Культура 
2.06.2017

«Там собралось две большие толпы: русские – у здания театра, татары – у здания Совмина...»

Дневники жителя Казани о событиях начала 90-х превратятся в спектакль-инсталляцию

Сегодня в Казани стартуют показы IV театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка». Одним из хедлайнеров обещает стать спектакль-инсталляция «Дневники Веткина», площадкой для которого станет бывшее здание загса на улице Мусы Джалиля. О работе известного московского театрального художника Ксении Перетрухиной и выпускника школы документального кино Разбежкиной Михаила Колчина — в материале «БИЗНЕС Online».

...Ксения Перетрухина: «Само пространство — декорация: несет в себе черты прожитых дней жизни, пребывание в нем — это событие»
Фото предоставлено фондом «Живой город»

«САМО ПРОСТРАНСТВО НЕСЕТ В СЕБЕ ЧЕРТЫ ПРОЖИТЫХ ДНЕЙ ЖИЗНИ, ПРЕБЫВАНИЕ В НЕМ — СОБЫТИЕ»

«Люди, которых я узнала в Казани, удивляются, что здание не функционирует: „Там женились наши друзья! Как так?“ — говорят они. Там сняты люстры, в стенах дыры. Само пространство — декорация: несет в себе черты прожитых дней жизни, пребывание в нем — это событие», — рассказывала московский театральный художник Ксения Перетрухина о своих впечатлениях от знакомства с бывшим зданием центрального загса Казани, что на улице Мусы Джалиля, на пресс-конференции, посвященной IV театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка».

Традиционный организатор лаборатории — фонд поддержки современного искусства «Живой город» — в очередной раз пытается выбраться за пределы стационарных театральных площадок, предлагая зрителю самые необычные локации. Год назад на третьей по счету «АРТ-подготовке» таким местом стала подземная галерея на улице Баумана, где игрался документальный спектакль по материалам из республиканских архивов. В нынешнем году «Живой город» договорился с городскими властями о бывшем загсе, месте по-своему культовом, поскольку здесь хотя бы раз наверняка был едва ли не каждый казанец, ставший таковым еще до появления творения Даши Намдакова на берегу Казанки, куда и переехало само учреждение.

Спектакль-инсталляция, за который отвечают Перетрухина и выпускник школы документального кино Марины Разбежкиной Михаил Колчин в роли Исследователя, будет называться «Дневники Веткина». Он основан на реальных дневниках казанца Виталия Ромашова, которые он вел с 1990 по 1992 год. Всего это 338 записей, посвященных непосредственно происходящему в городе («Вчера я зарядил фотоаппарат и пошел на площадь Свободы — и не напрасно. Там собралось две большие толпы: русские – у здания театра, татары – у здания Совмина. Татары кричат: „Азатлык“(„Независимость“), „Шаймиев — президент“. Вышел сам Шаймиев — поднялась буря восторга»), в стране («Историческая дата — первый раз не празднуется 7 ноября. По TV показывали Красную площадь (10:00). Раньше в это время начинался парад. Сейчас же на площади стоит кучка народу и слушает каких-то заезжих проповедников-евангелистов. Вместо красных флагов, флаг с надписью: „One way — Jesus“. Фантастика») и не только. Реальный исторический документ эпохи, названной одним крупным современным политическим деятелем «крупнейшей геополитической катастрофой XX века».

...Спектакль-инсталляция «Дневники Веткина» основан на реальных дневниках казанца Виталия Ромашова, которые он вел с 1990 по 1992 год
Фото из личного архива Виталия Ромашова

По словам директора «Живого города» Инны Ярковой, найти самого автора этих дневников, выложенных на сайте «Проза.ру» под псевдонимом Vetkin, оказалось не так просто. «Самое ценное во всей этой истории то, что мы совершенно случайно отыскали автора дневников человека с вымышленной фамилией Веткин, — рассказывает она. — До этого не было известно, кто скрывается под этим псевдонимом. К примеру, дневники были опубликованы на сайте электронного корпуса личных дневников „Прожито“, однако авторы проекта не смогли связаться с теми, кто писал  дневники. Нам повезло: я связалась с Веткиным через сайт „Проза.ру“ с предложением использовать тексты в театральном контексте, и Ромашов выразил согласие не только на использование текстов в создании эскиза спектакля-инсталляции, но и на участие в творческой встрече».

«Самое ценное во всей этой истории то, что мы совершенно случайно отыскали автора дневников человека с вымышленной фамилией Веткин (на фото). До этого не было известно, кто скрывается под этим псевдонимом»
Фото: Ирина Ерохина

«ТАМ ВСЕ БЫЛИ — И ДЕМОКРАТЫ, И НАЦИОНАЛИСТЫ ПРОТИВ ГКЧП...»

Ромашов — выпускник КИСИ, тогда архитектор, а ныне дизайнер полиграфической продукции, рассказал «БИЗНЕС Online» об истории появления своих «Дневников эпохи перестройки».

— Виталий Юрьевич, почему вы начали вести дневники в 1990-м?

— Начал вести, потому что понимал, что живем в исторические времена и это нужно фиксировать. Конечно, все это в истории записано: в такой-то день случилось это, в такой-то день случилось то. Но это все, что называется, сверху и по верхам — значимые итоги и значимые события. А я пишу о том, как жили, что думали и что делали люди в Казани в это время. Как на них влияли на эти события.

— Вы сами были среди тех, кто поддерживал тогда демократические митинги?

— На митинги тогда все ходили, каждую неделю был какой-то митинг. По 100 тысяч в Казани приходили на эти митинги легко. Процентов 90 тогда поддерживало перестройку и считало, что мы совсем скоро заживем так же, как на Западе, только коммунисты мешают. Но, правда, в 1991-м их свергли, стало еще хуже. Сейчас, конечно, мировоззрение несколько поменялось. Но эти дневники как раз и ценны тем, что они являются документом эпохи. Хотя иногда их читаешь и даже смешно становится от того, какими мы тогда были наивными и ультрареволюционными.

— Вы пишете о «русских» и «татарских» митингах той поры, насколько серьезным все-таки было тогда противостояние на национальной почве?

— Был, конечно, всплеск национализма, была Байрамова, которая все эти митинги водила. Крепкие ребята с зелеными повязками кричали «Азатлык!», кричали «Убирайтесь в Москву!» Но я не могу сказать, что город как-то был поделен на тех и этих. Мы знаем прекрасно, что русские и татары здесь у нас мирно и дружно живут веками. И мои друзья-татары в 1991-м ничего мне такого не говорили. Но да, были группы, которые выходили на улицу с такими лозунгами. А мы на них с интересом смотрели. В этом было и какое-то развлечение, потому что раньше подобные митинги мы наблюдали только по телевизору, где показывали, например, США.


— До реальных мордобоев дело не доходило?

— Нет. Было самое большое столкновение уже после 21 августа 1991 года, когда два митинга столкнулись прямо напротив оперного театра. Но там тоже до мордобоя не дошло. Как только что-то началось, между ними выстроились милиционеры и их расцепили. Люди постояли, поволновались и успокоились.

Еще я помню разогнали митинг, по-моему, 20 августа у физического корпуса университета. Причем там шли против ГКЧП националисты во главе с Байрамовой. Там все были — и демократы, и националисты против ГКЧП, так они объединились. Милиция их разогнала, рассеяла. Потом даже в «Вечерке» была фотография — скрещенные флаги — российский и с полумесяцем. Все они себя считали тогда демократами... Цели у них были разные, но в тот момент они сошлись.

— А почему не получилось официально издать ваши дневниковые, вы их предлагали каким-то издателям?

— Я никуда их не посылал, а самому издавать — это очень дорого и непонятно, будут ли покупать. Кому-то предлагать? Знаете, сейчас полно графоманов, и, я думаю, издательства завалены разными предложениями что-то издать. Поэтому я не совался. Честно говоря, я так и думал, что пройдет лет 25 и кто-то заинтересуется этим уже историческим документом. Прошло 25 лет — никто не заинтересовался, но появился интернет, куда это все можно выложить. И так получилось, что «Живой город» предложил использовать мои материалы, чему я очень рад.

...«На митинги тогда все ходили, каждую неделю был какой-то митинг. По 100 тысяч в Казани приходили на эти митинги легко»Фото из личного архива Виталия Ромашова

«СЕГОДНЯ СО СТЕНЫ ВДРУГ УПАЛ КУСОК ШТУКАТУРКИ — ЕСЛИ БЫ МЫ СНИМАЛИ КИНО, МЫ УРОНИЛИ БЫ ЕГО ИМЕННО В ЭТОТ МОМЕНТ»

Всего будет четыре показа спектакля — по два 3 и 4 июня. Что же все-таки увидят зрители в здании бывшего загса? Завесу тайны приоткрыла на встрече с журналистами Перетрухина: «Мы так строим наш спектакль: у меня была просто идея про три зала, в одном из них человеку будет предоставлена та свобода, которая обычно предоставляется на выставке: там будут белые кубы с текстами Веткина, и вы как зритель можете ходить, передвигать, брать в руки — то есть это физическое действие, когда вы сами пытаетесь сложить историю из кубиков и считать какую-то историю, таким образом укладывая события в своей голове, что вот, мол, это было с моей страной».

«А еще вот такой спойлер: там будут кормить! Так что можно будет и зубом пробовать театр, и рукой, и глазом», — продолжает она.


Чтобы увеличить, нажмите

«Надо сказать, в этом проекте мы во всем пытались отталкиваться от источника, записей Веткина. «Дневник» можно было разыграть по ролям, спеть и станцевать, превратить в объект современного искусства — и все это была бы работа с памятью, — рассказал „БИЗНЕС Online“ исследователь Колчин. — Есть большое сходство в характере эстетического и исторического опыта. Занимаясь прошлым, мы больше узнаем о себе сейчас».

«Такое ощущение, что проект складывается независимо от нас, сам себя режиссирует, — добавляет Перетрухина в разговоре с нашим корреспондентом. — Для меня это всегда знак того, что идея, стержень придуманы точно — в этом случае материал начинает сам себя организовывать». И в этом случае само пространство завораживает и живет параллельной течению проекта жизнью, иногда входя в резонанс с действиями авторов.

«Сегодня со стены вдруг упал кусок штукатурки — если бы мы снимали кино, мы уронили бы его именно в этот момент. Наверное, это главное, что отличает работу в живых пространствах от постановки спектаклей на сцене: реальность вступает с тобой в диалог и вносит свои коррективы в высказывание, тем самым делая его объемным», — говорит наша собеседница.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (63)Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.06.2017 09:41

Страх это на чем держится империя, убери страх и ее не станет

  • Анонимно
    2.06.2017 08:55

    Виталий Ромашов говорит:"Крепкие ребята с зелеными повязками кричали «Азатлык», кричали «Убирайтесь в Москву.» Там были не крепкие ребята а молодежь, полно студентов, посмотрите видео на ютубе, молодые татарские ребята, наш народ. Я не видел никого кто кричал бы "убирайтесь" Они мечтали покончить с рабством и колониализмом. Наше время придет!

    • Анонимно
      2.06.2017 10:53

      а разве студенты не могут быть крепкими ребятами?! И что значит рабство и колониализм?! мизерные зарплаты, консолидация всех материальных ценностей у тех же татар-феодалов? И кто это "МЫ", чье время должно прийти?))))

      • Анонимно
        2.06.2017 16:57

        Материальные ценности консолидируются в фед. центре, грабя всех подряд и не надо тут ехидничать.

        • Анонимно
          2.06.2017 20:31

          А предприятия ТАССР, принадлежащие сейчас группе компаний ТАИФ, это не "материальные ценности", которые создавал весь советский народ? Назовите, что из "материальных ценностей" республики сегодня "консолидируется" в "фед.центре". Да, вы просто ПРОВОКАТОР.

          • Анонимно
            2.06.2017 20:59

            Нет, они создавались на татарстанскую нефть, принадлежащую коренному народу (по международному праву), так и многие предприятия за пределами Татарстана, к сожалению.

        • Анонимно
          3.06.2017 06:25

          Когда Узбекистан и Таджикистан отделялся, они тоже под таким лозунгами уходили:
          -Хватит кормить Москву
          Теперь учат русский язык, что бы работать в России

    • Анонимно
      2.06.2017 10:55

      А я видел, и слышал. Крепких ребят привозили с Челнов. Кричали чисто националистические лозунги. Не надо тут всех держать за дураков. Когда придет ваше время, мы будем готовы

      • Анонимно
        2.06.2017 22:26

        Мы в КАИ учились в 5м доме - как раз окна на площадь выходит. те кто ломали скамейки и кидали в милиционеров - это были приезжие, не казанцы. их можно отличить было. очень компактно и организованно они держались.

    • Анонимно
      2.06.2017 11:15

      Вот именно, вы написали в своем комментарии, молодые татарские ребята - наш народ. Других вы за свой народ не считаете

    • У любого творчества есть свои скрытые от ушей и глаз зрителей-обывателей, мотивы. И так хочется верить, что мотивы внедрения этого вышеприведенного проекта- "Дневника эпохи перестройки" связаны, в том числе, и с профилактикой выросшего поколения от сепаратистских настроений и национализма!

    • Анонимно
      2.06.2017 14:32

      Какое рабство и колониализм, может еще скажешь, что татарам плохо живется, или живут хуже русских.

      • Анонимно
        2.06.2017 16:55

        А что у русских тоже нет школ и вуза. Нормального радио и телевидения. Русский язык тоже вымирает? Они тоже не могут написать в гос. органы на родном языке, живя на своей земле?

        • Анонимно
          2.06.2017 17:41

          Так это русские вам запрещают. Президент по моему у вас татарин, все верхушка тоже татары, руководители предприятий тоже татары. Может Мусин русским отдал 120 млрд.рублей
          Русский язык не вымирает, вымирает русский народ. Потому что правят нами предатели. Рано или поздно, эта палка сломается, и тогда будет плохо, плохо будет всем

          • Анонимно
            2.06.2017 20:49

            ЕГЭ сдается только на одном языке из-за чего закрываются татарские школы, в Казани все татарские школы, кроме одной переведены на русский язык обучения, а русский язык и литературу приходится сдавать практически для любой гуманитарной специальности. Вуз не дала стоить Москва. Образование вообще находится вне полномочий Татарстана, для этого забираются из РТ деньги, чтобы потом на федеральном уровне строить образовательные учреждения.

      • Анонимно
        2.06.2017 19:19

        именно рабство, колониализм и геноцид!

        • Анонимно
          2.06.2017 19:34

          Проще конечно кого то обвинять. Никто не хочет начинать с себя. В этом наша общая проблема. У каждого кто то или что то виновато, но только не он сам.
          Моя любимая поговорка "Многие жалуются на отсутствие денег и времени, но никто не жалуется на отсутствие мозгов"
          И да, я согласен с вами, народ России находится сейчас в рабстве, и подвергается геноциду. Но этому подвержен у нас любой простой человек, в не зависимости от национальности

  • Анонимно
    2.06.2017 09:17

    почему татарские драматурги и писатели не пишут и не ставят спектаклей на тему референдума и суверенитета, ведь надо доносить до татарской молодежи это. Это ведь наша история. или просто боятся?

    • Анонимно
      2.06.2017 09:41

      Страх это на чем держится империя, убери страх и ее не станет

    • Анонимно
      2.06.2017 17:41

      Правду написать боятся видимо (что результаты подделаны - большинство было против и даже те, кто был за, конечно, не за то голосовали, что получилось в итоге). А врать, хакимовщину разводить... ну не всем интересно такое..

  • Анонимно
    2.06.2017 09:20

    В это время (когда "Азатлык" хозяйничал на площади Свободы) даже соседи-татары, с которыми жили рядом много лет, стали коситься и перестали здороваться. Слава богу, что сейчас мы вспоминаем об этом со смехом и по-прежнему живем дружно.

    • Анонимно
      2.06.2017 10:57

      необходимо понимать, что "Азатлык" и все движение возглавляемое Байрамовой имело искусственный характер. На тот момент Шаймиеву необходимо было, чтобы в Татарстане появилась некая сила, на фоне которой он мог бы выторговать так необходимый ему суверенитет.

    • Анонимно
      2.06.2017 12:02

      помню,они реально били представителей ДПР и рвали триколор,милиционеры особо не вмешивались.

      • Анонимно
        2.06.2017 12:10

        Журналист,театрал и литератор Рашид Ахметов при столкновении ДПР с сепаратистами из "Азатлык"помню сильно пострадал.А сегодня Рашид сам в ряду националистов и пишет об истории и судьбе татар,а также выпускает газету национального толка.

        • Анонимно
          2.06.2017 12:41

          Рашид гениальная личность,он с автоматом в руке и Белый дом защищал.

        • Анонимно
          2.06.2017 14:31

          "Жан тартмаса, кан тарта."

        • Анонимно
          2.06.2017 14:34

          С какой стати Рашид Ахметов националист? У него в газете всем дают слово- и русским патриотам и коммунистам и бывшим колхозникам.

  • идущий
    2.06.2017 09:21

    Да как всегда для красного словца переборщили с реальной обстановкой тех лет.

  • Анонимно
    2.06.2017 09:32

    Врёт как "очевидец". Ни одного националиста на площади до 21 августа не было. Появились только после объявления о том, что путч провалился.

  • Анонимно
    2.06.2017 09:53

    Шли гордо, жертвуя собой.
    Не плачем - песней боевой
    В час оглашались роковой
    Их казематов своды.

    Уже не надо нам молчать -
    Ведь с наших уст снята печать,
    И соловьев своих опять
    Услышали народы.

    Свободны перья и умы.
    Всем павшим благодарны мы,
    Восставшим против зла и тьмы
    Борцам стальной породы.

    Мир благородным душам их!
    Ценой великих мук земных
    Они для нас - для всех живых
    Зажгли зарю свободы.

    Г. Тукай

    • Анонимно
      2.06.2017 10:58

      вот только не надо классика татарской поэзии замешивать на события, ни имеющие ни чего общего с понятием свобода и благородство.

    • Анонимно
      2.06.2017 19:44

      Наш скорбный труд не пропадет,
      Из искры возгорится пламя,
      И просвещенный наш народ
      Сберется под святое знамя.

      Мечи скуем мы из цепей
      И пламя вновь зажжем свободы!
      Она нагрянет на царей,
      И радостно вздохнут народы!
      Одоевский

  • Анонимно
    2.06.2017 10:12

    Теперь все обрастет домыслами и слухами! Каждый день ходила на работу через площадь свободы. Поверьте,нормальным людям, которые каждый день работали было не до митингов, с работы на митинги не отпрашивались, надо было зарабатывать и кормить семьи! Баламутила небольшая кучка, организованно привозили "азатлыковцев" -молодежь покричать. Столкновений на национальной почве не было, хотя провоцировали обычных людей, особенно затрагивая смешанные семьи. Но в то время столкновений на национальной почве быть еще не могло - слишком глубоко в поколении было развито чувство интернационализма и общности. Помню, как из чувства протеста пыталась "поголодать" Байрамова, отправив своих деток учиться за рубеж, к ней быстро потеряли интерес. Сложнее было руководству оперного и вахте проходной - агрессивно настроенная кучка митингующих требовала внимания-туалет, самовар, подключить громкоговорители и им было наплевать, что крики мешают работать и неприятно ходить на работу сквозь строй. Но их кто-то организовывал и направлял - это точно.

  • мотоцикл
    2.06.2017 10:19

    плоды расцвели пышным цветом... воры все сперли и закабалили трудовой народ.

  • Анонимно
    2.06.2017 10:21

    Сколько миллионов человек погибло в пламени "шоковой терапии" в 1990-х годов...

    Недаром народ назвал ельцинскую "шоковую терапию" "бандитскими 90-ми"...

    • Анонимно
      2.06.2017 16:26

      И сколько же? Не поделитесь информацией? Прекрасно помню то время, да было сложно, но чтобы люди гибли миллионами... Вам дружок к врачу нужно обратится, к вам похоже белочка пришла.

      • Анонимно
        2.06.2017 16:50

        Продолжительность жизни сократилась и от стресса, который все тогда пережили, и банально от недоедания у многих. Плюс преступность какая была..

  • Анонимно
    2.06.2017 10:25

    Было столько страха... Байрамова требовала отбирать детей от смешанных браков ... Молодчики с зелеными повязками на голове были накачаны агрессией и ждали только команды к погромам. сколько народу тогда уехало в страхе за детей и свою жизнь...

    • Анонимно
      2.06.2017 13:35

      Прекрасно помню те времена. Назовите хоть одну семью уехавшую. Где жили,куда уехали? Я про таких даже не слышал. Шумели днём азатлыковцы,тоцевцы,да,это было.Ни одной стычки на национальной почве не было. По крайней мере,я как свидетель того времени,не слышал про конфликты национальностей в РТ.

      • Анонимно
        2.06.2017 15:29

        Не слышал говоришь... А ты почитай про Сумгаит, про Ош... Почитай и подумай хорошенько, что могло бы произойти если бы не приструнили молодчиков.

        • Анонимно
          2.06.2017 17:08

          При чем тут Ош и Сумгаит? Почитайте об истоках тамошних конфликтов- ничего общего с реалиями в Татарстане.
          Сами себя пугаете, а потом верите в свои страшилки.
          А.

    • Анонимно
      2.06.2017 14:07

      В семидесятые годы евреям разрешили уезжать в Израиль и в Ташкенте освободилось очень много хороших квартир в центре города.
      Русские в РТ живут, в основном, в городах.
      Где огромное количество квартир, которое освободилось по вашим словам, в Казани в девяностые годы после массового отъезда русского населения?

      • Анонимно
        2.06.2017 14:29

        А Ташкенте квартир освободили именно татары. Потому что там их много было. Оставили,потому что узбеки не церемонились как татары в Татарстане. Они требовали покинут город и все. Выбора не было.

        • Анонимно
          2.06.2017 14:51

          А ты приди меня попроси, квартиру тебе оставить. Церемониал можешь не соблюдать.
          Нет-нет да и лезет ваше нутро, даже здесь, а не на площади Свободы

          • Анонимно
            2.06.2017 16:10

            Так не надо врать, что "русские массово покидали Татарстан" Никто никуда не уехал. Все здесь .

            • Анонимно
              2.06.2017 17:10

              "Так не надо врать, что "русские массово покидали Татарстан" Никто никуда не уехал. Все здесь ." (С)
              И комментарии тут пишут!

        • Анонимно
          2.06.2017 15:09

          В семидесятые годы эти квартиры в Ташкенте как - раз заняли многие татары.

        • Анонимно
          3.06.2017 10:16

          Ты Лжец!....Я тотар и до сих пор в Узбекистане живу и никто меня не гонит!

  • Анонимно
    2.06.2017 12:18

    Помню "документальные" фильмы той поры по центральным каналам в прайм -тайм про Казань и Татарстан: при рассказе о ситуации в Казани постоянным рефреном шли кадры, на которых шелудивая грязная бродячая собака роется в отбросах.
    Эффект в Казани был обратный-потом русские друзья подходили и возмущались этими кадрами, приходилось им объяснять, что это рассчитано на федеральную аудиторию.

    • Анонимно
      2.06.2017 17:46

      Кстати, спасибо, что напомнили. До сих пор стоит перед глазами странный образ: на центральном телевидении во время репортажа про события в Казани на 2-3 секунды появлялся кадр с собачкой, выглядывающей из какой-то грязной норы. Оставался смешанный осадок на душе - тревоги и отвращения.

  • Анонимно
    2.06.2017 12:48

    Байрамова отбирать детей не требовала. Это потом добавили, для краски. И народ никуда не поехал. Все остались. Уехали какое то количество евреев. Да они и сейчас уезжают, где им комфортно.. Наоборот тогда было очень много беженцев в Татарстане. Возвращались семьями из Азердбайджана ,Узбекистана,Таджикистана. Вот там было что то, люди вернулись без ничего, оставив все.. Потом кто их гнал сами же приехали к нам на зароботки.
    До Байрамовой в Казани по татарски не разговаривали вообще.. Она вернула нам право на язык. И спасибо ей за это.

    • Анонимно
      2.06.2017 13:30

      Байрамова много что требовала, не надо защищать националистку. Я вам доказательств могу накидать. Правда здесь комментарии с ссылками не печатают. Второго раза не будет, все поумнели. Кто не поумнел, тот поумнеет в процессе.
      У меня бабушка татарка, всю жизнь разговаривала на родном языке. Никто, ничего, ей не запрещал.
      Кто вам запрещал разговаривать на родном языке ?

      • Анонимно
        2.06.2017 15:23

        Всегда пшыкали, если заговоришь на татарском будь в автобусе или на улице. Память коротка.

        • Анонимно
          2.06.2017 16:54

          А почему на татарском обязательно орать нужно? На улице ладно, можно отойти, но в автобусе рядом стоят люди и если по-татарски, то друг другу ну орут буквально.. Конечно, народ косится)) Не в языке дело, в культуре..

        • Буре
          2.06.2017 16:57

          Не было такого не врите. Всегда жили дружно. До Байрамовой.
          Она осадок нехороший заложила.
          Хорошо что забывается вместе с ней.

        • Анонимно
          2.06.2017 17:19

          Это и сейчас встречается, правда уже намного реже. Но зато больше проблем стало со школами и вузами. Одна татарская школа на всю Казань осталась и пара технических специальностей в КГАСУ. И носители сильно сократились. Не надо было в 92 оставлять русский государственным. сейчас сильно меньше было бы проблем.

          • Анонимно
            2.06.2017 17:45

            Попробовал бы не оставить, что за чушь

          • Анонимно
            2.06.2017 20:41

            Странное заявление, во всем государстве язык русский, а в Татарстане - гос. язык татарский? Стали отдельным государством, находясь в середине России? Умно...

  • Анонимно
    2.06.2017 17:16

    На моих глазах в начале 80-х на Баумана торговка-мороженщица орала на татарских деревенских детей, приехавших в Казань на экскурсию "Че, чаплашки, из аула своего приехали! Говорить научитесь сначала!".
    Над татарским акцентом в Казани издевались, при звуках татарской речи часто была агрессивная реакция- "Ну-ка по-русски говори!" .Казань была самым антитатарским городом в стране. В российских городах на татарскую речь никто не обращал внимания.
    Все это и привело к Азатлыку и Байрамовой.
    Эти уроки нельзя забывать.
    А.

  • Анонимно
    2.06.2017 20:12

    "Москвичи- инсталляторы" опять разжигают рознь.
    Хотя бы для имитации мнимой объективности могли бы и дневники татар того времени представить, типа показать разные точки зрения населения, но куда им до казанских, им даже в голову такое не придет.

  • Анонимно
    4.06.2017 06:08

    Татарларнын милли байлыгы - нефтьне суырып бетергэч безгэ сабан белэн чыбырткы кала....Нефтне ботен жирдэ актарып эзлилэр ич э жирле халыкка кукиш

  • Анонимно
    4.06.2017 18:33

    Именно татарские националисты подарили независимость Татарстану. А хол.й понесли иконы в Москву, хотя это Москва обанкротила и закрыла банки Татарстана.

  • Анонимно
    5.06.2017 20:04

    Не Москва, и вы это знаете. Только кто, сказать открыто не можем, но все знают, в чьих карманах деньги вкладчиков ТФБ

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль