Политика 
28.04.2017

Минтимер Шаймиев: «Я хочу вспомнить от имени татарстанцев Бориса Николаевича Ельцина»

Как первый президент РТ, принимая от Путина звезду Героя и благодарность «за укрепление государственности», не забыл напомнить о своем

Сегодня в Кремле президент РФ официально произвел в Герои труда экс-президента РТ Минтимера Шаймиева. В ответной речи госсоветник республики неожиданно поблагодарил Бориса Ельцина, как бы намекая его преемнику, что не все в региональной политике было плохо в 90-е. О том, как Шаймиев рассказывал национальному лидеру о съезде народов Татарстана, где, в частности, призывал продлить договор Татарстана с федеральным центром, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

«ИМЯ МИНТИМЕРА ШАРИПОВИЧА ШАЙМИЕВА ПРОЧНО СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ И УКРЕПЛЕНИЕМ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

На лацкане пиджака бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева появилась новая награда — золотая звезда Героя труда РФ. Произошло это сегодня в Кремле при сияющем как именинник российском президенте Владимире Путине, аплодисментах зала и потоке поздравлений, который обрушился на героя сразу после окончания торжественной церемонии. Разумеется, Минтимер Шарипович был не единственным, кто в последний рабочий (перед длинными майскими выходными) день стоял в свете кремлевских софитов, благодарно жал президентскую руку и затем по обыкновению неторопливо держал ответную речь. Всего «свеженагражденных» — пять человек, медийными из них можно назвать только Шаймиева и художественного руководителя театра «Современник» Галину Волчек. Еще трое — люди из народа: слесарь-монтажник «Севмаша» Алексей Иванов, главврач краснодарской краевой больницы Владимир Порханов, а также лесничий из Якутии Варвара Устинова. Таким образом, звание «Герой роструда» все больше приближается к формату «Героя соцтруда», с которого оно и было калькировано в 2013 году, когда Путин специальным указом утвердил новую награду. Не зря ведь в списке удостоенных геройской звезды в минувшие годы можно найти не только певца Иосифа Кобзона или дирижера Валерия Гергиева, но и доярку Марем Богатыреву из Ингушетии, старшего чабана Далай Гунгаева из Бурятии, а также одного уроженца Татарстана — мастера по капремонту скважин «Сургутнефтегаза» Ивана Айдуллина.

Теперь в одном ряду с чабанами, дирижерами и бурильщиками оказался и Шаймиев. Не как представитель административной элиты, а скорее как «человек-оркестр», в одном лице объединивший многие профессии. Начиная с далеких брежневских времен, когда его утвердили министром ТАССР, он и строил, и бурил, и даже дирижировал тем огромным управленческим аппаратом, который достался ему вначале «по партийной линии», а потом как обломок после крушения Советского Союза. Вот и Путин, произнося сегодня свою поздравительную речь и коротко поговорив про «таланты и преданных сыновей, дочерей», на которые «Россия всегда была богата», первым вспомнил именно об экс-президенте Татарстана. «Имя Минтимера Шариповича Шаймиева прочно связано с развитием и укреплением российской государственности», — философски заметил он, помещая новоиспеченного лауреата в свой любимый дискурс: «сильная единая Россия», «лихие 90-е» и пр. «В том, что Россия выстояла на крутом историческом переломе, сберегла суверенитет и единство своего многонационального народа, стала мощной, открытой миру державой, есть и его личная большая заслуга, — продолжил национальный лидер. — Неоценим вклад Минтимера Шариповича и в развитие Татарстана, одного из самых успешных и динамичных регионов нашей страны, а также в сохранение культурного наследия России, возрождение таких духовных исторических центров, как Свияжск и Болгар».

... «В том, что Россия выстояла на крутом историческом переломе, сберегла суверенитет и единство своего многонационального народа, стала мощной, открытой миру державой, есть и его личная большая заслуга», — сказал Путин, вручая золотую звезду Героя труда России Шаймиеву
Фото: ©Михаил Климентьев, РИА «Новости»

Далее президент перешел к описанию достоинств слесаря-монтажника Иванова и других Героев труда из славной пятерки, после чего началась собственно церемония награждения. Молодцеватый Путин ловко прикрутил звезду к костюму лауреата и даже близко склонил свое ухо к Шаймиеву, который в это время, не переставая, шевелил губами, пытаясь что-то сказать. За бодро играющим гимном и гулом рукоплесканий слова были не слышны, но хозяин Кремля ободряюще покивал своему уважаемому собеседнику и даже слегка похлопал его по рукаву. Улыбающийся Шаймиев отошел к микрофону и наконец-то заговорил во весь голос. Поименовав всех собравшихся уважаемыми и отдельно отметив Владимира Владимировича, а также не забыв о «прекрасных поздравлениях», идущих в эти дни «от сердца из всех концов нашей страны», оратор перешел к сути.

«Нам приходилось трудиться в судьбоносные годы становления новой Российской Федерации», — заявил Бабай, вроде бы продолжая путинскую мысль об укреплении государственности. Но дальше он неожиданно заговорил об эпохе лихих 90-х с ноткой плохо скрываемой ностальгии. «Сегодня я хочу вспомнить и от имени татарстанцев, и лично от себя с огромной благодарностью Бориса Николаевича Ельцина, — лучезарно просиял Шаймиев. — И довести свою признательность членам правительства Российской Федерации и всем тем, кто нас поддерживал, когда мы решали непростые задачи. Я хочу признательность свою донести... Потому что, выстраивая новую Россию, многие наши действия, предложения, возможно, звучали неадекватными, даже в те времена, и по-новому. Я благодарю особенно за то терпение, то понимание. В конечном счете жизнь показывает, что мы были на правильном пути».

Путин, который поощрительно кивал оратору в самом начале его речи, здесь замер как струна. Он стоял в некотором отдалении от бывшего президента Татарстана, по правую руку от его трибуны, широко расставив ноги, безукоризненно распрямив спину и борцовски поигрывая плечами. Было похоже, как будто он готовится ступить на татами. Шаймиев коротко взглянул на Путина и, как бы извиняясь, добавил: «Это было незабываемо... такие дни».

Однако смысл намека читался легко, ведь, когда речь идет о Ельцине и Шаймиеве, набор ассоциаций всплывает легко: фраза «берите суверенитета столько, сколько проглотите», договор о разграничении предметов ведения, бюджетный федерализм и т. д.

«СО СЛАБЫМИ НЕРВАМИ И БЕЗ ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ ВО ВЛАСТЬ НЕЛЬЗЯ ПРИХОДИТЬ»

А Шаймиев тем временем продолжал гнуть свою линию. «Не могу не сказать: в прошлую субботу в нашей республике в третий раз прошел съезд народов Татарстана, — продолжал госсоветник РТ. — Это 700 делегатов, 60 национальностей. Все участники — порядка 900 человек. Во-первых, дух съезда, та работа, та политика, которая проводится в последние годы, принесли мир и спокойствие людей всех национальностей и конфессиональных принадлежностей. Это огромное богатство и достояние. Принята резолюция съезда с благодарностью и оценкой вашей деятельности. Это они приняли, целиком и полностью поддерживают ту политику, которая проводится под вашим руководством по укреплению современной России, за что огромное спасибо, люди поддерживают», — заверил оратор президента РФ. Главный посыл съезда с призывом продлить договор Татарстана с Москвой Шаймиев упоминать не стал, но и здесь все было понятно.

Путин уже как будто успокоился, но, судя по виду, не расслабился. Все вроде бы протекало безукоризненно, однако совершенно нельзя было предвидеть, куда татарстанский госсоветник завернет в следующий момент. Тем не менее беспокойство было напрасным: Шаймиев завернул куда надо.

... В Казани Шаймиева встречали с оркестром и праздничным букетом главы министерств и ведомств Татарстана Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«Безусловно, республика развивается, вы знаете, в каком созидательном режиме работает руководство республики, про инновационное развитие, — констатировал докладчик. — Это обнадеживает. Не только обнадеживает, но и создает великолепную уверенность в развитии всех остальных регионов Российской Федерации. Что чувствуется в обществе? Мы люди опытные, мы прекрасно знаем историю России. Когда есть попытки в какой-либо форме на нас давить — будь то санкции или в иной форме, чувство собственного достоинства нашего народа, народов нашей страны по-особому начинает реагировать, люди становятся более сплоченными и по-особому поддерживают власть».

Шаймиев как будто произносил длинный «грузинский тост», мораль которого была уже ясна, но анекдот следовало досказать. «Почему поддерживают? — еще раз слегка улыбнулся Минтимер Шарипович. — Потому что это наша земля и наша страна. Поэтому та политика, которая ведется... Я всегда говорил, что во власть со слабыми нервами... На это я имею право, потому что слишком долго был у власти, — еще раз обернулся бывший президент РТ к действующему президенту РФ. — Я говорил, что со слабыми нервами и без любви к людям во власть нельзя приходить. Только тогда приходят результаты. Это вы и делаете. От всех нас и от татарстанцев вам спасибо за это... Хотя не хочется так говорить в этот праздничный день — за эту ношу! Но это миссия руководителя государства! Россия не может быть слабой, это подтверждает история нашего государства. Хочется сказать: так держать! Мы сильны и обречены на успех. Спасибо вам за ту поддержку и ту деятельность. Мы с вами!» — заключил Герой труда.

Путин склонился в благодарственном полупоклоне и первым зааплодировал окончанию речи Шаймиева. По давней привычке апплодировал и он сам: отбивая ненавязчивый такт ладонями, госсоветник РТ сошел с трибуны, уступив место другим лауреатам.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
Азат Д
28.04.2017 21:35


Мне кажется, потуги Шаймиева о суверенитете, неприкосновенности своего клана, бесполезны, за ним нет той народной поддержки что была в 90-х, на волне духовного подъёма, потом наступили реалии, народ отрезвел, Шаймиев не прошёл испытание медными трубами, он не тот лидер за которым надо идти, ради своих личных интересов, он может завести не туда.

  • Главное Шаймиева не занесло хваля Ельцина ,который в обмен от отказа развала России получил разрешение на проглатывание всего нефтехимического комплекса республики его кланом! Говоря про съезд народов чуть было не сказал Бабай что он на этом съезде пытался включить требование пролонгации отдельного договора с федеральным центром! Да Путин замер и думал неужели Бабай обманет и звезду героя получит и сепаратизмом опять будет заниматься! Но разум или страх за судьбу процветания своего клана возобладал!

    • Istorik
      30.04.2017 02:12

      с каких это пор Договор между Татарстаном и федеральным центром стал именоваться у нас сепаратизмом??
      Если татарстанскую конституцию знать не хотите, то хотя бы незнанием российской конституции бы не позорились.

      Может быть и названием "республика Татарстан"вам не по душе, Казанского края хотелось бы?

      • Сепаратный договор это значит отдельный от других,кто заключил федеративный договор и на сколько я помню Татарстан и Чечня не подписали тогда федеративный договор! Не надо спекуляциями заниматься и республика Татарстан мне нравится,хотя больше нравится Республика Татария,мне нравится название Президент Татарии ,но не нравятся оголтелые политические спекулянты,сепаратисты ,которые хотели в 90 -е как Дудаев и Шаймиев развалить Россию и объявить суверенитет Татарстана и Чечни и сегодня тем же самым занимаются в нашей республике и праздник народов превратили с резолюцией опять в политическое сборище и реваншисты снова подняли головы в Татарстане!

  • Азат Д
    28.04.2017 21:35


    Мне кажется, потуги Шаймиева о суверенитете, неприкосновенности своего клана, бесполезны, за ним нет той народной поддержки что была в 90-х, на волне духовного подъёма, потом наступили реалии, народ отрезвел, Шаймиев не прошёл испытание медными трубами, он не тот лидер за которым надо идти, ради своих личных интересов, он может завести не туда.

    • Анонимно
      28.04.2017 22:00

      И тогда не было поддержки. Просто умелый блеф при розыгрыше национальной карты

    • Анонимно
      29.04.2017 05:36

      Азат Д а где тот лидер?
      Татары в ситуации россиян...другого нет (((
      У татар поле где мог бы вырасти лидер зачищают с удвоеной силой...сами же татары и не татары

      • Анонимно
        29.04.2017 09:25

        Люди получают то что заслуживают... Меняйтесь и придёт лидер!

    • Анонимно
      29.04.2017 07:05

      Азат не говори за всех татарстанцев. Мы большинство народа республики поддержим нашего Бабая

  • Анонимно
    28.04.2017 21:53

    Так держать! Мудрость- великое дело. Всех благ Минтимер Шарипович! На долгие годы!

  • Анонимно
    28.04.2017 21:54

    Договор между Татарстаном и Федеральным центром не должен остоваться простой бумажкой. Он должен давать новые компетенции и возможности для нашей республики.

  • Анонимно
    28.04.2017 22:02

    Очень точно сказано.

  • Анонимно
    28.04.2017 22:05

    Бабай заслужил эту награду своим трудом и отношением к делу. Его искренне уважают и любят. В такие минуты принято человека поздравлять и говорить слова благодарности за то, что он сделал для татарского народа!

  • Анонимно
    28.04.2017 22:10

    И никто его не полномочиями от татарстанцев вспоминать БН.

  • Анонимно
    28.04.2017 22:17

    Скоро...скоро...добровольно-принудительно..

  • Анонимно
    28.04.2017 22:37

    Шаймиев красавец слов нет, много сделал. Звание достойное - героя

  • Анонимно
    28.04.2017 23:04

    Да, в БО уже почти все знают, что писать и говорить нужно только от своего имени. Лично я про Ельцина или... Ничего.

  • Анонимно
    29.04.2017 00:01

    Я считаю, Первого президента РТ, очень уважаемым человеком, он реально много сделал, чтобы не говорили про удащливость и т. п.

  • ravrr
    29.04.2017 00:24

    >Минтимер Шаймиев: «Я хочу вспомнить от имени татарстанцев Бориса Николаевича Ельцина»


    Нет, спасибо, не надо. Борис Ельцин - отец (в смысле организатор, точнее его политика) чеченских войн.

  • Анонимно
    29.04.2017 00:30

    И ведь, так и есть, как сказано в первых двух комментариях. Неужели люди начали прозревать? В итоге кому принадлежит нефтехимкомплекс РТ кто то может сказать? Четверть с лишним доли Татнефти у РТ, остальное где? Менее половины доли ТАИФа официально числится за топ менеджментом, остальное у кого? Структура собственности какая то не прозрачная.

  • Анонимно
    29.04.2017 05:38

    Тогда Договор был создан для отвлечения от других проблем... Как и сейчас говорят про Сирию,Украину.

  • Анонимно
    29.04.2017 07:57

    Шаймиев в речи был очень осторожен, чувствуется опытный политик. А с договором вопрос остался открытым, ещё будут переговоры, время есть, но уже наверное всем понятно, что в том же виде договор не продлят.

  • Анонимно
    29.04.2017 08:12

    Тут пишут про клан можно добавить и коррупцию. Но объективно, если любому человеку дать власть он не устоит от соблазнов! Хочешь не хочешь а систему не сломаешь. Тебе должны и ты кому то должен. Главное чтобы была мера и не забывали о народе. А Минтимиру Шариповичу большое спасибо, что в 90 г.г. сохранил межнациональное спокойствие в Республике! Действительно мудрый человек и свою награду и признательность татарстанцев он заслужил!

    • Анонимно
      29.04.2017 09:28

      Думаю, межнациональное неспокойствие -это искусственно раздуваемая тема, которая дает определенные дивиденды раздувателям. Как то десятки лет в СССР жили в дружбе разные нации и в Татарстане и Башкортостане, много смешанных браков и с чего этого без подстрекателей должны были быть межконфессиональные конфликты. И на протяжении уже десятка лет поют мантру ,что первый президент обеспечил спокойствие в республике. Вот про Башкирию и Рахимова такое почему то не культивировалось,а может я сам просто не в курсе. Но попахивает какой то пиар кампанией на фоне обеспечения межнациональной стабильности.

    • ravrr
      29.04.2017 13:54

      >Но объективно, если любому человеку дать власть он не устоит от соблазнов!

      Это же не значит граждан, перешедших на тёмную сторону нужно одобрять? :-)

  • ПанАлекс
    29.04.2017 08:29

    страшно далеки они были от народа...
    Успехов нет а медали есть...

  • Анонимно
    29.04.2017 09:00

    В либеракском обществе бессмысленная медаль, так как труд потерял свою ценность из-за принципов распределения плодов труда - работают одни, а присваивают другие.

  • Анонимно
    29.04.2017 09:52

    Вся промышленность Татарстана (нефтехимия, нефтедобыча, авиастроение, автомобилестроение . т.д.) была создана в советское время. Большой заслуги нынешних правителей Татарстана в этом нет.

    • Анонимно
      29.04.2017 12:07

      полностью согласен!

    • Анонимно
      29.04.2017 12:18

      У Шаймиева заслуга в том, что он сохранил часть промышленности советского периода. Или для вас "ничего" больше, чем "что-то"?

  • Анонимно
    29.04.2017 12:48

    Многие боготворят Бабая, а что он сделал для республики глобального и реального, кроме утверждений о межконфессиональном спокойствии. Как сказано выше вся промышленность была создана в советское время. Уровень зарплат рабочих и специалистов во флагманах татарстанской экономики, в частности Татнефти, достаточно низкий, что сегодня ,что 10 лет назад. За что мне нужно хвалить их власть? За то, что в РТ мир и спокойствие?

  • Анонимно
    29.04.2017 14:16

    Да, в Башнефти выше уровень зарплат, а добывают меньше и чистая прибыль у них на 30 млрд меньше, чем Татнефти.

  • Анонимно
    29.04.2017 14:18

    Ельцина нужно вспоминать от своего имени,а не от имени татарстанцев.Рядовым татарстанцам он ничего хорошего не сделал.

  • Анонимно
    29.04.2017 15:06

    Вот-вот. Я тоже житель Татарстана. От моего имени не надо. От небольшой кучки- как хочет, может, есть за что.

  • Анонимно
    29.04.2017 20:09

    Ельцин который развалил вместе с Горбачевым такую страну как СССР он преступник и татарстанцы врядли ему спасибо скажут кроме кучки людей которые ловили рыбку в мутной воде

  • Анонимно
    29.04.2017 21:54

    1. договор позволил решать вопросы сохранения кадров на оборонных предприятиях через выполнение заказов татарстана, нравиться это кому то или нет.
    2. ни о каких кораблях с завода Горького не довелось бы сейчас говорить.. или холодильниках...
    3. наличие Бори позволило это сделать
    4. да Боря уничтожал СССР, так же как и Миша через руководство КПСС она же партия делала перестройку
    5. Шаймиев сумел провести государственный корабль Татарстан между Сциллой и Харибдой;
    6. а Вы, его критики, что в это время делали?
    7. так что Бабай прав -договор нужен, но я не согласен, что его надо оставлять прежним, надо двигаться вперёд и наполнять содержанием которое понятно нам, простым смертным, в частности это касается наших зарплат.
    8. если уж Татарстан есть донор, то в нём не должно быть нищих, не способных содержать свою вторую половину, если уж тут подымают вопрос о семьях в ...Европе

  • Анонимно
    29.04.2017 23:34

    А кто ответит за огромное количество рюмочных, за ростовщиков, за номера ВТМ ?!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль