Общество 
11.06.2017

«Можем создать на территории республики и страны единое пространство всемирного наследия»

Рамиль Хайрутдинов о Шелковом пути: Татарстан инициирует присоединение России к транснациональной номинации ЮНЕСКО

Объект всемирного культурного наследия «Великий шелковый путь» был включен в список ЮНЕСКО еще в 2014 году. Однако Россия, несмотря на то что значительная часть одного из наиболее крупных торговых путей проходила по территории нашей страны, до сих пор к проекту не присоединилась. Директор ИМОИиВ КФУ Рамиль Хайрутдинов в своей статье для «БИЗНЕС Online» объясняет, почему именно Татарстан должен взять на себя роль координатора проекта по включению российских коридоров Шелкового пути в номинацию.

Рамиль Хайрутдинов объясняет, почему именно Татарстан должен взять на себя роль координатора проекта по включению российских коридоров Шелкового пути в номинацию Рамиль Хайрутдинов объясняет, почему именно Татарстан должен взять на себя роль координатора проекта по включению российских коридоров Шелкового пути в номинацию Фото: «БИЗНЕС Online»

«РОССИЙСКИЙ СПИСОК ПАМЯТНИКОВ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО ПОКА ОЧЕНЬ УЗОК ПО ТИПАМ ОБЪЕКТОВ НАСЛЕДИЯ»

Трансграничный объект всемирного культурного наследия «Великий шелковый путь» был включен в список ЮНЕСКО еще в 2014 году. Странами – участницами номинации являются Турция, Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения и Китай. В координационный комитет номинации входят также Япония, Индия, Таджикистан, Афганистан, Непал, Южная Корея. Россия же, несмотря на то что значительная часть одного из наиболее крупных торговых путей древности проходила по территории страны, до сих пор к проекту не присоединилась. Хочу рассказать о том, как казанские ученые планируют изменить ситуацию и почему именно Татарстан должен взять на себя роль координатора проекта по включению российских коридоров Шелкового пути в номинацию и воплотить в жизнь инициативу, которая уже вызвала интерес со стороны правительства региона, федеральных властей и экспертов ЮНЕСКО.

Прежде всего остановлюсь на том, о каких направлениях Великого шелкового пути идет речь. Это так называемые Волжский и Кавказский коридоры, вместе составляющие Северный участок трассы. Если говорить более конкретно, то они складываются из следующих отрезков пути, на которые указывают различные источники:

— из Хорезма (современного узбекского Ургенча) к месту схождения Волги и Дона, на Маджар (современный Буденновск) и на Азов;

— от низовий Волги до Болгара и далее от него в Прикамье или вверх по Волге в русские княжества;

— из Ширвана в Дербент и далее к низовьям Волги или на Азов.

Важно понимать, что мы ведем речь не только о включении в список ЮНЕСКО самих коридоров. Участие в транснациональной номинации — лишь первый шаг на пути популяризации на мировом уровне множества потенциальных объектов всемирного наследия, расположенных на упомянутых отрезках пути. Если говорить о территории непосредственно Республики Татарстан, на сегодня мы обладаем двумя объектами всемирного наследия — Казанским кремлем и Болгарским историко-археологическим комплексом, а также потенциальным — островом-градом Свияжском. Это огромное достижение, результат труда множества ученых со всей России и, безусловно, заслуга Минтимера Шаймиева, вплотную занявшегося этими вопросами с момента создания фонда «Возрождение».

Работа на данном направлении, безусловно, будет продолжаться. Тем более что нет необходимости выискивать объекты, достойные войти в список ЮНЕСКО, у нас их множество. Даже навскидку на память сразу приходят Елабуга и Биляр. И вновь в этих случаях речь идет о крупных комплексах и территориях. А сколько менее масштабных памятников исторического и культурного наследия расположено в Татарстане? А на территории России? Включение в транснациональную номинацию российских коридоров Шелкового пути однозначно поспособствует тому, чтобы наше наследие, которое обладает огромным потенциалом, было представлено мировому сообществу и воспринято им как явление, не уступающее по значимости другим аналогичным объектам в мире. Говоря простым языком, мы можем создать на территории республики и страны единое пространство всемирного наследия. И это будет работать не только на совершенствование позиций страны на международной арене, но и на нас самих — патриотическую составляющую работы историков никто не отменял. Чем более полноценным знанием о своем прошлом мы обладаем, тем лучше мы понимаем самих себя, тем в большей степени гордимся историей своей земли. В этом смысле немаловажны и фундаментальные научные исследования, заложенные в «дорожную карту» проекта, которые откроют для нас новые сюжеты в летописи страны.

Есть и еще один крайне важный аспект этой работы — сохранение наследия. Такого рода действия позволят нам создать культурное пространство, обеспечить доступ к объектам наследия для всех желающих, но при этом уменьшить степень воздействия на них, защитить их от разрушения, чтобы они дошли до будущих поколений.

Отмечу, что таким путем уже давно идут другие страны – участницы номинации. Помимо рассмотренных на сегодняшний день комитетом ЮНЕСКО двух номинаций Шелкового пути — сети маршрутов Чанъань-Тянь-Шанского коридора и Пенджикент-Самарканд-Пойкентского коридора, первый из которых был внесен в список всемирного наследия, — на данный момент научно обоснованы и включены в список еще 37 памятников, являющихся точками, через которые проходил Великий Шелковый путь. Кроме того, научное обоснование готовится для еще более чем 40 объектов.

В этой связи также важно упомянуть и то, что российский список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО пока очень узок по типам объектов наследия — исторические центры, монастыри, кремли, церкви и природные памятники. Болгар на сегодня чуть ли не единственный историко-археологический памятник России, удостоенный включения в список. Вместе с тем президентом РФ Владимиром Путиным и стратегией государственной культурной политики до 2030 года поставлена задача войти в пятерку лидеров по количеству объектов всемирного наследия. Это амбициозная задача, и для того, чтобы ее решить, необходимо разработать эффективный план действий.

Нужно учитывать и тот факт, что список всемирного наследия ЮНЕСКО достиг одной тысячи и становится все сложнее включать туда объекты: требуется большой объем научно-исследовательских, организационных, реставрационных, финансовых и технических работ. Процесс это долгий, трудозатратный, сиюминутного результата ждать не следует. Однако в Татарстане есть все необходимое для того, чтобы в итоге результат был положительным.

«ТАТАРСТАН ГОТОВ СТАТЬ КООРДИНАТОРОМ ПРОЕКТА, И, ГЛАВНОЕ, НАМ ГОТОВЫ ПРЕДОСТАВИТЬ ТАКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ»

Напомню, что работа в данном направлении ведется в республике еще с конца 1990-х годов. За это время на территории республики и непосредственно в Казани сформировалась эффективная команда по подготовке номинационных досье, в состав которой вошли ведущие ученые республики, в частности профессора Казанского университета — проректор Казанского государственного института культуры, вице-президент российского комитета международного совета по охране памятников в исторических местах, председатель татарстанского отделения ИКОМОС и одновременно заведующий кафедрой всемирного культурного наследия Института международных отношений, истории и востоковедения (ИМОИиВ) КФУ Рафаэль Валеев, директор Института археологии АН РТ и руководитель Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия ИМОИиВ КФУ Айрат Ситдиков и ваш собеседник — директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов. Нами проработана идея по включению российских объектов в состав номинации «Шелковый путь», создана «дорожная карта» по подготовке досье и проведению исследований, осуществляется взаимодействие с международными организациями орбиты ЮНЕСКО, координаторами данного проекта. Базой для проведения необходимых исследований стал ресурсный центр «Всемирное культурное наследие» Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ.

Как видно из вышесказанного, в этой работе участвуют, разумеется, не только ученые Академии наук РТ и КФУ, но и Казанского государственного университета культуры и искусств, Казанского государственного архитектурно-строительного университета, а также специалисты музейного сообщества, министерства культуры республики, республиканского фонда «Возрождение». Именно такое сосредоточение специалистов позволило добиться успеха в отношении Казанского кремля и Болгарского историко-археологического комплекса. Важно и то, что достигнутые результаты принесли плоды и в виде налаживания тесных связей с ЮНЕСКО и ИКОМОС — в данных структурах о нас уже наслышаны как о специалистах, знающих все нюансы этой работы, говорящих на языке и терминологии конвенции о всемирном культурном наследии.

Именно по этим причинам республика готова взять на себя столь большую ответственность, стать координатором проекта, и, главное, нам готовы предоставить такую возможность — к инициативе ученых благосклонно отнеслись коллеги на федеральном уровне, порекомендовав региону обратить на проект пристальное внимание. На сегодняшний день проект также получил одобрение правительства РТ и лично Рустама Минниханова. Слова поддержки были высказаны и со стороны Минтимера Шаймиева.

В целом же среди наших партнеров по проекту значатся министерство иностранных дел РФ, Российское историческое общество ИРСИКА, Институт археологии РАН, Институт востоковедения РАН, научные центры Китая, Монголии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Академия наук РТ, в частности Институт археологии АН РТ, а также министерство образования и науки РТ, министерство культуры РТ, министерство экономики РТ, министерство экологии и природных ресурсов РТ, министерство промышленности и торговли РТ, государственный комитет Татарстана по туризму.

Что касается международных экспертов ЮНЕСКО, они также уже ознакомлены с первыми шагами на этом пути. Еще в октябре 2016 года в итоговую резолюцию конгресса «Всемирное наследие стран СНГ: вызовы, проблемы, решения», прошедшего в Москве, был включен пункт о поддержке инициативы о присоединении России к проекту «Великий шелковый путь», а в ноябре того же года татарстанские ученые приняли участие в экспертной встрече по подготовке номинационного досье серийной трансграничной номинации всемирного наследия «Шелковый путь: Фергано-Сырдарьинский коридор», организованной в городе Кызылорда национальной комиссией по делам ЮНЕСКО республики. Тогда экспертам ЮНЕСКО были представлены доклады ученых Татарстана, в которых мы изложили варианты участков Великого шелкового пути, проходящих по территории России, тех памятников, которые могут быть включены в состав досье по российскому коридору Шелкового пути.

Кроме того, 27–28 апреля текущего года на базе Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника прошел международный семинар «Мониторинг объектов всемирного наследия ЮНЕСКО: опыт Российской Федерации и стран СНГ», где проект был вновь представлен на суд международных экспертов ЮНЕСКО. Отзывы были исключительно положительными.

«В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ ВСЕ ЭТО СКАЖЕТСЯ НА ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ТАТАРСТАНА»

При всем этом каждое масштабное научное начинание должно, безусловно, иметь под собой и практическую основу. Поэтому немаловажен фактор социально-экономической составляющей пользы от проведения подобной работы для Татарстана. Создание на территории региона целой системы объектов всемирного культурного наследия придаст стимул развитию инфраструктуры региона, развитию территорий, сферы туризма, ведь каждый объект наследия формирует новые рабочие места благодаря созданию в округе целой сферы услуг. В конечном счете все это скажется на повышении уровня жизни населения Татарстана. Регион станет еще более комфортным как для проживания, так и для посещения.

Стоит затронуть и тему образования. Сегодня в КФУ активно развивается система подготовки специалистов в области изучения и сохранения объектов всемирного культурного наследия, разработаны уникальные учебные программы в этой сфере. И безусловно, Казанский университет заинтересован в подготовке квалифицированных кадров не только для республики, но и для всей страны. В том случае, если уже на заре своей карьеры молодые специалисты полноценно будут вовлечены в реализацию столь грандиозных проектов, а Татарстан станет координирующим центром работы в этом направлении, им не будет равных.

Возвращаясь к разговору о деталях работы над проектом, замечу, что нами разработана «дорожная карта» его реализации, рассчитанная на ближайшие пять лет. На первом этапе нам предстоит осуществить масштабное исследование маршрутов в историческом коридоре Великого шелкового пути. В ходе работы будет создана так называемая географическая информационная система. Прежде всего мы проведем археологические исследования для выявления свидетельств функционирования Волжского ответвления Шелкового пути, а также анализ письменных источников. Также запланировано исследование климата и исторического ландшафта и создание цифровых карт маршрутов.

Второй этап предполагает создание концепций Волжского и Кавказского коридоров Шелкового пути: картографирование ключевых археологических памятников и артефактов, разработку классификатора археологического наследия — ключевых городских центров и участков пути, определение буферных зон.

А третий этап будет посвящен уже непосредственно номинированию Волжского и Кавказского коридоров Шелкового пути в список объектов Всемирного культурного наследия. Он, в свою очередь, будет состоять из двух частей — вхождение России в перечень стран – участников проекта и включение Северного участка Великого шелкового пути в список всемирного наследия ЮНЕСКО в рамках транснационального серийного объекта.

В целом же трасса Великого шелкового пути пересекает границы 15 современных государств между Китаем и Средиземноморьем, поэтому актуальным является создание условий для последующей идентификации и номинации культурных объектов по всему Шелковому пути.

На очереди — территория Российской Федерации, ряд ее регионов — в первую очередь Республика Татарстан, Алтай, Саратовская, Астраханская, Волгоградская и другие области. Причем эти территории, так же как и Казахстан, входили в состав Золотой Орды, и наиболее мощный рост Шелкового пути наблюдался в эпоху Средневековья. С этим маршрутами тесно связаны объекты культурного наследия в государствах, расположенных далее на Запад в Средиземноморье, а также памятники Южной Азии, включая Индию, Афганистан, Пакистан.

И в завершение посмотрим на проблему более глобально. Шелковый путь — это культурная дорога, не только связывающая множество наций с точки зрения прошлого процветающего межкультурного обмена, но и являющаяся основой для сближения стран и народов сегодняшнего мира. Сейчас на этой базе происходит стимулирование взаимодействия стран на региональном и международном уровне. Стоит ли России оставаться в стороне от данных процессов, учитывая современную политическую ситуацию в мире, — вопрос риторический.

Рамиль Хайрутдинов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.06.2017 09:39

Опять теоретические представления о жизни за пределами Татарстана. Идея современного китайского шёлкового пути - это чистая экономика: Создать параллельно шикарному морскому пути - запасной сухопутный коридор с охватом авто и жд транспортной инфраструктурой всё те же страны, расположенные на морском пути. И главная идея китайцев здесь - обеспечить транспортировку товара из развивающихся западных районов Китая в страны - резиденты морского пути по сухопутному коридору. Так как перевалка груза из того же Уйгурстана в порты Жёлтого моря Восточного Китая слишком накладна. Это всё , что нужно знать про так называемый китайский "Шёлковый путь".

К сожалению, наши татарстанские теоретики опять телегу поставили впереди лошади. Упирая на какие то исторические аналогии средних веков. Думая, что история потянет за собой экономику.

Практик.

  • Анонимно
    11.06.2017 09:39

    Опять теоретические представления о жизни за пределами Татарстана. Идея современного китайского шёлкового пути - это чистая экономика: Создать параллельно шикарному морскому пути - запасной сухопутный коридор с охватом авто и жд транспортной инфраструктурой всё те же страны, расположенные на морском пути. И главная идея китайцев здесь - обеспечить транспортировку товара из развивающихся западных районов Китая в страны - резиденты морского пути по сухопутному коридору. Так как перевалка груза из того же Уйгурстана в порты Жёлтого моря Восточного Китая слишком накладна. Это всё , что нужно знать про так называемый китайский "Шёлковый путь".

    К сожалению, наши татарстанские теоретики опять телегу поставили впереди лошади. Упирая на какие то исторические аналогии средних веков. Думая, что история потянет за собой экономику.

    Практик.

    • Анонимно
      11.06.2017 11:10

      Но если Китай это будет делать и в том или другом случае, то почему сейчас не интегрироваться в проект, а не ждать пока мимо его проведут.

      В том числе дополнительно интегрироваться и в рамках культуры? Получая дополнительные бонусы?

      В этом плане Татарстан в глобальном плане не рашая вопрос шелкового пути , в региональном плане может получить некий бонус.

      • Анонимно
        11.06.2017 11:43

        Как Татарстан может интегрироваться в этот проект? Где Киргизия, Таджикистан, Пакистан, Индия, Иран - и где территориально Татарстан? Вы географию знаете?

        Вопрос не в том, чтобы написать теоретические изыскания, приклеить фотографии каравана верблюдов и притянуть исторические мифы.

        Вопрос в том, что - Если хотите заняться транспортными коридорами, то для этого нужно создать сухопутные логистические точки (так как морские и авиационные российские точки уже заняты). И не в Татарстане, а на границах Сибири и Китая, Финляндии, Прибалтики. А потом уже делать Российский сухопутный Хаб в Татарстане и в той же Западной Сибири и сделать логистическую сеть.

        Практик.

        • Анонимно
          11.06.2017 12:25

          Практик, а не практично рассуждаете)))

          В России могут встать с печи и чтото сделать только под великую идею... иначе "типа западло"
          нормально работать...

          Поэтому обьявляем великую идею 1000 летия Казани и Универсиаду и бац получаем современную Казань...

          Сейчас обьявляем суперШелковый путь через Татарстан и бац - получаем несколько нормальных качественных
          дорог и иную инфраструктуру...

          Год экоогии или год парков)) тоже из этой же серии...

          Лучше господин Практик подумайте что еще великого придумать и обосновать что бы жизнь улучшилась)))

          С уважением Айдар

        • Анонимно
          12.06.2017 12:26

          Практик, вы говорите о совершенно другом проекте Китая "один путь-одна дорога", проект, о котором статья называется "транснациональная серийная номинация всемирного наследия "шелковый путь" и делается он ЮНЕСКО

          • Анонимно
            12.06.2017 14:34

            Никаких проблем в понимании. Я пытаюсь донести, что возможности исторического наследия надо, в современном мире, преобразовывать в экономику. Как тот же Китай- он не стал сначала воссоздавать научную составляющую бывшего "Шёлкового пути", плодить сонмы профессоров и археологов, а создал экономическую идею, которая прекрасно заработала. Без первоначальных бесконечных научных конференций и диспутов. Это всё оставили на следующий этап.

            У нас, как всегда, вместо экономики решили заняться бюджетной историографией.

            Практик.

            • Анонимно
              12.06.2017 16:17

              Ну какой Вы практик))) Говорите и рассуждвете нп зная предмета. Вообще-то проектов Шелковый путь несколько. Есть проект Юнеско - 15-ти государств ро обьектвм культурного наследмя, есть проект экономический, есть так называемый "Морской Шелковый путь" по развитию морских транспортных коридоров, а есть ещп и туристический проект Шелкового пути и т.д. прежде чем глубокомысленно трендеть о том в чем не сведущи, хотя бы погуглили немного))) а в статье дело гоаорится

    • Анонимно
      12.06.2017 19:53

      Тюркский кагант, Булар, Улус Джучи, Казанско и др. ханства в обозримом прошлом были интегрирован в Великий Шелковый Путь. От Булгара и Казани сухопутные и водные караваны расходились по Волжско-Окскому пути, по Крымскому пути, Пушному пути (по Каме).
      Сегодня схемы трафика изменились, но основные направления практически те же самые.
      Хорошо бы В Казани назвать одну из улиц или площадей Биек Ефяк Юлы- Великий Шелковый путь. Например, в Алматы есть проспект Жибек Жолы, в Бишкеке - Жибек Жолу, в Ташкенте Епаяк Юли.

  • Анонимно
    11.06.2017 11:36

    Все эти попытки "восстановить" нечто "историческое" на современной почве - никогда не работает, экономически не рентабельное, а если понимать под "восстановлением" ещё и военную сторону дела - то это чаще напрасные войны, после "накручивания" своих граждан историей.
    Например Муссолини в Италии пошёл на серию войн, чтобы "восстановить" Римскую империю о которой он узнал из истории, чем вовлёк свою страну в полосу непрерывных бедствий. Израиль тоже возник после того, как европейская еврейская интеллигенция, начитавших исторических книжек, стала мечтать о том, что было 2000 лет назад, что привело к непрекращающемуся кровопролитию до нынешних дней.

    Исторически "Шёлковый пусть" - это караванная тропа, проложенная по пустыням Средней Азии и Ближнего Востока. "Шёлковый пусть" - никогда не проходил через территорию нынешнего Татарстана.
    Название "шёлковый путь" сегодня может быть использовано только нарицательно - к транспортному коридору между Китаем и Европой. Собственно говоря, коридор УЖЕ существует - и поезда из Китая уже идут до Амстердама.
    Мы сейчас мы хотим под термином "Шёлковый путь" создать новую автомобильную трассу, по которой, как мы надеемся, поедут китайские фуры в Европу. Будущее покажет, поедут ли китайские водители фур не по прямой линии в Европу, по южным регионам России и Украины, а будут ли они забираться так далеко на Север, где у нас почти полгода лежит снег, гололёд, морозы и короткий сумрачный зимний день.
    Да и захотят ли китайцы фурами доставлять свои товары на многие тысячи километров. На такие расстояния в мире на грузовиках не принято ездить.
    Впрочем, даже если такая идея в своей полноте не реализуется, то все равно нам останутся хорошие дороги, по которым мы сами будем ездить.

  • Анонимно
    11.06.2017 13:26

    Каков масштаб распила :))

    • Анонимно
      11.06.2017 20:18

      Ничтожный.

      Но результат потрясающий - КНР вместо РТ....

      Молодцы китайцы...

    • Анонимно
      12.06.2017 08:14

      Переделаный анекдот - про инженеров...
      Которые мост строили.

      Татары научились работать - как в восточной европе и момт есть и домик.

      Регионы - пока работают по худшим советским лекалам - моста нет, зато домик здесь и в лондоне...

  • Анонимно
    11.06.2017 22:13

    сначала надо выполнить исследования ( и быстро) - по сохранению самого населения Республики - построить матрицы доходов народа по регионам - и с этими sbahfvb - определять приоритеты в Сохранении нации, языка и наследия этой нации - пока построена Чаша - а улицы Сююмбике в столице все еще и нет...

  • Анонимно
    12.06.2017 09:16

    О Хайрутдинове. Талантливый человек талантлив во всем: и транснациональными проектами управляет и в университете зажигает.

  • Анонимно
    12.06.2017 10:26

    А ситдиков делец от науки, все только на деньги у него выставлено

    • Анонимно
      12.06.2017 13:17

      А сегодня в "науке" можно как-то по-другому?

    • Анонимно
      12.06.2017 22:33

      Ситдиков - точно делец - старается как можно больше экспедиций быстрее обеспечить, опередить других ученых, - и все копает, копает - историю делает - делец!

      • Анонимно
        12.06.2017 23:27

        Одно - "делать историю".

        Совершенно другое - восстанавливать и изучать историю.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

БИЗНЕС Online в Telegram