Общество 
16.07.2017

Саид-Гирей Алкин: первый казанский татарин, ставший присяжным поверенным

Репетитором сыновей известного общественного деятеля был будущий сталинский нарком Вячеслав Молотов

150 лет назад, 13 июля 1867 года, родился Саид-Гирей Алкин, известный политик царских времен, депутат первой Государственной Думы, создатель первой всероссийской исламской партии «Иттифак аль-муслимин» («Согласие мусульман»), гласный Казанской городской Думы. Его память пытались предать забвению. До сих пор неизвестны точные обстоятельства и время смерти, как и место погребения казанского адвоката из княжеского рода.

Саид-Гирей Алкин Саид-Гирей Алкин

САИД-ГИРЕЙ И СЫНОВЬЯ — АВТОРИТЕТНАЯ КОМПАНИЯ В КАЗАНИ

К концу XIX века семейство Алкиных входило в интеллектуальную элиту татарского общества Казани. Пожалуй, наиболее заметным из них был Саид-Гирей (есть другой вариант написания его имени — Сеид), юрист, общественный и политический деятель, депутат первой Государственной Думы, талантливый журналист, редактор «Казан мухбире» («Казанский вестник») — первой газеты в Казани, выходившей на татарском языке. Газета являлась органом мусульманского союза, получала значительную материальную и моральную поддержку от либерально настроенных слоев татарского общества.

Его сыновья Джигангир, Дауд, Ильяс и Аскар окончили реальное училище, а затем продолжили образование в высших учебных заведениях. Некоторое время репетитором Ильяса и Джигангира был реалист Вячеслав Скрябин, более известный в истории как Вячеслав Молотов (Вячеслав Михайлович Молотов (Скрябин, 1890–1986) — российский революционер, председатель Совета народных комиссаров СССР в 1930–1941 годах, народный комиссар, министр иностранных дел СССР, один из высших руководителей ВКП(б) и КПСС с 1921 по 1957 год прим. ред.). По стопам отца заметной общественно-политической фигурой стал и один из его сыновей, Ильяс Алкин, общественный деятель, военачальник, ученый, судьба которого, как и его папы, по мнению современных историков, была полна самых крутых поворотов, бросавших участников великой драмы из одной крайности в другую. Остались они и в исторической памяти народа, несмотря на многие десятилетия насильственного забвения. Достаточно сказать, что до сих пор неизвестны как точные обстоятельства и время смерти, так и место погребения Саид-Гирея Алкина (ориентировочно он скончался в 1919 году).

Доктор исторических наук Диляра Усманова отмечает, что остававшаяся долгие десятилетия terra incognita деятельность мусульманских представителей в Государственной Думе практически еще не выступала как самостоятельный и центральный объект всестороннего исследования. В трудах большинства авторов, так или иначе затрагивавших эту проблематику, за редким исключением, мусульманские депутаты представлялись как маловажный элемент основной темы — истории политической борьбы и взаимоотношений партийных фракций, становления либерального движения, реформирования политической системы страны в думский период. А тогда, в конце XIX – начале XX века, и Саид-Гирей, и его сыновья играли весьма заметную роль в политической и общественной жизни Казани. В доме Алкиных в центральной части губернской столицы на Воскресенской улице нередко бывали видные представители татарской интеллигенции, купечества, можно было встретить там и крупных чиновников, государственных деятелей. «Этот дом, несколько потерявший свой первозданный вид, сохранился под №25 на улице Кремлевской, — сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» известный казанский историк Булат Султанбеков. — До революции первый его этаж был занят магазинами. Они существуют и сейчас».

Ильяс Алкин Ильяс Алкин

АДВОКАТ ИЗ КНЯЖЕСКОГО РОДА

Саид-Гирей Алкин родился в семье мурзы (аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская Орда, высший слой тюркского дворянства, соответствующий русским князьям, — прим. ред.) В 1841 году род Алкиных был внесен в дворянскую родословную книгу Казанской губернии.

Саид-Гирей, выпускник 1-й Казанской мужской гимназии, в 1887 году поступает в Казанский императорский университет, где учится четыре семестра на медицинском факультете. После этого по неизвестным доселе причинам отдает предпочтение изучению права и юриспруденции, перейдя в том же вузе на юридический факультет, который оканчивает в 1893 году с дипломом 1-й степени. В 1893–1896 годах — кандидат на судебные должности в Казанском окружном суде, в 1898-м становится адвокатом, специализирующимся на гражданских делах. Сегодня имя Саид-Гирея Шагиахтаровича Алкина входит в сборник «Самые знаменитые адвокаты в истории России». Годами позже его сын Ильяс после окончания училища тоже становится студентом, но уже в Петербурге; учится в знаменитом политехническом институте, который дал стране не только сотни высококвалифицированных инженеров, но и десятки видных политических деятелей как правого, так и левого толка.

А сам Саид-Гирей Алкин — первый казанский татарин, ставший присяжным поверенным. В 1905–1906 годах он преподавал курс права в медресе, в знаменитой «Мухаммадии». Домовладелец, в собственности его семьи были деревянный и каменный дома в Казани. Землевладелец, по сведениям ряда интернет-ресурсов, он совместно с тремя братьями и тремя сестрами унаследовал от отца 1281 десятину земли в Казанской губернии, в ее Мамадышском уезде.

В Казани Алкин активно занимается нуждами высших учебных заведений, входит в председательские и попечительские советы многих из них. Став членом Казанской городской Думы, он входит в комиссии, занимавшиеся юридическими, театральными, училищными вопросами. Алкин считался либеральным мусульманским лидером. Он был сторонником просвещения и культурного развития татарского народа.

Наступление XX века российское общество встретило с большими надеждами, распрощавшись с веком XIX — эпохой крепостного права и либеральных реформ. Общество вправе было ожидать позитивных перемен, однако ничего не происходило… «Процессы, приведшие к новым явлениям в экономике и общественной жизни, изменению социального поведения региональных и национальных элит, в целом повышению социальной активности широких слоев российских поданных в условиях бездействия или запоздалых действий самодержавной власти усиливали общественное напряжение в стране, — читаем в научно-документальном журнале «Гасырлар авазы — Эхо веков» государственного комитета РТ по архивному делу. — Недовольство представителей различных сословно-социальных и этноконфессиональных групп населения в начале ХХ столетия сгущалось».

Чтобы соблюсти гарантии религиозных и иных прав российских подданных, изложенных в «Основных законах Российской империи», было заявлено о пересмотре «действующих постановлений, ограничивающих права инородцев и уроженцев отдельных местностей империи, с тем, чтобы из числа сих постановлений впредь сохранены были лишь те, которые вызываются насущными интересами государства». Планировалось также изъять ограничения в сфере печати с тем, чтобы она имела возможность «быть правдивою выразительницею разумных стремлений на пользу России». Примерно в это время и появляется в Казани по инициативе Алкина первая газета на татарском языке.

Первая казанская газета на татарском языкеЧтобы увеличить, нажмите

«БЫТЬ ПРАВДИВОЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНИЦЕЮ РАЗУМНЫХ СТРЕМЛЕНИЙ»

Сайт «Старая Казань» полагает, что тогда, в далеком 1905 году, это стало эпохальным событием, ведь до этого времени в России не существовало ни одного периодического издания на татарском языке. Их появление стало возможным только после революционных событий 1905 года и некоторой либерализации цензуры.

Оживившееся на волне событий 1905 года национальное самосознание татар стремилось реализовать себя через периодику. Ряд представителей татарской интеллигенции чутко уловили потребность времени. Среди них был и Саид-Гирей Алкин. 12 июня 1905 года присяжный поверенный обратился в канцелярию казанского губернатора с прошением о разрешении издавать в Казани газету «Казан мухбире» («Казанский вестник») на русском и татарском языках.

Первый номер издания вышел в свет в конце октября 1905 года и сразу занял достойное место в духовной жизни того времени. Российские новости и международная политика, экономика и наука, культура и философия — все это нашло отражение на страницах первой татарской газеты. Можно здесь прочесть и интереснейшие оценки самосознания мусульман начала XX века. «Наши мусульмане очень верят другим людям, доверяют им, — писал в июле 1906-го собкор газеты Гари Ашруй. — Они любят наблюдать за работой других людей, спокойны. Все хорошо знают, что мусульмане — это скромный, застенчивый народ, его легко обмануть. Нам, мусульманам, нельзя больше верить разным обещаниям, и... пора сделать вывод».

До 70% площади «Казан мухбире», как, впрочем, и других газет того времени, да и нынешнего, было отведено под рекламу. При этом приемы рекламы товаров мало чем отличаются от того, что мы сегодня слышим по радио и телевидению, читаем в газетах и журналах. «Покупайте лучшую сбрую для лошади. Очень низкие цены», — не правда ли, похоже?

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОЛУЧИЛ ОТ МУСУЛЬМАН БОЛЕЕ 500 ПРОШЕНИЙ

Эти меры свидетельствовали о желании верховной власти системно подойти к решению накопившихся проблем, затрагивавших интересы практически всех слоев подданных империи, и укреплению у многонационального населения страны, в том числе у мусульман, веры в возможность расширения своих религиозных и политических прав. В декабре 1904 года социальная активность мусульман Волго-Уральского региона оформилась в «приговорное движение» — петиционную кампанию. В адрес комитета министров поступило более 500 прошений мусульман Поволжья и Приуралья с указанием ущемления их религиозных и гражданских прав.

Одними из первых на наметившиеся перемены отреагировали мусульмане Казани. По инициативе Галимджана Ибрагимова (Галимджан Гирфанович Ибрагимов (1887–1938) — татарский писатель, ученый, политический и общественный деятель — прим. ред.) в доме купца Хусаинова 23 января 1905 года собрались татарские предприниматели и выработали план организации петиционной кампании. Спустя несколько дней на собрании, проведенном с разрешения казанского губернатора, 200 казанцев обсудили и утвердили текст прошения (докладной записки), который был составлен известным уже казанским юристом Алкиным и датирован «1905 года марта 23 дня».

«ЕГО ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ ГОСПОДИНУ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ…»

Представление петиции (докладной записки) его адресату — Сергею Витте (граф Сергей Юльевич Витте (1849–1915) — председатель комитета министров, затем совета министров Российской империи — прим. ред.) — было доверено четырем авторитетным лицам: имаму Сеннобазарной мечети, указному мулле Габдулле Габдул-Каримовичу Апанаеву, купцу Ахметзяну Сайдашеву, а также прибывшему из Османского государства и проживающему в Казани почетному потомственному гражданину Юсуфу Акчуре и, разумеется, автору документа — Саид-Гирею Алкину. Собрание в Казани состоялось на второй день после объявления Россией войны Японии (27 января (9 февраля) 1904 года — прим. ред.).

В преамбуле докладной записки составители сочли необходимым сказать об этом, пусть в завуалированной форме, назвав политическую обстановку в России временем «вынужденной, но коварством навязанной борьбы с внешним врагом дорогого нам Отечества». Также они заявили о том, что «всех вер, наций, культа и положения сыны Отечества» могут подождать преобразований до тех пор, «пока не минует военная гроза, пока не возложен венец победителя на нашего великодержавного вождя».

«Это первый документ от татар, столь масштабно и комплексно показывающий их претензии к правительству относительно достижения равноправия с русскими подданными, — дает ему оценку журнал «Гасырлар авазы — Эхо веков». — Сразу привлекает внимание грамотное с точки зрения правовых аспектов составление петиции. Ее составитель Алкин свободно оперирует юридическими терминами, делает необходимые ссылки на нормативные и законодательные акты… В каждом пункте сначала дается преамбула — обоснование, затем высказывается само предложение по совершенствованию действующего законодательства на предмет уравнения с русским народом в гражданских правах, нередко сопровождаемое указанием на конкретные статьи закона».

ДЕПУТАТ ПЕРВОЙ ГОСДУМЫ ОТ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

Большая политическая карьера Саид-Гирея Алкина начинается в 1905 году, когда он выступил одним из организаторов первой всероссийской исламской партии «Иттифак аль-Муслимин» (с арабского «Согласие мусульман»). Она имела отделения в Поволжье, Крыму, на Урале и Кавказе, в Сибири, Туркестане и Закавказье. Программа предусматривала ряд либеральных преобразований и объединение всех мусульман России без различия сословий и национальностей (партия прекратила существование в 1907 году — прим. ред.).

В 1905–1906 годах Алкин — делегат 1-го, 2-го и 3-го всероссийских мусульманских съездов. В 1906 году его выбирают депутатом в первую Государственную Думу от Казанской губернии. В Думе он сначала вступает в конституционно-демократическую фракцию, затем организует объединение депутатов, исповедующих ислам, в отдельную фракцию и становится членом ее бюро. Усманова приводит следующую интересную статистику: «За весь период существования дореволюционной Думы в нее было избрано 79 депутатов-мусульман (25 депутатов — в Думу первого созыва, 37 мусульман — во вторую Думу, 10 — в третью, 7 — в четвертую). Поскольку отдельные депутаты избирались дважды и более, то интересы мусульманского населения страны представляли всего 67 персон, объединившихся в самостоятельную мусульманскую фракцию».

Потом Алкин был осужден за участие в так называемом Выборгском воззвании. 10 июля 1906 года в городе Выборге, протестуя против разгона Думы, подписал вместе с еще 8 членами мусульманской фракции «Выборгское воззвание» и был осужден и приговорен к 3 месяцам тюрьмы и лишению избирательных прав. С 29 декабря 1906 года он был отстранен от адвокатской практики на время судебного разбирательства и тюремного заключения, которое отбывал в Казани в 1908 году. Осенью 1910 года вернулся к занятиям адвокатурой. С конца 1900-х годов сотрудничал в органе казанских либералов — газете «Камско-Волжская речь». Он также продолжил сотрудничать с другими газетами и журналами, писал туда публицистические статьи, участвовал в деятельности мусульманских общественных организаций.

После революции, произошедшей в феврале 1917 года, он некоторое время участвует в создании мусульманских органов самоуправления, организует съезды мусульман, но вскоре оставляет политическую деятельность. Вскоре после октябрьского переворота последовал недолгий арест, но благодаря заступничеству коллег Алкин был отпущен. Потом недолго работал судьей, участвовал в разработке новых законов Казанской губернии. В 1919 году Саид-Гирей Алкин был уволен со службы и в том же году умер.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (29) Обновить комментарииОбновить комментарии
Istorik
16.07.2017 12:19

Дом Алкиных был еще и на Феодосеевской,3! Это был один из самых красивейших домов города. Снесли в 2005 чуть ли не за одни сутки.

А на Воскресенской улице их дом -это Кремлевская 23/17. И даже здесь нет мемориальной доски

  • Анонимно
    16.07.2017 09:55

    О его отце заместителе полицмейстера Казани,я читал в очерке Султанбекова, о полицмейстере не бравший взятки. Он действительно был храбрым человеком,свел к минимуму бандитизм, а он и тогда был,правда по нашим масштабам мизер,прекратил массовые пожары, ему доверили сопровождение императора посетившего Казань.В общем интересный товарищ, причем на службе держал кумган, и хотя бы раз в рабочее время, запершись в кабинете, читал намаз.

  • Анонимно
    16.07.2017 10:51

    //Саид-Гирей в 1887 году поступает в Казанский императорский университет//

    С Ленином в один год поступил в университет. Надо было ему "завалить" юного Ильича - не было бы революции, миллионы людей остались бы живы, и страна была бы нормальной и благополучной.

  • Istorik
    16.07.2017 12:07

    именем Алкиных должна быть названа одна из центральных площадей или скверов столицы Татарстана. Без них Татарстан в нынешних границах и статусе республики, скорее всего не мог бы существовать. Так чтобы люди ехали, слышали название остановки и интересовались, кто такие Алкины или кто такой Ильяс Алкин.
    Оппонентам скажу - мало ли у нас территорий, которые еще не стали площадями?))

    • Анонимно
      16.07.2017 23:02

      Как нынешние границы республики связаны с героем статьи?

  • Istorik
    16.07.2017 12:19

    Дом Алкиных был еще и на Феодосеевской,3! Это был один из самых красивейших домов города. Снесли в 2005 чуть ли не за одни сутки.

    А на Воскресенской улице их дом -это Кремлевская 23/17. И даже здесь нет мемориальной доски

  • Анонимно
    16.07.2017 13:03

    Улицу вряд ли назовут, хотя и полицмейтсер и депутат и главное их внук и сын Ильяс Алкин люди наидостойнейшие, а вот мемориальную доску с именами всех троих установить на Кремлевской надо.

    • Анонимно
      16.07.2017 23:03

      не депутат, а адвокат

      • Анонимно
        17.07.2017 08:39

        Он вошел в историю России именно как депутат , участтник знаменитого Выборгского совещания разогнанной 1 Думы.За, что был лишен права баллотироваться в следующую.Вы, прежде чем стучать на клаве, хоть книги почитайте.

        • Анонимно
          17.07.2017 10:50

          прежде чем хамить- статью внимательно прочитайте

          • Анонимно
            17.07.2017 11:44

            Если предложение почитать книги, преждем чем стучать на клаве, хамство, то коммента о твоем интеллектуальном уровне не требуется. Возможно он и выше плинтуса, но не намного.

            • Анонимно
              17.07.2017 12:27

              Гуру, людям не тычь! Тем более, что не правы оба. Алкин был и адвокатом, и депутатом

              • Анонимно
                17.07.2017 12:59

                А ты шаман, прежде чем упрекать гуру, внимательней прочитай коммент этого типа , он ведь взялся утверждать, что Алкин только адвокат.Адвокатов из татар и тогда было немало, а вот депутат с такой биографией один. Чуть не сказал не лезь в то чего не понимаешь, но вспомнил, что тыкать нельзя, поэтому зам еняю не лезь на не ЛЕЗЬТЕ

                • Анонимно
                  17.07.2017 15:22

                  Почему же такой депутат с такой биографией один.
                  Садри Максуди выпускник Сорбонны, юрист. Возглавлял мусульманскую фракцию Государственной думы. Был членом делегации парламента России во время ее визита в Великобританию. Это был единственный случай в истории России.

                  • Анонимно
                    17.07.2017 16:09

                    Алкин был первым депутатом татарином в 1 Думе, Максуди и другие позже.Кстати первым и единственным поэтом из татар в Думе был Рамеев, псевдоним Дэрдменд.Правда он выбран не как поэт, а известный золотопроышленник.Он не захотел эмигрировать, хотя приглашали и в Турцию и во Францию и умер в Орске в1921 г. от голода и болезней.Его внук Башир создатель первого советского компьютера ,наверное в иннополисе должна быть улица его имени.

                    • Анонимно
                      18.07.2017 15:26

                      Как мог быть Алкин первым депутатом в 1 Думе, там было несколько татар. Рамиев (Дэрдменд) был родным братом Шакира Рамиева, которому Садри Максуди приходился зятем. К сожалению, история оренбургского татарского ренессанса у нас практически нигде не описана. А она достойна художественных произведений и фильмов.

                      • Анонимно
                        18.07.2017 17:50

                        Читайте внимательнее, Алкин был первым татарином юристов в Думе.Подробнее можете прочитать о мусулманских депутатах думы в книге юриста выпускника КГУ, Ф.Туктарова, тоже принимавшего участие в качестве эксперта в думской работе и знавший многие тамошние секреты. Оценки личных и деловых качеств депутатов у него, мягко скажем ,нелицеприятны,не зря выбрал псевдоним -Усал. Жалко,что Татиздат выпускает много художественного мусора толпы членов союзписа, а до этой уникальной книги руки не доходят. Выпускать надо на двух языках, ее мгновенно сметут с полок, тем более там есть много паралеллей с теперешними депами.Слова Тукая- Эх ты дума,дума, дума, много ШУМА , мало дела, актуальны и сейчас. Поэтому наш Госсовет, вряд ли выделит средства на ее переиздание, вся надежда на частных спонсоров.

                        • Анонимно
                          18.07.2017 18:15

                          Туктаровская книга уникум, отрывки из нее касающиеся казанских депутатом мне прочитал дед.Она на арабском шрифте и конечно недоступна подавляющему большинству татар, а ее с интересом прочитают и русские. Надо не только переиздать ее на двух языках, но обязать прочитать всех депутатов Госсовета, начиная с Ф.Х. Мухаметшина, он челочек умный и с чувством юмора, думаю она ему и в работе пригодится. Человеческая психологиЯ за 100 с лишним лет почти не изменилась, правда тогдашние депутаты, невпример теперешним, были намного скромнее и честнее.Во всяком случае толпы красноярских депутатов,уходя в отпуск, единогласно проголосовавших за повышения оклада в два раза, тогда быть не могло по определению,ибо существовали понятия - честь и совесть.

                          • Анонимно
                            19.07.2017 06:43

                            Полагаю, что написанные Тукаем, более чем 110 лет тому назад стихотворение Государственная Дума, начинавшеся словами - Ах ты Дума, Дума, Дума, мало дела много шума, отражает во многом и современные реалии от охотнорядцев и до местных госсоветов и заксобраний.Толь их давние коллеги, имели намного больше чести и совести, чем например депутаты Красноярского заксобрания, уходя в отпуск, единогласно повысившие свою зряплату ровно в два раза.В условиях кризиса когда экономят на медицине, а профессорам математикам КФУ, например,уменьшили оплату на 20 процентов,такие поступки красноярских слуг народа выглядят прямой издевкой, и учитывая их единогласное решение, надо их распустить в полном составе, проведя референдум, и взяв подписку, с вновь избранных депутатов, что заниматься таким мародерством в условиях кризиса, они не будут.

                    • Анонимно
                      18.07.2017 15:33

                      Улица Башира Рамиева в Иннополисе -хорошая идея.

    • Анонимно
      17.07.2017 15:16

      Было бы уместно переименовать ул.Баумана (революционер-террорист) и назвать ее именем Алкина. Карабай.

      • Анонимно
        17.07.2017 16:28

        Ильяс Алкин стоял во главе IIМусульманского военного съезда в Казани, который в ночь на 1 марта 1918 года провозгласил татарское государство Идель-Урал.

  • Анонимно
    16.07.2017 14:24

    Надо обязательно отметить-увековечить имя этих достойных людей в Казани. Куда смотрят власти республики и мэр Метшин и специальная комиссия?

    • Istorik
      17.07.2017 12:33

      они не успевают познавать историю, живут с шаблонными представлениями о ней: зилант, Сююмбике, славынй губернский город 19 века + несколько "распиаренных" представителей татарской культуры.
      Что конечно то же неплохо, но стоило бы общественную дискуссию устроить.

    • Анонимно
      17.07.2017 15:19

      Им некогда они заняты собственной персоной. Наверняка, уже "забронировали" какую-нибудь улицу "под себя".

  • Анонимно
    16.07.2017 22:08

    Заслуживают памяти и уважения!!

  • Анонимно
    17.07.2017 13:17

    Товариш из трубы.Не истерь, дискуссий и без этого много, читай внимательнее хотя бы БО.Речь идет о конкретном предложении и не распиаренные они, как считаешь, вроде Максуди или Исхаки во время свалившие за бугор, а честно жили И РАБОТАЛИ среди нас. Не знаю как умер отец, а Ильяс погиб в 37. О нем читал интересный очерк казанского историка, который переписывался с его сыном. Кстати, для сведения не стучащих постоянно на клаве, а еще и читающих книги и сборники документов, младший брат Ильяса врач офтальмолог жил в Ленинграде, репрессиям не подвергался и умер где то в концк 60-х начале 70 -х.

  • Анонимно
    17.07.2017 13:34

    Для сведения краеведов, имение Алкиных находилось в Мамадышском уезде.Город этот продвнутый, не зря Толстой, который Лев, как то обмолвился, очевидно, в шутку, что лучше жить в Мамадыше, чем в Париже. ГОВОРЯТ,что там поставили его бюст с этой цитатой перед зданием администраци.Может оттуда и пошла шутка о трех самых знаменитых городах мира -Малмыже, Париже и Мамадыше.Там неплохой музей, если в нем есть стеенд о Алкиных сообщите.

  • Анонимно
    17.07.2017 13:38

    Думаю, прочитав комменты, что у Ильяса и его брата питерского врача, есть прямые потовки, наверное краеведам стоит занятся этим.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль