Общество 
28.04.2017

«Отвечать буду честно – вы же не мои избиратели»: о чем мэр Риги говорил со студентами КФУ

Нил Ушаков о мигрантах, возможном крахе Евросоюза, русском языке и о том, как в его городе отмечают 9 Мая

Открывшего в ночь со среды на четверг авиамост между Татарстаном и Латвией мэра Риги Нила Ушакова в Казани ждала насыщенная программа. Одним из пунктов стало посещение КФУ, где градоначальник встретился со студентами. Как в Прибалтике относятся к русскому языку, зажила ли Латвия как хотела после распада СССР и чего хотят латыши от Казани, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».

Студенты Казанского университета не особо рвались на лекцию колоритного мэра Риги Нила Ушакова. Большинство пришло в аудиторию только к моменту появления самих гостей Студенты Казанского университета не особо рвались на лекцию колоритного мэра Риги Нила Ушакова. Большинство пришло в аудиторию только к моменту появления самих гостей Фото: kpfu.ru

КАК В РИГЕ С МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМ СОГЛАСИЕМ?

Надо сказать, студенты Казанского университета не особо рвались на лекцию колоритного мэра Риги Нила Ушакова. Большинство пришло в аудиторию только к моменту появления самих гостей. Первокурсники (а их было больше всех) юрфака, истфака, журфака, политологии и международных отношений старались занять места на задних рядах, желая максимально дистанцироваться от происходящего. Делегацию латвийских гостей в сопровождении проректора по внешним связям Линара Латыпова встретили стоя и аплодисментами, хотя и не сразу сообразили, что это вообще надо сделать. Латыпов сразу постарался перевести разговор в неформальное русло и, воспользовавшись правом первого вопроса, поинтересовался судьбой Домского собора, пластинки с записями из которого имел честь слушать в далекой молодости. Рижский мэр с гордостью сообщил, что собор жив и недавно прошел через капитальный ремонт.

Далее Ушаков начал свое явно неподготовленное выступление: «Мне 40 лет. С 2009 года я мэр Риги. По образованию экономист, оканчивал сначала Латвийский университет по специальности „экономика“, потом, в начале 90-х, мне повезло получить стипендию и уехать в Данию, где я завершил магистратуру по той же специальности. Изначально планировал делать научную карьеру и преподавать в университете». Вернувшись на родину, Нил Валерьевич сначала подрабатывал в университете, потом — журналистом. «Когда работаешь журналистом, у тебя часто появляется впечатление, что ты не согласен с какими-то процессами, и в 2005 году я ушел в политику, вступил в социал-демократическую партию „Согласие“, — вспоминал политик. — Три года был депутатом сейма, а потом были выборы в Думу, с 2009 года — мэр Риги. Следующие выборы у меня через 37 дней. Так что сразу после Казани возвращаюсь к предвыборной кампании».

Далее мэр решил похвастаться экономическими достижениями своего города. Сейчас в Риге проживают 700 тыс. человек, бюджет в расходной части — 945 млн. евро, уровень ВВП по сравнению со средним показателем по Европе — 106%. Большая часть населения — русские (около 55%), остальные — коренные латыши. Проблем с межнациональным согласием в Риге никогда не было, благо сильна традиция смешанных браков: вторая половинка каждого пятого латыша или латышки — другой национальности. Сильны русскоязычные традиции. «Главный вызов сейчас — ситуация в ЕС, — Ушаков единственный раз за лекцию обратился к чисто политической теме. — Ситуация близка к тому, что Евросоюз может расколоться на богатую и на не очень богатую восточно-европейскую части. Ситуация во Франции демонстрирует очень большие проблемы ЕС: очевидный рост ксенофобии и национализма, который никогда ни к чему хорошему не приводил. Как будет развиваться ЕС — самый важный для Латвии вопрос, наверное, на ближайшие лет 5».

Нил Ушаков: «Главный вызов сейчас — ситуация в ЕС. Ситуация близка к тому, что Евросоюз может расколоться на богатую и на не очень богатую восточно-европейскую части» Нил Ушаков: «Главный вызов сейчас — ситуация в ЕС. Ситуация близка к тому, что Евросоюз может расколоться на богатую и на не очень богатую восточно-европейскую части» Фото: kpfu.ru

ЧТО ЛАТВИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ ЗНАЕТ О РОССИИ

Дальше должны были последовать вопросы, но у аудитории, которая была собрана в добровольно-принудительном порядке, их не оказалось. Чтобы хоть как-то разрядить обстановку, Латыпов сам начал бросаться вопросами. Один из них касался мигрантов. «Сейчас говорят, что без мигрантов развивать ту экономику, которая имеется сегодня, было бы невозможно», — отметил Ушаков. По его словам, раньше контингент мигрантов был другой, более желательный. Сегодня же из стран Азии все бегут в Европу в поисках лучшей жизни стихийно, без каких-либо планов. Но, несмотря на все это, проблемы с мигрантами в Латвии нет — все они транзитом отправляются в Швецию или Германию. «Латвия — это исторически очень однородное общество, где 99 процентов — христиане, у нас почти никогда не было мусульманского меньшинства», — пояснил мэр Риги, упомянув наличие азербайджанской и чеченской диаспор, осевших в стране еще в советское время. Не стал отнекиваться Ушаков и от тех, кто поехал на заработки в Сирию, — все они русскоязычные мусульмане.

Тут зал несколько оживился, и в бой пошли преподаватели. У мэра Риги спросили о промышленном потенциале города, которым некогда славилась столица Латвии. «В процессе экономических реформ, когда уходили от плановой экономики, потеряли часть промышленности», — констатировал Ушаков. При этом он отметил положительную динамику в финансовом секторе, фармацевтике, сельском хозяйстве и туризме.

— Давайте же, спрашивайте — потом будете вспоминать, что мэру Риги задали вопрос, — пытался хоть как-то приободрить студентов проректор.

— Какие способы взаимодействия молодежи Латвии и России вы видите на данный момент? — донеслось со средних рядов.

— Самый нужный и результативный вариант — это прямой рейс в Ригу. Лучше вариантов нет, — ответил Ушаков. Но позже он добавил, что латвийская молодежь знает о России очень мало, только по сериалам и песням. Проблема в том, что молодежь между двух зол — Берлином и Москвой — выбирает самое дешевое — Германию, билеты куда дешевле. В Россию ездят редко, о российской культуре подрастающее поколение знает мало. Этого же касается и русского языка, который не развивают на должном уровне.

.
Фото: kpfu.ru

«ПЯТИДНЕВНЫХ КОНЦЕРТОВ С РОССИЙСКИМИ ЗВЕЗДАМИ У НАС НЕТ»

Тут из зала донесся вопрос: раз СССР нет, что мешает развиваться Латвии сейчас? «Мешают проблемы со здравоохранением и образованием», — хладнокровно ответил мэр Риги. По его мнению, реформы 90-х привели к тяжелым результатам: если человеческий капитал нормально не обслуживается здравоохранением и образованием, это создает проблемы для экономики в целом.

— А что у нас произошло с Юрмалой? Мы этого так и не поняли, — спросил Латыпов, имея в виду знаменитый некогда музыкальный конкурс.

— Мы были очень рады этому конкурсу, переживали за его судьбу. Но он теперь, к сожалению, в Сочи. Это результат ухудшения отношений между Россией и Европой. Да, количество российских туристов и россиян, которым принадлежит собственность в Латвии, не уменьшилось, но пятидневных концертов с российскими звездами у нас нет. Кому-то нравится, кому-то — нет.

— У вас есть уникальная возможность задать вопросы, — снова недоброжелательно посмотрел в молчаливый зал проректор.

— Причем отвечать буду честно — вы же не мои избиратели, — попытался оживить аудиторию Ушаков.

Набравшийся смелости первокурсник-юрист полюбопытствовал, что будет с Европой, если на выборах во Франции победит Марин Ле Пен. Ушаков заявил, что не верит в ее победу, однако все же высказал опасения, что с приходом правых сил велик риск выхода Франции из состава Евросоюза. А его только и удерживает сотрудничество Франции и Германии. Если не будет одного винтика, система рухнет, чего совсем не хотелось бы Латвии.

«ЕСЛИ МЫ СЕЙЧАС БУДЕМ ВЫЯСНЯТЬ, КТО С КЕМ ВОЕВАЛ...»

Перед лекцией в КФУ Ушаков встречался со своим казанским коллегой Ильсуром Метшиным. В этой связи первокурсники поинтересовались, как столица Латвии выбирает города, с которыми она хотела бы сотрудничать. «Очень важно иметь с ними прямое авиасообщение — совсем другой уровень возможностей, — напомнил о ночном событии Нил Валерьевич и попытался ответить на вопрос более обстоятельно. — Это два города, которые в 90-х начинали с абсолютно равных стартовых позиций с точки зрения коммунального хозяйства. Плюс это города сопоставимого размера. В Риге — 700 тысяч, в Казани — 1,2 миллиона человек. То есть ты можешь изучать опыт того, как в разных городах решались одинаковые вопросы. Для меня опыт коллег из Вильнюса и Таллина намного важнее опыта любых других мэров, потому что города одного размера, с общим коммунальным прошлым». По его словам, во время встречи с Метшиным удалось обсудить животрепещущие темы, но без конкретики: «Не удалось проговорить на темы, которые могли бы быть дальше интересны для Риги, но я уверен, что у Казани есть свои решения, которые бы со своей стороны Рига могла предложить».

Не могли обойти стороной на встрече вопрос отношения латышей к россиянам. Ушаков рассказал, что у Латвии достаточно сложная и противоречивая история, которая наполнена различными взглядами и точками зрения. «Если мы сейчас будем выяснять, кто с кем воевал, то ничего не найдем, — заверил он. — Но мы с нашей трагичной историей научились справляться. Хотя это иногда и сказывается на внутренней политике, но просто нужно время». Ушаков привел в пример то, как в Риге отмечают 9 Мая. По его словам, на улицы города, чтобы отпраздновать этот великий день, выходят порядка 150–200 тыс. человек, что существенно для 700-тысячного города. С концертами выступают российские группы вроде «ДДТ» и «Машины времени». Жители Латвии, как отметил мэр Риги, стараются чутко относиться к объединяющему народы празднику.

После еще нескольких вопросов встреча завершилась, студенты спешно и молча покинули зал, а гости отправились к руководству вуза.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.04.2017 08:29

Я помню когда учился в Каи, и лет 15 назад к нам пришел какой-то политик (кажется Халиков, но точно не уверен. Не суть важно). Так его так вопросами закидали мои сокурсники. Причем такими словами, что я сам половину не понимал что они говорят. За себя было стыдно, за них гордо, что такие начитанные. А сегодня чувствуется молодежь совсем слаба стала. Все что они читают - это посты в инстаграм.

  • Анонимно
    28.04.2017 08:14

    Да,у наших студентов еще тот уровень..... Они ,наверное,и не знают где Рига находится.....Зато знают,кто такая Нюша....

  • Анонимно
    28.04.2017 08:20

    В общем диалога не получилось. Что и следовало ожидать

  • Анонимно
    28.04.2017 08:27

    Хороши будущие политологи ,юристы,которые ради приличия не нашли одного вопроса..... И это Казанский университет?

  • Анонимно
    28.04.2017 08:29

    Я помню когда учился в Каи, и лет 15 назад к нам пришел какой-то политик (кажется Халиков, но точно не уверен. Не суть важно). Так его так вопросами закидали мои сокурсники. Причем такими словами, что я сам половину не понимал что они говорят. За себя было стыдно, за них гордо, что такие начитанные. А сегодня чувствуется молодежь совсем слаба стала. Все что они читают - это посты в инстаграм.

    • Анонимно
      28.04.2017 10:01

      за всех то не обобщайте. если ваши дети читают только инстаграм, не говорит о том, что все так делают.

      • Анонимно
        28.04.2017 10:27

        Так где ваши дети на этой лекции сидели? Согласен, что есть читающие. Тогда может смелости не хватило вопросов задать? Есть сегодня студенты готовые вступить в полемику с мэром города? Не уверен. Для студентов сегодня чиновники это небожители, к которым стремятся.

    • Анонимно
      28.04.2017 10:08

      Всех кого с юрфака встречал молодежь в голове один инстаграм и прочее, реально умных студентов по пальцам пересчитать, остальные потенциальные троечники из школ поступивших ради того чтобы покрасоваться на "сковородке".

    • Анонимно
      28.04.2017 11:09

      Нормальная у Нас с Вами молодежь. Проблема в том что нужно былоподготовиться заранее, объявить студентам всех факультетов кто приедет. А не стоило нагонять добровольно принужденных студентов.

    • Анонимно
      28.04.2017 11:16

      КАИ - пуп земли!

  • Анонимно
    28.04.2017 08:30

    А вот с избирателями в Латвии надо говорить нечестно? Странный он...

    • Анонимно
      28.04.2017 08:42

      Ушаков пошутил,а у Вас уже инфаркт?

      • Анонимно
        28.04.2017 08:49

        Политики так не должны шутить, особенно когда и так кругом одно вранье. А вообще, кто ж из студентов при руководстве будет задавать острые вопросы? попадешь еще как кур в ощип!

    • Анонимно
      28.04.2017 08:55

      Это была шутка! Но вы не поняли)

      • Анонимно
        28.04.2017 09:03

        Он ведь даже не понял, что высказался в чисто российском контексте. То есть в именно в России так можно шутить! в Риге ему бы даже в голову такая шутка не пришла! вдумайтесь!

    • Анонимно
      28.04.2017 09:05

      Это была шутка, он пытался раскачать зал, видно же из текста.
      А студенты реально не те пошли, по любому половина тыкалась в телефон, и писали, какие они крутые, с мэром Риги общаются.

      • Анонимно
        28.04.2017 09:09

        Он бы еще в стиле Сафронкова попытался раскачать зал: "вы смотрите мне в глаза. Взгляд то не отводите!"

  • Анонимно
    28.04.2017 08:31

    Красавчик мужчина))

  • Анонимно
    28.04.2017 08:31

    Уровень студентов КФУ - уровень КФУ

  • Анонимно
    28.04.2017 08:35

    Академия ... ПОП-музыки... или СПОРТивная академия... только подумайте! Хотя, нужны ли сейчас другие академики, когда все силы брошены на победы в евровидениях до олимпиадах?

  • Анонимно
    28.04.2017 08:40

    тут не то что диалог не получился, а не согнали бы, так и вообще бы никто интереса не проявил. Никому эти политики неинтересны, даже сами себе, в существующей российской системе

    • Анонимно
      28.04.2017 08:47

      Причем здесь российская система.... Реформы КФУ угробили знаменитый университет.... Мне он сейчас напоминает клуб Рубин.....

      • Анонимно
        28.04.2017 23:04

        А вот хорошо помню встречу в КАИ с Валентином П.Глушко - Главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран», академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Тогда мы готовились к таким встречам, конечно только расспросами у особо информированных преподавателях. Интернета не было и в библиотеке что-то выяснить о таких людях было сложно. Но до всех было доведено, что он был первым завкафедрой ЖРД (жидкостно-реактивные двигатели).

  • молодежь не тупая! а просто им все ясно!
    Они поняли что надо поскорее закончить ВУЗ и валить из страны
    Разве не заметно что народ потерянный сейчас .
    Все летит в пух и прах ,все уж просто ждут когда уже окончательно все рухнет,что начать плясать от печки .

    • Анонимно
      28.04.2017 09:10

      Молодежь еще и не начинала работать,что бы что то понять....Дармоеды..

      • Анонимно
        28.04.2017 10:03

        студенты с 1 курса работают вообще то, и видели побольше вас

        • Анонимно
          28.04.2017 10:08

          Вы видели Кантемировскую дивизию? А я там служил,и поверьте,это не сахар....

    • Анонимно
      28.04.2017 10:31

      Закончат институти с мыслями о том, что нужно валить. Устроятся на работу по специальности с мыслями, что нужно валить. Там и семья с детьми появятся (мысли что надо валить не проходят). Потом автокредит, ипотека с мыслями что надо валить. Там уже и пенсия недалеко, внуки и мысли что надо валить. А потом и время подойдёт место на кладбище подбирать и мысль - "А что не свалил то?".

  • Анонимно
    28.04.2017 08:44

    Приходят к нам на работы устраиваться на работу из кафу. У подавляющего большинства кругозор нулевой. Ничего нового. Очень печально. Это студенты техникума вот их уровень

    • Анонимно
      28.04.2017 08:55

      у нас и руководители такие же: многие из них в советское время вряд ли и отдел бы какой-нибудь возглавили, не говорю уже о детях-назначенцах

    • Анонимно
      28.04.2017 09:17

      Не обижай техникумы.... Если он технический,там учится сложно....Намного,чем на гуманитарном факультете КГУ....

    • Анонимно
      28.04.2017 17:50

      Ты настоящий техникум не равняй со всякой беллетристикой из, типа вуза. Как тебе такое расписание: курсовые по 3 предметам одновременно, по 6 предметам экзамены каждый семестр, по 3 лабораторных работы в неделю по 4 предметам одновременно. Неужели журналистик из КГУ такое осилит? Да убежит после первого месяца обучения.

  • Анонимно
    28.04.2017 08:52

    Вот фотография правильная: сидят два чиновника в пустом зале. Даже если вы силком набьете зал людьми, все равно останетесь в одиночестве, так как ваш формат неинтересен, что и показала эта встреча

  • Анонимно
    28.04.2017 09:12

    Прозападному политику надо быть поосторожней, обнимаясь с нашими чиновниками, а то тут же по неопытности превратится в инструмент пропаганды

  • Анонимно
    28.04.2017 09:35

    Снимаю шляпу перед мэром (Риги). Первый рейс - личное сопровождение. Не упускает ни одной возможности для налаживания контакта. Приятно удивил бюджет Риги. Молодцы, прибалты. Да с проблемами, но движутся вперед. ВВП на жителя, если мне память не изменяет, более нашего в два раза. И наверное им бы сейчас не помешало вернуть программу предоставления вида на жительство с оплатой в 100-150 т.евро. Как раз, чтобы многим было куда уехать, если здесь запахнет очередной заварухой... Как из Одессы в Европу в 1918-м...

  • Анонимно
    28.04.2017 09:39

    А кто такой Ушаков? Мэр города, русскоязычием которого спекулируют наши "патриоты" и власть...И никаких равных стартовых возможностей между Казанью и Ригой не было! Рига была витриной Союза а Казань провинцианальным, грязным, необустроенным городом. Тем ценнее нынешнее развитие города, чего бы злопыхатели не говлрили...

    • Анонимно
      28.04.2017 15:57

      В 1983 году был в Латвии и Риге.Испытал культурный шок.Не хотел возвращаться в Казань.Тогда это был грязный провинциальный город. Поэтому у нас были разные стартовые возможности. Если Ушаков выразил восхищение то это что то значит.

  • Анонимно
    28.04.2017 09:40

    Может надо было старшекурсников приглашать? Первокурсники точно ничего не поняли.

  • Анонимно
    28.04.2017 09:52

    Потому что первокурсники свой телефон нюхают и грызут пока. А гранит науки еще сопли не выросли

  • Анонимно
    28.04.2017 10:16

    Во-первых, с удовольствием сходила бы на встречу с мэром Риги. Но такую возможность не анонсировали, к сожалению. Ребята, студенты, к сожалению, вы оказались не в теме и не понимаете важность такой встречи в Университете, к сожалению.

  • Анонимно
    28.04.2017 10:18

    В кфу все студенты аморфные

  • Анонимно
    28.04.2017 11:43

    Да, недоработочка с вопросами. Замечание!

  • Анонимно
    28.04.2017 12:32

    Что "РУБИН", что "КФУ" - слабо!

  • Халикова Аля
    28.04.2017 12:45

    Почему никто не знал об этой встерче? Уверна, что нашлось бы сотни людей котоыре пришли бы добровольно пообщаться. И задать много вопросов

    • Анонимно
      28.04.2017 15:51

      Здесь откровенная недоработка тех кто организовал приезд Ушакова или недооценка важности развития отношений с Ригой и с Латвией. Очень важно развивать отношения на народном уровне так называемая народная дипломатия засчет этого можно улучшить отношения с Европой так как мнение простых людей там что то означает. Намнужно бороться за Европу!!!

  • Анонимно
    28.04.2017 16:30

    Как то нехорошо с организацией встречи получилось, студентов не интересует Латвия.

    • Анонимно
      28.04.2017 18:05

      А почему она нас должна интересовать ?! Они же про нас - Великую Огромную Россию , соседнюю страну ничего не знают и знать не хотят ! Более того - русский язык у себя запрещают ! Штрафуют за русский язык ! Это вообще дикость ! До сих пор нас окупантами называют ! Хотя мы два раза их в истории освобождали от немцев . Хотя сегодня их американцы со своим НАТО базами окупировали и подставили под наш удар ! Живут только за счет нашего перетранзита . Неблагодарные неудачники . Несуществующий , искусственно придуманный народ и язык ! Зачем они нам ?!

  • Анонимно
    28.04.2017 16:48

    Куда валить?
    У меня пять лет квартира в Риге. Я там нужен только с деньгами.
    Заработать там удается единицам.
    Даже уборщиком устроиться сложно, берут сначала своих граждан.
    И это нормально.

  • Анонимно
    28.04.2017 22:08

    Стыдно за студентов КГУ. Не могли пару вопросов состряпать.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль