Политика 
10.05.2017

Валентин Фалин: «Рузвельт называл госдеп скопищем русофобов»

Бывший секретарь ЦК КПСС о том, почему Вторая мировая началась в 1931 году и какова в ней роль англосаксов

«Уже в начале ХХ века для России планировали войну на два фронта», — говорит известный государственный деятель СССР, дипломат, историк и эксперт-международник Валентин Фалин. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о малоизвестных подробностях начала Второй мировой войны, докладе минобороны США, в котором нападение Гитлера на СССР трактовали как «дар Провидения», а также документе, который Сталин хранил в кабинете до конца жизни.

Валентин Фалин Валентин Фалин — известный государственный деятель СССР, дипломат, историк и эксперт-международник Фото: ©Юрий Абрамочкин, РИА «Новости»

«УЖЕ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА ДЛЯ РОССИИ ПЛАНИРОВАЛИ ВОЙНУ НА ДВА ФРОНТА»

— Валентин Михайлович, и по сей день продолжается обсуждение того, насколько руководство СССР к моменту нападения гитлеровской Германии на нашу страну адекватно оценивало ситуацию, и в том числе и геополитическую обстановку в мире и в Европе на тот момент. С учетом вашего опыта и сведений, какую оценку этому могли бы дать сегодня вы?

— Прежде чем ответить на этот, нужно задать другой вопрос — а когда началась Вторая мировая война? Мы до сих пор подыгрываем версии, которую нам навязывают враги СССР и России о том, что она началась с нападения Германии на Польшу.

Здесь надо бы обратить внимание на три документа. Первый — это обращение к американскому народу Рузвельта 9 декабря 1941 года в связи с нападением Японии на Перл-Харбор. Он констатировал, что два потока агрессии слились в мировой пожар. 1931 год — нападение Японии на Китай без объявления войны. 1935 год — нападение Италии на Абиссинию без объявления войны. Аннексия Германией Австрии — без объявления войны. Нападение Германии на Польшу в 1939 — без объявления войны, нападение Германии на СССР в июне 1941 года без объявления войны и нападение Японии на США без объявления войны.

Рузвельт назвал все это звеньями одной цепи. Какой еще нужен авторитет? Почему мы, вопреки фактам, железным фактам, держимся той линии, что начало войны — это нападение Германии на Польшу?

Второй документ. В 1946 году в апреле — мае состоялась заключительная сессия ассамблеи Лиги наций, на которой выступал глава британской делегации Филипп Ноэль-Бейкер. Он открыл свое выступление словами: «Как все мы знаем, Вторая мировая война началась 15 лет назад нападением Японии на Китай».

И сошлюсь еще на Стимсона, военного министра Рузвельта и госсекретаря в администрации Гувера, который в своих мемуарах пишет: «Траектория Второй мировой войны началась на рельсах Мукдена», то есть нападением Японии на Китай. Следовательно, мы должны посмотреть, как развивались события до нападения Германии на СССР и кто задавал тон в кузнице вулкана, где готовился удар по Советской России.

... «Траектория Второй мировой войны началась на рельсах Мукдена», то есть нападением Японии на Китай»

— Понимало ли советское руководство все эти обстоятельства?

— Почему Сталин в 1926 - 1927 годах принял решение кончать с НЭПом? В Локарно состоялась конференция, на которой с Германии, по сути, снималось ярмо, напяленное Версальским договором. Веймарскую республику приняли в Лигу наций с расчетом, что она ввяжется в подготовку враждебных Советскому Союзу акций. Наша разведка докладывала это советскому руководству. Сталин решил, что НЭП не обеспечивает нужного темпа индустриализации и повышения обороноспособности страны, чтобы отразить агрессию как с Запада, так и с Востока.

Что касается угроз с Востока. В 1923 году Япония на кабальных для нас условиях вывела свои оккупационные войска с Северного Сахалина. Тогда же на совещании военной верхушки с участием императора в Токио было принято решение готовить полномасштабную войну против СССР и одновременно, между прочим, против США. Первый план удара по СССР датируется именно 1923 годом.

— Была ли координация между этими планами нападений на СССР с Востока и Запада?

— Естественно. И тут надо иметь в виду ту роль, которую играла Британия. Все враждебные планы Альбиона в отношении России и с СССР предполагали одновременные удары с Востока и Запада. Например, Первая мировая война. Ее начальная концепция датируется 1898 годом. Именно тогда британский министр колоний Джозеф Чемберлен предложил Вильгельму Второму «объединить две ветви одной расы», с тем чтобы совместными усилиями запереть Россию в Балтийском и Черном морях. Одновременно Лондон включился в активную подготовку удара Японии по позициям России на Дальнем Востоке. Альянс с рейхом не состоялся из-за завышенных аппетитов Берлина: Вильгельм требовал уравнивания с Британией на морях.

У нас редко обращают внимание на то, что Россия именно в 1898 году — связано это было или нет с соответствующими донесениями русской разведки — выступила с предложением созвать международную конференцию на предмет замораживания военных расходов и численности вооруженных сил на том уровне, на каком они в тот момент находились и, что чрезвычайно важно, предотвращения милитаризации науки. На состоявшейся затем в Гааге конференции основные предложения России были отвергнуты. А что касается науки, то российское предложение было охарактеризовано как пригодное «лишь для диких племен».

Осечка со сплетением «двух ветвей одной расы» не обескуражила Великобританию. С немцами не получилось, зато активизировалось обхаживание Токио. Англичане строили на своих верфях военный японский флот, который в 1904 году нападет на Россию. Финансировал это строительство банкир Джейкоб Шифф, эмигрировавший в конце 80-х годов XIX века в США, когда по декрету Александра Третьего в России возводилась «полоса отчуждения» для евреев. В 1893 году по инициативе Шиффа сенат США принял решение, запрещавшее предоставление кредитов России. Это решение было подтверждено во время Первой мировой войны, а затем в марте 1945 года в ответ на обещание Рузвельта, данное в Ялте Сталину, рассмотреть возможность предоставления кредитов для восстановления разрушенных войной народнохозяйственных объектов.

Итак, фактически уже в начале ХХ века для России планировали войну на два фронта. Напала Япония, а когда был убит эрц-герцог Фердинанд и у Германии и Австрии появился предлог потеснить Россию, англичане склоняли Берлин к так называемой войне четырех — Сербия, Россия, Австрия, Германия.

Сталин и Черчилль «До конца жизни Сталин хранил документ — запись беседы Черчилля с внуком Бисмарка, в котором Черчилль предлагает с помощью санкций, сходных с сегодняшними, не допустить попадания в СССР передовых технологий»

До конца жизни Сталин хранил в своем рабочем шкафу документ — запись беседы Черчилля с внуком Бисмарка, первым секретарем посольства Германии в Лондоне. Запись датирована 20 октября 1930 года. Черчилль говорил, что немцы — «недоумки». Вместо того чтобы сосредоточиться на разгроме России, они втянулись также в войну с Францией. Дальше он развивает идеи, как остановить индустриализацию СССР, оставить его аграрной страной, как с помощью санкций, сходных с сегодняшними, не допустить попадания в СССР передовых технологий.

«ОКРУЖИТЬ РОССИЮ ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ»

— Продолжала ли Англия разделять эти идеи уже и после прихода Гитлера к власти, когда стала понятна сущность Третьего Рейха?

— Мы знаем, какую роль сыграли в приходе к власти Гитлера американские монополии. О роли Англии в становлении Третьего Рейха пока известно меньше. В 1932 году планировалась встреча Черчилля с Гитлером. Ее организовывали сын будущего премьера Рэндольф и Ганфштенгль, курировавший по заданию Вашингтона нацистского предводителя. Но Гитлер по какой-то причине в условленное место не прибыл, что, однако, не изменило отношения Черчилля к его личности на тот момент. В 1934 году Черчилль сказал: какими бы путями Гитлер не пришел к власти, его имя прочно займет место в истории. Хотя, конечно, он имел в виду не то, что потом получилось.

В подходах к актуальным проблемам того времени у англичан и нацистов было достаточно совпадений. В 1933 году была озвучена идея «пакта четырех» — Англия, Франция, Германия, Италия наделялись правом вершить все европейские дела, невзирая на интересы «лимитрофов», а также СССР и США. Авторство «пакта» по сию пору приписывается Италии. В действительности инициатором квартета являлся идеолог нацистской партии и ближайший сподвижник Гитлера Розенберг. В дневнике он записал, что эта мысль запала ему в голову еще в 1932 году. Случайно или нет, но именно в 1932 году был установлен контакт между Розенбергом и британской разведкой. Обращает на себя внимание, что многое из того, что сегодня происходит на Украине, совпадает с планами, разрабатывавшимися в свое время лично Розенбергом.

Не лишне будет приметить и такой момент. Помимо удара с Запада и Востока по Советскому Союзу, Розенберга занимала тема уязвимости СССР с юга, в особенности со стороны Афганистана. В этой стране нацистская разведка была особенно активной, а после крушения Третьего Рейха вся немецкая агентура в этом регионе перешла в руки ЦРУ.

Без понимания взаимосвязи и взаимообусловленности событий и сегодня трудно составить достоверную картину.

Гитлер и Розенберг «Обращает на себя внимание, что многое из того, что сегодня происходит на Украине, совпадает с планами, разрабатывавшимися в свое время лично Розенбергом (слева)»

— Что было из этой информации доступно Сталину?

— Советская разведка работала весьма продуктивно. Основные сегменты в раскладе сил и назревавших осложнений Сталину были известны. Другой вопрос — какие выводы он делал и насколько СССР был способен материально и политически ответить на вызовы?

Если бы не мировой экономический кризис 1929 года, смешавший все приоритеты капиталистических держав, мировая война могла бы начаться на рубеже 20 - 30-х годов. Вспомним, как рассматривалось на Западе версальское мирное урегулирование. Вот слова французского премьер-министра Клемансо: «Этот договор, как и все остальные договоры, есть и не может быть ничем иным, как продолжением войны». Маршал Фош, руководивший Вооруженными силами Франции, сказал в 1919 году: «Версальский договор — это не мир, а перемирие на 20 лет». Тот же Клемансо заявлял, что надо окружить Россию железным занавесом, дабы большевизм не угрожал европейской цивилизации.

Французские документы того периода в основном рассекречены, а США и Англия обещали открыть доступ к ключевым материалам предвоенной и военной поры лишь к 2045 году. Пока же их архивариусы занимаются «утруской и усушкой» документов. В этом контексте особую ценность приобретают донесения разведки. С частью из них мне выпал жребий ознакомиться.

Чичерин «Еще нарком иностранных дел Чичерин на Генуэзской конференции вносил предложения считать безопасность в Европе и мире единой системой, неделимой и равноправной»

«ЛОРД РАССЫПАЛСЯ В КОМПЛИМЕНТАХ ФЮРЕРУ»

— События того времени используются сегодня в информационной войне против России. Пытаются представить СССР агрессором, Сталина — чуть ли не союзником Гитлера, а относительно начала войны постоянно звучат обвинения в неготовности советского руководства к началу войны, что привело к огромным жертвам. Какие есть серьезные контраргументы против этих мифов?

— Давайте разделим политические инициативы и материальные решения, укреплявшие нашу обороноспособность. О политических действиях СССР: еще нарком иностранных дел Чичерин на Генуэзской конференции (1922 год) вносил предложения считать безопасность в Европе и мире единой системой, неделимой и равноправной. Советская инициатива положительного отклика не встретила. После принятия СССР в Лигу наций Москва выступила за международно-правовое определение понятия агрессии. Главным оппонентом при разработке текста являлся британский делегат. Согласно его представлениям, Альбион как империалистическая держава не может не быть агрессивным.

Сталин на протяжении 30-х годов неоднократно предлагал создать систему коллективной безопасности Европы, в частности, заключить Восточный пакт, по которому приверженцы мира и безопасности обязывались оказывать поддержку и помощь жертвам агрессии.

Упоминавшийся «пакт четырех» не был ратифицирован Францией и таким образом отпал. Но, как еще в XVIII веке констатировал Жан-Жак Руссо, удар не всегда попадает в цель, однако намерение остается.

Англичане взяли курс на умиротворение Германии. Вот некоторые детали. В 1935 году Берлин и Лондон подписали военно-морскую конвенцию, которая фактически отдавала Балтийское море на откуп немцам. Отменялись установления Версальского договора, запрещавшие Германии иметь линкоры и подводные лодки, общий тоннаж которых почти равнялся французскому флоту.

Ключевое событие — встреча лорда Галифакса с Гитлером в 1937 году. Лорд рассыпался в комплиментах фюреру: «Вы заслужили благодарность всей Европы, поставив заслон распространению коммунизма на Запад». Жизнь, по его словам, обогнала установления Версальского договора. Их можно и должно пересматривать по возможности без применения силы. Фактически тем самым давалось согласие на аншлюс Австрии и поглощение Чехословакии.

Более того, в ответ на критику в Палате общин Чемберлен заявил, что Англия не может брать на себя обязательства, которые не в состоянии выполнить. И если речь шла о включении в рейх Дании, то и на это пришлось бы пойти.

 Галифакс и Чемберлен «Англичане взяли курс на умиротворение Германии» (на фото: лорд Галифакс и Чемберлен)

— Это показывает, что Германию хотели использовать как барьер, таран против России, но ведь Англия была осведомлена о сущности нацизма, неужели не предполагалось, что это все обернется и против нее?

— Британские консерваторы в 30-е годы исходили из того, что им удастся на базе русофобии договориться с нацистами, поощряя их движение на Восток. Они полагали, что Германия увязнет в противоборстве с Советским Союзом и создадутся лучшие условия для распределения сфер влияния между всеми заинтересованными сторонами, разумеется, без СССР.

Опасность подобного курса была понятна, например, начальникам британских штабов. Чтобы сдержать рост немецкой угрозы, британские военные выступали за переговоры о сотрудничестве с Советским Союзом. На заседании правительства Чемберлена их соображения были отклонены, поскольку политические соображения перевесили военные.

«ПОЛЯКИ ГОТОВЫ БЫЛИ ПОДЫГРАТЬ НАЦИСТСКИМ ПЛАНАМ ВООРУЖЕННОГО ВТОРЖЕНИЯ В СССР»

— А что происходило в Москве?

— Москва делала все от нее зависящее, чтобы создать систему коллективной безопасности, противостоящую угрозе германской агрессии. Заключение упоминавшегося выше восточного пакта было сорвано Англией, Польшей, Италией, не говоря уже о Германии. Факт подписания договора о взаимопомощи с Францией правительство Лаваля использовало для давления на Германию, но ни в коей мере не собиралось его выполнять. Хуже того, оно навязало Праге оговорку, что наш договор о взаимопомощи с ЧСР будет исполняться только при условии, что Франция объявит Германии войну.

С известным основанием можно полагать, что предательство западными державами Чехословакии было поворотным пунктом в развитии предвоенной обстановки в Европе. Не только Польша вырыла себе могилу.

В то время Чехословакия была одной из первых в мире по масштабу и качеству производимых вооружений. В мировой торговле оружием страна занимала 1-е место. Включение Чехословакии в состав Германии усилило на треть немецкий военно-промышленный потенциал. В ходе Отечественной войны каждый третий немецкий танк производился на чехословацких заводах, причем, обратите внимание, британцы и американцы начали бомбить эти заводы только в 1944 году, когда к ним приближались наши войска.

— Как реагировал Сталин на информацию о приближающейся агрессии против СССР?

— В 1935 году, когда наша разведка добыла данные о попытках Польши договориться с Японией об одновременном нападении на СССР, Тухачевский предлагал не ожидать, а нанести упреждающий удар по агрессорам, используя новейшую военную технику. Но Сталин принял позицию наркома Ворошилова, который выступал за сохранение традиционной структуры вооруженных сил и методики ведения военных действий. Было потеряно несколько лет, прежде чем Сталин понял опасность такого решения.

После захвата немцами Австрии и Чехословакии поляки готовы были подыграть нацистским планам вооруженного вторжения в СССР — при условии, что немецкие войска будут использовать территорию Румынии и Прибалтики. Собственно, на этом сговор и провалился.

Сталин в несколько заходов пытался побудить Лондон и Париж к переговорам по предотвращению немецкой экспансии. Только после того как немцы наложили лапу на румынскую нефть и сельскохозяйственную продукцию и Бухарест обратился к Лондону с просьбой о поддержке, в британо-советско-французских контактах забрезжил проблеск конкретики. Советское предложение о созыве военных переговоров в Москве было принято.

Уже в апреле 1939 года англичане и мы знали, что Гитлер подписал директиву «Вайс», по которой нападение на Польшу произойдет не позднее 1 сентября 1939 года. Согласно директиве, наряду с Польшей, подлежали захвату Литва и большая часть Латвии. Вводился в действие секретный договор с Эстонией о взаимопомощи.

Согласие Лондона на военные переговоры с Москвой фактически было инсценировкой. Делегации Англии и Франции вместо использования самолетов поплыли на грузопассажирском пароходе и достигли Москвы через пару недель. Задержки отнюдь не были случайными. В это время англичане за спиной СССР и Франции вели секретные переговоры с нацистским уполномоченным Вольтатом, соблазняя немцев щедрыми посулами по всем интересующим их вопросам. Между тем главе британской делегации на московских переговорах адмиралу Драксу давалась директива тянуть время как можно дольше, но, если не удастся уклониться от подписания какой-то бумаги, отделаться ни к чему не обязывающими формулировками. Советское руководство добивалось в числе прочего согласия Англии и Франции, чтобы Красная Армия в случае вторжения вермахта в Польшу вступила в сражение с агрессором как можно дальше на Западе.

На зондаж французов поляки в самой оскорбительной для СССР форме отказались принять любую советскую помощь. После этого никаких договоренностей быть уже не могло.

— И тогда Москва пошла на переговоры с Берлином?

— Только тогда мы ответили согласием рассмотреть предложение Берлина о заключении договора о ненападении. Кстати, Англия и Франция такого рода договоренности с Германией уже имели.

... «Пакт о ненападении был подписан, когда стало понятно, что с англичанами и французами договориться не удастся»

«В СЛУЧАЕ ПАДЕНИЯ МОСКВЫ НА ЮГЕ ВСТУПАЛИ БЫ В ВОЙНУ 27 ТУРЕЦКИХ ДИВИЗИЙ»

— Часто сегодня звучат обвинения — почему Сталин до последнего сохранял сотрудничество с Германией?

— Пакт о ненападении был подписан, когда стало понятно, что с англичанами и французами договориться не удастся. Если быть точным, он был подписан в 2 часа ночи 24 августа 1939 года. До нападения на Польшу оставалось 50 часов (Гитлер еще в конце июля сдвинул дату нападения на 26 августа).

До того как Риббентроп вылетел в Москву на переговоры, в Берлине рассматривался и другой вариант. В аэропорту Темпельхоф стояли два самолета — личный борт Гитлера, приготовленный для Риббентропа, и самолет британских спецслужб, который должен был доставить Геринга на переговоры в Лондон. По некоторым данным, имелось в виду условиться о встрече представителей Германии, Англии, Франции и Италии, чтобы в отсутствие Польши, СССР и США договориться по всем интересующим квартет вопросам.

Документы, подписанные во время визита Риббентропа в Москву, составлялись в спешке. Одно из упущений — линия размежевания интересов Германии и СССР проводилась по Висле, что было исправлено 28 сентября при заключении договора о дружбе и границах, где за основу границы Западной Украины брались параметры плана Керзона. О том, насколько существенно было данное уточнение, свидетельствует следующий факт. Удостоверившись, что новые западные границы Украины и Беларуси не расходятся с линией Керзона, руководство США и Великобритании сняли с повестки дня вопрос о разрыве дипотношений с СССР.

— Насколько точно знал Сталин о планах Германии напасть на СССР в июне 1941 года?

— От руководителя военной стратегической разведки мне известно, что данные генштаба о сосредоточении войск вермахта в районах, прилегающих к советской территории, определялись с точностью до двух дивизий.

Николай Второй в 1914 году принял решение по итогам войны с Японией 1904 - 1905 годов провести капитальное реформирование русской армии. Реформа должна была закончиться в 1917 году. Вильгельм Второй, получив разведданные, предписал не дожидаться наращивания российского военного потенциала.

Нечто подобное произошло с Красной Армией. Согласно акту передачи наркомата обороны Ворошиловым Тимошенко, зимняя война с Финляндией 1939 - 1940 годов показала, что Красная Армия была не готова должным образом вести ни наступательных, ни оборонительных операций. Не соответствовали современным требованиям учетно-мобилизационные предписания, в удручающем состоянии находилась связь и т. д. и т. п. Предписывалось в кратчайший срок устранить названные и иные прорехи. По расчетам Сталина, реорганизация советских Вооруженных сил должна была быть закончена в основном к осени 1942 года. Наивным Сталина никто не назовет. Он исходил не только из вероятности, но даже неизбежности вооруженной схватки с Германией. Но, зная лучше других реальное состояние наших вооруженных сил, ставил задачу выиграть время и максимально оттянуть час икс. Но Гитлер нанес упреждающий удар.

Главный и непростительный просчет — советское военное и политическое руководство не вникало в особенности германской стратегии и тактики, обеспечившие вермахту молниеносный разгром Польши (14 дней), Франции (17 дней), не говоря уже о странах Бенилюкса. Единственное — норвежцы сопротивлялись дольше. Поэтому, когда бессовестно чернят советские Вооруженные силы за неспособность оказать в первые месяцы войны должный отпор, забывают: а кто вообще на тот момент мог? Франция, которая имела перевес в численном составе, в артиллерии, в танках, в самолетах, повторю, продержалась всего 17 дней.

... «Когда бессовестно чернят советские Вооруженные силы за неспособность оказать в первые месяцы войны должный отпор, забывают: а кто вообще на тот момент мог?»

— Да, сегодня один из ключевых либеральных антисоветских мифов, что СССР не оказался в состоянии эффективно встретить агрессию в 1941 году.

— Это излюбленный миф русофобов, что армия была развалена, что немцы шли, не встречая сопротивления. Но факты этому противоречат. Когда немцы вышли на довоенную границу Эстонии с СССР? Конец августа — сентябрь 1941 года. Если бы эти три республики не были интегрированы в оборону страны, вермахт вышел бы к Ленинграду через неделю после начала войны.

Тем, кто хочет приблизиться к истине, можно порекомендовать военный дневник начальника генерального штаба сухопутных войск Германии Гальдера, одного из разработчиков операции «Барбаросса». Он пишет, что оперативное управление советскими войсками было восстановлено к концу июня. По его словам, только вторгшись в Советский Союз, немцы впервые ощутили, что такое настоящая война, когда горящие танки продолжали бой, доты взрывали себя, но не сдавались, города переходили из рук в руки до 15 раз. 11 августа он мрачно заметил: «То, что мы сейчас предпринимаем, является последней и в то же время сомнительной попыткой предотвратить переход к позиционной войне». В ней рейх был заранее обречен.

Конечно, в первые месяцы войны не обошлось без трусости и прямых предательств, без ошибок и стратегических просчетов. Так, Жуков предлагал Сталину перебросить войска с западного берега Днепра и организовать линию обороны на восточном берегу. Сталин назвал это предложение ерундой, на что Жуков сложил с себя обязанности главы генштаба и попросил отправить его на фронт. Главнокомандующий ему заявил, что сам будет решать, где Жукову служить дальше. Жуков отбыл на смоленское направление, где организовал первое серьезное контрнаступление под Ельней. Немцы застряли под Смоленском на полтора-два месяца, потеряв время для решающего удара по Ленинграду и развертыванию московской операции. Захвату Ленинграда Гитлер отдавал приоритет, ибо под полный контроль попадало Балтийское море и на стороне рейха в войну вступала бы Швеция.

На мой взгляд, Московская битва является ключевой для исхода Великой Отечественной войны. Сам Гитлер называл операцию «Тайфун» последней решающей битвой Второй мировой войны. В случае падения Москвы на юге вступали бы в войну 27 турецких дивизий и миллионная японская квантунская армия на Дальнем Востоке.

Следует помнить, что в 1941 году провалился один из стратегических замыслов Гитлера, а именно: он рассчитывал захватить в рабочем состоянии промышленность Украины, Беларуси, Брянской области. Неимоверными усилиями нам удалось эвакуировать почти полторы тысячи предприятий вместе с персоналом и оборудованием, чтобы затем прямо с колес возобновить производство жизненно необходимой военной продукции на Урале, в Сибири, Средней Азии.

«В ДОКЛАДЕ МИНИСТРА ОБОРОНЫ ВТОРЖЕНИЕ В СССР ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ КАК «ДАР ПРОВИДЕНИЯ»

— Как себя вели Англия и США в ходе войны? Почему они не оказали помощь СССР на ее начальном этапе?

— Черчилль откликнулся на нападение Германии на СССР своей знаменитой речью по радио. В ней говорилось о готовности, насколько позволяют британские ресурсы, оказывать помощь русскому народу в борьбе с нашествием немецкой солдатни. И если упоминалось руководство Советского Союза, то только в контексте упреков в том, что оно навлекло своей неправильной политикой эту трагедию на наш народ.

В июле 1941 года Москва и Лондон подписали соглашение, обязывавшее стороны не вступать в переговоры с агрессором и не заключать с ним сепаратный мир. Вместе с тем в директиве, направленной командующим британскими войсками в разных частях света, подчеркивалось, что сотрудничество с СССР не переходит в союз.

Показательно, что, когда в июле в Лондон прибыла советская военная делегация во главе с генералом Голиковым, принимавшие ее британские коллеги получили инструкцию развлекать гостей, но никаких переговоров по существу с ними не вести. Англичане полагали, что чем дальше немцы зайдут на Восток, тем больше будет времени на обустройство Британской империи.

Как встретило известие о нападении Гитлера на СССР правительство США? В докладе министра обороны президенту Рузвельту вторжение вермахта в Советский Союз характеризуется как «дар Провидения». Пройдет минимум полтора — максимум три месяца, прежде чем вермахт вызволит ноги из русского болота. Это время Вашингтон должен использовать для укрепления своих позиций в Западном полушарии. Ни слова сочувствия жертве агрессии и готовности прямо или косвенно помочь ей.

Сходную позицию занимал государственный департамент США. Он размышлял, не отозвать ли дипломатическое признание СССР и не создать ли в Соединенных Штатах правительство в изгнании во главе с Керенским. Поступавшие в первые недели просьбы о срочной продаже Советскому Союзу алюминия и других дефицитных материалов оборонного назначения госдеп оставлял без ответа.

Сам Рузвельт называл госдеп скопищем русофобов и после жалобы посла Уманского об игнорировании советских обращений изъял из ведения госдепа все вопросы оказания технической помощи СССР.

В июле 1941 года в Москву прилетал помощник президента Гопкинс. При встрече со Сталиным он оправдывал неготовность США поставлять в СССР тяжелые вооружения, поскольку нет гарантии, что оно не попадет в руки врага, и остается неясным, где будет проходить линия восточного фронта в ближайшие месяцы. Кроме того, необходимо прояснить, насколько согласуются целеполагания Вашингтона и Москвы в европейской войне.

Отчужденно-прагматичный взгляд на агрессию прежде всего Германии отразился на известной Атлантической хартии, опубликованной 14 августа 1941 года. В ней нет ни слова в поддержку жертв агрессии как в Европе, так и в Азии. Проводится мысль о том, что достаточно подправить режимы — и все как бы само собой устроится. Это дает многим исследователям повод полагать, что Атлантическая хартия имела антисоветский акцент и смена режимов касалась также Москвы.

... «Московская битва является ключевой для исхода Великой Отечественной войны. В случае падения Москвы на юге вступали бы в войну 27 турецких дивизий и миллионная японская квантунская армия на Дальнем Востоке»

— Как повлияла на позицию союзников битва за Москву?

— 15 октября, в разгар операции «Тайфун», Рузвельт послал телеграмму Черчиллю следующего содержания: Япония поворачивает на север, США и Англии обеспечена двухмесячная передышка. Главнокомандующий американским Тихоокеанским флотом получает от президента указание исходить из смены стратегического курса Японии.

15 декабря 1941 года, когда развивалось успешное контрнаступление Красной Армии под Москвой, на заседании военного кабинета Черчилль сформулировал свою позицию. Да, мы заявили о том, что не вступим в переговоры с Германией, но мы бы пошли слишком далеко, если бы отказались от переговоров с немецкими генералами, которые могут прийти на смену Гитлеру.

— То есть уже рассматривали варианты контактов с новыми властями Германии?

— Да, исходили из возможности, что Гитлера свергнут и они будут вести переговоры с его преемниками.

— И это будет союз против СССР?

— Оставим этот вопрос открытым до рассекречивания соответствующих британских документов.

... «Лучшей внешней политикой является политика внутренняя»
Фото: ©Юрий Абрамочкин, РИА «Новости»

«НИКАКИЕ КОМПРОМИССЫ С СССР АМЕРИКЕ НЕ НУЖНЫ, БУДУЩИЙ МИР ДОЛЖЕН НА 85 ПРОЦЕНТОВ ОТВЕЧАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ США»

— Из той картины, которую вы нарисовали, становится ясно, что ни США, ни Британия никогда не оставляли идеи нейтрализовать Россию.

— Процитирую Руссо: удар не всегда попадает в цель, но намерение остается.

— Есть, однако, мнение, что у президента Рузвельта был план настоящего сотрудничества с СССР?

— Ознакомьтесь с его выступлением в конгрессе США 1 марта 1945 года. Он говорил: «Мир не может быть только американским, британским, русским, французским или китайским. Он не может быть миром только больших или только малых государств. Это должен быть мир, базирующийся на сотрудничестве всех наций... Либо мы должны взять на себя ответственность за международное сотрудничество, либо за еще один мировой конфликт».

Но не надо идеализировать Рузвельта. В разные периоды жизни он был разный. Полагаю, что в этом выступлении обобщен опыт его жизни и государственной деятельности. 12 апреля 1945 года завершился его земной путь. Вместе с ним закончился, едва успев начаться, конструктивный период в американском политическом сознании.

— С того момента началась уже та политика США, которая направлена против СССР и России и по сей день?

— 30 декабря 1945 года госсекретарь США Бирнс в обращении к американскому народу по радио заявил, что его переговоры со Сталиным показали, что справедливый мир в американском понимании справедливости возможен. Неделю спустя его урезонил президент Трумэн: никакие компромиссы с СССР Америке не нужны, будущий мир должен на 85 процентов отвечать представлениям США.

В конце 1946 года официальный Вашингтон решил: какую бы политику ни проводило советское правительство, само существование СССР не совместимо с американской безопасностью. В 1948 году Трумэн утвердил план «Дропшот» как основу внешней и военной политики США, а также блока НАТО. Он был нацелен на раздробление СССР на 12 государств, каждое из которых не могло бы самостоятельно защищать и прокормить себя.

— Получается, что с крахом СССР, да и сейчас, реализуются планы, составленные еще десятилетия назад. Есть ли в современном нашем этапе противостояния с Западом что-то новое или же просто в иной форме реализуются все те же схемы?

— Я бы не стал полагать, что американцы отказались от целей, которые были сформулированы еще в так называемых Федералистских письмах 1786 года. Его авторы проецировали, что со временем Соединенные Штаты станут самым могущественным государством не только Западного полушария, но и всего мира. Что сдерживает сегодня эти планы — развитие современных науки и технологий. Нельзя причинить тотальный ущерб другому, не уничтожив самого себя. В случае ядерной войны обречена вся биологическая жизнь на Земле.

— Насколько адекватен сегодня наш ответ на идущую против нас информационную войну?

— Информационная война — это война. Почему Франция сопротивлялась Гитлеру всего 17 дней? Потому что вследствие германской агрессивной пропаганды половина жителей Франции была настроена против своего же правительства. Информационная агрессия поражает прежде всего сознание человека, позволяет противнику манипулировать его поведением. И как во всякой войне, чтобы противостоять угрозам, в этой нам надо располагать соответствующим потенциалом и оснащением.

И добавлю, пожалуй, еще одно. Как мне неоднократно приходилось говорить на заседаниях высшего советского руководства, лучшей внешней политикой является политика внутренняя.

Валентин Михайлович Фалин — выдающийся дипломат, германист, историк, политический и общественный деятель.

Родился 3 апреля 1926 года в Ленинграде.

1952 - 1958 — работа в комитете информации при МИД СССР.

1959 — перешел на работу в систему МИД СССР: советник, заместитель заведующего отделом, с 1961 заведующий третьим европейским отделом, член коллегии министерства. Референт Андрея Громыко и Никиты Хрущева.

1966 - 1968 — глава 2-го Европейского (британского) отдела, с осени 1968 года — 3-го Европейского (германского) отдел МИДа.

1971 - 1978 — чрезвычайный и полномочный посол СССР в Федеративной Республике Германия.

1978 - 1982 — первый заместитель заведующего отделом международной информации ЦК КПСС.

1983 - 1986 — политический обозреватель газеты «Известия»

С 1986 — председатель правления агентства печати «Новости» (АПН).

1988 - 1991 — заведующий международным отделом ЦК КПСС.

1990 - 1991 — секретарь ЦК КПСС.

В 1992 году переехал в Германию, где по приглашению известного немецкого политика Эгона Бара работал профессором истории в Институте изучения проблем мира и безопасности (нем. Institut für Friedensforschung und Sicherheitspolitik) при Гамбургском университете.

В 2000 году вернулся в Россию. Живет в Москве.

Автор книг: «История внешней политики СССР» (1969, член авторского коллектива, удостоена Государственной премии СССР), «Политические воспоминания» (1993, Германия, 1999, Россия), «Второй фронт» (1995, Германия, 2000, Россия), «Конфликты в Кремле» (1997, Германия, 1999, Россия).

Фалин — кавалер орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (трижды), Дружбы народов, награжден многими медалями, имеет ряд иностранных наград. Доктор исторических наук. Лауреат Государственной премии СССР (1982).

В 2010 году Фалину была объявлена благодарность президента Российской Федерации.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (112) Обновить комментарииОбновить комментарии

1. В России никак не могут усвоить. Парадокс. Как бы она "не выпрыгивала из штанов" в интересах других - это государство и её этиты всё равно никогда никто не уважал и не уважают - дальше "предбанника" никуда не пускают.
2. Мне не известно ни одного государства, которое бы своими элитами постоянно провозглашала патриотичность, но при этом люто ненавидела бы своих граждан, стоящих ниже на социальной лестнице. Парадокс. По сути элиты России и есть её прямые и косвенные ВРАГИ, хотя пытается их "узреть" либо на стороне, либо в среде гражданского общества.
3. Это и Президент и главы регионов, депутаты всех уровней, правительства всех уровней, судьи, прокуроры, правоохранители, церковь (все конфессии), чиновники категории А и даже оппозиция - ОТВЕЧАЮ - ненавидят и презерают свой народ. Доказательства к этому миллион.

  • Анонимно
    10.05.2017 08:35

    А десятки тысяч самолетов, танков, грузового транспорта поставленных союзниками уже не в счет?

    • Анонимно
      10.05.2017 10:20

      Даты поставок посмотрите и поймете почему они их начали поставлять именно тогда а не раньше

      • Анонимно
        10.05.2017 11:19

        поставлять начали с 41 года с осени.Помните, надо было через океан нужны были суда....американцы придумали суда типа "либерти" за десять дней строили водоизмещением в 10 тысяч тонн!!!первые танки английские черчилль появились под москвой в декабре!!! тротил тоже с осени пошел к нам .авиабензин и фаомация и бронелист тоже пошли сосени! с осени 41 года!

        • Анонимно
          10.05.2017 12:53

          Цифры поставок за все время войны.
          18 400 самолетов - в СССР произведено более 157 тыс., то есть доля США и Англии 11%.

          18,5 тыс. танков - В СССР произведено 105,2 тыс., доля ленд-лиза 16%.

          Грузовики - поставлено более 427 тыс. Произведено в ССР 256 тыс. Союзники обеспечили 163% грузовиков!

          Свыше 2 млн. тонн авиабензина - это 2/3 потребности авиации во время войны.

          Продовольствия было поставлено на 10-миллионную армию, ее можно было кормить 3 года. Одной тушенки - 2 млрд. банок. В СССР выпустили 430 тысяч.

          Суммарно поставки продукции по ленд-лизу оцениваются в $50 млрд. в ценах того времени. На СССР пришлось $11,3 млрд. Вычтите объем обратного ленд-лиза из СССР в США $2,2 млрд.

          США с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. направили в СССР 545 самолётов, 783 танка. Обещали втрое больше. Для сравнения: в составе трех московских фронтов в октябре 1941 было 568 самолетов, из них 390 боеспособных. Англичане тогда поставили 670 самолетов (обещали 800).

          Если бы СССР платил золотом, надо было бы 50 тыс. тонн. Столько нет и сейчас во всем мире.

          Данные из Вики.

          • Анонимно
            10.05.2017 13:05

            плюс 12 млн доз пенициллина каждая доза спасла жизнь.

          • Анонимно
            10.05.2017 13:06

            учтите что основные поставки по словам жукова и микояна пришли на начальный периуд войны когда у нас ничего вообще не было ни тротила ни пороха ни лекарств

  • Анонимно
    10.05.2017 09:37

    Умнейший мужик Фалин. Знаток многих тайн закулисья. Давно слежу за ним, умели в союзе готовить спецов. И про Сталина интересно рассказал.

  • Анонимно
    10.05.2017 09:47

    А где списки ваши? Поставленных танков союзников?

    • Анонимно
      10.05.2017 11:40

      они выложены в сети валентайны черчилли шерманы целые дивизи были укомплектованы такими танками начиная с 41 года

  • 1. Вот меня всегда поражало и я не могу никак найти ответа: почему Россия на протяжении практически всей своей истории своими элитами так или иначе БЛАГОРОДНО поступала с внешним миром, отношение внешнего мира ВСЕГДА было русофобским. Ведь Россия никогда не вела колониальных войн, никогда практически первой не начинала военный конфликт, приходила на помощь многим, в разрез своим интересам, выливающийся ей колоссальными как материальными, так и человеческими издержками. В целях ПОМОЩИ ДЛЯ ДРУЗЕЙ, ей приходилось всегда содержать ОГРОМНУЮ АРМИЮ, хотя по сути она никогда не стремилась становится МИЛИТАРИСТОМ.
    2. При этом меня всегда поражало и я не могу никак найти ответа: почему Россия на протяжении практически всей своей истории своими элитами так или иначе НЕБЛАГОРОДНО поступала со своим НАРОДОМ -защитником и кормильцем. Не важно во время царизма или во времена СССР, или сейчас, в новых реалиях и современности, - считают НАРОД всегда субстанцией второго низшего порядка и второго низшего сорта (быдлом, чернью, рабским скотом и пр.). Хотя все понимают, что от БЛАГОПОЛУЧИЯ НАРОДА напрямую ведь зависит благополучие и самих элит, и самой России.
    3. Может ответить кто-то на этот вопрос. Может нелюбовь России своими элитами к своему народу проецируется нелюбовью мирового социума к самой России на экзистенциальном уровне?
    4. Может кто ответить на эти вопросы: логично, без лозунгов и пафоса?

    • Анонимно
      10.05.2017 10:47

      Уважаемый Г.Ю.
      Без пафоса - это звучит так - проблемы негров шерифа не волнуют.
      Мнение овцы -пастуха не волнует. Главное что бы стадо ге взбесилось и не понесло это стадо без управления...
      А вот с волками надо постоянно то то решать...
      И конечно перед другими пастухами надо выглядеть чино-благородно, даже зарезав последнюю овцу для шубы...


      И пока сами люди не созрели, что бы владеть овцами (собственностью) и стать пастухом, осознать пастухом и хозяином...
      И не дадут им созреть - волки-олигархи и волки силовики...

      Изначально - Демократия по древнегречески- это власть собственников, обладающих рабами...
      Раб-это безправное существо и в их понимании недочеловек. И зачем им людям с недочеловнками общаться и права им давать?


      А что такое современное многоуровневое рабство - это вопрос...

      А каким оно будет владение рабами или роботами -это вопрос ближайшего будущего...и утилизируют людей за ненадобностью или гуманитарно разрешат им быть в неком детском саду... от этого зависит будущая картина мира..

      Поэтому и ведутся опыты с оптимальным уровнем безусловного дохода в финляндии и прочих европах... где со времен советского союза -пришлось задабривать рабочих-давая им права...

      Кроме того надо понимать - что элита РФ и сам народ...это чужие и этнически общности.
      Рюрики Екатерины Романовы с 99%немецкой кровью Троцкие и прочее...

      Соотвественно они видят себя там со своим благородным народом...
      А РФ - это дубина, на случай если не будут "насильно" тебя считать благородным...

      А благородным Европейцы будут считать Россию в последнюю очередь, потому что все что восточнее того места, где живет гражданин Европы-это варварство...

      Любой человек может быть ценен лишь в своей цивилизационой модели, где он в центре... а остальные варвары... тогда это цивилизация конкурирует и растет...

      Сумбурно получилось))) и все еще сумбурнейна самом деле... но знал бы прикуп жил бы в Сочи...

      Резюме - пока элита не будет видеть в своих гражданах равных и могущих решать что либо людей...
      Такое состояние и будет продолжаться...
      До есть до реальных выборов...по правилам тгры обеспечивающих социальные лифты гражданам или дающим такую иллюзию

      С уважением Айдар

      • Анонимно
        10.05.2017 11:20

        Кстати посмотрите как и на сколько времени Швейцарцы выбирают Президентов ...

        Там система такая выбирают 7 представителей на семь лет и каждый по одному году является Президентом...

        И все у них хорошо...

        И то постоянно референдумы по многим вопросам жизни в Швейцарии...

        Поэтому желательно в 7 федеральных округах РФ провести свои выборы по делегированию Президента...
        И каждый год будут меняться...


        • Анонимно
          10.05.2017 16:09

          Швейцария союз независимых государств, это конфедерация, по этому там такая система управления страной.

          • Анонимно
            10.05.2017 16:12

            И что плохо живут??? И не могут быть примером?

            • Анонимно
              10.05.2017 16:39

              Хорошо живут, даже просто замечательно. Только если идти по пути устройства Швейцарии придется идти по пути 1991 года по разделению страны на части и не факт что после этого мы станем жить как в Швейцарии, учитывая то что особо шустрые захватят все в свои руки.

        • Анонимно
          10.05.2017 21:20

          Американцы хотели поделить СССР на 12 государств, а вы хотите на 7?

          • Анонимно
            11.05.2017 07:48

            Я нечего делить не хочу...
            А наоборот обьеденить разделенные области в 7 макрорегионов... и по представителю в президентскую власть отправить

            Это предложение... и наверное можно сэкономить на срфете федерации и прочем управленческо-депутатском уровне сумму сопоставимую с расходами на обучение или медицину

    • Анонимно
      10.05.2017 11:03

      Ответ настолько очевиден, что странно видеть такого человека как Вы, непонимающим столь очевидное.
      Вас всему этому учили с детства через школу, литературу, кинематограф, и Вы выросли именно с таким мироощущением.

    • Анонимно
      10.05.2017 13:35

      вот третий пункт на взгляд здешнего обывателя выглядит правильно. Поступать якобы благородно, не быть якобы милитаристом (хотя как России приобрела те земли, на которых сейчас живет?), иметь огромную армию просто так или не иметь таковую вообще - это значит отсутствие каких-либо интересов.

  • Анонимно
    10.05.2017 10:23

    вроде бы я не пью совсем а после прочтения высказываний такое ощущение что с похмели.
    "Советское руководство добивалось в числе прочего, согласия Англии и Франции, чтобы Красная Армия в случае вторжения вермахта в Польшу, вступила в сражение с агрессором как можно дальше на Западе".
    это изречение переплюнуло даже "историка" бориса соколова.

    • Анонимно
      10.05.2017 11:04

      А что здесь не так? Нам про это в школе на уроках истории говорили ещё 40 лет назад.

  • 1. В России никак не могут усвоить. Парадокс. Как бы она "не выпрыгивала из штанов" в интересах других - это государство и её этиты всё равно никогда никто не уважал и не уважают - дальше "предбанника" никуда не пускают.
    2. Мне не известно ни одного государства, которое бы своими элитами постоянно провозглашала патриотичность, но при этом люто ненавидела бы своих граждан, стоящих ниже на социальной лестнице. Парадокс. По сути элиты России и есть её прямые и косвенные ВРАГИ, хотя пытается их "узреть" либо на стороне, либо в среде гражданского общества.
    3. Это и Президент и главы регионов, депутаты всех уровней, правительства всех уровней, судьи, прокуроры, правоохранители, церковь (все конфессии), чиновники категории А и даже оппозиция - ОТВЕЧАЮ - ненавидят и презерают свой народ. Доказательства к этому миллион.

  • И опять Запад забывает об опасной для него самого Сущности России, которая никак не связана с дискредитировавшим себя руководством нашей страны, которое наивно думает , что все , что происходило вчера 9 мая, это косвенная поддержка власти.

  • Анонимно
    10.05.2017 11:05

    "В конце 1946 года официальный Вашингтон решил: какую бы политику не проводило советское правительство, само существование СССР не совместимо с американской безопасностью."

    Существование СССР в формате коммунистического государства с прогнившей системой 70-80-х годов не совместимо и с интересами граждан СССР. Жалко, конечно, страну такую большую, но точно не ее строй и власть.

  • Анонимно
    10.05.2017 11:16

    почему вы все верите словам этого человека?

    мало ли что он скажет?
    очередной сбитый летчик.

    • Анонимно
      10.05.2017 12:35

      А кто не сбитый лётчик? Можете привести примеры, чтобы понимать вашу логику.

      • Анонимно
        10.05.2017 12:51

        не сбитых летчиков много, вам просто говорят почему словам этого человека надо верить?? Он проиграл в этом мире все страну , веру, все.И ему верить?

    • Анонимно
      10.05.2017 12:43

      Потому что он говорит то, что хотят от него услышать.

    • Анонимно
      10.05.2017 13:31

      Забыл подписаться: Никто, звать никак.

  • Анонимно
    10.05.2017 12:50

    меня всегда интересовал ответ на вопрос - почему Япония, союзник Германии, не открыла второй фронт? Каковы сдерживающие факторы?

    • Анонимно
      10.05.2017 13:08

      А в ы подумайте,зачем японии наш дальний восток?.КРоме тайги там нет ничего.По крайней мере тогда так думали.До урала автодорог не былотогда....как по тайге в сибирские морозы наступать и зачем?? Японии нужна была нефть!! потому они пошли на юг на филиппины и индонезеию с австралией... помните сибирская тайга не проходима

      • Анонимно
        10.05.2017 13:37

        ну не знаю!!! какие-то у вас аргументы слабоватые. Если вы знаете историю, то вся юго-восточная Азия практически была оккупирована Японией. Австралия?! Может быть, но это уже не был бы вторым фронтом. Кроме того, территория Советского Союза могла интересовать Японию с точки зрения захвата территорий (как вы знаете у них это большой дефицит). Кроме того, открытие второго фронта могло бы Японии дать возможность не задерживаться в Сибири, а продвинуться дальше на запад с учетом того, что германия шла на Москву. Также через Казахстан Япония могла бы дойти до Каспия и соединиться с группой армий Юг (Германия), где нефти было не меряно.
        Уверен, что ваша версия абсолютно не верна. Опыт войны на Халхин Гол - может быть...

        • Анонимно
          10.05.2017 14:05

          ответьте зачем японии наш дальний восток в то время безжизненная ледяная пустыня.
          Пройти через сибирь к уралу невозможно дорог то там не было и сейчас кстати сквозной дороги нет.
          Индонезию они завоёвали очень долго, война то тока с декабря 41 года там началась.До австралии они кстати дошли аделаиду они бомбили.. зачем японии сибирская земля 90% которой вечная мерзлота? и 95% которой не пригодна для сельского хозяйства?
          Вы на карту посмотрите и увидите что в казахстан через китай армии пройти невозможно Гималаи Тянб Шань ,Памир Тибет это барьер котрый преодлеть невозможно.Этоваши версии абсолютно неверны и основаны на незнании географии своей же Родины не зании эконосмичской географии и основаны на злобной недалекой совесткой пропагенаде!!! Халхин ГОЛ? так то неизвестно кто что ии там начал япония воевала скиатем анши вмешались с помоощью своих друзей монголов и не более

          • Анонимно
            10.05.2017 14:37

            Злобная советская пропаганда?! насмешили)) вы, плиз, если возможно, прочитайте первичный вопрос. А вопрос такой - Почему Япония не открыла второй фронт. Ключевое слово, Второй фронт. Основным стратегическим врагом для Фашистской Германии и Милитаристской Японии являлся советский союз, не Китай, не Индонезия и даже не Автсралия, а СССР. Открыв второй фронт Япония решила бы свои стратегические задачи, а затем уже геополитические. Кстати, в 38-39 годах, как я уже и говорил, Япония вторглась на территорию СССР. Значит ей это нужно было?! Не зависимо от ваших познаний географической особенности сибири и дальнего востока, Японии это нужно было.

            • Анонимно
              10.05.2017 15:10

              Как втрой фронт открывать япониив тайге без дорог в морозы? какие стратегичские цели? как без дорог через тайгу наступать?У японцев не было нефти. В сибири в то время её тожек не было.В 38 и в 39 году япония не вторглась на нашу территорию.
              Все конфликты происходили на територии китая и монглии японцы воевали с китаем котрому мы помогали.Урок хасана и халхин гола был таков что мы отказались от помощи чан кай ши иподписали мир японцами договор о ненападении


              ЯПОНЦЫ ВСЕ 30е строили суперЛИНКОРЫ !! что для настпуления в сибири?? В Ынеграомтны как наступать в сибири пор бездорожью? И куда икак и чем питаться? пройти 10 тысяч км ради чего?

              • Анонимно
                10.05.2017 15:41

                15:10. Все тоже. Не мотивированная агрессия с вашей стороны дает основания предполагать вашу неадекватность, но все таки я горд, что активировал вас к размышлению и даже, возможно, что-то к чтению истории. Но все таки в период с 34 по 38 год Японские войска более 200 раз вторгались на территорию СССР. Также было около 100 нарушений границы самолетами квантунской армии. Озеро Хасан - это территория СССР. Строительство линкоров Японией является общим стратегическим замыслом военного превосходства на тихом океане. При чем здесь Сибирь - не совсем понятно. Так можно договорится до того, что немцы построили Тирпиц и Бисмарк, и соответственно не планировали войну только с Англией, так как это островное государство. Хотите выглядеть более респектабельно, с точки зрения исторических экскурсов - учите историю в совокупности фактов.

                • Анонимно
                  10.05.2017 15:57

                  МЫ поддерживали китай,потому получали ответ отяпонцев. нанашу територию японцы невторгшались конфликт на озере хасан был не на нашей територии.
                  СТроительство ЛИКОРОВ этго тратат ресрсов котрых у японцев было мало.если бы они хотели брать сибирь они бы строили из брони котрая пошла на линкоры танки и тягачи и грузовки.
                  А порох которы йшел на снаряды для ликоров они пустили на в винточные патроны,вместоорудий ликоров они наклепали пушки полковой артиллерии а соляр который они завливали в линкоры они залили бы в баки танков.Ресурс ограничен или ЛИНКОРЫ или сибирь. КСТАТИ ЧТОИМ делать в сибири?? нефти продовльсвия .ресуросов в сибири в то время не было.ЧЕм бы они армию оккупационную кормили бы ??и как наступали бы??.ВЫ бесповченные аналоги не проводите.Отвечайте на вопросы простые и прямые как наступать в сибири?? по бездорожью через тайгу? И какие ресурсы они бы получили в сибири?

                  Они за 10 месяцев получили ресурсы филипинн, малайзии,сингапура, кореии ,французкого вьетнама, выдвинулись к австралии,ипрактичски без серьезных потерь потопили два линкора англии вышли в бирме к границе с индией. а в сибири???? Пустыня без еды без ресурсов без ничего!! там бы они армию свою убили бы морозами и дизентрией

                  • Анонимно
                    10.05.2017 16:14

                    зима в сибири начинается в октябре.первые морозы в минус двадцать это октябрь. зима кончается в апреле последние морозы минус пятнадцать это апрель.Как в открытом поле армию там держать в мороз? И чем кормить? от голода и холода армия там исчезла бы

                  • Анонимно
                    10.05.2017 16:18

                    только захватив ресурсы ЮВА ну кроме индонезии вывозить их в японию они не могли.мешал флот сша.
                    Сражения с флотом сша решили судьбу компании.Оставшись без снабжения японские части остановились. Правда часть ресурсов вывезенные в японию,позволили им сопротивляться до 9 августа 45 года и только атомные бомбежки заставили их прекратить сопротивление

                    • Анонимно
                      10.05.2017 16:30

                      помните, снабжение патронами,топливом,
                      лекарствами ,возможно было только из японии.Плюс запчасти для техники.На месте армия могла кормиться рисом и мясом.ивсе
                      Потому оставшись без подвоза патронов снарядов топлива японские части остановились и не вошли в индию и не высадились в австралии.А представьте снабжение армии в сибири все бы пришлось везти в первую очередь рис и мясо!! и зимнюю одежду!!! по бездорожью! по болотам!! сколько бензина пришлось бы сжечь?
                      воти думайте вона в ЮВА дала японии ресурсы котрые помогли ей воевать до 45 года,и если наступать ей не удавлось... то обороняться вполне.Высадки американцы боялись больше чем японцы..и потому только атомные бомбы сломили японию,а война в сибири? кроме истощения что дала бы японии?? капиталяцию в два года?

                      • Анонимно
                        10.05.2017 17:57

                        Ну Вы даёте? Почему Япония не вторглась в СССР в 1941г. А что по Вашему 1 млн. нашей армии на Дальнем Востоке было не достаточно для сдерживания возможного агрессора (Японии)? Есть документы указывающие на то, что в случае падения Сталинграда Японцы начали бы вторжение. Но... Красная армия не дала таких шансов.

                        • Анонимно
                          10.05.2017 20:13

                          один миллион красноармейцев был снят и отправлен на запад что решило битву под москвой и дало ресурсы под сталинградом.
                          Нет ни одного документа потвержадющего что японцы выступили б ы против нас в случае взятия москвы или сталинграда

                • Анонимно
                  10.05.2017 16:06

                  кстати история показала,что строительство тирпица и бисмарка было ошибкой для гитлеровской германии,кроме омертвления ресурсов,они ничего не получили. Скока тигров они бы понастроили бы из брони тирпица или бисмарка?!кстаитигров они построили очень мало( что очень хорошо) на фронте их было всего около 500.А скока подлодок?!

                • Анонимно
                  10.05.2017 16:40

                  дальний восток это сибирь наступать на урал можно только через сибирь потому и поминают вам про сибирь.

            • Анонимно
              10.05.2017 15:23

              японии наш дальний восток нужен не был.нужен был китай,корея и безопасность северного фланга и все.Первая русская японская война началась из экспансии царской россии в корее.
              халхин гол и озеро хасан, начались из помощи ссср ,режиму чан кай ши.Кстати после этих конфликтов помощь свернули и военных советников и летчиков из китая отзвали.
              Потому и подписали договор о ненападении с японией в 40 году.
              У японцев не было своей нефти.И наступать в сибири ей было не на чем.И столько продовльствия не было, виндонезии и китае они питались рисом который рос там а в сибири им что было есть?
              сельское хозяйство там малопродуктивно и осваивать целину алтая мы начали только в 50е.
              И дороги не было вдоль которой можно было наступать на запад тоже не было

            • Анонимно
              10.05.2017 17:04

              совсоюз не мог мешать японии ни чем флота равного японскому мы и близко не имели..Потому они не боялись совсоюза.Они не хотели чтобы сталин им мешал в китае и все. Войди японцы в индию..кто знает как повернулась бы история...англия осталась бы без ресурсов а япония вышла бы в иран к иранской нефти а уж там короток путь до нашей средней азии и кавказу.Индусы могли поддержать восстанием ,вторжение японцев.
              И вполне могли бы пойти добровольцами в японскую армию

        • Анонимно
          10.05.2017 14:23

          горная страна из алтая ор, тянь шаня, памира, гималаев и тибета непроходима ни дл яоной армии мира и надежно защищает казахстан от вторжения с територии китая в 40е годы.Плюс западный китая это праткичски безжизненая пустыня никто там не живет и нет ресурсов чтобы кормить армию вообщем вы фантазер дешевле двигаться на ЮГ в индонезию где нефть, что зря что ли япы линкоры строили самые мощные в мире типа ямато?
          Ювосточную азию японцы оккупировали только в 42 году и то согопрмным трудом дошли до восточного тимора стали бомбить австралию вы это не знали?Филлипины им так стати не дали оккупировать в бирме они застряли... так что сил не было на сибирь холодную безжизненную страну без дорог и без нефть и в то время наступать по болотам они не хотели.Уверн вы просто учились плохо в школе и географию не знаете

          • Анонимно
            10.05.2017 14:52

            14:05, 14:23 спасибо за полемику. Как странно, казалось бы, мой вопрос не относился к личностям комментаторов, но породил столько агрессивных восклицаний и заявлений относительно меня))) Я не поленился и открыл первоисточники. Так вот, подоплека истории отсутствия открытия второго фронта лежит не в географических особенностях Советского Дальнего востока, как вы пытались доказать, обвиняя меня в плохом знании географии и истории)))) а в политической игре Советской дипломатии. Вы знали, что на начало ВОВ между Японией и СССР был заключен пакт о нейтралитете, который был выгоден более всего японской стороне? Скорее всего нет! И моя версия относительно уроков 38-39 годов, озеро Хасан и река Халхин Гол, была абсолютно верна. Так что, как ни горько, но свою уверенность о моей плохой учебе в школе суньте себе в ранец вместо второй обуви)))))

            • Анонимно
              10.05.2017 15:04

              вашим слова о политической игре советской дипломатии это сказки и домыслы.Про пакт я знал. Это общеизвестный факт.
              Ваши слова не верны ни на йоту!
              ЧЕрез сибирь идти к уралу откуда ресурсы? откуда столько топлива продовльствия? Изачем??И как?? дорог то повторяю не было.тайга и болта непроходимы для армии.Японии нужны были ресурсы индонезии и индии.Для этого все 30е годы они строили авианосцы и линкоры.А уроки халхин гола....в чем они? Мы ударили по ним неожиданно и что? понесли огромные потери И что но в маньжурии как были японцы так и остались

              Так что идите учите невыученные уроки про горы тяншаня и памира алтая и гималаев.
              У японцев было мало нефти чтобы наступать в сибири,и вопрос зачем??? Им себя морозить в сибирские морозы минус пятьдесят?! Ради каких ресурсов?! юг индонезия это нефть оово, свинец, хлопок, рис, мясо,уголь(правда это уже австралия) и рядом на растоянии вытянутой руки


              Чайн кайши глав акитая вто время учился в совтской России и япы боялись нашей помощи китаю, тем более в начале 30х мы массировано оказыаали помощь чанкайши, уроки халхин гола заставили нас подписать договор о ненападении с японией и отказаться от экспансии в китай

        • Анонимно
          10.05.2017 14:35

          австралия участвовала в войне австралицы вовеали в европе с 39 года в греции на крите,в 44 году в нормандии и италии
          Австралия поставляла англии продовольствие уголь. всю войну практичски бесплатно.Вы забыли что англия и австралия тогда были одной страной?

        • Анонимно
          10.05.2017 14:46

          проще было к каспию через индию и иран пройти но в иране в 41 году была уже наша армия и английская .А япы застряли на границе бирмы и индии.Индусы кстати готовы были поддержать японцев восстанием и отрыто симпатизировали гитлеру

          • Анонимно
            10.05.2017 15:06

            согласен, но с моей стороны Каспий был предложен в качестве версии, только и всего.

          • Анонимно
            10.05.2017 15:14

            1.Предполагаю что для войны в сибири нужны были ресурсы, которые на тот момеет можно было получить в юговосточной азии.

            2.Если немцы выиграли бы - дальний восток и прочее отошло бы японцам само.
            Если немцы проиграли бы - то и японии не поздаровалось бы воевать с СССР.

            3. Японцы решили получить ресурсы и связать США с Англией. Косвенно помогая Германии, где нужней и ресурсы есть для войны.

            С уважением Айдар

            • Анонимно
              10.05.2017 15:26

              Согласен, одна из причин не открытия второго фронта - юго-восточная Азия была Японии более по зубам , чем СССР.

            • Анонимно
              10.05.2017 15:31

              ресурсы в ЮВА в начале надо было получить.Война началась в декабре 41 года.И японцы так и несумели получить ресурсы ЮВА.
              Ресурсы ЮВА японцам нужны были чтобы овладеть австралией и индией и подобраться к западному побережью сша.
              холодная ледяная сибирь.Им была ненужна.
              ЗААЧЕМ ЯПОНЦАМ НАШ ДАЛЬНИЙ ВОВТОК В ТО ВРЕМЯ?? ЧТО ТАМ ИМ?? ни еды ни ресурсов

            • Анонимно
              10.05.2017 15:48

              страна состоящая из цепочек перенаселеных маленьких островов,не имела ни каких ресурсов,вообще.Чтобы решить проблему продовльстия они вторглись в начале 30х в китай.Плюс уголь из кореи.
              Япы получили плацдарм в виде южного китая.И вторглись во владения франции и голандии после их капиталуции начав войну с америкой, они столкнулись с анлийским флотом в под сингпауром и с американским флотом у малайзии.
              Имея сильные плацдармы в малайзиии в индонезии японцы не могли вывозить оттуда ресурсы.Флот сша не давал.Зная это они готовились к этому все 30е строя мощный флот. Дойдя до тимора они столкнулись стем что снабжать армию по морю они немогут.
              взяв гонконг и сингапур они не сумели пойти дальше имя филлипины малайзию нахордясь в бирме япам элеметарно не хватало ресурсов чтобы снабжать их и флота чтобы обеспечит поставки наступающей армии.А вы предлгаете имтратить ресурсы на на наш дальний восток? Если с филипинн и с малайзии они имели олово уголь рис мясо, плюс плацдармы для нападения на индию и австралию,то что они имели бы с сибири? комары болота бездорожье и лютая зима с морозами в мину пятьдесят?
              И не продовльствия ни ресурсов

  • Istorik
    10.05.2017 13:08

    Это тот Фалин, при котором, господа патриоты, разошелся по швам СЭВ и и ОВД

  • Анонимно
    10.05.2017 13:29

    Лучшая морковка для Англии и США по-прежнему Россия.

    • Анонимно
      10.05.2017 13:41

      а зачем? россия америке или англии??? скажете мол раньше мол..но наполеон пришел сюда вследвии нарушениятильзитскогомира россией и вответ на на вонйны суворова и кутузова в австрии и италии,
      после 17 года коминтерн проводил подрывную деятельность разжигая революции по всему миру в ответ мы получили гитлера

      а природных богатств у на сне так уж много в африке их намного больше

      да и те что етсь до них не дораться мерзлоты сибирскиеморозы..... вообщем никому мы не нужны

    • Анонимно
      10.05.2017 13:57

      у меня создалось глубокое ощущение: если бы они хотели на нас напасть, они бы уже тысячу раз так и сделали.

      • Анонимно
        10.05.2017 14:27

        в 90е они спокойно бы вошли бы
        Но зачем? ИМ ЭТО ВСЕ?а история говорит что войны всегда приходили в ответ ..то на мировую революцию то на желание проливов,то в ответ на желание помочь австрийской короне наказать францию за гибель марии антуанетты( дочери австрийского императора)
        Только монголы пришли неспровоцированно и напали первыми

        • Анонимно
          10.05.2017 14:35

          Но нам ли татарам в РТ вспоминать про монголов?

        • Анонимно
          10.05.2017 14:50

          вот вы и подтвердили - у них развита политика

          • Анонимно
            10.05.2017 15:05

            что потвердил? ЧТо мы им ненужны?

            что все страхи у нас перед западом это плод нашей пропаганды?

            • Анонимно
              10.05.2017 16:38

              могу в принципе объяснить, но вижу, что это у вас скорее страхи, что Россию скоро захватят, такие страхи присущи небогатым, скажем так странам, странам. У них вся госпропаганда на этом построена

          • Анонимно
            10.05.2017 16:30

            У них развита политика и экономика. Наши ресурсы они и так без проблем покупают за гороши, наши земли им не нужны, потому как своей земли предостаточно и производят они пищевых продуктов на много больше чем им самим необходимо, а излишки поставляют таким как мы. Для чего им Россия?

        • Анонимно
          10.05.2017 15:22

          Почему не спровоцировано...
          Если сегодняшним языком говорить, то

          Мэнгеле-татарлар пришли в рамках строительства Вечного ЕвроАзиатского Союза... и других Таможенных Союзов....

          И ктото вместе с половцами и прочими ... решил палки в колеса вставить в ЕАЭС 12века...
          Пришлось несколько контр-терористических операций провести.... для беспрепятственной Дружбы народов в рамках вечного татаро-тюркского мира...

          Примерно так...

          Чингисхана признали за это человеком тысячелетия... что на порядки круче нобелей и шнобелей...

          С уважением Айдар

  • Анонимно
    10.05.2017 14:43

    ...какой народ-такая и власть..

    • Анонимно
      12.05.2017 07:31

      Народ и власть - категории разные, а, значит, и разные интересы.

  • Вот многие спрашивают: а как вообще нацисты смогли проиграть "лапотной России"? Помните фильм "Кавказская пленница" - тот кто нам мешает, тот и поможет - в качестве ремарки сказал тов. Саахов.
    Ещё Гоголь говорил: в России две беды - дороги и дураки. Теперь поняли, как говорил Мальчиш-Кибальчиш - в чём наша Великая военная тайна - Секретное, так сказать, оружие? Поэтому, спите спокойно, господа: Россия не победима.
    Или, как в анекдоте: один грузин говорит другому - зачем мне "Волга" - с её баржами и берегами?

  • Низами
    10.05.2017 16:57

    Желание показать свое превосходство над СССР у американцев появилось еще до окончания Второй мировой войны. Есть воспоминания ветеранов о малоизвестном бое незадолго до конца войны.
    Например, командир разведроты Чатаев В.Н., вспоминал, что в составе 3-х танков вечером 25 или 26 апреля 1945г. они двигались вдоль Эльбы. Вдруг с противоположного берега по ним ударили из орудий и танков и наш передовой танк подбили. Он не загорелся, но долбили так, что подобраться к нему не было возможности.
    Немцев там уже не было и наши солдаты поняли, что огонь по ним ведут "союзники", тем более, что они по звуку определили тип орудий ("союзники", как считал Чатаев, явно тоже были в курсе по кому ведут огонь).
    Тогда Чатаев по рации связался с командующим дивизии, те доложили Жукову и Георгий Константинович распорядился направить в район боестолкновения 2 корпуса "катюш" (примерно 40 машин).
    Около 2-х часов ночи 40 катюш долбанули "по площадям" в сторону американцев. И уже через несколько часов разводной мост был сведен (до этого мост разведен был), американцы на "виллисах" с коньяком, шоколадом и криками "Рус, мы тебя не узнали....", поехали на встречу с нашими.
    Этот исторический эпизод является хорошей иллюстрацией того, что американцы готовы всегда жестко, нагло и цинично продавливать и подавлять даже тех, кого называют «партнерами» и «союзниками». И только после того как их «ставят на место» начинают соблюдать приличия. За 70 лет мало что поменялось. Разве что янки стали еще более наглыми, а их политические и военные лидеры снова уже не считают нас «союзниками» и открыто об этом заявляют.

    • Анонимно
      10.05.2017 17:07

      это все сказки. вы верите сказкам?
      ВОт зачем вы потчуете нас сказками совагитпропа? ну верите ему а мы нет!! вранье все это блокнот агитатора

      • Анонимно
        10.05.2017 18:32

        Нам в школе ветеран рассказывал... что было такое дело...
        Мы школьники в шоке были... и думали попутал чтоли...


        С уважением Айдар

        • Анонимно
          10.05.2017 18:51

          айдар а мне ветеран рассказал что не было такого ивес придумали пьяные замполиты чтобы списать потери от своего огня по своим

          • Анонимно
            10.05.2017 19:13

            У нас разные ветераны были...

            У нас от боевых командиров...

            У вас от пьяных замполитов...

            А так фронт большой все могло быть...

            • Анонимно
              10.05.2017 19:40

              вам на слово верить? что у вас боевые ветераны? Не верю не было их у вас

            • Анонимно
              18.05.2017 14:28


              Наутро вызывают
              Меня в Политотдел:
              - Что же ты, собака,
              ...с танком не сгорел?

              Я им отвечаю,
              Я им говорю, -
              В следующей атаке
              Обязательно сгорю!

              шутка шутками а эвакуционные люки в т 34 заваривали после того ка кпоявились тигры

              это люк вднище танка

          • Анонимно
            10.05.2017 19:45

            обычно настоящие ветераны не выступали нигде.Это обычные говоруны запомлиты постоянновыступали а ветераны к немогли вступать

  • это все сказки. вы верите сказкам?)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

    Нет. Почему сказки? Доля правды есть. "Ничего личного - только бизнес", - любимое выражение наших партнёров. Но. Гильотина ведь не для того, чтобы дурак туда голову свою засунул, посмотреть - как она работает?

    • Анонимно
      10.05.2017 18:58

      доли правды нет

    • Анонимно
      10.05.2017 19:37

      а лендлиз тогда зачем? Технику, которую они поставляли - назад не просили. Я уже не пишу, что говорили наши ветераны про советское руководство все последующие годы

      • Анонимно
        11.05.2017 07:30

        Убитую технику не просили назад. Но за неубитую попросили денег - 1,3 млрд. долларов. Сталин отказался. Так или иначе переговоры о долгах вели до семидесятых годов и договорились, что к 2001 году СССР заплатит 700 миллионов.

        • Анонимно
          12.05.2017 00:01

          вы хотели бы, чтобы вам помогали просто так? а сколько Союз выкрал технологий впоследствии и даже до сих пор, промышленный шпионаж называется, те же советские эвм скопированы с американских

  • Азат Д
    10.05.2017 19:54


    "«Когда бессовестно чернят советские Вооруженные силы за неспособность оказать в первые месяцы войны должный отпор, забывают: а кто вообще на тот момент мог?»"
    - посмотрите на фото, какая у немцев бронеколымага в атаку идёт. А в фильмах, в 41 Тигры наступают



    • Анонимно
      10.05.2017 20:12

      С Тиграми и прочем можно было только европейские страны завоевывать, для нашей местности эти неповоротливые машины были не приспособлены

      • Анонимно
        10.05.2017 21:16

        тигры очень даже приспособлены были для нашей местности широкие гусеницы, габариты поволяющие на платмофреме передвигаться а к намни пришли с танкетками и трофенйми танками рено....тигры очень даже приспослены немецкие конструкторы учли нашу местность

        • Анонимно
          10.05.2017 21:47

          они элементарно на склон не заезжали, были очень тяжелые

          • Анонимно
            11.05.2017 13:05

            элементарно по склонам они бегали и прятались в складках местности прохоровка доказательство , когда маневрируя по слклонам холмов и балок тридесятка тигров растрелляли танковую армию ротмистрова это более 200 танков

            • Анонимно
              11.05.2017 14:04

              полуавтоматичская коробка передач переключаемая пальчиками, пять скоростей вперед четыреназад против наших с усилием н а рычагах в 20 кг

            • Анонимно
              12.05.2017 00:15

              советские и российские документальные фильмы посмотрите хотя бы, где делается разбор по технике и оружию во вмв, и все естественно в нашу пользу. Там и про Тигры и про все остальное.

              • Анонимно
                12.05.2017 11:25

                советские и российские документальные фильмы как правило говорят неправду.

                Есть факты, эти якобы неповоротливые машины в количестве пятисот стали проблемо й для всех на обоих фронтах,могли неповоротливые ломкие ненадежные машины истребить армию ротмистрова и нанести тяжелые потери армии рыбалко??? в пропорции тридцать против трехсот?
                Интересуйтесь сколько их попало в наш руки..были ненадежными немцы бы их бросали бы нофакты говорят что внаши руки их попало очень мало

                • Анонимно
                  12.05.2017 15:00

                  ветераны, которые воевали в 41-45 годах в сознательном возрасте и еще в войну знали, что к чему, давно уже умерли, вот они могли бы рассказать, но они как правило молчали.

          • Анонимно
            11.05.2017 13:55

            В конструкции Т-34 не было предусмотрено удаление пороховых газов после выстрела пушки!Поэтому после выстрела экипаж на некоторое время был слеп и глух!У наводчика просто слезились глаза и он не мог правильно навести пушку на следующий выстрел!У немецких танков было специальное устройство,которое вытягивало пороховые газы из пушки и башни!В начале войны все танки германии имели двухстороннюю радиосвязь плюс прямой канал связи с авиацией!Это были радиостанции Телефункен или Грюндик!Наши танки вообще не имели рации или потом стали ставить только приемники, а полноценную рацию имел только командирский танк!Поэтому в бою каждый действовал сам по себе и отсюда такая несогласованность и такие потери!Опытные танкисты перед боем ставили либо 1-ю либо 2-ю передачу и старались во время боя передачи вообще не переключать потому что тяги имевшие в длину 5м. просто иногда обрывались и остановившийся танк представлял отличную мишень для немецких пушек да и переключение передач требовало просто нечеловеческих усилий!У Тигров изменение движения происходило просто поворотом штурвала а переключение полуавтоматической КПП просто двумя пальцами на подрулевом переключателе.У Тигра было 8 скоростей вперед и 4 назад.Танкисты германии стали первыми использовать экраны брони

  • Анонимно
    10.05.2017 22:16

    И статья бред, и комментарии. Если бы да кабы... Никто не хочет рассматривать вариант, если бы план "Барбаросса" сработал и немцы взяли бы Москву до зимы? Есть американский фильм-абсурд про победивший фашизм на всем земном шаре. Очень напоминает жизнь в Советском Союзе.
    После победы над Гитлером Америка и Советский Союз поделили научно-техническое наследство фашистской Германии и использовали его для наращивания своей военной мощи. Фау-2, Шмайсер, космический самолет, атомные бомбы... А сколько заводов было вывезено!

    • Анонимно
      11.05.2017 13:07

      ничего бы не было немцы бы вышли на линию архангельск астрахань и дальше бы не пошли бы.А берлин мюнхен были бы стерты с лица земли атомными бомбами американцев

    • Анонимно
      14.05.2017 19:17

      22.16.Пишете какую то бредятину, вроде одного из топникастых стебунов. Атомную бомбу создали американцы, да и к созданию космического самолета или "шмайсера" немцы никакого отношения не имели. То, что именуете шмайсером, то есть автоматом, у нас создал Калашников самостоятельно, можете слышали про АКМ, хотя судя по лексике и знаниям от армии откосили,так он и до сих пор не превзойден и даже изображен на гербе или флаге одной африканской или латиноамериканской страны, название ее не помню .Что касается заводов и техники: ракетную и ее мозговой потенциал, в основном сумели умыкнуть американцы, может про фон Брауна слышали, нам достались ошметки, зато мы сумели вывезти в мощные оптические и радиоэлектронные предприятия.

      • Анонимно
        14.05.2017 20:25

        немецкие ученые сплошь все 30-е годы переезжали в США и продолжали заниматься наукой, перевозя разработки, разной степени завершенности, иначе США эти ученые были бы не интересны. Русские ученые тоже туда переезжали. Утечка мозгов называется

        • Анонимно
          15.05.2017 00:53

          20.25. Если это ответ на опровержение вашего стеба, что немцы создали атомную бомбу , космический самолет и "шмайсер", то вы не правы, ваш оппонент ясно сказал, что к этому немцы отношения не имели. Шмайсер это их автомат, но советские и американские конструкторы его не копировали, АКМ и М-16 тому пример.По утечке мозгов: то из Германии уехали многие ученые из за нараставшего антисемитизма, тому примеров много начиная с Эйнштейна, из России знаю только Сикорского, но это результат гражданской войны, а в СССР в 20 -30 е годы приезжали многие, но особо выдающихся не было. Правда один из них, немец , когда в годы, войны мы начали заниматься атомом и делали первые шаги, , создал установку - центрифуг по обогащению урана, причем в Казани,потом ее перевезли в Свердловск, был награжден , после войны уехал в ГДР,стал вице президентом академии наук. Несколько немцев после войны участвовали в атомном проекте,им создали лабораторию на черноморском побережье Кавказа но роль их была второстепенной, тоже награждены и потом уехали в Германию, кто в восточную, кто в западную. Все это давно известно и описано.

          • Анонимно
            15.05.2017 13:19

            было несколько волн миграции, чисто русских там тоже было достаточно, США приглашали всех. Если взять половину американских ученых 20 века - они откуда-то приехали. А вообще позвольте дать совет вам и последним многопишущим коментатарам: посмотрите перед сном новости и будет вам счастье

            • Анонимно
              15.05.2017 14:47

              13.19.Позволю себе, тоже совет. Прежде чем лихо стучать по клаве,О ТОМ, ЧТО ИМЕННО НЕМЦЫ ,изобрели атомную бомбу и прочие фейки , смотреть не тв новости,а читать книги, особенно сборники документов,это будет горздо полезнее,судя по вашим комментам.

              • Анонимно
                15.05.2017 15:36

                Сталин, кстати в 30-е скосил офицерский состав, интеллигенцию и инженеров, потом вытащил их разработки из пыльных архивов и ими пользовался. Все, мне надоела эта дискуссия, вы наверное спец в этих делах

                • Анонимно
                  15.05.2017 19:00

                  Соглсен, что и вам надоели ваши глупые фейки,15.36. Но книжки все же читайте, а не только новости по тв смотрите.

      • Анонимно
        18.05.2017 12:34

        калашников ничего не создавал все ему создал шмайсер с котрым калашников сидел водной кмнате
        мы вывезли более 700 немецких ракетчиков котрые и создалинашу ракетную промышленность и все те ракеты которые до сих летают

  • Анонимно
    11.05.2017 16:38

    Старикан Фалин,если такой вумный,почему допустил развала СССР?И почему живёшь Германии,если так хорошо было жить в свободной эрэфии?Феерический сказочник.

    • Анонимно
      12.05.2017 07:40

      Потому что он патриот в отличие от многих, поэтому и живет в Дюссельдорфе. Потому что и фамилия у него не русская, и сам он готовился к луччей жизни, работая в ЦК. И думал он не о русских и татарах, а о мировом сицилизме, и руководил международным отделом ЦК, потому что хорошо знал коварство мировых капиталистов, с которыми приходилось дружить-служить.

    • Анонимно
      12.05.2017 07:59

      потому что ещё классики нас учили : жить в Германии, а переживать за Россию. И многие наши политики и разведчики этому следуют. Два года назад по Центральному ТВ о таком заме руководителя внешней разведке в 80-ые показали фильм, какой он патриот. Здорово, только живет под Бонном и в фильме сам рассказывал, как вел следствие против одного из разведчиков, поскольку никак не мог поверить, что тот отказался от предложения БНД в виде домика под Бонном.

  • Анонимно
    14.05.2017 14:18

    Благодарен БО за материал , человека , м.б. единственного в РФ знающего эту тему, не по байкам типа юсгабдельковвских и прочих буйных пикейных жилетов, занимающихся стебом, порой и злобным обо всем и ни о чем, а профессионально.Он сохранил адекватность и ясность мышления и память.Здоровья ему, рад, что в 91 год написал эту статью, В ней можно найти отдельные неточности, но в главном он прав. В том числе, что если бы не великий кризис и депрессия , после которой Рузвельт ввел почти, что госплан ибо США были накануне социального взрыва , да и другие присмотрелись к опыту СССР, то нападение на СССР состоялось бы в самом начале 30 -х годов. Когда у нас не было еще такой мощной оборонки, как в начале 40-х и поражаение было неизбежно, как и распад СССР на кучку кукурузно - урючно -картофельных (бананы у нас не растут) республик и ханств. Два, не замечания, а скорее уточнения или сомнения. 1.Не верю, что Тухачевский был шпионом или заговорщиком, но как стратег страдал маниловщиной, и его план превентивного удара в 30 -х гг. , при нашей тогдашней технике был авантюрой. Сталин же считал военный конфликт с Германией, возможным на успех, если бы он все же произошел, не ранее 1943 г.,когда вступили бы в строй основные оборонные предприятия за Волгой и на Урале и за ним, недоступные для немецких авиаударов 2.Фалин правильно пишет, что наш авантюрный бросок на Финляндию, показал слабую боеготовность войск, не зря тогда сменили высшее руководство армией, но был еще фактор страха командного состава за принятие решений, вызванный массовыми репрессиями 1936 -1937 гг. И конечно авантюрный бросок Гитлера в 1941г., был алогичен, и не только Сталин, даже не все умные генералы вермахта его предполагали, когда неожиданно и форсмажорно, приказали готовить план "Барбаросса", помня слова великого канцлера Бисмарка, что война на два фронта для Германии гибельна, что и случилось. В целом материал Фалина уникален, и злобные нападки характеризуют низкий уровень интеллекта или заказуху, их анонимных и никастых авторов и не более того. Выпады в его адрес кучки неучей или придурков позорны, хотя среди комментаторов есть и немало людей дающих высокую оценку статье.

  • Анонимно
    14.05.2017 17:22

    Прочитал недавно книгу Марголина, изданную в Израиле о том как начиналась война в Польше. Паны пилсудчики вели двойную политику заигрывая то с Германией то с СССР и доигрались.Страна оказалась совершенно неподготовленной к войне, личный состав не обучен, техника устаревшая, англосаксы кормили их обещаниями. В итоге мгновенный разгром, несмотря на героизм нескольких подразделения, в том числе из польских татар, им кстати поставлен памятник.В этой ситуации ввод наших войск в западно белорусские и украинские территории был необходим, и позволил в июне 1941 г. на несколько недель замедлить продвижение вермахта.

    • Анонимно
      18.05.2017 12:15

      Вы всему верите? Мало ли кто что написал? Страна кстати оказалась вполне подготовленной к 17 сентября у вермахта оказались практически выработанными все ресурсы, не оставалось ни боеприпасов ни бензина но помогла красная армия немцам

      зачем вы верите разной чепухе?чиатйте первосисточники к примеру дневник гальдера

  • Анонимно
    15.05.2017 14:33

    Поляки вечно изображающие варшавских сирот, забывают, как после позорной мюнхенской сделки , участвовали вместе с Гитлером в разделе Чехословакии, и получили свой небольшой кусок с барского стола. Говоря поляки имею в виду правительство, а не народ.

    • Анонимно
      18.05.2017 12:33

      во первых мюнхенская сделка непозорная,чехолосвакия всегда была в составе австрии вот и вернулась вот ивсе чехи и словаки вполне себе были довльны,а польша вернула кусок польши котрый входил в австрию до войны и все
      У англии и франции не было ресурсов и желания вести войну и понимали они несправедливость версаля потому и пошли на мюнхенское соглашение

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже