Политика 
30.04.2017

Владимир Каппель: в Казани он мог изменить ход истории

До 1954 года одна из улиц столицы ТАССР называлась в честь взятия города Белой армией

28 апреля 1883 года родился Владимир Оскарович Каппель, легенда Белого движения. Большевики всего через месяц боев посулили за его голову 50 тыс. золотом, их газеты называли Каппеля Новым Бонапартом. Вопреки приказам, он взял Казань в 1918 году стремительным маневром. Молодой подполковник мог в те дни изменить ход истории... «БИЗНЕС Online» предлагает поразмыслить о предложениях увековечить его имя в контексте казанской топонимики.

Владимир КаппельВладимир Каппель — легенда Белого движения

УЛИЦЫ «ОДНОЦВЕТНЫХ» ГЕРОЕВ

«Назвать казанскую улицу в честь Каппеля? А почему бы и нет?!» — ответ известного историка Булата Султанбекова, по возрасту и опыту вроде как представителя «старой школы», да еще работавшего когда-то в обкоме КПСС, несколько озадачил корреспондента «БИЗНЕС Online». Профессор тем не менее энергично продолжил аргументацию: «Я сейчас работаю над книгой о тех временах, вы публиковали отрывки из нее. Никак не могу закончить, книга пухнет и пухнет, прямо граф Толстой! Но всплывают все новые и новые факты, и грех туда их не вставить. А Каппель... Он не был ни подлецом, ни стяжателем, ни карателем; он воевал за свою правду, свою Россию. Делал это честно, убежденно, как и подобает настоящему русскому офицеру. И очень талантливо, что признавали даже злейшие враги. А повнимательнее, поглубже да почестнее приглядеться к истории — и не такие имена обнаружатся, вполне достойные не только „уличного“ признания...»

В августе – сентябре 1918 года Казань 34 дня находилась во власти Народной армии под командованием Владимира Каппеля. При штурме города и последующих боях за него погибали солдаты с обеих сторон. Официальный сайт Российского института стратегических исследований (РИСИ) констатирует, что в Казани нет памятника жертвам братоубийственной Гражданской войны со стороны Белого движения, также нет и памятника нашим героям-землякам, погибшим в Первую мировую войну. И, как укор живым, на Архангельском кладбище Казани стоит памятник пленным немецким и австрийским воинам, умершим в глубоком российском тылу, где на русском и немецком языках начертано «Посвящено Отечествомъ памяти умершихъ въ г. Казани во время мировой войны германскихъ и австро-венгерскихъ солдатъ».

Казань действительно была и остается своего рода тем местом, где началась Гражданская война и где, в общем-то, обозначились будущие контуры Белого движения. Но в ее топонимике — названиях улиц, районов, парков, скверов и т. д. — до сих пор сохраняются имена исключительно одноцветные — «красные». В последние десятилетия события эпохи Гражданской войны в России уже не так категорично оцениваются как правота одной стороны и неверность позиций другой. Поэтому с недавнего времени пока еще не так громко и напористо, но в СМИ, а также на различных заседаниях различных организаций нет-нет да прозвучит идея инициировать обращение к казанской мэрии назвать одну из улиц города в честь героев белогвардейского движения. В частности, именем «того самого лихого подполковника». Отсюда вопрос, вошедший в моду с некоторых пор: «А кто такой г-н Каппель?»

.В августе – сентябре 1918 года Казань 34 дня находилась во власти Народной армии под командованием Владимира Каппеля

СОАВТОР БРУСИЛОВСКОГО ПРОРЫВА

Специалисты бывшего императорского Русского, а ныне Российского военно-исторического общества, возрожденного в 2012 году специальным указом президента страны, включили Каппеля в сотню наиболее выдающихся российских военачальников за всю историю государства. Они отмечают: «Он стал известен, когда в 1918 году во главе Народной Армии Комуча в ходе ряда дерзких боев сумел отбить у красных Казань. Но, начав как герой, закончил как мученик...»

Владимир Каппель родился в семье выходца из Швеции Оскара Каппеля, потомственного дворянина Московской губернии. Глава семьи был участником Ахалтекинской экспедиции генерала Скобелева, за что был удостоен ордена Святого Георгия. Сам Владимир Оскарович, выпускник элитной Николаевской академии генерального штаба (за успехи в изучении военных наук был награжден орденом Святой Анны III степени), начав в Первую мировую войну обер-офицером для поручений, служил в различных должностях в частях Западного фронта. «По рождению — кавалерист. Человек подвижный, живой, любит боевую обстановку, коня. Штабная работа — не по нему... Ему, Каппелю, совершенно не был свойственен авантюризм...» Бедный генерал Щепихин, как же вы ошибались на его счет! В марте 1916 года капитан Каппель уже штабистом Юго-Западного фронта участвовал в детальной проработке плана крупномасштабного наступления, вошедшего в историю как Брусиловский прорыв. В Первую мировую был награжден орденами Святого Владимира IV степени с мечами и бантом, Святой Анны II степени с мечами, Святого Станислава II степени с мечами, Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». В августе 1916 года был произведен в подполковники и занял должность помощника начальника оперативного отделения. В этой должности Каппель и встретил Февральскую революцию.

Будучи кадровым офицером, а по убеждениям — монархистом, он весьма тяжело воспринял крушение империи. Но, как и большинство честных военных, Владимир Оскарович руководствовался принципом, согласно которому армия должна находиться вне политики, а потому присягнул на верность новой власти. В час тяжелейшей войны необходимо сделать все, чтобы дать отпор врагу внешнему. Но временное правительство только способствовало разложению армии. Каппель по мере сил исполнял обязанности начальника оперативного отдела управления генерал-квартирмейстера штаба фронта, но общие результаты были плачевны, и, согласно заявлению солдат 3-го ординарческого эскадрона при штабе Юго-западного фронта, Каппель в числе других (Деникин, Марков и пр.) был назван приверженцем «старого, монархического строя, несомненным участником контрреволюционного заговора». Арестовать его не успели, грянул Октябрь 1917-го, и Каппель оказался... в Красной армии!

.Солдаты чехословацкого корпуса

«НЕУДАВШИЙСЯ» КРАСНОАРМЕЕЦ

Весной 1918 года большевики активно формировали собственные вооруженные силы. В частности, в штабе Приволжского военного округа (Самара) предполагалось создать армию, которая предназначалась для борьбы с немцами, если они вдруг начнут продвижение вглубь страны. На сотрудничество согласились многие кадровые офицеры, полагавшие, что они будут стоять на защите страны. Для кого-то это был способ выживания в сложившихся условиях, кто-то боялся за собственную семью, которая находилась в заложниках, а те, кто входили в состав тайных военных организаций, не без оснований полагали, что таким образом они получают контроль над большевистской военной машиной. Неизвестно, какими соображениями руководствовался Каппель, когда пошел на службу в Красную армию, однако весьма интересно отметить, что от предложенной ему должности заведующего отделом штаба округа он отказался. Чего уж там Каппель навидался в стане своих «красных толварищей» — история умалчивает. Но к выводу он пришел однозначному: «Я монархист по убеждениям, но встану под какое угодно знамя, лишь бы воевать с большевиками. Даю слово офицера...»

В конце мая 1918 года произошло восстание чехословацкого корпуса, 8 июня чехословацкие силы взяли Самару, где власть захватил комитет членов Учредительного собрания, состоявший из эсеров (КОМУЧ). Тогда же началось и формирование Народной армии, которая на первых порах состояла из добровольцев. Читаем в книге Бориса Павлова «Генерал Владимир Оскарович Каппель и его «каппелевцы»: «В освобожденном от большевиков городе состоялось собрание офицеров генштаба, оказавшихся в Самаре. Был поднят вопрос, кто объединит и возглавит эти русские отряды. Желающих взять на себя эту ответственность среди присутствующих не оказалось. Все мялись и смущенно молчали. Кто-то даже предложил бросить жребий. Тогда неожиданно выступил скромный на вид молодой офицер генштаба и попросил слова: „Раз нет желающих, то временно, пока не найдется старший, разрешите мне повести части против большевиков“, — спокойно и негромко произнес он. Это был подполковник Владимир Оскарович Каппель. Так начался героический и тернистый путь одного из наиболее выдающихся вождей Белой борьбы на Волге и в Сибири. Ему было только 37 лет».

.Кадр из фильма «Чапаев»

«КАППЕЛЕВЦЫ ИДУТ. ИНТЕЛЛИГЕНТЫ»

В общей сложности его дружина изначально состояла из 350 добровольцев, спаянных вместе идеей противостояния большевистской власти. Опыт службы на уровне дивизия — корпус в кавалерийских частях как никогда пригодился молодому подполковнику в условиях Гражданской войны. Он быстро сумел понять ее особенности: значение маневренности, быстроты, постоянной активности, изматывающей врага. Каппель на практике воплотил такие суворовские принципы, как «глазомер, быстрота и натиск». При этом он постоянно находился среди простых солдат, на передовой. Служивший с ним полковник Вырыпаев вспоминал: «Добровольцы отряда, видя своего начальника все время перед глазами, живущего с ними одной жизнью, с каждым днем все более и более привязывались к Каппелю. Переживая сообща радость и горе, они полюбили его и готовы были для него на все, не щадя своей жизни».

Каппель проявил и глубокое понимание психологии: «Гражданская война — это не то, что война с внешним врагом... Эту войну нужно вести особенно осторожно, ибо один ошибочный шаг если не погубит, то сильно повредит делу... В Гражданской войне победит тот, на чьей стороне будут симпатии населения... И кроме того, раз мы честно любим Родину, нам нужно забыть о том, кто из нас и кем был до революции». Неудивительно, что попавших в плен простых красноармейцев Каппель обычно разоружал и распускал по домам.

Результаты подобного стиля командования сказались очень скоро. Уже 11 июня в ходе дерзкой атаки была взята Сызрань: население с ликованием встретило войска Каппеля. Этот первый, неожиданный успех создал ему огромную популярность, окружив его имя ореолом победы. С этого дня его отряд начал с гордостью называть себя «каппелевцами». И даже в стране победившего затем военного коммунизма киногерои из фильма «Чапаев» с таким уважением произнесли это слово во время «психической» атаки, что про Каппеля знало все население Страны Советов без всяких учебников...

Владимир Каппель: «Гражданская война — это не то, что война с внешним врагом... Эту войну нужно вести особенно осторожно, ибо один ошибочный шаг если не погубит, то сильно повредит делу... И кроме того, раз мы честно любим Родину, нам нужно забыть о том, кто из нас и кем был до революции»
Что открыть, нажмите

«ЧЕМ И ВЫЗВАЛ ИСТЕРИКУ У ЛЕНИНА»

Затем его отряд очистил от противника ряд деревень напротив Ставрополя, разбил Пензенскую пехотную дивизию и захватил Бугуруслан и Бузулук. В середине июля вместе с приданными подразделениями чехословаков Каппель начал наступление на Симбирск. Каппель пошел на военную хитрость: чехословацкие силы, двигавшиеся по Волге на пароходах, отвлекли внимание врага, в то время как сам подполковник 21 июля сделал резкий бросок и с тыла захватил город. Население приветствовало войска цветами. Через несколько дней его дружина была развернута в дивизию (около 3000 тыс. человек). «В Симбирске Каппель в первый раз выступил публично, — читаем в книге Павлова. — В переполненном городском театре на сцену вышел скромный, одетый в защитную гимнастерку молодой офицер. В своей речи он звал на борьбу за поруганную Россию, за русский народ, за его веру. Его простая речь не внушала сомнения, что он глубоко верит в необходимость борьбы и готов первый отдать свою жизнь за Россию. Как пишут присутствовавшие, «его речь была покрыта не овациями, а каким-то сплошным ревом и громом, от которого дрожало здание».

«Этот успех Каппеля вызвал настоящую истерику у Ленина, который в Симбирске родился», — прокомментировал это событие корреспонденту «БИЗНЕС Online» кандидат исторических наук Дмитрий Люкшин. Видимо, в тот момент у Ильича и возникла идея перепоручить военные дела «демону революции» — Льву Троцкому, хотя тот и противился подобному решению, так как нацеливался на пост министра внутренних дел. Но дело есть дело — и Троцкий садится в бронепоезд и спешит в Свияжск...

Слава Каппеля быстро распространялась по Поволжью. В одной большевистской газете его даже назвали Наполеоном, а противник назначил награду за его поимку в 50 тыс. рублей. Яркие победы каппелевцев на фоне общего подъема антибольшевистского движения заставили командование красных обратить повышенное внимание на события на востоке: в спешном порядке в районе Симбирска и Самары была сформирована армия Тухачевского, а у Казани усиливалась 5-я армия под непосредственным руководством командующего Восточным фронтом Вацетиса.

КАППЕЛЬ ВЗЯЛ КАЗАНЬ «СВЕРХ ПЛАНА»

В августе 1918 года Каппель настаивал, что необходимо двигаться на северо-запад, занять крупные промышленные центры, а затем идти на Москву. Военное руководство в Самаре согласилось лишь на проведение демонстрации против Казани. Однако задача была перевыполнена: утром 6 августа 1918 года Каппель с тыла ворвался в город, и к вечеру следующего дня Казань была взята («БИЗНЕС Online» недавно публиковал достаточно подробный материал о тех событияхприм. ред.). Ни численное превосходство, ни имеющееся сильная артиллерия не помогли Красной армии, чьи части в большинстве просто бежали. Победителям достались огромное количество военного имущества и большая часть золотого запаса Российской империи (650 млн. золотых рублей), которая была поспешно вывезена и затем стала финансовой основой деятельности всей Белой армии. На сторону Народной армии в полном составе перешла находившаяся здесь Академия генштаба.

Доцент Казанской духовной семинарии Анатолий Елдашев, историк и специалист в такой специфической теме, как мемориализация памяти прошлого, поведал на одном из заседаний экспертного клуба РИСИ о потрясающем факте: долгое время в столице ТАССР существовала улица в честь освобождения города... от большевиков! И называлась она Улица 6 августа. Это «закодированное» название каким-то образом просуществовало до 1954 года, «пережив» даже самого Сталина. После улицу переименовали в честь героя Великой Отечественной войны генерала армии Николая Ватутина.

В дальнейшем Каппель планировал развить наступление на Нижний Новгород, а оттуда — на Москву. Он справедливо считал, что надо воспользоваться слабостью Красной армии: постоянным наступлением наносить ей все больший и больший урон, захватывая новые территории и способствуя широкому народному восстанию. Но его не услышали ни военачальники в Самаре, ни чехословаки, ни многие другие сослуживцы. И на Москву не пошли. В эти дни и решилась судьба Советской России... Затем была служба в рядах колчаковской армии вплоть до самой гибели легендарного генерала.

Ольга Строльман-Каппель. После учебы в гимназии и после лагерейЧто открыть, нажмите

«ТРЕБУЮ ОТ ВАС УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПУТЕМ ДУЭЛИ СО МНОЙ!»

Во время Гражданской войны большевики взяли жену Каппеля в заложники, однако попытки шантажировать генерала с ее помощью не увенчались успехом. Ради спасения детей, Татьяны и Кирилла, она отказалась от мужа, а после Гражданской войны осталась в Советском Союзе, снова взяв девичью фамилию Строльман. В марте 1940 года была приговорена к пяти годам заключения как «социально опасный элемент» (Ольга Строльман-Каппель скончалась 7 апреля 1960 года — прим. ред.).

В начале январе 1919 года при остановке на уральском заводе Аша-Балашовская контрразведка донесла, что рабочие враждебно настроены к проходящим белогвардейским войскам. Тогда генерал Каппель без охраны лично пришел на завод, выступив на собрании рабочих. Как вспоминал Вырыпаев: «В кратких словах Каппель обрисовал, что такое большевизм и что он с собой принесет, закончив свою речь словами: „Я хочу, чтобы Россия процветала наравне с другими передовыми странами. Я хочу, чтобы все фабрики и заводы работали и рабочие имели бы вполне приличное существование“. Рабочие пришли в восторг от его слов и покрыли его речь громким „Ура!“. Потом вынесли Каппеля из шахты на руках и провожали до штаба... Наутро, прибыв в штаб по своим делам, я увидел в коридоре делегацию от рабочих, которые говорили: „Вот это — так генерал!“».

О благородстве генерала Каппеля пишет и «Российкая газета»: «Отступающие белочехи зимой 1919–1920 годов выбрасывали русских раненых и беженцев из вагонов поездов. Каппель в ультимативной форме потребовал от генерала Сырового, главнокомандующего чешскими войсками, немедленно прекратить бесчинство, в противном случае он вызывал Сырового на дуэль. „Если вы решились нанести оскорбление русской армии и ее верховному главнокомандующему, то я как главнокомандующий русской армии в защиту ее чести и достоинства требую от вас удовлетворения путем дуэли со мной“, — заявил Каппель, но чешский генерал вызова не принял».

ГРОБ С ТЕЛОМ ГЕНЕРАЛА КАППЕЛЕВЦЫ ВЕЗЛИ С СОБОЙ ПОЧТИ МЕСЯЦ

На подступах к Красноярску участок пути оказался одним из самых тяжелых — во многих местах лед реки подтаивал из-за незамерзающих горячих источников, что давало многочисленные полыньи в условиях почти 35-градусного мороза. Во время перехода Каппель, ведший своего коня, как и все остальные всадники армии, в поводу, провалился в одну из таких полыней, однако никому об этом не сказал. Только через день в деревне Барга генералу была оказана медицинская помощь и ампутированы ноги. Несмотря на перенесенную операцию, Каппель продолжал руководить войсками. Отказался он и от предложенного чехами места в санитарном поезде. 26 января 1920 года на разъезде Утай, около станции Тулун близ города Нижнеудинска, Владимир Каппель умер от двустороннего воспаления легких. Достаточно объективно и красочно про этот и другие эпизоды рассказывает недавний российский телесериал о Колчаке «Адмирал», где роль Каппеля сыграл Сергей Безруков...

После смерти генерала было принято решение не хоронить его тело на месте смерти во избежание поругания большевиками. Отступающие войска везли гроб с телом генерала с собой в течение почти месяца, пока не достигли Читы, где Каппель и был похоронен. Однако уже осенью 1920 года при подходе частей Красной армии к Чите оставшиеся в живых каппелевцы перевезли гроб с телом генерала в Харбин и погребли его у алтаря Иверской церкви. На могиле был поставлен памятник, который после 1945 года посещали советские служащие и военные. В 1956 году по распоряжению советского генерального консульства в Харбине могила Каппеля была уничтожена: памятник разрушен, вывезен и брошен у ограды Нового (Успенского) кладбища, а саму могилу сравняли с землей. Тем не менее место захоронения генерала все же удалось установить. А 13 января 2007 года в Донском монастыре в Москве состоялось торжественное захоронение его останков.

Николай фон Эссен, член Казанского дворянского собрания, доцент Казанского государственного энергетического университета, постарался объяснить корреспонденту «БИЗНЕС Online», почему сегодня нужно хотя бы знать, кто такие были для нас и нашей истории Колчак, Каппель и другие: «Если Казань претендует на звание одной из столиц страны не только на бумаге, то она в том числе и в топонимике своей, в памятниках на своей территории должна признавать сопричастность к большой российской истории и в этом смысле хотя бы стараться не избегать, лавировать, замалчивать чего-то. Мы должны интегрироваться в эту историю и делать это максимально честно и объективно. А Каппель — один из символов веры в свои идеалы, любви к Родине, который никогда не требовал от нее какой-то взаимной отдачи. Он просто любил Россию».

Подготовил Михаил Бирин

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (100)Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
30.04.2017 13:50

Улица генерала Каппеля... Хорошая идея. Только какую улицу переименовывать будем? А! Улицу Павлюхина - командира рабочего отряда, оборонявшего Казань от белых. А, нет, не пойдёт: мы же хотим "примирить" в истории красных и белых. Тут недавно улицу революционного машиниста Ухтомского переименовали в улицу Бурхана Шахиди*. Кто знает этого славного (без иронии) сына татарского народа? И не узнаете: нет на улице мемориальной таблички с пояснением, в честь кого названа. Как и на всех подобных казанских улицах. Кто такие Хусаин Мавлютов, братья Касимовы, Владимир Адоратский? Даже такие просвещённые люди, как читатели БО не знают, а что говорить про школьников?
Появится на улице-новостройке табличка "улица Каппеля". Пацаны будут называть её "каппелевкой", ещё ОПГ организуют "Каппелевцы".
Согласен, нельзя историю оценивать по фильму "Чапаев". Там самый главный "ляп" - в психическую атаку идут офицеры в форме "марковцев" под знаменем "корниловцев".
Чапаев родился в мордовской деревне, ныне вошедшей в черту города Чебоксары. Восстановлен его дом-музей.
Из казанского банка было вывезено ценностей в денежном эквиваленте 650 759 18 рублей 86 копеек. 3 мая 1920 года чекист Косухин и управляющий банком Марьин (он сопровождал золото и вёл тщательный учёт) вернули в Казань 409 564 27рублей 86 копеек.
Остальное потратил Колчак и, возможно, (гипотеза) заплатили чехам, атаману Семёнову и генералу Жанену за сдачу Колчака красным. Не зря же в Праге сразу после войны открылся "Легионербанк" (до сих пор существует), а чешская крона в побеждённой стране (часть Австро-Венгрии) сразу стала конвертируемой.
* Бурхан Шахиди, уроженец Буинского уезда - видный партийный и государственный деятель Китайской Народной Республики, заместитель Мао Цзе-дуна. (И это не шутка).

  • мотоцикл
    30.04.2017 09:51

    чуваши гордятся Чапаем порубивших капелевцев в капусту.

    • Анонимно
      30.04.2017 10:03

      Произнесение злобных слов является таким же грешным действием как и совершение злобных действий.

      Чуваши добрый, трудолюбивый и талантливый народ.

      Но в семье не без урода...

    • Анонимно
      30.04.2017 12:22

      Рекомендую изучить вопрос по глубже, а не по фильму Чапаев. Чапаев воевал с восставшими рабочими города Уральск. В черных одеждах - это кадеты, а не офицеры. Офицеры не дураки толпой идти на пулеметы. Безпатронные ( психические) атаки - это именно Уральские рабочие, у которых не хватало боеприпасов.
      А чуваши - да, молодцы. Надо гордиться, чого-ж.

    • Анонимно
      17.05.2017 13:29

      Ещё один ляп знаменитого фильма: не скакал уже тогда товарищ Чапаев, заслуги которого я не умаляю, в бурке на лихом коне. Старые раны мешали. Передвигался по фронту исключительно на трофейном автомобиле.

  • Анонимно
    30.04.2017 09:57

    "Доцент Казанской духовной семинарии Анатолий Елдашев, историк и специалист в такой специфической теме, как мемориализация памяти прошлого, поведал на одном из заседаний экспертного клуба РИСИ о потрясающем факте: долгое время в столице ТАССР существовала улица в честь освобождения города... от большевиков! И называлась она «Улица 6 августа». Это «закодированное» название каким-то образом просуществовало до 1954 года, «пережив» даже самого Сталина. После улицу переименовали в честь героя Великой Отечественной войны генерала армии Николая Ватутина".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/344596

    "...в столице ТАССР существовала улица в честь освобождения города... от большевиков!...".

    И кто-то может в это ВЕРИТЬ??????

    В поселке Томаровка БЕЛГОРОДСКОЙ области улица "6 августа" пересекается с улицей "Ленина".

    И Вы ВЕРИТЕ, что улица "6 августа" в далекои поселке Белгородской области названа в честь "освобождения" Казани от "большевиков"????


    Вера необходима в религии, но никак ни в науке.

    Даже если "наукой" является история.

  • Анонимно
    30.04.2017 10:16

    Большое спасибо за материал! С удовольствием прочитал.

  • Анонимно
    30.04.2017 10:25

    И такая страна ещё учит всех вокруг как жить.

  • Анонимно
    30.04.2017 10:29

    Странно героизировать человека воющего с Россией чехословацкими штыками... и пришедшего к славе на чешкиз штыках, отдав непонятно кому золотой запас россии...

    То что он был марионеткой во славу чего то, которого чехи поимели в своих целях... надо смотреть по результатам...

    В целом какая разница главное народ убивал и дровишек подбрасывал в разгар гражданской войны...

    Без уважения, Айдар

  • Анонимно
    30.04.2017 10:31

    Давайте сперва памятник патриотам Казани поставим...
    Защитникам 1552 года...

    Потом всякие сомнительные личности будем изучать на предмет памятников....

    С уважением Айдар

    • Анонимно
      30.04.2017 13:32

      И Грозному.

      • Анонимно
        30.04.2017 13:57

        Грозному - Часовня в свияжске есть
        В чечне целый город так назвали...

        • Анонимно
          30.04.2017 16:05

          Причем тут Чечня? Станица Грозный и Иван 4 не имеют общих корней.....

      • Анонимно
        30.04.2017 14:01

        А этому зачем? Людоед ведь.

        • Анонимно
          1.05.2017 08:19

          почему людоед? обычный руководитель государства той эпохи средневековья-не хуже и не лучше. цари европейских государств того времени похлеще дела творили-резню и геноцид устраивали. та же Варфоломеевская ночь, когда гугенотов вырезали за одну ночь больше ,чем вся опричнина за все время правления Грозного.

      • Анонимно
        1.05.2017 05:18

        для 13.32
        "И Грозному." - в РТ это возможно при условиях:
        1. Официального снятия проклятий, наложенных
        предыдущими патриархами РПЦ ( с 16 века).
        Справочно: патриарх Алексий Второй был решительно против увековечивания "царя-мучителя русского народа" (определение дано в 16 веке).
        2.С учетом общественного мнения всего населения РТ.
        ВСЕМ МИРА и СОГЛАСИЯ.
        Созерцатель

        • Анонимно
          1.05.2017 10:52

          //С учетом общественного мнения всего населения РТ//

          В РТ ВСЕ решения руководства нужно принимать по этому принципу - или только по вопросу Ивана Грозного?
          Хорошо бы ещё и решение по обучению татарского языка русскими школьниками по этому принципу принималось.

      • Анонимно
        1.05.2017 16:41

        13:32 Сначала надо определиться - какому Грозному? Их там было несколько.
        И вообще, сначала - истинная история, потом - памятники.

    • Азат Д
      30.04.2017 15:58


      Про предводителя обороны Казани Едигера , что скажите?

      • Анонимно
        30.04.2017 17:38

        Только ЗА!!!

        • Анонимно
          30.04.2017 18:05

          Поставить их рядом. И Шаха Али и Кул Шарифа туда же.
          С тем смыслом, что вот они 500 лет назад воевали, а мы теперь их рядом ставим, потому что все они - история. Мы историю помним, но больше не воюем.

          • Надо в Булгаре Батыю поставить памятник как основателю города,а в Кремле Мурзе Камаю,который хотел предотвратить резню 1552 года!

          • Анонимно
            1.05.2017 00:10

            Они воевали в рамках одной (феодальной) модели.
            А здесь все совсем по другому

            • Анонимно
              1.05.2017 22:34

              А в чем по-другому? И там, и там борьба за табуретки, за то, чтобы мочь сказать: будь по-моему.

          • Анонимно
            1.05.2017 10:58

            //И Шаха Али и Кул Шарифа туда же.
            С тем смыслом, что вот они 500 лет назад воевали//

            И ведь что интересно - они оба - и ДО взятия Казани и ПОСЛЕ взятия Казани служили в войске Ивана Грозного, и оба ходили с войском на Казань.

            Среди них - нет героев. Они оба, ради борьбы за власть, подставили простых татар, а сами неплохо жили и ДО и ПОСЛЕ взятия Казани - на службе у Ивана Грозного.

        • Азат Д
          30.04.2017 18:28


          Он до этого, на Казань с московским войском ходил, и после взятия служил в Московии.

      • Анонимно
        1.05.2017 08:00

        Граждане, любой каприз, но за ваши собственные деньги.

  • Анонимно
    30.04.2017 10:33

    Царство небесное всем Российским Солдатам и Офицером! И Красным и Белым! Все они воевали за свои идеалы,за свою Родину! А Родина у всех на одна! Миллионы талантливых людей шли на смерть оставаясь верными Долгу и Присяге! Конечно, необходим какой-то мемориал,памятник а знак их единения и упокоения. Чтоб покоились с миром все поднявшись штык друг на друга,красный против белого..А жили на одной улице.. Наглядный фильм: Тихий Дон, Адмирал..

    • Анонимно
      30.04.2017 11:46

      у людей кипел разум возмущенный и в смертный бой вел что бы разрушить весь мир все они убивали друг друга а вы собираетесь их прославлять плакать надо а вы гордитесь при таком раскладе опять начнется подобное патриоты против либералов сколько можно

  • Анонимно
    30.04.2017 11:51

    В своей речи он звал на борьбу за поруганную Россию, за русский народ, за его веру.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/344596

    Лучше бы увековечили память иных исторических личностей. До сих пор улицы Сююмбике в Казани нет, например.

    • Анонимно
      30.04.2017 12:20

      А в чем её историчность и личность?
      ( напишите сюда порцию легенд)

      • Анонимно
        30.04.2017 13:03

        Как это в чем? Разве не она сиганула с башни ,которая была построена через 100 лет после ее смерти....?

        • Анонимно
          30.04.2017 17:44

          Есть другая, менее поэтичная версия ее жизни и судьбы.

        • Анонимно
          30.04.2017 21:20

          ...а после в Москву переехала

          • Азат Д
            1.05.2017 07:01


            В 1551 году она была выдана мурзами русскому царю Ивану IV Грозному вместе со своим сыном Утямыш-Гиреем и казанской казной.
            А взятие Казани было в 1552г.

            Вообще не понятно что тогда происходило, а мы тут эмоционально обсуждаем, а кто то на этом играет.

            • Анонимно
              1.05.2017 11:05

              //В 1551 году она была выдана мурзами русскому царю Ивану IV Грозному вместе со своим сыном Утямыш-Гиреем//

              Сююмбике была освобождена из Казани (из статуса заложницы) по требованию Ивана Грозного - и отдана её опальному (для Казани) мужу Шах-Али. До этого она удерживалась в качестве заложницы, в качестве инструмента воздействия на беглого оппозиционера Шах-Али.

    • Анонимно
      30.04.2017 13:02

      Действительно,вон в Солнечном городе одни улицы с русскими фамилиями.... Поменяйте любую на Сююмбике,не жалко.....

      • Анонимно
        30.04.2017 17:43

        Баки Урманче, Гарифа Ахунова, Мидхата Булатова, ккую переименуем? :)

    • Анонимно
      1.05.2017 08:23

      тогда уж сразу назвать улицу и в честь "Шурале") такой же герой народной сказки))

  • Анонимно
    30.04.2017 12:54

    Возьмите описание, в современной интерпретации, биографии любого белого генерала и вы с удивлением обнаружите, что все они были люди благородные, честные, смелые и без сомнения все как один гениальные полководцы. Они были любимы войсками и конечно народом, видимо за то, что между делом этот самый народ расстреливали и вешали. А так благородные генералы и мухи не обидели, ну что вы... Однако факты упрямая вещь, эти самые военные гении не только занимались геноцидом собственного народа, но и в чистую продули гражданскую войну. Теперь их почитателям только и остаётся, что замазывать белой краской, чёрные пятна генеральских биографий, да писать агитки.

    • Анонимно
      1.05.2017 16:50

      "Теперь их почитателям только остается ..." Оно понятно. Они ж уже объединились в дворянские собрания, в князья и графья метят ... А тут какие-то низшие сословия с ними спорят.

  • 1. А Каппель и всё Белое Движение разве не военные преступники и государственные изменники?
    2. Большевики не являлись инициаторами народного восстания, вспыхнувшего осенью 1917 в Петрограде и Москве. Для них такой поворот для самих был неожиданностью. А корни недовольства крылись в преступной политике Временного правительства, которые даже после отречения от престола Николая 2 не отказались выйти из фазы 1-й Мировой войны, интересы и выгоды в которой для России вообще никакой не было. Кроме получения огромных людских и материальных издержек.
    3. Таким образом приход к власти большевиков было не только Законным (ибо никакого на самом-то деле государственного переворота они не совершали, тем более насильственным путём), но и закономерным событием.
    4. Другое дело (это их ошибка) они тоже поддались затяжной народной эйфории от победы Народного Восстания (причём невооружённого) (подчёркиваю Народного Восстания, а не большевицкого), что в обществе порадило разброд и шатание.
    5. А власть большевики получили законно, ибо прежняя власть с себя полномочия сложила (причём не насильственно, а вполне добровольно), и власть перешла в руки Советам Народных депутатов.
    6. Хорошо это было или плохо - это другой вопрос.
    7. Следовательно Каппель и Колчак и другие представители Белого движения осуществляли свою деятельность против Законной власти, установившейся в России. И развязали гражданскую войну. (ну не большевики же её развязали).
    8. Следовательно, героями и патриотами, лично я, их считать не могу.
    9. А то что они "редиски" - это точно. Ибо ограбили в Казани собственное же государство, завладев Золотым Запасом страны.
    10. К какому голоду и разрухе это привело в дальнейшем - мы знаем. И откинули развитие страны на несколько десятков лет назад.

    • Азат Д
      30.04.2017 16:09


      А кто разогнал силой, демократически избранное Учередительное собрание, где большинство были эсэры? Узурпировав власть. Тем самым начав гражданскую войну.
      Каппель командовал армией КОМУЧа (Комитет членов Учредительного собрания)

      • В феврале 1918 г.? А на хрен они были нужны, если кроме болтовни ничем не занимались. "Караул устал"....... Они сами ушли. А потом, по моему в Самаре эсэры подняли бунт. Так кто гражданскую войну развязал? А с юга шли атаманы Краснов и Мамонтов.

        • Азат Д
          30.04.2017 16:47


          На основании чего, большевики пришли к власти?


          • Анонимно
            30.04.2017 17:59

            Каждый коммунист должен усвоить ту истину, что «винтовка рождает власть». Наш принцип — партия командует винтовкой; совершенно недопустимо, чтобы винтовка командовала партией.

            Мао Цзэдун. Выступление на VI пленуме ЦК КПК 6-го созыва «Война и вопросы стратегии»

          • Анонимно
            30.04.2017 20:42

            1. народ в 17 году сам создавал советы которые решали вопросы народа. в это время большевики практически все сидели , а меньшевики были на воле;
            2. болтуны ИЗ ВСЕХ ПАРТИЙ создавали временное правительство, потом решили создавать учредительное собрание, которое в свою очередь должно было создать представительную власть, которая в свою очередь должна была создать правительство.
            3. у большевиков не было большинства, они объеденились с левыми эсерами, получили с ними большинство и создали исполнительную власть Совет народных комиссаров.
            4. для чего было нужно после создания законного правительства (исполнительной власти) ВТОРЫМ съездом советов эта учредиловка?
            5. понятно сейчас кучу всего создают, но зачем? для кормёжки своих, а тогда народ не позволил в лице .... АНАРХИСТА матроса Железняка (Анато́лий Григо́рьевич Железняко́в, более известный как Матро́с Железня́к (20 апреля (2 мая) 1895, село Федоскино, Московская губерния — 26 июля 1919, Пятихатки, Екатеринославская губерния) — балтийский матрос, анархист, участник революции 1917 года в России, командир 1-й советской конной батареи, а также командир бригады бронепоездов во время Гражданской войны в России.)
            6. вот нынешние видимо опять чего то типа хочут, или хотят?

            • Анонимно
              1.05.2017 00:14

              Причем тут народ? Железнякову дал такое указание Свердлов, известна его знаменитая фраза: караул устал охранять вас господа. Все прекрасно поняли намек, что если снимут охрану то всех перестреляют, бандитов перекрасившихся в революционеры тогда хватало. Поэтому все разошлись. Правда потом была демонстрация в защиту УС, но поезд уже ушел.Все это давно описано и переписано многожды. Впечатление, что некоторые комменты пишут жертвы ЕГЭ.

      • Анонимно
        30.04.2017 16:44

        Основой его армии были чехи, читай иностранных наемники. Как только чехов не стало, сразу и сдулась вся эта армия. Так же и все остальные белые армии, только за счет иностранной помощи и существовали

        • Анонимно
          30.04.2017 17:40

          Сейчас бы сказали белые воевали на гранты сороса или госдепа

        • Анонимно
          30.04.2017 19:43

          Не столько иностранные наёмники, сколько военнопленные вражеской армии. И после этого сколько не рассказывайте, что Ленин был немецкий шпион, сначала ответе, а кем были те, кто
          захватил власть от Самары и до Иркутска при помощи этих штыков. И, наконец, что бы поставить точку в вопросе о всяких там "адмиралах", ещё в 1999 г. Верховный суд РФ не нашёл смягчающих обстоятельстве в деле Колчака. Как был признан военным преступником, так им и остался. Хотя для не которых и Власов то же герой...

      • ПанАлекс
        30.04.2017 17:11

        Читайте историю не по геббнльсовско- американским калькам! После того как Учр. собр. отказалось включать в повестку дня поставленные вопросы большевиков и левых эсеров, их представители покинули собрание, после чего кворума для принятия решения больше не было - а раз любые решения без кворума юридически недействительны, то фактически Учредительное собрание так и не состоялось.
        Смысла в этом сборище уже не было - большинство вопросов, волнующих 95% крестьянское население были решены "декретами" исполнительной власти во главе с Лениным.

        • Азат Д
          30.04.2017 17:20


          Эсеров в Уч. собрании было большинство, в 2 раза больше большевиков.
          В КОМУЧе были эсеры, они воевали с большевиками? Факт.
          Включите логику.

          • Анонимно
            30.04.2017 20:51

            1. в комуче были правые эсеры, а левые были в совнаркоме;
            2. выше написано про 95 % крестьян и тем всё сказано;
            3. и выше сказано о Колчаке- понятно, что большей половине населения (женщины) нравиться Адмирал и всё, что с этим связано;
            4. а заниматься любовью с женой своего подчинённого тоже нормально? подчинённые это поддерживают? а другие подчинёнки?

            • Азат Д
              1.05.2017 07:12


              Вот , смотрите
              http://historysibsuti.narod.ru/ys7.htm
              состав Уередительного собрания, от Ленина.
              Правых эссеров было подавляющее большинство, и они были против большевиков, так как были за демократию и федерацию. Левых эсеров было меньшенство.

      • Анонимно
        1.05.2017 00:14

        Какой еще силой? "Караул устал" - это силой?
        В учредиловке не было кворума после того, как ее покинули большевики. Ну и что она могла решить?

  • Анонимно
    30.04.2017 13:27

    После того как установлены мемориальные доски Колчаку и Маннергейму, а депутат Госдумы иптэш Поклонская водрузила бюст Николая Второго у прокуратуры Крыма, да еще пошла с его портретом на акцию Бессмертный полк,считаю мнение профессора вполне обоснованным.Добавлю, что торжественное перезахоронение в Москве с воинскими почестями - фактическое признание его заслуг перед Россией.Да и в советское время,к нему было, скажем так, особое отношение, карателем его не называли и в фильме Чапаев была вполне уважительная реплика красных , при виде шеренги шагающей в полный рост под огнем: " Каппелвцы идут". Кажется впервые в советской истории, в атласе для школы профессор поместил портрет Каппеля. В Казани увековечены имена многих советских героев гражданской войны, и даже есть улица латышских стрелков.Улица Каппеля уместна.В Испании, где гражданская война была не менее жестокой, по приказу Франко все погибшие и франкисты и республиканцы захоронены на одном мемориальноя кладбище, ибо, как он сказал, все они испанцы. А вот мнение товарища из духовной семинарии, что еще при Сталине замаскированно увековечили взятие чехами и учредиловцами Казани, назвав улицу 6 августа, явный конспирологический фейк. Тогда с такими вещами не шутили, 58 статья УК, возможно и"без права переписки", так на служебном жаргоне называли расстрел, была бы обеспечена. Дед рассказывал, что даже на зажиме пионергалстука, где изображены три языка пламени один из которых долженствовал изображать 3 Интернационал,сверхбдительные товарищи пытались искать сходство с бородкой Троцкого, да и галстуки на свету просматривали, нет ли там его силуэта, но вроде не нашли сходства в обоих случаях.Такие вот были времена.

    • Анонимно
      1.05.2017 22:40

      Улицу латышских стрелков и переименовать в "каппелевскую"

  • Анонимно
    30.04.2017 13:40

    Присоединяюсь к мнению Габделя Юссона

  • Анонимно
    30.04.2017 13:40

    Не являюсь ни монархистом ни большевиком, но комменты типа габдельюовских считаю признаком невежества и отсутствия исторических знании, он все талдычит в полном соответствии с кратким курсом истории ВКП(б). Наверное когда перезахоронили Деникина и Каппеля с воинскими почестями в Москве, предварительно консультировались с профессиональными историками , а не габделями.

    • Анонимно
      30.04.2017 17:41

      А кого должны олигархи перехоронить - конечно тех кто их защищал в 1917 годах...

  • Анонимно
    30.04.2017 13:50

    Улица генерала Каппеля... Хорошая идея. Только какую улицу переименовывать будем? А! Улицу Павлюхина - командира рабочего отряда, оборонявшего Казань от белых. А, нет, не пойдёт: мы же хотим "примирить" в истории красных и белых. Тут недавно улицу революционного машиниста Ухтомского переименовали в улицу Бурхана Шахиди*. Кто знает этого славного (без иронии) сына татарского народа? И не узнаете: нет на улице мемориальной таблички с пояснением, в честь кого названа. Как и на всех подобных казанских улицах. Кто такие Хусаин Мавлютов, братья Касимовы, Владимир Адоратский? Даже такие просвещённые люди, как читатели БО не знают, а что говорить про школьников?
    Появится на улице-новостройке табличка "улица Каппеля". Пацаны будут называть её "каппелевкой", ещё ОПГ организуют "Каппелевцы".
    Согласен, нельзя историю оценивать по фильму "Чапаев". Там самый главный "ляп" - в психическую атаку идут офицеры в форме "марковцев" под знаменем "корниловцев".
    Чапаев родился в мордовской деревне, ныне вошедшей в черту города Чебоксары. Восстановлен его дом-музей.
    Из казанского банка было вывезено ценностей в денежном эквиваленте 650 759 18 рублей 86 копеек. 3 мая 1920 года чекист Косухин и управляющий банком Марьин (он сопровождал золото и вёл тщательный учёт) вернули в Казань 409 564 27рублей 86 копеек.
    Остальное потратил Колчак и, возможно, (гипотеза) заплатили чехам, атаману Семёнову и генералу Жанену за сдачу Колчака красным. Не зря же в Праге сразу после войны открылся "Легионербанк" (до сих пор существует), а чешская крона в побеждённой стране (часть Австро-Венгрии) сразу стала конвертируемой.
    * Бурхан Шахиди, уроженец Буинского уезда - видный партийный и государственный деятель Китайской Народной Республики, заместитель Мао Цзе-дуна. (И это не шутка).

    • Анонимно
      30.04.2017 22:33

      Переименовать улицу Халтурина. Это отец русского терроризма. Недостойно его увековечивать.

  • 1. Осенние народные волнения 1917 г., и это правда, в Петрограде и в Москве, вспыхнули ещё из-за того, что правящий класс вогнал людей в невыносимо жуткие условия - людей, как говорится, загнали в угол. Почитайте роман А. Белого "Сант-Петербург". Там кстати хорошо подаётся вся подоплёка и февральской, и октябрьской революции.
    2. Люди, рабочие манафактур, жили в скотских условиях. Работали по 12 часов, с одним выходным. Да и то, чтобы сходить в церковь, чтобы у попов их бизнес не затухал. Дети и женщины работали практически наравне с мужчинами. Продолжительность жизни составляла не более 45 лет. 30 летние женщины практически становились старухами. Очень было много вредных производств. Поработав там лет 5-7 при относительно неплохой зарплате, люди просто умирали.
    3. В деревнях тоже жизнь невыносимая из-за тяжкого труда и различных экономических обременений. Уходили в город; и из одного адова круга попадали в другой.
    4. Вот вам и хвалённый показатель роста промпроизводства царской России 10-13% ежегодно - а именно ублюдочный.
    5. В чём сила была большевиков во главе с Лениным? Это первые люди, которые перестали врать своему народу, говоря с ними на равных. Люди им поверили и поэтому были готовы на любые подвиги и испытания.
    6. Почему рухнул СССР? А потому что, в целях получения сиюминутных преференций и сомнительных выгод - коммунисты стали банально врать и обманывать свой народ "на каждом шагу", возбудив в нём в итоге глубокое разочарование, равнодушие и апатию.
    7. Журналист Юлия Латынина привела как-то слова японского адмирала Ямотото, разгромившего Перл Харбор: Как только вы начинаете врать, считайте, что битву уже проиграли.
    8. Золотые слова, я считаю.

    • Анонимно
      30.04.2017 14:29

      По пункту 8.
      В это время обмана все стараются обменять грамм золота на тонну позолоты...
      Грамм правды на тонну интервью...


      С уважением Айдар

    • Анонимно
      30.04.2017 16:46

      Тут один тип все талдычит о плохом СССР. Это было государство сохраняющее мировой правопорядок и сдерживающее стремление США к мировому господству. Именно его гибель из за предательства двух лидеров стремившихся перехитрить друг друга и четко прислушивающихся к указаниям Вашингтонского обкома, привело к хаосу на Ближнем Востоке, миграционному цунами и разгулу терроризма прикрывающегося исламом, но не имеющего никакого отношения к религии.Что касается социальной справедливости, сравните СССР и РФ, не случайно правительство вынуждено обуздать массовую коррупцию и сажать топ чиновников от министра и до губернаторов, иначе подчистую дограбят остатки того , что досталось в наследство от СССР.

    • ПанАлекс
      30.04.2017 17:38

      Вы только показали жизнь рабочих, которая во многом похожа на нынешнюю. Давайте вспомним как жили крестьяне - наглая ложь про "освобождение" крестьян в 1861г. - вместо крепостного рабства они уже 56 лет были в "ипотечном". То есть в 1861 им "дали" землю с условием выплаты в рассрочку на 30 лет по бешенной, с потолка, цене (как ныне по кадастровой). Те, кто платит за квартиру по ипотеке, сроком лет в 20-25 знает что в итоге оплачивает стоимость 5-8 квартир. А крестьяне за 56 лет "реформы" раз 5-10 переплатили,, но так и не выкупили! В России из за природных катаклизмов каждые 3-4 года катастрофа с урожаем, из за чего умирало до 1 и даже 2 млн. от голода. За период "реформы" умерло от голода 20-30 млн. Но "доброе" правительство давало отсрочку, не забыв начислить % (6% годовых). Таким образом к 1917 менее 1/4 было выкуплено. Это устраивало "бывших владельцев" - помещиков (семья императора - крупнейшие помещичьи земли), дворян и кулаков, перекупившим долю помещиков - им и шли выкупные деньги. Временное Правительство в 1917 не решило этот вопрос. А Ленин одним Декретом решил вопрос разом. Еще эсеры жаловались что у них украли текст. Но миллион дармоедов оказались без привычных средств и именно их интересы легли в основу Белого движения...
      А теперь вернемся в сегодня: как бы отнеслось большинство читателей к аналогичному решению сегодня: если бы новая власть отменила "ипотечное рабство" (или полностью или хотя бы обнулило проценты: на покупку жилья, на покупку средств производства, и пр. покупки в кредит, не связанные с предметами роскоши), то вы поддержали бы эту власть или пошли бы пот знамена "помещиков"-олигархов?

    • mad big
      1.05.2017 20:57

      Латынина конечно авторитет...

    • Анонимно
      2.05.2017 14:20

      Во многом с вами согласен. От себя хочу добавить, что как бы не героизировали участников белого движения, все же они в итоге проиграли. ПРОИГРАЛИ! КАРЛ! И основная причина проигрыша состояла в том, что царская, а в последствии власть учредительного собрания потеряла легитимность. Если кто не знает: Легитимность - согласие народа с властью, когда народ добровольно признает за властью право управлять им и принимать обязательные решения. Народ не пошел за старой властью, потому что устал от нее, это и предопределило исход событий...

  • Анонимно
    30.04.2017 14:58

    О 13. 50.От волнения у него вместо поста, получилась сборная солянка или винегрет, это как кому покажется, написал взахлеб и обо всем.Но есть пара мыслей вполне разумных. При случившемся в 1991г. разгроме исторического образования в школе и далее везде, действительно многие фамилии ничего не говорят живущим на этих улицах. Может действительно в начале каждой на доске, коротко назвать его статус, к примеру, академик, командир дивизии или первый кавалер ордена Красного знамени из татар и т.п. И второе, новые имена - давать только новым улицам или комплексам, благо их много. И еще, не надо впадать в эпидемию переименований старых названий. Недавно во время тура жил Париже около метро Сталинград, гид сказал, что и в Брюсселе есть улица с таким названием, а мы как черт ладана боимся этого имени. В Казани это тоже было, убрали имя Комлева, Ухтомского,Кирова, а Кирпично -Заводскую назвали Атласова, хотя именно там стояли кирпичные заводы из продукции которых строилась Казань 16 - 18 вв..

  • Анонимно
    30.04.2017 15:39

    было бы неплохо, для начала, просто навести порядок в топонимике Казани - много там кривых моментов и в названии, и в обозначении, и в редакции

  • Анонимно
    30.04.2017 16:19

    Предлагаю переименовать ул. Адоратского. По меркам революции -руководитель "не ах". Так ,что никто не потеряет. Коммунисты выродились в буржуев. А швед Каппель -настоящий герой и настоящий россиянин. Россия этими русскими сильна!
    Исполкому заранее спасибо за переименование Адоратского в Каппеля.
    И короче и заслуженно! А кто такой Адоратский? Просто приспособленец.
    Ну руководил комитетом .. Комитетов полно, а воевать некому. Наш родственник был одним из первых комендантов татар большевистской Казани. Но имена достойных людей России надо помнить , чтоб небыть "иванами не помнящими родства". С Каппелем ушло а Сибирь и на восток много земляков татар из Вятский губернии, к которой тогда относилось половина Татарии.

    • Анонимно
      30.04.2017 17:24

      Я полагаю, что все расходы на переименование той или иной улицы (включая трату времени людей на переоформление документов) должен нести тот человек или инициативная группа, который это предложил.
      По предоплате, конечно.

    • Анонимно
      1.05.2017 22:17

      Жители Ул Адоратского заминусовали )

  • Анонимно
    30.04.2017 16:26

    Народ был не за них.И он один из многих кто воевал получается против народа и его как и многих из них упокоили.Для меня этот человек враг.

  • Анонимно
    30.04.2017 16:38

    Пора уже успокоиться тем кто на гражданской войне,на противостоянии красных и белых пытается набрать себе очки,дивиденды! Былого не вернешь! Многие безгранично любя Родину,нашу Россию были втянуть в кровавое противостояние брат-на брата. Не без помощи заграничных "доброжелателей" кстати. Все они,и немцы и французы, америкосы и пр. еще тогда вбивали клинья между нами,между красными и белыми. Сейчас они это делают по национальному признаку. Натравливают одну Российскую национальность на другую! Находят продажных и послушных политиков и хорошо их финансируют если те выполняют все их поручения. А наши патриоты земли Русской постоянно подвергаются поливанию грязью,т.к всегда кому-то ближе Белое Движение,кому-то Советская Власть! Они,эти заокеанские интриганы постоянно играют на наших протворечиях т.к кому-то ближе Чапаев,а кому-то Капель. Это Наши-Российские люди! И мы сами решаем как нам жить со своей памятью. Поэтому,дабы избегать противоречий между собой и не давать повода для раскачивания и очернения нашей памяти и истории такими вот заграничными псевдопатриотами,нам следует обьеденить всех погибших в те роковые годы и поставить единый бюст или памятник в знак примирения и благодарности их любви к Родине,к России! Пусть их нет в живых,но и Красные и Белые умирая не изменили своим принципам,и те и другие остались верными Долгу и Присяге! А присяга и теми и другими давалась России! Эти люди заслуживают безграничного уважения и светлой Памяти!!!

    • ПанАлекс
      30.04.2017 17:46

      Какие "брат на брата"? Вот Генштаб практически в полном составе работал на новую большевисткую власть и не заморачивался правое они дело делают или нет - их услуги оплачивают, они комфортно живут и даже прислуга осталась.
      Примерно тоже самое с Каппелем - тех кто за ним пошел толкали шкурные интересы, по сути он возглавлял "солдат удачи" - золото определило на какой стороне они воевали. По правде и среди красных было немало желающих обогатиться - "грабь награбленное".

      • Анонимно
        30.04.2017 22:46

        Татарин Злой
        Если память не изменяет, 55% кадровых офицеров воевали в Красной Армии, а из Генштаба около 85%. Потому как это был служилый народ. Помещиками были единицы, и соответственно интересы их совпадали с интересами большинства народа. Разложение царской семьи и дальнейшая вакханалия при Временном правительстве предопределило выбор в пользу большевиков.
        И как правило происхождение в дальнейшем никак не сказывалось на их жизни в СССР. Генерал Слащев, один из самых талантливых белых генералов вернулся из эмиграции и служил в Генштабе до самой смерти, Шапошников- офицер царского Генштаба пользовался огромным авторитетом у Сталина. Список можно продолжать бесконечно.
        А Каппель не на ту сторону встал. Как говорил Мелехов в "Тихом Доне"- две собаки дерутся, третья не лезь. Воюешь со своим народом- воюй, но чужих в страну не пускай.

        • Анонимно
          1.05.2017 10:03

          !!! Правильно! Не сложно посмотреть Командармы ВОВ. Половина царские офицеры, от прапорщика до полковника. А фронтами командовали - Василевкий, Толбухин, Говоров, Баграмян, Захаров, Рейтер..., Генштаб- Шапошников, Василевский, Антонов (кряшен - вот кому памятник могли бы татары поставить)...

        • Анонимно
          1.05.2017 11:09

          //А Каппель не на ту сторону встал//

          Каппель встал на сторону государства. Он, как честный человек, не мог мог встать на сторону путчистов, свергнувших законную власть.

          • Анонимно
            1.05.2017 13:53

            Татарин Злой
            Белые не воевали замвосстановление монархии. Воевали за разное- кто замВременное правительство, кто за Учредительное собрание, казаки воевали за отдельное казачье государство, Колчак и Каппель осваивали бюджет от иностранных государств. А большинство воевали против "восставшего хама", посмевшего посягнуть на их привилегии. Если экстраполировать то время на сейчас, то за белых будут высшее духовенство, силовые структуры (МВД, ФСБ, Росгвардия, крупные чиновники, олигархи, Дагестан, Чечня и Крым. За красных- весь бизнес, от торгового до производства, армия 50/50, бюджетники, пенсионеры и рабочие. Т.е. все, кто не присосался к финансовым потокам и админресурсу. Догадайтесь, кто победит и сколько миллионов пойдёт рубить лес?

            • Азат Д
              1.05.2017 15:00


              Причём тут монархия? Николай не кому не был нужен, был обузой.
              Временное правительство, Уч. собрание, казаки, это всё законные институты, а большевики это - узурпаторы.

            • Анонимно
              1.05.2017 18:45

              // кто замВременное правительство, кто за Учредительное собрание//

              Это одно и то же.
              Что касается казаков, то у них НИКОГДА не было сепаратизма. У них всю историю был только один лозунг: "За веру, царя и Отечество".
              ВСЕ политические спектры России, кроме путчистов-большевиков, были за одно и то же - законность и выборы в России.

  • Анонимно
    30.04.2017 16:58

    Не лезьте в чужой монастырь!

    • Анонимно
      30.04.2017 17:46

      Точно Капеля надо или в швеции похоронить в своем могастыре или в чехии какому монастырю он служил

  • Анонимно
    30.04.2017 17:15

    Поддерживаю!

  • Низами
    30.04.2017 18:35

    Любовь к социализму вырастет у людей из ненависти к капитализму. Поэтому нам надлежит разработать план внедрения капитализма в СССР, причем не мягкого, шведского, социал-демократического типа. Мы должны ввергнуть страну в дикий, необузданный капитализм, где царит закон джунглей.
    Это будет невероятно большим испытанием для нашего народа, но иного пути нет! Неужели наша жалкая пропаганда может пробудить ненависть к капитализму? Только собственная практика людей!
    И отсюда - план операции под кодовым названием «Голгофа», который распадается на 4 части:
    1) системный развал существующего политико-экономического устройства страны;
    2) переворот и форсированное внедрение капиталистической системы «дикого типа»;
    3) направленное пролонгирование хаоса и неразберихи как средства мобилизации озверевших масс на борьбу с властью под социалистическими лозунгами;
    4) социалистическая революция, поддержанная всем народом, радикальная аннигиляция компрадорской буржуазии и связанных с нею политико-экономических структур.

    Михаил Любимов, "Операция «Голгофа» (секретный план перестройки)".

    Похоже, план идет к завершению?!

  • Анонимно
    30.04.2017 21:11

    Почитал комментарии и понял: мы до сих пор живем в СОВЕТСКОМ государстве. Действительно,все именные улицы названы в честь большевистских командиров и комиссаров, ( есть еще и улицы,названные в честь террористов, С.Халтурин,например). и НИ ОДНОЙ улицы в честь участников белого движения. Гражданская война ужасна, люди погибали с обеих сторон, Сталин,Троцкий,Тухачевский не меньшие, а ,может, и большие людоеды,чем белые генералы. Но боьшинство комментаторов об этом забыли...

    • Анонимно
      30.04.2017 22:43

      То что Каппель генерал побеждённой в Гражданской войне армии, не умаляет его достоинства. Человек был верен присяге и государству , в условиях хаоса и грабежа взял на себя ответственность и нёс Ее до смерти. Действовал не из корыстных побуждений, а в интересах общества , так как понимал . Это был рыцарь духа. Казань брали: Иван Грозный, Пугачев, Каппель, Азин. Всех надо увековечить. Это история . Она бывает разная, но это наша история.

      • Анонимно
        1.05.2017 14:47

        А может надо увековечить не тех кто брал, а тех кто защищал?

    • Азат Д
      1.05.2017 07:14


      Историю пишет победитель .

  • Анонимно
    30.04.2017 22:46

    Если кто-то забыл - могу напомнить: отнюдь не Каппель с Колчаком уничтожали сотни тысяч своих соотечественников - восставших против Советов крестьян Тамбовской губернии, к примеру, применяя против них, в том числе, и запрещенные методы массового уничтожения (газовые атаки, например)! Это были "доблестные" красные командиры наподобие Тухачевского, Блюхера и Якира... Правда, и самим им со временем воздалось сполна за совершенные злодеяния. Гражданская война - это страшная стихия, в мясорубке которой с обеих сторон совершались кровавые преступления и, увековечивая память одних, не гоже предавать забвению их идейных противников (людей, как правило, не менее честных и патриотически настроенных)...

    • Анонимно
      1.05.2017 15:28

      Против советов в ленинском варианте восставали массы рядовых граждан, не только тамбовщина, вспомните восстание оплота революции Кронштадта, под лозунгом советы без большевиков или восстание ижевских рабочих решивших, что Колчак лучше чем засилье безграмотных комиссаров и красных директоров. Надо отдать должное Ленину, который после кронштадтского выступления решительно осуществил НЭП и спас страну от полного раздрая. Кстати китайцы после прекращения нелепой культурной революции с уничтожением всего и вся от воробьев до интеллигенции, опричниками - хунвейбинами, внимательно изучили нэповский опыт сочетания партийного руководства с частной экономикой и кое - что из него использовали. Об этом несколько раз говорил отец "китайского чуда" Дэенсяопин, сам чуть не погибший от рук ком опричников хувейбинов.У нас после Горбачева не нашлось своего Дэнсяопина, а при помощи запада пришел Ельцин, комментировать его алкократию с разрушением СССР и КПСС не буду. Команде Путина с трудом и не всегда успешно, пришлось вытаскивать страну из ямы в которую ее столкнули либерасты во главе с их постоянно поддатым кумиром.

  • Анонимно
    1.05.2017 01:01

    история идет по спирали,божьев законов ни кто не отменял.Дело во временной истории.Революция покажется детской войнушкой.

  • 1. Наша страна конечно же интересна с точки зрения Теологии и Психиатрии.
    2. Как фунциклирует Россия ВСЕГДА.
    3. Внешне- в ущерб своим интересам отстаивает интересы других в мировом сообществе и при этом умудряется затем вдрызг "переругаться" с теми, которые для неё являлись потенциальными союзниками.
    4. Внутренне - ВСЕГДА приоритетом считает гнобить и чморить свой народ (кормилец): доводить его до глубокой нужды и страданий.
    5. На экзистенциальном уровне - в России давно утеряно понятие "ИМАН", по-арабски - это богорасположенности или совесть. Поэтому в России давно верховодит и правит дьявол.
    6. А как же иначе можно объяснить, когда на Вершину Власти пробираются субъекты, выскочившие "как чёрт из табакерки". Это и Чингисхан, и Рюриковичи, и Романовы, и, в принципе, большевики, а затем коммунисты, ну и Ельцин конечно, с последующими президентами Путиным и Медведевым.
    7. Ни один из них не помышлял о Верховной Власти и даже не смогут объяснить, как они там оказались.
    8. Когда впервые избирали Ельцина в 1993 на одном из избирательных участков я разговаривал с одним из членов комиссии, бывшим партийным функционером из Свердловска. Так вот он говорил: " Я его давно знаю. Это такой............"редиска". Если его изберут президентом - горе хлебнём по полной программе".
    Как в воду глядел, как говорится - Россия хлебнула с ЕБН сполна.
    9. Это с точки зрения Теологии.
    10. С точки зрения Психиатрии.
    11. Верховная власть в России за её тысячелетнюю историю мало чем отличается друг от друга - Рюрик, Пётр 1, Екатерина 2, Александр 1, Сталин, Хрущёв, Брежнев, Горбачёв, Ельцин, Путин.
    12. Единственное отличие: одни "тихопомешанные", другие "буйнопомешанные".
    13. Политические кредо у всех одно: перессориться с внешними миром, отстаивая интересы какого ни будь мирового субъекта; зачморить свой народ и оскотинить полностью "своих фаворитов" (ближайшее окружение), доведя их до неадекватного состояния в осознании окружающего мира и объективной реальности.
    14. Я не верю в никакой мировой заговор против России.
    15. Вот говорят Горбачёв и Ельцин были предателями.
    16. Ничего подобного. Просто один был "тихопомешанный", а другой "буйнопомешанный".
    17. До Горбачёва СССР был в изоляции от современного, просвящённого мира. Это не секрет.
    18. Объявив о "Перестройке" в первую очередь в него поверила, со словами, что с Горбачёвым можно иметь дело, прежде всего М. Тэтчер. Которая стала потихоньку вводить его в когорту мирового истеблишмента, в котором сама она занимала передовые позиции. Все понимали, чтобы помочь Горбачёву, для СССР нужно открыть двери мирового рынка. И не только в части получения иных товаров и услуг, но и новых технологий, в том числе и упарвления, и обмена специалистами.
    19. В Англии на тот момент произошёл промышленный кризис. Инициаторами которого явились Профсоюзы горняков. Они организовали многомесячную забастовку. Однако Железная Леди не хотела им идти на уступки, считая требования рабочих слишком завышенные.
    20. Что делает Горбачёв. Он "втихушку" Профсоюзам горняков (в то время когда СССР сам перебивался "с хлеба на квас") оказывает поддержку в сумме около 35 млн. долларов, сильно подорвав тем самым позиции самой Железной Леди.
    21. М. Тэтчер узнала об этом. При внешнем спокойствии, конечно же, о дальнейшей поддержки Горбачёва с точки зрения политической культуры не могло быть и речи. Вот вам одна из причин провал горбачёвской перестройки.
    22. Горбачёв введя в стране антиалкогольную политику (непродуманную) фактически девальвировал рубль, так как образно выражаясь, за него нельзя было ничего решить, а за бутылку можно. Создал дефицит не только с водки и с вина, но и из сахара, так как возросло самогоноварение. А соответственно ударил и по другим отраслям пищевой промышленности: хлебо-булочной и кондитерской. И там установился дефицит. Ну и потом, всё как снежным комом. Принцип домино.
    23. С Ельциным аналогично, но ещё хуже. Не сумев и не имея способности договориться с обществом на вершине власти в итоги оказались два субъекта "буйно помешанных". Это он сам, его Семья (администрация и ближайшее окружение) и Верховный Совет, который как известно он расстрелял из танка в 1993 г. Кто захочет иметь с таким дело?
    24. Можно говорить много. И вот, я считаю, кто сможет дать ответ на вопрос об историческом формировании власти, в том числе Верховной, в России с точки зрения Теологии и Психиатрии, того можно будет смело выдвигать на Нобелевскую Премию.
    25. А сам народ у нас замечательный, но несчастный, к сожалению.
    26. Проблема ещё в том, что у российской Верховной власти всегда, исторически, как правило, и «конкуренты» -то ведь такие – выскочки, «как черти из табакерки», и «помешанные», то ли буйные, то ли тихие. В итоге, как говорил один мыслитель: ОБА ХУЖЕ. Поэтому у народа всегда - выбор-то и не велик. Вернее, его нет и вовсе.

  • Анонимно
    4.05.2017 19:36

    Предлагаю назвать переулком Каппеля улочку , которая сейчас является частью Чернышевского - спуск от Кремлевской до Дзержинского. Одно время это была улица 3-я Черноозерская. Почему предлагаю назвать переулком, а не улицей? Потому что это небольшая улица, соединяющая две другие параллельные улицы - Кремлевскую и Дзержинского. Что полностью соответствует понятию "переулок"... (Борис Гришанин)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль