Политика 
17.06.2017

Александр Проханов: «Татарин – это желудь такого золотистого цвета, крепкий, умный»

Основатель «Изборского клуба» ищет «татарскую мечту», призывает строить империю вместо федерации и находит «хороших людей» среди либералов

«Я такой же консерватор, хотя и новизной страдаю», — признавался накануне Фарид Мухаметшин членам «Изборского клуба», приехавшим в Казань ради открытия местной ячейки. О том, почему татары сильнее других народов отражаются в водах «мистической» реки Волги, станет ли Татарстан центром смарт-консерватизма, а Казань — духовной столицей России, узнавали корреспонденты «БИЗНЕС Online».

... В Госсовете РТ гостей встречал спикер Фарид Мухаметшин, который лично провел экскурсию по зданию парламента
Фото: gossov.tatarstan.ru

«НАКОНЕЦ-ТО ВЫ ДОБРАЛИСЬ ДО РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Ни много ни мало, а в стенах Госсовета РТ накануне прошло учредительное заседание отделения «Изборского клуба» в Татарстане. Основатель клуба интеллектуалов-консерваторов — писатель и знаменитый трибун Александр Проханов — намекнул, что сразу несколько инициативных групп из Татарстана обращались к нему с предложением возглавить республиканскую ячейку, коих по стране уже создано более десятка, а также есть в Латвии, Молдове и Донецке. В итоге выбор пал на известного казанского политолога, декана факультета промышленной политики и бизнес-администрирования КНИТУ-КХТИ Андрея Тузикова. Проханов не озвучил причин такого кадрового решения и вообще никак не комментировал ни личные, ни профессиональные качества новобранца.

Делегация из 10 «изборцев» прибыла в Татарстан в четверг (сегодня к ним должен присоединиться помощник президента РТ Сергей Глазьев, в планах — встреча с президентом РТ Рустамом Миннихановым). Так что перед мероприятием в парламенте республики они успели посетить и остров-град Свияжск, и Болгар, и КАЗ им. Горбунова, а также встретились с представителями духовенства. Сам «отец-основатель» признался, что именно здесь он обрел подтверждение своей «изборской» доктрины о возрождении алтарей и оборонных заводов, и даже назвал казанских татар «государствообразующим народом».

В Госсовете РТ гостей встречал спикер Фарид Мухаметшин, который лично провел экскурсию по зданию парламента. «Наконец-то вы добрались до Республики Татарстан, будучи во многих регионах нашей многоликой и многонациональной страны», — поприветствовал он изборцев. Мухаметшин подчеркнул, что «под крылом» лидера клуба Проханова были собраны настоящие интеллектуалы страны и что для республики решение открыть отделение «Изборского клуба» в РТ — это знаковое событие. Спикер передал гостям привет от госсоветника РТ Минтимера Шаймиева. «Я такой же свободолюбивый, незашоренный, такой же россиянин, как все эти люди, — передавал спикер слова первого президента Татарстана. — С ними легко говорить, потому что ты знаешь, с кем говоришь, и знаешь их позицию. Переубеждать их непросто, но разговаривать приятно. Мы любим людей, у которых есть хребет, идейное содержание и решение многих проблем Российской Федерации».

«Мы республика-донор, которая отчисляет федеральному центру 70 процентов с налоговой базы, сказать по деньгам — вы ахнете, Саратов близко не стоит около этих цифр», — обратился Мухаметшин к бывшему саратовскому губернатору Аяцкову
Фото: Сергей Елагин

Мухаметшин сразу дал понять, что не будет обсуждать с членами клуба ЖКХ или цены на нефть, но все-таки подробно охарактеризовал РТ для гостей. «Мы республика-донор, которая отчисляет федеральному центру 70 процентов с налоговой базы, сказать по деньгам — вы ахнете, Саратов близко не стоит около этих цифр, Дмитрий Федорович», — обратился он к сидящему неподалеку бывшему саратовскому губернатору Дмитрию Аяцкову, тоже члену «Изборского клуба». Особенно напирал Мухаметшин на наше «фирменное» мирное сосуществование ислама и православия на территории одной республики, а также дружное сосуществование наций и народностей, коих в республике 273. Не стал скрывать спикер и проблемы — например, про то, как вместе с мигрантами проник в республику чуждый нам ислам. «Приехали носители чуждой нам исламской религии: и фанатизм какой-то, и наркота, и зелень, и все остальное...» — говорил он. Но разводил руками и подкалывал гостей: «А что делать, кто работать будет, если уедут все мигранты, кто будет подметать улицы в той же Москве, класть плитку? Если только „Изборский клуб“... Думаю, нам с вами это не грозит, мы уже не нагнемся, а если нагнемся, то не поднимем».

Наконец, спикер обратился к самому Проханову. «Я не всегда соглашаюсь с его позицией, но с удовольствием слушаю на экране... откладываю все и слушаю. Я такой же консерватор, хотя и новизной страдаю: IT-технологии, нанотехнологии, Иннополис мы построили. Но есть устои, о которых вы говорили, они заложены дедами и отцами, их надо соблюдать», — заявил Фарид Хайруллович и обещал поддерживать татарстанский «Изборский клуб».

... «Я не всегда соглашаюсь с его позицией, но с удовольствием слушаю на экране... откладываю все и слушаю. Я такой же консерватор, хотя и новизной страдаю»
Фото: gossov.tatarstan.ru

«В ЭТОЙ ВОЛЖСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, КОНЕЧНО, ОСОБОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ ТАТАРЫ»

Проханов рассказал, как зарождался «Изборский клуб» в те времена, когда «Болотная площадь сотрясала государство». «Многие близкие ко мне чиновники начинали трепетать: „Это означает, что и нас будут вешать на фонарях?“», — вспоминал писатель. Он рассказал, что после того, как он и его друзья выступили на Поклонной горе, произошел переломный момент. «В противовес этой бушующей либеральной Болотной мы провозгласили свои государственные представления. Огромное количество людей аплодировали и скандировали „Россия“, и этот момент был переломным. Мы сломали волю Болотной площади, — заявил Проханов. — После этого нас пригласил президент. Он поблагодарил за наши усилия, и после этого у нас родилась такая идея: мы должны соединить все интеллектуально-патриотические силы России». «Наша задача, за которую нас очень часто громят либералы, — создание идеологической основы движения нашего государства, потому что если нет идеологии, нет и государства», — продолжал Проханов.

Далее писатель принялся рассуждать про загадочную страну-Россию — «необъятную евразийскую чашу между хребтом рек», которую омывают три океана и где «одна за другой возникают империи». «Империя Чингисхана, Золотая Орда, Романовская великая империя, великое красное сталинское царство... И теперь, когда она была разрушена, начинаются стягивание отсеченного пространства, тяготение друг к другу народов, которые мучаются своей отверженностью. И это огромная загадка», — рассуждал лидер «изборцев». Обратился Проханов и к родной нам волжской цивилизации. «Это достояние современной России. На этой великой, мистической реке евразийского времени сошлось на водопой такое количество народов: и русские, и татары, и чуваши, и мордва, и калмыки. Почему на этой воде возникло такое ожерелье народов, великих культур? Может быть, их заряжает эта священная вода? Как я назвал Волгу — русским Иорданом, который окропляет святой водой всю нашу цивилизацию», — живописал Проханов.

«И в этой волжской цивилизации, конечно, особое место занимают татары. У татар есть своя великая судьба и свои мистические тайны. Татары, будучи жестоко покоренными царем и Российским государством, очень быстро стали опорой государства Российского, стали государствообразующим народом», — считает писатель. Далее он заявил, что у татарского мира есть свой образ будущего, своя мечта: «Татарская мечта очень интересна и загадочна, „Изборский клуб“ мог бы поставить задачу понять, что такое татарская мечта!» Говорит, у каждого народа она есть, все это создает единую русскую мечту, сформулировать которую как раз и стоит целью создания «Изборского клуба».

В противовес русской мечте, которую Проханов охарактеризовал как «храм на холме», автор «Господина Гексогена» описал американскую мечту: «Это „град на холме“. Америка — это бастион, это башня, поставленная на холме, и она может обстреливать все непокорные селения, она является страной, возвышающейся над всем миром. А мы ставим на холм не пушку, не катапульту, мы ставим на гору храм, чтобы быть ближе к небесам».

... Андрей Тузиков: «Казань могла бы претендовать не только на роль третьей столицы, спортивной столицы, но и на роль столицы нового евразийского формата» Фото: gossov.tatarstan.ru

«КАЗАНЬ РЕАЛЬНО МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА РОЛЬ ДУХОВНОЙ СТОЛИЦЫ РОССИИ»

Свое видение «евразийской идентичности» высказал новоиспеченный «изборец» Тузиков. Вслед за своим шефом он подтвердил, что государственность не может быть без идеологии. «Идеология задает легитимность власти, точнее отвечая на вопрос „А почему именно мы власть?“», — считает он. Также идеология отвечает на вопрос «Кто такие мы, что и почему мы должны делать?». По мнению казанского «изборца», идеология задает смысл социальных действий. Идеология всегда должна иметь какой-то проект, который отражал бы интересы социальных групп и наделял смыслом настоящее и будущее. Но, увы, в России пока нет такого большого проекта, коллективной задачи. Тут Андрей Римович обратился к социологии, которая выяснила, что более четверти россиян нужна такая задача, которая стала бы для них чем-то бóльшим, чем собственное благополучие и интересы семьи. А 52% процентов россиян говорят, что хотели бы быть полезны обществу, а не просто жить так, как им хочется. Тузиков стал рассуждать на тему того, что могло бы стать сверхзадачей для русских. К примеру, у Европы есть некий свой культурный код, «выражающийся в латинице, идее свободы и христианской религии», опять же есть шенгенская виза. «Напрашивается идея: как могла бы быть сконструирована евразийская виза?» — вопрошает Тузиков.

Далее он ответил критикам консерватизма. «Изборец» отметил: в СМИ промелькнуло, что визит «Изборского клуба» связан с креном в консервативную повестку дня, явно намекая на публикацию в «БИЗНЕС Online». «Это не так, это ошибочная трактовка консерватизма как ретроградства. Консерватизм не отвергает движения вперед, он восприимчив к новому, но он отвергает разрушительное отношение к традициям», — считает ученый. Тузиков думает, что наша республика вполне может претендовать на центр российского смарт-консерватизма. «Александр Андреевич четко сказал: „Алтари и авиационные заводы“. А я бы добавил еще Иннополис, IT-парк, свободные экономические зоны. Это при том, что у нас сохраняется верность традиции, то есть мы движемся вперед, не разрушая. А Казань могла бы претендовать не только на роль третьей столицы, спортивной столицы, но и на роль столицы нового евразийского формата», — заявил глава татарстанского клуба.

Он напомнил, что современное Российское государство с XVI–XVII веков шло под покровом Казанской иконы Божией Матери. «Казанский собор был построен в Санкт-Петербурге во имя победы над Наполеоном, изгнание поляков из Москвы шло под флагом Казанской иконы Божией Матери. И в этом смысле Казань — сакральное место России. Она реально может претендовать на роль духовной столицы России, поскольку именно здесь была обретена Казанская икона Божией Матери», — перешел Тузиков в раздел метафизики. «Мы были на авиационном заводе: сейчас одна из задач для авиазавода — это производство центроплана для самолетов, это несущая конструкция. Я бы позволил себе немного рискованно сформулировать, что Татарстан — это „центроплан России“», — завершил политолог из Казани свое первое изборское выступление.


«НИ СЛАВЯНЕ НА ТЮРОК, НИ ТЮРКИ НА СЛАВЯН НИКОГДА НЕ СМОТРЕЛИ ТАК, КАК АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИЗАТОРЫ СМОТРЯТ НА АБОРИГЕНОВ»

Первый зампредседателя «Изборского клуба» Олег Розанов в своем докладе затронул тему славяно-тюркского единства. «Все народы России равны, но вторым государствообразующим мы по праву считаем тюркскую семью этносов. Общие государственные проекты удавались нам потому, что у двух великих славянских и тюркских общностей были близкая система ценностей и уважительное отношение друг к другу. Ни славяне на тюрок, ни тюрки на славян никогда не смотрели так, как английские колонизаторы смотрят на аборигенов, — начал Розанов. — Татарстан, Поволжье, Сибирь и Кавказ, а теперь еще и Крым составляют большой тюркский пояс от Казахстана и Киргизии на востоке до Гагаузии и Балкан на западе».

Первый зампредседателя «Изборского клуба» напомнил, что все плотнее смыкается вокруг России «кольцо Анаконды» в виде военных баз НАТО, экономических союзов и русофобских режимов. К 2022 году США планируют замкнуть свою систему ПРО вокруг России. Он уверен, что наши «заклятые друзья» спят и видят, как разбить этот союз тюрок и славян. Для этого они всегда пытались играть на их противоречиях. Якобы специально создаются целые теории, доказывающие историческую неприязнь славянских и тюркских народов. Так, вместе с идеологией «украинства» была изобретена идеология «пантюркизма». «Особый акцент пантюркисты делали на объединении с тюрками в Крыму и на Волге, закладывая бомбу под российскую государственность», — заявил Розанов. А в свое время заезжими историками насаждалась европейская версия о татаро-монгольском иге. «Лев Гумилев называл этот миф о вражде русских с татарами черной легендой, губительной и страшной», — говорил публицист.

Но он верит, что евразийская интеграция будет происходить независимо от воли «наших заклятых друзей». Ее вершиной могло бы стать объединение в единый военно-политический блок с неформальным центром в Турции, но у этой идеи есть свои противники как в России, так и в Турции, хотя есть и очевидные взаимные плюсы. «Россия могла бы уравновесить опасный для Турции курдский вопрос, перевести сирийский и нагорно-карабахский вопрос в мирное русло, а Турция, в свою очередь, может оказать влияние на российских мусульман и тюрок. Тем более это значимо для крымско-татарского народа, который стравливают с преимущественно русским Крымом. Кстати, мы в „Изборском клубе“ прекрасно знаем про роль вашего президента в событиях весной 2014 года в Крыму, когда удалось без крови присоединить Крым к России, и мы ему очень благодарны», — заявил Розанов.

Публицист считает, что Запад и в будущем будет организовывать «цветные революции», «арабские весны» и «санкции», так что славянам и тюркам нужно извлечь уроки из истории и не поддаваться на провокации. Но закончил он очень патетично словами о том, что «мы в „Изборском клубе“ считаем Казань третьей столицей России».

Николай Стариков: «Регион Поволжья — эта та цель, куда Запад будет бить. Здесь — многоконфессиональность, здесь мозаика народов»
Фото: Сергей Елагин

«ТО, ЧТО СЕГОДНЯ МЫ ВИДИМ В СИРИИ, ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ В РАСШИРЕННОМ МАСШТАБЕ НА КАВКАЗЕ»

Согласен с коллегой известный экономист и публицист Николай Стариков: мол, враги нашей родины вовсе не оставили своих попыток разворошить Россию . «То, что сегодня мы видим в Сирии, должно было быть в расширенном масштабе на Кавказе, в первую очередь в Чечне. Все то же самое: бородатые люди, идеология разрушения, война, хаос, кровь. Слава богу, что это удалось вытеснить за границы нашего государства», — говорит он. «Значит ли это, что наши геополитические противники вновь не хотят принести это все внутрь? Конечно, хотят. То, что происходит в Сирии, — это попытка заново создать разрушительную силу, подвести ее к нашим границам и попытаться вызвать смуту в России на любой почве — межнациональной, межконфессиональной», — уверен Стариков. Ислам постоянно представляется как международная угроза и «враг западной цивилизации». «Для России это просто невозможно. Ислам — это часть российской культуры и цивилизации», — заверяет он. Но при потере бдительности может произойти вспышка. «И регион Поволжья — эта та цель, куда Запад будет бить. Здесь — многоконфессиональность, здесь мозаика народов. Убежден, что ничего у него не получится», — предупредил он, пояснив, что тем важнее сформировать силами «Изборского клуба» новую идеологию России.

Заместитель муфтия РТ и ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин также считает, что неправильное использование исламского фактора, допущение влияний извне могут привести к опасным последствиям. Он рассказал о медресе «Йолдыз», ставшем центром ваххабизма в Челнах, как образце того, как не должно быть (сейчас оно ликвидировано), напомнил, что проблему подготовки кадров со знанием традиций и местных особенностей ислама будет решать создаваемая сегодня Болгарская исламская академия.

... Рафик Мухаметшин считает, что неправильное использование исламского фактора, допущение влияний извне могут привести к опасным последствиям Фото: gossov.tatarstan.ru

У профессора Российского университета дружбы народов, востоковеда Юрия Тавровского нет сомнений — РФ нужна российская мечта. На примере Китая он видит, что благодаря четко сформулированной китайской мечте этой стране удалось продвинуться вперед как никогда. Причем спланирована эта мечта в виде программы, рассчитанной аж до 2049 года (к 100-летию КНР). Прописаны в ней, к примеру, такие цели, как уничтожение нищеты в Китае к 2021 году. «Вот в нашей замечательной стране нищета растет, а в Китае нищета ликвидируется — в регионах нищих переселяют из бедных деревень, дают землю, строят бесплатно дома и так далее», — отмечает Тавровский. Он говорит, китайцы уже богаче, чем россияне, к примеру, средняя зарплата у них выше нашей. К 2049 году Китай должен производить 30% мирового ВВП, сейчас — 11,5–12%. Для сравнения: Америка — 22%. «Если этот план будет выполнен, Китай станет экономическим локомотивом, гегемоном мира. Достигнет ли он этого? Ведь известно, что темпы роста там замедлились — 6,6–6,7 процента годовых. Но даже этими темпами они достигнут этой цели», — уверен Тавровский.

Также в Китае была объявлена программа «Один пояс – один путь» по развитию «Нового шелкового пути», который по задумке должен пройти и по территории Татарстана. Ученый говорит, что в Китае эта программа вовсю работает, но в России буксует. «Национальным интересам российским она не отвечает. Это программа доставки китайских товаров в Западную Европу. А нам чего? Правда, в последнее время они начали интересоваться нашими товарами — в первую очередь продуктами. Может быть, что-нибудь и выйдет...» — рассуждал Тавровский. «У нас выбор один — формулировать русскую мечту, убеждать Владимира Владимировича в необходимости резкого поворота в экономике, в политике, в идеологии. И тогда мы победим!» — заключил оратор.


«МЫ НЕ СМОТРЕЛИ ПРЯМУЮ ЛИНИЮ С ПУТИНЫМ. В СВИЯЖСКЕ БЫЛИ»

«Мы не смотрели прямую линию с Путиным. В Свияжске были», — прервал вопрос одного из журналистов Проханов, но, как и любой писатель и любой 79-летний философ, он развернул свой ответ из пары предложений в пару-тройку абзацев. Пресс-конференция «Изборского клуба» венчала насыщенный день делегации в Казани. Выглядели члены клуба утомленными, во всяком случае те, что принимали участие в данном мероприятии. А кроме Проханова это его заместитель Розанов, Стариков и Тузиков.

«Шаймиев — это грандиозный человек, грандиозный мыслитель. Осторожный, тонкий, четкий. У него колоссальный опыт государственного управления, он государственник», — начал Проханов ответ на первый вопрос — естественно, про первого президента РТ, награжденного Владимиром Путиным званием «Герой труда». Проханов расплывался в эпитетах, дифирамбах. Чувствовалось, пытался найти нужное сравнение. «Шаймиев взял на себя миссию перенесения опыта из одной эры в другую. Личность его еще не оценена. Я горжусь, что знаком с ним. Он великий татарин», — сказал основатель «Изборского клуба». Тема Татарстана всплывала не раз, что неудивительно. Проханов рассказывал про экскурсию по Казанскому авиационному заводу, устроенную членам клуба, сравнивал самолеты «Ту» с огромными лебедями и даже делился «инсайдами»: дескать, видел секретные разработки казанских инженеров.

«Татарстан — сегодняшний, вчерашний и древний — демонстрирует уникальную, во многом загадочную и неописанную способность вот этой вот духовной и этнической интеграции с русскими людьми. Растворение русского в татарском мире, растворение татар в русском мире. Умение татар служить государству Российскому, которое, казалось бы, покорило татар и насильно, за волосы втянуло в орбиту русской имперской политики. Преодоление этой обиды, этого горя, переход татар в качество государствообразующей, землеобразующей нации — это удивительная особенность», — говорил Проханов. А вот что он думает об интеграции России с помощью Татарстана, конечно же, в исламский мир и мир исламских финансов: «С моей точки зрения, татарин — это желудь такого золотистого цвета, крепкий, умный, это энергия будущего роста будущей дубравы. Поэтому татарско-русский альянс сегодня является гарантом существования государства Российского, а потом, конечно, гарантом нашей экспансии».

На вопрос о федерализме (чьим локомотивом в России всегда считался и считается Татарстан) писатель и мыслитель сначала отвечать не стал, передав слово коллеге Розанову. «Для нас, для „Изборского клуба“, Татарстан является локомотивом. Во многом на вас равняются. Ваш Иннополис — это, безусловно, большое достижение республики, и ни один регион, за исключением Москвы с ее „Сколково“, не может себе ничего подобного позволить. Вы все время ищете новые формы, находите, транслируете на всю Россию, — долго заходил на ответ Розанов. — Мы с большой осторожностью подходили к выбору кандидатуры на роль руководителя [татарстанского отделения клуба], потому что Казань по праву считается третьей столицей России. Спасибо руководству Татарстана».


Но затем все же высказался сам Проханов. Он вспомнил, как Борис Ельцин в свое время пытался создать в России мононациональное государство (85% населения страны — титульная нация, что позволяло это сделать официально), но уперся как в мягкое национальное движение в Поволжье и на Урале, так и в жесткое национальное движение на Кавказе. Тогда, по словам основателя клуба интеллектуалов-консерваторов, федерализм был единственным возможным вариантом сначала сохранения страны, а затем ее движения. Сейчас же это не нужно: Россия постепенно должна переходить к состоянию империи. «Империю надо понимать как симфонию, гармонию, симфонию пространств, культур, веры. Это сложнейший процесс симфонизации, которым всегда занимались государственники — русские и татарские! И потом нам важен не федерализм... Национальное государство может быть построено на федеральной основе. Но это не обеспечит мир и гармонию. Мир и гармонию обеспечит симфонизм — между татарами и русскими, между чувашами и марийцами», — размышлял идеолог и приводил все тот же пример — реку-симфонию Волгу.

Впрочем, было на пресс-конференции достаточно и приземленного. Так, Стариков ответил на вопрос о понижении Центробанком ключевой ставки. «Это, безусловно, положительное явление, потому что чем меньше стоят деньги в нашей стране, тем меньше уровень инфляции. Стоимость денег закладывается в любой бизнес-проект, прокручивается там многократно. Поэтому чем дешевле будут деньги, тем дешевле будет то, что производится в нашей стране: услуги, которые мы оказываем друг друга», — объяснял он свою точку зрения.

Проханов же довольно конструктивно комментировал протестное движение России. Известный консерватор признавал, что и среди либералов есть хорошие люди, что с ними нужно работать, что у Навального в запасе много стратегий... «Отвечать на эти движения, выступления силовыми методами, законными — правильно. Отвечать на эти движения внесением в Уголовный кодекс — это правильно. Но это абсолютно недостаточно. Власть должна оглянуться на себя и посмотреть, в каких местах она „черная“, в каких местах она „дырявая“, действует воровство, в каких местах действует коррупционная система, которая сложилась в нашей стране. Она должна не только разгонять демонстрации, но и выскабливать, вычищать вот эти язвы. Но это непросто», — объяснял он и завещал включаться в стремительную модернизацию.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (71) Обновить комментарииОбновить комментарии
Мюллер)))
17.06.2017 09:12

Славный клуб! Не хватает сигар и виски)))
На дворе 21 век а в России все думают что строить- империю, монархию или ханство))

  • Анонимно
    17.06.2017 08:37

    Добро пожаловать в древнюю и сказочную Казань, господа концептуалы! Рады Вам!

    • Итак, первая тема изборгского клуба: " Как возможно возвращение сакрального в объективных и безвозвратных условиях постмодернизма и извращения всех Сущностей и общественных институтов? Зовите!

    • Оптимист
      18.06.2017 04:17

      — Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать. Это – гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору.

  • Анонимно
    17.06.2017 08:42

    Умеют у нас пиарить невозможное.
    Потом вся Россия рассказывает что у нас Арабские Эмираты.

    • Анонимно
      17.06.2017 10:18

      Смотря с кем сравнивать.
      По сравнению с ЕАО может у нас и Эмираты.

    • Анонимно
      17.06.2017 16:24

      Зерна есть, но мало, щелухи и лести больше.

  • Азат Д
    17.06.2017 08:45


    Вместо того, что бы сказать - Ребята, это наша поляна - будут прогибаться, желудями прикидываться.

  • Мюллер)))
    17.06.2017 09:12

    Славный клуб! Не хватает сигар и виски)))
    На дворе 21 век а в России все думают что строить- империю, монархию или ханство))

    • Азат Д
      17.06.2017 09:27


      Да они профессиональные болтуны, за ними нет поддержки.

      Карго культ устроили.

      • Анонимно
        17.06.2017 11:07

        профессиональный болтун - это Вы, азат.д.. А в Изборском клубе мудрые люди собрались, которые за судьбу страны обеспокоены..

        • Анонимно
          17.06.2017 11:50

          "Золотой Вы человек, Александр Венедиктович! О России все время думаете"
          (С)

        • Азат Д
          17.06.2017 11:51


          Я за свою говорильню, зарплату не получаю, чисто легко от души делюсь своим мнением.
          За которым, как видно, вы пристально следите.





      • Анонимно
        17.06.2017 18:48

        что за бред Вы несете Азат д. ??? За кем нет поддержки? За Изборским клубом? За их идеями? За Глазьевым? За Прохановым? За кем нет поддержки? Чушь несете.. Это единственная альтернатива сегодняшнему раздраю и безвременью в идеях и стратегиях, куда и как двигаться стране на перспективу...Поддержка у них огромная, практически весь народ адекватный.. А Вы комментируйте, комментируйте.. Работать то значительно сложнее..

        • Анонимно
          18.06.2017 13:33

          Этот раздрай и безвременье в России уже пять веков продолжается, потому как империя тут царит, за которую и ратуют г-да т.н. "изборцы". Но время империй и "изборцев" уже вышло, XXI век на дворе.

  • Анонимно
    17.06.2017 09:15

    про пантюркизм очень своевременно. а то опять местные на стажировки поехали в турции всякие.. история их ничему не учит

    • Анонимно
      17.06.2017 09:35

      А что скажите про жертвы панславизма? Например жертвы первой мировой

  • Анонимно
    17.06.2017 09:22

    Почему не членам Изборского клуба не задают вопросов о том, что они думают:
    1) о доли перераспределения налогов Татарстана в Москву?
    2) сдачи ЕГЭ на татарском языке
    3) создания Татарского Университета
    Ответьте на 3 вопроса и станет ясно, что вы на самом деле думеете о татарах.

    • Анонимно
      17.06.2017 10:28

      потому что это местные вопросы и должны быть только для местной части населения, только татар. А то, что центр мало оставляешь, вы посмотрите сколько только один клан Шаймиевых и только на двоих братьев себе за прошлые полгода в личный карман только официально уволок (БО писала об этом), потом у вас все вопросы отпадут. ЕГЭ на татар теле быть не может потому, что это не федеральный уровень. Не нужно из себя пуп земли строить и манию величия выстраивать, нужно выезжать хотя бы в соседние регионы. Не забывайте, Москва не только забирает налоги, но и строит и спонсирует, а Татарстан так вообще отдельной строкой идёт из-за наличия тут ВО и объектов гражданской защиты, не говоря про автогиганты и тому подобное. Вы видимо такие вопросы себе за задаёте. вы лучше задайте местной нашей татарской элите, почему у нас вор на воре сидит, а поймать нельзя, потому что их другой вор, уже в правосудии и следствии прикрывает и получается, что всё выявляется только в случаях краха. Сначала вы для себя ответьте на эти вопросы, в тишине, что бы никто не отвлекал и вам станет всё понятно как делается политика у нас, а нас всех попами да муллами кормят, нужных для 2% населения. Вы задайте вопрос почему у нас Сабантуи за бугром устраиваются и чиновники за б/д ездят туда целыми аулами, а народ не может попасть на приём к врачу специалисту, потому что установили квоты и ограничения

      • Анонимно
        17.06.2017 10:56

        Не поленюсь и отвечу.
        1) //вы посмотрите сколько только один клан Шаймиевых в личный карман уволок//
        Уж поменьше, чем уволокла Москва. Для меня в первую очередь важно чтобы побольше налогов осталось в Татарстане, а потом, мы уже подумает, как правильно распределяются эти сохраненные деньги
        2) //ЕГЭ на татар теле быть не может потому, что это не федеральный уровень//
        Ложь. Именно на федеральном уровне запретили сдачу ЕГЭ на татарском и других языках исторических народов России
        3)//Не нужно из себя пуп земли строить и манию величия выстраивать, нужно выезжать хотя бы в соседние регионы//
        Именно потому, что я постоянно выезжаю в другие, в т.ч. нефтяные регионы, у меня мания величия, причем с каждым годом, все больше и больше. Я искренне считаю, что татары - эта одна из 2-х умнейших наций в России, которая умеет строить экономику и зарабатывать деньги. Кто вторая умнейшая нация, думаю, что все догадались.
        3)//Не забывайте, Москва не только забирает налоги, но и строит и спонсирует//
        Не спонсирует, а дает в кредит. Деньги на Универсиаду и другие мероприятия Татарстану были даны в кредит из тех денег, которые Татарстан каждый год отправляет в Центр за спасибо.
        4) //вы лучше задайте местной нашей татарской элите//
        К местной элите у меня есть вопросы, но гораздо больше вопросов у меня к элите России, которая заседает в Москве. Именно благодаря их гениальным решениям я потерял почти половину своих рублевых сбережений в 2014 году в пересчете на доллар. Вопрос - ради чего и кто за это ответил?
        5 )//народ не может попасть на приём к врачу специалисту, потому что установили квоты и ограничения//
        Я всегда могу попасть к врачу если меня что-то беспокоит. Мне не известно к какому врачу вы так и не смогли попасть.

    • Анонимно
      17.06.2017 16:54

      Пенсии, зарплата работникам органов - это всё из федеральных денег, если что.

      • Анонимно
        17.06.2017 18:22

        Непонятно. Всё время, что работала на "белой" зарплате, платила налоги - зарабатывала на пенсию. Получается, по-вашему, платила неизвестно куда, а сейчас мне федеральный центр пенсию платит? Так что ли, если что?)))

        • Ну он прав. ПФР это федеральный орган и индексацию пенсий проаодит правительство РФ, другое дело что регион модет приплачивать. В Москве например добавляют 14500 р к пенсии. У них денег много.

          • Анонимно
            18.06.2017 13:37

            Да, у них денег много, волшебная тумбочка есть, куда складывается отнятое у регионов.

  • Анонимно
    17.06.2017 10:16

    Пора создавать клуб параллельной реальности, я первый на вступление и взнос, главное требование в нем: никаких "умных и гениальных" писателей и рассуждальщиков 1 канала. Пусть все будет бещ "великого ума". На это я не претендую...
    Да, это дискриминация, но иначе нам не выжить в этом маразме...Денис))
    P.S. пошёл организовывать себе собрание в Макдональдсе или Тат Маке)

  • Анонимно
    17.06.2017 10:16

    Главное для большинства людей в жизни это образно говоря кусок хлеба на протяжении фсей жизни. Огромное количество "умников" как бы вынуждено отрабатывать образно говоря свою пайку. Это целая технология можно наверное даже сказать индустрия когда что то или кто то называется непонятным для большинства населения названием и пытается образно говоря продать такого рода продукт.Вот я сейчас употребляю "чивапчичи " сколько процентов там в самом деле мяса я не знаю но название звучащее и непонятное это как бы из материального.Из духовного вот тут пишут про "изборцев" раньше в годы революции были "богоборцы"и прочая,прочая,прочая.

  • Анонимно
    17.06.2017 10:19

    Александр Проханов гений, пророк.

    Его осмысление и характеристика значения и роли Свияжска и Казани в истории, современности и будущем православно-исламской и русско-тюркской цивилизации просто пророческие.

    А кто такой Тузиков?
    Чем знаменит?
    Какие мысли "генерировал"?
    Где их можно прочитать?

    Между университетским преподавателем философии и просто философом разница огромная, "пропасть" практически не преодолимая.

    Разница как между выражениями "милостивый государь" и просто "государь".

    • Анонимно
      17.06.2017 10:34

      Спору нет - они все умные, талантливые люди. И прекрасно понимают, что на самом деле твориться в стране и кто в этом виноват. Именно поэтому так смешно их собрания и их рассуждения. Это похоже на то, как двое собрались в красной комнате и бурно обсуждают насколько эта комната зеленная.

      • Анонимно
        17.06.2017 10:47

        Это Вы о Тузикове?

        Александр Проханов говорил кратко и предельно конкретно.

        Суть - "Российская цивилизация - это алтари в Свияжске, михрабы и Ту-160 в Казани".

        • Анонимно
          20.06.2017 15:38

          А еще Проханов, которого поймали на вранье, сказал: "Нам не нужна правда, нам нужна победа". И при этом он говорит что-то про алтари и народ-богоносец.
          Рим Дашкин

    • Анонимно
      17.06.2017 10:51

      Не всем же быть гениями и "воспарять в эмпиреях",кто-то и работать должен, а это не царское дело.

      • Анонимно
        18.06.2017 13:41

        Михрабы - не алтари, это просто конструктивные элементы мечети. Никому и в голову не приходит придавать им какой-нибудь сакральный смысл, про них даже не вспоминают никогда.

  • Анонимно
    17.06.2017 10:25

    Надо было им зимой приезжать - песочком тротуары посыпать :)

  • Анонимно
    17.06.2017 10:55

    Изборскому клубу надо собираться в избе и рассуждать,рассуждать,рассуждать............

    • Анонимно
      17.06.2017 15:53

      "Мы, живущие во дворцах желаем, ваша милость, чтобы народ жил в избах, прикованный к дубу и ел желуди, чтоб не умереть и поклонялся алтарям и нам, а не своим котам ученым". Народные сказки.

  • Анонимно
    17.06.2017 11:04

    Я вот хочу создать свой " Лукоморский клуб" но примут ли нас лукоморцев Мухаметшин и прочие чиновники высокого ранга Татарстана и России.Мы хотим рассказывать россиянам разные наши сказки и сказки других стран мира.Хотим донести до них что наши сказки лучше зарубежных по многим причинам в том числе что там к примеру есть много образно говоря дельных советов на многие случаи жизни например как сварить кашу из топора и прочая,прочая,прочая.

    • Анонимно
      17.06.2017 11:29

      котов принимаете? А цепь будет на дубе из того желудя?

  • Сам ты жёлудь!

    • Анонимно
      19.06.2017 10:50

      Ничего-то ты не понял, Гатауллин Эмиль... Жаль, очень жаль...

  • Анонимно
    17.06.2017 11:12

    Лучшим председателем Казанского отделения "Изборского клуба" был бы уважаемый академик Р.С.Хакимов.

    • Азат Д
      17.06.2017 12:00


      Точно, они ещё те сказочники.

      • Анонимно
        17.06.2017 12:14

        Мир меняют не политики, а гениальные сказочники уровня Александра Проханова.

        Рафаэль Хакимов вдохнет новую струю творчества в "Изборский клуб".

  • Анонимно
    17.06.2017 11:40

    Котов принимаем.Златая цепь будет на дубе том.С властью будем сотрудничать .Рассказывать будем народу разные сказки. Гранты там фсякие,поддержку разную скорее всего нам окажут чиновники.Пока ищите Лешего и Русалку. Избушка без окон и дверей есть.

    • Анонимно
      17.06.2017 11:56

      Весьма признателен за приглашение . Кот Базилио! У Вас есть пять сольдо?

    • Анонимно
      17.06.2017 16:08

      И алтарей побольше строить. А то народ неверящий стал. Фома.

  • мотоцикл
    17.06.2017 11:41

    этот федеральный велес с поддержкой приехал показать мастер класс" горячий язык"и разогреть еще ту тусу.



  • Заложник собственных фантазий,
    Имперской мистики певец,
    Вокруг не видит безобразий,
    Как избирательный слепец.

    Творец блистательных метафор,
    Воинственный милитарист,
    Для власти нужный медиатор
    И убеждённый монархист.

    В стране, хлебнувшей от тиранства,
    Мечтает Сталин, чтоб воскрес.
    Кумир адептов мессианства,
    Восток возносит до небес.

    В горячке шепчет - перегибы,
    Нужны как жертвы на алтарь.
    И яростно рисует нимбы
    Тому, кто для него как царь.

    Властитель дум для ксенофобов,
    Трибун и телетрубадур.
    Всех проклиная русофобов,
    Готов поджечь бикфордов шнур.

    Чумой, назвав инакомыслье,
    Он повергает разум в сон,
    Чтоб насадить единомыслье,
    Под громкий колокольный звон.

    Сакрально верит, что реально,
    Есть тайный в мире командор,
    Чей глаз давно пирамидально
    Глядит на каждого в упор.

    Его воззренья – мешанина
    Метафизических доктрин.
    С искрой таланта писанина-
    Дурман, духовный кокаин.

    • Анонимно
      17.06.2017 11:58

      но с ним же Стариков и еще Глазьев вот подъехал.... ну и стихи у Вас - где праздник?

    • Анонимно
      17.06.2017 12:15

      Стихи талантливые, но не объективные.

    • Анонимно
      17.06.2017 16:12

      Стихи в точку, лучше не скажешь, уловили самую суть.
      Отлично сказано.

    • Анонимно
      17.06.2017 21:10

      Длинно, нудно, к концу смысл теряется. Обычно пролистываю. В кружке юных литераторов сошло бы.

      • Анонимно
        20.06.2017 06:23

        Стихи писать - это тебе не пролистывать. Тут талант нужен !

  • Анонимно
    17.06.2017 11:51

    Если я для него образно говоря желудь то он для меня образно говоря пропагандон власти.Ничего личного.

  • Анонимно
    17.06.2017 11:53

    Достойный ответ господин Абдрахманов.Поддерживаю.

  • Анонимно
    17.06.2017 12:11

    Молодцы что пригласили - посмотреть на них близи...

    И увидеть все убожество их цивилизационного выбора - церковь и оборонные заводы,

    Или сказав по другому - загробная жизнь и войны до загробной жизни...

    Надеюсь на разум Татарстанцев и Россиян и другой путь развития - жизни и созидания, разума и любви...

    Модератор пожалуйста пропусти...

    С уважением Айдар

    • Азат Д
      17.06.2017 12:21


      "Или сказав по другому - загробная жизнь и войны до загробной жизни" - хорошо сказал, расчехлил болтунов с пивными животами.

  • мотоцикл
    17.06.2017 17:17

    еще одного проффесионального болтуна с Кпрф не хватает.

    • Анонимно
      17.06.2017 18:42

      Да, Кпрф тоже профессиональные миссионеры с экспансией своей идеологии, хорошо дополнят картинку "Игра на публику".

  • Азат Д
    17.06.2017 18:38


    Александр Проханов: «Татарин – это желудь такого золотистого цвета, крепкий, умный»
    Дуб у Проханова умный? И эти люби якобы вершат судьбу России. У них даже с логикой слабо.

  • Анонимно
    18.06.2017 23:05

    На все, что мы здесь пишем чихали они на все, действительно почти 80% доходов от природных богатств и их производных Республики это доходы нескольких семей, а налоги идут в бюджет на содержание чиновников и депутатов, а уже потом на больницы и лекарства.

  • Анонимно
    19.06.2017 07:01

    Проханов, как всегда, выражается метафорами. Если я правильно понял, он хотел сказать, что от такого крепкого желудя снова может вырасти сильное Евразийское государство

  • Анонимно
    19.06.2017 21:45

    Демагогический клуб.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже