Общество 
30.06.2017

«Их грабили, убивали, отбирали деньги!»: челнинские челноки забронзовеют

Создатели памятника рассказали «БИЗНЕС Online» о своей «давней мечте» увековечить героев 90-х — скидывались на него всем рынком

6 июля в автограде на территории рынка «Тулпар» будет торжественно открыт памятник челнокам. Проект скульптора Фазыла Шиапова предприниматели одобрили только с третьего раза — баулы сделали побольше, барсетку повесили спереди, мужчине добавили карманов. Автор идеи президент ХК «Тулпар» Наиль Сулейманов сам, по его словам, прошел все круги ада лихих 90-х — «от бандитского беспредела до милицейского». Эксперты «БИЗНЕС Online» призывают смотреть на памятник и на эпоху без розовых очков.

Сегодня в Набережные Челны из Заинска привезли памятник челнокам, который разместится на территории торгово-выставочного комплекса «Тулпар»

«СУМОЧКА С ДОКУМЕНТАМИ ДОЛЖНА БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО СПЕРЕДИ, ЧТОБЫ И ПОД РУКОЙ, И НИКТО НЕ СТАЩИЛ»

Сегодня в Набережные Челны из Заинска привезли памятник челнокам. Его торжественное открытие намечено на 6 июля. На церемонию будут приглашены мэр автограда Наиль Магдеев, руководитель исполкома Автозаводского района Раушан Усманова и представители Торгово-промышленной палаты. Памятник из себя представляет две фигуры высотой около 2 метров — мужчина и женщина. Они увешаны узнаваемыми и тяжелыми на вид баулами, на предпринимателях удобная одежда и спортивная обувь. Кто помнит лихие 90-е, когда и зародился этот бизнес, наверняка согласится: примерно так тогда и выглядели челноки.

Памятник разместится на территории торгово-выставочного комплекса «Тулпар» на самом видном месте — у фонтана. Об этом сообщила исполнительная дирекция союза торговых предприятий РТ. К слову, челнинцам «Тулпар» более известен как Автозаводской рынок. Здесь в 90-е, когда в автограде практически не было бутиков и гипермаркетов, предпочитали покупать одежду, обувь и продукты большинство местных жителей. Сюда же пришли торговать и сокращенные камазовцы, оставшиеся без работы врачи и учителя, сформировавшие неиссякаемые ряды челноков в 90-е. Так что место для памятника вполне символичное.

Скульптура будет пятой по счету в стране — ранее забронзовевшие челноки появились в Екатеринбурге, Белгороде, Бердске и Благовещенске — и первой в Поволжье. Идея памятника возникла давно, лет 8 - 10 назад. Ее автор — президент ХК «Тулпар» Наиль Сулейманов. По его словам, на одном из собраний совета предпринимателей рынка применительно к челнокам прозвучала фраза «Этим людям при жизни памятник ставить нужно». Мысль запала. Но до конкретных шагов дело дошло пару лет назад. В качестве исполнителя выступил заинский скульптор Фазыл Шиапов. «Около двух лет назад я узнал про идею такого памятника и что есть предложение, чтобы я его исполнил, — рассказывает он. — Это было очень большим доверием. Я с уважением отнесся к этой идее. Работа была ответственная. Все-таки речь идет о первых предпринимателях. Мы, по-моему, в 90-е все поголовно чем-то таким занимались. Жена у меня 8 лет предпринимателем была. У меня в те годы был... нет, не патент... просто бумажка на право заниматься предпринимательством в художественной деятельности. Девятый номер у нее был. Никаких правил тогда не было, никто ничего не знал. Даже декларацию заполняли черт-те как».

Работа оказалась не просто ответственной, но и нелегкой. По словам председателя союза предпринимателей рынка «Тулпар» Наиля Шакирова, эскиз был утвержден только с третьего раза. Шиапов признается, что не сразу «до сути дошел». В частности, у предпринимателей были претензии к прическам и одежде героев памятника. «Женщины сказали, что уезжали иногда среди недели, рано утром, — вспоминает Шиапов, — тут не до укладок. На ноги, говорят, надеваем, спортивную обувь, чтобы удобно было ходить. Да и сумки не такие: баулы должны быть большие, чтобы сразу партию побольше брать и не ездить слишком часто. А сумочка с документами должна быть обязательно спереди, чтобы и под рукой, и никто не стащил. На мужчине — безрукавка с десятком карманов, чтобы все необходимое было при себе». К слову, Шиапов автор нескольких десятков работ. Большинство из них находятся в Африке, где он работал 5 лет, но есть и в Татарстане. В Челнах это красное дерево с корнями у драмтеатра «Мастеровые», в Заинске их 12, например, «Крокодил Гена и Чебурашка», «Бабай и аби» («Бабушка и дедушка»), памятник пограничникам в парке им. Рината Фардиева.

Фазыл Шиапов В качестве исполнителя выступил заинский скульптор Фазыл Шиапов

«МЫ ПРОШЛИ ВСЕ КРУГИ АДА ЛИХИХ 90-Х — ОТ БАНДИТСКОГО БЕСПРЕДЕЛА ДО МИЛИЦЕЙСКОГО»

Деньги на скульптуру, посвященную челнокам, собирали всем миром. Общую сумму ни Сулейманов, ни кто-либо другой не назвали. Мол, скидывались, кто по сколько может: кто 5 тыс. рублей, кто 10, кто 20. Были пожертвования и по 100 тыс. рублей. Деньги, по словам Шакирова, сдавали активно, потому что для многих работа челноком в 90-е навсегда осталась в памяти. «В 90-е в магазинах, кроме трехлитровых банок с березовым соком, больше не было ничего, — вспоминает Сулейманов. — Каждый день наши предприниматели без жалоб выполняли свою работу, несмотря на девальвации, кризисы, не стояли с протянутыми руками перед мэрией. Зарабатывали свой тяжелый хлеб. С Москвы, с Турции раньше тащили товар. Это тяжелая работа. В четыре утра уезжают, поздно ночью приезжают. Их грабят, убивают, отбирают деньги. Я смотрю на этих людей с восхищением! А ведь это в основном врачи, учителя, инженеры, военные, камазовские работники сокращенные. Я многих знаю по работе еще с КАМАЗа».

Действительно, Сулейманов в свое время работал на автогиганте — заведовал сбытом машин в южные регионы, налаживал контакты с китайцами, корейцами, казахами. Но пожар на заводе двигателей вынудил его заняться бизнесом. «Когда у меня уже были свои магазины, отстроен офис, администрация Набережных Челнов в лице первого вице-мэра Рустама Гафарова предложила мне и моему компаньону взять в аренду нерентабельный на тот момент Автозаводский рынок, — рассказывал  «БИЗНЕС Online» Сулейманов. — Все бы хорошо, но там был один нюанс — рынок этот хотя и был муниципальным, но контролировался ОПГ «29-й комплекс».

В начале 90-х Автозаводский рынок взяла в аренду компания «Сонар», директором которой был авторитет Адыган Саляхов по кличке Алик. После окончания срока действия арендного договора он не продлевался, арендную плату «Сонар» не платил, порядка на рынке не было, налоговых отчислений тоже. Поэтому администрация города и решила забрать у них рынок и передать другому арендатору. Тогда удалось договориться с Саляховым о передаче рынка компании Сулейманова, и до 1998 года его не трогали. А потом, по выражению Сулейманова, выросли молодые отморозки, начали предлагать «крышу». «А зачем она нам? — вспоминал Сулейманов. — Мы работали с администрацией города, МВД, ФСБ. Было очень нелегко, и мы прошли все круги ада тех лихих 90-х — от бандитского беспредела до милицейского». Весь этот беспредел, напомним, красочно описал в своей книге «Зазеркалье» бывший подполковник ФСБ Юрий Удовенко.

Деньги на скульптуру, посвященную челнокам, собирали всем миром. Скидывались, кто по сколько может: кто 5 тыс. рублей, кто 10, кто 20. Были пожертвования и по 100 тыс. рублей

Сейчас территория рынка представляет собой несколько торговых площадок: торгово-выставочный комплекс «Тулпар» общей площадью 16,1 тыс. кв. м, торговый комплекс «Автозаводский» площадью 16 тыс. кв. м и экобазар площадью 4,3 тыс. кв. метров. Согласно данным «Контур.Фокус», на конец 2015 года (более свежих данных нет) холдинговая компания «Тулпар» сработала с убытком 65,4 млн, выручка составила 210,2 миллиона.

«Это наша, предпринимателей, давняя мечта — открыть памятник челнокам здесь, на рынке, — рассказывает председатель союза предпринимателей рынка Шакиров. — Установив этот памятник, мы хотим отблагодарить предпринимателей за их нелегкий труд. В 90-х что в стране происходило? Полный бардак был. На заводах шли сокращения, отовсюду работников выгоняли. Что людям делать? Многие пошли торговать на рынок, но бизнес не всем подходит. Предприниматели — это самые такие отчаянные люди. Это люди, которые умеют рисковать, думать, предвидеть, решать. По большому счету предпринимательство и началось с челноков. Когда страна развалилась, мы были не готовы к этому, не готовы к рыночной экономике. Пришлось все познавать на ходу. Я сам начинал с этого. Сначала таксовал на машине, немножко денег заработал. И, как сейчас помню, 6 марта 1996 года в ночь поехал на один из оборонных заводов Казахстана за хозтоварами. У меня не было ни запаски, ни домкрата, но рискнул и поехал за товаром. С тех пор и до сегодняшнего дня этим бизнесом и занимаюсь».

Шакиров не согласен с мнением, что челночество — умирающий вид бизнеса. В первую очередь потому, что на государство надеяться люди уже не станут, они могут рассчитывать только на себя, до всего доходить своим умом. «По сути дела, кто в 90-е годы обул, одел, накормил людей? Это предприниматели, которые на своих руках привозили товары и продукты». К слову, предприниматель не считает магазины, в том числе сетевые, очень уж сильной конкуренцией рыночному бизнесу. «Сеть, какой бы у нее маркетинг ни был, не может полностью удовлетворить покупателя, — говорит бизнесмен. — Мы же берем товар и продаем с душой. Люди привозят и уже здесь доводят продукцию до кондиции — где-то подшивают, где-то подглаживают. Да и не все же могут одеваться от «Версаче», а „под «Версаче» одевается большинство. И отношение к покупателю у частников совершенно иное. Как только зашел человек, они с ним работают с первого шага — все показывают, объясняют, тяжелые вещи до машины отнесут, помогут. Тут более близкий контакт, более тесное знакомство. У меня, например, большинство покупателей такие, что многие годы приобретают товар только у меня. Люди же понимают, где к ним по-человечески относятся, и идут именно туда». Ну и в ценовом плане, считает Шакиров, рынок в значительной степени удобнее: «Тут же принято торговаться, а умный предприниматель наверняка сделает скидку в надежде, что в следующий раз покупатель придет опять именно к нему».

Эскиз памятника был утвержден только с третьего раза. В частности, у предпринимателей были претензии к прическам и одежде героев памятника

«ОЧЕНЬ СЛОЖНО БЫЛО ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ, В СТРАНЕ БЫЛ КРИЗИС, ЗАРПЛАТЫ НЕ ПЛАТИЛИ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись во мнении о необходимости памятника челнокам.

Татьяна Абдуллина — директор магазина элитной мужской одежды «Юлдыз лита», член ассоциации МСБ РТ:

— Достойны ли челноки того, чтобы им поставить памятник? Конечно, достойны, это героический труд. Очень сложно было заработать деньги, в стране был кризис, зарплаты не платили. Люди начали как-то пытаться содержать свои семьи. Кстати, не все мужчины смогли перестроиться, среди челноков было много женщин — все на своих плечах. Не было транспортных компаний, не было грузовых перевозок, не было «Карго» — все, что закупалось, все эти тяжелые сумки в клеточку, которые все помнят и над которыми смеются, это все несли с собой в самолет. Проходили несколько таможен, очень часто отбирали груз, отбирали деньги — риск был очень большой.

Я начинала бизнес точно так же. Это было начало 90-х, первый рейс был в Турцию. Сначала ездили просто посмотреть, но поскольку тогда у нас все, что касалось валюты, было наказуемо, приходилось в Турцию вести с собой товар, который пользовался там спросом — всеми правдами и неправдами, вплоть до детских игрушек, да и оптика нашего казанского завода была популярна. Таможня проверяла здесь, проверяла в Турции. Могли здесь завернуть, могли в Турции все отобрать. Но если провезешь что-то, то откупались той же самой оптикой, а ее надо там еще продать. Очень часто случалось, что турки товар забирали, а деньги не отдавали. Бывало и такое. Потом на эти деньги там надо было купить, привезти, здесь продать. А сюда привезти тоже сложно, здесь тоже таможня. Все эти баулы открывают, проверяют.

Я сейчас уже не езжу за границу. Но сейчас проще в том плане, что есть «Карго». Каждый магазин, где закупаются [рыночники], организует доставку. Не надо, как раньше, покупать в магазинах, нести в гостиницу, потом на себе в автобус и самолет. Сейчас просто из магазина отправляют с помощью «Карго», сюда все приходит, и получаешь груз. Никаких проблем с таможней — только декларацию заполняют, и все.

Не вымирающий ли это вид профессии сейчас — рыночник? На данном этапе еще нет, поскольку у них не такая большая арендная плата, не такие большие затраты, в отличие от того, что в торговых центрах стоит. Предприниматели могут позволить себе цены ниже. Люди, у которых средний и ниже среднего достаток, идут на рынок — там они меньше денег оставят, чем в торговом центре.


Юрий Петрушин — председатель правления Торгово-промышленной палаты Набережных Челнов и региона Закамье:

— Я считаю, челноки 90-х годов памятника не достойны! Это время бандитских разборок! Я сейчас другим памятником занимаюсь — стелой, посвященной всем участникам строительства города, всем, кто жил в городе, строил КАМАЗ. Это не памятник первостроителям. Там будет написано — памятник строителям и монтажникам, камазовцам, докторам, работникам торговли, образования и науки. То есть это памятник, который мы ставим всем — там даже СМИ будут. Это проект архитектора Владимир Нестеренко. Наверху стелы будет голубь и герб союзных республик, потому что весь Союз город строил. Где он будет стоять — пока не могу точно сказать, будем обсуждать. Но поставлена задача поставить его к 100-летию комсомола, которое будет праздноваться в 2018 году. Конечно, если хотят, они у себя на рынке могут все что угодно поставить. Но наш проект более глобальный, а чего там размениваться на такие финтюшки! Тут уже ко мне гидростроители приходили за помощью — тоже хотят памятник. Я так и сказал: не буду помогать, пока стелу нашу не поставлю. Надо одну хорошую вещь поставить и объединиться всем для этого! А то один мэр пообещал и уехал из города, второй... Как будто не челнинцы.

Гульнара Мингалиева — бывший вице-президент союза торговых предприятий РТ:

— Конечно, памятник нужен, но устанавливать его надо, сняв розовые очки и вспомнив много неприятных вещей. Государству надо вспомнить о том, что оно в 90-е бросило этих людей. В свое время это были инженеры, такие как я, врачи, учителя, оставшиеся без зарплаты и вынужденные пойти на рынок. И потом с государства мы как предприниматели ничего не имели — я даже пособие на детей не получала. Так, на свои деньги на свой страх и риск одевали и кормили страну. А сейчас страна нас раздевает, грабит, банкротит.

Надо вспомнить самим предпринимателям, как они при ненормированном режиме на работе теряли здоровье, надрывали спины, таская тяжелые сумки, и могли в любой момент все потерять на пожаре. Они были самой социально незащищенной группой. Мужчинам многим было интересно так работать, особенно одиноким — был привкус романтизма, постоянно ездить куда-то, встречать новых людей. Но для женщин, тем более семейных, с детьми, все было гораздо тяжелее.

Истории челноков — это истории скорее неудачливых людей. Я очень много знаю тех, кого сейчас нет в живых, ничем хорошим для них этот бизнес не закончился. Однако бывают и исключения — Наиль Наруллинович [Сулейманов] смог выдержать, открыл рынок, у него люди как работали, так и продолжают работать, он никого не потерял, как было в Казани в «Новой Туре» и «Адмирале». Поэтому в Челнах торговля процветает в его комплексе, это результат его дальновидной политики.

В целом сейчас поменялись условия, стало комфортнее работать, но у людей украли время. Если в 90-х ты на рынок пришел, два-четыре часа постоял и можешь дальше отправляться за товаром с деньгами, то сейчас вынужден работать полный день в режиме торгового предприятия. Можно больше успевать, если поставишь продавца, но с ними торговля не очень.

Новичкам в бизнесе очень тяжело. Хочешь заняться торговлей, но нет предпосылок и условий открыть бизнес. Все забрали торговые сети, все под себя подмяли, свободной конкуренции нет. Сейчас мелкие предприниматели будут поглощены крупными акулами, что уже и происходит. Торговля как вид вымирает. Каждый предприниматель это вам подтвердит.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (111) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
30.06.2017 15:01

А перед этим им не платили зарплаты, закрывали производства и выгоняли с работы..

  • Анонимно
    30.06.2017 14:38

    Эти люди не платили налоги! Обманывали покупателей "фирменными" левайсами.

    • Оптимист
      30.06.2017 14:55

      Смутное страшное время.

      • Анонимно
        30.06.2017 15:24

        Прекрасное было время. Но это было трудное время для прилипал и лакеев.

        • Анонимно
          30.06.2017 16:04

          Свобода предпринимательства

          Не то что сейчас, когда на сотни тысяч невиновных составлены уголовные дела и "отжаты" бизнесы

          • Анонимно
            30.06.2017 17:31

            Многие челночники занимались перевозкой товаров из токсичной пластмассы

            В итоге некоторые из них мутировали
            и приобрели сверхчеловеческие способности

            и бессмертие

      • Эх, на берегу Камы бы его поставить, и сделать размером как Статую Свободы или Рабочий и Крестьянка! Вот она Челночная Сущность России! Это могло бы стать Самым знаковым местом не только России , но и Европы и Китая!

      • Анонимно
        30.06.2017 17:14

        И они смогли выжить и на ноги встать! Молодцы кто придумал и воплотил!

      • Анонимно
        30.06.2017 17:56

        Челнинцы это лучшие люди в стране

    • Анонимно
      30.06.2017 15:01

      А перед этим им не платили зарплаты, закрывали производства и выгоняли с работы..

    • Анонимно
      30.06.2017 15:18

      Много народа могло себе позволить фирменные Levi's когда зарплаты по пол года не платили, а если и выдавали, то товарами и продуктами?

    • Анонимно
      30.06.2017 15:25

      27.02.2017 14:39:29
      Две трети россиян не видят смысла в уплате налогов
      Общественное одобрение отказа от выплат государству растет год от года и находится на максимальных отметках за все время новейшей истории России,
      Сочувствие к практике ухода от налогов растет, поскольку общемировая тенденция "бедные беднеют, а богатые богатеют" в России не ассоциируется с предпринимателями, говорит генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров.
      "Потому что у нас самые богатые, по мнению людей, не предприниматели, а чиновники", - объясняет он.

    • Анонимно
      30.06.2017 16:02

      Разве Раиль Магдеев мэр Челнов?

      • Анонимно
        30.06.2017 17:04

        Сами задали вопрос, сами и отвечайте! Кто такой Раиль, почему он ниразу в тексте не указан?

  • Прикольно. Оригинально. Правдоподобно. Уважительно. Молодцы. Одобрительно.

    • Оптимист
      30.06.2017 15:03

      Малиновым пиджакам и путанам еще поставьте памятник.
      Символы 90х.

    • Анонимно
      30.06.2017 15:40

      Гораздо актуальнее установить памятники (в назидание следующим застройщикам) в память обманутых дольщиков. Картина будет такая : Между 4-х свай сидит убитая горем семья с цветочными горшками,котом ,собакой а рядом стоит строитель с протянутой рукой за доп оплатой,а ему отец семейства дает последнюю медную копейку в метр диаметром...
      Другая композиция -про обманутых вкладчиков: К окошку банка -длинная очередь бабушек,дедушек, а из окошка к ним высовывается огромная фига, а на этой фиге пытается повеситься мужчина, у которого из пальто вываливаются огромные пустые карманы...Рядом лежит дедушка схватившийся за сердце... С другой стороны окошка толстого банкира вместе с чемоданами и падающими на землю купюрами уводят под ручки люди в погонах...

      • Анонимно
        30.06.2017 17:42

        С другой стороны должен быть Мусин и ысе члены совета директоров ТФБ и др. Татарских банков

  • NIYAZ
    30.06.2017 14:40

    Можно и в Казани установить в районе улицы Нариманова (на Журналистов не будет смотреться, с табличкой "здесь был рынок ".

    • Анонимно
      30.06.2017 15:09

      Не стоит увековечивать "Святые 90-е". Есть темы для более достойных памятников.

    • Оптимист
      30.06.2017 15:09

      Время войны с собственным народом.
      Грабили
      Морили голодом
      Унижали морально
      Оболгали историю и все ценности

      Но они выстояли)))
      Нас не сломать и не победить!

      • Анонимно
        30.06.2017 16:16

        Давно всех сломали и победили

        Иначе бы не было Платона и закона Яровой

      • Анонимно
        30.06.2017 17:28

        До сих пор грабят и унижают морально
        Лишают прав и свобод
        Выносят вредные для страны законы

  • Анонимно
    30.06.2017 14:44

    Молодцы Челнинцы, всегда на шаг впереди в республике.

    • Анонимно
      30.06.2017 15:51

      Челны нужно сделать столицей республики

      • Анонимно
        30.06.2017 16:17

        Столицей Российской Федерации

        • Моисей
          30.06.2017 16:41

          Я думаю казанцы вас поддержат.
          Забирайте всю эту чиновничью братию к себе.
          Мы за!

          • Анонимно
            30.06.2017 18:58

            Моисей вы стали страдать манией величия. То и дело пишите коменты от имени всех казанцев или татарстанцев. А сами постоянно оскорбляете Казань и республику.Пишите только от своего имени. Мое мнение никогда не совпадает с вашим.

  • Анонимно
    30.06.2017 14:44

    Не унижайте ради Пиара людей!
    Со временем это будет признано геноцидом
    Мирного населения!

    • Анонимно
      30.06.2017 15:12

      Бывшие челночники в большинстве своем стали предпринимателями. То время для многих стало началом успеха и никто из них не жалеет об опыте, полученном в трудные годы.

  • Анонимно
    30.06.2017 14:47

    Оооо! Мы знали этих людей! После пожара на КАМАЗе голодали, и потом поехали за барахлом! Инженеры, учителя, врачи. Очень рад, что будет памятник. Тяжёлые были времена.

  • Фирдаус
    30.06.2017 14:49

    Если это макет будущего памятника, то это ужасно!

  • Анонимно
    30.06.2017 15:01

    Государство, буквально вынудило этих людей заниматься тем, чем они и не думали. В какой нормальной стране это происходило? Превратили державу в рынок и территорию барыг(

    • Анонимно
      30.06.2017 19:30

      Но откуда растут ноги у нашего малого торгового бизнеса? А от 90-х годов,когда прекратили существование крупные предприятий, а другие сокращали персонал, сворачивали производство, закрывались проектные организации и научные институты. И вот ради маскировки огромной, невиданного ранее масштаба социальной катастрофы – безработицы, и был придуман малый торговый бизнес для России. Тысячи челноков потянулись с баулами и рюкзаками в Турцию, чтоб делать маленькую спекуляцию, обзываемую, по-новомодному, торговым бизнесом. Некоторые из самых первых челноков, вспоминают золотое времечко начала этого бизнеса, когда наценки-накрутки составляли не жалкие 200-300% как сейчас, а все 700%. Я вовсе не преувеличиваю.
      Путем внедрения малого торгового бизнеса на первоначальном этапе, в середине 90-х годов 20 века, власти решили сразу четыре проблемы:
      1. заняли безработных,
      2. оплату за безработицу возложили на работающее население за счет тех самых наценок-накруток, что делали челноки на привезенную продукцию,
      3. заразили мелкобуржуазной психологией (обмани и наживись) часть населения,
      4. дали возможность накопления первоначального капитала (фактически за счет остального населения) для тех граждан, которые к крупной приватизации не допускались.

  • Идея интересная, а воплощение - бездарное.

    • Анонимно
      30.06.2017 15:19

      Есть такое. Но всё обкатается. Это вообще первый опыт.
      Опять же это лучше и добрее, а значит красивее всяких мутантов за миллионы бюджетных денег.

    • Анонимно
      30.06.2017 15:27

      Зато внешность заинского скульптора - образец стиля ))))

    • Анонимно
      30.06.2017 15:53

      Ветер и время доработает))

    • Анонимно
      30.06.2017 15:53

      Думаю людей стоит сделать более упитанными и грустными

      Иначе теряется весь колорит того времени

  • Анонимно
    30.06.2017 15:22

    Святые девяностые...

    • Оптимист
      30.06.2017 15:32

      Шоковая терапия.
      Пьяный Ельцин
      Вечно болтающий Горбачев
      Огромные рынки

      • Анонимно
        30.06.2017 17:58

        Затягивающая на дно "стабильность"
        Постоянная ложь зализанного дедушки и СМИ
        Обнаглевшие от безнаказанности олигархи чиновники
        Много магазинов, но отсутствие средств в них закупаться
        Стремительно растущие цены
        Признаки две тысячи десятых в России.

  • Анонимно
    30.06.2017 15:35

    Эти люди выживали как могли. Они достойны.

  • Анонимно
    30.06.2017 15:50

    Молодцы! Вот кто действительно достоин памятника - челноки 90-х. Они выжили, когда государство кинуло свой народ и другим дали выжить!

  • Анонимно
    30.06.2017 15:50

    Пустая трата денег

  • Анонимно
    30.06.2017 15:53

    памятник ужасный, просто страх

  • Анонимно
    30.06.2017 15:56

    А скульптор на Ричарда Бренсона похож. Памятник пионерам укравшим сумку))))

  • Анонимно
    30.06.2017 16:01

    малиновым педжакам стоят памятники на кладбищах.

  • Анонимно
    30.06.2017 16:10

    Памятник нужен.Но на мой взгляд сделан он как то не так что ли.Не отражает он на мой взгляд многое.

    • Анонимно
      30.06.2017 16:32

      Скульптурная композиция - это не копия, не калька, это образ, создаваемый скульптором. Первые предприниматели - челноки были неумелые, поэтому в композиции выглядят немного неуклюже, немного стыдливо, так как занимаются "спекуляцией"...
      Вот все это автор и передал через образ этих челноков.
      Фазыл Шиапов - молодец! В Альметьевске стоит его творение, возле ресторана "Операция Ы"

  • Псевдоним
    30.06.2017 16:18

    На сколько хватило, на столько и памятник. Реализация ну просто никакая. Выглядит как дешевая китайская копия оригинальной вещи.

  • Анонимно
    30.06.2017 16:21

    Раньше криминал со двора правил балом, сейчас из кабинетов.

  • Анонимно
    30.06.2017 16:24

    Надо еще цветы возложить и помянуть погибших челноков...

  • Анонимно
    30.06.2017 16:43

    По сути памятник спекулянтам, пожелавшим разбогатеть по быстрому. И сегодня они задирают свои спекулятивные цены. Вся страна торгует, позор такой стране.

    • Анонимно
      30.06.2017 21:17

      Вы тоже попробуйте!
      Я буду рада за Вас, если сможете разбогатеть.

    • Анонимно
      1.07.2017 13:04

      Сейчас как раз нет свободного рынка и цены на рынке диктуют сетевики , которые всё на корню скупили, а простым
      же предпринимателям как раз уже и не под силу противостоять этим крупным акулам бизнеса прогосударственным сетевикам . Надо различать кто вас обворовывает и кто на самом деле тут спекулирует !

  • Анонимно
    30.06.2017 16:52

    Замечательный памятник и люди выжившие в лихие 90-е достойны этого памятника. Эти люди зарабатывали сами и давали заработать другим. Во времена дикого капитализма такие люди и создавали нашу экономику, делали ошибки и на них же учились.
    Правильный памятник и они достойны его!!!

  • Анонимно
    30.06.2017 17:10

    Бессовестны слова Петрушина! Как не стыдно ему! Мерзко даже слышать от него это! Люди в такие трудные времена выжили! Низкий поклон им за то, и сами не сдались, и семьи подняли!

    • Анонимно
      1.07.2017 08:33

      Видимо, хорошо Петрушин в 90-е жил. А я помню этих челноков. Моя соседка вынуждена была заняться таким делом, т.к. детей кормить надо, а муж считал ниже своего инженерного достоинства с баулами ездить.

  • Анонимно
    30.06.2017 17:12

    Я думаю, очень хорошее дело сделали! Молодцы челнинцы! Жаль что Казань осталась в стороне.

  • Анонимно
    30.06.2017 17:19

    Петрушин мудро сказал, хотя для кого-то и болезненно. А вообще, это будет первый в России памятник предательства СССР и завоеваний социализма. Символичный памятник того, во что превратили советский народ - в носильщиков огромных сумок из Китая, Турции и стадиона Лужники. Челны отличились...

    • Анонимно
      1.07.2017 09:34

      ау! памятник челнокам во многих городах уже стоит... и в некоторых он более интересен, чем просто люди с баулами

  • Анонимно
    30.06.2017 18:02

    Это памятник бездарной политике.
    Следующий памятник будет гастарбайтеру, как символу бездарности нынешней политики.

    • Анонимно
      30.06.2017 18:16

      Следующий памятник должен быть умершим от голода и безысходности в 1990-х годах.

      Их десятки миллионов...

      Их предала "перестроечная элита" Горбачева и Ельцина.

  • Анонимно
    30.06.2017 18:10

    Извините, а сейчас что поменялось??? Раньше челноки ширпотреб возили на себе. А теперь контейнерами заказывают. И продают через свои торговые точки.
    Памятник прикольный. Хорошо придумали

  • Буре
    30.06.2017 18:17

    Чем больше памятников тем лучше

  • Анонимно
    30.06.2017 18:43

    Позор Петрушину! Что для города сам сделал?! Стеллу он понимаешь ли соображает! А тут люди деньги собрали свои и ни у кого не клянчили. И поставили памятник в память своим коллегам! А он сидит себе и грязью поливает! Что Петрцшин сделал для бизнеса города?! Ничего!

  • Анонимно
    30.06.2017 18:56

    Согласен с 18.10 Ничего радикально не поменялось. Раньше возили на себе или ездили на машинах за товаром( если в Москву). Сейчас просто заказываем транспортной компанией. Да, объемы выросли. Но суть не поменялась. Там купили-здесь продали. Челночный бизнес. Так быстрее отбить деньги, если прихватов нет.
    Производство "с нуля в лоб"по сравнению с китайцами экономически нерентабельно.
    Так и вся Казань в большинстве своем "купи-продай", ну еще девелоперы, ну кабаки. Серьезные производства у "олигархов".
    Такова суть российского "бизнеса" на вершине пирамиды которого
    добыча и продажа природных ресурсов, остальное является производным от этого. Экономика трубы. Власть трубы и законы трубы. Трубу надо охранять от врагов внешних, для этого есть армия и от врагов внутренних-это мы с вами, для этого есть Росгвардия и полиция. Стагнация в экономике налицо. Кризис в обществе и во власти - очевидно. Прежние заклинания уже не спасают. Прямая линия с Царем это показала во всей красе. Помойки в Москве уже в ручном режиме закрываем.

  • Анонимно
    30.06.2017 19:17

    Челны навсегда останутся в памяти человечества ,как город где случился величайший художественный катарсис во многом определивший ,да и сейчас определяющий те тектонические сдвиги ,происходящие с нами ,и нашей страной.Звездам было угодно ,что в этом сером ,с мерзкими домами многоножками,очередном придатке к заводскому молоху городе ,появился сын татарского грузчика-биндюжника,розенкрейцер четвёртого посвящения ,ложи "Золотая заря"(основатель Алистер Кроули),верный соратник и ученик командира боевой группы КПМ Давида Секейроса,художник И авантюрист Ильдар Ханов.(продолжим позже ,отвлекают)Б.Носорогов

  • Анонимно
    30.06.2017 19:18

    Что-то светлое. Молодцы кто это сделал.
    RG

  • Анонимно
    30.06.2017 19:28

    Ничего не покупал у таких челноков, одежду донашивал какая была, на рынок ходил в основном за рыбой, курицей, денег ведь не было, везде задержки по зарплате были, так что сами челноки-торгаши жили хорошо, скупали и перепродавали доллары. Теперь называем их бизнесменами, на самом деле спекулянты и это правильное название.

    • Анонимно
      30.06.2017 22:45

      рыбу и курицу покупал тоже у спекулянтов. молоко и хлеб тоже с наценкой продают - спекулянты. А все честные люди должны работать на заводах, у станка, или на крайний случай на почте. Хорошо, что не умер с голоду назло спекулянтам.

      • Анонимно
        1.07.2017 00:03

        Ну съездил бы на село за одной курицей. Прокатился бы километров 50 туда и обратно, узнал бы цену тушки. За морем телушка полушка - да рубль перевоз. Пока в чужой шкуре не побываешь - не поймешь цену его хлеба.

      • Анонимно
        1.07.2017 21:15

        Так заводов и станков на всех не хватает и ЗРЯплату задерживают и платят мало. А на почте работать- с голоду сдохнешь. Ну , ладно , сам - не жалко, а семья, дети? Так, что делать справедливый вы наш? Кто виноват? Два вечных вопроса в России.
        А "спекули" не надеятся на государство и работоДЯТЕЛА, которые им чего-то в "клювике"
        принесут. Все сами, за свои деньги, за свой риск.
        Хорошо, когда с 8 до 17 и "денюжки" стабильно 5 и 20-го. И своей головой думать не надо. А тут надо напрягаться, рабочий день ненормированный, КЗОТ не действует.
        Хорошо было при СССР-е, да уже не вернешь его,
        да и многие уже не захотят. И спекулянты - это бывшие "честные" инженеры, учителя, врачи, рабочие которых выставило государство за ворота в 90-е. Наш завод, например, обанкротили
        специально и по дешевке Семину продали.

  • Анонимно
    30.06.2017 19:43

    Да что же злые вы такие? Разве плохо что в городе появился памятник? Он добрый, от души. А сколько челноков погибло? А сколько горя те годы принесли? Но люди выстояли! Зато пьянице- президенту который пропил страну целый комплекс возвели! В обшем собаки дают, а караван идет себе. Жаль, ч то такие, как Петрухин не в караване!

  • Анонимно
    30.06.2017 20:23

    Щаз, скажу! Спекулянт, он спекулянт в любое время! Тьфу на него и КЫШ!

  • Анонимно
    30.06.2017 20:47

    Государство выделяет с каждым годом всё больше денег на поддержку бизнеса, а число предприятий малого и среднего бизнеса в Татарстане с каждым годом падает. Деньги выделяются аффилированным с властью фирмам, это нарушает принципы конкуренции и ведет к коррупции.

  • Анонимно
    30.06.2017 21:11

    Честно сказать, сомнительный во всех отношениях памятник. Простите меня, челноки, но это так.

  • Анонимно
    30.06.2017 21:54

    Это были славные времена, когда все зависело от тебя и от твоей жажды выжить... Потом подтянулись стаи шакалов и пришлось уйти. Зато наступило время свободы в СМИ. ... Потом и журналистов прижали. Остался пока только Интернет.

  • Анонимно
    30.06.2017 22:52

    Памятник жуткий по исполнению. Скульптор не профи. Деньги потрачены зря.

    • Анонимно
      1.07.2017 03:55

      Ваши что ли деньги? Или бюджетные? Правильно сделали, что поставили памятник в память своим товарищам! И тем жутким годам ..

  • Анонимно
    30.06.2017 23:00

    Слишком жирно жил Юрий Петрушин в 90-е годы, чтобы понять как жилось тогда простому народу, когда заводы и фабрики закрывались, семьи оставались без средств к существованию. Он не имеет права об этом судить!

  • Анонимно
    1.07.2017 09:56

    Любая страница истории - веха, которая вписана разными чернилами в память народа, а любая веха достойна того, чтобы её увековечить в камне.

  • Анонимно
    1.07.2017 11:44

    Что то я тут про Петрушина вспомнил. Стеллу он хочет установить. Пусть кинет клич деньги собрать с горожан. Ему никто не принесет! А спросят - вы куда, друзья, дели ту стеллу из нержавейки, которая много лет на въезде в наш город стояла? А? Петрушину не дам ни копейки! А он из бюджета выдавит. Тут же предприниматели сами САМИ собрали деньги. Свои заработанные. И памятник поставили. Человек, который за любого уровня бизнес должен горой стоять. И что он говорит? Позорище...

  • в торгово промышленной палате проблемы раз возглавляет ее такой злобный и недальновидный председатель

  • Анонимно
    1.07.2017 12:41

    Стыда нет у Юрия Петрушина , впрочем о чём я , откуда он чиновников!!! Чиновники живут же отдельно от народа и за народ... живут и процветают. А надо бы наоборот...Предпринимателям , не только памятник ставить надо при жизни ,а государству на деле о них позаботиться . Льготы , путёвки и соцпакет при жизни нужен!!! А что на самом деле происходит!? Каждый предприниматель выживает и доживает сам в одиночку! Нужны реальные государственные законы и инициативы , которые бы действительно защищали предпринимателей от высоких арендных ставок, от бесчисленных налоговых отчислений, проверок разного уровня, от ненормированного рабочего дня (вот уж где Трудовой кодекс то отдыхает) , постоянного стресса и обмана со стороны государства, партнёров , как ни крути всегда во всём виноват предприниматель и его наказывают со всех сторон. Молодцы, челнинцы пусть ставят памятник в назидание потомкам !

  • Уважаемые ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ Челнинцы респект и уважение вам за за замысел и и создание этого памятника а на всяких петрушкиных не обращайте внимание их как в лесу много всякой мошкары и комарья но ведь они не преграда для посещения леса.

  • Низами
    2.07.2017 09:04

    Это типа напоминания - не шумите, не митингуйте, не возмущайтесь нынешним положением в стране, иначе вернутся те "времена великих свершений"?...

  • Анонимно
    2.07.2017 12:13

    Неплохо бы увековечить патриотов своей профессии - учителей, пострадавших от ЧИФ Образование" в годы приватизации.

  • Анонимно
    2.07.2017 12:37

    Жертв приХватизации много, но отдельным , малозащищенным профессиям тоже можно памятник поставить. Сто тысяч учителей Татарстана были обмануты через фонд "Образование".

  • Анонимно
    2.07.2017 13:27

    Следующий памятник, как карикатуру шустрым чиновникам типа Семина, дербанившим и банкротившим прекрасные заводы страны и лучшие земли Татарстана..

  • Анонимно
    2.07.2017 13:45

    Установить своеобразную пирамиду, как памятник жертвам от последствий приватизации.

  • Анонимно
    2.07.2017 14:50

    Возможно придёт то время, когда олигархам придётся вспомнить о своих первоисточниках стремительного обогащения как золотой колос, доверие, образование и другие...И если это движение будет мировом масштабе, то в каких бы замках олигархи не прятались, Интерпол их всех найдёт и предоставит правосудию.

  • Анонимно
    2.07.2017 17:05

    Кто называет это спекуляцией, тот никогда не пробовал заниматься хоть чем то, кроме как сидеть на шее у РАБотодателя, попробуйте что нибуть купить-продать что бы и покупатель был доволен и у вас копеечка осталась!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль