Общество 
15.05.2017

«Собянин и Хуснуллин нужны в качестве громоотвода, что будет осенью – вопрос открытый»

Подхватят ли регионы опыт столичной «реновации» и почему на акцию протеста против сноса старого жилья вышли более 20 тыс. москвичей

Столь массовых протестов в Москве против «реновации» жилья не ожидал, пожалуй, никто: ни власти, ни полиция, ни сами организаторы митинга. Политическую направленность акции удалось более-менее купировать, но власти показывают готовность идти на компромисс с «разгневанными горожанами». Какими будут последствия для Сергея Собянина и Марата Хуснуллина и почему регионам не стоит воспринимать эту историю как чисто московскую «заморочку», рассказывают эксперты «БИЗНЕС Online».

В воскресенье в Москве на проспекте Академика Сахарова прошел неожиданно массовый митинг против программы реновации, которая подразумевает снос 4,5 тысячи пятиэтажных домов В воскресенье в Москве на проспекте Академика Сахарова прошел неожиданно массовый митинг против программы реновации, которая подразумевает снос 4,5 тыс. пятиэтажных домов Фото: Игорь Ким

НАВАЛЬНЫЙ «НЕ ПРОШЕЛ»

В воскресенье в Москве на проспекте Академика Сахарова прошел неожиданно массовый митинг против программы реновации, которая подразумевает снос 4,5 тыс. пятиэтажных домов, в которых проживают примерно 800 тыс. человек. Митинг инициировали несколько москвичей (причем все три заявителя — представительницы слабого пола), которые не хотят переселяться из своих домов и недовольны проектом федерального закона, который уже одобрен в первом чтении в Госдуме. Акция была согласована с мэрией, однако вместо заявленных 5 тыс. участников на нее, по данным «Белого счетчика», явились более 20 тыс. человек. По некоторым заявлением, в «сахарницу» пришли вообще 60 тыс. горожан, хотя эта оценка, на взгляд корреспондента «БИЗНЕС Online», явно завышена. Впрочем, откровенно смешной выглядит и официальная информация о 8 тыс. «протестантов».

Полицейские, похоже, тоже не ожидали столь массовой явки — пунктов досмотра явно не хватало, чтобы быстро пропустить всех желающих. Несмотря на такое скопление народа, все прошло чинно-благородно. Хотя один из чиновников средней руки в приватной беседе предупредил: дескать, «возможны провокации». Но отдельные редкие провокаторы, подбегавшие к гражданам с вопросами типа «Ваш дом будут сносить? А зачем вы тогда пришли?» не вызвали в народе агрессии — скорее брезгливое недоумение. Единственный инцидент был связан с Алексеем Навальным, который успел вернуться из загранпоездки, связанной с лечением глаза, залитого зеленкой неизвестными «доброжелателями». Но ему не дали слова: главного оппозиционера страны окружили полицейские и вывели за территорию митинга. Навального тормознули: накануне акции организаторы попросили участников воздержаться от политических лозунгов и партийной агитации, хотя в действительности со сцены доносилось и то и другое. Журналистка оппозиционного издания Znak.com и член оргкомитета митинга Екатерина Винокурова (прославившаяся, как ни странно, тесной дружбой с известными членами прокремлевского движения «Наши») заявила, что Навальный повел себя «некрасиво» — стал «прорываться на сцену», хотя «к митингу отношения не имел». Тот же заявил, что именно Винокурова попросила выдворить его, написав в «Твиттере»: «Она просто пожелания мэрии Москвы выполняла, да и всё. Очевидная ситуация». В интернете история уже вызвала настоящую бурю: одни обвиняют журналистку в «сливе протеста», другие — оппозиционера: мол, тот хотел бесплатного пиара.

Кроме Навального из известных оппозиционеров также пришли Григорий Явлинский и Дмитрий Гудков. Так как их выступления не были запланированы, слова им тоже не дали. Между тем на митинге была принята резолюция «Против сноса Москвы, в защиту права частной собственности». Ее главное требование — отклонить во втором чтении законопроект о реновации как нарушающий Конституцию и федеральное законодательство. Кстати, его рассмотрение перенесено на июль. Участники митинга также выразили недоверие правительству Сергея Собянина, «которое дискредитировало себя столь безответственной и некомпетентной политикой и проектом федерального закона перекладывает ответственность за свои действия на федеральный уровень власти». Протестующие требовали и отмены «неправового голосования» на портале «Активный гражданин», и отмены постановления правительства Москвы о правилах учета мнений москвичей по программе реновации как не имеющего юридической силы. Еще одно требование — в публичном диалоге с гражданским обществом доработать существующие законы, в рамках которых будут расселены жильцы аварийных и ветхих домов, коммуналок и общежитий. Кроме того, в резолюции указано требование прекратить провоцировать конфликты в городе. «Сегодня, сталкивая москвичей на почве реновации и исключения из списков сноса действительно аварийных и ветхих домов, власти Москвы провоцируют рознь между москвичами», — говорится в тексте документа.

Главного оппозиционера страны Алексея Навального окружили полицейские и вывели за территорию митинга Главного оппозиционера страны Алексея Навального окружили полицейские и вывели за территорию митинга Фото: ©Владимир Астапкович, РИА «Новости»

«ЧЕМОДАН – ВОКЗАЛ – КОГАЛЫМ»

Участники акции настаивали, что закон о «хреновации», как они сами его называли, принимается ради коррупционных интересов застройщиков и властей. Многие митингующие пришли в центр столицы с плакатами и флагами своих районов и скандировали: «Руки прочь от Москвы!» Но чаще всего и со сцены, и в толпе звучал призыв: «Собянина — в отставку!» Повсюду в толпе мелькал креатив, намекающий на прозвище Оленевод, которое давным-давно запустили в оборот противники мэра: «Мы не олени», запретительные «дорожные» знаки с перечеркнутым оленем, плакат «Чемодан-вокзал-Когалым» и т. д. Некоторые пришли с плакатами с фотографиями московского мэра и хештегом #надоел (в толпе раздавались аналогичные ленты-наклейки). Здесь же собирали подписи с обращением в прокуратуру против закона о реновации.

На митинге выступил председатель совета союза московских архитекторов Марк Гурари. Он раскритиковал законопроект о реновации, высказался против засорения города 25-этажными домами и отметил, что это вызовет экологическую катастрофу. «В местах, где построят новые дома, количество жителей увеличится в пять раз! Инфраструктура не выдержит», — возмущался Гурари. Юлия Галямина, один из заявителей митинга, заявила, что протестующие защищают государство, потому что реновация — антиконституционная программа и те, кто ее продвигает, — государственные преступники. «Закон противоречит Конституции! Вашу собственность буду сносить в зависимости от решения соседей», — предупреждала Елена Шувалова, еще один соорганизатор митинга, депутат Мосгордумы, коммунистка. «Никакие поправки не поправят закон, ведь нельзя поправить непоправимое!» — выкрикивала член общественного экологического совета Москвы Алина Енгалычева. Впрочем, слово дали и противоположной стороне. В частности, представитель правительства Москвы Динара Якушева говорила о том, что программа реновации поможет получить достойное жилье тем, кто живет в тяжелых условиях.

Участники акции настаивали, что закон о «хреновации», как они сами его называли, принимается ради коррупционных интересов застройщиков и властей Участники акции настаивали, что закон о «хреновации», как они сами его называли, принимается ради коррупционных интересов застройщиков и властей Фото: Игорь Ким

Недовольные реновацией москвичи бунтовали на проспекте Сахарова, а жители Юго-Восточного административного округа Москвы, напротив, вышли на митинги с требованием включить их дома в перечень сносимых. Мероприятия прошли на Кузьминской улице в Кузьминках, на Семеновской площади в районе Соколиная гора и в других районах. Тут тоже не обошлось без политики, а точнее, визита депутатов. Например, к жителям ЮВАО приехал апологет действующей власти Петр Толстой. Полиция почему-то не спешила разгонять эти и прошедшие накануне «стихийные акции» (где нередко мелькали узнаваемые типажи рядовых работников ЖКХ среднеазиатской наружности с плакатами как под копирку), собравшие максимум по несколько сотен человек.

Сам Собянин незамедлительно отреагировал на вчерашние выступления, пообещав внимательно отнестись к позиции жителей столицы, которые протестовали против реновации. «Внимательно отнесемся ко всем содержательным заявлениям, прозвучавшим на митингах в Москве по программе реновации, в том числе противников программы. В ходе работы над проектом мнения москвичей будут максимально учтены», — написал он через три часа после начала акции протеста в социальной сети «ВКонтакте».

Жители регионов, не вдаваясь в суть проблемы, искренне поражаются наглостью москвичей, отказывающихся от манны небесной в виде свеженьких квартир Жители регионов, не вдаваясь в суть проблемы, искренне поражаются наглости москвичей, отказывающихся от манны небесной в виде свеженьких квартир Фото: mos.ru

«ВЫ МОЖЕТЕ ВООБЩЕ НЕ ЗНАТЬ О ТОМ, ЧТО ВАС ХОТЯТ ПЕРЕСЕЛИТЬ»

Чем объясняется самый массовый за последние годы выход граждан на неполитическую (по крайней мере, так подчеркивали организаторы) акцию протеста? Все очень просто: власть покусилось на святое — добытые трудом и потом поколений квадратные метры. «Да, есть в Москве хрущевки, которые обещали снести еще при Лужкове и жители которых были бы рады переселиться. Но есть и кварталы крепких пятиэтажных домов, сталинок, например на Академической, где люди готовы строить баррикады, чтобы не допустить этого переселения. Потому что они сознательно выбирали себе район для проживания, а Собянин не обещал им компенсировать ремонт, переезд. А у многих ремонты стоят больше, чем квартиры. Так вот прошедший митинг и нужен был для того, чтобы власть услышала жителей Москвы», — говорит Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы».

По его словам, накануне митинга мэрия перестала демонстрировать несгибаемость и стала показывать готовность к диалогу. В частности, сейчас появился вариант получения компенсации за переселение по рыночной цене. «Хотя при этом главное требование протестующих не было выполнено. А протестующие говорили о том, что сперва надо принять закон, а потом начинать голосование. А голосование началось до принятия закона и даже досрочно — на 4 часа раньше. Поэтому я полагаю, что тема протестных настроений в Москве пока еще не закрыта. Я вчера был на митинге — и там реально было от 20 до 30 тысяч человек. И собрали его не партийные лидеры, не профессиональные революционеры, а группа женщин, которые живут в пятиэтажках», — отмечает эксперт.

Иначе говоря, буря возмущения вызвана волюнтаристстким подходом, заложенным в самом фундаменте программы. «Обещание властей Москвы касалось того, что жители сносимых домов в случае, если предложенные взамен варианты переселения не устраивают, могут обратиться в суд. Впрочем, согласно законопроекту, если в течение 60 дней после того, как вам отправили письмо о переселении, вы не согласились переехать добровольно, вас выселяют по суду. Оспорить это решение в суде нельзя. Факт сноса дома оспорить нельзя. Можно оспорить только размер квартиры, в которую вас переселяют. При этом законопроект не требует никакого подтверждения того, что вы получили уведомление о переселении. Вы можете вообще не знать о том, что вас хотят переселить», — говорит Евгений Ступин — адвокат Адвокатской палаты Москвы.

Он напоминает, что власти города обещали только добровольное переселение, мол, если жители дома против, то их жилье сносить не будут. «На самом деле правительство Москвы по своему усмотрению решает, каким образом учитывать мнение жителей и учитывать ли его вообще. На встречах жителей с главами районов назывались разные цифры порога одобрения для переселения — от 50 процентов плюс 1 голос, до 80–90 процентов голосов. Это следует из комментариев жителей, опубликованных в соцсетях. Голосование обещают провести через интернет-проект „Активный гражданин“, как именно и кто будет принимать участие в голосовании, не рассказывается», — отмечает собеседник газеты.

.
Фото: mos.ru

«ПО ПУТИ МОСКВЫ ПОЙДУТ И ДРУГИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ»

Во всей этой истории более всего удивляет то, что власти своими руками умудрились организовать протест на ровном месте. Можно лишь предполагать, зачем была столь срочно запущена даже не сырая программа — скорее ее зародыш. Жители регионов, не вдаваясь в суть проблемы, искренне поражаются наглости москвичей, отказывающихся от манны небесной в виде свеженьких квартир, и завидуют им, ведь на триллион рублей в провинции можно решить большую часть проблем с «аварийкой». А москвичи бузят, резонно опасаясь, что их выселят из обжитых зеленых кварталов в бывшие промзоны, а места поближе к метро отдадут охочим до денег застройщикам. Все заявления типа «Ваш дом не включили в программу, чего ж вы протестуете» воспринимаются с горькой усмешкой. Обитатели Златоглавой хорошо помнят, как им сначала обещали, что зона платной парковки не выйдет за Садовое кольцо, потом — за Третье транспортное, ныне же она ограничена лишь прихотями мэрии. Зато все поняли, что команда Собянина с легкостью наплюет на все свои обеты, если речь пойдет о деньгах.

Более того, эксперты не исключают: если модель «реновации» будет отработана в столице, она может распространиться и по другим регионам. И тогда тем, кто сейчас возмущается «непонятливыми москвичами», придется вспомнить знаменитое высказывание немецкого пастора Мартина Нимеллера: «Когда они пришли за коммунистами, я молчал — я не был коммунистом. Когда они пришли за социал-демократами, я молчал — я не был социал-демократом. Когда они пришли за профсоюзными активистами, я молчал — я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня». Фактически сегодня создается прецедент в строительной отрасли, активность горожан способна повлиять на конечный результат эксперимента. «В регионах население смотрит на Москву как на модель их собственного будущего, причем не самого далекого. По пути Москвы пойдут и другие региональные власти. Пятиэтажки очень помогли в свое время, они вытащили людей из бараков, подвалов, общежитий и коммуналок, впервые дали удобства и изолированные квартиры для каждой семьи, но с тех пор и состав семей, и их потребности изменились. Поэтому пятиэтажки в обслуживании городом обходятся дорого», — подчеркивает доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ Владимир Беляев.

Стоит напомнить еще один важный момент: президент РФ Владимир Путин предупреждал московского градоначальника, что не подпишет законопроект о реновации, если не будут учтены права граждан. Президент, видимо, понимая обилие подводных камней, постарался дистанцироваться от столь глобального проекта, которые ему могли преподнести как подарок избирателям под выборы-2018. Теперь возникает вопрос, не отразятся массовые протесты на карьере Собянина и Марата Хуснуллина, который курирует программу реновации. С этим вопросом «БИЗНЕС Online» обратился к нашим экспертам.

Владимир Путин предупреждал московского градоначальника, что не подпишет законопроект о реновации, если не будут учтены права граждан Владимир Путин предупреждал московского градоначальника, что не подпишет законопроект о реновации, если не будут учтены права граждан Фото: kremlin.ru

«МОСКВА НЕ ПОКАЗАЛА ПРИМЕРОВ УСПЕШНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА»

Мария Леонтьева — координатор центра прикладной урбанистики Казани:

— Как видно по карте реновации, это касается трети жилого фонда, который есть в Москве. Пару недель назад московский центр прикладной урбанистики совместно с городскими экспертами и студентами-социологами проводил анализ некоторых районов, в которых будет проходить программа реновации. Оказалось, что многие москвичи борются именно за качественную и гуманную городскую среду, а также микрообщественное пространство вокруг домов. В интервью в качестве основной ценности они, как ни странно, называют деревья выше домов. Жильцы знают всех соседей, дружат семьями и выросли в этих домах поколениями. Данная среда значительно отличается от того, что предлагают девелоперы даже в предложениях «экономплюс». Эта программа включила в себя как те дома, которые действительно требуют реновации, где аварийное состояние жилья, маргинальная среда, так и очень хорошие дома, где недавно был капитальный ремонт. И людям важна справедливость в этом вопросе. Анализ каждого дома должен производиться точечно. Нельзя говорить о том, что, прежде чем эта программа реализовывалась, изучались интересы москвичей. Москва не показала примеров успешного благоустройства или даже нового строительства с уютной средой из сети двориков в экономклассе. Пилотных проектов, реализуемых для того, чтобы можно было посмотреть, как программа может работать в действии, тоже не было. И если посмотреть на протестные группы, то даже качественная разъяснительная работа по этому проекту с жильцами не ведется. Ее проводят энтузиасты в каждом доме. Люди не читали законопроект и не являются грамотными в градостроительном смысле. Мы не можем говорить, что эта программа учитывает интересы всех москвичей.

И по поводу голосования через интернет можно отметить, что далеко не все пользуются сетью, существуют большие сомнения по поводу адекватности данного ресурса. Мы не можем проверить прозрачность голосования. Мне сложно говорить, как в регионах воспринимают данную проблему, я не анализировала этот аспект.

«ПО ПУТИ МОСКВЫ ПОЙДУТ И ДРУГИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ»

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ:

— На мой взгляд, наша власть давно уже не зависит от народа: фактически свободных выборов местных властей давно уже не было. Управленческая вертикаль не зависит от народа, в другом виде эта программа и не могла существовать. Смысла нет дискутировать с народом, если власть от него не зависит. Никаких отставок после протестов последовать не должно. Что касается самой программы, то еще в 1980-е годы были четкие установки, что делать с пятиэтажками: по окончании срока эксплуатации, через 40–45 лет, видоизменить эти дома, достроить 6-й этаж, чтобы были двухуровневые квартиры, выдвинуть плиты, чтобы можно было достроить лоджии, четыре квартиры на этаже превратить в три. О сносе тогда никто не говорил. Естественно, люди недовольны тем, что их могут перевести в захудалые районы, а на месте их домов строить жилье и инфраструктуру для более богатого населения.

Население Москвы пытаются сделать более мобильным, чем оно желает. Все люди делятся на бюргеров и спиралистов. Бюргеры живут всю жизнь на одном месте. Они если делают карьеру, то недалеко от дома. А спиралисты сегодня возглавляют отделение в одном месте, потом могут переехать в другое место, независимо от расстояния, там иметь более высокое положение и так далее. Нищие люди согласны терять все социальные связи и делать карьеру таким образом. Менять ориентацию населения и превращать из бюргеров в спиралистов — это насилие над людьми.

.
Фото: mos.ru

«ФЕДЕРАЛЬНУЮ ВЛАСТЬ ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ, В ПРИНЦИПЕ, УСТРАИВАЕТ»

Павел Салин — директор центра политологический исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Я думаю, что пока никаких политических последствий ни для Собянина, ни для Хуснуллина нет по одной простой причине — тут все зависит от позиции федеральной власти. А ее текущая ситуация развития событий, в принципе, устраивает. Почему? Потому что складывается впечатление, что где-то с середины апреля власть использует сложившееся недовольство реновацией для того, чтобы переключить внимание с дискурса проблем коррупции, над которым она утратила контроль после акции 26 марта, на проблему реновации. Федеральную власть устраивает ситуация, когда городские слои населения испытывают недовольство, причем не только москвичи (за этим следят все горожане России, поскольку программа реновации может быть распространена на другие города). Ее устраивает ситуация, когда внимание горожан приковано к данной проблеме. Здесь уже вопрос стоит не только в том, чтобы максимально погасить недовольство и эту проблему убрать, но и в том, чтобы контролировать такой протест. Если нельзя процесс остановить, его нужно возглавить. Самое главное — не давать появляться протестной коалиции, не давать переходить данным процессам в чисто политическую плоскость. В принципе, в ходе акции 14 мая это удалось — выступление Навального заблокировали. Поэтому в ближайшее время никаких политических последствий для Собянина и Хуснуллина не будет — они нужны в качестве громоотвода. Это перспектива нескольких месяцев, потому что вряд ли летом будут какие-то другие серьезные протестные акции. Что будет осенью — вопрос открытый.

«ЭТО БЫЛ ОТНЮДЬ НЕ МАССОВЫЙ ПРОТЕСТ!»

Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:

— Во-первых, программы еще нет, законопроект пока находится на стадии обсуждения. Поэтому я полагаю, что инициаторы этого митинга провели мероприятие если не на пустом месте, то, по крайней мере, пытаясь разогреть страсти и заранее повысить градус эмоций. Государственная Дума отложила рассмотрение данного проекта до июля, президент сказал свое слово, и сейчас мэрия работает над тем, чтобы получить максимальное количество предложений москвичей относительно проекта этой программы. В настоящее время идет техническая подготовка проекта, поэтому я подозреваю, что инициаторы протестов просто попытались использовать данную тему для того, чтобы вывести людей на улицы.

Ни к какой отставке министра строительства Москвы Марата Хуснуллина эти протесты, разумеется, не приведут. Заинтересованность некоторых политиков из маргинальной части политического поля в том, чтобы разогреть страсти вокруг данного проекта, понятна. Но учтите, что максимальное количество тех, кто вышел на улицы, было 20 тысяч, в то время как количество людей, которых так или иначе затронет инновация, равняется полутора миллионам. Так что это был отнюдь не массовый протест! Люди вышли, гонимые страхом перед неизвестностью, чем и воспользовались некоторые политические деятели. Вот, в общем-то, и все. Пока говорить о том, что программа реновации вызывает какую-то антипатию у москвичей, не приходится — за отсутствием самого документа этой программы.

.
Фото: Игорь Ким

«ПОЛАГАЮ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ БЫЛО ВВЕДЕНО В ЗАБЛУЖДЕНИЕ»

Константин Калачев — руководитель Политической экспертной группы:

— Все началось с законопроекта, который был подвергнут справедливой критике. На встрече Собянина и Путина 21 февраля было объявлено о планах правительства Москвы по сносу пятиэтажных жилых домов общей площадью 25 миллионов квадратных метров и по расселению более чем полутора миллионов человек в новостройки. И если сначала речь шла только о ветхих хрущевках, то, согласно законопроекту, сносу подлежали дома первого индустриального строительства, а также многоквартирные дома и нежилые здания, попавшие в зону реновации, независимо от этажности и технического состояния. То есть понятия «пятиэтажные хрущевки» в законопроекте нет, есть «дома, попавшие в зону реновации». Потом москвичам говорили о том, что их новые дома будут находиться недалеко от их прежнего места проживания. Собянин пообещал, что внесет в Мосгордуму законопроект, по которому москвичи получили бы гарантии переселения в границах административного района. В законопроекте речь шла о «том же районе либо прилегающем». Но вы сами понимаете, что такое прилегающие районы... Потом обещали, что квартиры будут по площади больше, коммуналки будут расселены. По законопроекту же речь идет о равнозначном жилье, по площади — тютелька в тютельку, метр в метр, и ничего про расселение коммуналок там не было. То есть фактически москвичам предлагается отказаться от права собственности в обмен на туманные обещания, что все будет хорошо. Многие москвичи, естественно, этому не обрадовались. И меньше всего обрадовались этому люди, живущие в крепких пятиэтажных кирпичных домах, как я, в частности.

Я полагаю, что правительство Москвы было введено в заблуждение, в том числе и соцопросами, ориентируясь, так сказать, на среднюю температуру по палате. Представьте, что у вас есть три хрущевки и одна сталинка. Когда их жильцы проголосуют, большинство будет за расселение. Но при этом жители сталинки будут готовы костьми лечь, чтобы этого не допустить. Поэтому москвичи и заподозрили московскую власть в том, что она руководствуется не интересами граждан, а интересами девелоперов. Ведь новые дома, понастроенные в последнее время в не самых лучших районах города, плохо продаются, соответственно, нужно эти квартиры кем-то заполнять, а новые дома — строить на месте снесенных пятиэтажек, расположенных в красивых, престижных районах. Вот если бы программа реновации шла от окраин к центру, от самых ветхих домов, если бы люди были убеждены, что голосование будет честным, открытым и прозрачным, то проблем было бы меньше. Но сейчас правительство Москвы вынуждено идти на определенные уступки. И я надеюсь, что в итоге можно будет выйти на приемлемый, бесконфликтный вариант. Но только в том случае, если не возобладает мнение, что нельзя уступать протестующим.

«ЗАКОНОПРОЕКТ ПОЗВОЛЯЕТ ОТСТУПАТЬ ОТ СТРОИТЕЛЬНЫХ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ, ПОЖАРНЫХ НОРМ»

Евгений Ступин — адвокат Адвокатской палаты Москвы:

— Во-первых, власти обещали, что сносить будут только аварийные и ветхие хрущевки, а крепкие дома, блочные пятиэтажки или любые дома выше пяти этажей трогать не будут. На самом же деле законопроект не дает понятия «хрущевок», а также «ветхости» или «аварийности» домов. Ограничений по возрасту, этажности, состоянию дома тоже нет. По решению мэрии может быть снесен почти любой дом, не только пятиэтажный. Во-вторых, говорилось, что давать новую квартиру будут в своем районе или в соседних и далеко от прежнего жилья никого расселять не будут. В реальности же нет гарантий, что вы останетесь в своем районе, в пределах привычной инфраструктуры (доступности к метро, магазинам, школам, детским садам и т. д.). В-третьих, обещали, что новая квартира будет больше старой, а жителей коммуналок расселят в отдельные квартиры. Да, законопроект гарантирует, что жилая площадь в новой квартире будет не меньше жилой площади в старой, но квартиру большей площади закон не гарантирует, вне зависимости от числа прописанных в ней людей. Так что жителям коммуналок закон обязывает предоставить только ту площадь, которая у них есть, переезда в отдельную квартиру он не предполагает.

В-четвертых, говорилось, что новая квартира будет дороже старой, поэтому ее можно будет продать и получить больше денег. Тем не менее, согласно законопроекту, новое жилье будет равнозначным (то есть столько же метров), но не равноценным (аналогичным по цене). При этом новый дом может находиться дальше от центра и метро, не обладать аналогичной инфраструктурой и озеленением. В-пятых, объявляли, что качество жилья в новостройке будет лучше, чем в старом доме. Опять же законопроект позволяет отступать от строительных, санитарно-эпидемиологических, пожарных, экологических норм при строительстве жилья в зоне реновации. Для этого достаточно лишь получить от правительства Москвы «специальные технические условия». Таким образом, гарантии качественного жилья никак не устанавливаются.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (94) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.05.2017 15:33

Забитая запуганная Казань промолчала когда центр сносили.
Третья столица)

  • Буре
    15.05.2017 15:22

    Когда в Казани появится гражданское общество?
    Кто поведет?
    Нищие голодные бюджетники им не до этого.
    Забитый запуганный татарстанский народ.

    • Анонимно
      15.05.2017 15:33

      Забитая запуганная Казань промолчала когда центр сносили.
      Третья столица)

      • Анонимно
        15.05.2017 17:36

        Все получили жильё если что, не забывайте заслуги Шаймиева!!!

      • Анонимно
        15.05.2017 20:04

        дольщикам, самым активным по сути среди местного населения, после третьего перекрытия дорооги у кабмина погрозили уголовкой, этого хватило чтобы протест сошел на нет, так что не будет никого кипиша, а так есть люди с активной гражд.позицией, нет тока уверенности что тебя поддержат если что, деньгами, юрид. поддержкой и общ.мнением, всем по большому счету наплевать на всех и вся, как в том самом мультике про юного чертенка

      • Анонимно
        16.05.2017 07:05

        Значит надо опять ехать в Москву! С нами хуже, чем с индейцами обращаются - те хоть за ящик виски Манхеттен отдали, а нас в ипотеку загоняют, чтобы вообще все отобрать жилье и землю за бесплатно.

      • Анонимно
        17.05.2017 15:03

        Помню как переселяли Квартал - дома обваловали бульдозерами - затопили дома и поджигали те где люди не ночевали дома.

        Сейчас такого беспредела не будет. Сейчас все будет по закону - будет законная показательная карательная операция приедут полицаи и нет деревни.

    • Анонимно
      17.05.2017 15:00

      Когда народ найдет средство выразить свое недовольство действиями властей так что бы это было больно и сильно и власть в принципе не могла это игнорировать.

      И это не выборы не референдумы не митинги протеста не шумиха в прессе и прочие фантомы псевдодемократии.

  • Вот я давно наблюдаю за мэром Москвы Собяниным и не припомню случая, чтобы он москвичей как-то глухо, нагло, по хамски обманул, кинул, унизил. Всем не угодишь. Что-то некоторым может действительно не нравится. Но Собянин не может не действовать не в интересах большинства, а лишь угождать меньшинству. Иначе получится хаос, и Москва, очень сложный город во всех отношениях, просто ВСТАНЕТ.
    И вот мне кажется, что некоторые "интересанты" озабочены тем, что в процессе реновации вскроются "мульён" очень нелицеприятных фактов в части обретения имущества различными недобросовестными способами. В том числе и во времена "царствования" Лужкова.

    • Анонимно
      15.05.2017 15:52

      Продолжайте вести наблюдение! Через 15 лет доложите)))

      • Чтоб обид ни у кого не было, в плане обогащения некоторыми девелоперами, опять напрашивается необходимость введения прогрессивного налога - НДФЛ.

        • Мюллер)))
          15.05.2017 16:09

          У меня есть обиды в плане обогащения многих высших чиновников)) Давайте им тоже налог придумаем по Вашей логике))

        • Анонимно
          15.05.2017 16:35

          Вы не очень умный человек, по-моему, но любите распространять результаты своих измышлений.
          Про ситуацию в Москве вы Вообще ничего не знаете,
          а уж про прогрессивный налог... Те самые богачи, на которых вы умно целитесь, не платят ндфл в том виде, в каком он вам представляется, вы просто гремуче не в теме всех вопросов по которым каждый день здесь упражняетесь.

          • 16.35. Вы ошибаетесь. Я имею представление как они платят, куда платят и за что платят. И это не коррупция даже вовсе. Был бы даже не против от такой схемы. Но лишний раз убеждаешься, что результат получается хреновый: польза на 1 коп., а ущерба на рубль (для общества и для страны). Есть одно умное выражение: когда не знаешь как поступать, лучше поступать по закону. Только так в стране может что-то устаканиться. Если у Вас иное мнение, как человека, который всегда и во всём в "теме" - поделитесь. Может я действительно что-то иначе представляю. А так, "вы не в теме, а я вот знаю, но не скажу", тоже не указывает на Вас как на УМНОГО. Ждём-с?

            • Анонимно
              15.05.2017 16:58

              Не дождетесь, зачем мне это надо.
              Намёк прямой вам дал, это уже добро, а как ваш мозг этим воспользуется, зависит только от вас.

              • 16.58. Никаого намёка Вы мне не дали, к сожалению. И не обольщайтесь, что Вы есть Гигант Мысли. Если я, по Вашему выражению не умный, так вот мне кажется, что от меня в плане ума Вы сами недалеко ушли. А может даже и не дошли. Обилие информации у одного, и отсутствие соотвествующей информации у другого - это не замеритель умственных способностей. Хотя если Вы действительно УМНЫЙ, я только рад за Вас. И не огорчаюсь по этому поводу нисколько.

    • Анонимно
      15.05.2017 16:05

      Платная парковка в спальных районах Москвы вам ни о чем не говорит? Или не внимательно наблюдаете?
      Альфред Ш.(Кузайкино)

    • Rinat_16rus
      15.05.2017 18:21

      Если наблюдать за Собяниным, то можно вспомнить его классическое: "Мы не будем смотреть на ваши лживые бумажки о собственности!" (вообще говоря, лживые бумажки были выданы Российским государством). Это он изрек, когда сносили торговые помещения. Да, наверное, 99% из них были не нужны, не законны, не оформлены. Но там был, пусть 1%, но но вполне законных добросовестных предпринимателей. Ответьте, пожалуйста - Вы считаете, что "интересы большинства" оправдывают нарушение законов, прав, обещаний самого же государства? Мы это с 1917 года проходим, "интересы большинства" - понятие растяжимое, и обычно всегда находятся желающие его формулировать. А уж когда эти формулировщики начинают закон "растягивать"... Ну и этому большинству ведь абсолютно никто не мешает переезжать в новые квартиры. За цену хрущевки в тех кварталах, которые заинтересовали "реноваторов" можно было спокойно покупать новые эконом-квартиры у черта на куличках, еще бы и на мебель осталось

      • Единственно, что могу заметить. Собянин, до этого, никакого не обманывал. И не хочется верить, что реновация это какой-то обман. И у некоторых коренных москвичей, многих пожилых и одиноких, возможно единственный раз в жизни, выпадает счастливая лотерея,-получить нормальное жилье, в соответствие с современным представлением о "человеческом существовании", а "не кота помоешного". Разве это не справедливо? По поводу сноса павильонов в Москве, насколько знаю, что у кого было всё в соответствии получили даже больше, чем потеряли. Где здесь аналогия с 1917 г., не пойму - если объективно?

        • Rinat_16rus
          15.05.2017 20:07

          Аналогия возникла из Вашей мысли, что Собянин действует в интересах большинства и это оправдывает нарушения закона в отношении меньшинства. Что он не обманывает - может быть, он особенно и не скрывает свои цели. А Вы действительно верите, что он действует в интересах "некоторых коренных москвичей, многих пожилых и одиноких"? И я действительно не понимаю, в чем была проблема у этих москвичей. До этой трескотни о реновации, обвалившей рынок хрущевок, совершенно спокойно можно было сменять хрущевку в нормальном районе на новое социальное жилье на окраине, что в Москве, что в Казани. Ну и имею возможность детально сравнивать хрущевку 70-х годов постройки и соципотечный дом 2006 года. Поверьте, хрущевка крепче

        • Анонимно
          16.05.2017 06:12

          Ага все получили больше, кроме жителей лишившихся магазинов шаговой доступности. Родственники теперь за колбасой и сигаретами на метро ездят. Вам бы так понравилось? Встал с утра яичницу захотел приготовить и в метро.... Час делов и яйца на сковородке. И проблема не в спросе, а в сервисе стоимости аренды/торговой наценке. У павильонов с этим все нормально было. И строения мало чем от большинства ТЦ Казани отличались.

        • Анонимно
          18.05.2017 02:09

          Ваше понятие нормального жилья и ,,современное '' представление о нормальном существовании в результате ,,счастливой '' лотереи настолько примитивны и мелки! Здесь же имеется ввиду -любовь к малой родине, к месту где ты жил всю жизнь, где было столько хорошего и плохого, где каждый метр - что дома, что на улице - есть твой , единственный в мире тебе дорогой по-настоящему, это глубинное, личное чувство, эти деревья во дворе как родственики, здесь особый микроклимат, это то, за что цепляется сердце и не может, не хочет отпустить..Это-если вы не понимаете-нельзя об'яснить. Не в метрах, не в комфортном новом жилье, не в удобствах квартиры есть счастье, мы все временны, уйдем,и вы тоже уйдете, но если сердце не цепляется за что нибудь, я не о людях рядом с вами, это само собой , то мне жаль вас по настоящему. У вас никогда не может быть ДОМА. У вас будет просто комфортная квартира,одна, другая, десятая....пустота, простота, примитив

          • Анонимно
            18.05.2017 08:59

            Господин, Вы о чем? О Москве и москвичах с их трафиком? Вы давно в Москве бывали, общались с Москвичами. В Москве давно рулит его величество, доллар. Приоритет нажива. Нас из провинции там воспринимают как белых ворон. Вы же пишете, о чем то высоком и возвышенном. В жизни все намного проще и банальней. Особенно в Москве.

      • Анонимно
        25.05.2017 12:25

        Лживые бумажки о собственности - это документы о регистрации права, которые можно тупо за бабки получить в Росреестре. И все прекрасно знают, как решаются такие вопросы. А вот то, что предприниматель (как красиво для отечественного уха звучит это чуждое нашему менталитету понятие - потому что предпринимательство с точки зрения большинства нашего населения равнозначно спекуляции), так вот, то что предприниматель построил объект без разрешения строительного надзора (несмотря на то что потом его зарегистрировал) - это уже преступление. И не надо здесь истеричных воплей про нарушенные права собственности: так ведь можно и вообще наплевать на законодательство (а мы же любим к месту и не к месту говорить о том, что хотим жить в правовом государстве - ну так живите в нем, исполняйте законы!) и не получать никакую градостроительную документацию, а просто строить что хочешь, а потом получать свидетельство на право собственности! Ребята, вы не охренели ли?!

    • Анонимно
      17.05.2017 15:27

      А кто оплачивает Вам это?
      Откуда свободное время?
      Я Вас ни в чем не обвиняю но вот мне что бы достойно содержать семью приходится много много работать.

  • Анонимно
    15.05.2017 15:35

    Запустили пробный шар- если народ проглотит то будут сносить и строить муравейники- в условиях стагнирующей российской экономики это даст толчок в экономике на года 2-3! По принципу нам бы ночь простоять да день продержаться)) А если не получится то выйдет добродетель Путин и как обычно погрозит "плохим" боярам и спасет снова благодетель всех))) Методу уже 1000 лет!

    • Анонимно
      15.05.2017 22:26

      Умница.
      всё правильно.

    • Анонимно
      16.05.2017 13:31

      Слушайте, но не будет никаких муравейников. Вам вместо вашей пятиэтажки построят шестиэтажку. Но новую. Хотя, я вообще сомневаюсь, что вы знаете, что тауое хрущевка. Что такое самузел 2*2 и кухня размером с пятачок

    • Анонимно
      17.05.2017 15:29

      Так и есть.
      100%

      • Анонимно
        18.05.2017 09:01

        Конечно, эти квартиры сдаются в аренду, а их владельцы живут в более комфортном жилье.

  • Анонимно
    15.05.2017 15:36

    раскачать ситуацию могут 10% недовольных граждан, пока что в России недовольных не больше 5-7%.

    • Анонимно
      16.05.2017 14:07

      раскачать не смогут даже 50%, потому что народ выходит не против чего, а за что-то, так в конце 1980-х гг. мы идиотски поверили в превосходство западной модели, не понимая, что она зиждется на колониальном прошлом, и эти результаты ограбления всего мира давно закончились, и нужны новые, и в этом качестве новых колоний для грабежа мы по нашей дурости и позволили влиять на нас западным странам, надеюсь, теперь ума хватит по новой не подставляться

  • Анонимно
    15.05.2017 15:40

    У нас ни какой реновации - признали дома аварийными и вон из квартиры.

  • Анонимно
    15.05.2017 16:00

    Это обычное обезземеливание горожан, но дураков в Москве не осталось, это не Казань.

    • Анонимно
      15.05.2017 16:06

      В Казани прокатит

    • Анонимно
      15.05.2017 16:37

      Кто-нибудь сделайте обзор, кому в реальности принадлежжит теперь земля в Казани и в Татарстане)))

      • Анонимно
        16.05.2017 06:18

        А чем-то зачем? Они уже в разработке. Кто-то этими бумагами в Париже подтирается, кто-то их на акции Камаза меняет, кто-то уже доигрался, остальные пока щеки раздувают. Зря, им побыстрее свалить из страны - добрый совет.

  • Пока манипуляция общественного сознания идёт не умело. Народ научился защищаться от манипуляции.

    • Буре
      15.05.2017 16:37

      Да Ну? Манипулируют как хотят. Как котят

    • Анонимно
      15.05.2017 16:49

      У людей авто появилось, его ставить куда-то надо. И вообще - сужение жизненного пространства у любых животных приводит к повышению агрессии.

  • Анонимно
    15.05.2017 16:49

    Ничего нового в этой реновации нет. Шаймиев у нас ее давно провел и правильно сделал. Люди (бесплатно) получили современное жилье, пусть и на окраине Казани. В квартирах с положенным в рамках закона метражом, есть вода (горячая, холодная), газ. Кому нужно большее, зарабатывайте. Почему за них должны платить все из бюджета. Все (или практически все) гнилье в центре города с вонючими выгребными ямами было снесено. Критики тогда в адрес Шаймиева тоже было достаточно, но всем не угодишь. Некоторые горожане весь хлам тащат в дом, устраивая из квартиры помойку со зловонием и насекомыми. Попробуйте их выселить или переубедить, что так делать не нужно. Сомневаюсь, что вам это удастся.
    Вот и в Москве, где все мерится рублем (а точнее долларом) есть категория, которую трудно переубедить. Конечно стоимость жилья после реновации в Москве значительно упадет, а это не только продажа, но и сдача квартир в аренду. Не зря же на улицу вышли и те кто не попадает под снос, но стоимость жилья у них в районе после реновации, резко упадет. Вопрос с получением квартиры возле метро думаю решаем. Разговоры же про "чудо" ремонт, это разговор от лукавого, либо затрагивают очень узкую часть населения.

    • Анонимно
      15.05.2017 21:38

      Только не бесплатно это получилось. 1% от выручки сдавали все. А кто не хотел платить собирали в Ленинском мемориале. На первом ряду сидели налоговая, пожарная, милиция и т.д. По одному поднимали и спрашивали, почему не платишь? Говорили зарегистрируйся в другом регионе - там нет ветхого фонда.

      • Анонимно
        16.05.2017 12:20

        А вы хотели чтобы вам доплачивали за то что вы коммерческой деятельностью занимаетесь? У нас социальное государство. Следовательно нужно помогать нуждающимся: детям, инвалидам, пенсионерам и т.д. В данном случае гражданам проживающим в аварийном жилье. Если не согласны, то голосуйте, чтобы эти постулаты убрали из Конституции.

  • Анонимно
    15.05.2017 16:51

    Зажравшаяся москва. Это другая страна, это не Россия.
    Налоги со всей страны собирают, чтобы вас содержать и обеспечивать благами, строить метро, парки и дороги.
    москвичи не прочь все получить бесплатно и за счет жителей регионов.

    • Анонимно
      15.05.2017 16:59

      Как раз отказываются от бесплатного получения "за счет регионов", не?

    • Анонимно
      15.05.2017 17:11

      Зажравшаяся казань. Это другая страна, это не Татарстан.
      Налоги со всей Республики собирают, чтобы вас содержать и обеспечивать благами, строить метро, парки и дороги.
      казанцы не прочь все получить бесплатно и за счет жителей районов

      • Анонимно
        15.05.2017 17:44

        Эта мольба не к казанцам, а к органам всех ветвей власти. Они составляют бюджеты всех уровней, распределяют доходную и расходную части, определяют конкретные направления расходов, исполняют и отчитываются об исполнении бюджетов, утверждают эти отчеты. Ну, и пилят кто как может.
        Казанцы совсем не рады множеству трат государственных денег. Ошибки и "хапки" видны невооруженным глазом.

  • Анонимно
    15.05.2017 16:56

    Али.

    Как могут Регионы подхватить реновацию , у них денег таких нет.

    • Анонимно
      15.05.2017 21:40

      У Абдуллина в фонде собраны миллиарды народных денег. Такие фонды есть в каждом регионе. Не надо ля ля

  • Анонимно
    15.05.2017 17:57

    Пора сносить эти старые уродливые пятиэтажки!

  • Анонимно
    15.05.2017 18:17

    Когда один дом высотный впитывает в себя несколько деревень, а на каждого человека вокруг дома выделяется по 12 кв. см. земли (рушат все нормы СНИПа по удовлетворению живущего), вот и выходит возмущение. Кто -то скажет, не покупайте автомобили, не рожайте детей, не стройте спортивные и детские площадки. Остается только вернуться к лукам и стрелам. Вот такая кривая правда получается. Люди во многом такого боятся. Примеры у казанцев на каждом шагу и повороте. Загляните в любой отстроенный район, везде работоспособных людей обманули. Не так ли?

  • Анонимно
    15.05.2017 18:40

    Все же непонятно, чем люди недовольны? Им в том же районе дадут бесплатно новое и явно большее жильё. хрущевку будут сносить если за снос проголосует не менее 2/3 жильцов. Новые дома будут этажностью до 10.

    • Анонимно
      15.05.2017 19:43

      И компенсируют по рыночной цене деньгами.
      Что им ещё нужно?

      • Анонимно
        18.05.2017 02:30

        Рыночную стоимость уже снизили, а продать уже низя, если ты включен в реновацию, или в половину дешевле, вот так вота

    • Анонимно
      18.05.2017 02:27

      Район огромный, его не об'едешь и за 3 часа, все зеленое под корень срубается, твари просто, мы не будем больше за них голосовать. Ни за что.

  • Анонимно
    15.05.2017 18:49

    Если в Москве прокатит то дальше по фсем регионам эта новация пойдет.Неужели многие не понимают что бесплатный сыр даже в мышеловке не бывает иначе зачем обставлять эту реновацию такими жесткими мерами в отношении собственности.Это же можно при желании сделать не меняя никаких законов.

  • Анонимно
    15.05.2017 18:58

    Татарин Злой
    . "Поэтому пятиэтажки в обслуживании городом обходятся дорого», — подчеркивает доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ Владимир Беляев.

    Хотелось бы, чтобы цельный "дохтур политишных наук" (кста, шо це такэ?) когда говорил, что пятиэтажки обходятся дороже, говорил также, на сколько или во сколько раз, а также разъяснял почему это происходит. А пока это звучит художественным свистом, соловьи нервно курят в сторонке. Как известно, за содержание, ремонт домов, уборку придомовой территории платят жильцы (недавно перечитал квитанцию. Много думал)). Каким боком тут город?

    • Анонимно
      15.05.2017 19:25

      Старье всегда дороже а обслуживании. Вы этого не знали?

      • Анонимно
        15.05.2017 22:36

        Татарин Злой
        Знал, знаю и буду знать! Но у меня канкритный вопрос: каким боком к содержанию домов имет город и вапше государство? Перечитал расчетку. Нашёл многое, начиная с ХВС и ГВС и заканчивая капитальным и текущим ремонтом. Даже Услуги консьержки. Все плачу (и плАчу сам). И нигде не встречал строчки: п.17 Доплата Зильберштейн Габдулле Ивановичу от города Небрежно-Членинска за проживание в старом (новом) доме. Обидно, но такой строки нет ни у кого. Ну если только в Борматюшино.

  • Анонимно
    15.05.2017 19:03

    Милейший!Чего бесплатно дадут?Законопроект написан витиевато.Если бесплатно дадут то зачем тогда в законопроекте дают 60 дней на составление договора который по сути образно говоря прекращает ваше право собственности и еще там написано что судиться будет невозможно по собственности.

  • ПанАлекс
    15.05.2017 19:07

    Как же прозорливо выглядит сейчас фильм Робот-полицейский с продолжением! Прямо один - в один! Такое же выселение из трущоб и всем владеет одна корпорация (разве мэр, его чиновники и бизнесмены с застройщиками не одна корпорация?). Только робокопа нет, вместе со справедливостью...

    • Анонимно
      15.05.2017 22:38

      Татарин Злой
      Робокоп появится, как Ленин в Октябре. Может в октябре и появится...

  • Нет. Может лично я и не прав. Может не обладаю действительно никакой информацией. Вот допустим, говорят: это обман. Но ни где не могу, кроме лозунговщины, найти: в чём же именно обман, если таковой имеется? Бред какой-то: да жилья, если оно законное, сейчас вообще не возможно лишить, не говоря уже о лишении собственности на него. Палку не перегибаем? У страха глаза не слишком велики? Объясните механизм, кто в курсе - как?

    • Анонимно
      15.05.2017 19:57

      читайте обе части коммента Ступина в тексте, он как юрист все четко разложил

    • Анонимно
      16.05.2017 01:32

      Вообще-то проще всего прочитать законопроект, многие вопросы отпадут:
      1) голосование жильцов, а не только собственников. Почему соседи будут решать судьбу моего имущества? Ведь ваш подъезд не решает на какой машине вам ездить.
      2) равнозначное, а не равноценное. Квартира той же площади как и моя, но дальше на одну станцию метро стоит уже дешевле, а район у нас достаточно большой. И могут дать в таком месте, где до метро придется еще добираться на наземном транспорте. Я уж не говорю про соседние районы, которые вообще до МКАД доходят и квартиры, соответственно, стоят еще ниже.
      3) невозможность оспорить в суде даже сам факт выселения.
      4) в законопроекте не прописана процедура перехода прав собственности, она вообще какая-то мутная. Ты отдаешь квартиру, а тебе обещают дать равнозначное помещение.
      5) отход от градостроительных и иных норм.
      6) выселение в течение 60 дней.
      7) качество нового жилья оставляет желать лучшего, особенно если учесть что у меня крепкая кирпичная пятиэтажка с высокими потолками и стенами 60 см. Отличная звукоизоляция и зеленый двор.
      Посудите сами, если у вас хорошая квартира в хорошем доме, отличный район, зачем переезжать? Я могу продать свою двушку и купить трешку ближе к МКАД, но мне это не нужно. Я хочу жить в своем доме.
      Еще маленькая деталь - чтобы расселять аварийные и ветхие дома законодательная база есть. Да и лужковская программа еще не закончена, ее можно продлить. Этот новый законопроект для расселения проблемных домов вообще не нужен. Делайте выводы.

    • Анонимно
      18.05.2017 02:36

      Наберите в поисковике- обманутые дольщики, или обманутые переселенцы, просветитесь

    • Анонимно
      18.05.2017 02:40

      Ну и просто прочитайте про теперешнюю реновацию, нас заставляют , именно заставляют!!!лишиться своей собственности и переехать из собственной квартиры к черту на рога, в своем районе есть чертовы рога, вы не знали?

  • Анонимно
    15.05.2017 20:00

    Господин Юссон. Скажу сразу что вы неправы в силу определенных причин и это не ваша вина.Я бы обяснил как может запросто изьять государство собственность у любого но это очень долго .Если быть кратким чтобы что то понять надо через это пройти .Некурящий не поймет курильщика,непьющий не поймет пьющего,тот кто на свободе не поймет того кто не на свободе,кто здоров не поймет больного,богатый не поймет бедного и прочая.Самое образно говоря страшное что у нашего государства образно говоря фсе карты крапленые и везет лишь некоторым в силу разных причин и то что чиновникам которые допускают нарушения в отношения прав граждан почти не несут наказания.

  • Анонимно
    15.05.2017 20:25

    Ступин еще не фсе рассказал а мягко деликатно рассказал про токмо образно говоря вершину айсберга.

  • Анонимно
    15.05.2017 20:40

    Хочется написать нечто похожее что что сказал когда то классик.Когда сносили ларьки я молчал .Потому что я не владелец ларька.Когда сносили магазины я молчал потому что я не владелец магазина.Когда сносили якобы ветхое или якобы аварийное жилье я молчал.Потому что я не владелец якобы ветхого или якобы аварийного жилья.Когда сносили неаварийные и неветхие хрущевки я молчал.Потому что я не владелец хрущевки.А когда пришли ко мне то уже некому было меня защищать.

  • Анонимно
    15.05.2017 20:45

    Невозможно снести только хрущевки.Там на мой взгляд снесут и сталинки и магазины и прочая на этой территории.Если закон примут то это разойдется по регионам и в малых городах и районах начнут на мой вгляд сносить малоэтажные общие дома,гаражи,магазины и прочая.

  • Анонимно
    15.05.2017 21:24

    Одни бастуют за снос, другие против сноса - людей не поймёшь))) в Казани бастовали трущобники помнится, не попавшие в шаймиевскую программу и стремились правдами неправдами прописаться там.

  • Вызывает удивление противостояние жителей хрущёвок с властями города. Эти дома были построены со сроком службы 25 лет, а простояли уже более полувека. Скоро они просто начнут складываться, как карточные домики. И что тогда делать? В Казани уже был опыт реконструкции таких домов на улице Королёва. Мой отец был участником этой работы в качестве проектировщика. Увы, реконструированные дома оказались дороже вновь построенных. Чем недовольны люди, которые взамен своих коробушек получат современное жильё? Если новые дома не окажутся на краю города, то капитализация квартир возрастёт. Так не монифестации устраивать, а радоваться нужно.

    • Анонимно
      16.05.2017 00:43

      А вы подумайте, почему район Капотня не вошел в реновацию или старые общаги ближе к окраинам, а те дома, что ближе к центру вошли? Цена земли иная. Читайте законопроект. Там про хрущевки ни слова. Там очень размытые формулировки, по которым любой дом можно снести, а также лишение права собственности, невозможность оспаривания в суде. В список домов на снос попали как раз крепкие кирпичные дома и сталинки на оооочень вкусных кусках земли. Не о хрущевках речь. Ветхое жилье по лужковской программе можно прекрасно расселять. Речь о конституционных правах и о возвращении в крепостное право. Кстати, москвичи рады были бы, если бы эти деньги пошли на развитие регионов. Не зажрались мы. Наш город уничтожают.

    • Анонимно
      16.05.2017 01:54

      Срок эксплуатации кирпичных домов - 100-120 лет
      крупноблочных также.
      Даже панельки рассчитаны на срок 50 лет.
      Эта фраза "на 25 лет" вырвана из контекста. Хрущев говорил что через 25 лет люди будут жить при коммунизме и хрущевки будут снесены. А на 25 лет рассчитаны деревянные постройки и щитовые...

      • Анонимно
        16.05.2017 19:19

        Если ты такой истый хрущёвец,где Коммунизм?И почему не сносят эти дома,через 50-60 лет?

        • Анонимно
          16.05.2017 19:52

          так самые хилые панельки и снесли, как раз уложились в 60 лет. А сносить кирпичные дома - варварство, они еще и половины срока не отслужили.

    • Анонимно
      16.05.2017 09:21

      В Москве людям не объяснили куда конкретно они переедут.
      До сих пор неясно. Еще не определены места застройки или определены на уровне слухов.
      Вот народ и бесится.

  • Анонимно
    15.05.2017 21:58

    Никто же по большому счету непротив если будет честно.Вот вы лично даете гарантию что собственники получат баш на баш вместо старого жилья новое в том же районе и без всяких доплат и ипотек?Те кто не приватизировал свои квартиры по закону понятно что получат .

    • Анонимно
      16.05.2017 09:22

      На сайте мэрии Москвы всё красиво - как будет в реале никто не знает

  • Анонимно
    16.05.2017 08:01

    Кап ремонт за что платили, собственники хрущёвки. Чиновники должны им ещё компенсацию и жильё

  • Анонимно
    16.05.2017 10:49

    прочитайте про Англию, где для разведения баранов сгоняли с земли простолюдинов

  • Анонимно
    16.05.2017 11:09

    Очень просто Собянину и Хуснуллину не хватает бабок, хотят за счет сноса переселить людей в ипотеку в квартиры, а на место хрущевок поострить элитные дома и с иметь деньги. Опять страдает простой народ - отнимут дома и земли, и загонят в кредиты, а как люди пенсионного возраста должны платить на их крошечные пенсии, это их не волнует. Им всё денег мало!!!

    • Анонимно
      18.05.2017 02:53

      Денег им мало -зато Бога на них много, ответят Ему, не подсластят уже, смерть то она рядом, за спиной у каждого стоит, страшно, не надо им народ преступать на самом деле, грех.

  • Анонимно
    16.05.2017 15:36

    Эти страшные кварталы хрущевок в центре москвы давно пора сносить. Это же столица. Вот у нас не церемонились, расселили и все. Хоть центр красивый, без маргиналов. Другое дело как застроили, тут конечно есть вопросы. Но истерики против власти устраивать смешно.

  • Анонимно
    16.05.2017 16:32

    Так это когда было.Нонче элита в Великобритании образно говоря коммунизмь там построить хочет.В госсобственность целые отрасли вернуть собираются и с 5% богачей еще больше налоги брать собрались а там они и так для богатых высокие.

  • Анонимно
    17.05.2017 10:58

    Первой реновации надо подвергнуть мэрию Москвы. Собянина с Хуснуллиным территориально переместить в новые офисы, расположенные на исторической родине. Место работы, при этом оставить старое. И пусть ежедневно на работу ездят. На служебных автомобилях. Может по пути на работу и с работы домой более адекватные мысли будут приходить.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль