Машиностроение 
11.05.2017

Черная полоса для КВЗ: после тучных годов Вадим Лигай получил сразу 2,2 млрд. убытка

Как вертолетный завод попытался парировать охлаждение азиатских партнеров поставками в Беларусь и Африку, но не сильно преуспел

Выручка КВЗ сократилась в 1,8 раза: с 42,472 млрд. рублей в 2015 году до 24,195 млрд. рублей в 2016-м, следует из опубликованного на днях отчета компании по стандартам МСФО. Сильно — на 87% — упали объемы заказов партнеров из Азии, и в целом себестоимость не поддалась такому же резкому сокращению, что, как выяснил «БИЗНЕС Online», привело к кардинальному ослаблению показателей.

Выручка ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) сократилась в 1,8 раза, с 42,472 млрд. рублей в 2015 году до 24,195 млрд. рублей в 2016-м Выручка ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) сократилась в 1,8 раза: с 42,472 млрд. рублей в 2015 году до 24,195 млрд. рублей в 2016-м Фото: prav.tatarstan.ru

АЗИЯ БОЛЬШЕ НЕ ХОЧЕТ

Выручка ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) сократилась в 1,8 раза: с 42,472 млрд. рублей в 2015 году до 24,195 млрд. рублей в 2016-м, следует из опубликованного отчета общества по стандартам МСФО. Основная причина крутого снижения оборотов — падение на 87% объемов заказов из Азии, в денежном выражении КВЗ спикировал на 18,9 млрд. рублей до 2,8 миллиарда. Напомним, долгое время лидирующие позиции среди заказчиков занимало министерство обороны Индии.

Как говорят, беда не приходит одна: упал объем выручки, получаемой в России, — на 18%, или на 2,4 млрд. рублей. То есть минобороны РФ также сократило заказы, хотя по итогам 2016 года стало самым крупным клиентом с долей 35%.

Ближнее зарубежье обеспечило прирост по выручке на ничтожные 4% (173 млн. рублей; это не дотягивает по стоимости даже до легкого «Ансата») до 4,2 миллиарда. При этом Беларусь заняла здесь второе место с долей 19%. Но надо отметить, что контракт с братской страной на 12 Ми-17В-5 был заключен в июне 2015 года, то есть до разгара кризиса на КВЗ и его ухода на четырехдневку.

На 3-м месте с приростом объемов на две трети, или на 1,29 млрд. рублей, до 3,25 млрд. — заказчики из Африки, например, Экваториальная Гвинея обеспечила КВЗ 12% выручки.

Можно отметить, что экспорт в Европу вырос в 7,6 раза до 1,58 млрд. рублей. Но данный прогресс весьма иллюзорен. На эти деньги можно купить в лучшем случае три Ми-17. Известно, что две такие машины купила Сербия.

.
Фото: prav.tatarstan.ru

СТРАХОВКА В УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РАСХОДАХ ВЫРОСЛА

Тем временем себестоимость удалось сократить только на 17%, или на 3,6 млрд. рублей, до 17,5 миллиарда. Опережающее снижение выручки привело к падению валовой прибыли завода на 14,7 млрд. рублей до 6,65 миллиарда. При этом расходы на сырье и материалы сократились на 4,47 млрд. рублей до 12,74 млрд., расходы на зарплату и социальные отчисления снизились на 577 млн. рублей до 2,4 миллиарда. А вот амортизационные отчисления выросли на 110 млн. рублей до 941 миллиона. Также вырос расход на некие «производственные услуги» — на 14 млн. рублей до 459 млн. рублей.

Вполне логично, что при таком снижении выручки в два раза — до 3,94 млрд. рублей — сократились коммерческие расходы. Однако здесь затраты на заработную плату увеличились на 67 млн., или на треть, до 238 млн. рублей.

Управленческие расходы снизились на 17% до 2,16 млрд. рублей. При этом расходы на зарплату менеджеров и остального бэк-офиса сократились на 330 млн., или на четверть, до 920 млн. рублей. Расходы на профессиональные услуги сократились скромнее — на 105 млн. рублей, или на одну пятую, до 407 млн. рублей.

А вот страхование в управленческих расходах вдруг подорожало на 29 млн. рублей, или на 23%, до 158 млн. рублей.

Улучшился баланс прочих операционных расходов и доходов. На 117 млн. рублей до 125 млн. сократились расходы на благотворительность. На 113 млн. рублей до 102 млн. снизились потери от реализации запасов. Также годом ранее КВЗ понес такие издержки, как невозмещаемый НДС (на 160 млн. рублей) и убыток от выбытия дочерней компании (на 92 млн.), а в 2016 году расходов по таким статьям не производилось.

В итоге КВЗ получил 675 млн. рублей операционного убытка в 2016 году против 8,68 млрд. операционной прибыли в 2015-м. Потеря хотя и неприятная, но это всего лишь 1/13 от прибыли 2015 года. В то же время это первая фиксация операционного убытка за все время наших наблюдений.

.
Фото: «БИЗНЕС Online»

АНДРЕЙ КОСТИН ПОДНЯЛ СТАВКИ ДЛЯ КВЗ?

Весомый вклад в ухудшение итогового результата внесли процентные расходы. Издержки на обслуживание кредитов и займов выросли на 0,558 млрд., или на 29%, до 2,45 млрд. рублей. При этом сумма займов подросла на 0,4 млрд., или на 1,9%, до 22 млрд. рублей. Напомним, что средние ставки по кредитам в 2016 году падали относительно 2015-го, так что бурный рост процентных расходов выглядит немного странно.

В отчете есть детали и по кредиторам. В частности, объем рублевых кредитов от Сбербанка, возглавляемого Германом Грефом, сократился на 2,8 млрд. рублей до 6 миллиардов. Средняя ставка займов снизилась из диапазона 15–15,5% в диапазон 10,85–15,5%. А вот объем рублевых кредитов от Банка ВТБ, который возглавляет Андрей Костин, увеличился на 2,27 млрд. до 8,17 млрд. рублей. При этом ставки подросли из диапазона 8–12,47% в диапазон 9,7–12,47%.

Добавим, что на 31 декабря 2016 года объем кредитов от Новикомбанка составил 2,8 млрд. рублей под 11,13–11,65%. Плюс объем кредитов от Альфа-Банка — 2,7 млрд. под 11,06% годовых. При этом годом ранее кредитов от этих банков не отмечалось.

Одним из объяснений крутого роста процентных выплат в 2016 году может быть резкое увеличение долга именно в четвертом квартале 2015 года. В то время как процентные расходы росли, государственные субсидии (компенсации) этих самых расходов по займам сократились в три раза — с 1,2 млрд. рублей в 2015 году до 0,45 млрд. в 2016-м.

Итак, падение объемов производства из-за снижения спроса в Азии и рост расходов по обслуживанию долгов принесли заводу заметный убыток. КВЗ за 2016 год зафиксировал 2,2 млрд. рублей убытка против прибыли 5,9 млрд. рублей за 2015-й. Это первый итоговый убыток за все время наших наблюдений: всего с 2012 по 2016 год включительно КВЗ заработал в сумме 30 млрд. рублей прибыли.

«БИЗНЕС Online» предложил команде гендиректора Вадима Лигая (и, по сути, холдингу «Вертолеты России») прокомментировать показатели 2016 года в целом, а также ответить на ряд уточняющих вопросов типа «Чем вызван рост расходов на страхование?», «Почему выросли издержки на обслуживание кредитов и займов?», но ответа так и не получил. Жаль, но с нарастанием вертолетного кризиса (а это беда не только КВЗ, в 2016-м прибыль всех российских вертолетостроителей упала на 61,6%: с 42,2 млрд. до 16,2 млрд. рублей) руководство российского вертолетостроения все реже находит время на то, чтобы ответить журналистам.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (37) Обновить комментарииОбновить комментарии
Robert
11.05.2017 09:09

а не кажется читателям БО, что вся бизнес-"элита" Татарстана это сплошь неудачные люди? Вопрос так ставлю, а не иначе, т.к. если глубже сказать, то картина то вообще мрачная. Экономика ориентированная в основном на помощь из Кремля - что эта за экономика? Перспектива то какая?

  • Анонимно
    11.05.2017 09:05

    новые модели вертолетов надо было выводить в серию в тучные годы. проели советское наследие, теперь МИ-16 уже безнадежно устарел.

    • Анонимно
      11.05.2017 10:24

      В этом плане показателен Ансат. Разработали вертушку с ЭДСУ, потом пришлось переделывать под гидромеханику т.к. не было алгоритмов по сертификации. А на подходе Bell 525 и уж антиподы пролоббируют разработку программ сертификации и придется под них подстраиваться.

  • Robert
    11.05.2017 09:09

    а не кажется читателям БО, что вся бизнес-"элита" Татарстана это сплошь неудачные люди? Вопрос так ставлю, а не иначе, т.к. если глубже сказать, то картина то вообще мрачная. Экономика ориентированная в основном на помощь из Кремля - что эта за экономика? Перспектива то какая?

    • Анонимно
      11.05.2017 10:32

      Это везде сейчас так, все деньги у федералов.

    • Анонимно
      11.05.2017 12:36

      А не кажется, что всех тут раздели. Да и КВЗ уже не бизнес-элите Татарстана принадлежит, да и многое другое. Рулят из Москвы. Им задавайте эти вопросы, казачок вы наш засланный. Сегодня и вся авиация там, вся авто там и т.д. Да и налоги все там. А экономика самой России просто швах. Б

      • Анонимно
        11.05.2017 13:19

        Полностью согласен, коллега Б! Вертолетный завод выжил в 90-е только потому, что Москве было не до него, так же как и КАПО. На КАПО вообще квартиры давали до 1998. А.

        • Анонимно
          11.05.2017 13:26

          кому ваши заводики нужны? а КАПО квартиры давали только верхушке в 90е уже в 90е завод был в опе

          выпускать устаревшую продукцию ненадо..и будете на когне ....выпускат вертолет разработки конца 50х годов и думать что вечно все хорошо будет?

          • Анонимно
            11.05.2017 14:48

            Продажа авиационной продукции - вопрос политический. Тут нельзя так однозначно говорить.

          • Анонимно
            11.05.2017 15:52

            Неужели Вы думаете, что создав что-то супер-пупер новое, вы вынудите, например, Францию или США перестать производить свои вертолёты, и покупать местные? Наивный Вы, однако.

          • Анонимно
            11.05.2017 20:43

            Не правда. Мои родственники - обычные труженики на заводе. Получили квартиру.

    • Анонимно
      11.05.2017 15:12

      Вас, Роберт , не успели поставить во главе КВЗ и вы уехав за границу возглавляете теперь Белл..Я правильно вас понял?.. Не может же человек утверждать что вся бизнес-элита это неудачные люди, если сам не добился успехов..

    • SPQRRR
      12.05.2017 11:28

      Первое РТ регион донор, один из 7, так что "деньги из Кремля" не в тот адрес. Во вторых, вся авиация управляется Москвой, ОАК, Вертолеты России, задавайте туда свои вопросы.

      • Анонимно
        12.05.2017 11:44

        хватит врать про регион донор. ХВАТИ мы не донор наша нефть разбавля сибирскую снижает её цену вы этосчитали???? реально мы давно на шее москвы

        • SPQRRR
          12.05.2017 13:16

          причем тут нефть? нефть не есть основной источник дохода :D вы лично на шее москвы? или кто?)) то что лично вы верю)

          • SPQRRR
            12.05.2017 13:51

            Донор это регион, который отдает в бюджет страны больше, чем оттуда получает. Ваша Сибирь кстати практически вся дотационная! так что не зачем её упоминать.

            хотя с вами без толку дискутировать, судя по манере письма, вы вообще не понимаете о чем речь и как устроена экономика, если вы считаете, что кто-то на шее Москвы) Москва и МО регион донор лишь потому, что компании со всей России имеют там свои офисы и следовательно платят налоги в бюджет Москвы и МО, в том числе те, которые разрабатывают месторождения ресурсов в Сибири и в итоге получается, что ДВ на дотациях, а Москва донор.

  • Анонимно
    11.05.2017 10:22

    может быть сократить расходы на содержание ВИП-аппарата? тогда и убыток уменьшится. Я больше чем уверен, что на фоне снижения заказов и как следствие выручки зарплаты топов, дивиденды, премиальные остались на уровне "жирных " годов.

    • Анонимно
      11.05.2017 11:57

      Нельзя так делать, им же жить не на что будет.

    • Анонимно
      12.05.2017 00:29

      Так посмотрите в декларации сколько "заработал" наш "народный" избранник Вадим Лигай и посмотрите, как ему теперь плохо

  • Анонимно
    11.05.2017 10:34

    И что вообще журналистам вдруг интересно так стало , кто сколько потерял

    • Анонимно
      11.05.2017 11:58

      Мне вот интересно, правильно делают. Это ж бизнес газета.

      • Анонимно
        11.05.2017 12:41

        Может показали бы как весь бизнес там делается, а не просто про убытки. Завод просто является производственной площадкой для концерна. Ничего своего он не делает, да и всю продукцию продают те же из Москвы. На заводе могут что-то улучшить, например, выпросить деньги на новые станки взамен старых. Вот и вся их деятельность. Б

    • Анонимно
      11.05.2017 11:59

      а кто проектирует вертолеты? Сам завод?

      • Анонимно
        11.05.2017 13:22

        вертолет не проектируют они производят продукцию разработанную в КБ МИЛЯ..ещев 50х годах

        • Анонимно
          11.05.2017 15:49

          А её и не нужно проектировать, если товар и так востребован. Никто саморезы не проектирует, а они тоннами продаются в любом строймагазине.

          • Анонимно
            11.05.2017 21:36

            А вот и напрасно! Саморезы, как и многое другое, тоже нуждаются в развитии. Гляньте чем амеры работают - нейлеры, крепеж... Можно например с пневмы забить, а потом, если надо, шуруповертом выкрутить.

  • Анонимно
    11.05.2017 10:40

    а какие данные за 1квартал 2017г ( наверно очень мрачные)

  • Анонимно
    11.05.2017 10:41

    эти псевдо професионалы только здесь при удаще чего то стоят. в европе к управлению подобных производств их даже на километр не подпустят!

  • Анонимно
    11.05.2017 11:01

    Интересно, успели вертолетчики завершить тех.перевооружение завода - уникальные станки ведь закупались?

  • Анонимно
    11.05.2017 14:51

    Типичный показатель неэффективности госкорпорации.

  • Анонимно
    11.05.2017 17:17

    На заводе все хорошо. Работа есть. Зарплата есть. Отпуска дают. Все отлично!!!!!!! Заводчане!!!! Кстати у нас свое КБ!!!!

  • Анонимно
    11.05.2017 17:31

    Вертолеты с питерскими двигателями не берут ?

  • Анонимно
    11.05.2017 20:05

    А завод никогда не любил общаться с журналистами

  • Анонимно
    12.05.2017 13:07

    Агония авиастроения в этой стране налицо. Всё идёт "по плану" развала. Уничтожив авиастроение, как наиболее интеллектуальноёмкой части экономики -- не составит труда уничтожить и остальную часть промышленности этой страны. Нынешняя ситуация с КВЗ -- очередное тому подтверждение. Ну вот не верю я, что у руководства стоят глупцы, которые не видят и не понимают причин процессов развала. Ставятся "цели" и "задачи" и "успешно выполняются". Если эта страна всё же выживет -- смешно будет читать статьи про то, как разваливали. Про сегодняшних "врагов народа"...

  • Анонимно
    12.05.2017 16:13

    что вы тут демагогию развели? диванные эксперты-пессимисты!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль