту — до 2 процентов.

— Сбытовая надбавка в Татарстане по сравнению с другими регионами какая?

— Сбытовая надбавка для юридических лиц в среднем 6 копеек. По России она одна из самых низких.

— Были разговоры, что «Татэнерго» (Генерирующая компания) вновь все объединит: и производство электроэнергии, и сети, и сбыт. Это так? (Ильгизар Зарипов)

— С 2003 года начал действовать федеральный закон №35-ФЗ «Об электроэнергетике», следом — №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики». Данный закон запрещает совмещение конкурентных видов деятельности с монопольными. Конкурентным видом деятельности у нас занимаются генерирующая компания АО «Татэнерго» и АО «Татэнергосбыт», а монопольным — ОАО «Сетевая компания» и РДУ (региональное диспетчерское управление). Согласно действующему законодательству, объединение с Сетевой компанией невозможно, а генерацию со сбытом теоретически объединить можно.

— А есть такое желание?

— У них есть, по-моему. Я пока не вижу, в каком ключе это можно сделать и в чем будут плюсы для потребителей. По итогам прошедшего года потребление республики составило 28 миллиардов киловатт-час (кВт·ч). В Татарстане вырабатывается 21 миллиард кВт·ч электроэнергии. Извне мы покупаем около 24 процентов — это порядка 7 миллиардов кВт·ч. Не потому, что генераторы республики не способны обеспечить электроэнергией весь Татарстан — у них достаточно мощностей, а потому, что на рынке есть «продавцы», которые предлагают дешевле. А если объединить генерацию и сбыт, то зачем покупать извне? Есть риск завышения цен. Считаю, что для потребителей выгоднее, если генерация и сбыт будут работать раздельно.

— У вас договор и с генерацией, и с сетевиками, вы собираете для тех и для других?

— Да, но у нас только с Сетевой компанией прямой договор, с генерацией мы работаем через оптовый рынок. Наши потребители — юридические лица оплачивают за электроэнергию три раза в месяц: 10-го числа — 30 процентов, 25-го числа — 40 процентов, 18-го числа — итоги за предыдущий месяц. Также синхронно мы оплачиваем сетям и на оптовом рынке по своим обязательствам. Однако, если некоторые недобросовестные потребители позволяют себе задержать оплату, мы себе такого позволить не можем. От этого зависит стабильное функционирование энергетической отрасли республики.

«У ТАИФа своя корпоративная энергосбытовая компания, КАМАЗ в 2012 году перешел в «Русэнергосбыт». Никто сегодня не может сказать крупным предприятиям: «Вернитесь в Татэнергосбыт!» «У ТАИФа своя корпоративная энергосбытовая компания, КАМАЗ в 2012 году перешел в „Русэнергосбыт“. Никто сегодня не может сказать крупным предприятиям: „Вернитесь в Татэнергосбыт!“» Фото: tatenergosbyt.ru

«РАБОТАЕМ ДАЖЕ БЕЗ СБЫТОВОЙ НАДБАВКИ...»

— Как «Татэнергосбыт» получает потребителя-юрлицо — через торги? У вас есть конкуренты? (Дмитрий Новиков)

— Скорее наоборот — потребители иногда через торги ищут энергосбытовую компанию. Часто эти сбыты становятся дополнительным звеном в цепочке энергоснабжения между «Татэнергосбытом» и потребителем. Именно те, которые пытаются предложить что-то новое по сравнению с гарантирующим поставщиком, и являются нашими конкурентами. От них предложений бывает много, а конкретного очень мало. Но наши потребители очень грамотные, и в этом наша заслуга тоже есть. Что касается вопроса «Как получаете потребителя?», то мы гарантирующий поставщик, при обращении потребителя к нам за договором мы отказать и по закону, и в принципе не можем.

В 2013 году «Татэнергосбыт» создал альтернативную энергосбытовую компанию. Зачем?

— В республике, как я уже сказал, работают и коммерческие сбытовые компании. У гарантирующего поставщика, каковым является «Татэнергосбыт», цена сбытовой надбавки регулируется госкомитетом РТ по тарифам. Наши цены прозрачны. Мы каждый час покупаем электроэнергию, и цена разная: если умножить 24 часа на 31 день, то будет 744. И четыре уровня напряжения — еще на четыре умножить. Более 3,5 тысяч цен указаны на нашем сайте, потребители всё видят. Энергетический менеджмент крупных потребителей очень дотошный, технически грамотный, они всё считают. Другие сбытовые компании говорят: у него сбытовые надбавки — 3 копейки за киловатт-час, а я тебе дам копейку или даже 0,5 копейки.

— Это называется «демпинг цен» ...

— Это, наверное, конкурентные цены. Просто, как я уже говорил, по факту себестоимость обслуживания крупного потребителя сегодня меньше, а сбытовая надбавка гарантирующего поставщика устанавливается не на данном уровне — переплата за некрупных потребителей есть. Так мы и пришли к идее создания Альтернативной сбытовой компании (АЭСК) и смогли вернуть часть предприятий-потребителей, предложив им не просто «виртуальное» снижение сбытовой надбавки, а выгодные ценовые условия.

— Кто сегодня работает с другими сбытовыми компаниями?

— У ТАИФа своя корпоративная энергосбытовая компания, КАМАЗ в 2012 году перешел в «Русэнергосбыт». Никто сегодня не может сказать крупным предприятиям: «Вернитесь в Татэнергосбыт!» Самое главное же в бизнесе — оптимальная цена. Возможно, она необязательно должна быть самой низкой. Цены, я уже сказал, все разные, их много. И вот в АЭСК мы привлекаем потребителей установлением фиксированной цены. В этом полугодии у нас цена для кого-то — 3,2 рубля за кВт·ч, для кого-то другая. Все зависит от самого потребителя и его схемы подключения к сетям. Это достаточно удобно для предприятий. Они могут спрогнозировать свои расходы, рассчитать бюджет, подготовить бизнес-план того или иного проекта. Альтернативная компания — это не гарантирующий поставщик, и фиксировать цену она может.

— Вы планируете увеличить свою клиентскую базу. Каким образом? (Борисов А.)

— Сегодня «Татэнергосбыт» обслуживает 854 тысячи физических и 34 тысячи юридических лиц. Повторю, имея статус гарантирующего поставщика электроэнергии, мы не в праве никому отказывать в поставке электроэнергии. На территории Татарстана кроме нас действуют еще около 10 коммерческих сбытовых компаний, но ни одна из них не обслуживает население и не работает с малым бизнесом. Они ориентированы только на крупных и состоятельных потребителей, которых заманивают обещаниями о низкой сбытовой надбавке. Но у нас уже есть примеры, когда потребители снова вернулись к нам.

— Какие условия вы предлагаете, чтобы удержать крупняков или вернуть от конкурентов?

— Работаем даже без сбытовой надбавки.

— То есть АЭСК не зарабатывает ничего? Зачем это вам?

— Даже есть риски от фиксации цены. Маржа — это не основная цель. АЭСК работает не ради прибыли, а в интересах республики и наших потребителей.

Вы говорите про нулевую надбавку...

— Не всем. Для тех, кто уже работает на оптовом рынке через другие энергосбытовые компании, мы можем предложить такой же способ приобретения электроэнергии через оптовый рынок. А сбытовую надбавку сделаем конкурентной: кому-то, может, копейку, кому-то — 0,5. Все зависит от объема потребления, производственного графика. Факторов, влияющих на конечную цену, много. Мы с каждым потребителем работаем индивидуально.

— Сколько потребителей сейчас у АЭСК?

— Пока 16. Достаточно крупные потребители. Среди них и те, кто рассматривал варианты работы через другие сбытовые компании. Коммерческие сбыты в основном обещают сбытовую надбавку ниже нашей, но потребителям нужно смотреть на конечную цену. Может быть, первые два-три месяца сбыты и продают электроэнергию по сниженным ценам, некоторые, возможно, и в убыток работают, а в последующие месяцы все наверстывают. Выставляют уже другие суммы в счетах. Это же бизнес, бесплатно работать никто не станет.

— Зачем вам удерживать потребителей такой ценой? Вы же бизнес-структура, вам надо зарабатывать. Уйдут — ну и что? Вы же не генерирующая компания...

— Когда потребители знают, куда и зачем уходят, — это одно. Но сейчас ситуация с этим сложнее. К сожалению, не все независимые «сбыты» играют честно. А для «Татэнергосбыта» и для АЭСК как для республиканских организаций важно состояние энергетики и экономики Татарстана в целом. Потребление электроэнергии — индикатор экономики. Татарстан закончил год с плюсом потребления 5,2 процента, Россия — 1,7 процента.

— В чем все-таки главный интерес в создании этой АЭСК?

— Самый главный интерес в том, чтобы платежи предприятий не ушли с территории Татарстана, чтобы наше крупное производство не субсидировало частные компании других регионов. Это же миллиарды киловатт-часов, а, к примеру, ООО «Русэнергосбыт» зарегистрировано в Москве, ООО «РТ-Энерготрейдинг» — в Белгороде. Все остальные независимые сбытовики тоже не татарстанские. У нас же налоговое поле уйдет, если потребители перейдут в другие компании.

— То есть прямого интереса у компании нет, но есть интерес республики?

— В первую очередь в интересах республики, прямой выгоды для «Татэнергосбыта» нет.

«Татэнергосбыт» — единственная компания в России, которая на безвозмездной основе предоставляет возможность получения электронно-цифровой подписи и осуществила такой прорыв в области дистанционного взаимодействия» «Татэнергосбыт» — единственная компания в России, которая на безвозмездной основе предоставляет возможность получения электронно-цифровой подписи и осуществила такой прорыв в области дистанционного взаимодействия» Фото: tatenergosbyt.ru

«НЕТ У НАС САНАТОРИЯ. МЫ ЕЗДИМ ОТДЫХАТЬ ЗА СВОИ ДЕНЬГИ»

— АЭСК — это ваша «дочка»?

— Это на 100 процентов государственная организация.

— Штат у вас какой?

— В АЭСК работают 32 человека, а в «Татэнергосбыте» — 1157 сотрудников по республике, 9 филиалов. Я директор в обеих организациях.

Сколько за год зарабатывает «Татэнергосбыт»?

— По итогам 2016 года валовая выручка компании составила 62,8 миллиарда рублей с учетом налогов. При этом сбытовая выручка в ее составе — в среднем 2 процента.

— Средняя зарплата какая у вас в среднем?

— Порядка 45 тысяч рублей. Но это в среднем за год, со всеми премиями.

— Хочу у вас работать. Как к вам устроиться? (Гарипова Аделя)

— Для этого нужно оставить резюме на сайте — в разделе «Кадровая политика». Но у нас небольшая текучесть кадров. Хотя требования к работникам высокие.

— А социальный пакет у вас есть?

— Комитет по тарифам не поощряет такого.

— То есть санатории не содержите?

— Нет у нас санатория. Мы ездим отдыхать за свои деньги.

Читала, что «Татэнергосбыт» входит в тройку лидеров по эффективности среди энергосбытовых компаний России. В чем заключается эффективность вашей деятельности, в чем она измеряется? (Ирина Николаева)

— Рейтинг ежеквартально формирует НП «Совет рынка» на основе анализа работы всех сбытовых компаний России. Нас оценивают исходя из следующих показателей: своевременная оплата на оптовом рынке, ликвидность и платежеспособность; уровень оплаты нашими потребителями, уровень конфликтности с другими участниками оптового рынка и рентабельность. По первым четырем показателям за последние несколько лет «Татэнергосбыт» занимает лидирующие позиции, а по рентабельности — примерно на 80-м месте среди более 100 энергосбытовых организаций страны.

— За счет чего вы добиваетесь снижения себестоимости сбыта? За счет программного обеспечения?

— Если года три назад для оплаты за электроэнергию потребители приезжали к нам четыре раза в месяц, то сейчас мы взаимодействуем с ними через электронные сервисы. На сегодняшний день из 34 тысяч юридических лиц около 80 процентов перешли на электронный документооборот. Благодаря этому мы смогли сократить не только расходы потребителей, но и сами оптимизировали затраты на обслуживание клиентов, бумагу и т. д. Более того, хочу отметить, что «Татэнергосбыт» — единственная компания в России, которая на безвозмездной основе предоставляет возможность получения электронно-цифровой подписи и осуществила такой прорыв в области дистанционного взаимодействия.

— А кто сделал вам программный продукт?

— В основном мы работаем с ICL напрямую, «Личный кабинет» — это их продукт. По расчетам с юридическими лицами работаем с питерской компанией.

«ЦЕНЫ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ УСТАНАВЛИВАЕТ ГОСКОМИТЕТ РТ ПО ТАРИФАМ»

— Зачем управляющие компании тоже собирают плату за свет? Разве без них нельзя обойтись?

— У нас порядка 1,6 миллиона лицевых счетов в Татарстане, из них 854 тысячи — это потребители на прямых договорах с «Татэнергосбытом». Практически все многоквартирные дома в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах обслуживаются через управляющие компании. Порядка 586 тысяч частных домов напрямую обслуживаем мы. Еще исторически сложилось, что мы собираем платежи по 268 тысячам счетов физлиц, проживающих в МКД Альметьевска, Бугульмы, Чистополя, Елабуги и других районов.

Цены для населения устанавливает госкомитет РТ по тарифам. Управляющие компании, как и гарантирующий поставщик, в данном случае выполняют функцию сбора денежных средств. Гарантирующий поставщик получает только свою сбытовую надбавку, установленную государством, а управляющая компания берет плату в составе тарифа на жилищные услуги. Поэтому удорожания не происходит.

— У жителя многоквартирного дома в Казани есть возможность платить «Татэнергосбыту» напрямую?

Сейчас много обсуждается на федеральном уровне, чтобы полностью перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. «Татэнергосбыт» к этому готов. Более того, могу сказать, что среди поставщиков наша готовность самая высокая.

— Это же сколько потребителей к вам придет сразу! Справитесь?

— Согласен, много. Например, по Казани только у УК «Уютный дом» 552 дома и, наверное, лицевых счетов около 62 тысяч. Но у нас современные сервисы — «Личный кабинет» у каждого потребителя, поэтому, чтобы всех принять, много затрат нам не потребуется.

— Через портал госуслуг тоже можно оплачивать счета...

— Потребитель может оплачивать счета за электроэнергию любым удобным способом, в том числе и через госпортал. Нам часто задают вопрос: чем лучше у нас? Я скажу, в чем наше преимущество. Во-первых, когда пользуетесь нашим «Личным кабинетом», то можете просмотреть всю историю платежей и показаний. Во-вторых, можете посмотреть и проанализировать статистику своего энергопотребления за последние полгода, воспользоваться калькулятором тарифов и рассчитать для себя наиболее экономически выгодный. Все эти несложные операции можно совершить на главной странице Личного кабинета одним кликом. Также можно подключить и дополнительные лицевые счета, например, родителей или родственников, что также очень удобно и достаточно популярно среди наших пользователей. Если совершается платеж через «Личный кабинет», то поступление денежных средств можно увидеть во вкладке «История платежей» в течение 20 минут.

«ЭТАЛОННЫЙ СБЫТ» ОТРЕГУЛИРУЕТ ЦЕНЫ СБЫТОВИКОВ

— Что такое «эталонный сбыт», каких неприятностей ждать от его введения участникам рынка и потребителям? (Мансуров)

— Мы поддерживаем эталонный сбыт, и никаких неприятностей от его введения нашим потребителям ожидать не стоит. Как сегодня происходит формирование наших расходов? Мы собираем все договоры на свои затраты — это зарплата, обработка показаний точек учета, обслуживание программных продуктов, печать и доставка квитанций и другие — и едем их доказывать в госкомитет РТ по тарифам. А эталонный сбыт нормирует наши расходы. Мы же по большому счету обслуживаем точку поставки или прибора учета. Если наши затраты больше установленных норм, то сбытовая надбавка не увеличивается, а нам придется оптимизировать бизнес-процессы и структуру расходов.

— То есть вам определили потолок?

— Да. Думаю, в этом году федеральное правительство примет соответствующее постановление, так как оно прошло общественное обсуждение и согласование во всех федеральных министерствах. После выхода постановления ФАС России примет методику расчета сбытовых надбавок с разработанными эталонами.

Когда эталон вводится?

— Планируется с 2018 года.

НА ОПТОВОМ РЫНКЕ ОЖИДАЕТСЯ РОСТ ЦЕН НА 6,5 - 7%

Каких сюрпризов ожидать нам, потребителям электроэнергии, в 2017 году? Цены опять вырастут? На сколько и когда? (Юрий Н.)

— Если говорить о том, как изменятся цены в 2017 году, то мы ориентируемся на прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в соответствии с ним ожидается рост нерегулируемых цен на оптовом рынке на 6,5 - 7 процентов. Услуги сетевых организаций по передаче электроэнергии с июля подорожают на 3 процента, а сбытовая надбавка гарантирующего поставщика снизится на 6 процентов. Есть несколько обращений от потребителей по высоким ценам в феврале. Каждое письмо мы рассматриваем индивидуально. Рост произошел в основном из-за ДПМ (договоры по предоставлению мощности). С учетом этого, по нашим прогнозам, рост конечной цены составит в пределах 9 процентов.

Что касается населения, то с 1 июля тариф установлен на уровне 3,56 рубля. По словам специалистов государственного регулирования тарифов, рост тарифа до 3,56 рубля экономически не обоснован и должен составлять около 5 рублей. За физлиц сегодня доплачивают предприятия за счет так называемого перекрестного субсидирования.

— Одно время говорили, что двухтарифный счетчик выгодно иметь. Это так?

— Если электропотребление в ночное время у вас больше 30 процентов, то вам будет выгодно использовать тариф, дифференцированный по зонам суток. На нашем сайте, воспользовавшись калькулятором тарифов, вы до копейки можете просчитать свою экономию от перехода на другой тариф.

«У нас современные сервисы — Личный кабинет у каждого потребителя, поэтому, чтобы всех принять, много затрат нам не потребуется» «У нас современные сервисы — „Личный кабинет“ у каждого потребителя, поэтому, чтобы всех принять, много затрат нам не потребуется» Фото: tatenergosbyt.ru

НА 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА ДОЛГ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — 355 МЛН. РУБЛЕЙ

— Сколько у вас должников — физлиц и юрлиц, на какую сумму? Много судитесь? (Наталья Никифорова)

— На 1 января 2017 года долг потребителей составлял 355 миллионов рублей, по сравнению с началом 2016 года он уменьшился на 3 миллиона рублей. Конечно, цифра меняется ежедневно, на сегодняшний день просроченные платежи составляют порядка 650 миллионов. Если у нас оборот — около 5 миллиардов в месяц, то 355 миллионов, я считаю, небольшая сумма. Около 40 процентов всей просроченной задолженности приходится на УК, ТСЖ и ЖСК. Доля населения на прямых расчетах составляет 16 процентов от всей просроченной задолженности. За прошлый год в Арбитражный суд по юридическим лицам было предъявлено более 300 исковых заявлений на общую сумму 136 миллионов рублей. По населению за 2016 год предъявлено около 6,5 тысяч исков на общую сумму 160 миллионов рублей.

— Многолетние долги есть?

— Нет. И по физическим лицам, и по юрлицам самые давние — за 2015 год. В постоянных должниках у нас ООО «Бавлы-Водоканал», ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», ООО «Управляющая компания Слобода» (Казань), ООО УЖК «Ключевое» (Набережные Челны).

— За какой размер задолженности вы отключаете электроэнергию? (Дмитрий)

— За задолженность, превышающую два месячных норматива. К примеру, норматив по однокомнатной квартире — 123 кВт·ч, то есть 420 рублей. И если у вас долг в 850 рублей, то мы отправляем уведомление. На оплату дается 20 дней. Если за это время не оплачивают, потом уже мы можем ограничить.

— Часто отрезаете свет?

— Приходится. Как я уже говорил, мы на оптовый рынок должны отдать 58 процентов из этих начисленных сумм, 40 процентов отдаем сетям. Взыскали или не взыскали, но мы обязаны расплатиться! Иначе нам грозят большие штрафные санкции, вплоть до лишения статуса гарантирующего поставщика.

— А из каких денег вы им отдаете, если не собрали с потребителей? Ваша-то доля маленькая — до 2 процентов только?

— В целом уровень сборов у нас высокий, за что хочу поблагодарить потребителей. Есть и те, кто платит авансом.

— То есть какие-то платежи перераспределяете?

— Да, авансовые платежи идут на покрытие текущих обязательств. Хотя многие сбытовые компании в России для того, чтобы расплатиться на оптовом рынке или с сетями, берут кредиты. Оплата кредитных процентов включается в сбытовую надбавку, что в конечном итоге увеличивает цену, то есть ложится на потребителей.

— А вы кредиты не берете?

— У нас в этом необходимости нет.

КАЛЬКУЛЯТОР ПОМОЖЕТ СЭКОНОМИТЬ

— Слышал, что есть электронный калькулятор стоимости электроэнергии для юридических лиц. Как им пользоваться? Какую экономию он дает? (Имамов)

— На нашем сайте размещено три калькулятора стоимости электроэнергии: для мелких и средних потребителей, калькулятор выбора варианта тарифа на услуги по передаче электроэнергии для крупных потребителей, ценовой калькулятор с возможностью почасового расчета. С помощью данного сервиса любой потребитель может самостоятельно определить для себя выгодную цену. Более 130 потребителей уже воспользовались этой возможностью и получили выгоду более 100 миллионов рублей, в том числе IKEA, АО «Казань Арена», ТКЦ «Южный» и др.

— Обязательно ли заключение договора энергоснабжения нежилого помещения в многоквартирном доме c «Энергосбытом», хотя у меня есть договор с управляющей компанией? (Наталья И.)

— Да, с 1 января 2017 года вступило в силу постановление правительства РФ №1498, согласно которому собственники нежилых помещений должны напрямую заключать договоры с поставщиками ресурсов. Таких потребителей у нас около 4 тысяч. Работа по заключению договоров ведется в текущем режиме.

— У малого и среднего бизнеса требуют предоплату за потребляемую электроэнергию. Предприниматель, не начав свою деятельность, должен уже проплатить за неиспользованную электроэнергию и газ. Как можно решить эту проблему? (Ильшат, Лилия)

— Как таковых авансовых платежей потребители не платят. Есть промежуточные платежи за текущее потребление: 30 процентов оплачивается до 10-го числа месяца, 40 процентов — до 25-го числа, итоговая оплата — до 18-го числа следующего месяца. Данный порядок оплаты установлен постановлением правительства РФ, и мы его соблюдаем.

— На балансе садового товарищества имеется трансформатор. В зимний период мы полностью отключаем СНТ от электроснабжения, однако нам выставляют плату за потери (холостой ход трансформатора). Правомерно ли это? (председатель СНТ)

— Потери холостого хода относятся к условно-постоянным и не зависят от нагрузки. То есть потери в трансформаторе возникают потому, что СНТ, скорее всего, отключает не сам трансформатор, а садоводов, присоединенных к нему. А трансформатор остается под нагрузкой всю зиму. При этом, учитывая, что потери должны оплачивать собственники объектов электросетевого хозяйства, они ложатся на СНТ.

— Почему в вашей компании очень поздно выставляют счета-фактуры за электроэнергию — после 15-го числа? (Ильдар, частный предприниматель)

— Как уже говорилось, мы покупаем электроэнергию на оптовом рынке. А цены нам рассчитывает администратор торговой системы, который публикует их на своем сайте 10-го числа следующего месяца. На основании этих данных в течение двух-трех дней мы определяем конечную цену для каждого потребителя республики. Те потребители, которые перешли на электронное взаимодействие, счета получают 12 - 13-го числа, а в бумажном виде, учитывая сроки доставки, — после 15-го числа.

— Со слов Сетевой компании, отключили свет в связи с плановыми работами без предупреждения. Почему не уведомляете, это же в вашей компетенции? (Радик)

— Мы направляем СМС-оповещения о плановых отключениях всем потребителям, которые предоставили нам номера мобильных телефонов. Вы также можете подключить у нас бесплатную услугу по СМС-оповещению. Для этого необходимо сообщить свой номер в контакт-центр по телефону: 8-800-200-25-26.

«С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА ПЛАТА ЗА ОДН ВКЛЮЧАЕТСЯ В ЖИЛИЩНУЮ УСЛУГУ»

— Откуда взялась сумма в графе «Сумма перерасчета» за ОДН в январе 2017 года? Проверила весь год, идет только переплата по счетчику, ОДН полностью совпадает с указанными суммами в квитанциях. (Альбина)

— Действительно, в квитанции может быть указан перерасчет за предыдущие периоды. Перерасчет выполняется после передачи фактических показаний квартирных счетчиков самими потребителями либо снятых при контрольном обходе. Изменение суммарного потребления всех квартир дома повлекло и изменение объема ОДН.

— Я зарегистрирована в вашем «Личном кабинете». Хотела бы платить еще за свою маму — она живет в Верхнем Услоне. Мне нужно регистрировать еще один «Личный кабинет» на нее? (Гузель)

— Новый «Личный кабинет» регистрировать не нужно. В своем «Личном кабинете» можете подключить лицевой счет вашей мамы во вкладке «Личные данные».

В нашем многоквартирном доме есть управляющая компания. Можем ли мы вернуться на расчеты за ОДН с «Татэнергосбытом», потому что ОДН был меньше, чем сейчас выставляет УК за содержание общего имущества? (Николай, старший по дому)

— К сожалению, нет. С 1 января 2017 года плата за ОДН включается в жилищную услугу и рассчитывается управляющей компанией.

— Дом отапливается от электрокотла, установлена электроплита, так как поблизости нет газа. Платим по тарифам, как и все в сельской местности, у кого есть газ. За свет платим очень много. Существует ли пониженный тариф для тех, у кого нет газа и кто пользуется только электроэнергией? (Афанасий)

— Обычный тариф для населения — 3,43 рубля, а для сельской местности и проживающих в домах с электроплитами применяется льготный тариф — 2,4 рубля. Так как обратившийся с вопросом проживает в сельской местности, то он уже рассчитывается по льготному тарифу. Других дополнительных льгот законодательством не предусмотрено.

— Я оплатила электроэнергию через приложение «Сбербанк-онлайн». Через какое время обновятся данные и зачислится оплата? (Наталья)

— Платежи через «Сбербанк-онлайн» поступают на расчетный счет «Татэнергосбыта» на следующий день. Платеж можно увидеть в «Личном кабинете» в разделе «История оплат».

Если вы произведете оплату через наш сайт, то информация о платеже отразится в вашем «Личном кабинете» уже через 20 минут. Кстати, платежи в «Личном кабинете» можно совершать картой любого банка без комиссии.

— Возможно ли отказаться от получения бумажных квитанций, так как я все равно пользуюсь интернетом и личным кабинетом? (Эмиль)

— Да, это можно сделать в «Личном кабинете» в разделе «Личные данные». Там же вы можете подписаться на получение квитанций по электронной почте.

— Меня сейчас рассчитывают по дифференцированному тарифу, хотелось бы чтобы расчет производили по одноставочному. Что нужно для этого сделать? (Дмитрий)

— Для этого достаточно подать заявление в «Личном кабинете» на странице «Личные данные» либо обратиться в наш офис клиентского обслуживания. Если вы рассчитываетесь через управляющую компанию, то вам необходимо обратиться с этим вопросом к ним.

— Летом живем на даче в деревне, оплатить электроэнергию через «Личный кабинет» не можем, так как нет интернета. Можно ли оплатить авансом за электроэнергию? (Нур Анваров)

— Да, можете оплатить авансом за электроэнергию любым удобным способом, в том числе через «Личный кабинет» или в наших офисах клиентского обслуживания.

«Чтобы не допустить проблем с энергоснабжением, нужно ежедневно держать ситуацию под контролем — не просто заниматься сбором денег, а отслеживать, кто и сколько нам оплатил»

«БИЗНЕС ONLINE» — ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ»

— В «Татэнергосбыт» вы пришли из финансовой сферы. Какое чувство испытали, когда вам предложили возглавить эту организацию?

— После института я ровно 10 лет работал в налоговой инспекции Приволжского района Казани, из них почти 3 года — начальником, потом 7 лет — начальником финуправления города, 7 лет — заместителем министра финансов РТ, и 29 мая будет пять лет, как я работаю в «Татэнергосбыте». Конечно же, энергетика — непростая сфера. И мне, откровенно говоря, было даже боязно. Быть руководителем такой компании, как «Татэнергосбыт», это не значит просто начислить и собрать со всех деньги. В первую очередь мы отвечаем за бесперебойное электроснабжение всей республики. Это большая ответственность. Чтобы не допустить проблем с энергоснабжением, нужно ежедневно держать ситуацию под контролем — не просто заниматься сбором денег, а отслеживать, кто и сколько нам оплатил. И не обращаться сразу в суд по образовавшимся долгам потребителей, а зачастую вести личные переговоры. В этом мне помогает мой опыт работы в налоговых органах.

— Газету «БИЗНЕС Online» читаете?

— Каждый день! Очень объективно пишете. Для меня «БИЗНЕС Online» — это один из основных источников информации: сначала вас читаю, только потом перехожу на другие СМИ.

— А к комментариям под статьями как относитесь? Многие их не любят...

— Нормально отношусь, читаю, полезно бывает. Комментариев не бывает только в одном случае — если нет возможности их писать.

— Рифнур Хайдарович, спасибо за полезный разговор. Успехов вам!

Сулейманов Рифнур Хайдарович родился 25 апреля 1963 года. Окончил Казанский финансово-экономический институт по специальности «финансы и кредит» (1988).
1988 - 1990 — бухгалтер отдела здравоохранения, ревизор-инспектор по штатам финансового отдела Приволжского района Казани.
1990 - 1996 — старший государственный налоговый инспектор, главный налоговый инспектор, заместитель начальника отдела, и. о. начальника отдела налогообложения прибыли юридических лиц ГНИ по Приволжскому району Казани.
1996 - 1998 — начальник ГНИ по Приволжскому району Казани.
1998 - 2005 — начальник финансового управления Казани.
2005 - 2012 — заместитель министра финансов РТ.
С мая 2012 года — директор ОАО «Татэнергосбыт», с 18 июля 2016 года — директор АО «Татэнергосбыт».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (41) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.04.2017 09:42

Бенефициарами Татэнерго, Татэнергосбыта, Генерации и Сетевой компании являются одни и те же люди!

  • Анонимно
    27.04.2017 08:12

    молодес

    • naill
      27.04.2017 10:52

      сначала распилили . Поняли : вигня получилось . Но объединить не получиться -Чубайс намудрил там

  • Анонимно
    27.04.2017 08:27

    По больше бы таких грамотных руководителей!. Молодец Рифнур Хайдарович!

  • Анонимно
    27.04.2017 08:28

    Да, кстати: С Днем рождения Вас!

  • Анонимно
    27.04.2017 09:00

    Интересная картина - АЭСК покупает у энергосбыта по тарифу , потом перепродаёт своим потребителям по более низкому тарифу. Хороший бизнес , как у Задорнова - сделка должна быть безприбыльной. Все убытки в сбытовую надбавку и к оплате остальными потребителями. Было бы понятно , если бы АЭСК выводила своих потребителей на оптовый рынок , но этого ведь не происходит и годами потребители всё это тащат на себе. Куда смотрит комитет по тарифам и УФАС. Благая цель не дать уйти потребителям от энергосбыта оплачивается оставшимися потребителями , в том числе теми кто по закону уйти на рынок к другой компании не может.

    • Анонимно
      27.04.2017 09:38

      Я так понял, что АЭСК не покупает у энергосбыта а сам осуществляет энергосбытовую деятельность. Разве не так?

      • Анонимно
        27.04.2017 10:23

        Не так. Это розничный сбыт. На оптовом рынке они не работают. Поэтому демпиноговать за счёт других потребителей сбыта могут до бесконечности.

    • ПанАлекс
      27.04.2017 16:12

      Как раз УФАС мимо не всегда смотрит - так дело (кажется на 140 млн.р.) было еще по Татэнерго (перед разделом на Ген и Сетевую компании). УФАС обнаружило что Татэнерго обманывала потребителей: говоря своим вынужденным потребителям (нет права выбора) о том что эл/энергия покупается на оптовом рынке, Татэнерго покупало ее у ... себя (как генерирующая) по цене в 2-3 раза выше от сложившейся на рынке за счет потребителей. Понятно, что старые мощности Заинской и пр. ГРЭС и ТЭЦ выше себестоимость, но завышенная цена лежит в себестоимости всех продуктов, созданных в РТ! Правда эл/энергию Нижнекамской ГЭС умышленно отправляли в другие регионы - чтобы слишком дешевую эл/энергию подороже продать...

      • Анонимно
        27.04.2017 16:48

        Было такое дело. Но тогда уже прошло разделение на компании. И сбыт уже выделили в отдельное юр. лицо , но через Совет Директоров командовала генерация. Такими вещами на заре рынка ээ многие занимались , даже Уруссинскую ГРЭС поймали. Подобных дел по России было много. Учитывая всё это , уже давно поменяли все правила , да и рисковать генераторы подобными сделками не будут в нынешних условиях. За правильностью сделок теперь следит много организаций , кроме самого ФАС.

  • Анонимно
    27.04.2017 09:02

    Получается , что энергосбыт нарушает законодательство в Альметьевске , Чистополе Бугульме и других городах , заключив договора с населением минуя жилищные организации. Прокуратура при этом хранит гордое молчание.

  • Анонимно
    27.04.2017 09:42

    Бенефициарами Татэнерго, Татэнергосбыта, Генерации и Сетевой компании являются одни и те же люди!

  • Анонимно
    27.04.2017 09:46

    К сожалению сбыт главный враг сетевиков.

  • Robert
    27.04.2017 09:53

    Если мы ошибемся и закажем меньше, то недостающую часть будем вынуждены купить дороже — мы же не можем потребителей без электроэнергии оставить.
    -------------------------------------------
    а где же многохваленая IT-индустрия Татарстана? Ведь в Европе энерго-снабжение/ потребление управляет так называемый искусственный интеллект. Нагрузкозависимая работа энергосистем.

    • Анонимно
      27.04.2017 10:40

      То есть в Европе машины прогнозируют потребление всей страны на день вперед вплоть до киловатт -часа? И никогда не возникает каких-либо погрешностей?

    • Анонимно
      27.04.2017 12:06

      Вы не энергетику нашу с Европой сравнивайте. а потребителей и их возможности. Многие ли готовы устанавливать и платить за автоматизированный учет. например? Про IT программы, контролирующие потребление конкретного объекта и еще и планирующее, речи вообще не идет. И с финансами у многих проблемы и менталитет пока точно не как в Европе. Все хотят дешево и качественно, а лучше бесплатно

  • Robert
    27.04.2017 11:14

    ну вы загнули. Там есть городские сети, районные сети, зональные сети, региональные, объединенные и т.д.. У каждого своя площадка. это при том что базовая мощность закупается прежде всего на бирже. Но есть еще сотни тысячи малых независимых генерирующих установок, хотя они подают вырабатываемую эл. энергию в чьи то сети (например, мусоросжигающие заводы, работающие на биомассах, как биогазовые установки, ветроэнергетика и т.д.). Надо сказать что подавляющее большинство генерирующих установок работают при этом по когенерации с кпд до 85-90%. В отличии от больших АЭС или ГЭС все эти установки могут мгновенно реагировать на любые изменение в поведении потребителей электричества. Нужно сказать еще в Европе сети последовательно, начиная с начала 2000-х модернизируются и благодаря тех. переворужению внедрены там системы гашения пиков потребления в тех или иных районах за счет перетоков энергий с районов с низким потреблением. Для этого потребовались конечно пару лет чтобы этого добиться, но стабильность, надежность, безопасность систем, при достаточно стабильных и предсказуемых тарифах для потребителей там достигнута.
    Успех определил прежде всего конкуренция на рынке, за счет альтернативной энергетики. Татарстан обладает колоссальными возобновляемыми ресурсами, и мог бы при наличии политической воли и наличия грамотных специалистов в экономике, заместить минимум 3/4 генерации на энергию из альтернативных источников, отказавшись от закупки природного газа цена которой на внутреннем рынке сравниться скоро с экспортной. Пока ни один российский регион не предпринимает шагов по освоению данной ниши, и можно потом оказаться в хвосте, и банкротством экономики!

    • Анонимно
      27.04.2017 13:51

      про кпд для когенерации 85% - сказки. КПД новейшей ПГУ 800 МВт Сименс 55%. энергия биомассы и прочих виэ дороже газовой генерации

  • Брюзга
    27.04.2017 11:24

    Типа как разъеденили генерацию и сбыт цены сразу рухнули на электроэнергию?)) Народу по сути без разницы через чьи однодневки деньги отмывают...

    • Анонимно
      27.04.2017 13:59

      А кто для вас однодневки? Татэнерго? Сбыт? Сетевая компания? Эти компании свою историю с 30-х годов прошлого века отсчитывают. А вот всякие Энерготрейдинги, Энергостримы... которые наживаются на желании сиюминутно сэкономить пару копеек без долгосрочных оценок и перспектив

  • Анонимно
    27.04.2017 11:39

    Если задам вопрос докладчик вдогонку, ответит кто нибудь? Хочу в своем магазинчике установить счетчик с почасовым учетом электроэнергии и ежесуточной отправкой данных учета для перехода на четвертую ценовую категорию. Куда обратиться? И какие требования к узлу учета?

    • Анонимно
      27.04.2017 14:00

      Смотря где находится магазинчик. И предварительно оцените. нужен ли вам почасовой учет. Если магазин НЕ работает 24 часа, то вполне может быть невыгодно считать по часам

  • Анонимно
    27.04.2017 11:59

    Пора обьединять энергетику, сокращать их управленческий аппарат, из одного генерального татэнерго расплодились 4 генеральных (генерация, сети, сбыт, рду) и весь аппарат растет в геометрической прогрессии от реформы Чубайса. Глядишь и тариф станет ниже.

    • Анонимно
      27.04.2017 13:42

      Нельзя объединить с генерацией - сбыт.
      Р.Х. дельные вещи говорит. Генерацией в РТ вырабатывается 21 миллиард кВт·ч электроэнергии, если они будут лоббировать свои цены, тогда что? Пусть свои продукты выставляют на оптовый рынок, а Татэнергосбыт будет на рынке покупать.
      Необходимо загружать Татэнергосбыт свойственной работой, ускорить объединения городских и районных расчетных центров по платежам за жилищно-коммунальные услуги в единый центр расчетов на платформе АО «Татэнергосбыт».
      Объединить все работы по начислению и сбору средств за жилищно коммунальные услуги у одного предприятия по всей республике.
      Тогда снимется вопрос неплатежей, соблазн использования «чужих средств» со стороны управляющих компаний. Сегодня в АО «Татэнергосбыт» сформирована обширная сеть в районах в форме офисов клиентского обслуживания. В данных офисах используются передовые информационные технологии, программное обеспечение. Имеется лучшая база данных потребителей электроэнергии, которая охватывает большинство граждан республики. АО «Татэнергосбыт» - это государственная компания, ответственно относится к своей работе и к нуждам потребителей электроэнергии. Стабильно развивается. Хочется напомнить некоторым из генерации: «Не чеши там, где не чешется».
      Руководство Республики, принял правильное решение создав энергосбыт и сделал правильную ставку, доверив руководство АО "Татэнергосбыт" Сулейманову Р.Х.
      С днем рождения и успехов коллективу!!!
      Исмагил Х.



      • Анонимно
        27.04.2017 15:57

        Г-н Исмагил Х! ваш комментарий показывает Вашу полную некомпетентность в данном вопросе. Для сведения и повышения Вашего образовательного уровня сообщаю , что подобные вопросы , как покупка тем или иным сбытом ээ у той или иной генерации регулируются инфраструктурой рынка и желания нашего сбыта и Татэнерго в расчёт не принимаются. Это по ээ для населения. Для покупки ээ на нужды других категорий потребителей механизм чётко рыночный - подача заявок с ценами. Как говорится , учите матчасть. Хотели поздравить человека с днём Рождения , так сразу бы и писали , а то приплели всякую ерунду.
        В части сбора денег по всем услугам - программное обеспечение сбыта этого не предусматривает , только ээ. Вопрос - и как вы всё это будете выставлять. Проблемы с деньгами населения в другом. Главы городов и районов , особенно крупных , рулят денежными потоками расчётных центров ( то Сабантуй , то Новый год и т.д.). Отдать расщепление в банк , а не в расчётный центр ( через спец. счёт) и вопросов не будет. Из банка каждый получит ровно , то что положено.

        • Анонимно
          27.04.2017 16:13

          1. Что означает, "рулят денежными потоками расчётных центров ( то Сабантуй , то Новый год и т.д.). Население для этих целей оплачивает что ли?
          2. при объединении, производители могут лоббировать свои цены или ?

          • Анонимно
            27.04.2017 16:53

            всё очень просто. Снял Глава телефонную трубку и дал команду куда гнать деньги , вот и пролетят они мимо поставщиков и жилищников.
            Лоббировать цены в сегодняшних условиях просто невозможно. Для производителей все пошагово расписано и на рынке встречаются обезличенные заявки по предложению и спросу. Все торги проходят вне Республики.

            • Анонимно
              28.04.2017 10:45

              Вы отвечайте за себя. У нас в городе глава в работу ЕРЦ не вмешивается.

        • Анонимно
          27.04.2017 20:45

          Анонимщику. Вас наверно сильно задело, не хотел. Все перевернули, написали не о чем. Почитайте еще раз, может, поймете.
          Исмагил Х.

      • Анонимно
        27.04.2017 15:57

        Исмагил Х. прав. Во многих регионах создали информационно расчетные центры. УК должна заниматься управлением и обслуживанием, а не сбором денег, хотя за них эту операцию выполняет ЕРЦ в районах.
        Невероятно, «Около 40 процентов всей просроченной задолженности приходится на УК, ТСЖ и ЖСК.» -это баснословные суммы оседают в чьих-то карманах и не доходят до поставщиков ресурсов.
        «Гарантирующий поставщик получает только свою сбытовую надбавку, установленную государством, а управляющая компания берет плату в составе тарифа на жилищные услуги. Поэтому удорожания не происходит», не могу согласится. тогда ЕРЦ за какие средства содержится, на наши, только через УК.

        • Анонимно
          27.04.2017 17:04

          Как раз и ошибаетесь. В функцию ЕРЦ входит проведение начислений , рассылка квитанций , получение средств от населения и их распределение. За сбор средств как раз и обязаны отвечать жилищники , т.к. внутри дома они сети обслуживают и отвечают за качество ресурса. Ресурсники отвечают только до стены дома.

  • Анонимно
    27.04.2017 13:37

    Интересная арифметика : сбытовая надбавка 2% от 62,8 млрд. руб. Получается 1256 млн. руб. стоимость сбытовой надбавки. При этом прибыль сбыта более 800 млн. руб. Это ровно то , что переплатили потребители нашему сбыту. Поэтому и уходят к независимым сбытам в меру сил и возможностей , а оставшиеся ещё больше при этом будут переплачивать.

    • Анонимно
      27.04.2017 16:31

      2% от 62.8 млрд. руб. - 1 256 000 руб. , а не млрд. руб.

      • Анонимно
        27.04.2017 16:59

        Вам уважаемый в первый класс. Составьте пропорцию и калькулятор китайский Вам в помощь. Если не получится , то просто прикиньте как больше тысячи человек будут год работать за 1 256 тыс. руб. Это на человека меньше 11 тыс. руб. в год , а в месяц получится чуть больше 900 рублей. Сами то на такую зарплату пойдёте? А кроме этого ещё и другие расходы есть. С таким знанием математики Вам точно в сбыте делать нечего.

    • Анонимно
      27.04.2017 17:10

      А другие сбыты за "спасибо" работают? Без прибыли?

      • Анонимно
        27.04.2017 17:46

        Вопрос не в прибыли , а в её количестве , вернее соотношении сбытовой надбавки и прибыли.

  • Анонимно
    27.04.2017 14:26

    А можно озвучить чистую прибыль за 3 последних года ? Ото 2 % наценки кажется ну сущие копейки...., а вот когда увидишь прибыль в абсолютной величине поймешь сказку о прозрачности тарифа.

    • ПанАлекс
      27.04.2017 16:15

      Вроде за позапрошлый Сетевая компания получила 1,5 млрд. чистой. Большая часть (а может и все) ушло на "благотворительность, то есть "Рубин". Так что миллионеров из Рубина оплачиваем мы с вами и все потребители - так как это заложено в тарифах.

      • Анонимно
        28.04.2017 06:45

        Сетевая компания и Татэнергосбыт это разные компании.

  • Анонимно
    27.04.2017 16:38

    Р. К.

    Здоровья Вам уважаемый Рифнур Хайдарович и долгих лет жизни.

  • Анонимно
    27.04.2017 16:55

    РИФНУР ХАЙДАРОВИЧ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ УДАЧИ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЦ

  • Анонимно
    28.04.2017 06:07

    Сразу видно что хороший руководитель.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль