Общество 
12.07.2017

«Техника, которая эксплуатируется больше 20 лет, вообще криминальна...»

Дети все чаще гибнут при перевозках: КАМАЗ и ГАЗ единым фронтом выступили против автобусов старше 10 лет

Перевозчикам становится неинтересно заниматься доставкой детей, констатируют татарстанские игроки рынка, говоря о бюрократических проволочках после ханты-мансийской трагедии. Тем более скоро должно вступить в силу требование не возить ребят автобусами старше 10 лет. Вчера его активно лоббировали поволжские автогиганты. Как в Татарстане обстоят дела со школьными перевозками и станут ли новые ограничения финансовым бременем для транспортников, выяснял «БИЗНЕС Online».

Уже в четвертый раз в России переносится вступление в силу законодательного запрета на перевозки детей автобусами старше 10 лет Уже в четвертый раз в России переносится вступление в силу законодательного запрета на перевозки детей автобусами старше 10 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

КАМАЗ И ГАЗ ОБЕСПОКОИЛИСЬ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

КАМАЗ и ГАЗ накануне выпустили совместный пресс-релиз, в котором раскритиковали позицию правительства России в отношении школьных автобусных перевозок. Дело в том, что уже в четвертый раз переносится вступление в силу запрета на перевозки детей автобусами старше 10 лет. Он был законодательно прописан еще в 2013 году и должен был вступить в силу 10 дней назад — 1 июля, однако в этот же день премьер-министр РФ Дмитрий Медведев своим постановлением перенес этот срок на полгода вперед — на 1 января 2018-го. Это и переполнило чашу терпения производителей автобусов, ожидавших заказы от владельцев обветшавших автопарков.

«Законодательный запрет был разработан для повышения безопасности детских перевозок, — напоминают в пресс-релизе автогиганты. — Автобусы, перешагнувшие 10-летний рубеж, независимо от марки производителя и страны выпуска, отстают от современных требований, предъявляемых к эффективности систем торможения, рулевого управления и другим элементам активной безопасности. Запас прочности конструкции старых автобусов снижается в 1,5 - 2,5 раза, что в свою очередь значительно увеличивает риск внезапного выхода из строя узлов и агрегатов. Таким образом, эксплуатация старых автобусов не только приводит к высокой травмоопасности для пассажиров во время аварии, но и становится причиной дорожно-транспортных происшествий из-за ненадежной работы основных систем».

«Почему мы подняли эту тему? — повторил вопрос в общении с „БИЗНЕС Online“ пресс-секретарь ПАО „КАМАЗ“ Олег Афанасьев. — Эта тема является составной частью большой системы по обновлению автопарка страны, именно коммерческой техники. Мы уже давно говорим, что техника, которая эксплуатируется больше 20 лет, вообще криминальна с точки зрения эксплуатации, поддерживать ее в нормальном техническом состоянии почти невозможно, эксплуатация больше 15 лет — околокриминальна, а 10 лет — максимальный срок, который гарантирует нормальную эксплуатацию техники. Для автобусов это особенно критично».

Автогиганты оценивают потребность всех российских школ в новом транспорте на уровне 11 тыс. автобусов Автогиганты оценивают потребность всех российских школ в новом транспорте на уровне 11 тыс. автобусов Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «новости»

В Евросоюзе срок эксплуатации всех пассажирских автобусов, включая школьные, ограничивается 10 годами, подчеркивают КАМАЗ и ГАЗ. В отдельных странах ограничения бывают еще более жесткими: например, в Австрии — 6 лет. А для России этот вопрос не просто назрел, но давно встал ребром: свыше 30% автобусного парка школ и около 60% парка туристических и междугородных автобусов, которые также участвуют в организованных детских перевозках, имеют срок эксплуатации более 10 лет, и запас их прочности снижен в 1,5 - 2,5 раза.

Автогиганты оценивают потребность всех российских школ в новом транспорте на уровне 11 тыс. автобусов и приводят данные ГИБДД о росте жертв среди детей-пассажиров в автобусных перевозках: с января по май 2017 года этот показатель вырос почти на 23%. «КАМАЗ и „Группа ГАЗ“ считают недопустимыми дальнейшие отсрочки меры, которая позволила бы снизить уровень аварийности и количество жертв дорожно-транспортных происшествий с участием детей», — эмоционально завершили свой пресс-релиз автогиганты, подкрепив его прямой речью своих руководителей — Сергея Когогина и Вадима Сорокина. Предприятия не преминули сообщить, что готовы предложить рынку безопасные и комфортабельные автобусы для перевозки детей. «Автобусы оборудованы современными системами безопасности: в частности, в школьных автобусах размещены кнопки экстренной связи с водителем, рабочее место водителя оборудовано наружной и внутренней громкоговорящей установками, специальные устройства препятствуют движению, если двери открыты, и ограничивают скорость движения до 60 км/ч», — подчеркнули КАМАЗ и ГАЗ.

Понятное дело, автогиганты не просто лоббируют благое во всех отношениях дело, но и думают о продажах. Хотя, как сообщил нам Афанасьев, для компании этот вопрос коммерчески совершенно некритичен: «В нашей структуре продажи детских автобусов минимальны и не влияют на общие продажи по автобусам».

Ежедневно в Татарстане перевозку детей по школьным маршрутам осуществляют 703 автобуса Ежедневно в Татарстане перевозку детей по школьным маршрутам осуществляют 703 автобуса Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЕРЕВОЗЧИКАМ СТАНОВИТСЯ НЕИНТЕРЕСНО

Касается ли проблема устаревших автобусов Татарстана? По словам опрошенных нами участников рынка детских перевозок, ситуация не столь критична — обновление автопарков идет. В минобразования РТ нам сообщили, что ежедневно детей по школьным маршрутам перевозят 703 автобуса. В 2016 году автопарк муниципальных районов и подведомственных учреждений министерства пополнился 154 школьными автобусами, из которых 76 штук — 36 Ford Transit и «Газелей» — закупили за счет федерального бюджета, а 78 единиц — 17 пазиков и 61 Ford Transit — за счет республиканского. Но ответа на вопрос, сколько в школьном автопарке используемых автомобилей старше 10 лет, нам получить не удалось. Чаще всего в РТ школьников возят на пазиках — их 33,3% из 703 автобусов, Fiat Ducato — 29,3%, Ford Transit — 16,5%, Peugeot Boxer — 15,08%, «Газелей» — 5,83%, «КАвЗ» — 0,57%.

«В Казани достаточно новые автобусы, а если брать в целом по России, то старых автобусов много, но все опять же зависит от технического состояния», — говорит директор транспортно-экскурсионной компании «Автотурист» Оксана Брусина, у которой автобусов старше 10 лет нет. Однако хорошо лишь тем, кто уже обновил автопарк: по словам Брусиной, после роста курса валют покупать новые автобусы перевозчикам стало сложно. По словам директора «Автотуриста», еще несколько лет назад вместительный автобус можно было купить купить за 3 - 7 млн рублей, а сейчас — за 9 - 20 млн, и при действующих ценах на услуги он будет окупаться минимум 10 лет. «У нас 7 автобусов, покупали мы их до роста курса валют и после валютного скачка чего-то нового купить не смогли», — говорит она.

Рафис Бурганов: «На сегодня уже есть цифры, которые однозначно указывают на препятствия росту детского туризма. Вопрос не праздный, это очень сильно ударит по нашей экономике» Рафис Бурганов: «На сегодня уже есть цифры, которые однозначно указывают на препятствия росту детского туризма. Вопрос не праздный, это очень сильно ударит по нашей экономике» Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме того, ужесточение правил детских перевозок может еще больше подточить интерес транспортных компаний, которые уже пострадали от недозагрузки из-за запретов на школьные выезды после декабрьской трагедии в Ханты-Мансийске (тогда на трассе пассажирский автобус, перевозящий школьников, врезался в грузовик, жертвами ДТП стали 11 детей, более 20 получили ранения; выяснилось, что перевозку детей не организовали по всем правилам, автобус ехал без обязательного сопровождения). Из-за массовой отмены школьных экскурсий депутаты Госсовета РТ в первом квартале недосчитались турпотока в республике — в Казанский кремль, к примеру, на 20%. «На сегодня уже есть цифры, которые однозначно указывают на препятствия росту детского туризма, — беспокоился глава экономического комитета Госсовета РТ Рафис Бурганов. — Вопрос не праздный, это очень сильно ударит по нашей экономике. Впереди же у нас летние каникулы».

«Перевозчикам уже становится неинтересно заниматься доставкой детей, — говорит владелец казанской компании „Трэвэл-Эндвок“, создатель „Резиденции Кыш Бабая“ в Арском районе Юлия Таланова. — Слыша, что группа детская, многие транспортные компании отказываются и не берут заказ. Проволочки с перевозками детей начались еще зимой прошлого года. Бедный родитель или учитель сначала идет в районный отдел образования — подписывает, потом идет в управление образования — тоже подписывает, и после этого у них самих же возникает желание вообще никуда не выезжать. Транспортная компания делает кучу бумаг, мы делаем кучу бумаг».

«Вообще, запрет правильный, потому что возим детей, перевозки очень ответственные», — считает заместитель генерального директора ООО «Буревестник» Резеда Валиева. «В случае такой ситуации мы готовы предоставлять льготы, скидки, — заверяет Афанасьев. — В конце концов программа утилизации, которая работала до последнего времени, — это один из вариантов обновления автопарка. Мы его очень поддерживали и благодарны правительству. Примерно то же самое можно сделать с автобусами, есть и лизинговые программы, которые гораздо лучше рынка».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (22) Обновить комментарииОбновить комментарии
ArtemAA
12.07.2017 11:49

Чиновники России пускай тогда перестанут обновлять автопарк своих министерств и ведомств новыми мерседесами и покупают хорошие автобусы для детей.

  • Анонимно
    12.07.2017 08:12

    Бразилия является крупнейшим экспортером автобусных шасси . - А почему ? Потому что там законодательно приняли закон "Автобус не старше 5 лет " . Видимо иначе никак .

  • Анонимно
    12.07.2017 09:22

    В конечном счете все упирается в деньги. Перевозчику тоже не интересны десятилетние автобусы - они больше времени в ремзоне проводят, чем на дороге. Их бы поменять, вот только денег мало. К примеру двигатель OM401LA всем хорош, но он импортный и комплектующие на него тоже импортные, а значит чем слабее рубль тем больше денег надо расходовать. Так же и с другими основными агрегатами КПП ZF, Allison, мосты Raba, тормоза Knorr-Bremse и тд. Стоимость ГСМ практически не коррелирует со стоимостью нефти, куда бы не шел нефтяной тренд все равно горючее дорожает.

  • Анонимно
    12.07.2017 10:02

    Списать все авто старше 20 лет.

  • Анонимно
    12.07.2017 10:48

    Безденежье-главная причина.

  • ArtemAA
    12.07.2017 11:49

    Чиновники России пускай тогда перестанут обновлять автопарк своих министерств и ведомств новыми мерседесами и покупают хорошие автобусы для детей.

  • Анонимно
    12.07.2017 15:14

    Я-гид, и к нам в Казань ежедневно приезжают умирающие автобусы с разных городов;( Очень страшно за них и за себя! Примите соответствующий закон!
    Так эти перевозчики в рекламе предлагают новый автобус, а подают туристам по факту старый, им с вещами уже некуда деваться, приходится ехать.

    • Анонимно
      15.07.2017 01:22

      Нужно не закон о запрете по возрасту принимать, а правила техосмотра ужесточать. Тогда и безопасность и внешний вид автобусов улучшатся. Иначе получится странно - одинаковые требования по возрасту к ПАЗику, который через 5 лет насквозь ржавый, а через 50 тыс. км нужно покупать новый мотор, и к Неоплану, который к 10 годам только обкатку проходит, а служит более 30 лет и пробегает 1,5-2 млн.км. Тем самым будет поощряться производство и покупка низкокачественной продукции.

  • Анонимно
    12.07.2017 15:57

    ГАЗ,смешно-новую пассажирскую Газель уничтожать надо,от нее вреда больше чем от старья. Камаз-это "торосами" что ли решат проблемы пассажироперевозок?

  • Анонимно
    12.07.2017 16:01

    Правила перевозки детей, в том виде в котором действуют сейчас, работают с 2013 года и регламентируются постановленим Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177. С 2013 года каких либо существенных изменений в нем не было. Просто до декабря 2016 исполнение этого постановления не проверяли так жестко. Сейчас же всех заставляют работать по правилам. На всех уровнях появилась какая-никакая ответсвенность. Уповать на "кучу бумажек", думаю не правильно. Надо просто исполнять федеральное законодательство.
    Про старые автобусы, это отдельная тема. А если рассматривать автобусы: Мерседес, Форд, Ситроен и т.д.? Нашим Газелькам до них лет 20 отставания. Где есть статистика количества ДТП, связанного с технической изношенностью транспорта?

    • Анонимно
      12.07.2017 16:46

      Статистика есть на сайте ГИБДД. Так за январь-июнь 2017 в РТ зарегистрировано 1932 ДТП в которых погиб 161 человек и было ранено 2341 из них по причине эксплуатации неисправных ТС произошло 19 ДТП 29 человек получили ранения.

      • Анонимно
        12.07.2017 17:01

        0,9% ДТП по причине эксплутации неисправного ТС. А сколько из неисправных 19 ТС были старше 10 лет? А сколько среди них было автобусов? А сколько среди автобусов было иностранного производства? Вот какой статистики нет...

        • Анонимно
          16.07.2017 23:34

          Причины аварий: 1-oe место с большим отрывом - нарушение ПДД / ошибка водителя. 2-ое место - дорожные условия. Доля аварий из-за технического состояния порядка 1%. Из них лидируют взрыв колеса
          ( из-за порезов, износа, прокола, попадания в яму), неисправное освещение, плохие тормоза, разбитое рулевое. Аварий из-за старости нет. Каждая из причин устраняется при правильном ремонте и никак не связана с возрастом. На некоторых автобусах типа Богдан или ПАЗ хороших тормозов не бывает в принципе.

      • Анонимно
        12.07.2017 17:11

        техническая изношенность и техническая неисправность это разные вещи. техническая неисправность может быть и на транспорте через год эксплуатации.

    • Анонимно
      15.07.2017 01:30

      Много аварий из-за того, что у автобусов ПАЗ с гидравлической тормозной системой летом в жару отказывают тормоза. Происходит из-за закипания тормозной жидкости, особенно если она некачественная. Неудачная конструкция - трубки проходят вблизи нагретых деталей. Из других недостатков российских автобусов - слабое крепление кресел к полу. Вырываются при небольших столкновениях. Поручни лопаются и травмируют. Кузов энергию удара плохо демпфирует. Поэтому число погибших и пострадавших в авариях с нашими автобусами больше, чем с европейцами. Даже если наши новые, а европейцам за 30. Та же картина, как с легковыми.

    • Анонимно
      15.07.2017 02:14

      В статье искажена информация о причинах аварии в Ханты-Мансийске. Создается впечатление, что она произошла из-за нарушения правил перевозки детей. Якобы должно было быть сопровождение. Хотя для одного автобуса сопровождение не предусмотрено. Причина в том, что навстречу автобусу по узкой дороге с нарушением правил везли негабаритный груз шириной 3,4 метра. Ширина проезжей части 7 метров, за вычетом заснеженных обочин оставалось не более 6 м. Автобус имеет ширину 2,5 метра. Он ехал по своей колее, не лихачил. Трал с негабаритом носило по дороге. У водителя автобуса не было шансов избежать аварии. Перевозчику вменяется то, что не было подано уведомление за 2 дня, как того требует ПП 1177. А его подать было невозможно. ГИБДД только недавно выпустило Приказ 941, который начал действовать с 1 апреля 2017 года, и в котором предусматривается возможность подать уведомление по электронной почте. Как подать ? Посылать в человека командировку из Нижневартовска в Ханты-Мансийск, чтобы сдать бумажку в местное ГИБДД ? А там бы ее не приняли, заставили согласовывать с местным управлением образования. А там бы сказали, что эта поездка к ним отношения не имеет.

  • Анонимно
    15.07.2017 01:10

    В заявлении ГАЗ-Камаз содержится чистая ложь. В странах ЕС, также как в США, нет никаких ограничений по возрасту автобусов, в том числе для детских автобусов. По официальным данным ведущего немецкого оператора техосмотра TUV, среди 20-летних автобусов 70% проходят техосмотр, а 30% не проходят. При этом они получают перечень замечаний. После их устранения большинство из оставшихся проходит ТО. Только 0,1% автобусов этого возраста получают полный запрет. Проблема в том, что транспортные компании не хотят ни при каких обстоятельствах покупать автобусы этих производителей, ввиду их отвратительного качества и завышенной стоимости. Подержанные иномарки на порядок надежнее и безопаснее. Очень выгодны поставки по программе "школьный автобус". Можно за бюджетные деньги сбыть неликвиды. Специалистам - транспортникам такие "впарить" не получается. С чиновниками, которые платят "не свои" и ничего в автобусах не понимают договориться проще. Нужно только подвести теорию. В этом причина заявления и вдруг пробудившейся "заботы о детях". В самом деле, не вкладывать же нашим олигархам - владельцам заводов деньги в развитие производства, разработку современных моделей, повышение качества ? Самый массовый российский автобус ПАЗ 3205 выпускается аж с 1989 года.
    А то, что по дорогам страны действительно ездит много убитых автобусов, так это издержки постоянного запугивания возрастными ограничениями и не работающей системой техосмотра. Если запугивания прекратить и требования к ТО усилить, все автобусы пройдут "капиталку" и будут выглядеть лучше 2-летних Пазов и 5-летних Лиазов и Нефазов.

  • Анонимно
    17.07.2017 14:57

    Здравствуйте я осуществляю перевозку детей на регулярной основе на автобусе дэу бс-106 1996 года выпуска и могу вас заверить, что мой автобус по безопасности и тех состоянию превосходит новые пазы и кавзы камазы небыло такого случая чтобы мой автобус не прошел контроль тех надзора сотрудников гибдд, и могу вас заверить что я не собираюсь покупать новый автобус по причине его не окупаемости, работать 10 лет чтобы отбить автобус стоимостью 8-10 миллионов рублей я куплю 4-5 квартир и буду иметь 60-70 тр в месяц и не беспокоится за года и проверки, транспортной, прокуратуры, санпедемстанции, гибдд,и плевать в потолок наши власти просто оборзели и не знают как российский хлам продать.

  • Анонимно
    17.07.2017 17:07

    Кроме цены между пазиком и мерсом нет ничего схожего! а чем речь вообще?! в европе гоняют раритеные 40 летние автобусы вылизанные до блеска, что за дичь про старые автобусы? Давайте корабли теперь списывать после 30 лет на плаву?

  • Анонимно
    19.07.2017 11:34

    Я - спец по разборке и утилизации автобусов. Патологоанатом лучше всех знает о здоровье пациента. Я о состоянии автобуса. Лиазы доходят до критического состояния за 8-10 лет. Разбирать легко, сами разваливаются. Ферма гнилая снизу и под бортами. тормозные трубки - тлен. проводка - тлен. колесные арки прогнившие. Если лопнет колесо пассажиру над колесом оторвет кое-что.
    Тяжко с Мерсами 3 серии и Сетрами 2 серии. Очень крепкие даже после 35 лет. Электропроводка как новая. Эластичная. Каждый провод пронумерован. Тормозные трубки из 2-миллиметровой меди. Смотришь на срез и думаешь - еще 35 лет прослужит. Обычно гниют арки над задними колесами, куда летит грязь и сбивает антикор, да еще рамка вокруг заднего стекла. Все это без проблем ремонтируется, переваривается, красится.
    Маны и Неопланы гниют побыстрее. Их хватает лет на 30. Но вообще срок службы зависит от того как автобус работал. На маршруте изнашивается быстрее, на заказных перевозках и в туризме медленнее, в спортивных клубах еще медленнее. Зависит где автобус стоял. На земле или в плохо вентилируемом боксе - гниет быстрее. На асфальте, плитке и особенно под навесом - коррозии меньше. Рассуждения из заявления о снижении запаса прочности старых автобусов "в 1,5-2,5 раза" - туфта. С какого потолка взяты такие цифры ?

  • Анонимно
    19.07.2017 22:51

    интересно бы узнать мнение ФАС по поводу лоббирования продукции ГАЗ и Камаз

  • Анонимно
    19.07.2017 23:30

    Причем здесь возраст автобуса

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль