Нуриевский фестиваль-2017 
13.05.2017

Нуриевский фестиваль – 2017: эпоха реакции

30-летие старейший в России балетный фест справляет в формате домашнего праздника

Сегодня стартует Нуриевский фестиваль. Ничего нового публике театр им. Джалиля не предложит — все те же репертуарные спектакли с приглашенными солистами (на это потрачено 15 млн. рублей). О нынешних казанских постановках читатели могут узнать из архивных материалов нашей газеты, а балетный критик Екатерина Беляева специально для «БИЗНЕС Online» объясняет на примерах, как, в отличие от Казани, даже в рамках классического искусства можно интересно лавировать, не потеряв постоянной аудитории.

. Сегодня в театре оперы и балета открывается старейший в стране международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева
Фото: prav.tatarstan.ru

«ПУБЛИКЕ ЯКОБЫ НРАВЯТСЯ ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ, А ИМЕННО БАЛЕТЫ НАСЛЕДИЯ И СОВЕТСКИЙ ДРАМБАЛЕТ»

Сегодня в Казани в театре оперы и балета открывается старейший в стране международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Фестиваль пройдет в 30-й раз с 13 по 30 мая. К сожалению, красивая круглая дата не стала поводом для превращения добротного феста в креативный форум. Как и прежде, фестиваль предлагает зрителям слишком традиционные вещи — одну премьеру, репертуарные спектакли, в которых примут участие свои и приглашенные звезды, и два праздничных гала-концерта. В таком неизменном формате Нуриевский фестиваль существует из года в год.

Хотя однажды в 2014 году на фестивале случилась маленькая революция — на гастроли приезжал прекрасный Дортмунд-балет со спектаклями «Сказки Венского леса» и «Триптих». Экстравагантные гастрольные балеты, встроенные между «Жизелью» и «Дон Кихотом», вызвали большой резонанс в СМИ, передовые критики рассчитывали, что грядут приятные изменения, которые коснутся и репертуарной политики театра, но тщетно.

Вместо ожидаемых обновлений началась реакция. Следующие фестивали потекли по старому руслу. Театр открыто дал понять, что не собирается реформировать форум, так как публике якобы нравятся традиционные ценности, а именно балеты наследия («Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядерка») и советский драмбалет. Между тем и в рамках классического искусства можно интересно лавировать, не потеряв постоянной аудитории.

В Мариинском театре сложился гениальный тандем руководителя феста и его куратора, идеолога — это были худрук балетной труппы Махар Вазиев (на фото) и его помощник Павел ГершензонФото: ©Сергей Гунеев, РИА «Новости»

«ЛЮБОМУ ФЕСТИВАЛЮ, КРОМЕ РУКОВОДИТЕЛЯ, НУЖЕН ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ КУРАТОР»

Не секрет, что Россия в целом серьезно отстала с фестивальным движением. Наверстать упущенное получилось только к концу 90-х годов прошлого века, а довести фестивальную культуру до совершенства лишь в середине нулевых. С балетом дело обстояло получше, так как здесь отставать было не от кого. Такого количества первоклассных балетных театров не было и нет ни у одной страны мира. На Западе проходили фесты современного танца, аналоги которых, как только рухнул железный занавес, появились у нас в разных городах. Но смотры contemporary dance чисто жанровые, они устроены по универсальному принципу — чем больше у фестиваля средств, тем знатнее приедут гостевые компании и тем больше отечественных перформеров смогут представить свои новинки. Государственным театрам эта схема не подходит, так как театры должны прежде всего занимать своих артистов. Татарский театр оперы и балета, будучи пионером фестивального движения, так с самого начала и сделал, и у него вышел фестиваль с плотной праздничной афишей и только.

Первая попытка организовать «другой» фестиваль балета состоялась в Санкт-Петербурге в Мариинском театре в 2001-м. Как видно по опыту Казани, добавка прилагательного «международный» гарантирует лишь присутствие иностранных танцовщиков, что само по себе приятно, но формат феста в виде домашнего праздника не меняет.

Любому фестивалю, кроме руководителя, нужен по меньшей мере куратор. Но не надо путать куратора с продюсером. Последний может организовать на фестивале отличные гастроли зарубежной труппы или устроить приезд мегазвезд. А куратор — это независимый (в идеале) эксперт, который неустанно следит за балетным процессом в мире, ловит тенденции, отсматривает премьеры в ключевых балетных компаниях, открывает новые имена хореографов, суммирует эти знания и затем долго ломает голову над тем, что из всего этого изобилия можно будет вплести в фестивальную афишу, а что — отвергнуть как бессмысленное в нашей реалии, и так далее — без устали и сна.

В Мариинском театре сложился гениальный тандем руководителя феста и его куратора, идеолога — это были худрук балетной труппы Махар Вазиев и его помощник Павел Гершензон. Пилотный фестиваль балета «Мариинский» прошел по традиционной схеме — премьера, спектакли с участием своих и зарубежных звезд и гала-концерт. Но следующие фестивали делались с учетом опыта, приобретенного во время первого феста.

Нуриевский фестиваль пройдет в Казани в 30-й раз. К сожалению, красивая круглая дата не стала поводом для превращения добротного феста в креативный форум

«ВСЕ ЭТИ НАЗВАНИЯ ИМЕЮТСЯ В РЕПЕРТУАРЕ, ПУБЛИКА ИХ ЗНАЕТ, НО КОНТЕКСТ ПОЛУЧИЛСЯ СТОПРОЦЕНТНО ФЕСТИВАЛЬНЫЙ, ЭКСТРАОРДИНАРНЫЙ...»

Уже на второй год появились интересные, специально подготовленные тематические вечера. Так был собран вечер балетов Михаила Фокина, которые обычно идут в парах со спектаклями других хореографов. «Шопениану» танцевали мариинские балерины и наш соотечественник Владимир Малахов, тогдашний директор Берлинского государственного балета. Он же исполнил Петрушку в одноименном балете. В «Шехеразаде» вышел варяг из Москвы Николай Цискаридзе. Казалось бы, все эти названия имеются в репертуаре, публика их знает, но контекст получился стопроцентно фестивальный, экстраординарный. Потому что на сцене встретились несколько персонажей Нижинского, плюс «столкнулись лбами» артисты мирового класса, соперники, которые в обычной жизни никогда не танцуют даже в одной стране, не говоря уже о театре.

Дальше тематическое направление развивалось еще интереснее. В 2003-м, например, был устроен вечер «Темы и вариации классического балета», куда вошли вариации на романтическую тему во главе с «Па де катром» Антона Долина, на славянскую тему («Венгерская рапсодия» из балета «Конек-Горбунок»), и знаменитое Гран па из «Пахиты» украсило вариации на испанскую тему. Эти номера и фрагменты забытых спектаклей нужны было реконструировать, но для знающих людей, которых у нас в стране имеется как минимум двое (Сергей Вихарев и Юрий Бурлака), это посильная задача.

Проходили вечера советской хореографии, где показывали фрагменты «Лауренсии», еще до всех реконструкций Михайловского театра. Знатоки этого периода тоже живут в России и будут счастливы поучаствовать в новых реконструкциях. Там же в Мариинском театре придумали еще одну небанальную форму фестивального спектакля. В один год провели три вечера, посвященные ведущим балеринам театра. Тогда это были Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева и Дарья Павленко. Получился настоящий агон, битва стилей и коррида темпераментов. Для каждого вечера был придуман постер с фотографией балерины крупным планом. Эти черно-белые плакаты развесили по всему городу. Программу вечера и партнеров балерины выбирали себе сами. На следующий год эстафету переняли мужчины — Игорь Зеленский, Фарух Рузиматов и Цискаридзе выступили в авторских программах. Некоторые из артистов смогли заказать себе новый спектакль по такому случаю, не беспокоясь, задержится ли он в репертуаре, так как на фестивальные постановки (гонорары хореографам, художникам и композиторам) для солистов средства дали частные спонсоры, поддерживающие конкретно этих артистов, а не махину театра.

Хотя зрителям нравились нововведения фестиваля (особенно тематические и сольные вечера балерин и премьеров), куратор не унимался и искал все новые и новые ходы для развития форума. К этому моменту (примерно 2005 год) в недрах труппы подросло поколение танцовщиков, которые начали или хотели начать пробовать себя в качестве хореографов, но делали это в рамках полулюбительских концертов вне стен театра. Тогда фестиваль провел мастерскую современной хореографии, где были представлены работы хореографов-артистов из Мариинки и для контраста — постановки сторонних хореографов. Из разового проекта мастерская превратилась в ежегодный смотр работ молодых хореографов. Танцовщиками выступали артисты труппы, мастерские театра готовили декорации и костюмы. Затраты минимальные. На такие вечера, которые каким-то зрителям казались поначалу непонятными, хуже продавались билеты, но этот период уже давно позади.

Следующий этап продвижения фестиваля — трансляции в интернете. В Мариинском театре показы осуществляются через mariinsky.tv. Как показал опыт, на продажи билетов подобные трансляции отрицательно не влияют, скорее, наоборот, подогревают интерес зрителей новых категорий к походу в театр.

Однажды в 2014 году на нуриевском фестивале случилась маленькая революция — на гастроли приезжал Дортмунд-балет. Критики рассчитывали, что грядут приятные изменения в репертуарной политике театра, но тщетно
Фото: elitat.ru

ПОЧЕМУ В ПЕРМЬ ЕДУТ СТОЛИЧНЫЕ ЗРИТЕЛИ?

Последние годы международный балетный фестиваль «Мариинский» больше консервируется, чем развивается. Вряд ли стоит брать пример с него сейчас. В отсутствие куратора (Гершензон из театра уволился) никаких интересных тематических вечеров не проводят, творческие вечера танцовщиков называют по старинке бенефисами, и их программы устроены тривиально.

Тем не менее благодаря гастрольным проектам и мастерской современной хореографии фестиваль выгодно выделяется на карте российских балетных фестов, опережает многие региональные смотры, но без развития, без новых идей даже такой прихотливо разработанный формат ветшает.

Хотя аналогичных Мариинскому фестивалю смотров больше в России (да и в мире) нет, один достойный форум, чей опыт тоже стоит иметь в виду, назвать можно. Это Дягилевский фестиваль в Перми (он открывается как раз 14 мая), в котором присутствует солидный балетный контент. Из своего Пермский балет обычно показывает на фестивале новейшую премьеру и предыдущую, никаких заигранных репертуарных названий типа «Жизели» и «Дон Кихота» здесь не будет. Эти балеты можно смотреть весь год, а фест призван настраивать зрителя на новое, обращенное в будущее искусство. И всегда выступает одна или две зарубежные компании с новыми спектаклями, причем стараются привозить раритеты, посмотреть которые съедутся и столичные зрители.

...Не выходит из головы тот год в Казани, когда приезжал Дортмунд-балет, никогда и нигде в России ранее не выступавший. Учитывая, что в «Жизели», которая стояла в афише рядом с немецкими гастролерами, танцевали Светлана Захарова и Сергей Полунин, можно было с уверенностью утверждать, что тогда Казань превращалась на три вечера в балетную столицу...

Екатерина Беляева

Беляева Екатерина Германовна — музыкальный критик, балетовед, редактор и обозреватель газеты «Музыкальное обозрение», автор интернет-издания «Белканто.ru», «Петербургского театрального журнала», журнала «Музыкальная жизнь», Москва.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.05.2017 10:16

Когда можно будет цивилизованно покупать билеты через интернет, когда исчезнут советские распространители?

  • Анонимно
    13.05.2017 09:22

    Застой в фестивале связан с застоем в руководстве театром и в руководстве культурой республики и Казани.

  • Анонимно
    13.05.2017 09:28

    К сожалению нужно констатировать: смена руководства в этом замшелом театре произойдет только естественным путем...

  • Анонимно
    13.05.2017 10:16

    Когда можно будет цивилизованно покупать билеты через интернет, когда исчезнут советские распространители?

    • Анонимно
      13.05.2017 11:06

      двачую, почему нельзя купить билеты как в кино?
      почему нельзя сделать централизованную покупку совместно с тем же Яндексом, через их Афишу? заодно и попиаритесь на всю Россию, как любите.
      не хотите с ними, сделайте единый портал для театров и фестивалей где можно покупать билеты, все равно бюджеты пилите, так сделайте хоть с умом что-то.
      господа чиновники из минкульта, читаете же все равно БО, займитесь этим вопросом.

      • Анонимно
        13.05.2017 12:14

        Не один год на сайте висит объявление о "скорой" полной интеграцией с тат.порталом гос.услуг, где якобы можно будет выкупать билеты из кассы. Но никак не срастается.

  • Анонимно
    13.05.2017 10:21

    Ну началось! Давайте,говоруны,начинайте охаивать опять!)))Как хорошо,что в театр ходят не по разнарядке,а по желанию! Ходите в театры,в любые, читайте книги и жизнь станет прекраснее,ребята! Я вот всегодня иду на Ромео и Джульету! Жду,не дождусь вечера!

    • Анонимно
      13.05.2017 10:46

      разочарую вас - жизнь не станет прекрасной от просмотра балета, она останется прежней со всеми ее проблемами и радостями, потому что ей безразличен ваш визит в оперный театр).

      • Анонимно
        13.05.2017 12:20

        Не абстрактная, а Ваша жизнь станет радостнее, если Вы будете регулярно контактировать с искусством. И меньше придумывать себе проблем.

        • Анонимно
          13.05.2017 14:13

          жизнь - далеко не абстрактная субстанция, а очень реальная) с проблемами, как бы вам этого не хотелось)

  • Анонимно
    13.05.2017 11:22

    Москва,спецом замалчивает Нуриевский фестиваль – 2017.Это политика.Денег не выделяет,в сми молчит.Понимающий,всегда сделает правильный вывод.Только "летающего Татарина",знает весь мир.

  • Анонимно
    13.05.2017 13:26

    Билеты дорогие! Вот и весь застой!!!!

  • Анонимно
    13.05.2017 14:54

    Да! Купила билеты - на двоих 4000 рублей! Это при зарплате в 14500.

  • Анонимно
    13.05.2017 20:39

    СМИ Татарстана почти полностью проигнорировапали такое явление, которое прошло 9 мая. в Кремле. "Дневник Анны Франк" моноопера прошла с грандиозным успехом . Удивительно, но журналистов интересует только то что лежит на поверхности. С другой стороны по большому счету журналистика изжила себя!!!!

  • Анонимно
    13.05.2017 21:00

    Много чего дорогого в этой жизни. Не ходите,если денег нет.

  • Анонимно
    13.05.2017 21:00

    Когда в Казани появится памятник Нуриеву?

  • Анонимно
    20.05.2017 08:24

    Даже работники театральных цехов именно Нашего театра должны покупать хорошие места для родственников и знакомых на обычных правах.Никакой льготной очереди. Что самое интересное,распространители распространяют билеты чуть ли не наделею раньше официальных стартов продаж в кассе театра. Поэтому очень трудно взять хорошие места.А хорошие,это только первые ряды всех ярусов и лож,Ну и партер.С остальных мест очень неудобно смотреть.В итоге на хороших местах сидят в основном знакомые администраторов театра.Ну и те,кто может прийти к 6 утра к старту продаж в кассу.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль