Шесть татарстанских священников распространили видеообращение против патриарха Кирилла, где назвали его «ересиархом» за встречу с главой католиков полуторагодичной давности. Сейчас один в бегах, другие запрещены в служении. О том, как чистопольский епископ Пармен назвал «раскольников» невежами, нарушившими церковную присягу, почему борьба «за правду» сочетается с материальной выгодой и можно ли считать «непоминающих» патриарха в молитвах еретиками, — в материале «БИЗНЕС Online».
Шесть православных священников из Татарстана отказались поминать в молитвах и на богослужении имя святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла из-за его встречи с главой католиков
«КОГДА Я УЗНАЛ, ЧТО ПАТРИАРХ КИРИЛЛ НАС ПРЕДАЛ, Я ПОШЕЛ В НЕПОВИНОВЕНИЕ ПАТРИАРХУ»
Шесть православных священников из Татарстана отказались поминать в молитвах и на богослужении имя святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Этим они подняли легко прогнозируемую волну в СМИ и умножили число так называемых непоминающих. Движение с таким необычным названием существует внутри русской православной церкви не первый год, но по-настоящему ряды его сторонников начали расти после того, как в феврале 2016 года предстоятель РПЦ встретился в аэропорту Гаваны с Папой Римским Франциском. В первые же дни после этого действительно уникального и эпохального события на патриарха Кирилла пролился дождь обвинений в экуменизме и измене делу «истинного православия». Однако за минувшие с тех пор полтора года ажиотаж вроде бы утих, и критики спрятали свои жала. И вдруг гром среди ясного неба разразился вновь — на этот раз в Татарстане, где шестерка священнослужителей надумала обвинить главу собственной церкви во все том же «смертном», с их точки зрения, грехе экуменизма.
«У них единение, но единение, конечно, не в Боге, — рассуждает об экуменистах в своем растиражированном в интернете видеообращении лидер татарстанских «непоминающих» иеромонах Христофор (Плетнев). — Наверху стоит московский «Папа», по местам — местные «Папы». И как сказал на епархиальном собрании митрополит Феофан: «Отцы! Самое главное для вас — это дисциплина!» Так и хочется, перефразируя блаженного Августина, добавить: «Соблюдай дисциплину и делай что хочешь».
Впрочем, большинство ядовитых стрел иеромонах Христофор и его единомышленники адресуют именно патриарху Кириллу, именуя его «ересиархом», «лже-предстоятелем» и т. п. Слушая эти сдержанно гневные речи, произносимые на фоне киотов людьми в рясах и с наперсным крестом, поневоле задаешься вопросом: а почему эти обличители так поздно включились в сетевую травлю святейшего? Почему сидели в подполье полтора года и вылезли на суд сетевой публики только сейчас, когда давно отшумели репортажи с Кубы и развеялся последний прах, оставленный «сандалиями» православного патриарха и римского понтифика в оживленном гаванском аэропорту? Или до отдаленных татарстанских сел, где служили до недавнего времени местные «непоминающие», весть об исторической встрече дошла только сейчас?
В последнее, конечно, верится с трудом — особенно в инновационном Татарстане. Да и с мировой паутиной батюшки на ты, как показывает размещенное ими в сети видео. Хотя почти все новоиспеченные «раскольники» — в самом деле из деревенских приходов. Скажем, отец Христофор (Плетнев) являлся настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Тюрнясево. Его сторонники — настоятель Петропавловского храма в селе Старые Челны Нурлатского района иерей Роман Томилов, настоятель храма Архистратига Божия Михаила села Слобода Черемуховая иерей Илия Головкин и настоятель храма святителя Николая Чудотворца села Слобода Петропавловская иеромонах Митрофан (Нейков). И лишь иеромонах Ермоген (Соколов) может быть признан относительно «городским» — за ним как за настоятелем числится Свято-Троицкая церковь города Болгара.
Как нетрудно заметить, все вышеперечисленные лица принадлежат к Чистопольской епархии. И лишь последний, замыкающий славную шестерку «непоминающих» иерей Владимир Хаипов, относится к Альметьевской епархии, где числится настоятелем церкви Дмитрия Солунского села Калейкино.
«Когда я узнал, что патриарх Кирилл нас предал, я пошел в неповиновение патриарху, — рассказывает в своем видеопослании священник Хаипов. — Я собрал людей — тех, по крайней мере, кто ходил в церковь, почти всех собрал и сказал им об этом. Я сказал, что больше не могу поминать патриарха Кирилла».
Некоторые из православных, судя по всему, доверились своим священникам и поддержали их. По крайней мере, число сторонников «непоминающих» среди рядовых прихожан многократно превосходит число сочувствующих расколу среди остальных священнослужителей. Об этом с досадой повествует о. Христофор: «Я не говорю о тех „упоротых“, упертых экуменистах, которые давно уже были подпевалами официальному курсу еретическому и экуменическому, которые давно уже безропотно следовали в русле официальных решений, — заявляет он в своем видеообращении. — Я говорю о простых священниках, которые ревновали о пастве и за истину Христову, ревновали по канонам и сами старались жить благочестиво, но опасались сделать первый шаг. Еще месяцев 5 - 6 назад, общаясь с ними, я встречал отклик в их душе, сильный отклик. Я говорил с ними не своими словами, я просто приводил святоотеческие писания, какие-то каноны. И параллельно приводил, что творится у нас в церкви практически и теоретически — что сейчас провозглашает Кирилл Гундяев. И эти отцы со мной соглашались, кивали, цокали языком — и цокали именно от души, было видно, что они переживают. Они говорили, что это неправильно, что это нарушение — они соглашались. Но практически они ничего не делали и свою паству не просвещали. И их духовное зрение буквально на глазах помрачалось. Духовные очи сердца помрачались с каждым месяцем, с каждой встречей — это было так видно! Так что они стали в конечном итоге апологетами Гундяева и всего, что творится. Мое личное мнение: время спасать и вразумлять священников уже кончилось. Сейчас мое слово больше для мирян, для колеблющихся».
ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН: «СЧИТАТЬ «НЕПОМИНАЮЩИХ» ЕРЕТИКАМИ НИКАК НЕЛЬЗЯ»
Ставка, которую делают татарстанские «непоминающие» на мирян, во многом объясняет, чем они занимались последние полтора года. Вероятно, они агитировали свои приходы разделить с ними их раскольничьи идеи и вместе выйти из повиновения. Отчасти им это удалось. Когда шестерка священников обозначила свои взгляды, на них был наложен вполне ожидаемый запрет на служение. Тогда отрешенные от собственных храмов бывшие настоятели стали совершать богослужения прямо у себя на дому, куда к ним устремились наиболее верные прихожане. И лишь один их шести «непоминающих», иеромонах Христофор, как утверждают, покинул пределы республики и переехал в Подмосковье. По крайней мере, ни один из трех мобильных телефонов о. Христофора (Плетнева) в настоящее время не отвечает.
Иеромонах Христофор, кстати, самый образованный из «непоминающих». В прошлом году он окончил магистратуру Казанской духовной семинарии. Как студент был на хорошем счету, свою богословскую работу посвятил английским святым первого тысячелетия, когда христианская церковь еще оставалась единой. Об уровне образования его «соратников» можно только догадываться, но вряд ли оно было высоким, если было вообще.
«Чистопольская епархия, ранее относившаяся к Казанской, до определенного времени вела жизнь спокойного болотца, — рассказал «БИЗНЕС Online» собственный источник в татарстанской митрополии. — Немало здешних священников были поставлены еще при митрополите Анастасии (Меткине), когда требования к уровню образования были очень низкими. Вследствие этого среди пастырей оказались не только достойные люди, но и люди откровенно невежественные и недалекие. Некоторые из них не прочь были «побороться за правду», но при этом что такое «правда», они определяли для себя сами. В результате появились эти «непоминающие».
По мнению источника, масла в огонь могло подлить назначение в 2015 году епископом Чистопольским и Нижнекамским Пармена (Щипилева). Среди тех, кто совершил хиротонию нового епископа, присутствовал лично патриарх Кирилл. Переехавший в РТ из Ростова, владыка Пармен, бывший в прошлом войсковым священником Всевеликого Войска Донского, развернул бурную деятельность по наведению порядка в своей епархии, увеличил налоговое бремя, что могло не понравиться вынужденным затянуть потуже пояса местным священникам. «Заметьте, „непоминающие“ вышли из повиновения вместе со своими приходами, — говорит источник „БИЗНЕС Online“. — Если бы они просто „ушли“, то лишились бы всех своих доходов. Но, поскольку они „ушли“ вместе с прихожанами, те продолжают их кормить. К тому же никакие налоги им теперь отчислять не надо». Получается, что бунт в определенной степени выгоден «раскольникам», причем по вполне прозаической причине, не имеющей ничего общего с осуждением экуменизма.
«Немало здешних священников были поставлены еще при митрополите Анастасии, когда требования к уровню образования были очень низкими»
Запрет на служение, наложенный на «непоминающих», — наказание серьезное, но не смертельное. Из лона русской православной церкви эти люди не низвергнуты. Да, таинства, совершаемые ими на домашних «литургиях», недействительны, но при этом священнического сана ни один шести «бунтовщиков» не лишен. Хотя таковая возможность у РПЦ есть, особенно если вспомнить 15-е каноническое правило Двукратного Константинопольского собора. Оно гласит: «Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии».
По мнению экс-председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, если священнослужитель не почитает своего владыку, то это непременно приводит к расколу, коих в истории церкви было немало. Но все они заканчивались по большей своей части плачевным образом. Тем не менее считать «непоминающих» еретиками никак нельзя. По словам Чаплина, многие из священнослужителей являются очень искренними и говорящими правильные вещи. Хотя о. Всеволод не исключает, что есть среди них и те, кто стремится создать свои «маленькие личные полянки для работы на требах».
«Нужно не уходить в расколы, не создавать сомнительных неканонических образований. — заявил о. Всеволод „БИЗНЕС Online“. — Нужно до последнего, скрипя зубами, стремиться изменить к лучшему позицию всей нашей церкви. Нужно добиться того, чтобы она отошла от именования христианами еретиков. Если мы признаем равенство истинных учений и ложных, то, конечно, церковь перестанет быть таковой, и настанет время исповедничества. Зная достаточно хорошо нашего патриарха и некоторых иерархов, я считаю, что у нас есть возможность отказаться от любой двусмысленности в нашем исповедании. Нужно не уходить никуда, а добиваться того, чтобы истина в церкви нашей общей и единой была неоспоримой».
По мнению Всеволода Чаплина, если священнослужитель не почитает своего владыку, то это непременно приводит к расколу, коих в истории церкви было немало
«ОГОЛТЕЛО ПРИЗЫВАТЬ К РАСКОЛУ — ЭТО ЖЕ НЕ ПРАВОСЛАВНО, ЭТО ФАНАТИЗМ КАКОЙ-ТО»
Другой источник «БИЗНЕС Online», непосредственно знакомый с ситуацией в Чистопольской епархии, полагает, что движение «непоминающих» никак нельзя связывать с деятельностью владыки Пармена. По его мнению, «корень зла» лежит глубоко в истории района и в сознании некоторых священнослужителей. «Наш край относительно долгое время был лишен архипастырского внимания. Были такие захолустные деревенские приходы. При общении с этими батюшками, которые не поминают, выясняется, что они ссылаются на некие действия патриарха, подтвержденные какими-то документами. Когда запрашиваем у них эти документы, то батюшки сразу ретируются, потому что понимают, что информации недостаточно. Зато они с успехом убеждают темных людей в том, что, мол, поверь, что так правильно думать, что якобы патриарх нарушил клятву архиерейскую, якобы он теперь „предатель“, который заодно с Папой Римским. Тут с владыкой Парменом никакой связи совсем нет», — утверждает собеседник нашей газеты, пожелавший остаться неназванным.
Напомним, Чистопольская епархия как самостоятельное образование в структуре Татарстанской митрополии возникло сравнительно недавно — учреждение состоялось в 2012 году. Она была выделена из состава Казанской епархии, соответственно, долгое время приходы находились под управлением небезызвестного митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина). В мае 2015 года решением Священного Синода его сменил епископ Пармен (Щипелев). По словам нашего собеседника, проблемы с «непоминающими» возникли задолго до нового епископа, просто это тщательно скрывалось.
«Я вот знаком с некоторыми батюшками,так они еще до владыки Пармена рассуждали в таком ключе. Мировые события обострили это явление. Не важно, был бы владыка Пармен или кто-то другой. Люди просто неправильно воспринимают факты. Полагаю, что даже, наоборот, можно поставить в заслугу Пармену, что он из подполья все это вытащил. А так бы это все оставалось в подполье и отравляло мысли людей. Один батюшка конкретно призывал не ходить в церковь, не поминать. Однажды я приехал на один из приходов, так совсем никого не было», — рассказал источник в епархии.
Собеседник «БИЗНЕС Online» не исключает и того, что в создании «чистопольского» раскола замешаны определенные сомнительные лица. «Всегда есть люди, которым дай повод, чтобы это использовать для разделения. В свое время раскольники такие были. Там из-за гордыни не хотели принимать правила. Тут тоже из-за человеческой гордыни они не хотят увидеть настоящее лицо святейшего патриарха, настоящую причину, почему он совершил встречу с Папой Римским», — отметил источник газеты.
В настоящий момент в Чистопольской епархии готовятся к изданию специальных информационных материалов, основная задача которых — рассказать пастве об истинных целях встречи патриарха с Папой Римским, чтобы «ликвидировать духовное невежество». Кроме того, цель таких информационных буклетов — уменьшить влияние «новых раскольников», собирающих у себя прихожан и проводящих домашние «богослужения». «Да, прямо дома собирают. С другой стороны, мы же не можем никому запретить общаться с батюшкой и ходить к нему домой. Никто из них еще не лишался сана. Но оголтело говорить и призывать к расколу — это же не православно. Это фанатизм какой-то, и это уже превращается в секту», — констатировал собеседник нашего издания.
По словам владыки Пармена (слева), каждый православный священник — это солдат церкви. Поступая на службу, он, подобно военным, приносит присягу, требующую, помимо прочего, исполнять волю своего священноначалия
«А ВЫ-ТО КТО, ОТЦЫ? ВЫ ХОТЬ ВИДЕЛИ ПАТРИАРХА БЛИЗКО?»
«Это люди необразованные, безграмотные, духовно и политически неподкованные, — так охарактеризовал „непоминающих“ в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен. — Видимо, они не состоялись сами в себе или не тем путем получили сан в перестроечное время. О том, зачем патриарх Кирилл встречался с Папой Римским Франциском, давно объяснила Московская Патриархия в лице того же митрополита Илариона. Я сам с этими отцами десятки раз проводил беседы, учил их уму-разуму. Если люди дальше своего носика не видят... Тем более что они находятся в среде русской православной церкви. Поясню на примере сравнения. Допустим, у меня есть большой дом, в который иногда заходят гости. Но никто ведь не забывает, что у дома есть хозяин. В данном случае хозяин дома — это даже не патриарх Кирилл, а сама церковь. Как можно это игнорировать?»
По словам владыки Пармена, каждый православный священник — это солдат церкви. Поступая на службу, он, подобно военным, приносит присягу, требующую, помимо прочего, исполнять волю своего священноначалия. «Я лично ее давал трижды, когда становился дьяконом, священником и архиереем, — вспоминает епископ. — Именно эта присяга была нарушена „непоминающими“. Сегодня они предали церковь, завтра — папу и маму, послезавтра — Родину. А в случае, не дай Бог, войны они что скажут? Что им президент не нравится?»
Прежде чем отрешить «непоминающих» от служения, владыка Пармен, по его словам, не боялся вступать с ними в диспуты. Однако «раскольникам» не удалось убедить главу епархии в своей правоте. «Люди сами заблудились и, к сожалению, заводят в блуд других, — говорит владыка. — Собрали вокруг себя тех, кому бы лишь покричать в воздух. Что сказано в Библии о таких, которые вводят в соблазн? „Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих“. А что говорит нам Евангелие от Луки? „Врачу, исцелися сам“. А тут патриарх решает труднейшие международные вопросы, помогает христианам Сирии, и его поддерживают в этом не только многомиллиардная армия православных и католиков, но также иудеи и мусульмане. Добивается того, чтобы в Россию из итальянского города Бари были привезены мощи святителя Николая Чудотворца — впервые в истории! Римский понтифик дал возможность русским православным христианам прикоснуться к святыне. Не все же могут в Италию съездить. А тут люди малообразованные взялись его осуждать. Человека с мировым именем, который прежде был своего рода министром внешней политики от РПЦ! А вы-то кто, отцы? Вы хоть видели патриарха близко? Так я говорил с ними».
Как замечает владыка Пармен, история христианской церкви насчитывает два тысячелетия, и в первое из них — до раскола 1054 года — она была единой. Тот же апостол Петр был определен Иисусом Христом епископом Римской церкви. Последующий раздел на католиков и кафоликов произошел, по мнению главы Чистопольской епархии, в том числе из-за политических амбиций. «Римский папа хотел подчинить себе Константинополь, — напомнил собеседник „БИЗНЕС Online“. — Но Христос не учил апостолов, кто кому должен подчиняться. Все должны подчиняться Богу».
В татарстанских селах у священников очень много работы, подчеркивает чистопольский епископ. Нужно отвращать прихожан от пьянства и пороков, молодежь — от наркотиков. «Вот чем следует заниматься! — восклицает владыка Пармен. — Я приглашал послушать „непоминающих“ представителей силовых структур, прокуратуру и глав районов. Они выслушали, что те говорят, и заявляют мне: „Владыка, но это ведь сектанты!“ Правильно! Новое поколение священников избаловалось и уже не помнит советских времен, когда я даже в храм не мог заходить в рясе, потому что я был „опиум для народа“. А сейчас такая свобода, что можно голословно обвинять человека, которого ты даже не знаешь».
Впрочем, у «непоминающих», несмотря на всю строгость наложенного на них наказания, остается шанс вернуться в церковь — через покаяние. В этом заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» владыка Пармен. «Когда я доложил об этом [о появлении «раскольников»] в Москву, меня спросили: «Что ты сказал им?» Я ответил: «Жду их покаяния». Мне сказали: «Правильно, владыка, сделал. Покаются — прими их в лоно, и пусть служат дальше. Каждый может оступиться».
Жестких репрессий в отношении татарстанских «непоминающих», по всей видимости, уже не будет. Но и о покаянии «раскольников» пока что не слышно. Большинство возмутителей церковного спокойствия либо ушли на дно, как иеромонах Христофор, либо отказываются от общения с журналистами, как иерей Хаипов. На этом фоне крестовый поход против экуменизма, объявленный шестью республиканскими священниками, постепенно сходит на нет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 272