Общество 
23.05.2017

«Мы имеем некую катастрофу, потому что предмет «Технология» – это позор нашей школы»

Форум в КФУ: что мы «нареформировали» в образовании по версии Олега Морозова и как Энгель Фаттахов хочет развивать «человеческие кадры»

Представители 60 университетов России и зарубежья сегодня собрались в Казани, чтобы обсудить насущные проблемы образовательной отрасли. Основной вопрос, на который сегодня должны отвечать педагоги, — идти в ногу с вызовами общества, чего, к сожалению, по оценкам собравшихся экспертов, пока сделать не получается. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила, какие изменения планируются в программах обучения учителей и почему Россия не может рассчитывать на технологическую модернизацию.


«МЫ УЖЕ СТОЛЬКО НАРЕФОРМИРОВАЛИ, И СЕЙЧАС КАК РАЗ САМОЕ ВРЕМЯ ОЦЕНИТЬ ТО, ЧТО ПОЗАДИ»

Долгожданная публичная встреча ректора КФУ и министра образования и науки РТ состоялась сегодня в Казани, где на базе Казанского федерального университета стартовал третий международный форум педагогического образования, который собрал около 500 участников из 60 университетов России и зарубежных стран. Ильшат Гафуров перед самым открытием предупредил журналистов, что форум рассчитан не на учителей, а на тех, кто их готовит. «В подготовке учительских кадров всегда были споры: как их готовить, что делать... Этот форум — площадка, где обсуждаются данные вопросы», — объяснил ректор. Энгель Фаттахов, в свою очередь, уверил, что все существующие программы по подготовке учителей в Татарстане будут продолжены и в следующем учебном году. «Как для основного заказчика подготовки педагогических кадров для нас это первостепенная задача... Немало у нас пилотных проектов именно по профессиональному развитию человеческих кадров, начиная с целевого приема первого курса КФУ, заканчивая аттестационным процедурами, повышением квалификации. Те же проекты и в этом году продолжатся. Для нас это вопрос номер один», — убеждал министр образования РТ, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».

Специальным гостем форума стал сенатор Олег Морозов, некогда доцент еще КГУ, который пытался убедить собравшуюся аудиторию, что изменений в российском образовании уже предостаточно: «Мы уже столько нареформировали, и сейчас, наверное, как раз самое время, во-первых, оценить то, что позади. Во-вторых, если что-то менять, то с холодной головой, понимая, для чего ты это делаешь». Уже на самом форуме член Совета Федерации от РТ заявил, что на подобных мероприятиях очень важно услышать социальный заказ и только исходя из этого формировать необходимые изменения. «Ведь все-таки это (реформа прим. ред.) — очень острый скальпель. Сама система очень чувствительна, и, наверное, в нее нужно вторгаться только тогда, когда у тебя есть серьезные основания. Мы уже многое натворили в этой системе, с чем приходится потом сталкиваться, исправлять, менять, понимая, что что-то сделали не так», — признал Морозов.

Но если тема всероссийской реформы образования действительно уже всем изрядно поднадоела, то без постепенных преобразований в процессе обучения педагогов не обойтись. Фаттахов, выступая перед преподавателями и педагогами, заявил, что необходимо увеличивать объем практических занятий при подготовке учителей, менять формат обучения и повышать персональные навыки студентов на занятиях. «Если учитель привык к пассивным занятиям, то он так и будет преподавать своим ученикам», — настаивал министр образования РТ.

«ЕСЛИ У НАС ГЛАВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА МОЛОТОК И ШВАБРУ, ТО МОЖНО НЕ РАССЧИТЫВАТЬ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ»

Пленарная сессия началась с доклада Гафурова, больше похожего на рекламу вуза, что, впрочем, и оправдывало его название («Педагогическое образование в КФУ: наш ответ на современные вызовы»). Ректор университета рассказал, как готовят татароязычных педагогов, преподающих, например, естественные науки, как учителя получают знания вместе в профильных институтах, как внедряют онлайн-курсы и следят за тенденциями образовательного рынка. Тут многим участникам конференции, очевидно, захотелось «живинки», и свою изюминку в дискуссию поспешил внести член ученого совета НИУ ВШЭ Исак Фрумин. «Нам нужно проводить очень серьезные перемены в педагогическом образовании в стране, — согласился он с сенатором Морозовым и назвал Казанский университет серьезным примером в этом плане. — Мы видим, что речь идет как о структурных переменах в подготовке педагогов, так и о содержательных требованиях». Тем не менее Фрумин заметил, что в первую очередь обучение преподавателей должно отвечать внешним вызовам общества. «Представим себе замечательного учителя. Он и рефлективный, и практические умения у него есть, и замечательные знания предмета... Но преподает он черчение. Таким образом, он оказывается ненужным школе со своим предметом. Мы должны помнить, что школа — это часть огромной системы, воспроизводящей людей и обновляющей культуру. И вопрос о соответствии нашей системы образования этим внешним изменениям представляется очень остро», — привел пример член ученого совета. По его словам, специалисты ВШЭ заинтересовались данной проблемой после того, как приняли участие в разработке предложений по ускорению экономического роста России.


Три основных вызова современности — это технологическая модернизация, экономический рост через наращивание человеческого капитала и социальная стабильность, заявил Фрумин. И быстрый рост, по мнению эксперта, можно обеспечить только за счет увеличения качества человеческого капитала. «Школа может способствовать именно появлению талантливой и высокомотивированной молодежи в этих областях», — заметил он. Исследования, которые проводили в ВШЭ, показали, что специальной задачи — рассмотреть мотивацию ребенка и поддержать ее — учителя себе не ставят.

Не получается пока и продвинуться по технологической модернизации школ. «Здесь надо сказать, что мы имеем некую катастрофу, потому что предмет „Технология“ — это позор нашей школы, — заявил Фрумин. — Мы закрываем на это глаза. По популярности это второй снизу предмет, то есть он конкурирует с ОБЖ». По его словам, профессиональное сообщество неплохо знает, что происходит с преподаванием математики и языков, но ничего не знает о технологии. «Я спрашиваю региональных министров образования: у вас какая доля школ изучает технологию по альтернативной программе, где есть робототехника? И их этот вопрос застал врасплох», сказал член ученого совета НИУ ВШЭ. Один из министров все-таки ответил ему, что из 400 школ есть в 7, а в остальных — «как положено»: у девочек — домоводство, а у мальчиков — слесарная работа. «После этого не приходится удивляться, что наши инженерные профессии непопулярны», — разводил руками спикер.

«Если мы считаем, что у нас главная ориентация на молоток и швабру, то можно не рассчитывать на технологическую модернизацию», — восклицал представитель ВШЭ. По его словам, до сих пор нет активного внедрения инноваций в школах даже того, что в повседневной жизни используется дома и на работе. И эта архаичность педагогов — колоссальная проблема целой системы образования.


«МЫ НЕ УЧИМ В НАШИХ ШКОЛАХ ТОМУ, КАК ПРАКТИЧЕСКИ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ»

«Я не совсем с этим согласен. Школы разные. Гимназия, которую я представляю (речь о 172-й гимназии Казани, в которой наш собеседник проработал 19 лет, прим. ред.), совсем другая. Там на протяжении многих лет все это используется — еще в 90-х в ней были компьютер, принтер. Но, конечно, школ много: есть элитные, есть и послабее», — прокомментировал в беседе с «БИЗНЕС Online» выступление московского коллеги доктор педагогических наук, заслуженный учитель школы РТ Петр Осипов.

Тем не менее доводы Фрумина казались убедительнее. «Мы выпускаем из школы огромную группу людей с функционалом, не подготовленным даже на базовом уровне», — пытался уверить аудиторию московский эксперт. По его словам, такие данные легко обнаружить в различных исследованиях. Например, если по TIMSS (международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования) результаты наших школьников в соответствии с учебной программой замечательны, мы находимся в первой пятерке стран, то в исследованиях PISA (международная программа по оценке качества обучения) о том, как используются эти знания, Россия оказывается в четвертом десятке стран. «Мы не учим в наших школах тому, как практически применять знания», — признавал выступающий. По его словам, если хотя бы половину этих детей обучали так, чтобы они были функционально грамотными, то можно было бы рассчитывать, как утверждают экономисты, на ежегодный прирост ВВП на 5%. В конце концов Фрумин подвел к основным выводам своего выступления: при подготовке педагогов нужно обращать внимание на новые результаты образования, восстановить культуру преодоления глубокого отставания и работать в новой технологической среде.

«Все выводы, который привел Исак Давыдович, основаны на исследованиях, поэтому не согласиться с теми выкладками, которые он сегодня показал, невозможно, — считает заместитель директора по международной деятельности Института психологии и образования КФУ Роза Валеева. — На самом деле так и есть по всей стране. И возраст педагогов увеличивается, потому что молодые учителя не идут в школы или не задерживаются там... Это реальные вызовы для того, чтобы изучить систему педагогического образования и ситуацию в целом, чтобы в школы приходили талантливые и заинтересованные люди».

Образовательный форум будет проходить в Казани до 26 мая. В его рамках эксперты из Беларуси, Великобритании, Словении, Болгарии, Казахстана, Ирландии, США и Польши поделятся опытом своих стран в обучении мигрантов, расскажут о роли семьи в образовании и подадут идеи по саморазвитию. Также в последующие два дня в рамках форума состоятся три крупные международные научно-практические конференции: «Социально-устойчивая и безопасная среда для детей: психология и педагогика ненасилия в семье и школе» и «Транснациональная и региональная адаптация детей-мигрантов: современные практики и модели социокультурной и психолого-педагогической интеграции».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (72) Обновить комментарииОбновить комментарии

Финансовый кризис в вузах начнется тогда, когда значительная часть родителей воистину осознают то, что собой представляет современная система образования по своему процессу и конечному результату, и, перестанут оплачивать образование. Основанием науки в техническом и технологическом вузе, является наличие производства и заказов от него, а этого у нас, по сути , нет! А значит в вузовской науки тоже нет, а имеет место отчётная бутафория и не более! При этом освоением капиталов, без всякой отдачи и контроля, вузы научились работать. Только тогда, когда в вузе есть наука, можно говорить об адекватном образовании, которое не успеет состариться , пока студент учится пять лет.

  • Анонимно
    23.05.2017 19:14

    Н-да.... Теперь узнала, что я - человеческий кадр.

  • Финансовый кризис в вузах начнется тогда, когда значительная часть родителей воистину осознают то, что собой представляет современная система образования по своему процессу и конечному результату, и, перестанут оплачивать образование. Основанием науки в техническом и технологическом вузе, является наличие производства и заказов от него, а этого у нас, по сути , нет! А значит в вузовской науки тоже нет, а имеет место отчётная бутафория и не более! При этом освоением капиталов, без всякой отдачи и контроля, вузы научились работать. Только тогда, когда в вузе есть наука, можно говорить об адекватном образовании, которое не успеет состариться , пока студент учится пять лет.

    • Анонимно
      24.05.2017 06:00

      для знатока образования: в техническом образовании сейчас 4 года учатся в основном. и осваивают бюджеты далеко не преподаватели. они-то как раз основной доход получают от выполнения хоздоговоров (т.е. заказов от предприятий). а вот бумажный вал убил уже практически собственно процесс преподавания и обучения в вузах. это да. надо разделять фундаментальную науку (бюджет), договорную (прикладную) науку (заказа от конкретного предприятия по решению конкретной прикладной задачи) и собственно образование (обучение азам и новым технологиям во всех проявлениях). А не вешать все это одновременно на доцента вкупе с тоннами отчетов бумажных.

  • Анонимно
    23.05.2017 19:19

    Опять бла-бла... А где мне взять учителя физической культуры, ОБЖ, географии и музыки. Разве что на том свете с фонарями надо искать...

    • Анонимно
      23.05.2017 22:06

      готов работать учителем ОБЖ. опыт работы 15 лет в данной сфере, куда подать заявление?

      • Анонимно
        24.05.2017 08:48

        В Зеленодольск на 14,5 т.р. Вас устроит? Я Вам буду очень рад.

    • Анонимно
      24.05.2017 17:07

      Эти профили закрыли в КФУ.

  • Анонимно
    23.05.2017 19:23

    очередное бла-бла-бла. А количество отчетов, никому не нужных и,зачастую, просто придуманных неадекватными людьми (судя по требованиям к отчетам), все растет и растет. И учитель, и преподаватель уже физически не могут развиваться сами и УЧИТЬ, а не проводить уроки и занятия. наболело

    • Анонимно
      23.05.2017 21:17

      Я с Вами согласен полностью. Если чиновники из образования и дальше будут загружать учителей бумажными, электронными отчетами - в школе учителям некогда будет заниматься с детьми и никому будет работать. И так на сегодня больше половины материала дают ученикам в виде домашней работы, плюс к этому необходимость участия в различного рода олимпиадах типа Учи.ру и т.д. Уже ребенку (школьникам младших классов) никогда отдохнуть. Я сам в ВУЗе преподаю, и то мы студентам столько самостоятельной работы на дом не даем, как ученикам в школе.

  • Очередная говорильня ''серости'', много писать нет смысла, если один увлечённый мальчик 10 лет хочет посмотреть как работает завод изнутри. он должен иметь такую возможность, он должен хоть сто раз зайти, посмотреть, как работают станки, из таких детей вырастут хорошие инженеры.

    • Анонимно
      23.05.2017 20:54

      теоретик хочет пустить маличков на производство) потом первый тут будет ныть, если чего случится - куда смотрели))

      • Анонимно
        23.05.2017 23:10

        дело даже не технике безопасности

        дело в том, что на производстве творится чёрт-знает-что

        мальчик посмотрит как люди пинают ... целый день, точно не захочет пойти на производство

        • Анонимно
          24.05.2017 05:20

          Если речь идёт о совоеменном производстве, то вы не правы.

          • Анонимно
            24.05.2017 14:04

            Назовите хоть один завод в РТ с современным производством. Военку не предлагать, она ничего для народа не производит.

      • Анонимно
        23.05.2017 23:17

        Очень остроумно

    • Анонимно
      23.05.2017 22:31

      у нас еще есть заводы?

  • Анонимно
    23.05.2017 19:42

    Вы понимаете о чём идёт речь? Я , лично не понял. Получается, до этого времени готовили ненужных обществу специалистов. Пожалуйста, ответьте на мой вопрос.

    • Анонимно
      23.05.2017 20:55

      куда идут-того готовят)
      все гуманитарные специальности из бюджета надо выводить - пусть платят полную стоимость обучения, раз хотят будет менеджерами, юристами и прочими психологами

      • Анонимно
        24.05.2017 12:38

        Ну конечно, гуманитарии будут платить, а сотрудникам физфака пойдут доплаты 100 тыс. руб. в месяц за то же преподавание в вузе.

    • Анонимно
      23.05.2017 21:08

      ни один из этих господ не имеет никакого отношения к системе образования: болтология! Их интересуют только мани-мани

      • Анонимно
        24.05.2017 07:25

        Да и учителя любят мани-мани, учить не хотят, хотят только заниматься репетиторством и не платить налоги!!!

        • Анонимно
          24.05.2017 12:33

          А вы хотите, чтобы с вашим чадом учителя бесплатно занимались репетиторством? Сами занимайтесь, если он у вас школьную программу не усваивает. Вы же тоже, наверное, имеете хотя бы среднее образование.

  • Анонимно
    23.05.2017 19:50

    А давайте поговорим о слиянии школ,которое,как говорят,будет и у нас в Казани.!вот здесь и пилотные проекты и тд и тп на людях.интересно же!модернизация!

  • Анонимно
    23.05.2017 19:53

    Реформировали реформировали да не вы реформировали.

  • Анонимно
    23.05.2017 19:56

    Я работаю в аграрном ВУЗе. Что говорить студентам о их перспективах?

    • Анонимно
      23.05.2017 20:50

      У меня был препод в вузе, так он откровенно пару раз говорил, зачем вам это нужно?)

    • Анонимно
      23.05.2017 20:56

      расскажи о нынешней элите)) откуда они все родом -вот и перспектива
      всему учить надо, даж педагогов

    • Анонимно
      23.05.2017 21:06

      Аграрный ВУЗ он вообще не профильный , а говорить студентам надо только правду . Нет мол нет у Вас будущего и всё тут. Правду только правду !!!

    • Анонимно
      23.05.2017 21:19

      Говорите как есть. Рассказывайте, и положительные, и отрицательные стороны (трудности) этой деятельности. Что нужно изменить, а что оставить. И конечно, примеры из жизни.

  • Анонимно
    23.05.2017 20:04

    надо блогеров обучать - потом в гд

  • Анонимно
    23.05.2017 20:10

    Что плохого в том, что после уроков технологии я могу починить дома кран и даже сделать мелкий ремонт? Не понимаю я этих ребят.

    • Анонимно
      23.05.2017 23:15

      мне чтобы прочистить чешский смеситель пришлось полностью его разобрать, для чего покупал набор из отвёртки и тонких бит, где понадобилась треугольная

      вот это технология
      сделать так, чтобы ремонтопригодность практически отсутствовала

    • Анонимно
      24.05.2017 12:54

      Согласна. Домоводство я тоже так понимаю девочкам не надо, судя по этой статье (при чем тут швабра я только не поняла...). Элементарных вещей некоторые девочки не знают, мамам некогда. Ладно, хоть кто-то что-то покажет на технологии, в том числе и технику безопасности объяснит.

  • Анонимно
    23.05.2017 20:41

    Да ну Вас!!!!! А реально с директорами о кадрах кто то поговорил???? Фаттахов сидит или спит или мечтает о том чтобы все это быстрее закончилось как кошмарный Сон!!!!!!

  • Анонимно
    23.05.2017 20:45

    Кстати, персоны нынешнего ректора КГУ и министра образования тоже результат реформ.

  • Анонимно
    23.05.2017 20:48

    Когда пройдет эпоха бывших коммунистов? Уже надоели эти все бывшие обкомовские и райкомовские приспособленцы

  • В нашей стране - каждый кризис предвестник реформы; каждая реформа обязательно приводит к очередному кризису.
    Эх, господя, господя - прокурора для вас нормального нет.

  • Анонимно
    23.05.2017 20:53

    Мы ждем перемен..

  • Анонимно
    23.05.2017 21:06

    Показуха в школе, педагогов дастают непедагтгической работой, развиваться времени не остаётся.

  • Анонимно
    23.05.2017 21:16

    Это же надо!? Важные лица,высокие должности с высоким жалованьем.. И ничего конкретного,сплошная бездна..

  • Анонимно
    23.05.2017 21:20

    Из планируемых нововведений в школах ужасает количество дополнительных ЕГЭ обязательных через уже несколько лет. Если с введением обязательного английского согласиться можно, будет небесполезно, то как согласиться с обязательным экзаменом по истории? Ну почему выпускники, уже определившиеся с выбором профессии, должны тратить нервы на еще и это? Литература, история, география, биология для тех, кто не идет по этому профилю, должны идти в ознакомительном русле, не более.
    Математика развивает мозг как ни крути, без русского вообще никуда, все остальные экзамены - только по выбору в зависимости от специализации!

    • Анонимно
      23.05.2017 22:33

      Надо отменить обязательный ЕГЭ по русскому, оставить только будущим русистам.

  • Анонимно
    23.05.2017 21:21

    Теперь понимаю почему я толком ничего не умею.

  • Анонимно
    23.05.2017 21:22

    Пока Министерство образования РФ не осуществит перестройку в головах своих чиновников и безоглядно и без обоснования не перестанет лишать аккредитации отраслевые ВУЗы, и не перестанет в лице Росаккредитагентства мучать проверками по поводу соответствия образовательного процесса в ВУЗах, к недоделанным ФГОСам - разрушение системы подготовки специалистов не остановить!

    • Анонимно
      24.05.2017 06:05

      этого не будет никогда. надо же выпускникам ВШЭ где-то руководить чем-то. менеджеры правила работы технических вузов определяют и контролируют. сами тяжелее ручки ничего в руках не держав..

  • Анонимно
    23.05.2017 21:43

    Говорители. Где делатели? Где реформаторы?

  • Анонимно
    23.05.2017 22:24

    А в семье не могут научить, как правильно убираться и чинить кран? Научили же ложку держать и за собой смывать. Мне эта технология как заноза - знаю что она есть а отковырять не получается...

  • Анонимно
    23.05.2017 22:43

    В мое время в школе были: комбайн зерноуборочный, ДТ-75, Т-40 и после трех лет обучения на уроках нынешней " Технологии" сдавали экзамен и получали удостоверение тракториста- машиниста, для некоторых это уже был билет во взрослую жизнь, потому что они сразу шли работать, и до сих пор работают.

    • Анонимно
      24.05.2017 08:52

      В школах можно было бы использовать ЧПУ станки гравировальные (китайские 18 тыс р, не сложно и самим делать) с программным обеспечением Mach, обучить азам параметрического программирования, фрезерования, Детям было бы очень интересно

  • Анонимно
    23.05.2017 22:59

    Нужно сократить количество чиновников в образовании, которые занимаются собиранием ненужной отчётности и делают вид , что много работают.

  • мотоцикл
    24.05.2017 00:28

    развлекаются господа,юродствуют..надеются на темноту народа(.

  • Анонимно
    24.05.2017 00:34

    главное в этом деле-отчётность.
    учебный процесс-на десятом плане.

  • Анонимно
    24.05.2017 02:42

    Помните у Булгакова собрание домоуправления под "руководством" Швондерапо по отбиранию "лишней" комнаты у профессора Преображенского?

    Ныне отобрали уже всю "квартиру"...

  • Низами
    24.05.2017 03:26

    Наши чиновники и реформирование только на 2-ку могут проводить, и модернизацию...
    Лишь бы инвестиции в карманы "текли"...

  • Анонимно
    24.05.2017 05:21

    министр образования заканчивал сельхоз​ институт, что он может рекомендовать учителям.

  • мотоцикл
    24.05.2017 06:55

    ориентируйтесь на народных и заслуженных,блюдите духовность и кривая куда нибудь выведет(.

  • Анонимно
    24.05.2017 09:27

    А Фаттахов и Гафуров урегулировали свой конфликт? И в итоге кто за обучение дочери Фаттахова отчитался?

  • Анонимно
    24.05.2017 09:52

    Образование может быть эффективным если у народа и власти сформированы одни общие консолидирующие политические цели. Их нет.

  • Анонимно
    24.05.2017 15:11

    говоря о слиянии школ в Советском
    районе хотят школу с углублённым изучением присоединить к обычной слабой школе.

  • Анонимно
    24.05.2017 15:38

    Татар мәсьәләләрен сөйләшмиләр, әллә татарлар юкмы монда?
    Бабай.

  • Анонимно
    24.05.2017 16:08

    надо всего лишь зарплату учителям платить такую, чтобы можно было по конкурсу отбирать

  • Анонимно
    24.05.2017 16:18

    Образование стало платным, т.е. превратилось в бизнес, стало услугой. Теперь от прибыли отказаться очень трудно, а если честно, то невозможно. Вот и попробуйте отказаться от болонской системы. А пока обсуждают как идет скрещивание ужа и ежа.

    • Анонимно
      24.05.2017 21:10

      При Капитализме одна цель,у капиталиста,получение Прибыли,если есть возможность сверх-прибыль.Это естесственно.Для нас,граждан СССР,вышла ошибочка.Нас скатили из Государственного капитализма в капитализм колониального типа.Единственным источником богатсва,стала распродажа всех ресурсов страны,включая,наших девушек,студентов,специалистов,на органы умирающих.Ведь,согласились.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль