Общество 
7.05.2017

Почему запуск сайта под ключ часто заходит в тупик?

Марат Машков о том, как на неудачные эксперименты интернет-деятелей предприниматели выкидывают несколько сотен тысяч

В Казани 405 фирм занимаются созданием и продвижением сайтов. Как обстоят дела на этом рынке и как бороться с нерадивыми подрядчиками? О «внутренней кухне» веб-студий и интернет-специалистов рассказал газете «БИЗНЕС Online» Марат Машков, наставник мастерской «Цифровая Культура», в прошлом директор одного из первых казанских интернет-агентств.

Марат Машков

ЕЖЕМЕСЯЧНО ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ЗАКАЗЫВАЮТ НОВЫЕ САЙТЫ, РЕКЛАМУ, ПОИСКОВУЮ ОПТИМИЗАЦИЮ

По данным справочника 2GIS, в Казани работают 405 фирм, занимающихся созданием и продвижением сайтов или интернет-рекламой. Для сравнения, бухгалтерским обслуживанием занимаются 311 организаций — практически на четверть меньше.

Такое количество интернет-агентств вполне оправдано: в Казани действуют более 63 тыс. предприятий МСБ, и многим из них нужно продвижение в интернете. Через агентства проходит приличный объем заказов и денег. Ежемесячно наши предприниматели заказывают новые сайты, рекламу, поисковую оптимизацию и другие интернет-услуги.

Периодически в публичном пространстве всплывают скандальные ситуации: то одна студия судится со всеми своими клиентами, то другая никак не может доделать сайт для известного предпринимателя...

ВСЕ ЛИ СПОКОЙНО В «ДАТСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ» КАЗАНСКОГО ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА?

Как чувствуют себя в кризис густо разбросанные по карте Казани интернет-деятели? Получается ли у них предоставлять качественные услуги, несмотря на всеобщую экономию бюджетов?


Чтобы увеличить, нажмите

Если спросить любого казанского предпринимателя, который запускал сайт и рекламу в интернете не для галочки, а для пользы, можно услышать одну и ту же историю с небольшими вариациями:

— Первый раз, когда я делал сайт, полностью доверился специалистам. В сроки, которые они сами же назвали, они не уложились, но сайт все-таки запустили. Никаких результатов от него я так и не увидел.

— Второй раз я контролировал работу студии, проверял их, хотел получить качество. В итоге сроки запуска превзошли все разумные пределы. Я так и не получил то, чего хотел. Плюнул на внесенную предоплату и прекратил работу со студией.

— Понятно, что нужно делать нормальный сайт, запускать продвижение и рекламу, но нет никакого доверия этим интернет-деятелям. Поэтому я каждый месяц откладываю начало работ.

По данным аналитического портала cmsmagazine.ru, средняя стоимость создания корпоративного сайта в Казани — 123 тыс. рублей.


Чтобы увеличить, нажмите

Выходит, средний предприниматель выкидывает несколько сотен тысяч на неудачные эксперименты?

В этой статье мы попробуем разобраться, почему так происходит и как выйти из тупиковой ситуации при работе с интернет-агентством — убедить их оперативно завершить работу или вернуть потраченные деньги (нервы и время, к сожалению, вернуть не получится).

«БОЛЬШИНСТВО ПРОЕКТОВ ЗАВИСАЮТ В МЕРТВОЙ ТОЧКЕ, НЕ ДОЙДЯ ДО ФИНАЛА»

Счастливые истории «я заплатил, ребята все быстро сделали, я очень доволен» — исключение из правил, когда речь идет о создании сайта. Большинство проектов хорошо начинаются, но зависают в мертвой точке, не дойдя до финала. Почему так происходит?

1. В ходе работы проект становится для интернет-агентства убыточным.

Точно оценить заранее объем работы, которую нужно выполнить для запуска сайта, практически невозможно. Заказчик согласует дизайн с первого раза или будет несколько раз просить внести мелкие или крупные изменения.

В ходе работы вдруг окажется, что у компании есть направления, о которых тоже неплохо было бы рассказать на сайте. Вместо «двух-трех готовых фотографий» заказчик вышлет объемный фотоархив и так далее...

Но в договоре написано «сделать сайт за 123 тыс. рублей и два месяца» — и студия должна уложиться в указанные бюджет и сроки.

В итоге в конце второго месяца студия понимает: все деньги на проект уже израсходованы, а конца и края еще не видно. Чтобы минимизировать свои затраты, менеджмент студии пытается как можно быстрее сдать заказчику проект — впихнуть сырой, недоделанный продукт и подписать акты выполненных работ. Если такой маневр не срабатывает, саботируют работу, отодвигая сроки окончания в надежде на чудо. Да и времени заниматься зависшим проектом нет — уже новые заказчики ждут результатов.

2. Агентство технически не способно закончить работу

Взялся за гуж — не говори, что не дюж. Не говорить-то можно, но что делать, если дизайнер нашел другую работу и ушел в разгар работы над проектом? Или выяснилось, что программисты, которые раньше справлялись с запуском корпоративных сайтов, оказались не способны запустить интернет-магазин?

Текучка кадров и их низкая компетенция — основная проблема всех российских интернет-агентств. Когда ваш подрядчик не может выполнить поставленную задачу, он тянет резину, не знает что делать и боится признаться вам в этом, чтобы не возвращать деньги, которых уже и нет.

3. Требуется активное участие заказчика

Не исключено, что в запутанной игре «Запускаем сайт под ключ» мяч в какой-то момент задержался на стороне заказчика. Студия ждет текстов и фотографий для размещения на сайте, замечаний по дизайн-макету или окончательное «Поехали!» от клиента для запуска. Во многих «мертворожденных» проектах большая часть вины лежит не на подрядчике, а на заказчике.

Но менеджеры студий зачастую не одну собаку съели в деле откладывания и снятия с себя ответственности, и есть вероятность, что мяч перекинули на сторону заказчика, чтобы потянуть время (смотрите выше пункты 1 и 2 из нашего списка проблемных ситуаций).

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ СТАЛИ ЗАЛОЖНИКОМ ИНТЕРНЕТ-АГЕНТСТВА?

Вы выбрали подрядчика по сайту, внесли предоплату, начали работу. Все сроки запуска сайта давно вышли, а работа так и не доделана. Разработчики тянут резину или выдают кривой сайт с кучей ошибок. Что делать?

Ждать благополучного разрешения ситуации со стороны веб-студии в большинстве случаев бессмысленно — чем дольше вы просто ждете, тем дальше студия уходит от вашего проекта к работе с новыми клиентами. От вас требуются активные действия!

1. Подготовьтесь заранее к разрыву отношений

Как бы ни был симпатичен менеджер, который с вами работает, и какие личные связи ни связывали бы вас с директором студии — неизвестно, как они поведут себя, когда вы откажетесь продолжать бесполезную работу.

Запросите у подрядчика:

  • исходники дизайн-макетов, если для вас разрабатывался индивидуальный дизайн (файлы в формате .psd);
  • исходники дизайн-шаблонов, если для вас приобретались готовые шаблоны;
  • исходные коды того, что сделано на данный момент;
  • доступы к хостинг-площадке, если сайт уже функционирует.

Эти материалы могут понадобиться, чтобы доделать сайт силами другого подрядчика.

Подготовьтесь юридически:

  • изучите договор: как описана процедура сдачи-приемки работ, не было ли нарушений с вашей стороны?
  • убедитесь, что вами не подписаны акты сдачи-приемки работ;
  • направьте подрядчику официальное досудебное уведомление о том, что сроки выполнения работ нарушены и вы готовы требовать возмещения упущенной прибыли.

В большинстве студий нет юристов, а документооборот ведется спустя рукава или не ведется вообще. Поэтому не стесняйтесь пугать студию санкциями и будьте уверены — в суде у вас будет преимущество.

2. Потребуйте вернуть деньги и прекратить выполнение работ

Оформите требование в виде официального письма, с подписью и печатью. Призыв вернуть деньги существенно ускорит процесс разработки: официальный запрос подействует на подрядчика отрезвляюще.

Если раньше студия надеялась как-то разрулить ситуацию, то теперь поймет: нужно принимать экстренные меры. Если подрядчик зашел в тупик и не может доделать работу до конца — вполне возможно, что он будет рад вернуть вам деньги.

Для ускорения процесса вы можете предложить компенсировать прямые затраты — это может быть небольшая часть оплаченной суммы.

3. Проведите экспертную оценку выполненной работы

Независимый эксперт (это может быть ваш знакомый интернет-специалист или представитель конкурирующей студии, или оценочная компания) может оценить:

  • качество выполненной работы «изнутри» (программный код, уровень технических решений);
  • юзабилити сайта — удобство для посетителей;
  • дизайн сайта — соответствие современным тенденциям;
  • кроссбраузерность и адаптивность для мобильных устройств;
  • на сколько процентов выполнена поставленная задача;
  • соответствует ли объем работ, указанный в смете, реально выполненному объему.

На основе результатов экспертной оценки вы сможете:

  • принять однозначное решение о разрыве отношений, если работа делается некачественно;
  • обоснованно потребовать возврата денежных средств;
  • обоснованно потребовать доработки до качественного результата;
  • принять решение о продолжении работы, если окажется, что все не так уж плохо.

4. Предложите заплатить за оперативное завершение работы

Попробуйте перейти от кнута к прянику. Веб-студии или частные специалисты зарабатывают не очень много (если не сказать — совсем мало). Поэтому даже небольшая сумма может мотивировать их завершить начатую работу в сжатые сроки.

Ситуация изнутри может быть следующей: деньги на ваш проект проедены, и, чтобы не умереть с голоду, студия занимается новым проектом.

Деньги с нового проекта скоро тоже подойдут к концу, и ваша небольшая доплата вернет специалистов к работе над вашим сайтом.

Что бы вы ни выбрали — кнут или пряник, — начните с пункта 1: подготовка к разрыву отношений! Если вы имеете дело с частником, он может просто исчезнуть, и привлечь его к ответственности через суд не получится.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В конце статьи хочется пожелать казанским предпринимателям не бояться активно продвигать себя в интернете, но подходить к этому процессу осознанно.

Буду рад ответить на вопросы в комментариях и, если читатели сочтут статью интересной и полезной, продолжить ликбез для предпринимателей по «внутренней кухне» регионального интернет-продвижения.

Марат Машков

Скачайте бесплатную инструкцию "Как работать с web-студией, чтобы получить результат и не платить непонятно за что"

Мастерская "Цифровая Культура" - обучение руководителей МСБ интернет-продвижению.

С 2015 года у нас обучились более 200 человек. Среди них директора и маркетологи компаний: 1001 тур - Казань, КамаСтройИнвест, ТЦ "Тандем Галерея", Салон мебели "Феликс", Гор.больница №12, Фитнес-центр "Физра", БЦ "Бахадир", грузоперевозки Delko, Общественная палата РТ, АН "ФЛЭТ"
 
Адрес: Казань, ул. Сары Садыковой, д.30, 3 этаж
Телефон: +7 (843) 212-15-17
Сайт: digitalcult.ru
 
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В УФЕ
Адрес: г.Уфа, ул.Шафиева, д.44, оф.407
Телефон: +7 (347) 298-20-90
Сайт: ufa.dcult.ru
 
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ЙОШКАР-ОЛЕ
Адрес: г.Йошкар-Ола, ул. Советская, 106А
Телефон: +7 (8362) 45-24-59
Сайт: yola.dcult.ru
 
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ИЖЕВСКЕ
Адрес: г.Ижевск, ул. 10 лет Октября, 53, оф. 705
Телефон: +7 (3412) 912096
Сайт: udm.dcult.ru

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.05.2017 18:15

По нашему опыту 90 процентов затягивания в нормальной студии и-за отсутствия контента для сайта. При этом дополнительно к уже принятому и подписанному ТЗ напихивается немерянное количество дополнительных разделов, а на деле, нет готового материала даже на сайт визитку. И разработчик ждет месяцами пока заказчик разродится, то у него больничный, то отпуск, то аврал, а претензии по срокам всегда к разрабу!
Большая часть проектов так!
Самое смешное, выявляется, что у заказчика марктинг вообще на пещерном уровне и в интернет переносить нечего!( И вот вместо того, что бы делать сайт, приходится вместе с заказчиком разрабатывать его маркетинг! За это он естественно не платит а вот себестоимость проекта от этого растет.
Вот Вы бы Марат, провели бы опрос среди разрабов и опубликовали бы ответы...

  • Анонимно
    7.05.2017 10:11

    Столкнулся с описанной в статье ситуацие .кого можете посоветовать по аудиту, эксперт оценке и дальнейшем создании,наполнение сайта. Есть порядочные поставщики этой услуги ?!

    • Анонимно
      7.05.2017 11:56

      Просто черкните в соцсети - требуется веб-дизайнер для доработки сайта, прошу max репост. Откликнувшимся дайте ссылку на ваш ресурс и попросите вкратце оценить его минусы и задачи, которые сразу бросаются в глаза. Уточните, почем вам обойдется реанимация. И - выбирайте. Только сами не тормозите процесс. P.S. Можно подумать, у нас на рынке такого рода услуг договор что-либо решает)))

      • Анонимно
        8.09.2017 09:41

        Есть ощущение, что Марат нам пишет из начала 2000-х о своем горьком опыте открыть студию :)

        "...Точно оценить заранее объем работы, которую нужно выполнить для запуска сайта, практически невозможно..."
        Оценить заранее объем можно и нужно! Тот же QSoft уже более десятка лет знает сколько человеко-часов у них ушло на каждый проект. Если специалист выполнил раньше, то получает премию. Если дольше, то оплачивает это из собственного кармана. Не научился оценивать точно, оценивай с запасом, в чем проблема?

        "...Заказчик согласует дизайн с первого раза или будет несколько раз просить внести мелкие или крупные изменения..."
        Если заказчик хочет доработок больше предусмотренного, то он за них платит. Если хочет новый вариант дизайна, то он за него платит. Марат, это нужно просто в договоре прописать и предупредить клиента об этом!

        "...Но в договоре написано «сделать сайт за 123 тыс. рублей и два месяца» — и студия должна уложиться в указанные бюджет и сроки..."
        - 123т.р. и сроки с потолка взялись? Марат, так работали в 2000-х, сейчас все по-другому давным давно. Создание сайта это несколько этапов, их нужно делить и оценивать. Клиент должен платить поэтапно. А студия прописывать, что время согласования и предоставления данных увеличивают сроки работ. Так оба будут защищены.

        "...Текучка кадров и их низкая компетенция — основная проблема всех российских интернет-агентств..."
        Марат, эта проблема всех компаний, где царит хаос и отсутствует компетенция. Вне зависимости от вида деятельности :)

        "...Поэтому не стесняйтесь пугать студию санкциями и будьте уверены — в суде у вас будет преимущество..."
        С чего вдруг?
        Суд: - Дизайн сделан?
        Ответчик: Да.
        А какой дизайн это в договоре сложно описать. О каком преимуществе тут говорится?

    • Анонимно
      7.05.2017 21:01

      В Казани учат самостоятельно продвигаться в интернете. Без студий. Поищите. И живите спокойно

      • Анонимно
        8.05.2017 01:37

        Ну да, расскажите еще сколько лет вы сами учились на интернет-маркетолога, а потом будете лапшу вешать, что на месячных курсах из новичка гуру сделаете!
        Что бы реально не разово, а системно достигать результата, нужно учиться постоянно, а это значит с собственным бизнесом придется завязывать!
        Весь мир кричит о том, что непрофильные работы нужно отдавать на аутсорсинг, а цифрокультисты народ на курсы разводят...

        • К сожалению, малый предприниматель не может нанять себе "гуру" - так как это слишком дорого, да и "гуру" на всех предпринимателей не хватает. Именно эту жизненную несправедливость устраняют "Цифрокультуристы".

    • Посоветовать кого-то к сожалению сложно, так как в студиях высокая "текучка" кадров. У "порядочного поставщика" вам может попасться не опытный менеджер проекта. Для проверки поставщика, которого вы выбрали, рекомендую: 1. Позвонить их клиентам и спросить, как поставщик работает; 2. Начинать работу с небольших задач, чтобы проверить поставщика в деле - не подписывать сразу договора на большие суммы.

  • Анонимно
    7.05.2017 11:20

    Делал сайт предприятия на джумла сам, результат есть, выражается в запросах на электронную почту.

    • Анонимно
      7.05.2017 21:02

      Я тоже сам всё сделал и результат был. В отличии отлично первого сайта от вебстудии

      • Анонимно
        8.05.2017 01:39

        Делали сайт видать за 5 тыс у вчерашних студентов, вот и результат. Пока конкуренция не высокая, можете и сами сайтом порулить, а как вырастет в разы, все равно придется спецов искать либо в штат, либо в аутсорс.

  • Анонимно
    7.05.2017 12:58

    Столкнулась в 2014 году с одними "интернет-деятелями" , которые насчитали переделку сайта на 300 тысяч рублей. Обратилась в нормальную студию через интернет, посчитали и сделали все за 50 тысяч. Оказывается эти "интернет-деятели" им тоже давали наш интернет-магазин на расчет, а потом просто в 6 раз увеличили для нас цену. Хорошо, что есть Интернет и любые слова и цифры можно проверить. Не в деревне живём! Не помню как та фирма назыаалась , Толи рупромоушен, Толи руспромо ,Толи ru-prom. Сейчас поступаю иначе ! Теперь всегда отдаю наш интернет-магазин нескольким компаниям, а аудит их деятельности третьим лицам. О чем сразу предупреждаю подрядчиков, обманщики сливаются, а хорошие остаются. Выходит гораздо дешевле, чем делать самостоятельно, а качество всегда на высоте, потому что не один подрядчик работает и плохой результат скрыть не получается.

    • Анонимно
      8.05.2017 07:32

      Можно все-таки попросить вас точно найти куда обращались? Сами уже год найти адекватного подрядчика не можем.

  • Анонимно
    7.05.2017 18:15

    По нашему опыту 90 процентов затягивания в нормальной студии и-за отсутствия контента для сайта. При этом дополнительно к уже принятому и подписанному ТЗ напихивается немерянное количество дополнительных разделов, а на деле, нет готового материала даже на сайт визитку. И разработчик ждет месяцами пока заказчик разродится, то у него больничный, то отпуск, то аврал, а претензии по срокам всегда к разрабу!
    Большая часть проектов так!
    Самое смешное, выявляется, что у заказчика марктинг вообще на пещерном уровне и в интернет переносить нечего!( И вот вместо того, что бы делать сайт, приходится вместе с заказчиком разрабатывать его маркетинг! За это он естественно не платит а вот себестоимость проекта от этого растет.
    Вот Вы бы Марат, провели бы опрос среди разрабов и опубликовали бы ответы...

    • Об этой проблеме (заказчик не выдает материалы в срок) все веб-студии прекрасно знают, но почему-то продолжают "наступать на те же грабли". Если вы заранее знаете, какие могут быть проблемы с вероятностью 90%, то имеет смысл пересмотреть, изменить какие-то процессы?

  • Анонимно
    7.05.2017 22:59

    Ру промо был у них на тренинге года эдак 10-м.

  • Анонимно
    8.05.2017 11:10

    Марат, отличная статья, молодец!
    Макс AV.

  • Анонимно
    8.05.2017 14:49

    Тоже столкнулась с этой проблемой. Программист так достал!!!! то деньги нужны на контент-анализ, то на переделку, то на публичное размещение, продвижение, аудит, метрику, тех.обслуживание пр.пр. За что только с меня не брали деньги. Пока я не наняла нормального парня, который взял разговор с фирмой в свои руки и профессионально договорившись смог прийти к согласию и отмене многих платежей. Но скажу свое мнение: Сайт может и не нужен Казань особенный город, у нас работает только рекомендация. Проверено)

  • Анонимно
    9.05.2017 07:37

    У меня небольшая строительная компания, абсолютно не разбираемся в интернете и т.д.
    Просто пошли по знакомым узнавать, если у кого специалисты, посоветовали контору. Решил выйти на директора и поговорить "тет-а-тет", договориться чтоб все было честно и без навара за "незнание".
    В итоге работаем уже 2 года, все дела решаем через 1 человека.

    Так что у нас с первого раза опыт удачный!

  • Анонимно
    9.05.2017 09:54

    Вся сложность создания сайтов в том, что это совместный продукт веб студии и заказчика, который требует осознаного выполнения. Как поступает заказчик: нам нужен сайт, спрашиваешь его: для чего Вам сайт? Он отвечает: чтобы был. Пытаешься донести до него, что сайты бывают разные - это лендинги, корпоративные сайты, интернет - магазины и куча всего и, что прежде всего это инстумент. И нужно на этапе разработки решить, что потом с этим сайтом будет делать заказчик, если сайт под СЕО у него одна структура, если для контекстной рекламы, то другая. И дизайн тоже соотвественно будет изменяться под цели. Часто бывает, что вместе сайтом устанавливают CRM и ip-телефонию, чтобы рекламные бюджеты не сливать. А для этого нужно немного мозгами пошевелить, а на это нет времени, как ни парадоксально. Но главное, в чем нет понимания у многих заказчиков, что невозможно сделать отличный сайт раз и навсегда - это непрерывная работа, если вы хотите быть лидерами своего рынка. Ведь сайт -это виртуальная витрина вашего бизнеса в двух городах Яндекс и Гугл, и то на какой улице (странице) будет размещена Ваша витрина, решаете только Вы.

  • Анонимно
    11.05.2017 14:49

    скупой платит дважды а иногда трижды.

    пройдя месячные курсы маркетологом не стать. лучше потратить эти деньги на найм толкового специалиста под проект.

  • Анонимно
    31.08.2017 09:37

    Хорошо написано, единственное - не рассмотрены ситуации и проблемы связанные с неадекватными заказчиками, которые думают, что сделать инструмент для их бизнеса это как пить дать. А ведь чаще всего скандалы и суды раздувают именно такие компании.

    Да, студий с низкой компетенцией - много. Благодаря трендам образования и бесплатным платформам для создания сайтов.
    Такие студии все равно не выживают.
    Если студия прожила 5-7 лет, это уже срок и для экспертности и для процессов работы.

  • Анонимно
    31.08.2017 14:28

    Марат,было бы интересно почитать анализ рынка контекстной рекламы в Казани.Учился у вас на курсах 2 года назад

  • Анонимно
    4.09.2017 08:44

    Пиар чистой воды, платить за курсы от 20 к, когда можно заказать у фрилансеров более грамотный проект - отличная идея. Зачем отдавать работу в руки профессионалам когда можно купить скачать книжку и сделать жалкое подобие самому? интересный вопрос... Зачем забивать интернет (и без того забитый непонятными сайтами на которые без страху и отвращения не взглянешь) всякими "недо" работами, сделаными на "сделай сам" платформах? Если вам нужно починить машину (микроволновку, компьютер, мобильный телефон и т.д.) - вы тоже будете чинить все сами, не отдавая в руки более профессиональных людей, которые сделают и качественней и быстрее?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль