Машиностроение 
5.05.2017

Дмитрий Анатольевич, дайте 2 миллиарда: Рустам Минниханов предложил завоевать небо Арктики

Надежда казанского беспилотного авиастроения просит у Москвы денег на гражданский проект, который, быть может, позволит вытянуть и военный

Как стало известно «БИЗНЕС Online», примерно в середине лета федералы должны решить вопрос с финансированием амбициозного татарстанского проекта — создания беспилотного комплекса высотного мониторинга. Он разрабатывается ОКБ им. Симонова параллельно с военной программой тяжелого беспилотника с ударными возможностями и, по всей видимости, представляет из себя один и тот же — с некоторыми вариациями — комплекс. С просьбой о поддержке проекта президент РТ обратился к Дмитрию Медведеву.

Примерно в середине лета федералы должны решить вопрос с финансированием амбициозного татарстанского проекта — создания беспилотного комплекса высотного мониторинга Примерно в середине лета федералы должны решить вопрос с финансированием амбициозного татарстанского проекта — создания беспилотного комплекса высотного мониторинга

«УЧИТЫВАЯ ВЫСОКУЮ ПОТРЕБНОСТЬ СТРАНЫ В БЕСПИЛОТНЫХ КОМПЛЕКСАХ...»

Тяжелую артиллерию продолжает привлекать для своей раскрутки АО «НПО «ОКБ им. Симонова». Как сообщил источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме, ОКБ презентовало в агентстве стратегических инициатив, конкретно — в инициированном Владимиром Путиным проекте «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) — проект «Создание и внедрение в эксплуатацию комплекса воздушного мониторинга протяженной инфраструктуры Арктического и других регионов на базе воздушных беспилотных судов со взлетной массой более 7 тонн».

Также в распоряжении «БИЗНЕС Online» есть копия письма президента РТ Рустама Минниханова куратору проекта НТИ премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. Глава республики сообщает, что ОКБ в инициативном порядке ведет разработку высокотехнологичного комплекса высотного мониторинга на базе беспилотного летательного аппарата большой дальности и продолжительности полета (КВМ БЛА БДПП) для нужд государственных и коммерческих заказчиков. Основное его назначение — мониторинг протяженных объектов промышленной инфраструктуры, экологической обстановки, в том числе в Арктическом регионе РФ. Создан и испытывается экспериментальный летательный аппарат и наземный комплекс. Минниханов указывает, что реализация проекта позволит достичь ряда целей, поставленных госпрограммами «Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы», «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие транспортной системы (2010 - 2020 годы)».

Общая стоимость проекта — около 6 млрд. рублей, говорится в письме. Собственные средства ОКБ, инвестируемые в проект, включая научно-технический задел, оцениваются более чем в 2 миллиарда. Идут переговоры по привлечению частных инвестиций. Необходимы и госсубсидии — порядка тех же 2 млрд. рублей.

«Учитывая высокую потребность страны в беспилотных комплексах, а также принимая во внимание многофункциональность КВМ БЛА БДПП, низкую стоимость его эксплуатации в сочетании с высокой производительностью, прошу Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, оказать содействие во включении проекта АО НПО „ОКБ им. М.П.Симонова“ в программу Национальной технологической инициативы по развитию рынка АэроНэт, — пишет Минниханов. — Уверен, что его осуществление позволит внести существенный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, будет способствовать созданию высокотехнологичных рабочих мест, реализации политики импортозамещения, увеличению доли экспорта инновационной продукции».

При этом отметим, что Татарстан в 2013 году решил расстаться с акциями ОКБ: минземимущество РТ продало за 35,3 млн. рублей блокпакет в 25% плюс две акции. На сегодня бюро — частная компания, а структура акционеров выглядит так: АО «Сокол-Инвест» — 69,6%, ООО «Фалькон Эйр» — 25%, физические лица — 5,4%. Конечный бенефициар «Сокол-Инвеста» неизвестен, по состоянию на конец 2016 года номинальным держателем 100% акций выступал Татфондбанк. «Фалькон Эйр» владеет некая Диляра Махизянова — вероятно, тоже номинальная собственница.

Работе над Альтаиром военные уделяют особое внимание Работе над «Альтаиром» военные уделяют особое внимание Фото: prav.tatarstan.ru

НТИ ВЕРИТ В ОКБ ИМ. СИМОНОВА

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Путин обозначил НТИ, в которую хотят вписать казанский беспилотник, одним из приоритетов государственной политики: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами столкнется Россия через 10 - 15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, высокое качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада». Как сказано на сайте курирующего (совместно с РАН) проект агентства стратегических инициатив, это долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15 - 20 лет. Проектные группы НТИ формируются из технологических предпринимателей, представителей крупных деловых объединений России, ведущих университетов и исследовательских центров, экспертных и профессиональных сообществ, институтов развития и заинтересованных органов исполнительной власти. Отметим, что по этой же линии КАМАЗ привлекает бюджетные деньги на свои «сухопотные» грузовики-беспилотники.

Что дает участие в НТИ? «Если проект будет поддержан межведомственной рабочей группой по управлению НТИ (ее возглавляют зампред правительства России Аркадий Дворкович и помощник президента РФ Андрей Белоусов), ОКБ получит финансирование, — рассказал „БИЗНЕС Online“ соруководитель рабочей группы AeroNet Сергей Жуков. — Все решится не ранее чем в середине лета — мы на это очень надеемся». По его словам, рассмотрение проекта — дело непростое, порядка 9 экспертиз. Тем не менее Жуков оценивает шансы ОКБ как «более, даже существенно более половины». «Высокая степень вероятности получения финансирования», — полагает он. Соруководитель рабочей группы не стал уточнять, о какой сумме идет речь, но, по всей видимости, это те самые 2 млрд. рублей, о которых Минниханов написал Медведеву. Попутно эксперт сообщил о надеждах облегчить семитонный аппарат: «Надеемся, что он будет меньше по весу, удастся его оптимизировать, подключаем соответствующие инжиниринговые мощности для этого».

Сергей Жуков: «Надеемся, что он будет меньше по весу, удастся его оптимизировать, подключаем соответствующие инжиниринговые мощности для этого» Сергей Жуков: «Надеемся, что он будет меньше по весу, удастся его оптимизировать, подключаем соответствующие инжиниринговые мощности для этого» Фото: скриншот

Напомним, ОКБ им. Симонова создает первый российский тяжелый БЛА. Конкурс минобороны на научно-исследовательскую работу (НИР) на 1 млрд. рублей по созданию БЛА весом до 5 т ОКБ выиграло еще в октябре 2011 года. Тема получила название «Альтиус-М», а непосредственно самолет — «Альтаир». Итогом НИР стала постройка прототипа-демонстратора БЛА большой продолжительности полета. Эксперты полагают, что это прообраз аппарата, предназначенного для разведки, наблюдения, рекогносцировки и при этом обладающего ударными возможностями.

Изначально в СМИ говорилось, что аппарат должны поднять в 2014 году, хотя уже тогда эксперты указывали на нереальность срока. В итоге в конце 2014-го состоялся лишь первый подлет. По всей видимости, он стал переходом от НИР к следующему этапу — опытно-конструкторским работам (ОКР). Любопытно, что спустя месяц заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил о том, что в России создан тяжелый БЛА. «Беспилотник способен решать информационные задачи, а также выступать в качестве средства поражения», — уточнил Борисов, не назвав фирму-разработчика. Но, как полагают эксперты, Борисов имел в виду именно «Альтаир». Первые полноценные полеты машина совершила летом прошлого года.

«АЛЬТАИР» ЛЕТИТ В АРКТИКУ

О гражданском применении «Альтаира» гендиректор ОКБ им. Симонова Александр Гомзин говорил еще в 2014 году. По его словам, ведется работа в рамках соглашения между Татарстаном и ПАО «Газпром» о создании многоуровневой системы воздушного мониторинга газопроводов. «Стандарт „Газпрома“ предусматривает два раза в неделю проводить мониторинг каждого погонного километра газопровода, а это примерно 120 тысяч километров, — рассказывал Гомзин. — Очень большой объем работы. На такой мониторинг в год тратится до 30 миллионов долларов, но зато есть отдача безаварийной эксплуатации. А если включить в эту систему беспилотное средство с хорошими удельными характеристиками, это будет очень эффективное экономическое решение. Стоимость мониторинга погонного километра значительно ниже, чем на пилотируемых воздушных судах». Тогда же в общих чертах упоминался и арктический проект. Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» ведущий российский эксперт в области БЛА Денис Федутинов, «для оценки применимости таких систем в гражданской области необходимо представлять стоимость как самих систем, так и стоимость их эксплуатации, а имеющиеся на настоящий момент цифры, насколько я понимаю, все же имеют оценочный характер и, скорее всего, представляют оптимистичный вариант».

Одно из первых фото Альтаира Одно из первых фото «Альтаира» Фото: prav.tatarstan.ru

По словам источника, итогом работы должно стать создание БЛА, наземной аппаратуры управления полетом, приборов передачи и обработки информации, базы серийного выпуска комплексов, системы услуг воздушного мониторинга для коммерческих заказчиков из России и зарубежья. Ставится и такая важная задача, как разработка сертификационных требования к комплексам воздушного мониторинга.

Реализовать проект ОКБ намерено до конца 2021 года. Опытный образец системы должен быть изготовлен ко второй половине 2018-го, а испытания планируется завершить в начале 2019 года, говорит источник. Стоимость проекта — 4,5 млрд. рублей, из них 2 млрд. — уже сделанные вложения в НИОКР (по всей видимости, имеются в виду работы по программе «Альтиус-М»), 1,5 млрд. — средства господдержки (надо полагать, подразумеваются средства НТИ) и 1 млрд. — от якобы уже готовых вложиться или уже вложившихся частных инвесторов. «Полагаю, что заинтересованность со стороны возможных эксплуатантов на настоящем этапе, скорее всего, пока не перешла в практическую плоскость и договоренности носят рамочный характер, — говорит Федутинов. — С другой стороны, вполне могут иметься лица и структуры, инвестировавшие в данный проект, а возможно, и продолжающие инвестировать, которые заинтересованы в наиболее широком продвижении данной системы, в том числе и с расчетом на гражданскую эксплуатацию».

Между тем есть мнение, что инвестиции требуются для доведения до ума и военной программы. «БИЗНЕС Online» уже высказывал предположение о том, что недовольные затягиванием сроков (хотя, по мнению экспертов, причины вполне объективны) военные стали придерживать финансирование. Поэтому арктический проект — хорошая возможность подстегнуть программу создания военного беспилотника. Источники «БИЗНЕС Online» сообщали, что затраты ОКБ на «Альтиус-М» превысили стоимость контракта (или контрактов) с военными, то же самое предполагает и Федутинов: «Насколько понимаю, гражданская версия будет представлять, в некоторой степени, побочный продукт, который предполагается создать с использованием наработок по теме „Альтиус“, адаптировав его под некоторые гражданские задачи. Думаю, делается это для того, чтобы максимально использовать имеющиеся возможности и компенсировать затраты по проекту, которые, вероятно, превысили расчетные».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.05.2017 08:21

Как то дороговато. Двигатели с ПЕ-2 система телеметрии и управления с самолетика с дистанционным управлением, в корпусе тоже ничего инновационного обычный пиндосский тип. Это не инновационная разработка это халтура какая-то. При таких двигателях полезная нагрузка должна быть около 3 тонн. При госплане СССР такие аппараты бы штамповали по 2 за сутки при стоимости жигулей.

  • Анонимно
    5.05.2017 08:21

    Как то дороговато. Двигатели с ПЕ-2 система телеметрии и управления с самолетика с дистанционным управлением, в корпусе тоже ничего инновационного обычный пиндосский тип. Это не инновационная разработка это халтура какая-то. При таких двигателях полезная нагрузка должна быть около 3 тонн. При госплане СССР такие аппараты бы штамповали по 2 за сутки при стоимости жигулей.

    • SPQRRR
      5.05.2017 08:38

      при правление Сталина, под "железным занавесом" экономика СССР показала, самый быстрый рост в Мире! Доллар стоил 36 копеек.

      Сейчас это не возможно, не возможно руководить так жестко, как Сталин, ибо вы же первые побежите в ЕСПЧ, либералы Навальный и так далее начнут кукарекать...

      • Анонимно
        5.05.2017 09:21

        Эка вас как разобрало. Самый быстрый. В мире. А то, что выгребли зерно, раскулачили трудолюбивых, уморили голодом население, продали за военные заводы. А потом эти же заводы за 2 месяца оставили немцам.

        Жёстко. Руководить. А не хотите испробовать на себе: когда вы будете пережёвывать во рту осколки своих же выбитых зубов? И правым глазом видеть свой же висячий под носом левый глаз? Наблюдатель вы наш.

        • SPQRRR
          5.05.2017 09:30

          Не пытайтесь переписывать историю.

          • SPQRRR
            5.05.2017 09:39

            Численность русских (только тех кто в переписи называл себя русским) за время правления Сталина увеличивалась по данным переписей в среднем на 1,3-1,5 млн. в год.
            Для сравнения: за время правления Ельцина численность русских в России сократилась на 6,8 млн. чел.

            Сталину удалось не только полностью восстановить уровень благосостояния граждан после 3-х разрушительных войн и в несколько раз приумножить его.

            С 1933 г. безработицы в СССР не существовало.

            Сталину досталась разруха, безграмотное население, многое создавалось с нуля, не пытайтесь занижать достижения Сталина, говоря о том, что он якобы кого то уморил. Потери в войне, это потери в войне, но при этом дезертиров при в ВОВ было в 7 раз меньше, чем в первой мировой.

            Так, с 1926 по 1954 годы, несмотря на голод и Великую Отечественную войну, население приросло на 50 миллионов человек. А теперь посмотрите на правление либералов после Сталина, когда население, без войны только сокращалось.

            • SPQRRR
              5.05.2017 09:58

              Вообще про то что Сталин уморил 100 миллионов человек, внушили населению Горбачев и Солженицын, известные антисоветчики, один получил нобелевскую премию за развал СССР, другой её же по литературе за свои писульки о том, как в СССР плохо и то что на нас надо было сбросить ядерную бомбу.

              Но все это мифы, делал это не Сталин, а предатели, которые были расстреляны позже и естественно не в таких количествах. Например маршал Советского Союза (1935) М. Н. Тухачевский, репрессированный в 1937 году по «Делу военных», в своей рукописи писал, что с 1932 года при поддержке Британии и Германии он готовил заговор генералов, который не удалось осуществить Антанте и Колчаку. На этот раз целью было свержение Сталина (были планы и физического устранения). Подтверждением этому являются, помимо рукописи Тухачевского, рассекреченные советские, немецкие, британские документы. В ЦК ВКП(б) заговор возглавил литовец Иосиф Варейкис, который «особо отличился» в 1937 году на посту первого секретаря Далькрайкома ВКП (б) составлением «расстрельных списков» и депортацией корейцев в Среднюю Азию.

              Именно такие как Варейкис, сообщали, что в расстрельных списках предатели, но самом деле включали туда простых людей.

              • Анонимно
                5.05.2017 10:21

                а кто из правителей России не уморил свой народ,
                все угнетали свой народ,как ни кто другой.

                • Анонимно
                  5.05.2017 11:57

                  Вы узнайте больше об истории других стран, прежде чем такие заявления делать. Морили народ везде - во Франции, в Великобритании. Везде!

              • Анонимно
                5.05.2017 10:38

                Полностью согласен Сталин великий руководитель нашей страны. А если капнуть глубже тот кого история очернила делали для державы только хорошее. А вот те кто по истории великие гнобили и уничтожали свой народ.

            • Анонимно
              5.05.2017 11:14

              SPORR Вот недостающие цифры для вас: потери СССР под мудрым руководством Сталина:
              Убыль населения СССР в 1941-1945 гг.
              Общая сверхсмертность (безвозвратные потери) населения СССР: 41.979.417 человек.

              Из них:
              - потери военнослужащих: не менее 19.413.169
              - потери гражданского населения: (определено по разнице) 22.566.248

              Из безвозвратных потерь жизней военнослужащих,
              - пропали без вести: 12.7 млн. чел.

              Из безвозвратных потерь жизней гражданского населения,
              - погибло насильственно в тылу противника, а также от голода в блокаде Ленинграда - 6.716.760 чел.
              - умерло на работах в Германии и осталось на Западе - до 2.700.000 чел.
              - погибло (умерло) в зонах боёв и вне их - от голода или скудного рациона питания, болезней, разрушения жилья, непосильного труда, прочего по всему СССР и зарубежью (без Ленинграда и Германии) - 13.149.488 чел.
              (рассекреченные статданные Госсплана СССР парламентской комиссией Госдумы 15 декабря 2016 г.)

              • Анонимно
                5.05.2017 11:39

                боевые потери около 9 млн были ..что вы врете то?

              • ПанАлекс
                5.05.2017 12:34

                Еще один Геббельс с тотальной клеветой (особенно 12,7 млн. без вести)! А то что уже при Ельцине - Путине "пропало без вести" 2 млн. конечно не волнует!

              • Анонимно
                5.05.2017 14:09

                "Вот недостающие цифры..."

                Ссылку на источник, пожалуйста, - не то что в скобках "рассекреченные данные", а чтобы взглянуть можно было.

        • Анонимно
          5.05.2017 09:41

          Ну если деньги разворовал, зарплату платил мизерную, план не выполнил. Почему бы нет. Они же ничего не боятся , чем больше своруешь тем меньше дадут. Пример у нас в СИЗО то ли сидит, то ли уже не сидит. Сталин по ночам обзванивал директоров оборонных заводов и не дай бог ты не знаешь сколько продукции выпустил за сутки и план на завтра .

        • ПанАлекс
          5.05.2017 12:31

          факты в студию, а не пропаганду! Особенно клевета про "уморили с голоду", "выгребли зерно", и особенно, в преддверии 9 мая, огромная клевета про "оставили заводы немцам"... Как вам Геббельс радуется!

      • Анонимно
        5.05.2017 09:47

        36 копеек стоил а продавали по три рубля.. это его реальная стоимость была на черном рынке СССР

      • Айда инде
        5.05.2017 11:10

        Те, кто хотят Сталина, хотят его не для себя, а для соседа.

        • Анонимно
          5.05.2017 11:42

          это если ты аферист и мошенник ..то конечно ты как огня боишься сталина ..если же честный труженник а сосед бандит - то да -для соседа

          • Анонимно
            6.05.2017 16:23

            Да не Сталина хочет наш народ, а элементарного порядка и справедливости, равенства перед законом и неотвратимость его исполнения! А Сталин как раз и ассоциируется с жестким порядком.

    • Анонимно
      5.05.2017 09:39

      Это не халтура, а инновационная методика освоения бюджетных средств. За такие миллиарды можно было бы в каждый "пилотный" ЛА посадить по четыре летчика!
      Тут важна идея "беспилотника" именно как САМОЦЕЛЬ, как некий ФЕТИШ. Целесообразность беспилотного варианта для декларированных целей весьма спорна.
      Для "высотного мониторинга", наличие или отсутствие на борту ЛА экипажа, в ценовом выражении вообще ничто - стоимость на 99 процентов определяется стоимостью авиационного керосина и стоимостью базирования.

      • Анонимно
        5.05.2017 09:50

        Правильно говорите, Стоимость содержания и техобслуживания, аэродромный сервис по цене сопоставим с двухмоторным АН 24 . Пилите пилите они золотые.

        • Анонимно
          5.05.2017 09:56

          Это ясно любому, кто в теме авиации и аэрофотосъемки (дистанционного мониторинга - по новомодному!).

  • Анонимно
    5.05.2017 08:41

    Это же элементарно, Ватсон

  • Анонимно
    5.05.2017 08:45

    Все все понимают.....

  • Анонимно
    5.05.2017 09:09

    А кто сказал "Мяу"? Т.е. о "высокой потребности страны в беспилотниках"???
    Тут и "пилотников" не хватает, а нас все в авиамоделизм инновационно подталкивают.

    • Анонимно
      5.05.2017 09:23

      смысл наверное в том что потом можно будет населению продавать и гражданские бла, а военные самолеты и самолеты не каждый может купить, а бла за 50-100 тысяч рублей можно

      • Анонимно
        5.05.2017 09:40

        Зачем гражданскому человеку БПЛА?
        Уже сейчас можно пойти в Детский мир и купить там хоть самолёт, хоть вертолет )

  • Анонимно
    5.05.2017 10:15

    интересно, а здешние комментарии и комментарии о зарплате в 14т.р. и "никто ничего не делает и не умеет делать" пишут одни теже люди или у них специализация?

    • Анонимно
      5.05.2017 10:36

      Ну наверное на 14 тысяч, но не говорите мне что зарплата высококвалифицированного рабочего почти как у директора предприятия, ну или хотя бы в 2 раза меньше.

  • Анонимно
    5.05.2017 10:36

    Всю жизнь с протянутой рукой. Сюда дайте, туда дайте. А сами никак? В одном только ТФБ 120 млрд пропало

  • Анонимно
    5.05.2017 11:23

    Выделить частной конторе, ранее (?) завязанной на Мусина, 2 млрд. рублей субсидий на НИОКР. Как мило.
    И будет на выходе опытный образец и палок, соломы и клея.

    • Анонимно
      5.05.2017 11:53

      Зато до каких высот, по сравнению с Ильфом и Петровым мы поднялись. У тех только "Геркулес", "Рога и копыта" и "зиц председатель Фунт", а у нас сейчас - "Акционерные общества", "номинальные держатели акций", "номинальные собственники"...
      А суть осталась та же самая! Как украсть и не попасться.
      Много интересного при перечитывании бессмертных произведений всплывает.
      А в науке, как и при проведении НИОКР, отрицательный результат - тоже результат. Все четко и в рамках закона/госконтракта.

  • Нужно как-то научиться просить деньги на завоевание , не на основании прошлых освоений капиталов, от которого ещё нет прока, а на основании конкретных результатов и брендов, которых пока, увы, практически нет!

  • Анонимно
    5.05.2017 12:06

    Судя по всему, сам БПЛА готов,но честно говоря очень слабо все выглядит,даже на фоне ижевских изделий,там штука стоит всего 3 млн. с полезной нагрузкой,Газпром Роснефть давно с ними работают,начинка израильская,кое-что наше,это кстати нормальная мировая практика для беспилотников,компоненты из разных стран.

    • Анонимно
      5.05.2017 19:16

      Но, честно говоря, ижевский вариант и близко не стоял к казанскому! Там обычная игрушка.

      • Анонимно
        6.05.2017 14:55

        Цифровая аэрофотосъёмочная камера весит одна, как штук несколько этих ижевских пепелацев. Профессиональная конечно, а не из Алтына.

  • Анонимно
    5.05.2017 12:48

    Там разворовали все по военной тематике, вот и просят деньги.
    Будет прикол, если не дадут. Они не смогут закрыть оборонзаказ от МО.
    Никаких полетов полноценных там не было.

  • Анонимно
    5.05.2017 13:39

    1) НТИ - открытый конкурс, согласно условиям компаниям дают до 20 млн рублей с 30% софинансированием. Здесь же речь о 2 млрд
    2) Поручительство главы региона можно расценивать как фактор давления.
    Лучше бы запросить по НТИ 20 млн. руб., а остальные средства можно привлечь по другим госпрограммам, тот же Сколкоао, у них там кластер по космическим наукам есть. Условия конкурса наверное должны быть равные для всех.
    С уважением, Б. Селецкий

  • Анонимно
    5.05.2017 14:35

    КТО ТО ТУТ ПИШЕТ Ч ТО ПРИ СТАЛИНЕ БЫЛ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ. ВОЗМОЖНО. НО ЧТО ВАМ МЕШАЕТ ЗАНЯТЬСЯ ЭТИМ СЕЙЧАС. РОДИТЕ 6 ДЕТЕЙ И ВЫРАСТИТЕ..СЛАБО.ЖИВЕМ ТО В РАЗЫ ЛУЧШЕ.

  • mad big
    5.05.2017 15:18

    Не пойму я пикейных жилетов местного разлива! Не делают - плохо! Делают - еще хуже!!! Вы бы определились, шашечки или ехать.

  • Анонимно
    5.05.2017 16:27

    все очень просто: либо делаем сами в России, либо покупаем заграницей..
    разработка новых моделей летательных аппаратов - думаю, как не специалист, дело не трехкопеечное.. возможно переделать существующие модели малой авиации на беспилотный вариант - другой путь развития, но все надо просчитывать..
    вспомните, мы же 30 лет ничего нового не делали, кадров и ресурсной базы не осталось...
    а тут хоть что-то, да еще и на свои деньги..

  • Анонимно
    5.05.2017 19:34

    я часто смотрю исторические фотографии 1913 года до 19 49 года и всегда понять не могу кто врет бабушка моя или фотографии. Она родилась 1897 году. а дедушка родился 1898 она рассказывала . что жили они бедно в 13 лет ее выдали замуж .Муж на некахе был одет в леняную рубаху в брюки мешковины . бабушка в леняное платье на ногах лапти не каких колец после церемония. Нам купили старенький домик с соломенной крышей в котором она прожила до 1975 года . В 14 лет она родила перового ребенка. его даже завернуть было нечем были куски мешкавин вот и вся детская одежда . а пропитание игрушки и говорить нечего . И так 16 детей родила в живых осталось шестеро Да голодоли даже печь было нечем топить. в лесу воровали сухие веточки хотя лес был в двух шагах . В 1917 году революция дедушка воевал Чапаевской дивизии потом подавлял метеж вилочников создавал колхозы . Бабушка говорила да и мама моя . что 1938 году стали жить лучше . Колхозы стали кормить народ уражаи были хорошие .Все подсобные хозяйства колхоз обязал иметь мине амбары . Бабушка говорила колхоз целыми телегами сваливал водвор зерно арбузы огурцы яблоки что росли в колхозной бахче . даже некуда было девать . Так продолжалось до 1941 года ноября Но началась война . Дедушка ушел на войну 1944 году его растреляли как врага народа .Бабушка говорила так и надо ему на конец здох . Мы спрашивали почему она так говорила хулиган он был отвечала . Он даже Сталина не боялся иногда на всю улицу кричал да я Сталина . и гаворил ..не хорошие слова. а как его не трогали мы спрашивали хулиган он был . отвечала бабушка .А мама моя рассказывала что до 1942 года жили сытно хотя в лаптях в платье штанах из мешковины .А вот 1943 году голодали воровали. В 1943 году от голода даже чесоткой вшами трахомой болели целые деревни . В 1943 году людей прямо на улице ловили . мыли лечили раздавали . хозяйственное мыло бесплатно . А лапти мама плела. продавала и носила до 1949 года вот вам богатая страна . А вы дорогие ново испеченные буржуе политологи страны то не знаете . Народ Российский бедствовал и будет еще много веков бедствовать

  • Анонимно
    6.05.2017 10:47

    Если надо было сделать ЛА на 5 тонн, а смогли своять только на "более 7 тонн", то это, к сожалению, косяк не исправимый дополнительным финансированием. Перетяжеление всего на 5 процентов - уже плохой самолет. Гражданская версия потребует создание пока никем не востребованной инфраструктуры. Проект провалили. Это факт, который надо признать и сделать оргвыводы. А на гражданскую версию деньги может быть когда нибудь дадут, но только в случае полного успеха военной версии.

  • Анонимно
    6.05.2017 12:35

    точно.....татарстан а лице своей элиты освоил инновационное и нанотехнологичное пиление бюджета.

  • Анонимно
    10.05.2017 08:05

    фото интересное, хорошо подмечено, о чем то говорит.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль