Общество 
4.08.2017

Путеводитель для школоты: Энгель Фаттахов дает ориентир на 1 сентября

Сабинское образовательное чудо: 4 из 5 лучших сельских школ Татарстана по версии минобраза РТ работают под крылом Раиса Минниханова

Совсем немного осталось до старта учебного года, и хотя в августе школа для чада-первоклассника, как правило, уже выбрана, есть интерес удостовериться — правильно ли. В помощь — свежий рейтинг от министерства образования и науки РТ. Сегодня оно опубликовало традиционный Топ-100 городских и сельских школ Татарстана, показавших высокое качество образования. Как выяснили корреспонденты «БИЗНЕС Online», многие считающиеся элитными казанские школы плетутся в хвосте списка.

Ведомство Энгеля Фаттахова опубликовало традиционный Топ-100 городских и сельских школ Татарстана, показавших высокое качество образования

«МЫ РАБОТАЕМ С ОТБОРНЫМИ ДЕТЬМИ»

Какие показатели учитывались при составлении рейтинга? Это количество учащихся; результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и предмета по выбору; доля не сдавших ЕГЭ; доля выпускников с результатом 80 и более баллов по всем предметам ЕГЭ; количество победителей и призеров олимпиад.

Надо отметить, что перетасовка самых сильных школ весьма незначительна (хотя временами и показательна). Но есть и исключения — например, бугульминский лицей №2 перескочил с 28-го места сразу на 6-е. Можно предположить, что здесь сыграло роль резко увеличившееся количество выпускников с результатом 80 и более баллов по всем предметам ЕГЭ: в 2016 году их было 26,52%, а сегодня — 39,18%. Отметим важность этого показателя, у таких выпускников наибольшие шансы для поступления на бюджет в сильные вузы.

Первое место в рейтинге, как и в 2016-м, — у лицея №131 (Казань). Правда, на этот раз он делит позицию с IТ-лицеем при КФУ (в прошлом году — 6-й). 2-е заняла набережночелнинская гимназия №26 (ранее — 4-е). На 3-м месте — общеобразовательная школа-интернат «Лицей им. Лобачевского» (ранее также 4-е). На 4-м — казанская гимназия №7 им. Героя России Козина (12-е). На 5-м месте — набережночелнинский лицей №78 им. Пушкина (в прошлом году — 2-й). На 7-м – знаменитое казанское СОлНЦе (5-е место в прошлом году). На 8-м — лицей-интернат инновационных технологий №36 (12-е). На 9-м — бугульминская школа №6 (сохранила свои позиции). На 10-м — челнинская гимназия №77 (8-я по итогам прошлого года).

Во многих случаях сложно сказать, чья заслуга — высокий результат. Многое зависит от контингента. Одно дело — дети, набранные по месту жительства, а другое — прошедшие определенный фильтр. На это в беседе с «БИЗНЕС Online» обратил внимание и один из главных героев рейтинга — директор IT-лицея КФУ Тимербулат Самерханов: «У успеха несколько компонентов, и прежде всего это то, что у нас много талантливых детей со всей республики и из-за ее пределов, — талантливые ребята и девушки, мы ими очень гордимся. Нам повезло, мы работаем с отборными детьми, которые поступают к нам по конкурсу. И благодаря этим факторам так получилось, что по олимпиадам, ОГЭ и ЕГЭ мы в лидерах. Но если сравнивать нас со 131-й школой, где учатся 726 детей и у них 114 победителей олимпиад, то у нас 287 детей и 86 победителей олимпиад. Если бы это соотношение учитывалось, то, думаю, мы бы обогнали 131-й лицей. Вопрос в том, как рейтинг формировать. Но я рад, что мы заняли такое высокое место, так как мы существуем всего четвертый год: сначала было 16-е, потом 10-е, 6-е. Я благодарен нашей „банде“ из детей, учителей, воспитателей и родителей за этот успех».

Казанская гимназия № 7 Во многих случаях сложно сказать, чья заслуга — высокий результат. Многое зависит от контингента. Одно дело — дети, набранные по месту жительства, а другое — ребята, прошедшие определенный фильтр

«КОНДУИТ» ДЛЯ ГЛАВ РАЙОНОВ

Любопытен результат по сельским школам хотя бы потому, что в последние годы этот образовательный рейтинг руководство республики напрямую связывает с эффективностью районных глав. На этот раз настоящий триумф у Раиса Минниханова: среди сельчан самыми передовыми оказались учебные заведения Сабинского района: в первой пятерке они заняли 1-е, 2-е, 4-е и 5-е места (в прошлогоднем рейтинге в два раза меньше: 4-е и 7-е). Его догоняет Сергей Дмитриев: 3-е и 7-е места  — у кукморских учебных заведений. На 6-м месте — представители Актаныша, вдохновляемые Фаилом Камаевым. На 8-м — учителя Агрызского района, которым руководит Валерий Макаров. На 9-м — атнинцы, ведомые Габдулхатом Хакимовым. И замыкает десятку Пестречинский район с Эдуардом Дияровым. Отметим, что из десятки выбыли  школы Верхнеуслонского, Тукаевского, Лениногорского и Нурлатского районов.

Интересно, что в сельских школах, как и в прошлом году, вообще нет не получивших аттестат. Среди городских по этому параметру «отличился» только лицей-интернат №7 в Ново-Савиновском районе Казани (показатель — 2,78). В прошлом году среди таких школ была знаменитая казанская 18-я (1,33) и елабужская школа №9 (1,61).

К слову, предостережем от покровительственного отношения городских к деревенским. Любопытную ремарку сделал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из преподавателей КНИТУ-КАИ. «Не раз сталкивался с такой ситуацией: паренек из глубинки, а знания великолепные, не сравнить с его казанскими сокурсниками, — рассказал он. — Начинаешь разбираться, и выясняется, что в их сельской школе, например, учитель физики — еще из тех времен, плюнул на все эти ЕГЭ и прочие нововведения и учит детей по старинке».

Аспект глубинки особо подчеркнул и Самерханов: «Конечно же, это не полный рейтинг образования и воспитания в школах республики, потому что есть коллеги на местах, которые осуществляют колоссальную работу, но не входят в этот топ. Из детей, которые, образно говоря, не умели читать и писать, делают таких, которые хотя бы на „тройки“ сдают экзамены. Может быть, это даже больший результат, чем победа в олимпиадах, потому что у всех контингент разный».

 Школа №39 Отметим, что в школах, куда удалось дозвониться, с большой настороженностью отнеслись к предложению прокомментировать рейтинг, и в итоге отказались. А это тоже характеристика нашего школьного образования

А ГДЕ ЭЛИТА?

Подчеркнем, что создать объективную картину по указанным выше критериям весьма проблематично: велика вероятность ухода от содержательной составляющей, ведь зачастую в погоне за баллами теряется объективность. Нередко успех школы складывается из неуловимых факторов.

В прошлом году «БИЗНЕС Online» сделал обзор 10 самых престижных школ Казани. Тогда мы с помощью экспертов-инсайдеров отобрали десятку считающихся самыми «крутыми» школ, гимназий, лицеев. Их престижность сложилась из реальных и мнимых образовательных успехов, истории заведения, крутизны родителей, традиций, авторитета директоров.

Нам показалось любопытным посмотреть, на каком месте сегодняшнего рейтинга находятся отмеченные нами элитные заведения. В Топ-10 оказалась только гимназия №7 из Ново-Савиновского района Казани. Гимназия №19 — на 23-м месте. Гимназия №122 — на 32-м. Школа №12 — на 17-м. Лицей №83 из Приволжского района — на 62-м. Гимназия №102 — на 31-м. Школа №9 — на 65-м. Гимназия №3 — на 75-м. Школа №18 — на 80-м. Школа №39 — на 71-м.

Как оценить расхождения в объективном и субъективном рейтингах? И возможна ли вообще здесь объективность? «Может быть, стоило бы добавить в рейтинг дополнительные критерии оценки, например успешность выпускников, их вклад в экономику края или города, занимается ли он благотворительностью, уехал ли за границу и тому подобное, — предлагает Самерханов. — Условно говоря, портрет выпускника через 10 лет, потому что ЕГЭ — это ситуативный показатель, и в жизни детей он далеко не главный и даже не в первой десятке позиций по важности».

К слову, отметим, что в школах, куда удалось дозвониться, с большой настороженностью отнеслись к предложению корреспондента «БИЗНЕС Online» прокомментировать рейтинг, и в итоге отказались. А это тоже характеристика нашего школьного образования.

Рейтинг 100 лучших городских общеобразовательных организаций Республики Татарстан
Муниципальное образованиеНаименование общеобразовательной организацииСредний балл (РУС)Средний балл (МАТ)80 баллов и вышеНе прошли ГИАДоля выпускников, не получивших аттестатСумма балловИтоговый рейтинг
1г. Казань, Вахитовский МАОУ "Лицей №131"83.1778.1224200451
2г. Казань, Приволжский Общеобразовательная школа-интернат "IТ-лицей ФГАОУ ВО К(П)ФУ"8375.3310400451
3г. Набережные ЧелныМБОУ "Гимназия №26"81.3871.8915200952
4г. Казань, Вахитовский Общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского» ФГАОУ ВО К(П)ФУ"80.8272.42154001073
5г.Казань, Ново-Савиновский МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России А.В.Козина»83.1569.6489001304
6г.Набережные ЧелныМАОУ "Лицей № 78 им.А.С.Пушкина"84.1764.86156001495
7г. БугульмаМБОУ "Лицей №2"85.3968.47105001566
8г. Казань, Вахитовский МАОУ СОШИ "СОлНЦе"80.0873.0528001577
9г.Набережные ЧелныМАОУ "«Лицей-интернат инновационных технологий №36»"81.2274.2833001588
10г. БугульмаМБОУ "СОШ №6"85.3666.5795001719

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью


Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
4.08.2017 20:12

Данный рейтинг ни о чем! Рейтинг образовательных учреждений в уважающих себя странах выводится по успешности и результатам выпускников спустя годы после выпуска. Здесь однозначно рейтинг в большей степени зависит от исходного "материала", т.е. специально отобранного контингента обучающихся для спец. гимназий и лицеев. А где обычные школы с разными учениками по месту жительства? Скольких они просто воспитали людьми, полезными для общества. Минобрнауки эта статистика не интересна, ее считать и отслеживать долго и неблагодарно! А ведь фактически все выпускники спецлицеев уезжают в столицы и пользы для республики не приносят. Включите этот параметр в рейтинг и станет понятно каких педагогов стоит отмечать на уровне республики и муниципалитетов.

  • Анонимно
    4.08.2017 19:46

    По другому было бы странно

  • Оптимист
    4.08.2017 19:55

    Молодцы Сабинцы.
    Помню осень 1994 года , мы студенты на картошке в глухой Сабинской деревне аккуратную школу и шеренгу детей школьников всех возрастов прохладным утром обливающихся холодной водой под руководством директора.
    Молодцы

  • Анонимно
    4.08.2017 20:12

    Данный рейтинг ни о чем! Рейтинг образовательных учреждений в уважающих себя странах выводится по успешности и результатам выпускников спустя годы после выпуска. Здесь однозначно рейтинг в большей степени зависит от исходного "материала", т.е. специально отобранного контингента обучающихся для спец. гимназий и лицеев. А где обычные школы с разными учениками по месту жительства? Скольких они просто воспитали людьми, полезными для общества. Минобрнауки эта статистика не интересна, ее считать и отслеживать долго и неблагодарно! А ведь фактически все выпускники спецлицеев уезжают в столицы и пользы для республики не приносят. Включите этот параметр в рейтинг и станет понятно каких педагогов стоит отмечать на уровне республики и муниципалитетов.

    • Оптимист
      4.08.2017 20:33

      А Сабинские и Бугульминские школы тоже на отборных учениках?

      • Анонимно
        4.08.2017 21:26

        Сабинская школа для одаренных детей на 1 месте.

        • Анонимно
          4.08.2017 21:36

          А много там детишек для развития успеха?

          • Анонимно
            4.08.2017 22:24

            На самом деле такие комментарии могут обидеть любых детей, не зависимо от религии и месторасположения школы. Уверен, что в Сабах есть много детей для развития их потенциальных возможностей.

    • Анонимно
      4.08.2017 20:50

      Школа №6 города Бугульмы этим и ценится - 100% поступление в ВУЗы Москвы, Питера и Казани.

      • Анонимно
        4.08.2017 21:14

        При нынешней системе в каждой школе поступают 100% остающихся в школе после 9 класса.

      • mad big
        4.08.2017 21:41

        Все это хорошо. А много ли выпускников трудоустраивается после ВУЗов по специальности?

        • Анонимно
          4.08.2017 22:24

          давай то что происходит с выпускниками вузов спрашивать у вуза а не школы

    • Анонимно
      4.08.2017 21:06

      О. Давайте тогда введем рейтинг успешности дет.садов и ясель. А потом и роддомов! А чего. Вы проведете корреляцию между яслями и успешностью в 40 лет. Слабо?

    • Анонимно
      5.08.2017 20:07

      Пусть ещё справки 2-НДФЛ собирают с выпускников!
      И оплаченные налоги посчитают. Рейтинг фактической эффективности будет. )))

  • Анонимно
    4.08.2017 20:33

    А до какого состояния довели педагогов этими чиновьичими рейтингами! В тех же Сабах учителя хуже рабов бесправных, отчеты и оценки будут делать как властиместные , иначе уволят без всяких законов. вот и вся объективность рейтингов.

    • Анонимно
      4.08.2017 23:15

      Вы приезжайте в Богатые Сабы, люди там живут довольно счастливо сегодня, добрые, спокойные. Нет в ваших словах правды.

  • Анонимно
    4.08.2017 20:46

    Кто как, а я лично просто удовлетворён тем, что мой ребёнок окончил 131-ю!
    И никаких рейтингов тогда еще не было и в помине.
    Сейчас спокойно работает в Microsoft-е.

    • Анонимно
      4.08.2017 21:19

      А мой ребёнок закончен 124 в Нагорном, сейчас в МГУ и ГИТИСе. Школа сейчас не показатель - показатель это наличие репетиторов и родительского воспитания

      • Анонимно
        5.08.2017 08:17

        Если школа так себе, то да, репетитор еще нужен. Не думаю, что в школах из верхней части рейтинга ходят к репетиторам. а школа это все таки еще и социум, и общее развитие

      • Анонимно
        5.08.2017 10:04

        Как? Сразу и в МГУ, и в ГИТИСе? Мож, ещё и в МГИМО?

    • Анонимно
      4.08.2017 21:28

      Жаль, что не стал отечественным Илоном МАСКом. Но Майкрософт тоже хорошо.

      • Анонимно
        4.08.2017 23:06

        Правильно делает. Наше государство прекрасно губит даже своих героев. Не то что успешных учеников.

  • Анонимно
    4.08.2017 20:50

    Молодцы сельчане - и в труде и в учебе

  • Анонимно
    4.08.2017 21:36

    А по радио сегодня крутили рекламу, что в Сабинский район требуются учителя, разные, даже жильём обеспечивают.

  • Анонимно
    4.08.2017 22:00

    Как же не показательны эти рейтинги. При наборе детей в 1 класс с родителей просят подарки и только после этогоираспределябт детей по классам. Т.е. способности ребенка вообще не интересуют... По такому же принципу и учатся дети в школе все 11 лет. Не знания и таланты, а мотивация со стороны родителей.

  • Анонимно
    4.08.2017 22:08

    Кто бы сомневался. Все эти рейтинги ничем, пустая показуха.

  • Анонимно
    4.08.2017 22:31

    Почему нет в рейтинге частных и олимпиадных школ? Ходили на подготовку в Елену-Сервис, тихое место, домашняя школа, адекватные учителя и родители. Регулярно посещали Луну в Школе Солнца, всё нравилось. Ребёнок контактный, очень интересные занятия. Рейтинг странноватый.

    • Анонимно
      5.08.2017 08:10

      Смотрите внимательнее

    • Анонимно
      5.08.2017 08:19

      А почему в рейтинге нет отдельных учителей?! Вообще не правильный рейтинг! Я вот ходил в садике еще на петине, хороший учитель там был. Давайте его в рейтинг школ на первое место, мне же нравилось петь

  • Анонимно
    4.08.2017 22:34

    кому нужен это рейтинг?

    • Анонимно
      5.08.2017 02:03

      Я всегда с огромным интересом разглядываю эти рейтинги, каждый год. В этом году именно так составлен рейтинг, как нужно - по баллам ЕГЭ, т.к. у кого дети школьники старшие, невозможно обо всем этом не думать.. Школу меняли из-за переезда уже дважды, долго и тщательно всегда по форумам отзывы читала)) все школы казанские достаточно хорошо уже изучила)) такие рейтинги тоже в помощь.

  • Анонимно
    4.08.2017 23:38

    Я за равенстве всех школ, против разделение на элитных и низших, против давления на учеников оценками, рейтингами, ЕГЭ, огэ,

  • Анонимно
    5.08.2017 00:12

    Отборные яйца встречались, отборные дети - в первый раз.

  • Анонимно
    5.08.2017 02:05

    Спасибо, давно ждала этого рейтинга.

  • Анонимно
    5.08.2017 05:30

    Да,Вы правы!рейтинг не учитывает миссию школы.для одних один генетической материал,с мотивироваными родителями, для других-Слава богу сдал на 3 экзамены, не сел до окончания школы

  • Анонимно
    5.08.2017 06:10

    Порадовался за школу 72. Прогрессирует! Так держать! Желаю успеха всему коллективу.

  • Анонимно
    5.08.2017 07:03

    А наш Чермешанский район наверное опустился на самое последнее место . Судорожные поступки руководство отдела образования никчему хорошему приведёт. В неделю семь пятниц

  • Анонимно
    5.08.2017 07:40

    Это рейтинг качества образования, который измеряется объективными показателями результатов экзамена. Именно так к нему и нужно относиться.

  • Анонимно
    5.08.2017 08:56

    Понятно кого готовят в кандидаты. Хотя это и так ясно.

  • Анонимно
    5.08.2017 09:08

    Интересно,в минобразовании работают специалисты с педагогическим образованием или сплошь и рядом технари-механики

  • ДеД
    5.08.2017 09:11

    Явно видно 1-е место IT лицея натянуто

  • Анонимно
    5.08.2017 13:02

    Добрый день. Меня зовут Тимербулат Самерханов. Приведу здесь свой полный комментарий, так как часть моего текста не была включена в статью:
    - Несколько компонентов успеха. Во-первых, это замечательные дети, у нас много талантливых детей со всей республики и из-за пределов РТ, это талантливые ребята и девушки, мы ими очень гордимся. Также важна поддержка родителей, даже если есть какие-то замечания с их стороны, мы воспринимаем это положительно, и все вместе мы строим, если не идеальную, то хорошую школу. Второй момент - это работники школы, каждый из них на своем месте, начиная от поваров в столовой и вахтеров, заканчивая учителями, воспитателями и завучами. Это именно их успех. Наконец, последнее по очереди, но не по значимости, - это вклад КФУ, в структуре которого мы находимся. Мы ощущаем колоссальную помощь, весом вклад и лично ректора.

    Что касается вопроса об объективности рейтинга, он характеризует только результаты ОГЭ, ЕГЭ и олимпиад, конечно же, это не полный рейтинг образования и воспитания в школах республики. Потому что есть коллеги на местах, которые осуществляют колоссальную работу, но не входят в этот рейтинг. Из детей, которые, образно говоря, не умели читать и писать, делают таких, которые хотя бы на тройки сдают экзамены. Может быть, это даже больший результат, чем победа в олимпиадах, потому что у всех контингент разный.

    Нам повезло, мы работаем с отборными детьми, которые поступают к нам по конкурсу. И благодаря этим факторам так получилось, что по олимпиадам, ОГЭ и ЕГЭ мы в лидерах. Но если сравнивать нас со 131-й школой, где учится 726 детей и у них 114 победителей олимпиад, то у нас 287 детей и 86 победителей олимпиад. Если бы это соотношение учитывалось, то, думаю, мы бы обогнали 131-й лицей. Вопрос в том, как рейтинг формировать. Но я рад, что мы заняли такое высокое место, так как мы существуем всего четвертый год: сначала было 16-е, потом 10-е, шестое, а сейчас и второе место в рейтинге. Я благодарен нашей «банде» из детей, учителей, воспитателей и родителей за этот успех.

    Может быть, стоило бы добавить в рейтинг дополнительные критерии оценки, например, успешность выпускников, их вклад в экономику края или города, занимается ли он благотворительностью, уехал ли за границу и т.п. Условно говоря, портрет выпускника через 10 лет. Потому что ЕГЭ это ситуативный показатель, и в жизни детей он далеко не главный, а даже не в первой десятке позиций по важности.

  • Анонимно
    6.08.2017 10:58

    Успешные выпускники , они же с мозгами , бегут они отсюда бегут , сам такой довольный как слон , живу в Китае , новости просматриваю иногда в БО. Иногда ощущение что это дурдом . Эх Татарлар (((((

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль