Общество 
29.04.2017

«Татарам повезло, что есть тот, кто может показать мировое значение наших мыслителей»

Рустам Батыр о жизни Профессора, отметившего 70-летний юбилей

Тауфик Камель Ибрагим — ученый с мировым именем, ведущий специалист по исламу у нас в стране. Бывший первый заместитель главы ДУМ РТ и автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батров рассказывает о человеке, благодаря трудам которого в том числе удается понять планетарную роль татарских богословов XIX — начала XX веков.

Тауфик Камель Ибрагим Тауфик Камель Ибрагим Фото: Игорь Дубских

ПАРОЛЬ ДЛЯ ПОСВЯЩЕННЫХ

Для многих российских ученых, профессионально занимающихся исламом, и для многих образованных мусульман, интересующихся своей религией просто для себя, есть человек, чье имя стало настоящим паролем. Даже не имя, а его научное звание. Подобно тому, как Ибн-Рушда (Аверроэса) в средневековой философии часто называли Комментатором, так и этого человека также называют одним емким словом — Профессор. Спросишь: «а Профессор приедет?» — и все сразу понимают, о ком идет речь, хотя в университетской среде профессоров очень много.

На этой неделе ему исполнилось 70 лет, и это Тауфик Камель Ибрагим — ученый с мировым именем, ведущий специалист по исламу у нас в стране. Этнический араб, для которого Россия стала Родиной. Человек, построивший свою жизнь по высшим стандартам нравственности.

Конечно, в рамках одной статьи, тем более публицистической, невозможно ни передать, ни отразить весь масштаб Профессора как ученого и как личности. Но составить некоторые, пусть и беглые, штрихи к портрету этого удивительного человека отчасти можно. И оно того стоит.

ФИЛОЛОГИ БЫ ПОЗАВИДОВАЛИ

Первое, что потрясает в Профессоре, — его феноменальное знание русского языка. Он хоть и говорит с легким акцентом, но даст фору многим образованным носителям великого и могучего. Его работы, обращенные к научному сообществу, поначалу без словаря читать не так уж и просто: окказионализм, темпоральность, квиетизм, интеллигибельный, сенсибельный, ревелятивный... Согласитесь, не каждый гуманитарий с ходу объяснит, что все это значит. Впрочем, если Профессор обращается к широкой аудитории, то здесь раскрывается не менее удивительный его талант: умение говорить о сложнейших вещах самым простым, доступным языком, без всяких заумных слов.

За пределами сугубо философской проблематики словарный запас Профессора также очень богат. Помню, когда я занимался переводами трактатов Абу-Ханифы, мне нужно было перевести слово «джаур», которое часто переводят как «несправедливость», «произвол». Сложность состояла в том, что оно шло в паре со словом «адль», которое обычно переводят как «справедливость», и по контексту обозначало нечто больше своего буквального значения. Как отобразить это, сохранив парность двух слов, при этом не отходя от их буквального перевода? Своими терзаниями я поделился с Профессором. «Попробуй поработать со словом „кривда“, — с ходу подсказал он. — Посмотри у Даля». И действительно: правда и кривда — это именно то, что имелось в виду в исходном тексте. Маловер, ведун, десница, выя, отроче, смежить, спошествовать, сподобиться, присно-, допрежь, божба... Коллекции старорусских и редко употребимых слов, которую Профессор держит в своей активной памяти, позавидовали бы и некоторые филологи.

...
Фото: Игорь Дубских

Впрочем, язык — лишь витрина знаний. Вся глубина Профессора раскрывается в его книгах. И сказать, что он фундаментальный ученый, — ничего не сказать. «Если Профессор разбирает какой-то вопрос, — заметил как-то один ученый, — в нем для других исследователей уже не остается ничего, кроме как только цитировать». Я застал период, когда Профессор работал над жизнеописанием Пророка Мухаммада, которое потом вошло в сотню лучших книг РАН. У него дома рукопись была разложена прямо на полу длинным рядом бумаг, в котором отдельная стопка отражала один год из жизни Пророка. Над этой книгой Профессор работал изо дня в день 13 лет. Он поднял все существующие в Средневековье источники по жизни Пророка: от классических жизнеописаний и сборников хадисов до тафсиров и трактатов по другим темам. Он скрупулезно переработал и систематизировал данные более 300 первоисточников, т. е. всего мало-мальски заметного и значимого, что классическая исламская культура написала о жизни Пророка Мухаммада. И это без учета первоисточников, в которых не было уникальной информации, и не считая современных работ. Получилась настоящая энциклопедия, читая которую не перестаешь удивляться охвату, детализации материала и тому, как один человек смог все это осилить. Конечно, ему помогала супруга, ставшая соавтором книги. Но это все равно слишком малая команда для такого масштаба задач.

И так обстоит дело со всеми сферами научных интересов Профессора, будь то калам, фальсафа, суфизм или коранический гуманизм. Тауфик Ибрагим входит в ту когорту мировой интеллектуальной элиты, которая, опираясь на первоисточники, может проследить весь ход развития исламской как философской, так и теологической мысли от начала до наших дней, причем как в деталях, так и на уровне концептуальных обобщений. Людей в мире, которые могут примерно на равных беседовать с ним по этим темам, — единицы.

БОЕЦ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

Мой друг писатель Ильдар Абузяров, единственный среди татар лауреат Пушкинской премии, которой в свое время удостоились Чехов и Бунин, не раз мне рассказывал, как тяжело пробиваться в мире высокой литературы с татаро-исламской темой. Если ты, как Салман Рушди, образно говоря, «продашь родину» и начнешь демонизировать ислам и «аборигенные» культуры, то перед тобой двери начнут открываться намного быстрее. От многих знатоков мне доводилось слышать, что Ильдар не просто талантливый писатель, он создал в литературе новое направление. Но имя дебютантки Гузель Яхиной, мастерки показавшей в самых мрачных тонах трагическую судьбу татарской женщины, на слуху у читающей публики намного больше.

В мире исламской философии та же картина. Гейдар Джемаль, воспевавший военный джихад и шахидов, одно время не сходил с центральных телеканалов. Только в последние годы, видимо, с приходом понимания того, что демонизация ислама и апологетика радикализма ударяет по многим российским гражданам и собственным интересам страны, ему перестали давать эфир.

Не сказать, что Тауфик Ибрагим — персона нон грата для телевидения. Например, Виталий Третьяков (телеканал «Культура») приглашал его как-то на свою передачу «Что делать?». Но Профессор все-таки очень неудобная фигура для тех — надо признать, очень влиятельных — сил, которые хотят нацепить на ислам маску Бен Ладена, убедив мир в том, что это религия зла и насилия. Поэтому в эфир ведущих телеканалов путь Профессору заказан. Профессор неудобен потому, что он академический ученый, а не политик и не богослов. Он не занимается апологетикой ислама как таковой, он занимается его научным исследованием. И результаты его исследований совершенно не укладываются в те одиозные стереотипы о нашей религии, которые сегодня навязываются миру. Правду глушат, а вместо нее старательно продвигают контрфигуры.

Одна из них — обласканный чиновниками от науки философ Андрей Смирнов. Его теория о том, что у мусульманской культуры своя логика смыслообразования, лишь на первый взгляд выглядит эдакой заботой и вниманием к уникальности и инаковости неевропейской традиции. На самом деле это философский заход для оправдания размежевания цивилизаций и изгнания в конечном итоге мусульман в гетто. Посмотрите, говорит нам Смирнов, у мусульман даже общие законы логики не работают, они во всем, даже в способах мышления, другие. В этом соль его идеи. Профессор не мог пройти мимо такой вредоносной конъюнктурщины, маскируемой философским налетом, и встал стальной броней на защиту идеи единства человечества. Но, изничтожая построения Смирнова, Профессор и тут выступает не с идеологических и морализаторских позиций, а исключительно как ученый: он громит несостоятельность фактологического фундамента, на котором Смирнов пытается построить свою концепцию, моментально рассыпающуюся под напором бескомпромиссного разоблачения прямо на глазах, как карточный домик.

Да, Профессор — по жизни боец. Боец с большой буквы. Особенно когда речь идет об исторической справедливости, защите ислама и ценностях гуманизма. Хотя при личном общении он очень мягок, вежлив и всегда тактичен.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО — ЛЮДИ

До переезда в Казань, живя в русском городе Ярославле, я вместе с Дамиром хазратом Мухетдиновым организовал научно-богословский журнал «Минарет». Помимо Профессора в нем публиковались крупнейшие исламоведы и общественные деятели: Михаил Пиотровский, Равиль Гайнутдин, Али Бардакоглу, Рафаэль Хакимов, Леонид Сюкияйнен, Станислав Прозоров и многие другие. Даже Минтимер Шаймиев — на тот момент президент РТ — дал журналу эксклюзивное интервью. Вся начинка журнала была на мне, и я очень гордился своим детищем. Подобного журнала в России не было, да и сейчас мы не избалованы такого рода изданиями. Помню, я попросил Профессора посмотреть макет первого номера. Он пролистал его, поправил некоторые вещи, а потом высказал одно-единственное пожелание: «Не пиши, что ты главный редактор. Напиши просто — редактор». Я так и сделал. Так журнал «Минарет» с первого же номера остался без главного редактора.

В этом пожелании — весь Профессор. Скромность и есть его идеал. И следовать ему он призывает всех, кто дорожит его мнением. Он никогда не акцентирует на себе внимание. Всегда преуменьшает свои заслуги. Часто действует в ущерб себе, если того требует дело. Профессор искренне и без напускной пафосности считает, что главное — это не он сам, а люди. Точнее, даже не считает, он просто живет так.

Помню, после одной из конференций в Казани для ее участников была организована культурная программа. На специально арендованном автобусе мы поехали на историческую родину Шихабутдина Марджани. Естественно, в той поездке я как банный лист прилип к Профессору: пользуясь такой возможностью, подсел рядом и стал выспрашивать у него то, что меня интересует. Но у меня появился конкурент. Какая-то женщина, видимо, вдохновленная его выступлением на конференции, тоже решила сесть рядом, чтобы побеседовать. Женщина была совершенно далека от исламоведения, а потому задавала, как мне тогда казалось, просто неприлично примитивные вопросы из серии «как называется священная книга мусульман?». В тот момент было жутко стыдно за то, что ученого с мировым именем растрачивают на такую банальность. Это тот самый случай, когда по воробьям стреляют из ядерной пушки. Но Профессор, как ни в чем ни бывало, стал отвечать и на ее вопросы тоже. Причем так же увлеченно и подробно, как и всегда. Как будто перед ним сидел тот единственный человек, ради которого он родился на этот свет, как будто ни до, ни после него никого уже не будет и он должен успеть поделиться с ним тем, что было так важно для этого человека. Я вышел из автобуса совершенно потрясенный. В тот день Профессор, сам того не замечая, преподнес мне настоящий урок уважения к человеку. Любому человеку. В конце концов, и мои собственные вопросы — в его глазах та же банальность, но Профессор, не подавая виду, всегда на них терпеливо отвечает.

УЧИТЕЛЬ ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ

Тауфик Ибрагим занимается классическим исламом. Но и в татарском богословском наследии он разбирается не хуже многих исследователей, которые на нем специализируются. Обладая панорамным виденьем и глубочайшим знанием исламской культуры в целом, Профессор, как никто другой, понимает на этом фоне мировое значение татарских богословов XIX — начала XX веков, что и показывает в своих нечастых публикациях, посвященных их наследию. К сожалению, многие татарские ученые не до конца могут осознать, какой бриллиант у нас оказался в руках. Для этого надо знать в деталях мировой контекст, а таких знаний у нас по большому счету нет.

Взять, к примеру, Ризу Фахретдина, которого часто называют публицистом, имея в виду, что он не является серьезным исламским ученым. Такую оценку, в частности, ему дает ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин. Недавно я спросил Профессора, согласен ли он с этим. «Нет, он был очень фундаментальным», — ответил Профессор, достал с полки труд Фахретдина «Религиозно-социальные вопросы» и стал на разных примерах показывать, насколько масштабным и глубоким новатором был Фахретдин. Это уникальный теолог в истории мировой мысли ислама. Просто мы, татары, этого не понимаем, не видим. Равно как не ценим Бигиева, Камали, отчасти Марджани и целый ряд других татарских мыслителей. В этом смысле нашей стране и народу очень повезло, что есть ученый, который может показать нам все это. Надеюсь, в ближайшее время по итогам беседы с Профессором у меня получится подготовить статью про Фахретдина.

Ибн-Рушда называли Комментатором потому, что он, как никто в другой в истории человеческой мысли, смог понять и разъяснить Аристотеля. Тауфика Ибрагима называют Профессором, наверное, потому, что по-арабски это звучит как «Устаз», что также переводится как «Учитель». И он действительно для многих людей является Учителем. Учителем во всех смыслах этого слова. Учителем с большой буквы.

С юбилеем Вас, д-р Тауфик! Всех Вам благ и крепкого здоровья!

Рустам Батыр

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.04.2017 11:56

скажи мне кто твой учитель и я скажу кто ты

  • Анонимно
    29.04.2017 08:58

    Читал статьи Тауфика Ибрагима в интернете. От всей души поздравляю с юбилеем. Побольше бы таких мыслителей исламу.

  • Анонимно
    29.04.2017 09:42

    Книга Тауфика Ибрагима "На пути к коранической толерантности" перевернуло мое восприятие ислама. Это и есть настоящий ислам. Дамир.

    • Анонимно
      29.04.2017 19:43

      Не согласен. Наоборот, это и есть настоящий антиислам (перевернутый или извращенный ислам).
      Г.Джемаль прав - ислам никак не вписывается в рамки неисламской системы.

  • Анонимно
    29.04.2017 10:56

    Т.Ибрагим - это титанище. Вот такие люди должны быть во главе Болгарской исламской академии.

  • Анонимно
    29.04.2017 11:05

    Если бы Р. Батров сначала представил своего духовного учителя Т. Ибрагима, а потом незаметно начал рассказывать о его толерантных взглядах, то может кто-то и обманулся бы. А теперь все примерно представляют взгляды Т. Ибрагима и вряд ли пойдут на поводу у них.

    • doctor-halim
      11.05.2017 14:04

      Если вы "примерно представляете" взгляды профессора Т. Ибрагима, расскажите о них немного... Не скрывайте от нас своё "примерное представление"...

  • Анонимно
    29.04.2017 11:08

    Читал "Коранический гуманизм" Т.Ибрагима. Книга уникальная. Долгих лет жизни "профессору",пусть ещё не один труд будет написан им.

  • Анонимно
    29.04.2017 11:45

    БО, возьмите интервью у героя статьи. Очень масштабная и редкая личность. Хотелось бы познакомиться с ним и его взглядами и на современность.

  • Анонимно
    29.04.2017 11:56

    скажи мне кто твой учитель и я скажу кто ты

  • Анонимно
    29.04.2017 12:25

    не понять в чем повезло то?

  • Анонимно
    29.04.2017 13:53

    Надеемся, что на такой большой юбилей (70 лет все-таки!) Батров, Садреев и Лебедев подарили юбтиляру достойный подарок!

  • Анонимно
    29.04.2017 16:42

    А вот это уже интересно. Рустам, спасибо, что вы хоть и по случаю юбилея, но всё-таки познакомили аудиторию с уникальным человеком. Вот таких людей не хватает, мало их. Пусть Всевышний поспособствует его дальнейшей научной работе.

  • Анонимно
    29.04.2017 18:11

    Батров и Фахреддин - полнейший антогонизм. Фахреддин - богобоязненный, не коранист, последовательный суннит- саляфит (следующий за первой первых 3-х поколений), антисуфий, не мурджит, не "разоблачитель" типа Батрова, скромный, образованныый и эрудированный, прекрасный знаток арабского языка, борец со свякими нововведениями в исламе (бидга), опирался на хадисы (никогда не опровергал хадисы Пророка (мир ему), как Батров. Батров хочет обелить себя и свои скандальные курьезы, под щитом Фахреддина. Трюк - не более.
    Кстати, Батров затронул здесь еще одну личность-глыбу (тоже, странный трюк-реверанс...???) - Гейдара Джемаля, который также является антиподом Батрову. И междлу прочим, весьма негативно относился к Тоуфику Ибрахиму.

  • Анонимно
    29.04.2017 19:02

    Поскольку здесь говорится и о Гейдаре Джемале, нужно все же ради истины напомнить о том, Гейдар Джемаль выступил с критикой нижегородского муфтия Умара Идрисова за издание книги Тауфика Ибрагима, которого он считает «муртадом» («вероотступником»). Гейдар Джемаль - вот это Учитель- Профессор, Мыслитель-исламовед.
    Кто же напишет про него?

  • Анонимно
    29.04.2017 20:09

    18-11
    Вот вы похожи на клеветника, утверждая, что Фахретдин и Батров антагонисты. Чушь! И тот, и этот - ученые, достаточно глубоко изучившие религию ислам и его пользу для человечества. И Фахретдин в своем труде "Комментарий к изречениям пророка Мухаммеда" ясно излагает суть высказываний (хадисов) из уст пророка. Эти хадисы вполне уместны и служат для воспитания духовности у людей. Батров предупреждает о необходимости ссылаться на Коран, чтобы не потерять ориентир. Где здесь противоречие? Он не сказал , что все хадисы ведут к заблуждениям, а сказал, что руководствоваться надо сурами Корана. Хадисы же читайте на здоровье, но не факт, что все они стопроцентно от пророка, ибо переданы устами человека, а он мог чего-нибудь добавить от себя. Еще раз повторяю, те хадисы, которые поражают своей мудростью и доказывают, что точно от пророка Мухаммеда, рассматриваются в труде известного богослова Риза Фахретдин. Ф.Г.

    • Анонимно
      29.04.2017 20:51

      а где гарантия что все хадисы приведенный Ризаказыем суть стопроцентный?

      • Анонимно
        29.04.2017 21:18

        Гарантия в том, что во-первых, сами приведенные хадисы имеют автора-исторически известных людей, которые записали эти изречения.
        Во -вторых, они проникнуты глубокой мудростью. Эту мудрость мы сегодня называем нравственностью. Так что, в этом смысле, книга нам ориентир в наши дни.
        Риза Фахретдин приложил много труда, чтобы хадисов переводить и комментировать , чтобы мы поняли о чем речь. В этом смысле его труд неоценима.

        • Анонимно
          30.04.2017 08:21

          Ризахазрат без сомнения проделал большую огромную работу собрал актуальные на его время вопросы и проблемы и постарался ответить прежде всего хадисами. но многие вопросы ответы не совсем были популярные в бытности Батрова зам муфтия например 3, 7,40 дней поминки, посещение так называемых святых мест Ризахазат указывал что им не место в исламе, а Батров как помню сам был за эти 3,7, 40 где истина тогда?

          • Анонимно
            30.04.2017 14:01

            Это традиции местного населения, их обязательно надо придерживаться, так как запрета в Коране нет.

            • Анонимно
              1.05.2017 09:22

              Но если Риза Фахритдин и другие алимы были против этих "традиций"?

  • Анонимно
    29.04.2017 20:24

    Ух-ты, "планетарный". Ну даже НЕ СМЕШНО!
    Щеки сдуйте.

  • Анонимно
    30.04.2017 01:04

    Давайте будем честными, Т. Ибрагим не является Исламским учёным, он Исламовед, анализирует тексты и трактует их по своему. Его точка зрения это не Ислам, это взгляд на Ислам. Т. Ибрагим, Р. Хакимов, А. Хайрутдинов, Р. Батров и т.д. это все Исламоведы, они не могут постановить что в Исламе должно быть именно так, по сути они просто занимаются демагогией.

    • Анонимно
      30.04.2017 17:30

      Ну давайте будем честными:
      Т.Ибрагим - филосов и исламовед (после того, как перестал писать про марксизм).
      Р. Хакимов - историк и политик.
      А. Хайрутдинов - исламовед.
      Батров - чиновник в сфере религии (после окончания академии государственной службы).

      • Анонимно
        30.04.2017 20:36

        Полностью с вами согласен - все перечисленные имена - имена исламоЕдов.
        Овладеть "птичьим" языком и пускать красивые пузыри и жонглирует ими пред неискушенной (непосвященной в исламскую систему знаний) публикой - впечатляет конечно. Но в статьи Батрова страдают ненаучностью (не соответствуют критериям научности) - они не объективны (субъективны), нелогичны (противоречивы), бессистемные (обилие выщипанных фрагментов), нашпигованы неуместными (но зато модными и впечатляющими) терминами (типа: эксклюзивизм (кстати, это слово никак не подходит для обозначения понятия "богоизбранность") или же слово ""педофилия" (тоже совершенно извращающее суть вопроса слово) и т.д.). Но зато выглядит "смело", "свежо", "актуально", "круто" и "разоблачающе"...
        Кому-то может быть интересны и впечатлительны такие ориенталистские "опусы" бывших коммунистов-марксистов в стиле "а-ля ислам". Но они не делают погоду в исламской научной сфере. Это даже не ориенталистика, а орнитология в области ислама (толкование птичьим языком исламских понятий).
        Не ориентализм в исламе, а орнитология в исламе ("художественный свист" называется такой жанр на эстраде). Не более.
        Вот скоро обещают орнитологический "опус" про Р. Фахреддина. Сольное выступление Батрова ждемс...

        • doctor-halim
          11.05.2017 13:57

          Удобно, да? Анонимность позволяет невозбранно нести оскорбительную чушь. Вроде, и сам "приподнялся" (исключительно, надо признать, только в собственных глазах), и последствий никаких. Никто не упрекнёт в глаза за всё написанное...
          Очень хочу надеяться, что вы верите в Судный День... И надеюсь, что помните четыре признака лицемера. Поздравляю...

          Это, кстати, ко всем подобным комментаторам относится...

  • Анонимно
    30.04.2017 08:39

    Язык это не витрина.

  • Анонимно
    30.04.2017 08:41

    Татарский, стало быть не общегражданский, не совсем понятный остальным.

  • Анонимно
    30.04.2017 17:39

    Цитата-"Взять, к примеру, Ризу Фахретдина, которого часто называют публицистом, имея в виду, что он не является серьезным исламским ученым".
    Такую оценку, в частности, ему дает ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин."

    Философ не сможет оценить Величину уровня Исламского Ученого Р.Фазретдина,для этого нужно достичь Его уровня или выше.

  • Анонимно
    1.05.2017 14:09

    \\На самом деле это философский заход для оправдания размежевания цивилизаций и изгнания в конечном итоге мусульман в гетто\\ - Почему же непременно "гетто", уникальная цивилизация Ислама, действительно, существует. Точно так же, как существуют цивилизации христианства (причем, в двух традициях, западной католическо-протестантской и восточной православной), буддизма, конфуцианства и пр. Это, как говорится, данность, его нужно так и воспринимать. Тут, на мой взгляд, Батров-эфенди вступает на очень опасную стезю размывания собственной культурно-цивилизационной идентичности вероучения Ислама. Наши предки до самого недавнего времени (до второй половины ХХ века) в этих вопросах проявляли мудрость и осторожность. Многие исследователи татар (Карл Фукс, Василий Бартольд, Петр Знаменский и др) особо отмечают прочную укорененность народа в мусульманской религии и соблюдении им безопасной дистанции от русского языка и культуры. И только сегодня, когда процессы ассимиляции приобрели угрожающий характер для татарского народа, начинаешь понимать всю мудрость наших предков, категорически отказывавшихся от освоения русского языка. Это был своего рода защитный механизм против политики ассимиляции и христианизации, проводимой русским государством и царской империей. Батрову-эфенди, на мой взгляд, не хватает видения исторического контекста мусульманской цивилизационно-культурной идентичности татарского народа. Так вот, Ислам и был бастионом этой идентичности татар. Идея единства человечества, конечно, хороша, но это единство не должно отрицать многообразие народов, языков, культур и цивилизаций.

  • doctor-halim
    11.05.2017 13:48

    От всей души, искренне поздравляю уважаемого Учителя с юбилеем!
    Пусть Аллах, Свят Он и Велик, даст ему здоровья и благополучия, примет его добрые деяния! С юбилеем, Учитель!

    Поражает степень предвзятости некоторых комментаторов, комментирующих по принципу известного персонажа: "Не читал... Но осуждаю". Дорогие мои братья, не унижайте себя до такой степени, искренне и с братской любовью прошу вас. Вы, хотя бы, прочтите что-то из трудов профессора Тауфика Ибрагима. И только после этого, АРГУМЕНТИРОВАННО, дискутируйте. Очень вас прошу - не уподобляйтесь Шарикову... Уж больно похожи некоторые здесь комментарии.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль