Общество 
4.08.2017

Алмас Идрисов: «Вы съездите в Альметьевск – как там все ярко!»

Главный архитектор Челнов о том, почему зодчего автограда Рубаненко нельзя понимать буквально и зачем Тахаутдинов посылал его в Баден-Баден

«У меня стаж 40 лет главным архитектором. Я только главным могу работать, больше ничего не умею», — шутит Алмас Идрисов. В эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» архитектор, прославившийся разукрашиванием фасадов домов, рассказал о том, когда начнется работа над генпланом Челнов, памятнике Табееву и конфликте с «Таланом».

Алмас Идрисов: «У меня стаж 40 лет главным архитектором. Я только главным могу работать, больше ничего не умею»

«СЕЙЧАС НОВЫЙ ГЕНПЛАН РОЖДАЕТСЯ — БЕЗ ЗАКАЗА, ЧИСТО ПО ИНИЦИАТИВЕ ГОРОДА»

— Вы уже больше двух лет на должности главного архитектора Челнов. С какой программой вы пришли в автоград?

— В архитектурно-градостроительной программе, которую я составил, значится 20 пунктов, которые поставлены мэром Челнов Наилем Гамбаровичем Магдеевым. И все они последовательно выполняются. Это анализ города, изучение его истории, литературы, фотоанализ, эскизы-зарисовки, активное участие в срочных программах по капремонту фасадов жилых домов, школ, детсадов, объектов здравоохранения, подземных переходов, комплексный проект площади Азатлык. Это использование материала, полученного в ходе творческих поездок в Португалию, Турцию, Париж, Чехию, Германию, Италию, США, Японию. Это ведение в сети рубрики «Творческий взгляд архитектора», позволяющий раскрывать многоплановые работы в области архитектурно-строительной деятельности в городе. Это непосредственное участие в проектировании, причем деликатная помощь архитекторам, без нарушения их авторского права и многое другое.

— А генплан есть в вашей программе? Последний генплан Челнов был создан «Татинвестгражданпроектом» в 2006 году. Реальный облик города сильно отличается от него. Собираетесь ли вы приводить в соответствие одно другому или разрабатывать и утверждать новый генплан?

— Мы корректировкой генплана постоянно занимаемся. Сейчас вот новый генплан рождается — без заказа, чисто по инициативе города. В программе он тоже есть — вот 11-м пунктом. Его надо делать. Пока идет подготовительная работа. Уже письмо мэра в службу «Татинвестгражданпроекта» оформили, они дали смету от стоимости обновления. И каждые 10 - 15 лет нужно новый генплан делать. Это очень важный вопрос. Город без обновленного генплана — это все равно что человек без паспорта.

— И какова сумма по смете?

— Ее пишет проектный институт. Мы в финансовые дела сильно не лезем.

— А кто именно будет разрабатывать проект генплана?

 «Татинвестгражданпроект» (ТИГП) как генеральный проектировщик. Но опыт коллегиальной работы вместе с ТИГП с подключением КГАСУ у нас и в Альметьевске был. Будем и тут внедрять. Работа будет идти поэтапно — важный кусок сделали, а потом он ложится в общий каркас генплана, чтобы не было препятствий для повседневного развития города. Выделим очередность важных территорий. Я думаю, что одним из таких важных этапов станет работа над территорией за проспектом Яшьлек в сторону индивидуального строительства — до поселка для многодетных Подсолнухи. И транспортные вопросы надо решать и дальнейшее развитие города — микрорайоны-спутники предусматриваются в сторону поселка Азьмушкино. Конечно, земля уже не городу принадлежит, а Тукаевскому району. Будем как-то с собственниками договариваться.

— Как считаете, какая больная мозоль имеется в архитектуре нашего города? Одним словом, что глазу мешает?

— Наверное, надо начать все же с хорошего, а не с мозолей. Живя в Челнах, а тем более работая тут, я переполняюсь гордостью за этот великий уникальный город. Это самое первое, что хотелось бы сказать. Москва не сразу строилась. В облике любого города никогда не бывает все законченным. Великий архитектор Борис Рубаненко заложил уникальный проект, и за основу он взят, полным ходом идет его реализация. Челны до сих пор в стадии строительства. Просто в эту мощную струю, в эту великолепную структуру города, где и проектные и строительные силы хорошие, инвесторы есть, руководство города и республики старается, остается только органично влиться и работать. Двигаться вперед можно только в том случае, если ты находишь положительное в людях ли, в том месте ли, которое тебя окружает. В ходе работы те недостатки, что были, превращаются в достоинства. Вы посмотрите, сколько средств потрачено и израсходовано на благоустройство проспектов Чулман, Сююмбике, промышленной зоны! Социальные вопросы мощно решаются — строительство школ, детских садов. Инвесторы по строительству жилых домов большую роль играют.  «Горзеленхоз» работает — ландшафтный дизайн отличный. Так что только радоваться и быть полезным. Я ведь не приехал копаться и недостатки искать, я приехал помогать. Это основной лозунг.

А так, конечно, город молодой, поэтому много незаконченных фрагментов. И нам надо поработать над тем, как эти фрагменты грамотно застроить, благоустройство выполнить. Главное — их не испортить, поэтому мы и приглашаем специалистов, более продвинутых проектировщиков. Это и эспланада возле мэрии, и 19-й квартал, и мечеть «Джамиг». То есть центр города. Это место очень важно. Потом весь правый берег Мелекески. Над левым-то работа идет, но ведь не бывает костюма с одним рукавом.


Нажмите, чтобы увеличить

«Я АЛЬМЕТЬЕВСКУ ОСТАВИЛ БОЛЬШЕ 10 ГРАДАНСАМБЛЕЙ, И ВСЕ ОНИ СВЯЗАНЫ С ПЛОЩАДЯМИ, А В ЧЕЛНАХ НИ ОДНОЙ ПЛОЩАДИ НЕТ»

— Вы долгое время работали в Альметьевске, в Бугульме, Лениногорске. Что считаете своим главным достижением за годы работы там?

— Когда я в Бугульме работал, Наиль Гамбарович еще молодой был, а я работал в проектном институте. Но он знает, что везде, где я работаю, все идет в творческом русле. Поэтому, наверное, и пригласил в Челны. Когда я приезжаю в те города, где я раньше трудился, меня с радостью встречают, обнимают, помнят по-хорошему. Значит, я и там толк приносил. Вы съездите в Альметьевск — как там все ярко! Меня и в Болгарию приглашали работать, где я оставил много эскизов проектов по застройке курортных городов. У меня стаж 40 лет главным архитектором. Я всегда шучу — я только главным могу работать, больше ничего не умею делать (смеется). Но чтобы работать главным, самому надо пахать, рисовать. И везде принципы одни и те же: брать идеи от природы, от отцов и дедов, от профессионалов-мастеров.

Когда я заступил на должность в Челнах, сразу понял: надо бегать, не на машине, а пешком, фотографировать, зарисовки делать. В Челнах вот мы с беспилотника снимаем. Кто-то, может, скажет: какой-то дурачок бегает, вместо того чтобы работать. Но на них не надо обижаться. Они просто не понимают специфику работы. Мне моего авторитета на всю жизнь хватит. А Челны — город молодой, уникальный. Надо его понять, перестроиться. Если в Альметьевске, Сарманово, в других малых городах можно использовать орнамент один к одному, то здесь — нет. Тут надо его преобразовать, изменить, сохраняя дух традиций, корней. Вот тут (достает большой альбом) прямо наглядно видно, как татарские орнаменты потом перекладываются на фасады домов. Я по деревням еду и не могу остановиться — фотографирую и рисую это богатство. В моем очерке есть фотография, изображение на которой я сравниваю с картиной Ван Гога «Сеятель». Это было в деревне Именьково. Я остановился у одного дома, где меня потрясла крыша. Из дома вышла девочка-школьница и спрашивает меня: «Вам наш дом нравится?» Я говорю — да. А она: «Это лес из ели, а это восход солнца». Вот в этом наше богатство!

Уже 16 лет я с альбомами не расстаюсь. Там у меня вся история моей работы в других городах. Что ни лист — то огромный пласт работы. Эскиз — объект, эскиз —объект. Все реализовано. В Альметьевске мы с Дембичем (Александр Дембич — казанский архитектор — прим. ред.) микрорайон «Парковый» там оставили, «Яшьлек», микрорайон «Западный». К каждому объекту свой фасад придумывали. Все они разные, но по духу одинаковые. Вот торговый центр «Панорама» в Альметьевске по проекту был прямой, а мы его как бы срезали и закруглили. Пространство оживилось. Все в динамике воспринимается. Малым формам внимание уделили — ротонда купольная рядом с мечетью, каскад прудов, памятник нефтяникам. Параллельно курировали Заинск. Вот объект «Татэнерго» в Казани разрабатывали. Казанскую филармонию мы от и до реконструировали, и в фасад, и в интерьер столько труда вложили. И в Альметьевске мы тоже старались современные объекты делать. Пожалуйста — вот многоэтажная парковка в Альметьевске (наш собеседник показывает на одно из фото в альбоме). Кстати, очень пользуются спросом — все полные. Вот загс в Альметьевске. Из такого здания сделали шедевр! Я уехал из Альметьевска и оставил больше 10 градансамблей, все они связаны с площадями. А здесь ни одной площади нет.

— Как нет? А площадь Азатлык?

— Да, одна площадь есть. Но Азатлык надо довести до градансамбля, когда здания, территория рассматривается в комплексе, включая благоустройство. Да, есть аллея, по которой можно ходить, клумбы есть, светильники есть, Новый год там проводят. Но это все не то. Функциональность нужна, чтоб каждый челнинец нашел там себе уголок по сердцу.

— Там нашли уголок бомжи, которые ночевали в деревянных домиках, где предполагалось вести торговлю. Но бойкой торговли не получилось.

— Эта идея родилась из поездки по Европе. В Берлине на Новый год привозят такие домики на площадь, где продают всякую утварь, сладости. А после Нового года убирают. Конечно, у нас праздники друг за другом идут. Но домики эти, конечно, уберут в связи с реконструкцией.

— Да, реконструкция уже началась. Проект предложен КБ «Стрелка», его утвердили на общественных слушаниях. Он удовлетворяет требованиям градансамбля?

— Вопрос очень сложный. Площадь я нарисовал в первую неделю моего приезда.

— Ваше видение сильно отличается от того, что «Стрелка» предложила?

— Я вам только одно скажу. Инженеры, архитекторы в нашем городе, что местные — Владимир Нестеренко, Анатолий Петрушин, что приезжие — Григор Аствацатрян, — все очень грамотные. А народ вообще очень современный. И в ходе работы над площадью этот вопрос еще не раз всплывет, и на него придется отвечать. Я думаю, что проект «Стрелки» еще будет дорабатываться. Самое главное — финансирование этой работы ведется федеральными властями. Всегда надо хвататься за положительные моменты рассматриваемого вопроса.

— Ну так в проекте «Стрелки» есть что-то положительное?

— Я уже сказал — финансирование. А в городе все утрясется.

— А вам не обидно, что такое знаковое для города место было отдано на откуп иногородним и даже иностранным архитекторам, в то время как свои архитекторы работают в стол?

— По площади мэр такую задачу поставил — все рисуйте и отдайте «Стрелке» ваши пожелания. Я свое пожелание отдал. Другие архитекторы на встрече со «Стрелкой» тоже свои пожелания высказали. В споре, в работе, в обсуждениях рождается истина.


«ЕСЛИ НЕ РАБОТАТЬ НАД ФАСАДОМ, ТО В ПРОМЗОНЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ УПАДЕТ, В КОРОВНИКАХ — УДОИ, А В ЖИЛЫХ РАЙОНАХ — РОЖДАЕМОСТЬ»

— Вы альбом по Альметьевску показали. А альбом по Челнам есть?

— Я еще полгода не поработал, а уже альбом был. И проекты из альбома уже реализуются. Фасады школ, например, уже реализованы.

— В начале вашей деятельности в Челнах вас обвиняли в том, что вы занимаетесь «разукрашиванием города из краскопульта», что используете недопустимое число цветовых решений, что краски не разбавляете. Потом вы стали использовать более мягкие тона. Но вы по-прежнему придерживаетесь мнения, что белый город на Каме должен стать цветным?

— Идеологию Рубаненко я хочу немного перефразировать так — светлый город на Каме. Это завещание нельзя рассматривать так, что просто взять и, как печку, все дома побелкой побелить. Можно так покрасить, так декоративно оформить, что белый цвет еще лучше заиграет. У меня есть мастер-класс — что такое белый цвет. И я вам покажу его. Там мы ромашки рисуем. Там видно, как можно подчеркнуть белый цвет, используя и другие.

Я, наверное, резковато ответил в своем блоге — не будет город серым. Когда начали белить побелкой, настолько это наставление Рубаненко дословно поняли — начали дома облицовывать серым профнастилом! У меня есть великолепный очерк под названием «20 кадров серого». Нельзя так! Это же полная нелюбовь к своему городу! Вот эти маленькие проблемы мы и утрясаем, краски разбавляем, небольшие неудачные фрагменты серого выявляются, думаю, до них тоже доберемся. Самое главное — не утопать в критике, а работать.


— Как же не критиковать, если эти покрашенные фасады через пару лет сыпаться начинают?

— У нас есть управление контроля качеством. Вы там деликатно поинтересуйтесь — как, мол, у вас контроль качества. Они хорошие. Мы с ними дружим.

— То есть вы лично качеством покраски довольны?

— Нет, конечно. В сертификатах качества указано, что краска должна сохраняться определенный срок — 10 лет или 6 лет или еще сколько. А тут некоторые дома уже выцвели — за это надо строителей жестко наказывать и заставлять переделывать.

— А ведь вы хотели камским камнем отделывать дома.

— Пока добываем камские самоцветы. В августе хотим продемонстрировать, какую роль эти самоцветы могут сыграть в декоративном оформлении города. Мне обещали сложить основание для этого орнамента на берегу Камы. Вам тоже покажем

— Вы и за промзону собираетесь взяться. Там тоже будете корпуса разрисовывать или есть какое-то более конструктивное решение?

— Мы к каждому проекту относимся внимательно. На промзоне ведь не стада баранов ходят, а люди. Да, мы ведем определенную работу, также консультируем, чтоб лучше дизайн решили. Первая дорога — это граница промзоны. Там хорошие объекты появились до нас еще. И лучшие традиции города, тех промышленных объектов с выразительным дизайном надо продолжать.

— Там фронт работ огромный. Промзона ведь больше, чем город. Эта работа будет финансироваться самими предприятиями?

— Да. Многие руководители начинают понимать, что, если предприятие аккуратное, с нормальным дизайном, туда люди будут с радостью идти — хоть торговый это объект, хоть производственный корпус. Я же так и написал в своем блоге: если не работать над фасадом, то в промзоне производительность упадет, в коровниках — удои молока, а в жилых районах — рождаемость. После этого мэр мне даже так сказал: «Слушай, говорят, ты сельским хозяйством занялся». В любой зоне должен быть свой дизайн. С особым вниманием отнесемся к объектам, которые расположены по магистральным дорогам — первой автодороге, Казанскому проспекту, Мензелинскому, Сармановскому тракту.

— Вы себя больше архитектором ощущаете или художником?

— Это неразрывные понятия. Но выставки своих работ я организую. Мне нравится рисовать пейзажи, есть и натюрморты. Вот сейчас в Казани в зале «Манзара» в Институте дизайна КФУ идет моя выставка — 40 работ. А до этого в Нижнекамске выставлялся и в Челнах — на строительном факультете филиала КФУ и в КГАСУ.


— С цветами все понятно. А вот с однообразием панельных многоэтажек в городе что делать? Многие критикуют их несовременный внешний вид. Есть ли какой-то диалог с челнинскими строителями на эту тему?

— Те, кто критикует, правы. С ними надо согласиться. Но наша задача — критику превратить в конструктив. Вот есть дом, который возводит «Домкор» по Цветочному бульвару в 21-м микрорайоне. Так как дом расположен около парка Победы, то должен быть передан дух роста деревьев. И мы предложили парапеты переделать — украсили декоративным фризом, входные элементы сделали в виде арок. Это нехарактерно для панельного домостроения. Взаимопонимание у нас с «Домкором» хорошее.

— А другие застройщики?

— И с другими работаем. Вот ГК «ПИК» строит на Сармановском тракте дом. Проектировщик — «Энергогражданпроект». Мы в первоначальный проект добавили цветные вставки — оранжевые, синие, желтые. И дом сейчас заиграл. Не черно-белые они теперь, а вот какие красивые. То есть пока внешний вид однообразных домов меняем за счет улучшения отделочного материала. Вот «Профит» недалеко от дома «Домкора» три башни поднял по проспекту Вахитова — больше стекла туда дали, белые «пояски». И «Санрайз Сити» с противоположной стороны нам подсказывал колористику дома. Этот плотный коричневый цвет мы от «Санрайза» взяли. А этот мягкий беж — от стен «Домкора». И эта колеровка дает возможность органично вписаться этим домам.

Но улучшение качества отделки — это не окончательный путь. Дальше будут формы дорабатываться. И такие объекты уже строятся. Вот, пожалуйста, недалеко от «Санрайза». Это «Профит» строит (показывает дом, стоящий галочкой). Мы его на градсовете показывали, обсуждали. Потом на фотографии, сделанные беспилотником, его посадили — как он в среде смотрится. Но и это не предел. Мы будем дальше развивать.

— Это ведь влечет удорожание для застройщика.

— Но вы же видите, что поворот идет. Мы это не от критики делаем. А веяния времени подсказывают нам.


«ЧЕЛНАМ НУЖНО МЕСТО, ГДЕ ЛЮДИ БУДУТ ОТДЫХАТЬ, СОБИРАТЬСЯ, ОБЩАТЬСЯ...»

— Вы часто ездите по стране и по миру. Какие архитектурные решения вы могли бы взять за образец, что Челнам можно перенять и в жилищном строительстве, в офисно-деловой и торговой застройке и в целом в ландшафтном дизайне? Ну кроме деревянных домиков на площади.

— Да, я и в Японии был, Тахаутдинов (Шафагат Тахаутдинов, экс-гендиректор ОАО «Татнефть»  прим. ред.) меня в Баден-Баден посылал, когда мы каскад прудов делали. Но у нас есть великолепный «Горзеленхоз»! Мы на объектах постоянно вместе. Они на хорошем уровне трудятся. Сейчас вот к Сабантую благоустройство ведется у Майдана. Нас постоянно Ринат Азгарович (Абдуллин — руководитель исполкома  прим. ред.) собирает там. Мы решения вместе со службой градостроительного развития принимаем, всегда рука об руку работаем. У нас в Челнах есть сильная молодежь, есть и аксакалы. Мы в состоянии построить объекты, как за рубежом. Главное — учесть местные традиции народа и профессионалов-архитекторов. Наша молодежь, наши архитекторы могут работать так же, как там.

— Ваш сын, я знаю, тоже пошел по вашим стопам. Более того, говорят, в городе есть объекты, сделанные по его проектам. Правда ли это?

— Нет, никакие заказы он не выполняет. Живет он в Альметьевском районе. Основная профессия его не связана с архитектурой. Для него это хобби. Но он меня консультирует, поэтому моя творческая молодость сохраняется. Других коллег-помощников у меня много: Илья и Равиль Сафиуллины, Альберт Сафин, Николай Сарапулов, Олег Ситников, Галия Мингазова, Игорь Усманов, Малика Шамсиева, Василь Набиуллин и многие другие.

— Над какими значимыми проектами вы и ваши коллеги сейчас работаете?

— Мы начнем готовить фасады домов по капремонту на 2018 год. Мы с коллективом выдали 50 с лишним домов по реконструкциям фасадов домов. Они мне их на выкрасы приносят. И самое важное — фасады 15 объектов здравоохранения. Мы уже несколько вариантов сделали поликлиник №№ 3, 6, 7, детских поликлиник №№4 и 2. Работаем с министерством, каждый день почти собираемся с Наилем Гамбаровичем, Ринатом Азгаровичем. По всем поликлиникам проекты уже приняты. Мы там не краской красим, а керамогранитом и алюкобондом.

Недавно нам дали задание — подумать о памятном знаке Табеева на набережной. Мы там уже беспилотником сняли территорию. Тротуарную плитку уже уложили по нашим зарисовкам. Площадку перед Майданом сделали. А по левую сторону от него будет памятник Табееву. Тут рядом набережная Табеева, и думаем, его памятник хорошо сюда впишется. Первая наметка — бюст из золотистой бронзы, который установлен на зеленых малаховитых глыбах. Примерно метра 2,5 - 3 высотой. Здесь Табеев как бы и на город смотрит, и на воду. Он как будто рад, что город такой появился. Перед этим я долго изучал книгу о Табееве и на глыбах предполагаю изобразить вехи Челнов и Табеева. Здесь карта Татарии, а здесь Афганские горы — он там послом был. Мое видение такое.

Ну и продолжаем искать образы домов для будущих строек.

Эскизный проект памятника жертвам репрессий

— В городе хотели установить памятник жертвам политических репрессий по инициативе общества «Мемориал». Конкурс был объявлен. Его итоги уже известны?

— Да, конкурс был. Есть несколько проектов, но результата достойного нет. Надо еще работать. Наверное, опять объявим конкурс. В Альметьевске, например, мы как поступили — там есть прямоугольная площадь, и мы на ней разместили памятник репрессированным, пограничникам, чернобыльцам. Ее так и назвали — площадь Памяти. А в Челнах на остановке «Студенческая» клином кладбище идет, рядом памятник «Родина-мать», вечный огонь, танки стоят. И не вписывается уже сюда памятник репрессированным никак. Поэтому мы решили расположить памятники чернобыльцам, репрессированным на аллее памяти, которая идет вдоль кладбища.

— Сейчас председатель правления ТПП Челнов Юрий Петрушин активно пытается провести работу по созданию памятника тем, кто строил город. Об этом многие ратуют, но не совсем понятно, когда он появится и где.

— Предварительно обговорено с автором проекта Владимиром Нестеренко и с Петрушиным поставить его в парке Победы, около шахматно-шашечного клуба, где раньше было колесо обозрения. Это стела из проекта Нестеренко, которую он планировал установить там, где сейчас в парке Победы стоят танки. Мне было дано задание учитывать его проект. Но не могу сказать, что это окончательная версия. Из художественно-декоративных, скульптурных элементов и металла мы постараемся сделать внушительный памятник.

— Вы вообще как считаете, какой знаковый объект необходим городу?

— Нужна площадь — место, где люди будут отдыхать, собираться, общаться. Набережную имени Табеева надо доделать — обогащать. Варианты разработок разные — могут и дома появиться, чтоб оживить водный фасад города, и многофункциональные объекты обслуживания населения, чтоб челнинцы и гости города могли поесть, отдохнуть.


«ЕСЛИ НА ГРАДСОВЕТ ОДНИХ АРХИТЕКТОРОВ СОГНАТЬ, ГОРОД ТАК И БУДЕТ СТОЯТЬ НА МЕРТВОМ МЕСТЕ»

— Одним из основных плюсов считается обсуждение проектов на градсовете. Его гласность, безусловно, радует, но исполнение оставляет желать лучшего. Не совсем понятно, зачем градостроительному совету нужны чиновники. Какую роль они играют, кроме обеспечения нужного количества голосов за тот или иной проект?

— Там ведь не только чиновники, есть депутаты, главы районов, инженеры-специалисты. Один Петров (Альберт Петров гендиректор ООО УКС «Камгэсэнергострой» — прим. ред.) только чего стоит. Если вы этот состав возьмете, вы увидите широкий круг, коллегиальность. Это состав полезный, нужный, а не просто с потолка. Архитектура — это материальная среда, создаваемая коллективным трудом. Если туда одних архитекторов согнать, да еще таких, у которых по два пальца загнуты на каждой руке, город так и будет стоять на мертвом месте. Рядом с архитекторами обязательно нужны хозяйственные руководители. А у нас в градсовете люди, которые голос других слышат, которые землю знают, а не просто творчество в облаках творят. То есть у нас архитекторы, которые в последние 10 лет ничего не создали. Я не говорю: я лучше, а тот хуже. Надо просто дело с практиками иметь, а не с теоретиками.

— Не нуждается ли градсовет в обновлении?

— Обязательно! Туда только работающие архитекторы должны входить, а не болтуны. Вот, например, Ситников Олег, кто занимался проектами фасадов поликлиник. Молодой архитектор Николай Сарапулов еще не член градсовета, но он претендент в будущем быть в его составе. Все козырьки над переходами — это наша с ним совместная работа. Это настоящий арт-элемент.

— Вот эту вашу совместную работу опять же все критикуют — все сделали так, что козырьки текут.

— Да, я под этими козырьками часто хожу и думаю — ну стыдоба. Я как раз с исполкома до нашего управления архитектуры пешком бегаю. Потратить бешеные деньги республики, деньги народа — так качественно должно быть! И вот за это сердце болит. Надо этого человека найти, который так сделал. Помню, в Альметьевске загс построили по моему проекту. Там купол у него стеклянный и зал круглый стеклянный. Идея была в том, что жених и невеста идут по небесному коридору к богу. И там тоже крыша потекла. А мне с исполкома уже звонят: твой загс течет. Я уже тогда дурной был — болел за качество архитектуры. И сказал им: «А можно я туда начальника УКСа приведу и на голову ему ведро с дождевой водой надену? Технадзор — за ним!» И здесь тоже мэр нас каждый раз за это бьет — и правильно делает.

— И когда же произойдет обновление?

— Я думаю, это произойдет естественным образом в ближайшее время — в 2017 году.

— А создатели проектов как-то пытаются влиять на мнение участников градсовета вне его стен?

— У нас коллектив крепкий. На это и есть градсовет, который все противоречия утрясает.

— За два года его существования сколько проектов категорически не прошли согласование градсовета и авторы вынуждены были от них отказаться?

— Тут дело не в количестве. Принцип градсовета — не зарубить, а помочь.

— Только не совсем понятно, почему фактически один и тот же проект сначала вызывает полное неодобрение участников, а потом его спокойно принимают. Например, скандальный проект «Бургер Кинга» в зеленой зоне или гипермаркет «Лента» на ЗЯБи.

— Владельцы участка, где будет строиться «Лента», учли наши острые замечания, транспортные вопросы решили. Там ведь земля куплена — хозяева есть. Им же тоже надо строиться.

Памятник Фикряту Табееву — бюст из золотистой бронзы, который установлен на зеленых малаховитых глыбах

«ВЫДЕЛИЛИ ДЕНЬГИ — БЫСТРЕЕ ОСВОЙ И РАДУЙСЯ»

— Архитекторы говорят, что у нас не решен вопрос с прибрежными зонами. Та реконструкция, которая сейчас проходит на набережной имени Тукая, набережной имени Табеева, — это лишь временное облагораживание территории. А нужна полноценная инженерная защита береговой территории. Вы согласны с таким подходом?

— Вот из-за людей с такой философией вы 50 лет прожили на такой улице, как Команды «КАМАЗ-Мастер»! Я по ней домой хожу и каждый раз себе задаю вопрос: чего ты тут, Алмас, забыл? Потом приду на работу и как-то забываю об этом — до вечера. Из-за таких людей город местами в подобном состоянии. Раз выделили деньги — ты быстрее освой и радуйся, благодари тех, кто выделяет деньги! Придут деньги на инженерную защиту — защитим. Там же это все связано с возможным поднятием уровня воды в водохранилище до проектной отметки. А тут увидят люди, что облагородили территорию, может, еще выделят деньги. Вот пример — строительный техникум имени Батенчука. Подобные качественные работы как раз и гарантируют дальнейшее финансирование в этой сфере и в других направлениях.

Строительный колледж имени Батенчука

А по защите... Сажать дома, объекты капитальные выше отметки надо. А благоустройством подойти, камнями, откосом — это значит реально смотреть на вещи. Я знаю, чьи это идеи. В 3000 году из космоса если прилетят марсиане, тогда это сделают. Я эти идеи послушал, коллектив собрал. Из них один-два примера, может, реальны, и то по ним ходить и пороги обивать надо. Идеи хорошие, но на дальнюю перспективу. А я не работаю в том заведении, где могли бы в этом вопросе помочь. Я, может, тоже в таких заведениях нуждаюсь. И когда идет вот наплыв таких идей, как выжить? Только остается тоже сумасшедшим прикинуться. Если вам попадется дизайнер, архитектор, и, если он не покажет ни одного чертежа, а будет только языком молоть, можете время на него не тратить. У нас принцип такой — говорим, показываем, реализовываем. Все в нашу команду влились. Но есть те, кто только языком может работать.

— Ну что ж, хорошо, у нас есть в республике специалист по набережным — помощница президента РТ Наталия Фишман. У нее, между прочим, взгляд немного иной, чем у вас, — она говорила как-то, когда была в Челнах, что надо создавать проекты с заделом на будущее, которые выходят из бюджета.

— Я тоже за перспективный подход, но надо реально работать. Я не спорю — оригинальный, современный проект по инженерной защите. Но оценку идеям и мнениям Фишман даст президент. Но то, что помощник президента много делает в Татарстане в плане благоустройства, — это, безусловно, положительно.

Парк «Прибрежный»Нажмите, чтобы увеличить

«ВСЕ ДЕЛАЕТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ «ТАЛАНУ» ПОМОЧЬ»

— В начале 2017 года компания «Талан» должна была начать осваивать Орловское поле. У них амбициозный проект по застройке 73 гектаров земли. Их проект вызвал восхищение на градсовете, его утвердили на публичных слушаниях. Почему при таких хвалебных отзывах до сих пор не начато строительство?

— Это не к нам вопрос. Мы все сделали, все подписали.

— Но у «Талана» и в 19-м комплексе есть проблема. Им исполком не дает разрешение на строительство, потому что их проект предполагает больше этажей, чем предусмотрено проектом планировки микрорайона. Но ведь проект проходил через вас. Почему на этапе согласования эти ошибки проекта не обнаружились?

— Мы свои замечания им еще полтора года назад дали, но воз и ныне там. И письма у нас их есть, и общение шло. Но они нас не послушали. Там, например, на соседнем участке по плану — 25-этажный дом, который ГЖФ строит. А «Талан» дом рядом сажает, закрывая им всю инсоляцию. И говорят нам: ну этого же дома нет еще — они пусть подвинутся. Под окнами парковку поставили — на всю длину дома. Так уж не делается.

— Но в то же время градсовет принимает проект Дембича, который предполагает строительство в этом же микрорайоне 30 - 40-этажных домов. Тут к этажности, значит, нет претензий?

— Это же в одном месте только дома такие у Дембича — три дома. Его проект еще не утвержден. Поверьте, там все делается для того, чтобы «Талану» помочь. По утвержденному проекту планировки там 9-этажные дома должны быть, но проект старый, а у них по 25 этажей. Мы сейчас обновляем его ради них. А они не понимают. Дембич и сделал свой проект таким, чтоб проект «Талана» прошел. При предварительном рассмотрении на градсовете проект «Талана» прошел. Решение градсовета — «Рекомендовано на согласование», но наши рекомендации ведь могут и не принять.

— Хочется все-таки понять, что же будет находиться в центре города — только жилые дома-свечки или культурные и офисно-торговые учреждения?

— Это будет общественный центр города — до мэрии, а от нее к «Палитре» и до улицы Беляева. Эспланада-аллея пойдет по земле. Там грамотно проект сделан. Он решает проблему размещения хаотичных парковок, самостроев, гаражей по улице Команды «КАМАЗ-Мастер». Владельцам предложат другие места в этом же районе.

«Междуречье»Нажмите, чтобы увеличить

— На каком этапе находится проект ЖК «Междуречье», который должен располагаться на слиянии двух рек — Камы и Мелекески? Когда начнется застройка?

— Был выбран наш проект, я его называю архитектурным техзаданием для дальнейшей работы местным архитекторам. Конкурсанты хотели весь этот пятачок застроить проектами. Получился проект, который полностью разрушает композицию. Пространство не формируется — просто дома навалили. Таких проектов, похожих друг на друга, было 10 штук. И нами был подготовлен другой проект. С одной стороны «Домкор» свои дома разместит. С другой стороны — «АНГ-Холдинг». А храм Серафима Саровского станет своеобразной стелой. У нас тут площадь выходит к воде. А если смотреть со стороны старого города, дома образуют подобие ворот, и формируется градансамбль. Я опять же повторюсь, ансамблевый подход должен быть в градостроительстве. То есть самое главное — строительством не испортить общий вид места. Руководству проект понравился. «Домкор» согласен с ним, и они готовы строить по нему. А другой инвестор — гендиректор «АНГ-Холдинга» Алексей Горшков — пока живет с этой мыслью. Думаю, не сможет отказаться от такого проекта. Он интересный инвестор, преданный архитектуре человек.

— Жители новых районов — Замелекесье, 65-й, 63-й комплексы — жалуются, что они лишены нормальной инфраструктуры. Как в плане обустройства и ландшафтной среды — дорог, скверов, так и каких-то культурно-образовательных объектов. Они как будут развиваться в перспективе?

— В проекте все социальные объекты, дорожная инфраструктура предусмотрена. Будет постепенно реализовываться.

«Изображение крыши я сравниваю с картиной Ван Гога «Сеятель»Нажмите, чтобы увеличить

«МЫ СЕРЕБРЯНЫЙ ДИПЛОМ ЗА ПАРК ПОБЕДЫ ПОЛУЧИЛИ, А ПАРК ИМЕНИ ГОРЬКОГО В МОСКВЕ — «БРОНЗУ»

— Вы разрабатывали новый знак для въезда в город. У нас четыре основных въезда, но ни на одном из них новый знак не появился. Почему?

— Мы один знак покрасили, который по федеральной трассе со стороны Елабуги. Стела сейчас на лодку похожа, буквы белые. А над новыми знаками работаем. Равиль Сафиуллин провел молодежный конкурс, около 10 эскизов сделали. Дальше будем продолжать. В первую очередь надо установить знак по дороге из аэропорта Бегишево.

— Парки и скверы города активно реконструируются благодаря республиканским программам. Вы как считаете, работа на должном уровне проведена? Или наши парки еще в чем-то нуждаются, в малых архитектурных формах, например, или в каких-то новых идеях?

— Парк Победы является ярким примером нашей работы. Там есть и прогулочные места, и многофункциональное зонирование. Мы на международном конкурсе получили серебряный диплом за этот парк. В то время как парк имени Горького в Москве взял лишь «бронзу». Эту работу вел профессор Дембич. Основной подрядчик — «Евростиль» и многие другие предприятия города. Это важные дипломы — мэру дали, всей команде дали.

В парке Победы по ландшафту уже многое сделано. По проекту молодежный центр заложен ближе к Цветочному бульвару, большой цветочный комплекс с дендрариями, кафе. Это все будут предлагать воплощать предпринимателям. Это притягательность парка усилит. В парке «Гренада» уже отдан участок под центр юношеского футбола. Главное, чтоб эта земля была освоена по тому виду использования участка, под который она сначала предполагалась. А малые архитектурные формы будем устанавливать по дворам. Также финансирование идет. Районным главам мэр дал задание выбрать дворы под это, проект сделать, реализацией заниматься.

— А что там будет?

— Детские и спортивные площадки. Главное, чтобы они были функциональными.

— Вы, помнится, планировали обустроить сквер около здания казначейства на остановке «Челныгорстрой». Вам и мэр дал добро, а сквер так и не появился.

— Да, сквер не появился. Но это не мое безразличие к этому вопросу. Я его нарисовал овальным, чтоб он объединил вокруг себя и казначейство, и автосалоны, которые рядом расположены. И такой элемент в виде стелы там предполагался, чтоб рекламу нес от Mazda, от Nissan. Остался эскиз, но он включен перспективный план.

— Вы про рекламу упомянули. Вы отказались от обязанности согласовывать с вами концепцию размещения рекламных конструкций и средств наружной информации. Вы считаете, что в этом вопросе мнение архитектора не нужно и в Челнах все в порядке с рекламными конструкциями?

— Это работа ДИАС. Хорошо, конечно, восстановить штатную единицу главного художника, но так как в городе, мы по эстетической части помогаем.

— А щиты, по-вашему, не уродуют город?

— Никто не отменял слова о том, что реклама — двигатель торговли, прогресса. Поэтому я говорю: все должно быть полезно для города, функционально. Но на общественных местах, конечно, не надо ломать пространство, портить вид зданий щитами. Для этого линейные пространства есть. Но в целом, я думаю, с рекламой неплохо здесь организовано.

— Будет ли как-то решаться вопрос с точечной застройкой? Власть, конечно, ведет диалог с жителями, заставляет арендаторов участков подписывать стопроцентное согласие жильцов на строительство. Но тем не менее объекты все равно появляются, несмотря на народное возмущение. Вас от нее не коробит?

— Вот для этого мы и утверждаем генплан, создаем проект планировки, разрабатываем правила планировки. Но надо объекты вписывать красиво в среду и обязывать предпринимателей делать что-то полезное для жителей — сквер сделать, благоустройство, чтобы противоречий не было потом. А на будущее — строить во дворах только с учетом всех нормативов.

— Власть пока никак не может выработать конкретных решений по парковкам и стоянкам в городе. Есть ли это видение у вас?

— То, что дворы полны машин ,— это беда. Надо идти вперед с учетом западного опыта. Мое видение такое: надо строить парковки в коммунальной зоне, но с одним условием — должна быть четкая система общественного транспорта, чтобы человек в любой время мог с этой парковки уехать домой. Мы уже много проектов стоянок сделали в Челнах по заказам инвесторов-застройщиков. Планируем и на Сармановском тракте, где «Домкор» строит, в 63-м комплексе тоже. «Комфортное жилье» великолепное решение нашли — проект двухуровневой парковки есть у них по проспекту Яшьлек.

— Ваше рабочее место находится в здании бывшего детского сада. Вы как-то выглядите сапожником без сапог. Не хотите это здание облагородить? А может, вообще построить дом архитектора?

— Меня сюда пригласили работать. И я в восторге от того кабинета, что мне дали. Ни у кого такого большого кабинета нет — здесь и все чертежи можно разложить, творить можно, мозговую атаку проводить. Я больше думаю о городе. Мне не важно, из чего наше здание отделано. Вы же видите, какая тут творческая аура.

Идрисов Алмас Ахтямович родился 6 мая 1950 года в деревне Старый Иштиряк Лениногорского района ТАССР.

Окончил в 1973 году Казанский инженерно-строительный институт по специальности «архитектура».

1976 - 1978 — руководил проектной группой в институте «ТАТНИПИНЕФТЬ» города Бугульмы.

1978 - 1990 — главный архитектор Бугульмы.

1990 - 1992 — главный архитектор Лениногорска.

1992 - 1995  — главный архитектор на строительстве филиала телецентра в Нижнем Новгороде.

1995 — принят на работу старшим преподавателем кафедры теории, истории архитектуры в Казанскую государственную архитектурно-строительную академию. Без перерыва проработал до 1999 года.

С 1999 — главный архитектор Альметьевска.

Его проект благоустройства центра Альметьевска удостоен Большой серебряной медали Академии художеств РФ. Является лауреатом Государственной премии РТ в области науки и техники (2004). Заслуженный архитектор Республики Татарстан. Лауреат знака «Кентавр» совета главных архитекторов России в 2007 году.

С 2015 года — главный архитектор города Набережные Челны.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (56) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
4.08.2017 08:06

На фотографиях архитектурный ужас из 80х.. И он предлагает его дальше делать?

  • Анонимно
    4.08.2017 08:06

    На фотографиях архитектурный ужас из 80х.. И он предлагает его дальше делать?

    • Анонимно
      4.08.2017 17:17

      Он хоть что-то пытается делать. Страшный у нас город был, надо с малого начинать.

  • Анонимно
    4.08.2017 08:09

    Яркие фасады, которые на фото? Но это уровень детского сада...
    Мансур Ибраевич

  • Анонимно
    4.08.2017 08:21

    - "А вот с однообразием панельных многоэтажек в городе что делать?"
    - "...мы предложили парапеты переделать"

    Это просто замечательно! Вот и весь подход к работе - разукрасим, добавим фризиков и город заиграет. Эх..!

    Ровесник

    • Анонимно
      4.08.2017 14:34

      Разве можно прийти к чему-то хорошему, не начав изменений? Для переосмысления типового домостроения требуется время, но ищутся пути решения! Кажется каждый критикующий бы сделал лучше, но без знания и опыта это только иллюзии и фантазии.

      • Анонимно
        4.08.2017 17:17

        Знаете, модернизировать ВАЗ2109 заменив короткое крыло на цельное- не развитие. Это пыль в глаза

        • Анонимно
          4.08.2017 17:57

          Татарин Злой
          Ваши предложения? Снести все панельки? За чей счёт?

          Человек реально пытается что-то сделать. Это ведь невозможно стало жить в городе! Грязно-серые (когда-то белые ) панельки. Если новые здания- то Никитина подписывала только черно-белую гамму (посмотрите на новый загс- мой родственник спросил "Это, что, ритуальная контора?"), видимо это определённые психические девиации. Сейчас хоть глазу есть чему зацепиться, появились яркие и Теплые краски в архитектуре. У нас 7-8 месяцев в году серая и унылая погода, хочется ярких красок. Съездите в Норвегию на фьорды- там домики покрашены в яркие, солнечные цвета. Потому что люди понимают, что при недостатке инсоляции ребуется недостаток замещать более яркой раскраской домов.

  • Анонимно
    4.08.2017 08:30

    После чумовых ляпов в Альметьевске, - и такая самореклама?!
    Всё, господа, держитесь.... - ...вокзал поехал!
    Созерцатель

  • Анонимно
    4.08.2017 08:36

    А планировка Альметьевска- это же просто ужас!!!!!!!!!!!!!!!. В кварталах многоквартирных домов чиновники понастроили себе дворцов с бассейнами,банно-прачечными комплексами и отапливаемыми гаражами. А жители этих многоквартирных домов оплачивают коммунальные услуги этой роскоши чинуш.

    • Низами
      4.08.2017 10:41

      И теперь в эту планировку некий "радетель за ЗОЖ" добавляет свою "изюминку", создающую дополнительные проблемы жителям города...
      Сколько лет жители просили найти средства на строительство тротуаров и пешеходных дороже, на благоустройство дворов и придомовых территорий, на общественные туалеты, наконец...
      Но, пришел "велоимператор" и вздрогнул Альметьевск...
      И возрадовались продавцы и арендодатели велотранспорта...
      И нашлись средства неисчислимые...
      И "велопаутина" окутывает город, невзирая на возмущения значительной части горожан...
      А на остальное денег так и не хватает...

      • Анонимно
        4.08.2017 11:30

        Правильно делает, пока не подопнешь -ничего не изменится..Привыкли даже 100 м. на машине проезжать, пусть через колено ломает дурные привычки..Лет через 10 когда средний житель поймет, еще благодарить будет за такое внедрение велотранспорта.

        • Анонимно
          4.08.2017 14:49

          Вы видимо никогда не бывали в Набережных Челнах! Здесь общественный транспорт в основном ездит вдоль города по основным проспектам, добраться поперек города общественным транспортом практически не реально. Пример по пр. Хасана Туфана нет ни оного автобуса или маршрутки чтобы доехать от Майдана до 54 к-са.

          • Анонимно
            4.08.2017 15:56

            Вообще-то я отвечал анониму писавшему о Альметьевске. Будьте внимательнее в будущем..

            • Анонимно
              4.08.2017 20:56

              Вообще-то вы ответили Низами...
              Будьте внимательнее в будущем...

          • Анонимно
            4.08.2017 16:00

            Точно,точно. Я хоть и автомобилист,но общ. транспортом тоже пользуюсь. Верно. С пр. Мира до Чулмана,Московского,Сююмбике вообще никак не добраться. Центральный проспект казалось бы! А по Туфана нет ни одного автобуса,а автобусная полоса есть)

          • Низами
            4.08.2017 18:32

            Так в Альметьевске то же самое - три основных улицы...
            И вот эти "поперечки", которые и так были не широки, еще сузили ради велодорожек...

        • Анонимно
          5.08.2017 14:28

          У народа не спросили перед внедрением! Думаю, процентов70 было бы против. Мое мнение- улицы Альметьевска ещё более сжались, и стало дискомфорт но!

  • Анонимно
    4.08.2017 09:05

    "Архитектор" уничтоживший Белый Город над Камой, превративший фасады Набережных Челнов в безвкусные, аляпистые калейдоскопы. Полное игнорирование истории и культуры города, мнения специалистов (он уверен что в городе, кроме него, таковых нет), мнения населения.
    Горько и больно видеть "уникальные творения выдающегося архитектора"!

    • Анонимно
      4.08.2017 13:28

      Самое простое -критиковать сидя на диване. Но что бы сделали Вы, будь на его месте? Думаю, ничего. Архитектура - это не просто "послушать каждого" и сделать, это поймет только тот человек, который сам вовлечен в эту деятельность. За последние пару лет в Челнах стало приятно гулять, ходить пешком, стало комфортно не только "физически", но и душевно...Хотя, наверное, не всем это дано понять.

    • Анонимно
      4.08.2017 16:39

      Где Вы видели "белый город", унылая серость "грязность" - вот что было

      • Анонимно
        4.08.2017 17:43

        Такой комментарий мог написать Только Наш Новый Главный Архитектор!
        Мы, Челнинцы, любим Наш Белый Город на Каме! Уверен, что работники Камгэсэнергостроя (Батенчук), Челныгорстроя (Бибишев) и других организаций, строившие этот город, эти проспекты, эти дома не согласятся с вами.
        А те, кто видят в Нашем Любимом Городе "унылую серость и грязность" пусть "разукрашивают" другие города, районы и деревни.

      • Анонимно
        4.08.2017 18:09

        это крылатая фраза нашего мэра, которую он произнес на встрече с с художниками и архитекторами города, которые подписали коллективное письмо написали в знак протеста против аляпистого разрисовывания города

      • Анонимно
        4.08.2017 18:55

        Представляю вашему вниманию строчки из стихотворения рядового строителя КамАЗа плотника Евгения Кувайцева, написанного по случаю выпуска первого автомобиля в 1976 году:
        Там, где поставлена
        точка на карте,
        Вырос гигант -завод.
        Белыми скалами
        Город дыбится
        Наперекор ветрам!
        Нашим потомкам
        Пусть посчастливится
        Жить, как работалось нам!

    • Анонимно
      7.08.2017 22:50

      Со стороны Камы и с других направлений город белым цветом высится, сколько бы не красили, ультрафиолетовые лучи делают свою работу. Идрисову не в силах перекрасить весь город. Ведущий песочных часов ТНВ, в беседе с Салаватом, назвал Челны белым городом (АК КАЛА).

  • Анонимно
    4.08.2017 09:10

    Да, ярко как солянка. Особенно ужасные дороги, те, что не относятся к центру.

  • Анонимно
    4.08.2017 09:42

    Горе архитектор возомнивший в себе божественный дар. За что только Челнам такой достался. Аляписто- бесвкусная архитектура и вид фасадов, это ж надо постараться за небольшой срок сделать из Челнов посмешище.

  • Фирдаус
    4.08.2017 09:46

    Ярко- это ещё не показатель таланта. А скорее наоборот - это отсутствие вкуса. Но деревенские бабушки любят яркие наряды, например: зелёное с бардовым.

  • Анонимно
    4.08.2017 10:26

    Маразм какой то. Ни эстетики ни комфорта, - и все в восторженных тонах. Обыкновенный пром дизайн.

  • Анонимно
    4.08.2017 11:32

    Уверен что большинство критиков в Челнах никогда не было..

  • Анонимно
    4.08.2017 11:35

    Многие поколения челнинцев будут вспоминать эти годы как годы снобизма и безвкусицы в архитектуре Набережных Челнов.
    Оскорбление памяти Академика Рубаненко, Первостроителей города и КАМАЗа.
    Единственное светлое пятно в архитектуре этих лет - проекты Фишман! Спасибо ей от Челнинцев!

    • Анонимно
      4.08.2017 16:41

      !! Кто это пишет? PR агент ее самой
      Ни одного качественного проекта ей не сделано

      • Анонимно
        4.08.2017 19:08

        Это пишет человек, который строил этот город, который любит этот город, у которого сердце болит от ваших раскрасок дорогой АА.
        Я не знаю кто такая Фишман (вас я тоже не знаю, может это не вы испоганили Челны), но я, мои дети и внуки (десятки тысяч челнинцев) говорят ей Спасибо за набережную, за комфорт и радость! Вообще, речь не о ней. Не нравится, не приходите к нам на набережную. Десяткам тысяч челнинцев нравится. Мы голосуем ногами )))

  • Анонимно
    4.08.2017 12:10

    Когда его уволят уже, весь город испортил своей раскраской аляпистой. Десятилетиями город строили, проектировали лучшие архитекторы страны и тут появляется неизвестный и начинает красить, решение принял один. Он ошибочно уверовал, что его мнение является единственно верным

  • Анонимно
    4.08.2017 14:43

    Родился, вырос и живу в Набережных Челнах.
    ЭТО ГОРОД-ЗАВОД!!! Как корпуса КАМАЗА так и весь город одни сплошные коробки! Глазу зацепиться не за что, комплексная застройка одинаковыми домами, если тебя привести с закрытыми глазами в любой комплекс, ты никогда не догадаешься в какой точке города находишься.
    Когда в СССР его строили еще было понятно, были свои планы и нормативы, но они и сейчас строят по этим нормативам, из тех же панелей, с узкими извилистыми дорогами внутри, где не припарковаться не разъехаться!
    Вопросы с парковками не решаются никак, стоянки сносятся, на их месте строятся новые дома, а автомобилистов просто выгоняют. Администрацию данные вопросы не трогают, так-как они живут за городом в частных домах со своими парковками, или за ними приезжают личные водители из гаража.
    Он предлагает сделать платные стоянки за чертой города + платить за проезд до машины и обратно??? Это надо быть совсем невменяемым.
    Этот "АХРИТЕКТОР" так разрисовал дома, что невольно возникает мысль, что он что-то принял перед этим.
    Внутри комплексов нет прогулочных зон, ремонта дорог и бордюров, ограждения газонов сделаны из труб отопления, которые меняли при капремонте.
    Для Набережных Челнов предлагаю запретить постройку домов из панелей, хватит!!!
    Реконструкция площади "Азатлык", конечно нужна, по тому что там полное убожество было, но в первую очередь надо полностью реконструировать внутрикомплексную систему - расширить дороги, сделать парковки, пешеходные зоны, детские площадки, посадить деревья.

  • Анонимно
    4.08.2017 15:27

    Так вот кого ругать надо?? Альметьевск по архитектуре.... Как бы сказать помягче..... Не знаю. Но того, кто проектировал город - на кол, уволить без права архитектировать что-либо вообще. Извините, наболело

  • Анонимно
    4.08.2017 15:42

    а вы сьездите в онкологический диспансер там все с Альметьевска))

    • Анонимно
      4.08.2017 16:54

      А как архитектура этого города связана с онкологией

      • Анонимно
        5.08.2017 03:42

        А вы, - подумайте; если не получится, обратитесь к экологам или к Карамаликову С.А.( главврачу онкоцентра в г. Альметьевске).
        И вообще-то: нормальное образование - страшная сила!
        Созерцатель

  • Анонимно
    4.08.2017 17:02

    А по-моему Челны стали хоть немного интереснее, не исключено, что благодаря Идрисову. Глаз есть за что зацепить. И яркие дома и парки нам с детьми очень нравятся.

  • Анонимно
    4.08.2017 17:40

    Спорить бесполезно. Целесообразно принять на работу итальянца или немца в должность архитектора города. Вот зарплата это вопрос. Хотя " верховные чиновники' города могут поделиться ( ЖКХ например слышал откат 16%) откатом и назначит иноземцу зарплату за его труды. Тогда ещё можно что-то сделать!

  • Анонимно
    4.08.2017 19:01

    "После чумовых ляпов в Альметьевске, - и такая самореклама?!
    Всё, господа, держитесь.... - ...вокзал поехал!
    Созерцатель"- Подписаться где? Согласна абсолютно!

  • Анонимно
    4.08.2017 19:54

    Город сегодня в ужасном состоянии! Отсталая инфраструктура, людям некуда себя деть, молодежь уезжает. Даже вдоль основных проспектов не нормальных тротуаров ( пешком ходить невозможно), газонны не косят, а зимой с вывозом и уборкой снега- беда! Нет ни театров( два коллектива еле ютятся в неприспособленных зданиях), ни парков и скверов, ни зоопарка, ни цирка, ни музеев. Власти Татарстана, вы помните, что такой город есть на территории Республики или забыли все о нем?!

  • Анонимно
    4.08.2017 22:13

    Дорогие соседи Челнинцы! Я из Менделеевска. Я в шоке от ваших комментарий.
    Мое мнение, вы все мастера критиковать того, кто что то делает ради вашего города.
    Город приобразился, стал намного краше и уютно. Серость.,грязь и развалины можете посмотреть в Менделеевске.
    Зато наш архитектор ничего не делает для города, кроме шабашек в свой карман.
    С жиру беситесь.... Все познается в сравнении. ..
    А у нас есть что сравнить.
    Мы считаем,
    Идрисов это энергичный,опытный специалист своего дело.
    Мы с удовольствием приезжаем в Челны, гуляем, отдыхаем.

  • Анонимно
    4.08.2017 22:15

    Алмас Ахтямович, извините конечно, но Альметьевск местами похож на хорошую детскую площадку в детском саду. Если это нефтяная столица...

  • Анонимно
    5.08.2017 10:35

    Полностью согласна с мнением Менделеевца, что касаемо Альметьевска-вы не правы! Альметьевск- это маленькая Швейцария и точка.Все бы архитекторы городов были такими же талантливыми как Идрисов....Критикуют, значит уважают!

    • Анонимно
      5.08.2017 13:37

      По меньшей мере странное утверждение. Уважают за хорошие дела. Здесь судя по комментариям применимо слово-ненавидят..

    • Анонимно
      5.08.2017 14:34

      Ага!Тесная, душная, загазованности, слащавая "Швейцария"!

  • Анонимно
    5.08.2017 13:41

    очень хорошо ругать и ничего не делать, сделайте свое предложение, лучше, скажите давайте делать именно так. Что стоят ваши слова не подкрепленные делом ( это к комментаторам), так словоблудие.

  • Анонимно
    5.08.2017 14:36

    Так спросили бы народ, устроили конкурс, опрос и т.д. Посыпались бы тогда дельные предложения. А то один умник- колхозник все решает.

  • Анонимно
    5.08.2017 19:41

    Не смог удержаться от комментария. Ответ Уважаемому АА (положительные комментарии без сомнения его):
    Профессиональный архитектор (простите за неоправданное восхваление) не ломает созданное коллегами, а создаёт что-то своё, талантливое, красивое.
    Не нужно переделывать созданное до вас (это по меньшей мере не этично). Создайте, если вы на это способны что нибудь своё. Новый микрорайон, новые дома, новые объекты. Но, поверьте мне, челнинцу, если вы будете внедрять в Набережных Челнах "уникальный, альметьевский дизайн" жители города будут помнить вас только как ХУДОжника, разукрасившего наш город в стиле Детский Сад.

    • Анонимно
      5.08.2017 20:07

      Поддерживаю. Врач, критикующий предыдущего врача, директор, рассказывающий что до него работали одни идиоты, мэр умеющий только критиковать предыдущего мэра, архитектор умеющий только перекрашивать созданное до него...
      Грустно это... Как-то, не красиво. В Челнах так не делал ни один Генеральный КАМАЗа, ни один Генеральный директор КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ, ни один Мэр, ни один Главный архитектор.

  • Анонимно
    6.08.2017 00:09

    Альметьевск- сравнивала с Швейцариией я,это не только мое мнение, об этом часто говорят гости, посетившие нефтяную столицу Татарстана! Там, где добывают нефть с экологией конечно проблема! Несмотря на это нефтяники всегда стремятся не навредить природе!Касаемо Вашей критики в адрес гл.архитектора хочу возродить, по поводу его критики в адрес бывших архитекторов. Наоборот в своих интервью АА плавно уходит от этой темы.Скорее всего, каждый читатель по своему "дочитывает" сказанное.Мы должны благодарны АА, даже в том, что нас " разбудили" , мы не равнодушны облику нашего города,хотим, увидеть его лучше и краше. Как говорится в споре рождается- истина.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль