Общество 
27.05.2017

Сабантуй в сердце Европы: «Нам нравятся мусульмане, живущие в России, мы таких не знали...»

Французы учат татарский язык и отмечают особую толерантную атмосферу праздника, сетуя, что в Париже такого не хватает

Сабантуй у подножия Эйфелевой башни принял порядка 20 тыс. гостей. Праздник, интерес к которому невольно подогрел скорый визит Владимира Путина, показал французам миролюбивый образ мусульман на фоне напряженной ситуации в межнациональных отношениях в Европе. А туристический бренд Казани взял новую высоту — еще никогда столица Татарстана не была так близко к потенциальным туристам. О чем договорились Анн Идальго и Ильсур Метшин, как посол России задержался на празднике на четыре часа, а татарская диаспора «плакала от счастья» — в репортаже «БИЗНЕС Online».

. Анн Идальго и Ильсур Метшин встретились как старые друзья

ТАТАРЫ ВЕРНУЛИСЬ НА МАРСОВО ПОЛЕ СПУСТЯ 117 ЛЕТ

Говоря о Сабантуе, который в четверг развернулся в самом сердце Парижа, на Марсовом поле, надо вспомнить о том, что в последний раз татарская культура была так масштабно «прорекламирована» в столице Франции в далеком 1900 году на Всемирной выставке (ровно в том же месте в составе экспозиции Российской империи).

И вот спустя 117 лет в Париж приехал Сабантуй. Это свершилось во многом благодаря личной дружбе мэра Казани Ильсура Метшина с мэром французской столицы Анн Идальго и поддержке Рустама Минниханова. Не секрет, что президент Татарстана не жалеет сил и средств для продвижения республики за рубежом.

И, несмотря на то, что французские газеты почти не анонсировали проведение татарского праздника в самом топовом месте города, генеральная репетиция Сабантуя создала интригу. Попав в социальные сети, элементы шоу (красочные костюмы танцоров, подвижные татарские танцы), которые для местных жителей были в новинку, стали методом сарафанного радио привлекать внимание парижан.

Ровно в 11 часов на Марсовом поле развернулась и моментально наполнилась гостями масштабная площадка Сабантуя. На игровых площадках гостям предлагали принять участие в традиционных играх — инструктор с переводчиком объясняли, как правильно нести куриное яйцо в ложке, перетягивать канат, бороться на мешках и бить палкой по горшку вслепую. Судя по позитивной реакции гостей, игры татар им понравились. За победу в конкурсе участникам дарили сувениры с казанской символикой — ручки, значки и магниты.

Большой популярностью у гостей пользовался борцовский майдан куреш, где в трех весовых категориях соревновались 33 участника из 13 стран мира. Абсолютным батыром парижского Сабантуя стал борец из Тюлячей Раиль Нургалиев.

Первый замглавы исполкома Казани Дамир Фаттахов с гордостью отметил, что перенести праздник из Казани в Париж технически было нелегко, но вся команда уложилась в срок.

. Несмотря на то, что французские газеты почти не анонсировали проведение Сабантуя, площадка праздника моментально наполнилась жителями и гостями Парижа

«В Казани мы готовимся к Сабантую за несколько месяцев. В Париже все было иначе, нам предоставили эту площадку, Марсово поле, в распоряжение только 18 мая — это был серьезный вызов, — объяснил Фаттахов, когда сцена уже была смонтирована и за его спиной на фоне Эйфелевой башни выступали артисты из Казани. — Так оперативно и эмоционально мы Сабантуй еще не проводили».

По словам Фаттахова, французская сторона переживала за безопасность (еще бы — на фоне трагических известий из Манчестера!), но «охрана здесь беспрецедентная».

Несмотря на то что посетителей Сабантуя пропускали по очереди через металлоискатели и тщательно проверяли сумки (парижане не привыкли к таким мерам — досмотра нет ни в метро, ни на концертах), это не вызывало недовольства у гостей, и желающих заглянуть в мир татарского народа от этого меньше не стало. Уже к полудню на Марсовом поле был настоящий аншлаг.

. Кажется, еще никогда Казань не презентовали с таким размахом за рубежом — у подножия самой известной достопримечательности мира

КАК ПУТИН САБАНТУЮ В ПАРИЖЕ АНШЛАГ ОРГАНИЗОВАЛ

По словам организаторов, за день праздник, привезенный из Татарстана, собрал порядка 20 тыс. гостей. На входе на площадку зрителям раздали свыше 15 тыс. складных бумажных тюбетеек и флажков.

Конечно, в первую очередь расположение Марсова поля обеспечило Сабантую аншлаг. Туристы со всего мира, пришедшие к Эйфелевой башне, шли на звуки праздника, и многие оставались на Сабантуе до самого вечера, меняя планы. Кажется, еще никогда Казань не презентовали с таким размахом за рубежом. Если ранее республика пробивалась к европейским туристам через презентации для туроператоров, то в четверг в Париже все было иначе — Казань вышла на туристов напрямую без посредников и не где-нибудь, а у подножия самой известной достопримечательности мира.


Выгодное место привлекло на парижский Сабантуй самых разных гостей. Например, Витамьен Ванганружи рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, что приехал из Марселя к своим детям на выходные. А так как их дом находится неподалеку от башни Эйфеля, все семейство решило узнать, что это за праздник такой. А Олег Байдаков вместе с супругой Марьям Сайдашевой и сыном Максимом уже 16 лет живут в пригороде Парижа Фонтенбло.

«Лучше сейчас в Париже места просто не существует! — объяснили они, говоря о Марсовом поле. — Здесь проводятся все главные праздники Франции — 14 июля, День взятия Бастилии. Можно, конечно, еще провести Сабантуй на Елисейских полях, но я думаю, что это следующий шаг».

На празднике собрались представители татарской диаспоры, проживающие во Франции, некоторые татары приехали в Париж специально, узнав о Сабантуе. По данным организаторов, гостями стали более 300 представителей татарских диаспор из 12 стран. Председатель ВКТ Ренат Закиров рассказал о том, что встретил на Марсовом поле татар, живущих не только во Франции (только здесь проживает более тысячи татар), но и в Германии, Швейцарии, Бельгии, Швеции и многих других европейских стран.

. На игровых площадках гостям предлагали принять участие в традиционных татарских играх

Уроженка Елабуги, ныне живущая в болгарском Велинграде, рассказала о том, что часто ездит на Сабантуи в разные страны. «Мы приехали специально на Сабантуй, чтобы познакомиться с новыми людьми и встретиться со старыми друзьями. Ощущения великолепные, мы были и на самом празднике, и на репетиции. Мы плакали от счастья, что именно Татарстан может показать такой высокий класс и может позволить себе устроить Сабантуй для всех живущих в Европе татар. Сабантуй — это великолепный праздник, который призван показать всем миру, какая мы отличная нация», — сказала она, добавив, что также собирается посетить в ближайшее время Сабантуи на Мальте, в Риме и Вильнюсе, которые каждый год в этих и других городах мира проводятся в меньшем масштабе силами диаспор.

На площадке были замечены и видные дипломаты — так, на Сабантуе побывали послы Армении (Виген Читечян), Ирака (Исмаил Шафик Мухсин), Казахстана (Нурлан Даненов), Королевства Марокко (Шакиб Бенмусса). Разумеется, не смог остаться в стороне и посол России в Париже Александр Орлов, который задержался на празднике на четыре часа. В кулуарах он признался, что опыт общения Казани и Парижа для российской и французской практики — явление необычное и позитивное, ведь ранее дружеские отношения выстраивались так тесно лишь на уровне столицы РФ. Феномен установившейся дружбы между городом на Сене и конкретным российским регионом стал для наших дипломатов приятной неожиданностью — безусловно, для Орлова это пример эффективного выстраивания отношения между муниципалитетами.

«Отношения у нас развиваются не только между двумя государствами, но и между отдельными регионами — мы этому очень рады», — заявил Орлов спецкору «Вести».

.

Кстати, надо отметить особую роль дипмиссии России во Франции в проведении Сабантуя. Как выяснилось, посольство гостеприимно распахнуло свои двери для кухонных работников, которые пекли блюда татарской национальной кухни на продажу в стенах представительства России, расположенного возле знаменитого Булонского леса. А официальные приглашения на Сабантуй гости получали от трех организаторов — посольства России, мэрии Казани и Парижа.

Еще одна любопытная деталь — в двух шагах от Марсова поля находится штаб-квартира ЮНЕСКО. Сабантуй привлек внимание постоянного представителя РФ при организации Александра Кузнецова. Встречаясь с экспертом ЮНЕСКО Бриттой Рудольфф в декабре прошлого года, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев напомнил о желании внести Сабантуй в список нематериального наследия, и, по всей видимости, появление Кузнецова на празднике поможет эту потребность в очередной раз актуализировать на высшем уровне.

Невольно свою лепту в рекламу Сабантуя внес и Владимир Путин. За несколько дней до праздника по Парижу разнесся слух, что президент России приедет с незапланированным визитом. Некоторые горожане по каким-то причинам решили, что Путин едет в столицу Франции на Сабантуй (хотя в действительности президент едет знакомиться с новым президентом Эммануэлем Макроном). Впрочем, почему бы и нет? Во всем мире помнят легендарную фотографию Путина, искавшего монетку в катыке на Сабантуе в 2000 году.

Кстати, состязание с катыком и монеткой стало единственным конкурсом, к которому парижане так и не смогли привыкнуть. Они попросту не понимали, зачем нужно окунать лицо, и переводчики были бессильны.

. На память о Сабантуе Идальго подарили монетку с выкованными изображениями Эйфелевой башни на одной стороне и Сююмбике — на другой

«ЭЙДЭГЕЗ, ДУСЛАР!»

К слову про нового президента Макрона — во второй половине дня на Сабантуй приехала Анн Идальго, которая буквально несколько недель назад лично сопроводила нового лидера пятой республики в его резиденцию. Журналисты встретили мэра французской столицы вопросами о будущих выборах в парламент, но Идальго в этот день сознательно решила дистанцироваться от политики: «О, нет, сегодня мы говорим не об этом!» — заявила она с улыбкой.

Идальго тепло приветствовал Метшин, а татарский ансамбль под гармошку и восклицания «Эйдэгез, дуслар!» увлек главную парижанку к торговым рядам. Там госпожа мэр восхищалась татарской ручной вышивкой, валенкам и гончарным искусством. У стола одного из мастеров Идальго и Метшин попробовали нанести надпись на тарелке из глины с названиями двух городов, благодаря тесному сотрудничеству которых стало возможно проведение этого праздника. На память о Сабантуе один из ремесленников подарил мэру Парижа монетку с выкованными изображениями Эйфелевой башни на одной стороне и Сююмбике — на другой.

Весь день в торговых рядах парижане покупали продукцию татарстанских производителей, здесь же продавали блюда татарской национальной кухни — чак-чак, талкыш калеве, эчпочмаки и многое другое. Цены для Парижа были сравнительно демократичные. К примеру, элеш стоил 2,5 евро, губадия — 2 евро, а чак-чак — 1,5 евро. По словам директора департамента продовольствия и социального питания Казани Гузель Ананьевой, в их точке только пирогов-лимонников было продано 150, а чак-чаков — 700, большая очередь весь день стояла и возле прилавка сети быстрого халяль-питания «Тубэтэй».

После посещения татарских сувенирных лавок Идальго объяснили правила основных состязаний Сабантуя (мэр весело хлопала в ладоши, поддерживая горожан, прыгающих в мешках, и переживала за своего товарища, пытающегося разбить горшок — со второй попытки ему это удалось).

Затем Идальго, которая старалась приветствовать каждого местного жителя на своем пути (особое внимания уделила дежурившим на площадке санитарам, весело обсудив с ними происходящее), заняла место в зрительном зале перед сценой. Театрализованное представление рассказывало историю о национальных традициях Татарстана — вот под звуки курая девушки спешат на родник за водой с коромыслами, затем начинается игра в колечко, потом еще одна неотъемлемая традиция — сбор подарков под аккомпанемент баяна и аккордеона. Сцены менялись одна за другой. За ними завороженно наблюдала многотысячная публика.

После шоу-спектакля Идальго с Метшиным обратились к пришедшим на Сабантуй со сцены. Мэр Парижа в своем выступлении тепло вспомнила про визит в Казань в феврале.

«Мы верим в дружбу и считаем, что культура — это универсальная ценность, которая позволит нам понять друг друга и передать нашим детям это понимание дружбы и мира. Дорогой Ильсур, — по имени обратилась к Метшину его коллега, — в этом году вы принимали меня вместе с президентом Татарстана в Казани, и это был прекрасный прием, наполненный дружбой. Я до сих пор храню теплые воспоминания об этой поездке».

. Состязание с катыком и монеткой стало единственным конкурсом, к которому парижане так и не смогли привыкнуть. Они попросту не понимали, зачем нужно окунать лицо, и переводчики были бессильны

Не могла госпожа Идальго не упомянуть и актуальную для Парижа интригу: примет ли столица Франции Олимпиаду в 2024 году? Сама она (судя по страничке в «Инстаграме») приложила для этого немало усилий: «Ваши советы ценны для нас, потому что мы выходим на финишную прямую в кампании за право принять Олимпийские игры в 2024 году», — сказала мэр, говоря об опыте Универсиады, который она изучала в Казани, а затем поприветствовала среди почетных гостей членов олимпийского комитета.

Метшин приветствовал гостей сразу на четырех языках — татарском, русском, французском и английском. Мэр Казани сразу же заверил парижан: «Казань очень ценит дружеские отношения между нашими городами, и мы от всего сердца желаем победы заявки Парижа. Мы голосуем за Париж! Верим, что вы победите и обещаем приехать вам с нашей культурной программой в дни проведения Олимпиады 2024 с праздником Сабантуй».

Это обещание Марсово поле встретило бурными овациями. К слову, заместитель главы Казани Евгения Лодвигова, подводя предварительные итоги праздника, сообщила о том, что договоренность привезти Сабантуй на Олимпиаду-2024 в рамках культурной программы (если Париж выиграет право на проведение) — не пустые слова, такая договоренность уже достигнута.

«Для нас это историческое событие — провести здесь национальный праздник Сабантуй, который отражает всю красоту нашего народа, всю богатую палитру нашей культуры, — рассказал Метшин французским журналистам. — И сегодня здесь, в самом сердце Европы, мы пляшем и поем. Я очень горжусь, что именно Казани эта честь выпала. В это непростое время нам важно показать, как люди могут жить в мире и согласии. Самое большое наше достояние — межнациональный мир».

. За действом завороженно наблюдала многотысячная публика

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПАРИЖАН И ГОСТЕЙ: «АТМОСФЕРА ТОЛЕРАНТНОСТИ, КОТОРУЮ Я ПОЧУВСТВОВАЛ ЗДЕСЬ... ЕЕ ОЧЕНЬ НЕ ХВАТАЕТ В ПАРИЖЕ!»

В социальных сетях жители Татарстана по-разному оценили прорыв Казани на главную площадку Европы. Кто-то отметил, что власти мыслят стратегически и оправданно делают большие ставки на популяризацию народных традиций республики за рубежом. Но были и более пессимистичные отзывы, отсылающие к бесперспективности подобных масштабных проектов. Все точки над i, должно быть, могут расставить отзывы от гостей Сабантуя — обычных парижан и представителей российской диаспоры.

Фабиан Оффре — лингвист:

— Я коренная француженка, в 11 лет в школе я выбирала второй язык. Мой папа не хотел, чтобы я изучала немецкий, так как он жил при оккупации Парижа. Тогда я выбрала для изучения русский, и мне очень понравилось. Раньше про Сабантуй я не слышала. Мы узнали об этом празднике в интернете. Приехали сюда и, честно говоря, не рассчитывали, что он будет таким масштабным, думали, что будет мини-фестиваль. Детям очень понравились игры — били горшки, мне самой больше всего понравилась битва на подушках. Я уже давно хотела приехать в Казань, потому что много про нее слышала добрых слов, и, знаете, в будущем обязательно приеду!

Пьер Гарени — политический обозреватель:

— Я парижанин, но мои корни с острова Корсика в Средиземном море. Раньше я ни разу не слышал о Казани. Знал лишь, что внутри России живут представители разных национальностей — в том числе татары. Сегодня я ближе узнал их культуру, которую нам показали на сцене в виде спектакля. Больше всего мне понравились динамичные татарские танцы и яркие цвета одежды национальных костюмов. Недавно в Париже открыли русский духовно-культурный центр, я бывал там и видел несколько концертов, мне интересно узнать Россию изнутри.

Отдельно хотел бы подчеркнуть: атмосферу толерантности, которую я почувствовал здесь... Ее иногда очень не хватает в Париже.


Юлия Дорина  архитектор-реставратор:

— В Париж я приехала 20 лет назад, училась здесь на реставратора и потом волею судеб нашла здесь работу, потом мужа. Мне очень понравилось. Я безумно благодарна Казани и Татарстану за этот праздник в центре Парижа! «Центрее» придумать невозможно — мы сегодня под Эйфелевой башней целый день слушали песни на татарском языке, а также на русском, французском, итальянском — на многих языках мира. Сейчас такой момент, когда очень важно для всех понять, что всем народам важно дружить. Мне так приятно, что к нам сегодня сюда приехал Татарстан, что французы своими глазами смогли увидеть, какое это потрясающее зрелище. Очень многие французы теперь хотят поехать в Казань, все меня спрашивают, где она находится. Всем, кому могла, я рассказала. Собирались прийти на час всего посмотреть и застряли до самого вечера — совершенно об этом не жалею!

Спасибо еще французским властям, которые очень хорошо организовали безопасность, — нас тщательно проверили у входа. Сейчас такое время тяжелое, и этот праздник пришелся как никогда кстати.

Таких масштабных праздников, которые бы проводили представители России в Париже я, честно говоря, не помню. В посольстве российском, конечно, бывает, но так, чтобы в центре у самого подножия Эйфелевой башни — такого еще не было! И, кстати, слово «сабантуй» — никто из нас не знал, что оно татарское. Мы раньше не знали, из какого языка оно пришло. Теперь я смогу рассказать своим детям, откуда оно произошло.


Александр Казачевский — студент Института иностранных языков и культур в Париже:

— Я родился во Франции, но мои прадеды жили в России, поэтому в университете я изучаю русский язык. Два года назад я посетил Казань со своими друзьями из России, мне очень понравилось. А потом на нашем факультете предложили в качестве факультатива изучать татарский язык, и благодаря этому я заранее узнал о том, что такое Сабантуй. В прошлом году я уже был на Сабантуе в Париже, но это был праздник в узком кругу. Конечно, он уступает по масштабу Сабантую, который сегодня празднуют здесь, на Марсовом поле.

На моем факультете, к сожалению, татарский преподают всего один раз в неделю, потому что это факультатив. Поэтому я могу говорить по-татарски, но очень плохо. Исәнмесез, минем исемем Искандер. Мин Казан hәм Татарстан бик яратам! Мин начар татарча сөйләшем...Но я стараюсь. Татары называют меня Искандером, и мне это очень нравится!

Конечно, французы едва знают Татарстан. Когда я рассказываю им про вашу республику, они часто путают ее с Казахстаном, а когда говорю про татар, они путают их с крымскими татарами. Надо еще больше рекламироваться, потому что те из них, кто побывал в Казани, обожают этот город. Сегодня выходной день, и поэтому многие парижане уехали на юг, на пляжи. Но зато в городе сегодня было много туристов, которые могли увидеть Сабантуй, — вот что хорошо!

Уверен, что французам очень понравился Сабантуй и в следующем году будет ещё больше людей.

Доминик Манильо — парижанин на пенсии:

— Мы много путешествуем и неоднократно слышали про Казань. Но раньше для нас это было только слово, потому что это находится за пределами Европы. Сегодня нам показали традиции татарского народа, для нас это очень необычно, когда в одной стране уживаются разные традиции и культуры. Все стенды очень красиво оформлены, нам очень понравилась татарская музыка. Нам нравятся мусульмане, живущие в России, мы таких не знали, и, судя по этому празднику, они очень позитивные.

Артем Браун — студент из России:

— Я студент, учусь в Париже на факультете международных отношений. Раньше я слышал о Сабантуе мимоходом. Просто я часто гуляю здесь на Марсовом поле, также пришел и сегодня, увидел этот праздник. Теперь у меня появилось желание съездить в Татарстан. Такое позитивное лицо мусульманского мира сейчас важно показать именно во Франции, потому что здесь есть проблемы с популяризацией мусульманской религии — они побаиваются ее, думают о радикализме. А на Сабантуе французы могут увидеть веселый праздник, который поможет отказаться им от стереотипов. Очень правильно, что мэрия Парижа поддержала этот праздник.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (249) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.05.2017 12:45

Под каждое такое мероприятие обычно выпускается РКМ - Распоряжение Кабинета Министров, где прописывается сумма субсидии, которая и получатель оной. Хотелось бы увидеть сей документ. Ничего против культурного обмена не имею, НО! Что там делает толпа чиновников??? Фаттахов, Леонов и прочие???одного мэра Казани недостаточно? Где тендер на культурную программу? Как выбирали. Творческие коллективы? Ведь ща счёт бюджета оплачивается ВСЁ! Начиная от перелёта/проживания, заканчивая суточными!

  • Анонимно
    27.05.2017 09:08

    Молодцы татары. Кто бы мог 25 лет назад это представить

    • Анонимно
      27.05.2017 09:34

      117 ЛЕТ НАЗАД ЭТО УЖЕ БЫЛО

      • Анонимно
        27.05.2017 11:02

        ((((09 34 )))) 117лет назад в Париже были Казаки ---Башкиры,Мишары, Нагайбаки. А не Татары Казанские.

        • Анонимно
          27.05.2017 11:28

          В Париже в 1812 году уже была татарская конница, кстати она первой вошла в Париж, а уже за ней казаки.

          • Анонимно
            27.05.2017 12:31

            Единственный памятник Татарскому воину кстати только в Полеше стоит...

          • mad big
            27.05.2017 14:48

            Это были башкиры. Но тогда никто не делил на нации.

          • Анонимно
            27.05.2017 14:48

            Не татарская,а башкирская конница брала Париж....

            • Анонимно
              27.05.2017 16:09

              Второй мещерякский казачий полк - это башкиры по вашему?

              • Анонимно
                27.05.2017 18:08

                ((((Второй мещерякский казачий полк - это башкиры по вашему?\\\\\\\ Это не башкиры и тем более не татары. Это Мишары.

                • Анонимно
                  27.05.2017 19:55

                  Ну да. И в Париж не русские входили, а псковчане и туляки с казаками. Б

                  • Анонимно
                    27.05.2017 20:26

                    19-55 Уважаемый ! Ознакомьтесь ,с историческими материалами.Какие Казачьи войска брали Париж.Из кого они состояли. Нигде и никогда не было Татарских Казачьих войск. И не было никакой татарской конницы.Были Казаки Оренбургские ( Мещеряки , Башкиры и Нагайбаки). И все.

                • Анонимно
                  27.05.2017 20:07

                  Мишари и есть настоящие татары, дорогой. Спроси любого.

                  • Анонимно
                    27.05.2017 20:28

                    Да Мишары настоящие татары .Никто не спорит.Но НЕ Казанские татары.

                    • Анонимно
                      27.05.2017 21:39

                      20-28
                      Тогда они Черемшанские.

                    • Анонимно
                      27.05.2017 23:30

                      я мишар, но Я ТАТАРИН. Хватит делить наш народ! С ума не сходите и не лейте воду на мельницу врагов!

                      • Анонимно
                        29.05.2017 09:13

                        23--30 А что же тогда, раньше у Мишар не было праздника под названием Сабантуй??И когда вы его начали праздновать??

                  • Анонимно
                    27.05.2017 20:36

                    ///Мишари и есть настоящие татары, дорогой. Спроси любого.\\\\\Согласен .Мишары должны гордиться ,что их деды брали Париж. И Нагайбаки(кряшены)

                    • Анонимно
                      27.05.2017 21:23

                      Хватит спорить мы единый тюркский народ.

                    • Анонимно
                      28.05.2017 02:17

                      Башкирская и казачья конницы вместе с армейской кавалерией помогали русским войскам в изгнании французов из Гамбурга, Эрфурта, Берлина, Веймара, Франкфурта-на-Майне. Участвуя в наступлении армии, первый, второй, пятый, восьмой, девятый, двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый башкирские полки, второй тептярский, второй мишарский, восьмой оренбургский казачий полки победоносно вступили в Париж. Воины этих полков получили серебряные медали «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и другие знаки отличия. Все участники Отечественной войны 1812 года были награждены серебряными медалями в память о войне 1812 – 1814 гг.
                      Известно, что воины ряда

                      • Анонимно
                        28.05.2017 19:12

                        Тептяри кстати тоже татары. В основном. Так как это не народ , а скорее статус.

                • Анонимно
                  28.05.2017 20:26

                  Мишаре-это тоже татары,этнически проживают только не в Казани,а в других районах татарстана.но это такие же -татары,та же национальность.

                • Анонимно
                  29.05.2017 21:38

                  Я татар с мишерским наречием,и не надо нас разделять.Мы единый народ.

            • Анонимно
              27.05.2017 16:30

              Первых в Париж послали татарскую конницу на разведку боем, казаки, с которыми были уже и мишаре и башкиры шли вслед за татарами. Расчет был как у Чингисхана - вперед послать татар, чтоб они понесли основные потери, но французская армия оставила Париж и татары вошли в пустой город без всякого сопротивления.

            • Анонимно
              28.05.2017 18:05

              Я Вас умоляю)) какая башкирская конница? Северные амуры что-ли?

          • Анонимно
            27.05.2017 15:09

            А в армии Наполеона воевали польские татары.

            • Анонимно
              27.05.2017 21:42

              Главное, они боролись за свободу Польши. А за что воевали тюрки, покоренные империей?

              • Анонимно
                28.05.2017 12:27

                То есть за свободу Польши (под владычеством Наполеона) татарам бороться позволяется, а за свободу России от Наполеона -нет? Интересная точка зрения

                • Анонимно
                  28.05.2017 14:09

                  Нет, не было никакого владычества Наполеона, он освобождал многие народы Европы и отменял крепостное право (в России тоже собирался). Самое важное, он вводил в новых европейских государствах систему регулярного права, чего там никогда не было. Эту систему права так и называли - Кодекс Наполеона. Кстати, именно для России с его нескончаемым крепостным правом это было бы очень полезно.

                  • Анонимно
                    29.05.2017 13:07

                    Так наш Гражданский Кодекс основан на Кодексе Наполеона, верно?

            • Анонимно
              28.05.2017 14:22

              Не польские а французкие татары.И Жуков со всеми остальными маршалами был татарином.Это факыыт.

              • Анонимно
                28.05.2017 16:49

                Не надо ёрничать, поляки высоко ценят вклад татар в защиту свободы и независимости Польского государства. В Гданьске поставлен памятник татарским воинам, защитникам Польши, в том числе и тем уланам, кто сражался в Армии Наполеона за избавление родины от гнета и оккупации.

          • Анонимно
            29.05.2017 20:34

            Отлично. Но сейчас другие времена. И про татар мало кто знает. Тем более мы мусульмане. А у европейцев сложилось не очень хорошее мнение о мусульманах и на это есть причины. Хорошо, что наш светлый праздник рассказал о татарах. Не факт, что все завтра же полетят в Казань для путешествия, но это первый шаг к европейским туристам. Обычно посещая РФ, туристы ограничиваются Мск и Питером. Просто не слышали и не встречали инфу про другие города. Про Казань постепенно все больше людей узнают.

        • Анонимно
          27.05.2017 13:22

          Да, в память этих событий до сих пор в Челябинской области есть села Париж и Фершампенуаз ....

        • Анонимно
          27.05.2017 14:20

          117 лет назад не было мишар, нагайбаков и башкир мы все назывались татарами и не надо тут завидовать.

    • Анонимно
      27.05.2017 09:35

      Спасибо мэрии что не забывают и пропогандируют главный тенгринианский праздник!

      • Анонимно
        27.05.2017 13:08

        Знали бы вы Сколько денег на это ушло, вы бы не благодарили

        • Анонимно
          27.05.2017 14:06

          На каждого пришедшего посетителя потратили месячную зарплату одного учителя!

          • Анонимно
            27.05.2017 22:43

            Спасибо, что не только на бездарных учителей деньги в этот раз потратили, попытались совершить прорыв! А результаты работ нынешних учителей-это бездари, закончившие школу-даже закон Архимеда рассказать не могут, ни показать на карте Осаку или Стокгольм, "Горе от ума"-писателя назвать не могут 90% выпускников... дальше за них берутся такие же бездари в институтах! Результат уже их работы следующий: никто по профессии работать не хочет, да и не берут с такими знаниями !

            • Анонимно
              28.05.2017 00:08

              И такие выпускники школ и институтов тратят потом деньги на сабантуи, вместо того что бы изменить ситуацию с образованием.

            • Анонимно
              28.05.2017 08:05

              Бездарные учителя учат Ваших отпрысков

            • Анонимно
              29.05.2017 13:14

              Не надо всех учителей под одну гребенку... Среди них есть очень хорошие, ответственные, талантливые.

          • Анонимно
            29.05.2017 20:41

            А как иначе? Казань нужно продвигать как крупный город РФ. И если на это выделяют бюджет - отлично. Иначе бы Казань так и застряла бы в начале 2000, как все другие города. Не понимаете ничего во внешней политике, так не рассуждайте

            • Анонимно
              1.06.2017 00:40

              Да уж, вспоминая Казань 2000 года....Не хочется возвращаться в прошлое.

              • Анонимно
                1.06.2017 17:11

                Поэтому и стараются продвигать её дальше, к еще более светлому будущему.
                Я уверен, на самом деле никто не хочет возвращения назад, кроме завистников - их в последнее время развелось шибко много.

    • Буре
      27.05.2017 09:53

      Толерантный потому что тэнгринианский.
      Спасибо власти что не забываете свои корни своего Тэнгри.

      • Анонимно
        27.05.2017 10:33

        А может как раз Тенгри и поспособствовал чтобы все получилось?

    • Анонимно
      27.05.2017 11:03

      Видно, что провели на очень достойном уровне. Справились в короткие сроки.

      • Анонимно
        27.05.2017 12:48

        И наверное очень не дорого)))) сарказм))

        • Анонимно
          27.05.2017 13:22

          Наверное можно было бы долгострои завершить на эти деньги, а не французов веселить, которые пришли, поели и ушли, на том все и забыли.

          • Анонимно
            27.05.2017 16:57

            государство не обязано вам за бюджетные деньги строить квартиры. времена социализма прошли и пока не наступили.
            А татарскую культуру Татарстан обязан поддерживать. Неужели трудно это запомнить?

            • Анонимно
              27.05.2017 17:31

              Пусть поддерживает, но за адекватные деньги. Разве нет более бюджетных или эффективных способов?

              • Анонимно
                27.05.2017 20:34

                А какие деньги для татарской культуры вы считаете адекватными?

                • Анонимно
                  27.05.2017 21:23

                  Сравните затраты на этот сабантуй и сабантуй проводимый в том же Париже в ноябре 2016 года. И поймёте что адекватно, а что этот сабантуй

                  • Анонимно
                    27.05.2017 21:44

                    А что, татарская культура должна развиваться только на уровне самодеятельности? А ведь есть еще татарской театральное искусство, искусство оперы и балета, симфоническая и камерная музыка, искусство кинематографии. Они что, не должны поддерживаться государством?

                    • Анонимно
                      29.05.2017 13:16

                      Аида Гарифуллина уже представляет и оперу тоже. Театры наши также едут за границу. Вы как с луны упали.

                    • Анонимно
                      1.06.2017 00:41

                      Они выезжают за границу на гастроли тоже. Ежегодно.

                  • Анонимно
                    29.05.2017 13:16

                    Приведите пример. Про 2016 год нам ничего не известно.

                  • Анонимно
                    29.05.2017 20:53

                    Так наш Сабантуй был на Марсовом поле. Естественно, охват больше и организация дороже

              • Анонимно
                29.05.2017 13:15

                Например? Это официально проведенный сабантуй за границей. Частные ежегодно проходят в разных частях света.

              • Анонимно
                29.05.2017 20:47

                Пиар не бывает дешевым, как не поймете же

            • Анонимно
              27.05.2017 18:06

              А заботиться о своих граждан, которые остались без жилья и без денег под контролем того самого правительства, за счет налогов которых они зарплату получают и такие масштабные отмывы устраивают, они не обязаны???

              • Анонимно
                29.05.2017 13:17

                Делают, что возможно в этой ситуации. Когда квартиру-пустоту покупали, о чем думали?

              • Анонимно
                1.06.2017 00:42

                Обязаны, но не надо все в одну кучу валить. Сочувствую, но реально это ведь ваши проблемы. Я не вступал в долевое и не рискнул бы никогда.

          • Анонимно
            29.05.2017 13:15

            Да с какой радости долгострои должны достраиваться за счет бюджета. Надоело уже. Сами рискнули, сами и расхлебывайте.

          • Анонимно
            1.06.2017 00:41

            Достали со своими долгостроями, если честно. С какой радости за бюджетные деньги вам достраивать.

        • Анонимно
          27.05.2017 22:52

          Какое развитие городу дадут Ваши долгострои?! - Напротив они тянут экономику вниз! И мошенничество будет процветать до тех пор, пока такие как Вы будете верить в "дешёвый сыр в мышеловке"..! Сами отвечайте за риски на которые пошли по своей воле и винить себя прежде всего должны, поняв, что это Ваша ошибка! Вам Государство давало гарантию за Фон, Свей и т.д., когда договор с застройщиком подписывали?!-тогда чего ноете как дети и виноватых ищете!? Всех посадят, а деньги уже давно правильно вложены в экономику другой Вами любимой страны...

    • Анонимно
      27.05.2017 12:20

      Да, очень красочно, ярко, традиционно. Интерес уж точно разбудили)

      • Анонимно
        1.06.2017 00:43

        Согласен. Наша культура очень интересна и самобытна.

        • Анонимно
          1.06.2017 17:17

          Поэтому в Казани и едут много, как со всей России, так и с зарубежья. Местный колорит.

    • Анонимно
      27.05.2017 16:50

      Откуда такие цифры - 20 тысяч? Было всего 1000 человек. Половина из них - наши спецрейсовцы.

      • Анонимно
        29.05.2017 13:18

        А откуда у вас то такие цифры? Вы там были, считали?

      • Анонимно
        30.05.2017 00:09

        Глупости не пишите. В Париже возле башни просто не может быть около 1000. Да и цифра 20 000 это же не одновременно там столько человек весь день было

    • Анонимно
      27.05.2017 23:28

      Татарлар Алга!

    • Анонимно
      29.05.2017 20:31

      Для внешней политики РТ и развития туризма в РТ - мероприятие отличное. Многие услышали о Казани и татарах. И да, наши мусульмане другие. Дружелюбные.

  • Анонимно
    27.05.2017 09:09

    За чей счёт праздник?

    • Анонимно
      27.05.2017 09:27

      Хватит уже ныть! Надоели уже нытики, которым все, что делается для популяризации татарской культуры, языка, традиций, вызывает изжогу и злобу...

      • ПанАлекс
        27.05.2017 09:40

        А нам надоели те кто повышает налоги с нас, грабит нас в ЖКХ и фальшивыми продуктами, и живет припеваючи за счет нас не вкладывая труда. А всех недовольных что их грабят называет нытиками...

        • Анонимно
          27.05.2017 09:45

          По вашей логике артисты ограбили вас Паналекс?.. Или управляющие ЖКХ и производители фальшивых продуктов ограбили вас и на эти деньги отправили артистов в Париж?

          • ПанАлекс
            27.05.2017 10:01

            Артисты, которые не могут заработать за счет продажи билетов на свои концерты, а только за счет безконкурсного дележа бюджета, это скорее платная массовка, а не артисты.

            • Буре
              27.05.2017 10:05

              Успокойтесь уже и радуйстесь жизни Паналекс)

            • Анонимно
              27.05.2017 10:08


              Значит считаете что ЖКХ вас ограбил и отправил массовку в Париж?.

            • Анонимно
              27.05.2017 11:10

              Вам бы побольше уважения к людям, даже к массовке. Иногда почитаешь ....

            • Анонимно
              27.05.2017 12:15

              Там молодежь, в основном. И танцевальные коллективы. Да, не все могут так разойтись как ансамбль Казань. Но это не дает вам право принижать артистов и их профессию. Явно не они при этом еще решали, кому ехать, а кому нет.

              • Анонимно
                27.05.2017 21:40

                Ансамбль Казан это круто. Круче ничего не видела.

                • mad big
                  28.05.2017 20:28

                  Как мало вы видели.

                  • Анонимно
                    28.05.2017 23:13

                    Видел я немало, могу только сказать, что МИД РФ регулярно приглашает ансамбль танца "Казань", чтобы он представлял культуру страны на ведущих зарубежных сценах.

                    • Анонимно
                      1.06.2017 09:53

                      Как вы сильно информированы!!??? Только вот ансамбль Казань, до Парижа, уже 7 лет ни разу не выезжал за рубеж! У вас ясно неверный источник информации. Артист ансамбля.

                  • Анонимно
                    29.05.2017 13:19

                    Толку то от того, что вы видели больше?

            • Анонимно
              27.05.2017 13:46

              Вы это фед.центру скажите. который непонятным режиссерам и артистам миллионы выделяет на содержание их никчемных театров, в которые никто не ходит. Да еще на вопрос "куда бюджетные деньги дели" , тут же истерично вопить начинают на всю стану о полит. репрессиях.
              А национальные культуры коренных жителей РФ государство ОБЯЗАНО содержать и поддерживать.

              • Анонимно
                29.05.2017 13:19

                Вы в театры не ходите, похоже. Они все битком...

              • Анонимно
                1.06.2017 00:44

                Давно были в театрах? Туда билеты не всегда достать еще можно в нужный день.

            • Анонимно
              1.06.2017 00:44

              Ужасно слышать такое от взрослого человека. ...

        • Анонимно
          27.05.2017 12:33

          ПанАлекс едте пожалуйста в Москву и начните реально решать проблемы по жкх и прочему... а не нойте здесь обманывая народ и возбуждая ненависть...

        • Анонимно
          27.05.2017 13:30

          в других субъектах национальные, в т.ч. русские театры и ансамбли тоже по всему миру ездят

          • Анонимно
            27.05.2017 18:08

            да. но за свой счет или самоокупаемость!

            • Анонимно
              27.05.2017 20:37

              Приведите, пожалуйста, примеры таких субъектов, которые проводят национальные праздники в Париже.

            • Анонимно
              28.05.2017 16:26

              удивительно вообще думать, что в других субъектах живут по-другому. И в субъектах, где преобладает русское население на народные ансамбли тоже ходят одни пенсионеры. Залы заполнены иногда меньше, чем наполовину, какая там самоокупаемость. Из бюджета деньги выделяются еще с 90-х

          • Анонимно
            27.05.2017 21:06

            те, кто заминусовал: вы реально за пределы Татарстана даже не смотрите.

            • Анонимно
              27.05.2017 21:20

              Я там жил. Два вывода: весь блеск Татарстана только на бюджетные кредиты выполнен и чиновники у нас меры не знают намного больше среднего по России.

              • Анонимно
                27.05.2017 21:34

                у нас в Сибири Русский ансамбль песни и пляски объехал от всей Европы до всего западного побережья Австралии.

                • Анонимно
                  27.05.2017 21:51

                  Наши татарские ансамбли не хуже объездили все континенты планеты!

                • Анонимно
                  28.05.2017 12:11

                  За бюджетный счет объехали или он на самоокупаемости?

                  • Анонимно
                    28.05.2017 14:12

                    Ансамбль "Березка" за чей счет ездит на гастроли по всему миру?

              • Анонимно
                29.05.2017 13:21

                Что-то другие регионы даже кредиты выбить не могут и обустроить на них города свои.

        • Анонимно
          27.05.2017 19:57

          Есть места в России, например, в Рязане или Туле. ГДЕ ВАС ГРАБИТЬ НЕ БУДУТ И ПРАЗДНИКИ ЗА ВАШ СЧЕТ НЕ БУДУТ ПРОВОДИТЬ. Б

        • Анонимно
          28.05.2017 14:27

          Мы в детстве в пионерских лагерях напрыгались в мешках,но морды в кефир не окуналию

      • Анонимно
        27.05.2017 11:08

        Это удобно, плюс им греет душу то, что их нытье обязательно старательно залайкают такие же нытики. Что поделать. Выгодней других обвинять в своих проблемах

      • Анонимно
        27.05.2017 12:41

        Не уходите от вопроса. Был задан конкретный вопрос - за чей счёт праздник

      • Анонимно
        27.05.2017 12:45

        Под каждое такое мероприятие обычно выпускается РКМ - Распоряжение Кабинета Министров, где прописывается сумма субсидии, которая и получатель оной. Хотелось бы увидеть сей документ. Ничего против культурного обмена не имею, НО! Что там делает толпа чиновников??? Фаттахов, Леонов и прочие???одного мэра Казани недостаточно? Где тендер на культурную программу? Как выбирали. Творческие коллективы? Ведь ща счёт бюджета оплачивается ВСЁ! Начиная от перелёта/проживания, заканчивая суточными!

        • Анонимно
          27.05.2017 13:11

          Сейчас набегут безумцы и начнут кричать - чего вы ноити!!!1 вы ничаго не панимаити!! это папулизасия культуры!!

          Ничто так не действует на имидж, как повышение уровня жизни.

          • Анонимно
            27.05.2017 18:37

            Папуасизация населения республики - вот масштаб работы бессменных чинуш

          • Анонимно
            27.05.2017 19:03

            У вас очень много орфографических ошибок в тексте.

          • Анонимно
            27.05.2017 21:44

            Уважаемый лингвист, который разговаривает во многих языках мира без акцента. Пожалуйста пишите без ошибок.

    • Анонимно
      27.05.2017 09:50

      Точно за счет чего в париже церковь ограмадную поставили?

    • Анонимно
      27.05.2017 10:14

      Не переживай , за счет Удмуртов ну или Марийцев

      • Анонимно
        27.05.2017 13:48

        А что , налоги удмуртов и марийцев идут отдельной строкой в гос .бюджет?

    • Анонимно
      27.05.2017 11:33

      За ваши 100 рублей налогов.

      • Анонимно
        27.05.2017 13:12

        За 100? Подсчитайте сколько платите.

        • Анонимно
          31.05.2017 01:49

          В России налоги не такие большие, как в той же Франции, там чуть ли не половина уходит.

    • Анонимно
      28.05.2017 14:25

      За счет народа. За завышенные тарифы ЖКХ,за счет не повышения зарплаты бюджетникам и т.д.

  • Анонимно
    27.05.2017 09:17

    Алга Татарлар)))

  • Анонимно
    27.05.2017 10:11

    Молодцы!

  • ПанАлекс
    27.05.2017 10:14

    Кстати, французы наверняка не пустили продукты из Татарстана, поэтому все татарские блюда и лакомства делали из местных фр. продуктов...

    • Анонимно
      27.05.2017 11:09

      Ваше "наверняка" никакой реальной почвы под собой не имеет, не правда ли?

      • ПанАлекс
        27.05.2017 18:23

        А головой трудно подумать? Как везли через французскую таможню тонны мяса, муки, меда и прочих продуктов? Ясно же что практически все на месте закупали, за бюджетные евро!

    • Анонимно
      27.05.2017 12:16

      Человеческая фантазия может разыграться не на шутку. Чем еще порадуете, какими версиями?

  • Анонимно
    27.05.2017 10:23

    Спасибо от всех татарстанцев за праздник Тенгри в Париже!

  • Анонимно
    27.05.2017 10:36

    Одна фото, на которой замечено какое-то скопление людей. Погода хорошая, там всегда много народу гуляет.
    Кто был целевой аудиторией этого мероприятия? Какой эффект, кроме пиара для мэра, ожидается от этого события? Почему проводили в Париже, а не Урумчи, жители которого более вероятные посетители Казани, чем парижане.

    • Анонимно
      27.05.2017 11:09

      В следующий раз будет в Урумчи, а потом в Брюсселе.

      • Анонимно
        27.05.2017 16:49

        Министерство культуры проводит сабантуй за гораздо меньшие деньги, но с тем же количеством посетителей. Получается, что чиновники мэрии либо бездарны, либо кто то очень хорошо обогатился.

    • ПанАлекс
      27.05.2017 11:13

      Вот вот - профессиональные вопросы по привлечению потенциальных туристов сразу ставят бюджетопроедателей в тупик! Если внимательно рассмотреть действия мэра Парижа как по приезду в Казань, так и принимая Сабантуй, - так это она привлекла много новых туристов из Казани и Татарстана, а не наоборот!
      Вот простой вопрос мэру Парижа - готова ли она провести праздник в Казани за счет бюджета Парижа, млн. так на 2-3 евро?

      • Анонимно
        27.05.2017 22:49

        Мэры Лондона Садик Хан и Парижа Анн Идальго к друг другу с официальным визитом ездят на поезде Eurostar рядом с обычными пассажирами без многочисленной свиты и видимой охраны.

        • Анонимно
          27.05.2017 23:32

          Eurostar до Казани не ходит, к сожалению.

          • Анонимно
            28.05.2017 14:56

            На красном автобусе Нефаз надо было ехать, очень патриотично было бы, с оркестром

      • Бумеранг
        27.05.2017 23:02

        Мэры Лондона Садик Хан и Парижа Анн Идальго к другу с официальными визитами ездят на Eurostar рядом с обычными пассажирами без многочисленной свиты и видимой охраны.
        Экономят средства своих налогоплательщиков. Там контроль общества строгий.

        • Анонимно
          31.05.2017 01:50

          Не выдумывайте - там такая же ситуация, как и у нас. А вы уже повелись на показуху...

    • Анонимно
      27.05.2017 11:34

      Ты погодь и не скачи, будет праздник в Урумчи. Праздник ждет и Лиссабон, так же в списке Вашингтон.

      • Анонимно
        29.05.2017 17:34

        Не знаю, шутите ли вы, но проведение наших праздников в мировых столицах - очень хорошая тенденция. Так о нас будут говорить, ездить к нам.

    • Анонимно
      27.05.2017 16:46

      Надо было сабантуй проводить не днём, а вечером! Там вечером людей, собравшихся отдохнуть на марсовом поле и полюбоваться Эйфелевой башней, в разы больше, чем на сабантуе за весь день. Потратили деньги бездумно и горды этим.

      • Анонимно
        28.05.2017 09:00

        А кто их там вечером пустит? Днем для разогрева наших выпустили и хватит. А то что мэр Парижа среди людей это точно. А наши живут отдельной жизнью от народа. Ну где то да, надоело слышать везде нытье народа.

  • Буре
    27.05.2017 10:39

    В Казани необходим дом Тэнгри.
    Десятки миллионов паломников со всего мира будут.

    • Анонимно
      27.05.2017 11:32

      По вашему же тенри это вечно голубое небо. Зачем ему "дом"? Соберитесь все вместе в поле, все два с половиной человека и молитесь ему, кто против то?

    • Анонимно
      27.05.2017 12:52

      Домов итак хватает, Коммерсант Сарае скоро сделают, можно комнату Тэнгри там разместить

    • Анонимно
      27.05.2017 13:14

      Вы тут под каждым вторым текстом про религию возмущаетесь о том, что дескать, зачем это строят мечети и церкви, откуда столько священников. И сами предлагаете то же самое развивать в своей вере. Политика двойных стандартов как она есть.

    • Анонимно
      27.05.2017 13:38

      В Саха-Якутии и Кыргызстане есть дома Тэнгри. В РТ можно было бы устроить эко-деревню - дом Тэнгри. Это действительно могло бы привлечь туристов, но духовенство не позволит сделать этого. Мэнге Тау.

  • Анонимно
    27.05.2017 11:01

    ЧЕКА
    Если бы не знал в лицо мэров, то подумал бы что Метшин мэр Парижа, а Идальго - Казани и она родом из Бугульминского района, там таких брюнеток много).

  • Анонимно
    27.05.2017 11:36

    Пир во время чумы

    • Анонимно
      27.05.2017 12:19

      Так говорят в России столетиями. И если бы прислушивались, то никакого развития бы вообще не было. Считаю, что наш мэр все же прогрессивный управленец, до него не было такого резкого расширения внешних связей,

    • Анонимно
      27.05.2017 12:52

      А говорят у нас кризис

    • Анонимно
      27.05.2017 18:16

      ///\Пир во время чумы\\\\\\ Да ,что верно , то верно.Зато больным детям Своей Республики ,деньги на операцию и на лечение собираем с протянутой рукой.Как русские говорят :Подайте Христа ради. Стыдно должно быть нашим защитничкам Сабантуя, на Чужой Земле.

      • Анонимно
        27.05.2017 18:47

        Видимо недостаточно денег выделяется в России на здравохранение. Сторонники патриотического воспитания детей, строители храмов, казачьи организации вроде бы не жалуются на отсутствие денег.

        • Анонимно
          31.05.2017 01:51

          Везде деньги выделяются в порядке потребностей. На здравоохранение в десятки, а то и сотни раз больше выделяется, чем на перечисленное вами. )

  • Анонимно
    27.05.2017 12:04

    Тут заслуги особой нет. Пусть 500 французов приедут в Казань на уикенд и делают на свои деньги свой этнический праздник для утехи горожан. Так можно по всему миру ездить, только толк какой? Вон американцы не спешат у нас 4 июля праздновать свой день независимости. Как говорил герой фильма "Женитьба Бальзаминова": приходите еще нам без д... скучно!

    • Анонимно
      27.05.2017 12:18

      Подождите, ответный визит вполне может быть. Если французам есть что показать. А Америка .... мы к ним тоже с сабантуем не ездим, да вообще не особо контачим, не так ли?

  • Анонимно
    27.05.2017 12:13

    молодцы! показали парижанам и гостям города, что и татары, и русские - позитивные люди, без всякой агрессии. Со своими традициями и праздниками

  • Анонимно
    27.05.2017 12:29

    Гордость за республику и наше местное руководство. Это реально прорыв. Не слышал чтобы башкиры или марийцы свои национальные праздники отмечали под эйфелевой башней. Республиканское руководство ещё раз показало свои огромные лобби возможности

    • Анонимно
      27.05.2017 13:38

      скажите, вам что, от проведения этого мероприятия в париже, стало легче жить здесь, в казани?

      • Анонимно
        27.05.2017 16:59

        А от проведения парадов на Красной площади вам становится легче жить?

        • Анонимно
          27.05.2017 17:42

          В корне неверное сравнение. Во первых попал на красной площади проходит у нас в стране и тратиться деньги на него внутри страны, во вторых этот парад привлекает значительно больше внимания у иностранцев, чем сабантуй в Париже, да и количество наших сограждан участвующих и смотрящих этот парадно тв огромно! И в третьих, что самое главное, парад победы это уважение и память тем из за кого мы все можем сейчас жить и радоваться. Не нужно путать здравый смысл по параду на красной площади с амбициозным, но бездумным сабантуем в Париже.

          • Анонимно
            28.05.2017 01:37

            сабантуй - это теперь дань уважения чиновничеству со своими ручными артистами разьезжающими по миру как шаито

            • Анонимно
              28.05.2017 17:54

              17.42. А вы демагогией не занимайтесь. Эти парады от беспомощности и отсутствия идеологии в нынешней ситуации в стране. Да вы лучше бы о выживших ветеранах и тружениках тыла позаботились. чем пускать миллиарды на эти парады. Посмотрите, как доживают те, кто работал в годы войны или был детьми и у которых не вернулись отцы с фронта. Они ничего не получили ни при советах, ни сейчас. А некоторые ветераны , уже и правнуков квартирами обеспечили. устроили показуху с и думают, что рассчитались с тем поколением. Вот это и есть показуха.
              А Сабантуй, как татарский праздник должен существовать и поддерживаться Татарстаном, как исторической территорией проживания татар. Вы против татарского коренного народа РФ? И против татарского праздника? Да вы нацист и шовинист.

  • Анонимно
    27.05.2017 12:59

    Уважаемые руководители!Вы наведите порядок у себя в хозяйстве и под предлогом популяризации татар не занимайтесь ерундой в Париже или в другом месте!

    • Анонимно
      29.05.2017 17:33

      Так в Татарстане все, в целом, нормально. Что не так-то?

  • Анонимно
    27.05.2017 13:15

    Алло, какой Сабантуй в Париже? Третью неделю горячую воду дать не могут уже в Казани в некоторых районах, куда не звони - все ничего не знают. Да, давайте деньги тратить там. Тошно.

  • Анонимно
    27.05.2017 13:46

    Горжусь татарами! Молодцы!
    Владимир Млямлин

  • Анонимно
    27.05.2017 13:52

    Молодцы руководители и участники! Спасибо за популяризацию татарской культуры. Действительно, очень радует , что наш Сабантуй провели в Париже.

  • Анонимно
    27.05.2017 14:04

    Тошно, самодурство. А народу то не было для кого праздник.

    • Анонимно
      29.05.2017 17:33

      Если вас там не было - не значит, что народа не было. Там было много парижцев, для них и за их счет и был проведен этот праздник.

      • Анонимно
        29.05.2017 18:01

        17**33 Сразу видно вас там не было.За других ответ держите. Нехорошо Шурик. Раз пишете Парижцев. Будет правильно Парижан.

  • Анонимно
    27.05.2017 14:08

    всё выдумывают и выдумывают предлоги покататься по ненавистной Европе и миру
    то для обучения,то для "борьбы" с коррупцией,то по околофутбольным делам,которые провалил полностью,то за какими нибудь мощами неизвестного происхождения,то сабантуи устраивают..
    попросил парижских знакомых посмотреть на действо..
    какие 20 тыщ?
    полные чартары с местными чинушами и артистами..
    хватит уже понтов..
    или квартирку там прикупил кое кто?

  • Анонимно
    27.05.2017 14:23

    Где хоть один видеоролик на котором одномоментно было бы хотя бы 5 тысяч человек? Это ведь не так много для столь масштабного и затратное праздника!

  • Анонимно
    27.05.2017 15:12

    Позор ....еще раз Позор чиновникам.
    Землю под ногами не видят.

    • Анонимно
      29.05.2017 17:32

      Да что вам не нравится? Они наоборот стараются во благо развития имиджа Казани, а в данном случае еще большую роль играют наши традиции и мусульманство.

  • Анонимно
    27.05.2017 15:13

    А что не было объявления от какой какой остановки ходил бесплатный автобус до Парижу? Я так мечтал съездить!

    • Анонимно
      28.05.2017 00:56

      За счет государства. Читала в одной статье, что было потрачено 20 миллионов рублей. Прилетело 500 чел. , 200 из чиновников. Ну и аренда половины Марсового поля не бесплатно было

  • Анонимно
    27.05.2017 15:28

    Это очень круто. Париж НАШ.

    • Анонимно
      29.05.2017 17:31

      Париж одна из мировых столиц, многого стоит заявиться к ним со своим праздником и провести его за их счет.

  • Азат Д
    27.05.2017 16:44


    Думаю, парижане воспринимают сабантуй, как у нас индейцев на Баумана.

    • Анонимно
      27.05.2017 17:00

      А давайте вы не будете свои фантазии приписывать парижанам...

      • Азат Д
        27.05.2017 17:10


        Давайте.
        А вы не фантазируйте о 20тыс гостей.

        • Анонимно
          28.05.2017 17:56

          Так те , кто там был говорят. В отличии, от вас сочиняющий свой бред , сидя на диване...
          Им я больше верю, чем вам.

        • Анонимно
          29.05.2017 22:06

          Я сам лично был на Сабантуе в Парижа из Лондона и было больше даже 20 тыс., также у нас и Масленница проходила в Лондоне на Трафальгарской площади размером 150 на 150 метров примерно, с 10 до 18:00 проходило кроме русско говорящих; англичане, турист, гости и прочие до 100 тысяч.

    • Анонимно
      28.05.2017 03:09

      Для них вся Россия экзотика. Дикари и варвары

      • Анонимно
        29.05.2017 15:12

        Может не надо вести себя, как дикари и варвары? Тогда и мнение другое будет.

    • mad big
      28.05.2017 20:35

      Еще Высоцкий пел про то, что мы в Париже нужны как в бане пассатижи.

    • Анонимно
      29.05.2017 18:02

      хорошие индейцы - чем то, нас напомнили( только у них Ленина не было )

  • Анонимно
    27.05.2017 19:43

    Молодцы, очень приятно!!! Важно показать всему миру, кто такие татары!!!

  • Анонимно
    27.05.2017 19:49

    Ну что тут скажешь? Молодцы!

    • Анонимно
      2.06.2017 03:58

      Такие мероприятия стирают границы, может в скором времени Франция отменит санкции

  • Анонимно
    27.05.2017 20:58

    ///Ну что тут скажешь? Молодцы! \\\\ Молодцы Парижане ,за наш счет повеселились, поели .И посмеялись наверное над нами.Мы сами то ,без трусов ,но в шляпе.Еще кто там в очереди ,и к вам придем.

    • Анонимно
      29.05.2017 15:12

      Лишь бы позлорадствовать...
      Между прочим, проведено за счет Парижа.

      • Анонимно
        29.05.2017 17:36

        Где каждую копейку (Су) считают,будут они(Париж) маскарад устраивать.Бесплатный сыр только в мышеловке бывает.

  • мотоцикл
    27.05.2017 21:23

    ни политической,ни экономической целесообразности не видно...халявный выезд,повеселили европу на час(.

    • Анонимно
      2.06.2017 03:57

      Почему бы и нет, если это проводилось за счет Европы. Лишним пиар точно не будет.

  • Анонимно
    27.05.2017 22:34

    Молодцы, на высоком уровне сумели представить отличительные особенности Татарстана. Дальше-больше! Шаг серьёзный-достижение то же ! Все для привлечения туристов в Казань!
    И гармошка родная для французов прозвучала на татарский лад!

    • Анонимно
      28.05.2017 02:37

      Сколько туристов приедет в казань после сабантуя в Париже? Давайте прикинем. Пусть посетителей и правда было 20000. Приходили усреднённой парами, то есть 10000 пар. Из них каждая 10 пара приедет в казань в ближайшие года 2-3. Приедут они на уикенд, то есть пара ночей в отеле и 6 раз покушают, посетят 3 экскурсии. Номер в отеле стоит 5000 рублей в сутки. Экскурсия 2000 рублей за 2. Средний чек за двоих в ресторане 3000 рублей. Итого за 2-3 года будет потрачено 34000000 рублей с которых будет заплачено налогов около 4 млн рублей! И где экономическая целесообразность???
      Думаю вы так же согласитесь, что расчёт на самом деле сделан оптимистичный. По факту же все ещё хуже...

      • Анонимно
        29.05.2017 22:22

        Могу Вам объяснить как это работает, т.е. бизнес, двое привозят потом за собой 20, 20 привозят за собой 200, 200-2000 и т.д. вобщем нарастающий ком

  • Анонимно
    27.05.2017 23:12

    Молодцы, татарстанцы крутые!

  • ПанАлекс
    27.05.2017 23:36

    Завидую парижанам - нам бы такого мэра! Столько туристов из Казани привезла! А эти туристы еще и дорогущую землю в центре Парижа арендовали, сотни номеров в отелях оплатили, наняли сотни рабочих, купили много продуктов, арендовали кухни кафе и ресторанов, скупили товаров и сувениров на кругленькую сумму (одних магнитиков на тысячи евро), бесплатно устроили концерт и интерактивное шоу. И ни евроцента из бюджета Парижа! Зато какой пиар для нее шикарный...

    • Азат Д
      28.05.2017 08:08


      Тоже такие мысли были.
      Мы реально там денег потратили, а нам мифических туристов. Как и после универсиады.
      Собиратели мифов, за бюджетные деньги.

      • Анонимно
        29.05.2017 15:08

        Во-первых там проводилось за деньги французев.
        Во-вторых Универсиада произвела на Казань большой положительный эффект, в том числе и в плане туризма.

  • Анонимно
    27.05.2017 23:47

    без булдырабыз

  • Анонимно
    28.05.2017 01:09

    Праздник был прекрасный. Мы провели там почти весь день. Но он не нигде не рекламировался, не афишировался.Фр.Сми не было И французов почти не было.Они массово выехали на 4х дневный week-end. Мы привели мужей французов. Приехали татары из многих стран.Весь день музыка, песни, танцы.Все было очень красиво и красочно.

  • Анонимно
    28.05.2017 01:41

    посмотрите в соцсетях ..они там кстати до сих пор по парижам гуляют- командировка то длительная и тяжелая похоже)))

  • Анонимно
    28.05.2017 08:03

    Самое главное, сабантуй поднял статус Казани. А значит может строить гостиницы и дальше куда иностранцы будут привозить евро, доллары. Татары умеют зарабатывать деньги, и главное правильно их тратить. Татарстан потратился в Париже с хорошим стратегическим замыслом. Другие регионы конечно тоже могут потратится, но дивиденды от этого вряд ли будет у них.

  • Анонимно
    28.05.2017 14:30

    россия должна и обязана всему миру показать богатство культур населяющих ее народов - всех!! они РОССИЮ только облагородят! фана

    • Анонимно
      31.05.2017 01:47

      Именно, Россия многонациональная страна, надо все нации освещать.

  • Анонимно
    28.05.2017 22:08

    Больницы закрывают социальные пособия не выплачивают, лекарств в больницах нет, а мы гуляем. На трубы для замены под горячую воду денег нет, а мы бюджетные деньги на Францию тратим, а Семин то хоть был? Обещал за акции фонда бесплатно провести.

    • Анонимно
      29.05.2017 15:07

      Наоборот же, больницы новые открывают, социальную сферу продолжают развивать. Все намного лучше, чем может показаться со стороны. Вы в России не живете, правильно понял?)

      • Анонимно
        29.05.2017 17:39

        15 07 И тоже с большим размахом идет сбор денег на лечение детей .Даже в больших масштабах.Тоже Прогресс.

        • Анонимно
          1.06.2017 17:09

          И это хорошо, социальное обеспечение у нас в стране на высоком уровне.

  • Анонимно
    28.05.2017 22:59

    Не слышали про Казань и про татар, а почему французам не рассказали что Рудольф Нуреев, Гарун Тазеев.., люди, о которых они скорее всего слышали, были татарами?

  • Анонимно
    29.05.2017 02:37

    Интересно конечно , но зачем , кому это должно быть интересно? Так можно в любом городе мира сделать выставку или ещё круче, как индейцы ездят пустить татар, пускай с гармошкой зарабатывают ездят

  • Анонимно
    29.05.2017 06:27

    Все только танцевать и петь хотят, куда ни глянь везде певуны и плясуны. Лучшее бы рабочие профессии популяризировали, работать скоро будет нет кому.

    • Анонимно
      29.05.2017 14:54

      Рабочих профессий много, как и желающих ими заняться - в ПТУ всегда полный набор. Об этом не переживайте. )

  • Анонимно
    29.05.2017 07:38

    Люди, а просто порадоваться слабо? И зачем вы копошите 100 раз фальсифицированную историю, как-будто сами были свидетелями тех событий? Разве плохо, что люди поехали туда с веселой программой? Сабантуй - это всегда праздник. Какая муха кусает регулярно этих НЫТИКОВ? Если бы не поехали, то не уменьшились бы от этого ваши налоги, вы сами это понимаете. Тут дело уже в характере вечно недовольных людей.

  • Анонимно
    29.05.2017 08:26

    Заголовок конечно смущает. Вот именно таких мусульман они не видели, потому что сабантуй языческий праздник, точно не мусульманский, восхваление бога солнца и неба, все это скрыто. Печально что ломают одни стереотипы и навязывают другие и заблуждают народ. Музыка танцы, все это не из ислама. Празднуйте, главное не называйте его мусульманским.

    • Анонимно
      31.05.2017 01:47

      Одно другому не мешает, в наше время сложно отличить язычество от традиционной религии. Взять хотя бы масленицу и православных. И плохо ли это? Чем больше праздников, тем лучше.

  • Анонимно
    29.05.2017 18:06

    всё это лирика; расскажите о получени французского гражданства

    • Анонимно
      2.06.2017 03:52

      Зачем оно вам? Будто бы там жизнь другая - как говорится, на другом берегу реки трава зеленее только издалека.
      Потом еще будете вспоминать родной Татарстан ,как тут было хорошо...

  • Анонимно
    29.05.2017 20:25

    Что то про Семина говорили раньше, что он якобы готовит этот сабантуй во Францию За чей счёт конкретно этот сабантуй, хочется узнать?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль