Культура 
28.05.2017

«Маршем Сайдашева впервые со времен ханов татарская музыка заставила шагать армию»

Конец «татарской советской музыки», классика от Ильхама Шакирова и главный национальный шедевр — балет «Шурале»

Заведующий кафедрой истории музыки Казанской консерватории профессор Вадим Дулат-Алеев — признанный специалист и автор многочисленных работ по татарской музыке. Главный национальный композитор — это Сайдашев или Жиганов? Что происходит с татарской музыкой в XXI веке? И почему Элвин Грей безошибочно определяется как татарский певец? Арт-директор фестиваля «Мирас» ответил на эти и другие вопросы в интервью корреспондентам «БИЗНЕС Online».

Вадим Дулат-Алеев: «Выход в медийное пространство связан с тем, что пресса стала больше внимания уделять фестивалям, ведь таких фестивалей не было. Фестиваль «Мирас» надо было делать давно»

«СЛАДКОВСКИЙ ПРЕДЛОЖИЛ ЗАНЯТЬСЯ СОДЕРЖАНИЕМ ФЕСТИВАЛЯ «МИРАС», И Я ОКАЗАЛСЯ В ЛУЧЕ ПРОЖЕКТОРА»

— Вадим Робертович, вы давно известны как один из главных в республике специалистов по татарской музыке. Много лет занимаетесь этой темой, но только в последние год-два стали довольно медийным человеком. Сотрудничаете с ГСО РТ и Казанской оперой, стали арт-директором фестиваля «Мирас», имели непосредственное отношение к подготовке «Үзгәреш җиле»...

— Выход в медийное пространство связан с тем, что пресса стала больше внимания уделять фестивалям, ведь таких фестивалей не было. Фестиваль «Мирас», который придумал и организовал Александр Сладковский, надо было делать давно. У меня давно была такая мечта. Вот нашел свое интервью 2008 года в московской газете «Татар дөньясы» («Татарский мир»), в котором сказано, что хорошо бы сделать фестиваль, который бы объединил разные эпохи, разные стили татарской музыки. Такой, который позволил бы в концертном зале, в «живом звуке» и хорошем качестве послушать татарскую музыку. Убежден, что классическую традицию сейчас надо собирать, возвращать в современное звуковое пространство. Поэтому «Мирас» — действительно очень нужное мероприятие. Поэтому он и появился. А поскольку Александр Витальевич предложил заняться содержанием фестиваля мне, то я оказался в луче прожектора.

— Но появление «Мираса», сконцентрировав внимание к самой теме, усиливает и критику в том смысле, что основные наши культурные институции недостаточно внимания уделяют татарской музыке. Раньше не уделяли вообще никакого внимания — и об этом говорили не много. А стали уделять — возникла масса критики.

— Вы отлично сказали. Парадокс: ничего не делается — тишина, стоит что-то начать делать — возникает фокус внимания, включается логический закон, который нам еще в школе объясняли с помощью точки на белом листе. Точка — это то, что ты знаешь, белый лист — то, чего не знаешь. Чем больше точка, тем больше граница с «незнанием» — поэтому «чем больше я знаю, тем больше я не знаю». Такая же ситуация с «Мирасом»: начинаешь делать, и становится понятно, сколько еще всего надо. Но критика — далеко не преобладающая тональность в оценках фестиваля, критической статьи я пока не видел ни одной. А вот в вопросе пропаганды музыкального наследия — да, тут заметное оживление общественной дискуссии. И это очень хорошо. Пусть даже в критическом ключе. Это лучше, чем равнодушие. В этом, кстати, есть значительная заслуга вашей газеты.

После завершения фестиваля «Мирас», 2017 год: (слева направо) арт-директор Дулат-Алеев, дирижер Ишмуратов, композиторы Калимуллин, Ахиярова, Еникеев с музыкантами ГСО РТ

«РАНЬШЕ ФОЛЬКЛОР БЫЛ ДРУГИМ. ОН БЫЛ В СТОРОНЕ ОТ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ, ОТ ИНТЕГРАЦИИ...»

— У вас есть монография о татарской музыке ХХ века...

— Называется она «Текст национальной культуры: татарская музыка ХХ века». Это моя докторская диссертация.

— А что такое татарская музыка XXI века?

— С научной точки зрения говорить о татарской музыке XXI века мы еще не можем, потому что даже двух десятилетий нового века еще не прошло. Можем пока смотреть, что происходит вокруг нас, и рассуждать, используя методы исторических и культурологических аналогий. Пока нет исторической дистанции с нашим временем, есть только возможность смотреть, было ли что-то похожее когда-то и где-то. Как правило, такой метод хорошо работает. Потому что оказалось, что наша планета гораздо меньше, чем мы думаем и все мы более похожи, чем мы думаем, и что-то похожее когда-то и где-то уже происходило, в том числе в культуре, в музыке.

— И что же у нас сейчас происходит с этой точки зрения?

— Говоря «татарская музыка», мы подразумеваем что-то единое, которое можно описать в единых категориях и выписать универсальный рецепт. Но это не так. Хотя бы потому, что у нас сейчас не может быть фольклорной моностилевой культуры. Культуры в одном стиле нет, потому что у нас уже нет людей в одном стиле, жизни в одном стиле. А музыка, искусство — отражение нашей жизни. Ровно в той степени, в которой усложнилась наша жизнь, в такой же степени усложнилась и музыка. И ни в коем случае не надо культуру упрощать, у нее должна быть сложная структура — так она будет более жизнеспособной. А вот средства объяснения культуры, искусства нередко отстают от жизни. У нас нет нового закрепившегося понятийного аппарата, чтобы описывать, что происходит.

Например, мы некоторые вещи употребляем в традициях XIX века. Например, фольклор, народную музыку. Что такое фольклор сейчас и фольклор тогда? Далеко не одно и то же. В XIX и ХХ веке это была музыка, которая не затронута городской цивилизацией, в стороне от процессов развития, от интеграции. Она живет в деревнях и селах, где любой народ сохраняет свои традиции и традиционное искусство в таком виде, как и его предки, и он не намерен это менять — вот что такое фольклор.


«Все, что звучало раньше, и что до сих пор помнят, — это классика. Вот к какому пониманию классики мы приходим: то, что прошло фильтр времени. Поэтому фольклор сейчас — это тоже классика»Фото: «БИЗНЕС Online»

— Сейчас же фольклор — это?..

— Сейчас фольклор в других условиях. Разграничение на город и деревню уже условное, информационное пространство общее. Раньше как было? Вот ты живешь в деревне, тебе нравится, как поет дэу эни, ты повторяешь за ней эту песню. А дальше куда ты идешь петь эту песню? Ты поешь дома, детям, подругам, на сцену ты не вышла... А сейчас захотелось спеть татарскую песню — включили микрофон, записали, сами себе тут же на синтезаторе сыграли. И получилось красиво, потому что техника позволяет. Обработали звук (все дома — это не профессиональное, это теперь «народное» творчество такое), нажали кнопку — и она уже в YouTubе. А когда песня попадет в открытое пространство, ее может сразу услышать кто-то на другом конце земного шара. Кому-то понравилось — начинается обработка, ремиксы, каверы.

У нас одна студентка принесла музыку известного американского кинокомпозитора, включает и говорит: «Вам не кажется, что здесь татарская музыка слышна?» А там пентатонная шотландская музыка, в Шотландии традиционный лад — тоже пентатоника. Но и татарская музыка может быть «присвоена» стилем world music в любой момент без всяких этнографических задач. Так что современный «фольклор» не традиционен, полистилистичен и, главное, мгновенно выходит на широкую аудиторию. Значительная часть современной татарской популярной музыки, написанная непрофессиональными авторами, — это, строго говоря, современный фольклор. Так что сейчас условия существования старого классического фольклора и нового фольклора одинаковые — это сцена, эстрада. Поэтому сейчас на классический фольклор тоже надо посмотреть по-другому. В настоящее время даже появилось такое понятие, оно дискутируется — «постфольклор».

— Вы говорите о «постфольклоре», а «постклассика» в музыке существует?

— Именно в этом заключается сложность, что у нас уже классика не классика и фольклор не фольклор, а происходит смешение разных пластов. Вот вам скажут: вы хотите классику послушать? Да, хочу. А что у вас есть из классики? Классика — это все, что написано когда-то, а разве «Битлз» не классика? Ильхам Шакиров не классика? Все, что звучало раньше и что до сих пор помнят, — это классика. Вот к какому пониманию классики мы приходим: то, что прошло фильтр времени. Поэтому фольклор сейчас — это тоже классика.

Резеда Ахиярова создает современную оперу, которая звучит не как набор современных экспериментов в области оперной мелодики, а как современная мелодическая опера «Резеда Ахиярова создает современную оперу, которая звучит не как набор современных экспериментов в области оперной мелодики, а как современная мелодическая опера» Фото: скриншот

«РЕЗЕДА АХИЯРОВА, НА МОЙ ВЗГЛЯД, РЕШАЕТ ОЧЕНЬ СЛОЖНУЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЗАДАЧУ»

— Как у нас дела на композиторском фронте в республике?

— Сложно у них там.

— Талантов нет?

— Есть таланты. Ситуация с инфраструктурой непростая...

— Есть Резеда Ахиярова, есть Эльмир Низамов. Больше нет успешных композиторов... А в чем феномен Ахияровой? Почему она единственный татарский композитор, работающий с театром имени Джалиля — опера «Любовь поэта», балет «Золотая Орда»?

— Вы знаете, написать оперу сейчас очень непросто. Вам не доводилось слышать оперу Бату Мулюкова «Сююмбике»? Это очень хороший композитор старшего поколения, но однажды он взялся за очень сложную задачу — написать татарскую оперу. И написал оперу «Сююмбике», которая один раз прозвучала, по-моему, под рояль даже, не под оркестр... Этот пример очень хорошо показывает, как трудно написать сейчас оперу, особенно национальную. А вот Резеда Закиевна Ахиярова очень хорошо владеет такой современно интонацией, которая адресуется не только узкому кругу слушателей, настроенных на эксперимент. Опера у Ахияровой содержит много песенного материала и вместе с тем прекрасно выстроена драматургически. Композиторов у нас до сих пор учат так: ты должен быть современным, не пиши просто, пиши сложно. В случае с композиторами я бы адресовал основные претензии композиторскому образованию: их, на мой взгляд, до сих пор учат в системе координат середины XX века.

Так вот Резеда Ахиярова решает сложную художественную задачу: создает современную оперу, которая звучит не как набор современных экспериментов в области оперной мелодики, когда диссонанс оказывает конкретное давление на нервы, а как современная мелодическая опера, отвечающая требованиям сценической практики. Аналогов просто нет. Поэтому и работает с театром. Это ведь только кому-то кажется, что в оперном театре день и ночь жгут партитуры татарских опер и балетов. На самом деле их днем с огнем не сыщешь.

— А почему так востребован Эльмир Низамов? Например, не раз приходилось слышать, что Радик Салимов — композитор не менее талантливый.

— Радик Салимов — очень талантливый композитор. И Эльмир Низамов — очень талантливый композитор. Эльмир больше представлен в медийном пространстве. И это наряду с музыкой выступает показателем востребованности.


— А то, что Низамов распыляется: он пытается делать и какие-то вещи в классической музыке, часто делает музыку для спектаклей, пишет эстрадные песни... Это нормально? Это такая тренировка для композитора?

— Это очень сложно сказать. Если пишется, то нужно писать. И в том, что Эльмир успевает и то, и другое, он большой молодец, потому что прикладная музыка у него хорошая, песни он пишет хорошо, музыку для оркестра он пишет хорошо. Но вот симфонию пока не написал.

— Сладковский давно говорит, что ждет какую-то крупную форму от Низамова, а ее все нет.

— Чтобы написать крупную форму, нужно от всего отключиться, обдумать, услышать. Это очень непростой процесс. А в ситуации большой востребованности, загруженности — еще и вопрос выбора. Я не думаю, что Эльмир распыляется, потому что все, что он делает, нужно. У него много энергии, и он пока везде успевает. Мало кто вот так интенсивно работать мог бы... Но я в вашем вопросе слышу опасение, что иногда можно золотую монету разменять на горсть мелочи. Не знаю, насколько такое опасение имеет место, поскольку Эльмира знаю со студенческой скамьи, он изучал у меня курс музыкальной формы — он человек очень думающий.

— Говоря о наших композиторах, мы забыли Рашида Калимуллина.

— Рашид Калимуллин — это уже мэтр татарской музыки. Тут нет никаких проблем и спорных моментов. Он внес очень большой вклад в период своего активного творчества — в 1980 - 1990-е годы. То, что он написал за 20 лет, — это очень серьезное продвижение и, я бы сказал, конвертация татарской музыки в мировое пространство. Резонанс от произведений Калимуллина в 1990-е годы был очень большим. Эта музыка открывала абсолютно новые горизонты, была в центре медийного и исследовательского внимания, не только сопоставимого, но даже превышающего интерес к нынешней новой татарской музыке. Нынешняя композиторская музыка, хотя и новая, но она не становится открытием. Вот Калимуллин, Шарифуллин, Шамсутдинова, Ахиярова несли в себе принципиальную новизну: в татарскую музыку пришла техника восточной монодии, осваивались сонорика и минимализм, устанавливались стилистические связи не только с европейской композицией, но и с традиционной композицией мусульманского Ближнего Востока. А Рашид Калимуллин уже тогда стал творческим лидером татарской музыки. Здесь ведь еще организационные моменты очень важны. Не случайно он сейчас возглавляет правление союза композиторов России.

На сцене ГБКЗ им. Сайдашева. Фестиваль «Мирас», 2016 год

«ТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ НЕ БЫЛО ДО ХХ ВЕКА»

— А что такое сегодня «татарский композитор»?

— Татарских композиторов не было до начала ХХ века. И если говорить о соотношении с традицией, то татарские композиторы стали появляться, когда культура начала открываться вовне, когда охранительные установки локальной сельской татарской культуры дополнились процессами развития и объединения нации. Любой композитор — это более высокий уровень объединения публики, чем был до него. Таков Сайдашев, таков Жиганов. Сайдашев создал национальную, объединяющую всех татар музыку. Жиганов вывел татарскую музыку в общее пространство музыки страны: татарская симфония, опера — это не татарские жанры. Но когда вокруг идут симфонии и оперы, то тут два варианта: либо остаться этнографическим экспонатом, у которого только старое искусство, либо идти в ногу со всеми. Можно посмотреть на это с другой стороны: любой новый жанр и то, что создает композитор, — это привнесение нового в национальную культуру, ее расширение; это те образы и те мысли, идеи, которые не может родить фольклорная среда.

Сейчас без композиторов обойтись нельзя. Чтобы возникала в татарской музыке новая образная система, новый образный строй, отвечающий меняющейся жизни, должен быть автор, который эти запросы времени и публики будет улавливать и воплощать. Но техническая музыкально-языковая реальность такова, что это должен делать профессионал. Иначе не будет разницы между фольклором и профессиональной музыкой — музыкой, которая идет вперед и обеспечивает современный интерфейс национальной культуры. Современный композитор должен привнести психологически новые образы, поставить новую проблему, тему, которой в традиционном искусстве не было, но она появляется сейчас. Посмотрите, как молодежь реагирует на любое обновление даже стиля — с интересом. Ведь татарская музыка — это не только то, что по телевизору показывают или на государственных сценах звучит. Сейчас есть формы, которые звучат...


— Новые андеграудные жанры...

— Да, но они не «андеграундные», не подпольные, а лучше сказать независимые от академических традиций. Это новый психологический настрой, это новое мышление, новый татарский музыкальный стиль с энтузиазмом встречаемый образованной молодежью. Например, Зуля Камалова, Радиф Кашапов и многие другие молодые, талантливые представители таких независимых, как принято говорить, альтернативных течений — они, строго говоря, вне школ внутри татарской «официальной» музыкальной культуры, но это самая настоящая современная татарская музыка. Это еще раз к вопросу о сложности современных классификаций и определений в музыке. Развитие национальной музыки связано с тем, что она присваивает себе все новые и новые темы, стили, она расширяет свой собственный фонд. Одновременно обостряется вопрос, что в процессе расширения и обновления нужно обязательно сохранять традицию.

«У нас появился Серый Эльф, он же в английском варианте — певец Элвин Грей. Он не перепевает никого, поет свои песни и отождествляется с татарской культурой»Фото: «БИЗНЕС Online»

«СПРОСИТЕ ПРО СЕРОГО ЭЛЬФА, КАКУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ ОН ПРЕДСТАВЛЯЕТ? ВАМ ЛЮБОЙ СКАЖЕТ: ТАТАРСКУЮ»

— А это сложно?

— Нет. Техника сохранения и развития сейчас примерно одинаковы. Это еще один парадокс.

И еще: вот в Москве недавно наш оркестр под руководством Александра Сладковского исполнял пьесу Низамова «Небесное движение». Это для татарской музыки очень важно. Но давайте проведем эксперимент и спросим слушателей, какую национальную культуру представляет эта музыка. Или вот у нас появился Серый Эльф, он же в английском варианте — певец Элвин Грей. Он под этим именем выступает. И оно уже само по себе открывает совсем другое пространство культуры, реализуется запрос на присвоение национальной культурой новых образов. Он тоже современный музыкант. Так вот спросите про Серого Эльфа, какую национальную культуру он представляет? Вам любой скажет: татарскую.

— А почему?

— Потому, что он поет на татарском языке. Это самое главное! Ведь мелодия может быть татарской не на всем своем протяжении, а лишь в определенных интонациях.

— Но, например, если спеть песню Мирей Матье на татарском языке, то от этого музыка не станет татарской.

— Не станет. Это будет перепев, ремейк. Татарский ремейк французской музыки. А если некоторые популярные татарские песни спеть на французском, то будет «французский шансон» без следов татарской культуры. А Элвин Грей не перепевает никого, он поет свои песни и отождествляется с татарской культурой. Итак, уберем имя, включим запись и попросим эксперта выяснить, какой национальной культуре это принадлежит. И то же самое проделаем, допустим, с «Небесным движением»: уберем фамилию композитора, включим музыку и спросим, к какой национальной культуре это произведение принадлежит. Думаю, что ответы будут разные. Хотя с именами все наоборот. Этот пример показывает, что сейчас собственно музыкальная сторона и имиджевая сторона очень тесно связаны. Это следствие общего атрадиционализма культуры.

«Информационное пространство способствует тому, что удельный вес татарской музыкальной классики сильно уменьшается, а не увеличивается» «Информационное пространство способствует тому, что удельный вес татарской музыкальной классики сильно уменьшается, а не увеличивается» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ К ТАТАРСКОЙ КЛАССИКЕ СЕЙЧАС ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ БЫЛО ВО ВРЕМЕНА ДАУТОВА»

— К нашему оперному театру в части популяризации татарской музыки тоже есть серьезные претензии, говорят, что во времена Нияза Даутова здесь раз или два в неделю шли татарские оперы или балеты...

— Здесь опять-таки нужно сделать некоторую поправку на историческую эпоху и на реальность. Во времена Нияза Даутова удельный вес татарской музыки и татарской музыкальной классики в информационном пространстве был на порядок больше, чем сейчас. То же самое касается и оперы, и самого театра, и всех «трансляторов» искусства. Сейчас увеличение количества информации вокруг нас колоссальное. И татары не исключение, они живут в этом же пространстве. Это информационное пространство способствует тому, что удельный вес татарской музыкальной классики сильно уменьшается, а не увеличивается. Сколько хочется послушать, сколько хочется посмотреть! Идет колоссальное количество концертов, фильмов, альбомов, книг, интернет-трансляций. Это все идет огромным потоком. Привлечь внимание к татарской классике сейчас гораздо сложнее, чем было во времена Даутова. Тактика нужна другая. У нас эпоха имиджевая, рекламная. Продукция вперед рекламы может не пройти.

— Но неужели публике, да и тем же столичным критикам, не будет интереснее на Шаляпинском фестивале услышать оперу «Джалиль», которая есть в репертуаре Казанской оперы, чем очередную «Травиату»...

— Я понимаю ваш пафос. Он идеалистический в той части, что вы считаете, что те люди, которые хотят увидеть татарскую оперу, будут ходить на этот спектакль каждый раз, когда он появится в репертуаре. Предположим, татарская опера будет идти постоянно — ну один раз сходят, ну второй. А дальше? Здесь вопрос наполняемости зала. И статуса такого спектакля — праздник или рутина? А также вопрос в том, заинтересованы ли более широкие круги татарской публики в оперном искусстве или нет? Мне кажется, здесь нужно сначала поднимать вопрос не только проката, но и пропаганды, воспитания слушателя, начиная со школьной скамьи. Это должна быть программа, стратегия, PR-технология... Кто будет это делать? А конкретно «Джалиля» я бы много раз подумал, прежде чем выносить на суд приезжих критиков в одном ряду с очередной «Травиатой», как вы удачно выразились. Это трагическая страница истории, боль войны. Вот мне, честно говоря, все равно, будет это интересно критикам или нет и правильно ли они поймут татарскую оперу. А «Любовь поэта» Ахияровой мне доводилось представлять со сцены вступительным словом на одном из Шаляпинских фестивалей. Кстати, очень хорошо поставленный спектакль.

«Композиторы находятся в очень сложной ситуации, когда трудно придумать что-то новое. И эта ситуация существует не так давно, а всего лишь последние несколько десятилетий»Фото: «БИЗНЕС Online»

«УЖЕ ВСЕ КАКОФОНИИ ПРИДУМАНЫ, В ТОМ-ТО И ДЕЛО»

— Из ныне живущих на планете композиторов остались те, кого можно назвать гениями? Если нет, то почему? Почему нет нового Верди, нового Пуччини, нового Чайковского? Или все уже создано в музыке и можно придумывать только какие-то очередные какофонии?

— Вы знаете, даже уже какофонии нельзя придумывать. Они все уже придуманы, в том-то и дело. Композиторы находятся в очень сложной ситуации, когда трудно придумать что-то новое. И эта ситуация существует не так давно, а всего лишь последние несколько десятилетий, когда со всего мира, из всех эпох хлынула музыка и она вся одновременно доступна. Сейчас нажатием одной кнопки мы можем включить — мы носим с собой вот это все: любую запись, любую музыку, любые ноты. И вот в этих условиях композитору создать что-то очень сложно, поэтому сейчас к композиторскому творчеству, к чистой музыкальной стороне обязательно добавляется коммуникативное требование. Ты не просто что-то сочиняешь, а для кого ты сочиняешь. Определи свою аудиторию и то, что она в данный момент ждет, месседж...

Нужна, например, музыка к мультфильму. Вот выпустили татарский мультфильм для детей, к нему срочно нужна музыка. Напиши — будешь молодец. Эта музыка не должна портить данный мультфильм. А вопрос, насколько она оригинальна, уже второй...

— У Петра Ильича Чайковского и Игоря Крутого одна профессия?

— Нет.

— Почему? Они же оба композиторы. Оба придумывают музыку.

— Они в разных жанровых нишах. Крутой — композитор другой эпохи, и если его музыка будет рассматриваться чисто как музыка, она получит от нас другую оценку, чем когда она в нужном контексте. Как мы сейчас только говорили: знай, для кого писать, куда ее встроить, в какую коммуникативную систему. Вот у Игоря Крутого музыка отлично встроена в коммуникативную систему. Он умеет, он продюсер плюс композитор. А Петр Ильич — это другая традиция, опусная. Композитор в чистом виде. Ему не надо было ничего никуда встраивать. Он уехал в Париж или во Флоренцию и написал там «Пиковую даму». Он даже не думает, что там будет с ней дальше, потому что она пойдет в уже существующую институцию. Оперный театр возьмет и скажет: сейчас мы все поставим. А здесь идет совершенно другая работа.

— Так гении остались или нет? София Губайдулина, Арво Пярт, Филипп Гласс...

— Знаете, выражение «гений» чисто субъективное. Кто-то скажет, что есть, кто-то скажет, что нет. Я считаю, что мы просто, быть может, не знаем всех сейчас композиторов, которые существуют, но сейчас в мире нет такого композитора, который бы заставлял людей ждать, когда появится его новое произведение, потому что оно принесет какое-то новое открытие, как это было даже в ХХ веке, не говоря уже про XIX век. Потому что там ждали нового произведения композитора, это было целое событие. Вот когда мы с вами вместе, не сговариваясь, скажем: «Ты завтра будешь это слушать? А ты слышал это? Здорово, правда», — когда разные люди это скажут, вот тогда мы сможем бесспорно сказать: да, вот появился гений, вот он есть. Композиторов, которые пишут симфонии и оперы, принято называть гениями. А в отношении тех, кто пишет песню — композицию, которая может объединит миллионы, — так говорить не принято. Говорят чаще «гениальная песня», чем «гениальный композитор» про ее автора. Написать композицию для какой-нибудь рок-группы или для того чтобы выйти на стадион и исполнить в массовом, популярном стиле так, что вся огромная толпа людей будет подчинена этой музыке, — это разве не гениально? Разве не гений тот, кто так делает и сделает?

— Вот Сергей Шнуров собирает стадионы.

— Значит, в нем что-то есть.

— Баста собрал недавно 35 тысяч в «Олимпийском»...

— Наверное, для того чтобы определить гениальность, нужна историческая дистанция. Здесь всегда очень легко обмануться. Если мы посмотрим в прошлое, оно подскажет. Вот вы, например, знаете такого композитора, как Мейербер? Может, слышали... Но его нет на сцене наших оперных театров. Это такой Игорь Крутой первой половины XIX века для всей Европы, это композитор, который делал самые колоссальные сборы. Его спектакли шли с электричеством, вулканы извергались на сцене... То есть это были грандиозные постановки. И идея тоже была — например, оперы «Гугеноты», «Роберт-Дьявол»... Куда потом вся эта музыка делась?

— А композитор Александр Серов, про которого вы писали кандидатскую диссертацию? Честно говоря, это стало открытием, что отец знаменитого художника Валентина Серова был известным композитором. Его оперы где-нибудь сейчас идут?

— Отличный пример. Не идут нигде. А вот, что было в 1899 году: Мариинский театр — главный театр Российской империи, на главном фасаде две ниши. Принято решение об установке в этих нишах статуй двух самых выдающихся деятелей русской оперной музыки уходящего XIX века. В одну нишу ставят основоположника русской национальной профессиональной музыки (того, кто объединил русскую музыку, — аналогично Сайдашеву) — Глинку. А во вторую нишу ставят Александра Серова (потом убрали из-за письма сына Валентина, которому скульптура не понравилась, и уже не вернули). Оперы Серова были на самом верху рейтинга по числу постановок. Это были такие произведения, куда все приходили и проникались патриотическим чувством. Опера «Рогнеда» — про крещение Руси, про то, как древняя Русь превратилась из языческой в великую православную державу.

— Почему это абсолютно забыто. 70 лет советской власти помогли?

— Помогли очень сильно. Правда, один раз исполнили фрагменты оперы в 1945 году, в год Победы. Записали на пластинку. В том числе финальный хор:

«И врагам грозна, и вовек славна,
Свято-Русская будет жить земля!»

Вот в год Победы записали, и все. Даже на сцену не вышла. А кому нужна такая музыка в атеистическую эпоху? Этого не надо было, а теперь забыли просто. Поток информации очень большой. Нужны специальные прожекторы, чтобы что-то высвечивать в этом потоке. Это пример того, что если убрать коммуникацию, оставить только музыку, то мы увидим, что это «ситуация Мейербера».

«Шурале» — самое репертуарное. И еще самое конвертируемое. Оно очень хорошо переносится в пространство других культур»Фото: mariinsky.ru

«ГЛАВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ТАТАРСКОЙ МУЗЫКИ — ЭТО БАЛЕТ «ШУРАЛЕ»

— Назовите пятерку самых главных татарских композиторов.

— Недавно в социальных сетях мелькнул ролик, где молодых людей просили назвать трех татарских классических композиторов. Пафос ролика в том, что некоторые вообще не смогли назвать никого, а кто-то называл Сайдашева и дальше не знал, что говорить. Редко кто-то называл двух композиторов... Трех не назвал никто.

А пятерка такова:

Номер один — Салих Сайдашев. Это первый татарский национальный композитор. Национальный — это значит музыкально объединивший нацию. До Сайдашева не было общенациональной татарской музыки, а был только фольклор, свой у каждого региона или даже у каждой деревни.

Далее, практически рядом — Назиб Жиганов, учитывая самое большое в истории татарской музыки творческое наследие и непревзойденный личный вклад в строительство современной музыкальной инфраструктуры Татарстана.

Номер три — Фарид Яруллин, потому что это гениальнейший композитор. Он создал не имевший в то время аналогов по уровню музыкального мышления балет «Шурале». Его смерть на войне — это колоссальная потеря.

Далее — Рустем Яхин. Это создание татарской романтической музыки, ее поворот к человеку. На фоне официальной поступи советской эстетики композитор, невзирая на лозунги, пишет о человеке, пишет лирическую музыку. Его с этого невозможно было сбить, он шел своим путем. И при этом у него надо поучиться писать патриотическую музыку, потому что она опирается на человека, а не на лозунг. Гимном Татарстана совсем не случайно стала песня Яхина.


Пятый в рейтинге, и это мое субъективное, но глубокое убеждение — Алмаз Монасыпов. Тот, кто сделал много принципиально важных для своего времени открытий в национальном музыкальном языке, поднял его на новый интеллектуальный уровень; тот, кто перенес татарскую (тогда еще советскую) музыку в новое пространство с помощью восстановления ее связей с мусульманским миром, с собственной традицией книжного пения, с традицией мунаджатов. К моменту появления его вокально-симфонической поэмы «Тукай аһәңнәре» («В ритмах Тукая») этого пласта не было в «официальной» музыке уже 50 лет.

— А если составить такую же пятерку произведение композиторов Татарстана?

— Номером один будет балет «Шурале» Фарида Яруллина.

— «Шурале» — это самое известное в мире классической музыки произведение татарского композитора?

— Самое репертуарное. И еще самое конвертируемое. Оно очень хорошо переносится в пространство других культур. В настоящее время именно произведение Яруллина — визитная карточка татарской музыкальной классики.


Номер два — это... Знаете, с Сайдашевым очень сложно, его творчество как бы одно целое, крупных форм он не создал, у него состоящее из отдельных песен и пьес единое целое ожерелье. Но давайте я скажу — «Марш Красной Армии» Сайдашева. Я просто много раз видел в концертном зале, как он поднимает публику.

— Эффект был примерно как во время исполнения ГСО РТ «Стана Тамерлана»?

— У «Стана Тамерлана» есть момент развлекательности, шоу, это отличная оркестровая «бисовка». А здесь никакой развлекательности я не увидел. Это было воодушевление в чистом виде. Именно этот настрой и несет в себе марш Сайдашева. На нынешнем «Мирасе» мы его сыграли два раза. Один раз он был в программе, а второй раз я попросил дирижера Айрата Ишмуратова сыграть его на бис в конце фестиваля. Тем более что мы поздравляли всех с наступающим 23 февраля. Реакция публики всегда одинаковая. Исторически это новая, оптимистичная и сильная татарская музыка, ожидаемая после нескольких веков фольклорной эстетики «мон». И кстати впервые со времен Казанского ханства татарская музыка заставила шагать армию.

Третье место — это опера «Джалиль» Назиба Жиганова. Самое сильное в татарской музыке (и одно из самых сильных в мировой) произведение о Великой Отечественной войне, в новой для оперы кинематографической эстетике, с плотным психологическим и патриотическим контентом.

Четвертое — Алмаз Монасыпов «Тукай аһәңнәре». К уже сказанному об этом произведении надо добавить, что композитор очень проницательно осуществил синтез академического и популярного («эстрадного») стилей, чем воплотил в татарской музыке одну из важных тенденций развития композиторского творчества в конце XX — начале XXI веков.

И пятое — это «Квартет памяти Тукая» Рашида Калимуллина. Хотя тоже сложно разделить творчество Калимуллина 1980 - 1990-х годов на отдельные произведения. Там важна общая линия творчества композитора — и «Риваят», и «Забытый вагаз», и «Видение Пальмиры». Но все-таки за «Квартет памяти Тукая» композитор получил первую премию на международном конкурсе имени Вебера в Европе. И для татарской музыки началась новая эпоха — кончилась татарская советская музыка, началась татарская музыка в пространстве мировой культуры.


«У НАС ЕСТЬ СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ — ФОТОГРАФИЯ ТУКАЯ С АВТОГРАФОМ»

— А почему вы решили заниматься татарской музыкой? И откуда у вас такая красивая фамилия — Дулат-Алеев?

— Коротко расскажу историю фамилии. Был татарский общественный деятель и революционер Махмут Дулат-Али. Это мой прадед по отцовской линии. Он тесно общался с редакцией «Эль-Ислах», с труппой «Сайяр», с татарской интеллигенцией начала века. Тукай несколько месяцев жил в доме моего прадеда. У нас есть семейная реликвия — фотография Тукая с автографом, подаренная поэтом своему товарищу, как он написал, Махмуту. Мы передали ее в Национальный музей. До 1917 года прадед был Махмут Алиев (арабским шрифтом писали Махмут Гали). А когда стал активным участником революционных событий вместе с Вахитовым, Ямашевым (это родственник), то взял себе революционный звучный псевдоним Дулат-Али. В Казани в честь Дулат-Али есть улица, она находится недалеко от Ново-Татарского кладбища.

Вот моя дэу эни Назира Махмутовна, которая родилась в 1917 году, была первой, чью фамилию записали в нынешнем варианте. Она ее сохранила и передала моему отцу. Так что в этом году — столетие фамилии. По маминой линии у меня все предки тоже казанцы в нескольких поколениях, русские. Интересно, что в доме моих предков по материнской линии, рядом с домом-музеем Ульяновых (соседями были) жил Алеша Пешков, будущий Максим Горький. Мое детство прошло в этом доме, на нем висит мемориальная доска в память о Горьком. И я себя очень хорошо и комфортно чувствую и в русской, и в татарской культуре. Мой любимый город — Казань, я профессиональный музыковед. Как же можно не заниматься татарской музыкой?

Вадим Робертович Дулат-Алеев родился 1969 году в Казани.
Заведующий кафедрой истории музыки Казанской государственной консерватории им. Жиганова.
Первый музыкант из Татарстана, приглашенный председателем ГАК в Московскую консерваторию (2010, 2011, 2012).
Автор учебника «Татарская музыкальная литература для музыкальных школ и колледжей».
1988 — экстерном окончил Казанское музыкальное училище.
1992 —  стал лауреатом I премии всероссийского конкурса научных работ студентов (Москва).
1993 — с отличием окончил Казанскую консерваторию (кл. Маклыгина).
1995 — досрочно окончил аспирантуру Казанской консерватории, защитив в Московской консерватории кандидатскую диссертацию «Оперы А.Н. Серова в аспекте художественных тенденций своего времени».
1999 — окончив докторантуру-стажировку Московской консерватории, защитил докторскую диссертацию и стал самым молодым доктором искусствоведения, а затем и профессором в РФ по своей специальности.
С 2006 года член союза композиторов РФ и РТ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (69) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.05.2017 09:27

Еще есть люди! Образованные, профессионалы, неравнодушные!
Прекрасная статья!

  • Анонимно
    28.05.2017 09:13

    Неблагодарное дело составлять тройки, пятерки, десятки татарских знаменитостей. Сразу же сужаем свое культурное поле.
    Стереотипы казанского музыковедения налицо: 1 место Сайдашев, 2 место Жиганов и т.д. Пантеон готов. Хотя исторически это несправедливо. Почему хотя бы не упомянуть добрым словом Султана Габаши - действительно первого композитора, автора первых татарских военных маршей под которые шагали полки Милли Шуро. Или Мансура Музафарова - истинно народного композитора, Загида Хабибуллинна или Латифа Хамиди, ставшего основоположником казахской классической музыки. У нас великолепная композиторская школа о которой к сожалению забывают даже консерваторские специалисты.

    • Герой интервью просто отвечал на вопрос журналистов. И разговор все-таки предназначен не для проф музыковедов, а широкому кругу читателей, которые, и это есть в интервью, не могут даже назвать эти тройки-пятерки...

      • Анонимно
        28.05.2017 11:34

        Господин Айрат Нигматуллин. Вы сделали хорошее, профессиональное интервью, за что респект. Но не надо оправдывать музыковеда, очевидно по его рейтингу № 1, забывшего про Габаши и еще несколько композиторов и дирижеров, и своего предшественника Гиршмана, который был выдающимся и музыковедом и музыкантом.Есть имена которые надо обязтельно называть, музыковеду независимо от того входят они или нет в его личные рейтинговые "пятерки" или "десятки". Спасибо комментатору , сообщившему, что именно Габаши был автором первых военных маршей, еще задолго до Сайдашева. Что касается последнего , будь моя воля сделал бы его великолепный марш, после небольшой аранжировки, гимном республики, люблю лирическую музыку Яхина, но то, что сделали гимном, не совсем соответствует этому понятию, но конечно это мое субъективное мнение.

        • Анонимно
          28.05.2017 12:28

          это исключительно ваша, субъективная точка зрения! человек профессионал своего дела и назвал тех, кого он лично считает, скажем так, одними из лучших. и это, заметьте, тоже субъективно. и не надо настаивать на том, кого должен музыковед называть, а кого нет!

          • Анонимно
            28.05.2017 13:08

            Если музыковед профессионал, а не рейтинговый дилетант, степень или звание не индульгенция, то он не имеет права на субьектичное мнение, а должен исходить из реального вклада человека в музыку .Иначе это называетс не музыковедение, а вкусовщина. Поэтому согласен с комментами что недопустимости забвения имен Габаши, или Гиршмана.Человеку , например, может не нравитс даже Вагнер, Бетховен или Григ,он может их не слушать,но не представляю челоека именующего себя музыковедом и в популярной публикации не упоминающего этих имен.

            • Откуда взяться объективности в такой сугубо идеологической сфере, как история национальной музыки?

              Это ж чистая пропаганда. Поступит команда сверху - за ночь найдут целую плеяду национальных композиторов 12 века. Только чтобы "обосновать" тысячелетнюю самобытную культуру древнего народа.

            • Анонимно
              28.05.2017 17:33

              Вы были бы правы, если это была статья по истории татарской музыки, а не интервью. И кстати где можно послушать музыку Габаши и Гиршмана?

              • Анонимно
                28.05.2017 18:12

                Гиршман музыковед и исполнительской деятельностью после войны не занимался. Из его работ, почитайте монографию о творчестве Жиганова, но там много интересного не только о нем.Он единственный музыковед, которому на доме где он жил, установлена, по решению кабмина РТ, мемориальная доска.

    • Анонимно
      30.05.2017 00:02

      "У нас великолепная композиторская школа о которой к сожалению забывают даже консерваторские специалисты"
      ------------------------
      Это вы откуда такую клевету взяли? Почитайте статью "Музыкальная культура" в Татарской энциклопедии, почитайте учебник "Татарская музыкальная литература" Дулат-Алеева - дети по нему изучают татарскую композиторскую школу уже 10 лет, и другого такого близко рядом не видно, и раньше не было. В интервью отвечают на вопросы, а в статьях и учебнике никаких троек, пятерок, десяток нет. И если бы не учебник Дулат-Алеева, то детям прочитать про Габаши, Музафарова, Хабибуллина и Хамиди было бы вообще негде. Нет ничего другого о татарской музыке для детей! И раньше не было!

      • Анонимно
        30.05.2017 10:50

        Вот поэтому господину Дулаталееву надо было в интерью сказать, что все его рейтиннги и деление композиторов, как в хоккее, на пятерки условно и свидетельство его личного вкуса, а в серьез он пишет в учебнике. Никто напрмер, перечисляя великих русских композиторо не расставлет их по номерамю,по крайней мере в серьезных работах. Если следовать его принципу дл кого номер один Вертинский или Покрасы, а кому то Чайковский.

  • Анонимно
    28.05.2017 09:27

    Еще есть люди! Образованные, профессионалы, неравнодушные!
    Прекрасная статья!

  • Анонимно
    28.05.2017 10:07

    Конечно у теперешнего "мэтра музыковедения" немало лукавства в оценках как музыки, композиторов и исполнителей, но тема такова , что без этого не обойдешься да и отношения портить нельзя и личные сугубо субъективные мнения тоже никуда не денешь. Конечно все музыковедение это по классику: попытка "поверить алгеброй гармонию", но и в литературе кто то пишет романы, а кто то критические статьи и без этого не обойдешься. Разумеется, все эти "рейтинги" и расстановка талантов по номерам весьма условны, как и знаменитая, средняя температура по больнице. Жалко, что товарищ не вспомнил своих предшественников и в первую очередь Гиршмана и уникального энциклопедиста в музыке Казачкова, и еще нескольких дирижеров , но в целом человек сделал, что мог и неплохо.Что касается Сладковского, которого завистники именуют военным капельмейстером, то я бы назвал его гениальным менеджером, сделавшим для продвижения музыки композиторов республики на мировую арену как никто другой до него.

  • Анонимно
    28.05.2017 10:19

    Спасибо, великолепная статья и понимание...

    Надеюсь у него есть такие же талантливые ученики продолжатели...

    С уважением Айдар

  • А я понял из интервью одно кроме Грея ну нет у нас композиторов кого могут слушать не только не образованные татары!

    • Анонимно
      28.05.2017 15:20

      Музыку воспринимаешь через призму своей жизни, неудачных, удачных на то обстоятельств. И пишется она не для образованных или для образованных, пишется для себя, людей.

    • Анонимно
      29.05.2017 04:15

      Сиразин. Сплошные минусы,это очевидно отражение отношения к многочисленным постоянным скандалам в которых замешаны. Но по данному вопросу вы правы и я поставил плюс.

  • Анонимно
    28.05.2017 13:35

    Сиразин оказычается не только свиновод но и музыковед. Но я тоже полагаю, что кроме Грея, можно было назвать неколько имен. Ведь товарищ должен был ориентироватьс на рядовых слушателей, которые даже начального музыкального образованияя не имеют,а просто любят ее. Пусть не обижается, уважаемый профессор, но музыка пишется не только для музыковедов или выпускников консерватории. Иначе концертные залы и площадки пустовали бы.






    • Анонимно
      28.05.2017 14:06

      кстати крестьянин Сиразин имеет среднее музыкальное образование по классу скрипки.

      • Анонимно
        28.05.2017 14:45

        Благодарю вас крестьяние за обычный пиар своей личностию. Выходит , что кончили музыкальное учлиище и следовательно почти профессионал, а не неграмотный татарин,как можно судить по подтексту. Но речь в комментах идет о доступнос ее даже для лиц не имеющих среднего образования по классу скрипки.

  • Анонимно
    28.05.2017 13:40

    интервью получилось содержательное и классное! все правильно и точно сказано, учитывая и современное состояние татарской эстрады и недалёкое прошлое оперной сцены...вот бы ещё интервью о татарском балете...

  • мотоцикл
    28.05.2017 14:11

    музыка ,это отражение композитором состояния общества, выражена в нотах.

  • Анонимно
    28.05.2017 15:15

    Замечательно, и музыкы тоже.

  • Анонимно
    28.05.2017 15:19

    \\А когда стал активным участником революционных событий вместе с Вахитовым, Ямашевым (это родственник)\\ - Хусаин Ямашев не был никаким участником революционных событий, он умер в 1912 году.

    • Анонимно
      28.05.2017 17:09

      Это да. Но Дулат Али в революционном движении с 1907 года и действительно вместе с Ямашевым

      • Анонимно
        28.05.2017 17:33

        Но сами революционные СОБЫТИЯ (как сформулировано здесь), случились только в 1917. У революционеров было модно обрусевать , поэтому обычная татарская фамилия Давлетгалиев стала Дулат Али.

        • Анонимно
          29.05.2017 10:27

          Первая фаза активных революционных событий в России начались еще в 1903 году, предваряя Первую русскую революцию.

  • Анонимно
    28.05.2017 15:37

    Замечательное, очень содержательное интервью. Спасибо! Уникальная возможность пообщаться с профессиональным исследователем музыкального наследия мировой музыкальной культуры и композиторской школы Татарстана. Уважаемый В. Р. все разложил по полочкам, был честен и искренен в оценках и пристрастиях, а его "вкусу" (простите за прямоту) доверяют очень многие. Он сам - замечательная часть нашей академической культуры, умеющий видеть главное, создать нужное и полезное (я говорю о его учебных пособиях и научных разработках). Хочется его поблагодарить за этот увлекательный экскурс!

  • Анонимно
    28.05.2017 16:47

    Хорошо, почаще приглашайте проф. музыковедов.

  • Анонимно
    28.05.2017 17:43

    Очень актуальная статья. Спасибо автору, хотя имеется некоторые неточности.

  • Анонимно
    28.05.2017 17:44

    Айрат нигматуллин очень профессиональный журналист в области искусства.

  • Анонимно
    28.05.2017 22:46

    Вокруг татарской музыки сложилась непростая, да что там лукавить, трагическая ситуация. И если будет продолжаться нынешняя тенденция бесстыдной имитации заботы о ней, она вообще исчезнет как явление национальной культуры. Демагогия может оправдать все, вот и здесь нам пытаются выдать за явление татарской музыки беспомощные вокальные экзерсисы некоего юнца, выступающего под артистическим псевдонимом Элвин Грей. Аргумент один - он поет на татарском языке. Но если исходить из такой логики, то сам г-н Дулат-Алеев не имеет к татарской музыке никакого отношения, он ведь не говорит, не читает и не пишет на татарском языке. А без этого какой ты татарский музыковед? Смущают и виражи научной деятельности, кандидатскую диссертацию написал по русской музыке, а докторскую - уже по татарской музыке. Ну похоже, что сделано это из чисто конъюнктурных соображений, поэтому не удивительна квазинаучная демагогия, которой оправдывается сегодняшняя катастрофическая ситуация вокруг татарской академической музыки. Нам преподносят как некое достижение проведение т.н. фестивалей "Мирас", а то, что там не звучит татарская речь, при полном зале татар, концерты ведутся на русском языке, меня просто удручает и коробит душу. Среди организаторов фестиваля вообще нет носителей татарского языка и культуры, поэтому получается ситуация, когда некие культуртрегеры загнали татарскую музыку в резервацию и говорят туземцам: "Сейчас мы будем удовлетворять ваши духовные потребности и сыграем вам вашу музыку". Почему, при коммунистическом режиме, советская власть заботилась о подготовке национальных кадров, посылала учиться талантливую молодежь в специальные оперные студии при Московской консерватории, а нынешним руководителям культуры все это фиолетово? Ведь очевидно же, покойный Нияз Даутов был взращен в татарской языковой среде и национальной музыкальной стихии, а потому с удовольствием ставил татарские оперы и музыкальные спектакли. Сегодня нет в Театре Джалиля режиссеров с татарскими фамилиями, выросшими в национальной культуре, (они не востребованы руководством театра), вот и нет татарских постановок, поэтому не надо никакой демагогией это обставлять. Взять ГСО РТ, при покойном Натане Рахлине в каждую концертную программу включались произведения татарских композиторов. А с г-ном Сладковским я вижу совершенно другую ситуацию, он как бы говорит: "Вот вам фестиваль "Мирас", получите и отвяжитесь от меня". Вот это и есть создание культурной резервации для туземцев и их музыкального искусства. Я знаю множество талантливейших музыкантов из татар, которые хотели бы попробовать себя в оркестровом дирижировании. Кому нибудь есть до этого дело? В самом ГСО таких ребят было немало, их и близко не подпустили к дирижерскому пульту. А ведь Министерство культуры Татарстана должно проявлять прямую заботу о подготовке национальных кадров для татарской культуры, в том числе, и в сфере академической музыки. Знаю, сегодня в музыкальных кругах наверх выходят те, кто ловко работает локтями. Вот получается, что двумя академическими оркестрами (ГСО и "Новая музыка"), подведомственными Минкульту РТ, руководят люди, далекие от татарской культуры. Талантливый дирижер Расим Ильясов, успешно работавший с Ульяновским симфоническим оркестром, загнан в муниципальный фольклорный оркестр "Казан нуры", другой талантливый дирижер Рустем Заляй, знаток и подвижник татарской музыки, вообще не востребован. Еще один талантливый парень Ильяс Камалов, окончивший консерваторию по классу виолончели, очень хотел бы стать дирижером, но никаких подвижек вокруг его судьбы я не вижу. А тут носятся с двумя композиторами, выдавая это за некое достижение, но готовить-то их надо десятками, чтобы затем выявлялись самые талантливые и остались в профессии. Очень-очень много можно было еще говорить о трагической ситуации в татарской музыке, но пока остановлюсь.
    Талгат Бареев.

    • Анонимно
      29.05.2017 10:18

      Такое понятие, как музыка, национальная музыка , это не секта, не надо отгораживаться от всего и вся, на дворе 21 век взаимопроникновение и влияние окружающего мира на общество это очень важно. Влияние русского языка, других культур это существующая реальность и она обьективна. Вы все хотите свести к фольклору...Чтоб и платье было татарское и инструменты татарские и фамилии были татарские..(а в симфоническом оркестре назовите хоть один иструмент татрский?).Странно странно. Самое удивительное и опыт такого мышления у всех на виду, опыт Украины!!!!

      • Анонимно
        29.05.2017 14:13

        А что не так в Украине? Там сегодня все концерты академической музыки ведутся только на государственном украинском языке. Объявление "Сейчас прозвучит 40-я Симфония Моцарта", я пойму на любом языке. А у нас даже концертные программы татарской академической музыки при полном зале татар почему-то ведутся на русском языке. Это не просто неуважение к слушательской аудитории, а и полное игнорирование государственного статуса татарского языка. К сожалению, этот статус сегодня только на бумаге обозначен, а в реальной жизни его как не было, так и нет.

        • Анонимно
          29.05.2017 18:07

          Вот вот и я о том же, Моцарт принадлежит всему миру и какой он национальности не важно, так же не важно если это касается Моарта на каком языке обьявлять его произведения абсолютно не важно...так как вам дай только власть вы и Моцарта запретите и всю классическую культуру. "Даешь бишь планка" и все тут!!!

          • Анонимно
            29.05.2017 18:47

            Но концерты татарской музыки, наверное, нужно вести на татарском языке, а не издеваться над публикой.

    • Анонимно
      29.05.2017 11:39

      Наверное у Бареева есть неверные высказывани или понимсние о музыке,о которых написано в комменте, но в одном, на мой взгляд, он прав, заведующий этой кафедрой должен знать татарский язык хотя бы на уровне разговорного и умения вести беседу на нем о музыке. Мы же не можем представит заведующего такой кафедрой в Московской консерватории не знающим русского. Но возможно автор преувеличивает, и он знает разговорный татарский, тем более так усердно и тепло говорит о доброй памяти о пращуре изестном татарине большевике.

      • Анонимно
        29.05.2017 11:56

        В смысле развития татарской музыки, заведующий кафедрой консерватории самый большой и значительный татарин. чем некоторые которые вечно тянут нас в секту.

        • Анонимно
          29.05.2017 12:47

          Может ли быть "значительным татарином", если верить Барееву и поддержавшего его комментатора, человек не знающий татарского языка?Согласен с комментом, что это то же самое, что зав кафедрой подобного названия в Московской консерватории, не умеющий говорить по русски. Даже известный музыковед Гиршман, судя по воспоминания учеников, понимал татарский.Сей товарищ, взял татарскую фамилию, хотя судя по генеалогии мог взять совершенно другую, так хоть из уважения к своей же фамилии научись азам татарского.

          • Анонимно
            29.05.2017 13:49

            еще раз. Карл Фукс сделал такой огромный вклад в культуру Татарстана, что салаватам и не снилось)))

            • Анонимно
              29.05.2017 14:03

              Карл Фукс сделал вклад в мировую этнографическую науку. А в татарскую культуру он ничего не вкладывал, поскольку был далек от оной культуры.

              • Анонимно
                29.05.2017 18:03

                Вы все о своем о красном, а мы здесь о круглом печемся))))

          • Анонимно
            29.05.2017 14:13

            Просто уточнить. А то тут товарищи уже далеко заходят. В консерватории есть кафедра истории музыки - всей и русской, и зарубежной -, которой уже много лет блестяще заведует профессор Дулат-Алеев. И есть отдельная кафедра татарской музыки и этномузыкологии. Вы можете тут строить свои догадки про уровень знания языка, но не больше

            • Анонимно
              29.05.2017 14:46

              Я сужу по выступлениям г-на Дулат-Алеева на фестивалях "Мирас". Не владеет он татарским языком.
              Т.Б.

    • Анонимно
      29.05.2017 20:35

      Читаю комент и глазам не верю!
      Вадим Робертович, Это про Вас так рука поднимается писать? В Казани?!!
      Переезжайте к нам в Москву, наконец то.
      Мы Вас давно ведь зовем!

      • Анонимно
        29.05.2017 21:13

        Вот-вот, для Москвы вполне созревший фрукт.

      • Анонимно
        30.05.2017 11:35

        Очевидно МЫ, зовущий его в Москву, человек никак не меньше ректора консерватории, а то и сам министр, судя по лексике и ее категоричноности. СОГЛАШАЙТЕСЬ,при таком уровне приглашающего, сразу квартиру
        в центре дадут.






















  • Анонимно
    29.05.2017 00:12

    Спасибо за статью. Фарид Яруллин -великий композитор. Его творчество должен знать каждый. Балет " Шурале" почему-то мало показывают.

  • Istorik
    29.05.2017 01:56

    Бик көчле интервью булды, рәхмәт!

    Мәхмүт Дулат-Али дөрестән дә онытылган, әмма татар тарихында зур эз калдырган шәхес. Кызганыч, бик иртә үлгән

  • Анонимно
    29.05.2017 04:49

    Господин историк из большой трубы , конечно этот человек особой роли не играл,и несравним с Ямашевым, Вахтовым или Султан - Галивым, но честно выполнял свой долг коммуниста, особенно в Башкирии после революции, и он не "бик иртэ улгэн", как можно подумать, от болезни, а в смутный период окончания гражданской войны вроде бы был расстрелян группой бандитов -анархистов, якобы как враг советской власти. Кажется, но не ручаюсь,давно это было, о нем есть, приглаженный, согласно правилам того времени, очерк, в одном из биографических сборников выпускавшихся партархив ТАССР, которые до выхода татарской энциклопедии были для нас студентов, основным источником иформации о людя революции.

  • Анонимно
    29.05.2017 14:10

    огромнная благодарность дулат-алиеву
    за упоминание АЛМАЗА ЗАКИЕВИЧА МОНАСЫПОВА
    в пятёрке-больших композитор,произведений
    которого сегодня,жаль-не слышим
    (кроме,разве музыки к спектаклю АЛЬМАНДАР
    по МИННУЛЛИНУ)!..

  • Анонимно
    29.05.2017 16:52

    Монасыпов хороший композитор, чего не скажешь о его человечских качествах.В частности он постоянно завидовал Жиганову,интриговал против него, хотя , он и Жиганов две оооочень большие разницы и не только в музыке. Когда в результате интриг бездарностей, великого композитора сумели
    убрать с поста председателя ск республики,он на радостях сочинил марш победителей. А через несколько лет,чуть переделав, пытался предствить его на конкурс по гимну республики, не пропадать же товару.Но он и Яхин тоже две большие разницы,что и подтвердила комиссия выбрав яхинскую музыку.

  • Анонимно
    29.05.2017 19:44

    В недавней записанной версии гимна Татарстана преобладают женские голоса - для гимна республики это довольно странно.

  • Анонимно
    30.05.2017 13:52

    Сегодняшнюю действительность татарской музыкальной культуры лакировать не надо (хотя у нее богатейшая история, это правда), она, прямо скажем, на грани катастрофы. Если вот прямо сейчас не начать принимать должных мер, завтра может оказаться поздно.

    • Анонимно
      30.05.2017 18:26

      Прежде чем истерить и кликушествовать о грани катастрофы, потрудитесь коротко назвать ее признаки и меры которые считаете необходимыми принять. Только, если сможете, по деловому, коротко , без алармизма и демагогииа. Меня, например, порадовало, что Калимуллина, избрали руководителем Российского союза композиторов, впервые татарин возглавил российского творческого союза.Это о многом говорит.То что Дулаталиев, по личным симпатиям или антипатиям, композиторов и музыкантов пронумеровал по табели о рангах, причем,незаслужено "забыв" некоторых, так это его личное дело.Интервью не учебник , не вижу ничего плохого, что высказал мнение и показал только свой уровень, видения того : "кто есть кто" в татарской музыке. Уверен, что на лекциях он более объективен.Кстати мог, хотя бы мельком упомянуть, что некоторые русские композиторы пишут музыку для татарской аудитории, используя пентатонику.

      • Анонимно
        30.05.2017 21:27

        Да, это катастрофа, если сравнивать нынешнюю ситуацию с тем, что было 20-30 лет назад. Тогда численность татарских композиторов академического жанра была на порядок больше, чем сейчас. Если сегодня носятся с обоймой из трех имен (Ахиярова, Калимуллин, Низамов), то 30 лет назад отряд этот был минимум в десять раз больше. Каждый год выдавалось несколько произведений крупных форм: симфонии, оперы, оратории и пр. Это не считая многочисленных произведений камерного жанра. При покойном Натане Рахлине ГСО ТАССР ежегодно радовал премьерами крупных произведений Назиба Жиганова, Рустема Яхина, Фасиля Ахметова, Мирсаида Яруллина, Рината Еникеева, Рафаэля Билялова, Шамиля Шарифуллина и многих других. Нынче остались только три, уже упомянутые, имени. Я уже не говорю об отношении нынешнего руководителя ГСО РТ к татарскому репертуару. И не надо успокаивать себя тем, что, якобы, некоторые русские композиторы используют пентатонику для татарской аудитории. В жанре академической музыки один был такой композитор - Александр Ключарев. Но у этого замечательного человека была необычная судьба, которая только подтверждает правило: если татары сами не будут заботиться о своей культуре, о ней никто не позаботится. Александр Ключарев вырос в татарской слободе (т.е. в татарской языковой и культурной среде) в доме знаменитого татарского промышленника Ахмета Хусаинов, его отец служил бухгалтером у миллионера-мецената. Вот поэтому Республика Татарстан должна напрямую и беспрестанно заботиться о подготовке национальных кадров для татарской культуры, в том числе, и музыкальной. Чего сегодня, к сожалению, нет. Другая проблема - национального музыкального театра- так же стоит весьма остро. Спасибо студентам Казанской консерватории, которые на голом энтузиазме поставили два спектакля из музыкальной классики: "Башмачки" Джаудата Файзи и "Наемщик" Салиха Сайдашева. Но ведь это самодеятельность на уровне разовых постановок, а должна быть профессиональная и стабильная площадка для таких постановок. У нас Театр Джалиля по полгода простаивает, но директор г-н Мухамедзянов и близко не подпускает такие спектакли в подведомственное заведение. Вот так убивается еще один популярный жанр татарской музыкальной культуры. Ситуация очень печальна, она никак компенсируется тем, что Союз композиторов РФ возглавил татарин, смешно это читать.

  • Анонимно
    31.05.2017 11:06

    Смешарику по поводу Калимуллина. Это смшно только диванным критикам плачущим, как все у нас плохо. Его избрание профессионаламии говорит об обратном, мы вышли из уровня эпипэ и тальянки, которые конечно нужны, но не это определяет наш уровень. Конечно засилие попсы и салаваты тоже нужны, но не будем забывать были Жиганом , Сайдашев и есть Губайдуллина, и еще несколько композиторов 21 века.А массового и поточного производства гениев или просто выыдающихся композиторов нет нигде.

    • Анонимно
      31.05.2017 12:38

      Ну вот, снова густая демагогия пошла, дескать, были Жиганов и Сайдашев, а еще, мол, есть Губайдуллина, которой уже под 90 лет и которая, к несчастью, не имеет никакого отношения к татарской музыке. Да, массового производства гениев нет нигде, но вероятность их появления кратно увеличивается, когда есть забота о подготовке национальных кадров для своей же национальной культуры, чего у нас, к несчастью, тоже нет. И если Республика Татарстан, созданная специально для системной и институциональной поддержки национальной культуры, полностью отстранилась от оной поддержки высокой культуры татарского народа, то ситуация, действительно трагическая. Воспроизводство высокой культуры татар на глазах сжимается как шагреневая кожа, а нам поют куплеты "все хорошо, прекрасная маркиза" и лакируют действительность. Вот Калимуллина избрали во главу Союза композиторов РФ, с чем я его от души поздравляю, но что это дает татарской культуре? В ведущим музыкальных державах мира Италии, Германии, Франции, США, Великобритании вообще нет никаких союзов композиторов (обходятся как-то!), а высокая культура есть и процветает. А в России почему-то считают, что, созданные тоталитарной системой для контроля над творческой интеллигенцией, общественные структуры, свидетельствуют о высокой культуре народа. Вот это, действительно, смешно. Я вам по конкретным позициям показал, мягко говоря, недостатки в сфере музыкальной культуры, но вы их тщательно обходите.

      • Анонимно
        31.05.2017 14:04

        Позволю себе использовать вашу лексику: ваша демагогия, не только жидкая, от дальнейшего сравнения ее с чем нибудь подобным воздержусь, но дурно пахнущая либерастом нееудачником. Насчет,вашей явно проплаченой реплики, о тоталитарном контроле, спросите лучше об этом у швейцарцев, где начали штрафовать, (для начала), не за демагогию подобную вашей, но даже за лайки одобряющие ее, 4 тысячи евро, сумма чувствительная и у них.Не кликушествуйте рисуя картины апокалипсиса, ваши предки из дисиков, ровно подобное писали и говорили о временах которые взахлеб превозносите.

      • Анонимно
        31.05.2017 23:25

        Не надо забывать, что Союз композиторов России сейчас не столь масштабная организация, каковой он являлся при СССР. Отбросьте 14 союзных республик и, соответственно, композиторов их представляющих. Кроме того, союзы композиторов Москвы и Санкт-Петербурга открыто заявили, что они существуют как бы отдельно. Т.е. выборы председателя фактически проводятся для союзов провинциальных городов России.

        • Анонимно
          1.06.2017 09:03

          Все виляете. Два столичных союза мол "как бы заявили", что существуют отдельно, и вообще союз, для провинциальных городов. Все пытаетесь принизить значение СК РФ и его Председателя.Сразу видно, что России не знаете, а судите по слухам. Вполне работоспособный и авторитетный Союз российских композиторов, а недовольство тем , что впервые избрали председателя не из названных городов отражает только недовольство кучки зазнавшихся муз. снобов.

          • Анонимно
            1.06.2017 13:40

            Ну если слухами считать заявление самого председателя СК, озвученное в интервью и напечатанное то ли в Бизнес Онлайн, то ли в ВК.

  • Анонимно
    31.05.2017 12:17

    Насчет невозможности массового производства гениев или просто очень выдающихся компов согласен. Кто был у австрияков после Моцарта, у поляков после Шопена, или норвежцев после Грига? То то же. ПОДОЖДЕМ: может и у нас в 21 веке появится новый Сайдашев или Жиганов. Но пока ничего похожего не видно и это естественно, таких природа производит крайне редко и штучно. А лауреаты и дипломанты разных конкурсов и председатели будут.То же самое и в литературе, не то, что Тукая, но даже Наджми или Баширвова и Абсалямова пока нет.Да и в русской культуре то же самое: Евтушеноко, не аналог Пушкина или хотя бы Маяковского, Есенина и Блока.

  • Анонимно
    31.05.2017 17:16

    К сожалению, когда говорят о попсе и муз. шоу, забывают насколько облегчила эти суррогаты современная техника, где голос заменяет аудио аппаратура и "фанера" и, сужу по прессе на английском, пытаются даже создать компьютерные программы подменяющие или заменяющие композиторов, вплоть до сочинения симфоний на заданную тему .Не профессиональный музыкант, изредка пытаюсь, что то сочинить для себя, но иногда с опаской смотрю на свой подмигивающий комп, вдруг, и ему что нибудь такое в "голову" взбредет.

  • Анонимно
    1.06.2017 13:08

    Замечу, что Жиганов, тоже был одним из немногих секретаре или зам председателей, (не помню как это называлось) СК ССССР, то есть праваой рукой Хренниеоап, это к стебу, что мол Казань гдухая музыкальная провинция где все рушится.Такого визга и тогда хватало и сейчас немерено. Рахлин считал за честь работать у нас и дружил с Жигановвым. Думаю, что только завистники и невежи могут не зачать, что делает Сладковский, чтобы мир узнал о музыкальной Казани не только по фольклорным подпевкам и подтанцовкам, да и рано ушедший Бигичев стал бы примой любой оперной сцены Европы, вплоть до миланской.

  • Анонимно
    1.06.2017 13:38

    Сладковский действительно очень старается.

  • Анонимно
    1.06.2017 18:00

    К Х. Бигичеву отношусь с большим уважением. Бигичев умер в возрасте 49 или 50 лет. Не в обиду артисту, что (или кто) помешало ему покорить миланскую сцену? В каком возрасте, скажем, Магомаев покорил Миланскую сцену? И как это связано с Союзом композиторов?

    • Анонимно
      2.06.2017 03:08

      Что значит "Магомаев покорил Миланскую сцену"? Он там стажировался, как и многие другие, вот и все! Не больше. Хотя, у Магомаева, действительно, были выдающиеся задатки.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль