Общество 
25.07.2017

«Почему много лет формировали мнение, что староверы – бунтовщики-революционеры?»

В Казани старообрядцы «открестились» от потрясений 1917 года, обвинив во всем раскол и отчасти — иудеев

«Все началось с ломки устоев истинного православия в XVII веке, вылилось все в кровавую революцию», — заявляли священнослужители на конференции «Старообрядчество и революция». Корреспондент «БИЗНЕС Online» в непраздном храме выслушал разговоры о непричастности староверов к событиям 1917 года и мольбы о возврате Прилуцкого храма, а также с интересом наблюдал за приездом митрополита Московского и всея Руси РПСЦ Корнилия на скромном Chevrolet Orlando.

«Все началась с ломки устоев истинного православия в 17-м веке, вылилось все в кровавую революцию» — заявляли священнослужители на конференции «Старообрядчество и революция» «Все началось с ломки устоев истинного православия в XVII веке, вылилось все в кровавую революцию», — заявляли священнослужители на конференции «Старообрядчество и революция»

«Я БЫ НАЗВАЛ ЭТО «РЕВОЛЮЦИЯ ПРОТИВ СТАРООБРЯДЧЕСТВА»

Вокруг кафедрального собора Казанско-Вятской епархии русской православной старообрядческой церкви, представляющего собой мрачноватый храм с черными куполами в конце улицы Петербургской, накануне было не протолкнуться. Всю прилегающую территорию заняли автомобили. В небольшом же скверике напротив, где в декабре прошлого года президент РТ Рустам Минниханов и митрополит Московский и всея Руси РПСЦ Корнилий (Титов) вместе открывали памятник владыке Андриану (Четвергову), мирно сидели дворники, видимо, отдыхавшие от трудов праведных по уборке территории. 


У дверей кафедрального собора в ожидании почетных гостей уже дежурили длиннобородые мужчины в характерных черных одеяниях, собравшиеся на всероссийскую научно-практическую и богословскую конференцию с международным участием на тему «Старообрядчество и революция». Большой сход староверов в таком формате в Казани проводится впервые, без застенчивости рассказывали участники конференции. В одном из них корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал епископа Казанско-Вятской епархии РПСЦ Евфимия (Дубинова), который любезно согласился рассказать о мероприятии.

«Для меня это не очень значимая конференция, мы с опозданием на 30 лет ее проводим. Все уже изжевано, все рассказано, все исследовано, и выводы сделаны, — поделился владыка Евфимий. — Название этого мероприятия — «Старообрядчество и революция». Предлог «и» как бы объединяет все это дело. А я бы назвал это «Революция против старообрядчества» или «Старообрядчество против революции». Это было бы точнее. Я не историк. Но, разговаривая с людьми на местах, в селах, в глубинке, в лесах, услышал, что все говорят, что никакой роли они в революции не играли. Они просто были поставлены перед фактом».

Пока епископ говорил это, ко входу в кафедральный собор подъехала дорогая иномарка — из седана вышли посланцы митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашурков) — секретарь Казанской епархии отец Владимир Самойленко и протоиерей Алексей Чубаков, также приглашенные на конференцию. К началу торжественного открытия стали съезжаться и другие гости. Скромно одетые в черные одеяния, с непокрытыми головами священнослужители РПСЦ то и дело подходили к владыке Евфимию и кланялись ему в ноги. Тот, приветствуя послушников, в ответ двумя перстами крестил каждого подошедшего. Небольшой переполох во всю эту идиллию внесло прибытие скромного пятидверного семейного компактвэна Chevrolet Orlando, из которого вышел митрополит Корнилий, глава всей старообрядческой церкви в России. Он не стал спешить с восхождением по ступеням храма, видимо, предоставляя возможность организаторам завершить нанесение штрихов к оформлению форума. Из-за этого ожидания конференция началась почти с получасовой задержкой, однако это никого не смутило.

Владыка Евфимий: «Я бы назвал это «Революция против старообрядчества» или «Старообрядчество против революции». Это было бы точнее» Владыка Евфимий: «Я бы назвал это «Революция против старообрядчества» или «Старообрядчество против революции». Это было бы точнее»

«ЭТИ СОБЫТИЯ СТАЛИ НАСТОЯЩИМ ВОДОРАЗДЕЛОМ В ИСТОРИИ РОССИИ...»

Появился митрополит Корнилий в соборе под пение молодежного старообрядческого хора. В храме еще не до конца закончены восстановительные работы, о чем свидетельствовала скромная картина внутри. Алтарная часть как будто была недоделана — в иконостасе зияли исполинских размеров дыры, предназначенные для икон. Убранство храма подчеркивало аскетичность верующих, подталкивая к мысли об исключительной приверженности к старинным традициям. На стенах собора пестрели древние иконы, вставленные в простые деревянные рамки без следа позолоты, а вокруг центральных колонн разместились стенды с древними артефактами. По периметру храма расставлены образцы праздничных облачений попов-старообрядцев. В зале, который был почти полностью забит гостями и участниками конференции, находилось порядка 90 человек. После небольшого напутствия владыки Корнилия модератор встречи — управделами Казанско-Вятской епархии РПСЦ протоиерей Геннадий Четвергов  предложил президиуму занять свои места.

«В нынешнем 2017 году исполняется 100 лет со дня двух драматических событий, двух революций — Февральской и Октябрьской. Эти события стали настоящим водоразделом в истории России, повлекли за собой не только смену государственного строя, но и изменение социального, политического и даже религиозного ландшафта нашей Родины. Большевистский переворот, состоявшийся в октябре 1917 года, дал толчок к кровопролитной гражданской войне, масштабному переделу собственности, уничтожению целых классов российского общества, политическим репрессиям и гонениям на религию», — отметил во вступительном слове глава РПСЦ. Он акцентировал внимание собравшихся на том, как поругалась религия большевистской властью, как взрывались храмы, уничтожались священнослужители. Вместе с тем владыка Корнилий признал, что сегодня все эти ужасные последствия почти удалось преодолеть и духовная жизнь россиян испытывает небывалый подъем. В завершение своего выступления он призвал всех к плодотворной работе по осмыслению тех страшных событий столетней давности.

Приветственное письмо президента РТ Минниханова собравшимся должен был зачитать министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, однако по неясным причинам он не явился, и эта обязанность легла на плечи его заместителя Светланы Персовой. «Сердечно приветствую на гостеприимной земле Татарстана участников и гостей столь представительного форума, объединившего представителей религиозных старообрядческих организаций, светской науки и культуры и широкой общественности, — зачитала Персова. — Проблематика конференции, которая впервые проводится в подобном формате, несомненно, имеет актуальное звучание. В год столетия революционных событий не только кардинально изменивших политический и социально-экономический строй в нашей стране, но и оказавших существенное влияние на традиционное мировоззренческие ценности, возникает необходимость объективного осмысления пройденного исторического пути, поиска новых форм гражданского и религиозного взаимодействия». Озвучивая послание президента РТ, Персова подчеркнула признание руководством республики испытаний, которые легли на плечи казанских старообрядцев. Напомнил Минниханов и о проделанной работе, плодами которой стало «незабываемое» открытие памятника митрополиту Андриану и продолжающееся восстановление кафедрального собора епархии. В заключение замминистра культуры РТ пожелала от имени президента РТ и от себя лично плодотворной работы.

Озвучивая послание президента РТ, Персова подчеркнула признание руководством республики испытаний, которые легли на плечи казанских старообрядцев Озвучивая послание президента РТ, Персова подчеркнула признание руководством республики испытаний, которые легли на плечи казанских старообрядцев

КНИГА О СТАРООБРЯДЦАХ ДЛЯ ФЕОФАНА И ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРИЛУЦКОГО ХРАМА

Иную риторику избрали в своих выступлениях другие гости. Владыка Евфимий без стеснения заметил, что возвеличивать сегодня революционные события вековой давности было бы неправильно, и попросил всех разделять понятия «старообрядчество» и «революция». «Старообрядчество и революция — это несовместимые понятия. Старообрядчество — это созидание, революция — это разрушение. Старообрядчество укрепляет души людей, революция вводит в души мятеж. Старообрядчество спасает, революция губит», — разъяснил епископ.

Сразу после этого к трибуне для приветственного слова был приглашен отец Владимир, который заговорил от имени митрополита Феофана. Секретарь Казанской епархии объяснил, что глава Татарстанской митрополии в настоящий момент находится в Москве, где «занимается решением очень важных и неотложных задач». По данным же источников «БИЗНЕС Online», владыка Феофан сейчас в краткосрочном отпуске, отчего и не смог прибыть на встречу с митрополитом Корнилием. «Когда мы вспоминаем гонения на первых христиан, которые проходили в Римской империи, то сравниваем с теми гонениями, которые проходили в нашем Отечестве 100 лет тому назад, — заметил отец Владимир. — Наверное, по силе невозможно сравнить гонения Римской империи на первых христиан и тех, что были в нашем Отечестве, по масштабам и по разрушительности. Никогда история нашего Отечества этого не знала. Но наш народ выстоял, наш народ не дрогнул, остался стоять на своей вере, которую завещали нам наши славные великие отцы, деды и прадеды. Многое сделано РПЦ для ее возрождения. Многое сделано в старообрядчестве для возрождения и здесь, в Казани. Дай Бог, чтобы мы твердо и уверенно шли по пути нашего духовного возрождения, обновления, которое является основой жизни нашего великого российского народа, основой жизни нашего российского государства». Во время этого выступления Корнилий практически не сводил глаз с Владимира, внимательно вслушиваясь в слова коллеги по цеху. Как только священнослужитель закончил и попросил благословения у владыки Корнилия, тот в ответ предложил ему подарок — книгу о старообрядцах для митрополита.

Александр Хрычев: «Старообрядцы построили не только много исторических зданий, являющихся достоянием города Казани, но также видными членами нашей общины осуществлялись многочисленные пожертвования на обустройство нашего города» Александр Хрычев: «Старообрядцы построили не только много исторических зданий, являющихся достоянием города Казани, но также видными членами нашей общины осуществлялись многочисленные пожертвования на обустройство нашего города»

Удивительно нестандартным вышло выступление духовного настоятеля Казанской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия Старо-поморского согласия Александра Хрычева. Он приветствовал гостей от имени Казанской и Чистопольской старообрядческих общин. Вместо речей о революции он напомнил о староверах, благочестивых сынах Казани. «Старообрядческая община внесла существенный вклад в развитие нашего родного города. Старообрядцы построили не только много исторических зданий, являющихся достоянием города Казани, но также видными членами нашей общины осуществлялись многочисленные пожертвования на обустройство нашего города. Одним из ярких примеров такой благотворительности является больница, построенная на средства председателя нашей общины Якова Шамова», — отметил главный казанский старообрядец. Его речь была наполнена именами известных казанских староверов, среди которых упоминались купцы Зорины, Гордеевы, Фомины, Коровины, Афанасьевы и многие другие. Особенно неожиданной стали призывы помочь с возвращением Прилуцкой молельни.

Прилуцкий молитвенный дом был построен в конце XVIII века, однако в 1937 году перешел к администрации казанской железной дороги. Спор вокруг него среди казанских староверов идет уже не один год. В молельне находился «величественный иконостас с древними иконами, а вокруг храма стояли могильные памятники с похороненными попечителями». «Сегодня мы боремся за возвращение Прилуцкой молельни и просим вас, господа, помочь нам возвратить, верующим горожанам, Прилуцкий молитвенный храм», — обратился ко всем собравшимся казанский духовник. Однако реакции на этот энергичный призыв не последовало, что позволяет сделать вывод о том, что этому вопросу суждено пока остаться открытым.

В документальном фильме, созданный на основе вырезок из старинных фильмов рассказывалось, что старообрядцы никогда не конфликтовали, не поднимали оружия В документальном фильме, созданном на основе вырезок из старинных фильмов, рассказывалось, что старообрядцы никогда не конфликтовали, не поднимали оружия

«СМЕШЕНИЕ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РЕФОРМАТОРСТВА С ВЕРОЙ В БОГА БЛИЗКО НЕ СТАРОВЕРАМ, А ИУДЕЯМ»

Выслушав приветственные слова, отец Геннадий распорядился включить документальный фильм, созданный на основе вырезок из старинных фильмов. В нем закадровый голос рассказывал о судьбе старообрядцев в годы начала советского лихолетья. В частности, сообщалось, что старообрядцы никогда не конфликтовали, не поднимали оружия. «Как хранители традиционного уклада жизни, старообрядцы всегда почитали законную власть. В революционный период старообрядцы осуждали всякое насилие, выражали истинную преданность и верность российскому императорскому престолу. Казачество в начале ХХ века наполовину состояло из старообрядцев. Многие современные представители старообрядческой церкви гордятся тем, что их прадеды служили в личной охране царя Николая II», — рассказывал диктор

Этот момент был подчеркнут не случайно — сегодня некоторые историки утверждают, что староверы во время революции 1917 года сыграли едва ли не роль зачинщиков. «Почему же на протяжении многих лет в сознании обывателей формировали мнение, что староверы — бунтовщики сродни революционерам? — задавался вопрос в фильме, после чего сразу прозвучал неожиданный ответ. — Смешение идей социального реформаторства с верой в Бога близка не староверам, а иудеям. Это они мечтали, что мессия станет новым земным царем, принесет свободу и благоденствие еврейскому народу. Но сам Христос говорил: «Царство мое не от мира сего. Посему не бойся меня яко тирана, мятежника, ибо если бы от мира сего было царство мое, то служители мои подвязались бы за меня, чтобы я не был предан».

Досталось в фильме и некоторым ученым, которые распространяли ложные теории. Например, речь зашла об историке Александре Пыжикове, который разработал научную теорию об особенностях русского капитализма, основанного кланами старообрядцев. «В годы Первой русской революции немало домыслов и слухов возникло вокруг известного промышленника, миллионера и мецената Саввы Морозова. Его таинственная смерть в Каннах послужила основой для рассуждений, что якобы старообрядческие капиталы поддерживали большевиков», — утверждалось в документальном фильме. Однако эта мысль была опровергнута рассказом биографий известных предпринимателей Акинфия Демидова и Арсения Морозова.

«Революционное насильственное свержение власти в 1917 году явилось следствием той великой русской беды — раскола XVII века, который выбил Россию из нормального созидательного русла, посеял вражду между народом и царем, сделал господствующую церковь бессильным придатком власти и лишил ее доверия народа», — прозвучала едва ли не основная мысль фильма. К слову, об этом еще до начала конференции заявил в интервью «БИЗНЕС Online» и сам владыка Корнилий, который нашел прямую связь между революцией и расколом. «Это логическая цепь событий, которая началась именно с ломки устоев истинного православия в XVII веке. Вылилось все это, как мы знаем, в трагедию — кровавую революцию 17-го года», — отметил глава РПСЦ.

Вышедший сразу после просмотра 20-минутной картины доктор филологических наук из Румынии Феодор Кирилэ признался, что едва сдерживал слезы на глазах, глядя на кадры исторической хроники с телами старообрядцев и горящими в огне церквями.


Завершая открытие конференции, митрополит Корнилий процитировал произведения Сергея Есенина и Марины Цветаевой — «Мракобесие. — Смерч. — Содом...» По его мнению, эти строчки великой русской поэтессы точнее всего описывают события 17-го года. На этом церемония открытия завершилась, и все проследовали в ближайший сквер, где еще долгое время обсуждали друг с другом больную тему, которая обозначила себя 100 лет назад. В ближайшие два дня участники конференции обсудят богословскую мысль в эпоху гонений и богоборчества, а также исторические судьбы старообрядчества в XX веке. Итогом же двухдневной работы станет резолюция участников конференции.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
Фирдаус
25.07.2017 10:21

Каждый день еду на работу мимо Шамской больницы. Человек пострил больницу на свои деньги, передал ее городу на благо всех его жителей. А сейчас её переделывают в гостиничный комплекс. Почему нельзя было её и оставить больницей, провести реконструкцию, поставить современное оборудование?

  • Оптимист
    25.07.2017 08:46

    Староверы появились.
    Будут перемены

  • Если староверцев ещё не захлестнула эпоха постмодернизма со своими извращениями различных Сущностей и превращения религии в транс-религию, то есть Надежда!

    • Мюллер)))
      25.07.2017 11:16

      Сдается мне Путин вытаскивает староверов с целью консервировать и далее страну и власть своей группы)) потому что РПЦ не справляется с задачей в силу тяги к роскоши и потери авторитета!
      И тут в поддержку спешат вот такие аскеты!

  • Анонимно
    25.07.2017 09:40

    Не являюсь христианином, впрочем как и мусульманином или иудеем и даже буддистом, но с уважением отношусь к религии, считаю, что после ликвидации социализма и торжества дикого капитализма,вера помогает сохранять нравственные устои и спасает от поклонения золотому тельцу.Что касается старообрядцев,считаю, что они способствовали сохранению православия в его первозданном виде,без последующих наростов. Что характерно, богатые старообрядцы до 1917 г, поддерживали деятелей культуры и, что особенно привлекает , исследования в области точных наук , один из них создал целый НИИ . Наверное весьма знаковое событие, что с главой старообрядце встретился В.В.Путин, до него ни императоры ни генсеки с старобрядцами не общались,хотя с РПЦ, в некоторые моменты, связь поддерживали, а самодержавие до 1917 г. считало ее частью госструктуры управляемой назначенным государством Синодом.

  • Анонимно
    25.07.2017 09:52

    Согласен с основной мыслью фильма что церковный раскол в 17 веке сделал церковь придатком власти лишил ее доверия народа и явился позднее предтечей распада российской империи.Раньше до церковного раскола церковь и цари были образно говоря равными величинами а в духовном плане церковь для народа да и для царей была почти непререкаемым авторитетом.Тогдашняя вера и видные ее представители такие как патриарх Гермоген по большому счету спасли Россию в 1612 году от потери независимости.Когда говорят некоторые что русский народ не способен к самоорганизации то это неправда.Когда в Смутное Время на решающем этапе образно говоря не стало русского царя то патриарх Гермоген рассылал из заточения свои письма с призывами спасти Россию. И народы России самоорганизовались создали два народных ополчения на свои средства и спасли Россию и веру от интервентов и национал-предателей.

  • Анонимно
    25.07.2017 10:02

    И староверов не миновал искус ввязаться в политику... Ну-ну...

    • Анонимно
      25.07.2017 20:57

      Не хочется верить... Но похоже на то. Сильное разочарование.

  • Старообрядчество в России одна из самых слабо освещаемых тем. А ведь очень интересно разобраться в том как оно появилось, чем отличаются до никонианские уставы от тех, что возникли после реформы. О том что такое беспоповство и о роли старообрядцев в сталинской индустриализации. Возможно тут возникнет и интерес к изучению влияния РПЦ на историю нашего государства.
    Ну а встреча Путина с митрополитом Корнилием это отдельный посыл, и в первую очередь в сторону РПЦ - уж больно не в ту сторону работают.

  • Староверов уважаю! Они смогли в самых неблагоприятных политических и сложных климатических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность. И , не растерять язык и обычаи. И при этом никого не принуждали ни к чему, как у нас любят, например, в школах Татарстана))))

  • Фирдаус
    25.07.2017 10:21

    Каждый день еду на работу мимо Шамской больницы. Человек пострил больницу на свои деньги, передал ее городу на благо всех его жителей. А сейчас её переделывают в гостиничный комплекс. Почему нельзя было её и оставить больницей, провести реконструкцию, поставить современное оборудование?

    • Анонимно
      25.07.2017 10:58

      На себя сначала примерьте ваш пример: Переберитесь в деревянную избу 19 века, проведите реконструкцию, и купите новый телевизор. Думаю, что вы всё таки хотите жить в новом кирпичном доме, желательно одноэтажном, с французскими окнами, и на участке в 20-30 соток минимум, квадратном, ровном, с хорошим асфальтовым подъездом.

      Каждому времени - своё здание и функции.

      • ДегтяревАГ
        25.07.2017 13:31

        Поддерживаю. Каждому времени - свои технологии, каждой технологии - свои помещения.
        Больницы должны быть новыми и современными.
        А старые здания нужно сохранять по-другому.
        Лучше бы Минздрав в нее переселить, может людские страдания, прошедшие в здании Шамовской больницы, на чиновников бы воздействовали положительно?

    • Анонимно
      25.07.2017 14:01

      Нет ,он поставлял Шамов ,гнилую пшеницу на фронт и когда его разоблачили ,то он на вырученные от продажи некачественной пшеницы построил больницу

      • Анонимно
        27.07.2017 10:03

        Наглая ложь это, написанная во времена перестройки. Шамов действовал по велению сердца а не для того, чтобы "обелить себя". Вы ещё скажите, что это было своего рода взяткой- никто тогда себя бы не стал подставлять...

  • Анонимно
    25.07.2017 10:45

    На Красной площади есть памятник Минину и Пожарскому,есть памятники вождям,есть памятник князю Владимиру.Но нет памятников представителям церкви и веры.На мой взгляд этого мягко говоря неправильно и происходит по политическим соображениям.Памятник патриарху Гермогену представителю истинной веры который в Смутное Время был одним из главных спасителей России и веры от интервентов и национал-предателей и погиб должен быть на мой взгляд поставлен на Красной площади как символ веры,самопожертвования и подвига для нынешнего и будущих поколений.

  • Анонимно
    25.07.2017 11:43

    Шамовскую больницу надо было не превращать в заезжий дом, а сделать музеем казанской медицины, с библиотекой и лекционным залом.Шамов умер в начале строительства и все хлопоты по завершению его дела взяла вдова, проводившая все время на стройке и вникавшая во все детали, вплоть до закупки самого совреенного оборудовния.Казань получила лучшую ,тогда, в Поволжье больнцу,с первым в городе лифтом.Судьба ее печальна,мой знакомый профессор В.Ф.Богоявленский, рассказывал, что его родители подкармливали оборванную ,голодную старуху, жившую где то в лачуге,мать сказала ему это Шамова, не захотевшая бежать из города в годы гражданской войны.Умерла в начале 30-х .На здании больницы надо бы установить мемориальную доску с именами супругов Шамовых.Это здание, которое не могут заслонить никакие байские новоделы, видно издалека и является таким же брендом Казани как кремлевкие башни, мечети и церкви.

  • Да мы можем только говорить что Староверы,безпоповцы ,бабтисты конечно лучше РПЦ,типа Феофана празднующего с помпой свой юбилей на горно спортивной базе в нашем районе,где в спальнях висят люстры по три миллиона! Мы можем говорить что бабаи деревенские муллы лучше мухтасибов и муфтиев имеющих секретарш в хиджабах и бритых телохранителей и госводителей на крутых тачках,но нужно отметить что хрен редьки не слаще и все семитские религии и секты чужды нашему народа Татарстана независимо от нациогальности может быть кроме татарстанцев иудеев поклоняющихся семитскому БОГУ!

    • ДегтяревАГ
      25.07.2017 13:37

      Мурат, вы абсолютно неправы, приравнивая староверов к сектантам. Раскол в организации не является возникновением секты, это два обломка одного.
      Лютеране, гуситы, англиканская церковь, еще куча течений - это не секты, их признает официальное католичество. РПЦ и РПСЦ - два течения одной веры.
      Даже большевики и меньшевики друг друга сектантами не называли.

  • Уважаемая Дегтярева! Все они сектанты,только одни большие,а другие маленькие! Вы разве не понимаете что как можно верить в семитские мифы про Бога,рай,ад и прочее вранье в 21 веке и отвлекать народ и детей от науки и образования! поэтому они все друг друга стоят! Мы в 20 веке жили без этого обмана и в космос летали и скважины бурили и в чертей и богов не верили,а
    сейчас каждый второй обманывать и обманываться рад благодаря религиям! И куда мы придем с этими верующими? К религиозным средневековым войнам и я недавно ехал с одним баптистом и он мне доказывал что РПЦ все грешники и попадут
    в АД? Неужели Вы не понимает на этих попах и муллах пахать надо,а они четки на подушках перебирают и на поминках сирот и вдов обжирают и народ дурят!!

    • ДегтяревАГ
      25.07.2017 14:25

      Мурат, "общество воинствующих безбожников" уже было в нашей истории, тоже распространения не получило и не сохранилось...
      А вера сохранилась, и никуда мы от нее не денемся, верим или нет...
      ПС. Я Андрей Геннадьевич, судя по фото ...

  • Уважаемый Андрей Геннадьевич! Я не воинствующий безбожник! Но когда детей водят в церковь или когда вижу красивую молодую монашку или хиджабистку мои антирелигиозные чувства сразу оскорбляются! Не люблю попов и мулл! Считаю либо они больные люди либо просто жулики обманщики! А распространение не получало общество воинствующих безбожников в нашу молодость,потому что я тогда удивлялся зачем нам читают лекции в КИСИ по научному Атеизму,когда не одного преподователя или студента верующего я никогда не видел! А сейчас бардак в стране и даже коммунисты и секретари КПСС как Шаймиев и Исхаков молятся или прикидываются верующими я еще не понял,но знаю такие есть и мне страшно за будущее страны с этими фанатиками веры!

  • ДегтяревАГ
    25.07.2017 17:51

    Наверное, в 1979 или 1980 году, выпала нам, комсомольцам-дружинникам, честь - стоять в оцеплении на Пасху около Никольского собора, почти до утра.
    Я тоже ходил на лекции по марксистско-ленинской философии, получал очень нужные атеистические знания, и был почти "будущим коммунистом"...
    Знаете, как я был поражен, увидев сколько людей пришло стоять всенощную ... всех возрастов, включая мой тогдашний.
    И сейчас люди в мечеть или церковь идут не за благами или блатом, им нужна вера и надежда...
    А служители всех конфессий обязаны растить просто верующих людей, а не религиозных фанатиков...

    • Анонимно
      25.07.2017 18:43

      Вы вот ходили на лекции по м.-л. философии. а не вынесли из них для себя ничего, что там есть главное.
      За формулой "религия - опиум для народа" стоит не смешное мудрствование, а констатация в форме "афоризма" вполне конкретной функции религии в классовом обществе: идеологическая, мировоззренческая защита интересов эксплуататорского класса.

      • ДегтяревАГ
        25.07.2017 21:19

        В романе маркиза де Сада «Жюльетта», главная героиня, обращаясь к королю, говорит ему о том, что господствующая верхушка общества обманывает народ, одурманивает его опиумом. Делает она это ради своих корыстных интересов.
        Таком образом, данное выражение в трактовке маркиза де Сада относилось не к религии, а к социальному устройству общества, в котором одни люди, занимая господствующие позиции, жили за счет труда и бедности других.
        В произведениях немецкого поэта Новалиса действие религии уже напрямую связывается с действием опиума. Религия как опиум воздействует на людей, однако она не лечит их раны, а только заглушает боль страждущих.
        Выражение «Религия – опиум для народа» в трудах Кингсли использовалось в значении «успокоительное обезболивающее средство».
        Карл Маркс заявил о том, что религия есть средство успокоения человечества, выражающее собой стремление людей уйти от господства над ними природы и несправедливых законов социума.
        В. И. Ленин в 1905 году писал о религии как о способе духовного гнета, который должен быть исключен из общественного устройства.
        Автором выражения «Религия – опиум для народа» (полная фраза конкретнее звучит как «Религия – опиум народа») можно считать Владимира Ильича.
        В романе "Двенадцать стульев" Остап Бендер спрашивает отца Федора: "Почем опиум для народа?"
        Вы за какой тезис?

  • Анонимно
    25.07.2017 18:33

    Кто не читал хотя бы "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное", тот не представляет пропасти, разделяющей староверов и РПЦ.
    Истоки всего этого - в незаконной узурпации власти династией Романовых. Поэтому вызывает, мягко говоря, недоумение повествование в кинофильме о старообрядческом казачестве, гордости потомков охранников-староверов Николая II. Да, все это было. Была и "Дикая дивизия" горцев при царе. Да, служили власти. В том числе и татары. Но на суде истории "Романовым" никогда не отмыться от организации правления своими поданными по оккупационному типу в течение 300 лет и соответствующими жертвами.

  • Анонимно
    26.07.2017 01:40

    КОРОТКИЙ ПОВТОР. Воинствующим атеистам и постоянно балабонящему об опиуме народа язычнику -теннрианцу и подобному ему безграмотному инет планктону .Еще раз напомню, что про опиум было сказано когда это вещество считалось лекарством и не имело негативного звучани.Конечно день и ночь стучать на клаве, попивая пивко или молочную арака, столь рекламиремую одним типом, намного комфортнее чем читать и думать над прочитанным.В дни моей заводской юности в цеху висел шутливый но со значением плакат, гласивший - прежде чем пустить в ход станок, не забудь включить мозги. КОМП - станок, о чем напоминаю стебунам и фейкманам пасущимся в инете и особенно занимающимся
    этим хронически. На фоне умных комментов их не так то и много, но амбре от них исходит весьма вонючее.

  • Анонимно
    26.07.2017 02:56

    Долгие годы жила на Старой, рядом с этой церковью, много было среди наших соседей представители старообрядческой конфессии преклонного возраста, вспоминаю о них с огромным уважением. Были живы еще чета громких фамилии как Барабановых с главой семейства Петром Петровичем, Коноводовы были. Помню Зинаиду Григорьевну, поговаривали что она хранительница церковных мощей. И в правду она раз в год летом открывала свой чулан с земляным полом, и распространялась оттуда во весь двор чудесное благоухание абсолютно чуждое для тогдашней Казани, жили как все очень скромно сохранив в себе при этом огромное достоинство. Не удивляюсь что этот церковь до сих пор не отреставрировано, судя по моим бывшим соседям старообрядцам, они никогда не принимают посторонней материальной помощи, хотя сами могут что то дарить с удовольствием.

  • Анонимно
    26.07.2017 16:21

    Народ явно не в теме, упорно называя старообрядцев староверами. Люди добрые, запомните - староверы - это люди исконной ДОхристианской руской веры, а старообрядцы - это христиане в ДОниконианском укладе верования. Но есть одно "но". Именно в старый обряд ушла исконная (старая) русская вера, и возродиться она должна из старообрядчества! В пророчествах великих старцев как минимум всё излагается именно так! Это не догма, но повод для размышления!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль