Падение ТФБ 
7.06.2017

«Сработали минусы автоматизации:»: как заемщики ТФБ стали без вины неплательщиками

Те, кто исправно платит кредиты лопнувшим банкам, все равно оказались в черных списках, а ипотечники не могут снять обременения

Около 20 тыс. клиентов Татфондбанка, по неподтвержденным данным, попали в списки неплательщиков кредитов из-за неразберихи в обслуживании после краха банка и прихода временной администрации. В самом АСВ проблему не отрицают, но обещают решить все технические неполадки, а на будущее — внедрить специальную IТ-систему отправки данных по кредитам для ликвидируемых банков. Что думают об этих заемщиках на татарстанском банковском рынке, узнавал «БИЗНЕС Online».

... В АСВ обещают решить все технические неполадки, а на будущее — внедрить специальную IТ-систему отправки данных по кредитам для ликвидируемых банков
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОГАШЕНИЕ В РЯДЕ СЛУЧАЕВ НЕ БЫЛО ЗАЧТЕНО. МЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РЕШАЕМ ЭТУ ПРОБЛЕМУ»

Сегодня РБК со ссылкой на свои источники сообщил, что у 20 тыс. клиентов Татфондбанка по техническим причинам оказалась испорчена кредитная история. По их словам, несмотря на то, что заемщики исправно платили по взятым в банке кредитам, когда он уже испытывал проблемы и находился под управлением временной администрации Виктора Онегина, их платежи не были зачтены, в итоге за клиентами числится просрочка. Эту тему обсуждают заемщики на форумах, а сам факт не отрицают в агентстве по страхованию вкладов. «В Татфондбанке клиенты, которые возвращали займы по кредитам в период моратория, до сих пор имеют задолженность перед банком. Погашение в ряде случаев не было зачтено. Мы в настоящее время решаем эту проблему. Склоняемся к тому, чтобы соблюсти „дух закона“ и учесть данные погашения», — цитирует РБК главу АСВ Юрия Исаева.

Правда, цифру в 20 тыс. человек не комментируют ни АСВ, ни крупнейшие бюро кредитных историй — «Эквифакс» и Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Между тем собеседники газеты не припоминают, чтобы подобная ситуация в таком масштабе когда-либо случалась на российском банковском рынке. Сумму искусственно созданной просрочки источники РБК не называют, но, по их мнению, она невелика — несколько десятков миллионов рублей, поскольку речь идет о ежемесячных взносах процентов по кредитам за несколько месяцев.

Ситуация больше всего похожа на технический сбой: когда временная администрация АСВ вошла в управление Татфондбанка, нарушились процессы обслуживания громадного розничного портфеля, и теперь самому же АСВ предстоит их восстанавливать. Однако риски у заемщиков с испорченной кредитной историей остаются — на основании внесения в списки недобросовестных плательщиков другие банки могут перестраховаться и повысить им ставки по новым кредитам или уменьшить кредитный лимит. В АСВ говорят, что готовятся решить проблему. Как сообщил РБК Юрий Исаев, агентство начало работу над созданием IT-модуля, который позволит в ходе ликвидационных процедур оперативно зачислять денежные средства заемщиков банка в счет погашения кредитов и процентов по ним, а также предоставлять оперативную информацию клиенту. О сроках ее внедрения, правда, пока не известно.

Александра Юманова Александра Юманова: «Много вопросов связано с тем, что обслуживание кредитов закончено, кредит оплачен, а обременение по кредитному договору не снято» Фото: mert.tatarstan.ru

«ПРОПИСАТЬСЯ В СВОЕЙ КВАРТИРЕ НЕ МОГУ, ПОТОМУ ЧТО БАНК НЕ ВЫДАЕТ ЗАКЛАДНУЮ»

На странице союза пострадавших клиентов ТФБ и ИнтехБанка «ВКонтакте» тема погашения кредитов поднималась неоднократно, но часть опрошенных «БИЗНЕС Online» клиентов ТФБ сообщили, что уже разобрались с этой проблемой и не в курсе ситуации с попаданием людей в число неплательщиков с испорченными кредитными историями.

Тем не менее ряд проблем остается: кто-то запутался с процедурами проведения платежей, а многие не могут снять обременения с залогов по уже давно закрытым кредитам. Как рассказала нашему изданию пострадавшая вкладчица ТФБ Альфия Камалетдинова из Казани, оплатить кредит можно в головном офисе Татфондбанка на ул. Чернышевского, простояв несколько длинных очередей. Однако 1 июня АСВ распространило сообщение, что с 1 августа кассы для приема наличных закроются. Также оплату можно провести через любой банк перечислением на реквизиты АСВ (с соответствующей информацией в пометках), но при этом придется заплатить комиссию по тарифам банков. С середины мая в ответ на жалобы АСВ ввело дополнительные способы оплаты без комиссий — через партнерскую сеть РНКО «Платежный центр» (сервис «Золотая корона — погашение кредитов»), у которой в Казани насчитывается несколько десятков точек обслуживания.

Однако трудности этим не исчерпываются. «Лично у меня проблема с получением закладной, — рассказала Камалетдинова. — Без нее я не могу оформить в собственность квартиру, не имею постоянной прописки и в связи с этим не могу взять кредит в другом банке, чтобы погасить имеющуюся задолженность. А прописаться в своей квартире не могу, потому что банк не выдает закладную! В общем, это замкнутый круг. Также у меня имеется вклад в этом банке, и его мне тоже не выплачивают по страховой, требуя сначала закрыть мои обязательства перед банком. И получается, что я плачу им проценты за кредит, а они мне проценты по вкладам не начисляют. И то, что мое, вернут только после полного погашения кредита, а значит, через 7 лет. Взаимозачетом со вклада на кредитный счет тоже не разрешают перекрыть, хотя сумма их обязательств передо мной и моих обязательств перед банком равные! По поводу списка недобросовестных плательщиков — я не знаю, попала я туда или нет. Стараюсь все-таки все свои обязательства выполнять. И если меня все-таки внесли в этот список, остается только сойти с ума в моем случае».

Похожие проблемы высказывают в социальных сетях участники союза пострадавших вкладчиков ТФБ и ИнтехБанка, рассказала «БИЗНЕС Online» глава этой организации Александра Юманова. Целый ряд вопросов о том, передавались ли какие-либо кредиты ТФБ сторонним банкам без согласований с заемщиком и как снять обременения по кредитам, был поднят и на последней встрече «погорельцев» с правительственной рабочей группой по проблемным банкам Татарстана и АСВ. «У одного из пострадавших был личный кредит, потом ему приходит уведомление, что он перешел на обслуживание банка ВТБ24. Как я могу узнать, не обманули ли меня и куда мне платить? Кто может подтвердить, что кредит действительно был перепродан? — спрашивала Юманова. — Много вопросов связано с тем, что обслуживание кредитов закончено, кредит оплачен, а обременение по кредитному договору не снято. К кому обращаться?»

В каждом случае заемщик должен написать заявление конкурсному управляющему (в случае Татфондбанка — Михаилу Захваткину (слева), в случае Интехбанка — Василию Столбову (справа) и ждать ответа В каждом случае заемщик должен написать заявление конкурсному управляющему (в случае ТФБ — Михаилу Захваткину (слева), в случае ИнтехБанка — Василию Столбову (справа)) и ждать ответа Фото: mert.tatarstan.ru

Само по себе известие о передаче прав требований выглядит странно — даже на сайте АСВ говорится, что продавать кредитные портфели вправе только конкурсный управляющий (ликвидатор) на открытых торгах. Однако ответ на эти вопросы был дан односложный: в каждом подобном случае заемщик должен написать заявление конкурсному управляющему банка (в случае Татфондбанка — Михаилу Захваткину, в случае ИнтехБанка — Василию Столбову) и ждать ответа. А как в этом случае проконтролировать подачу сведений в бюро кредитных историй, и вовсе непонятно.

«СИТУАЦИЯ ПОДНИМАЕТ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ И ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС — КУДА УШЛИ ЭТИ ВЗНОСЫ ПО КРЕДИТАМ У 20 ТЫСЯЧ ЗАЕМЩИКОВ?»

На татарстанском банковском рынке понимают сложность ситуации — как минимум два представителя банков в беседе с «БИЗНЕС Online» заявили, что готовы пойти таким заемщикам навстречу и рассмотреть их кредитную историю в индивидуальном порядке. О сложившейся ситуации порассуждали наши эксперты.

Рушан Сахбиев — зампредседателя Волго-Вятского банка Сбербанка России — управляющий отделением «Банк Татарстан»:

— Конечно, кредитная история — это важный фактор рассмотрения вопроса о выдаче кредита, и те данные, которые аккумулируются в банковском сообществе о наличии несвоевременно исполненных обязательств, используются при принятии решения о выдаче кредита. Поэтому, безусловно, если это был технический сбой, не разнесены, например, эти кредиты по строкам погашения, то нужно сделать так, чтобы эта ошибка была исправлена. Я думаю, что это будет сделано, потому что технически несложно подтвердить документально, что в такие-то даты деньги выплачивались — для этого нужно иметь документы и их копии, свидетельствующие об оплате.

Что касается отказов с нашей стороны в выдаче кредитов физическим лицам по факту испорченной кредитной истории ТФБ, связанных с неправильным и несвоевременным размещением этих данных, то таких случаев у нас не было. Соответственно, если такой случай будет, естественно, мы будем подходить индивидуально. Если говорить не в привязке ко вкладчикам ТФБ, то такие случаи бывали, особенно если это очень старые кредиты — например, человек выступал как поручитель и банк-кредитор несвоевременно внес информацию о том, что кредит погашен. Мы стараемся в подобных случаях разбираться индивидуально.

Нет оснований считать, что люди ненадлежаще исполняют свои обязанности. Другое дело, если физические лица считают, что в связи с отзывом лицензии у банка у них нет теперь обязательств платить по кредитам. Такие тоже есть, и нужно отделять первых от вторых.

Ян Арт — вице-президент ассоциации региональных банков России:

— Конечно же, это формальное занесение в число неплательщиков, в данном случае сработали минусы автоматизации, когда один платеж не был принят в период моратория или не прошел, за ним последовал второй и третий, и заемщик уже автоматически переведен в черный список. Это чисто техническая накладка, связанная с автоматизацией и соблюдением нормативов бюро кредитных историй. Я думаю, что банки будут относиться к этому с пониманием. Не стоит полагать, что заемщики испортили себе кредитные истории. Я думаю, что дальше ситуация будет развиваться в двух направлениях. Первое — НБКИ в ручном режиме внесет пометки в кредитные истории заемщиков с разъяснением о том, что просрочка была допущена в связи с отзывом лицензии. Второй — банки сами внесут в скоринговые системы пометки. В любом случае эта досадная оплошность будет исправлена.

Однако эта ситуация поднимает очень большой и интересный вопрос — куда ушли эти взносы по кредитам у 20 тысяч заемщиков? Банк после потери лицензии продолжает принимать платежи, там работает администрация, которой и следует задать этот вопрос. Это же скандал! Либо у них был бизнес-процесс не отлажен по халатности, произошел технический сбой и деньги от кредиторов по ошибке ушли на другие счета, либо это преступный умысел, что является поводом для серьезного разбирательства. В конечном итоге заемщики могут выйти в судебную плоскость с исками о возврате своих средств.

Предприятия: Татфондбанк, ИнтехБанк
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.06.2017 16:31

Никто не пишет что у ТФБ был и есть огромный розничный кредитный портфель высокого качества, и что именно он, как в целом работа розничного блока позволяла получать хоть какую то прибыль банку, а так же сейчас продолжает генерить денежные потоки в конкурсную массу. А человека, который руководил этой работой и создал нормальный рыночный бизнес местные власти кинули в СИЗО. Наверное что бы показать, будешь работать честно - сядешь в тюрьму, будешь помогать воровать - останешься на свободе, как определённые менеджеры Татфондбанка. Спасибо Татарстану за урок!!!

  • Анонимно
    7.06.2017 15:07

    невыплата страхового возмещения по депозиту удивило!

  • Анонимно
    7.06.2017 15:18

    Обращайтесь к Здунову! Он обещал решать все вопросы!

    • Анонимно
      7.06.2017 15:42

      Да что он решает? Так.. в обед в хоккей играет и в инсте себя рекламирует как и Леонов. Труженики !

  • Анонимно
    7.06.2017 15:21

    в чем проблема - подавайте в суд на выплату компенсаций.

  • Анонимно
    7.06.2017 15:47

    В связи с этим возникает вопрос о компетентности товарищей из АСВ в принципе? Хоть один из них работал в реальном банке и не первым помощником второго руководителя? А реальным сотрудником?

    • Mellisa Mellisa
      7.06.2017 19:55

      Что Вы хотите от товарищей, которые через год после его "появления" основание для отзыва лицензии в виде "недостоверного" отчета находят, а также не знают, каким образом кредит ЦБ 14 декабря в размере 14 млрд вдруг досрочно погасился.

      • злой шайтан
        7.06.2017 21:03

        Даже и не знаю, как относиться к этому "пассажу", изложенному в статье: "Ситуация больше всего похожа на технический сбой: когда временная администрация АСВ вошла в управление Татфондбанка, нарушились процессы обслуживания громадного розничного портфеля".
        Любому мало-мальски осведомленному человеку совершенно очевидно, что речь идет об элементарном функционале банковского бэк-офиса, невесть каким образом "парализованного" введением временной администрации (толи по недомыслию, толи по чьему-то злому умыслу)... Тем более все это выглядит весьма "странным", если учесть тот колоссальный опыт, который приобрело (или должно было приобрести) АСВ в последние годы, поднаторев на аналогичных процедурах В СОТНЯХ банков, лишившихся лицензий, либо попавших под каток санации. В не столь уж и далекие 30-50 годы прошлого столетия, за подобные "выкрутасы" легко можно было получить клеймо "вредителя" и поупражняться в рытье каналов, или лесоповале.

    • Анонимно
      8.06.2017 14:14

      они приезжают на "проверки", чтобы вкусно покушать и отдохнуть за счет банков, ато покутить. Всем известны их похождения...

  • Анонимно
    7.06.2017 16:09

    Мы 2 марта внесли очередной текущий платеж. 3 марта отзывают лицензию у банка. Сейчас нам звонят и говорят,чтобы мы внесли мартовский платеж заново,так как деньги заморожены.
    Мы соответственно,говорим что не будем вносить,это не наши проблемы,все платежки на руках с печатью и с подписью.
    Потом начали говорить,у вас будет неустойка,пени и т.д. и почему говорят вы говорит заранее это все сделали,платеж был только 12 числа.
    И что теперь каждый заемщик мартовский платеж заново должен платить что ли??? Совсем уже совесть потеряли!!!
    С этим вопросом обратились в АСВ в Москву. Там сказали,что нужно написать письмо конкурсному управляющему. Никто в АСВ не говорит,что повторно нужно платить.
    Если вдруг у кого такая ситуация была-посоветовали так поступить,ни в коем случае не платить.

    • Анонимно
      8.06.2017 00:29

      "и почему говорят вы говорит заранее это все сделали,платеж был только 12 числа."

      да многие банки рекомендуют делать платеж заранее, за 10 дней.

      по поводу связи с банком: можно писать по эл.почте
      tfb@tfb.ru

      БО, еще они кредитные карты не закрывают. Видите ли начальству пока некогда.

    • Анонимно
      8.06.2017 08:44

      Я в феврале полностью рефинансировала кредит, но по некомпетентности сотрудника ТФБ деньги не ушли на погашение кредита, а были заморожены. Теперь меня вынуждают платить один и тот же кредит в два банка. Обратилась с иском в суд. Результата пока нет.

    • Анонимно
      16.06.2017 19:12

      У меня такая же ситуация. 1марта внесла деньги наличными в кассу тбф. Срок платежа-5 марта. позвонила в АСВ - сказали руководствоваться ст 37 закона о защите прав потребителей .

  • Анонимно
    7.06.2017 16:17

    Куда эти деньги зачисляются? Ведь фактически банка нет. Нет организации с названием ТФБ. Кому эти деньги уходят?

    • злой шайтан
      7.06.2017 16:31

      Откуда Вы черпаете (да еще и сами распространяете!) эту дезинформацию? Банк ТФБ (как организация) существует (просто находится в стадии конкурсного производства и не имеет права выполнять функции кредитной организации, поскольку у него отозвана банковская лицензия) и только после завершения процедуры банкротства он будет ликвидирован!

      • Анонимно
        8.06.2017 08:51

        и зарплату платят работникам, которые дома сидят... причем такую зарплату пол республики не получают и не мечтают о ней

  • Анонимно
    7.06.2017 16:31

    Никто не пишет что у ТФБ был и есть огромный розничный кредитный портфель высокого качества, и что именно он, как в целом работа розничного блока позволяла получать хоть какую то прибыль банку, а так же сейчас продолжает генерить денежные потоки в конкурсную массу. А человека, который руководил этой работой и создал нормальный рыночный бизнес местные власти кинули в СИЗО. Наверное что бы показать, будешь работать честно - сядешь в тюрьму, будешь помогать воровать - останешься на свободе, как определённые менеджеры Татфондбанка. Спасибо Татарстану за урок!!!

    • Анонимно
      8.06.2017 08:20

      Какие менеджеры, помогающие воровать остались на свободе? Озвучьте, помогите следствию.

      • Анонимно
        8.06.2017 08:38

        А что вы думаете следователь не знает ?)

      • Анонимно
        26.06.2017 16:54

        Загидуллин, Якушкина, главбух. Там полно еще не охваченных. Не тех взяли.

  • Анонимно
    7.06.2017 16:55

    я тоже исправно в срок надлежащим образом плачу кредит, однако сегодня получила на мобильный голосовое сообщение о том, что якобы у меня имеется просроченная задолженность. Что делать и как поступить в данной ситуации?!

    • Анонимно
      7.06.2017 19:24

      Мы оказались в такой же ситуации.Решили, что платить не будем.

      • Mellisa Mellisa
        7.06.2017 19:57

        Лучше так не поступайте, внизу комментатор дал Вам дельный совет по поводу внесения долга в депозит нотариуса. Не создавайте себе проблем.

        • Анонимно
          7.06.2017 23:00

          Это не дешевое удовольствие, платить по графику, незачтенный платеж не платить

        • Анонимно
          8.06.2017 15:06

          Какой депозит нотариуса!? На сайте АСВ четко написано куда платить и по каким реквизитам, плачу в АСВ, проблем нет, уточняла, в ТФБ деньги видят.

          • Mellisa Mellisa
            8.06.2017 22:44

            Именно такой, о котором я написала. Если Вы не в курсе такого правового института, это не значит, что он не существует.

    • Анонимно
      7.06.2017 22:55

      Подать иск в суд о признании обязанности по уплате платежа по кредиту исполненной, гос.пошлинп не уплачивается, т.к.обосновывает нарушеним прав потребителя финансовой услуги

  • Анонимно
    7.06.2017 17:12

    Написать письмо конкурсному управляющему о том,чтобы вам сумму зачли. Мартовские платежи вроде у всех просроченные.
    Все платежки на руках. О то, что они пугают пенями и неустойками-пусть пугают. В суде это можно все спокойно оспорить.
    Деньги сейчас нужно платить в счет АСВ. Реквизиты на сайте АСВ есть и для наличной оплаты,и для безналичной оплаты.

    • Анонимно
      9.06.2017 07:37

      Написала заявление и претензию на имя конкурсного управляющего, чтобы сумму зачли. Прислали отказ с пояснением, что обязательства с меня не сняты и что я обязана снова оплачивать рефинансированный кредит.

  • Анонимно
    7.06.2017 18:08

    Уважаемые ипотечники! Если вы не знаете кому платить ежемесячные платежи за ипотеку-идите к нотариусу и платите ему, а ОН разберется! И этот вариант абсолютно законен и надежен.

  • Анонимно
    7.06.2017 20:54

    Уже оставил отзыв к предидущей мини статье об этой проблеме. Решить этот вопрос могли давно, раз и навсегда, на опыте других банков, не первый раз банкротятся банки с портфелем заемщиков физ. лиц. Во вторых цб и асв в курсе всех ПО банка, могли давно разработать патч, или как это там называется, втобы во время своего управления раскидывать деньги по счетам, ну и в третьих, продайте портфель другим банкам и нет проблем, и заемщикам легче платить, и деньги в конкурсной массе живые. А сейчас it модуль который внедряд, будет стоить недополученных денег каждому вкладчику свыше 1.4 и другим кредиторам. Все не для людей, вот все до мельчайшего телодвижения.

  • Анонимно
    7.06.2017 21:03

    У Набиуллиной спросите. Ведь это тенденция ЦБ банки региональные гасить. А деньги замороженные в банках это политика государства, с пенсиями заморозка проходит ведь. Что теперь и ваши платежи не поморозить... Только остается не корректно отвечать пусть подуркуют пока Властны. Там всех сровняют... Жаль что нечего не понимают . Этот мир так испахабить прикрываясь хорошими словами. Дай Бог терпения в этом мире...

  • Анонимно
    7.06.2017 21:48

    Достала Юманова пиарится, нашла себе занятие, лучше работала

    • Анонимно
      26.06.2017 16:58

      Еще хоть бы знала что говорить. Глава несуществующего союза. Весь союз 5 человек от силы. Остальные давно разбежались.

  • Анонимно
    8.06.2017 06:00

    По кредиту осталось платить равно столько сколько заморожено на счету, что делать, судя по звонкам я должник, хотя все платежи проплатил в срок?

  • Анонимно
    8.06.2017 08:32

    Чем больше народу будет вникать в финансовые криптотехнологии - тем быстрее рухнет сложившееся финансовое рабство, где банкиры пишут сами себе удобные им законы.

  • Анонимно
    8.06.2017 10:53

    Я тоже столкнулся с такой ситуацией - 2 марта заплатил в кассу банка, а 3 марта отозвали лицензию и платеж до кредитного счета дойти не успел. Узнал об этом лишь в апреле, когда пришлось заплатить сразу два платежа - повторный за март, и за апрель. Написал заявление на включение в очередь кредиторов, обещали вернуть.

  • Анонимно
    8.06.2017 13:18

    Интересно, а во время агналогичного технического сбоя еще пару миллиардов не пропало? случайно так совсем

  • Анонимно
    9.06.2017 08:15

    Сейчас можно говорить что это был технический сбой, хотя на деле это была заморозка средств на 408 счетах. Потому что 408 - это кредиторская задолженность банка перед клиентами. А что у нас было 15 декабря? Мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

  • Анонимно
    15.06.2017 13:04

    Подскажите пожалуйста, кто-нибудь смог снять обременение с квартиры после погашения ипотечного кредита.

  • Анонимно
    16.06.2017 19:41

    та же самая ситуация: начались звонки, а ответа из банка нет. Кто знает : может написать о желании неосновательного обогащения в прокуратуру?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже