Общество 
10.08.2017

Наталия Фишман: «Чего мне не хватает в Казани как человеку, привыкшему жить в Москве...»

Почему оценивать город по облику и комфорту — это примерно то же самое, что выбирать себе жену по макияжу

Помощник президента РТ Наталия Фишман накануне активнейше поучастовала в ток-шоу «Облик российских городов». Это был гвоздь торжеств в честь Дня строителя, которые прошли в конгресс-парке отеля Radisson Royal. «Я Наташу готов на руках носить за то, что она по шесть раз встречается с жителями», — восторгался президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин. А корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала, что фигуристая стриптизерша — тоже показатель качества городской жизни.

Гвоздем программы профессионального праздника строителей стало ток-шоу «Облик российских городов», куда пригласили отстаивать новаторскую позицию в градостроении известную уже, кажется, всем жителям Татарстана помощницу президента республики Наталию Фишман Гвоздем программы профессионального праздника строителей стало ток-шоу «Облик российских городов», куда пригласили отстаивать новаторскую позицию в градостроении известную уже, кажется, всем жителям РТ Наталию Фишман

«Я ПОНИМАЮ ТОЧНО, ЧЕГО МНЕ НЕ ХВАТАЕТ В КАЗАНИ КАК ЧЕЛОВЕКУ, ПРИВЫКШЕМУ ЖИТЬ В МОСКВЕ»

С самого утра в Radisson Royal (ранее — гостиница «Украина») шли вялотекущие круглые столы, симпозиумы и прочие конференции. Чтобы строители совсем не заскучали перед концертом, устроители мероприятия выбрали столь популярный ныне на телевидении формат сталкивания противников — на сей раз из противоположных урбанистических лагерей. На этот раз схлестнуться в дискуссии предлагалось представителям новаторской и консервативной градостроительной мысли. Тем более тема градостроительства в последние два года вышла на невероятно высокий уровень, и в регионы на эти цели пошли пусть и небольшие, но деньги.

Новаторскую позицию среди прочих пригласили отстаивать помощника президента РТ Наталию Фишман. В в конгресс-парке Radisson Royal она появилась несколько взволнованной — ей предстояло сразиться в словесных баталиях с мастодонтами архитектурной и градостроительной мысли России. Всегда уверенная в себе Наталия Львовна переживала. «Если минстрой будет честен с подсчетом голосов, посмотрим, кто победит», — поделилась она ожиданиями с «БИЗНЕС Online». Ее волнение выдавал и выбор костюма — непривычно скромные для нее темный свитер и брюки, только озорные черные кудряшки и очки круглой формы добавляли кокетства этому сдержанному образу. 

Впрочем, Фишман отметила, что в грядущем ток-шоу не видит каких-то ценностных расхождений с представителями традиционной школы: «Мне как раз кажется, что на уровне ценностей мы вряд ли где-то разойдемся... Есть традиционная школа, которая мыслит в категориях генплана, у которого задача — расселить жителей или разместить производство. А задача для более инновационного, более, как мне кажется, „цифрового“ подхода — как раз в том, чтобы не абстрактные трудовые ресурсы разместить, а посмотреть, что это за люди, кого ты хочешь привлечь на свою территорию, удержать на ней. Поэтому ты хочешь с ними что-то обсудить, сделать социологию, анализ социальных медиа, глубинные интервью. На уровне ценностей мы будем говорить, наверное, об одних и тех же вещах, потому что мы все за все хорошее и против всего плохого».

А вот свою задачу она рисовала, исходя из глобальных целей Татарстана, о которых высокопоставленные чиновники трубят на каждом углу: удержать в регионе ценные кадры. Фишман занята одним из аспектов этой задачи — чем заняться этим самым кадрам в Татарстане, куда им пойти, как «оттянуться». «Надо сделать так, чтобы люди, которые могут сделать добавочный продукт, из Татарстана не уезжали, — раскрывала Наталия Львовна „БИЗНЕС Online“ свою сверхзадачу. — А те люди, которые могли бы его создать, но еще там не живут, туда бы приехали. Вот для этого мы и работаем. Поэтому мы идем и спрашиваем: „А что вы хотели бы видеть в парке? Как вы хотите проводить время?“ Эти механизмы как раз все и определяют. Мы проводим международные конкурсы, потому что хотим ориентироваться на тех, кто в будущем обеспечит благосостояние, развитие и динамизм территории». 


«Парки и скверы могут удержать людей на территории?» — интересуемся в ответ. «Парки и скверы — очень узкое прочтение, — отмахнулась Фишман и привела более широкое. — Например, мы сделали выставку Третьяковской галереи в Казанском кремле. У тебя культурный процесс в городе таков, что к тебе приезжают лучшие выставки, на европейском уровне организуют выставки у тебя дома. Да, мне кажется, это определяет».

По ее словам, не только выставки определяют желание человека остаться жить и работать в городе, а еще какие-то простецкие вещи, например «классный стрит-фуд». «О чем говорят люди: „Я хочу в Москву поехать. Там и еда вкуснее, и магазины прикольнее, есть куда пойти“, — Фишман в лицах изобразила провинциала, желающего поскорее сбежать в столицу. — Есть куда пойти — это один из определяющих факторов. Мы на это ориентируемся, когда выбираем, где нам жить. Я понимаю точно, чего мне не хватает в Казани, как человеку, привыкшему жить в Москве. Мы стараемся как раз эти вещи создавать». «Так чего вам не хватает?» — последовал вполне логичный вопрос «БИЗНЕС Online». Ведь выходило так, что вся деятельность Фишман в Татарстане, по сути, оказывалась нацелена на то, чтобы привезти Москву в Казань, точнее все, что составляет досуговую часть столицы. «Мне не хватает театра, который был бы мне близок, мне не хватает большого количества выставок, — вздыхала Наталия Львовна. — В Москве объективно, с учетом того, что я работала советником столичного министра культуры (Сергея Капковаприм. ред.), у меня не было недостатка в какой-то качественной культурной активности. Я ее не испытывала ни в смысле театра, ни в смысле выставки, ни в смысле каких-то акций, ни в смысле музеев».

Таким образом, в Казани помощнице президента РТ не хватало прелестей московской тусовки. «С точки зрения базовых, бытовых потребностей Казань в сто раз лучше Москвы, потому, что пробок нет, вся социальная и спортивная инфраструктура существует. Все базовые вещи в доступе. Безусловно, в Казани намного удобнее, комфортнее и легче, чем в Москве, потому, что мы не гигаполис», — расписывала она. Но несмотря на бытовую устроенность, Фишман скучала совсем по другому — по «вещам, которые на кончиках пальцев». А что это? Это, по ее словам, интересные события, дискуссии, тусовки. «Этим и надо заниматься. Среда реально влияет на желание людей переехать», — добавила она. И, как знать, если ей все это удастся привезти в Казань, то повлияет ли это на желание ее самой остаться? Остаться навсегда.

«Ощущение, что можно классно жить у себя дома. Это и есть ключевое ресурсное развитие страны, — так определила Фишман сверхзадачу современной урбанистики. — У каждого в городе должно быть пространство, где он чувствует себя классно, что он может что-то изменить. Ведь урбанистическая среда — не про новую площадку; это про ощущение, что пространство меняется, подстраивается под тебя и стимулирует тебя к созиданию, и у тебя есть возможность влиять. Это ощущение будущей перспективы влиять, конечно, ключевая задача. Поэтому такое большое внимание ко всем общественным обсуждениям на эту тему».

«ЕСЛИ БЫ МЕНЯ СПРОСИЛИ, ГДЕ МНЕ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ БЛАГОУСТРОЙСТВО, Я БЫ ОТВЕТИЛ, ЧТО В ТАТАРСТАНЕ»

Из ток-шоу «Облик российских городов» столкновения идей и взглядов не получилось, зато получилась милая словесная дуэль, в которой с огромным перевесом победили традиционалисты. «Это уважение к сединам. Наташа, я бы голосовал за тебя!» — заявил по итогам голосования президент российской академии архитектуры, гендиректор НИЦ «Строительство» Александр Кузьмин. Вчера он то и дело хвалил «Наташу Львовну» Фишман, то и дело признаваясь, что готов носить ее на руках. И все это за ту практику общественных обсуждений, которую она внедряет в Татарстане. «Я патриот Москвы. Но если бы меня сейчас спросили, где мне больше нравится, как делается благоустройство — в Татарстане или Москве, то я бы ответил, что в Татарстане. Меня потрясли те деревни, поселки, которые там сейчас сделаны. Колорит в каждой присутствует», — восторгался Кузьмин. Сам он своими искрометными высказываниями то и дело срывал аплодисменты зала, но и Фишман в стороне не осталась.

«Не спрашивайте у меня, сколько людей живет в этом городе. А просто скажите, сколько из живущих в этом городе людей получают от этого удовольствие?» — процитировал ведущий мероприятия Роман Бабаян слова датского архитектора Яна Гейла и тут же перевел фокус внимания на помощника президента РТ. — Что такое получать удовольствие от жизни в каком-либо городе, Наталия?»

«До того, как на свое счастье я переехала в Татарстан, я работала в команде Сергея Капкова, был такой министр культуры в Москве», — Фишман начала издалека. Вспоминала она об увлекательном исследовании, когда в 2012 году они спрашивали жителей Москвы о том, что же те будут делать, если «в 12 часов дня на работе отключат воду и их отпустят на свободу». «У нас 76 процентов москвичей сказали, что они поедут домой. Это значит, что для трех четвертей жителей Москвы в этот момент актуальными местами являются работа и дом, они живут между этими пространствами. Когда мы провели тот же самый опрос в 2015 году, мы получили результат, который предполагал, что 27 процентов пойдут гулять в парки, пешеходные зоны, еще 19 процентов пойдут в учреждения культуры. Таким образом, количество людей, которые поедут домой, уменьшилось на 26 процентов. То есть одна четверть жителей Москвы перестали жить между домом и работой. Мне кажется, это случилось потому, что город становится более открытым», — похвасталась она, записывая в том числе на свой счет эти достижения. «Что значит „становится открытым“?» — уточнил Бабаян. «Город создает возможности, чтобы проводить досуг одному, с семьей, с друзьями, общаться, использовать новые формы социального взаимодействия. Дерутинизация повседневности — это то, что делает человека счастливее», — ответила Фишман.

При этом Наталия Львовна точно знала, какой человеческий капитал она планирует удержать в Татарстане: «Если мы говорим, что у нас есть приоритет развития человеческого капитала и за счет этого развития новой экономики, значит, мы точно знаем, какими компетенциями должны обладать люди, которые нам нужны. Мы понимаем, что мы должны создать, чтобы им тут было комфортно, чтобы они, выбирая, где они будут жить — а эти люди имеют возможность выбирать — выбирали нас». «А те люди, которые не подойдут под ваши критерии, им-то что?» — терзал ее ведущий. «У них тоже есть все условия. Но мы всегда приоритизируем...» — Фишман не успела развить свою мысль о том, что же делать с теми, кто, видимо, не столь важен для экономики республики. Ее перебил партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов. «Мне кажется, любой человек может подойти, — заявил он. — На самом деле город способствует раскрытию человеческого капитала. Между прочим, последние исследования в сфере физиологии показывают, что люди в возрасте не менее креативны, чем юные и молодые. Поэтому рост комфорта городской среды, рост безбарьерности во многом способствует раскрытию потенциала стареющего населения наших городов».

Алексей Муратов: «Рост комфорта городской среды, рост безбарьерности во многом способствует раскрытию потенциала стареющего населения наших городов» Алексей Муратов: «Рост комфорта городской среды, рост безбарьерности во многом способствует раскрытию потенциала стареющего населения наших городов»

«МЫ ПОСТРОИЛИ ЗА ПРОШЕДШИЕ ДВА ГОДА 189 ПАРКОВ ПО ВСЕЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Замгендиректора фонда единого института развития в жилищной сфере Евгения Муринец поддерживала соратников, рассуждая о том, что в городе может быть комфортно абсолютно всем. «Многофункциональная среда — важнейший критерий качественного образа жизни. Если раньше были своеобразные нормативы, которые были написаны под определенные задачи и эти нормативы не учитывали качественных характеристик, то сейчас все модернизируется. И нормативы модернизируются, и образ мысли, причем он модернизируется независимо от того, какого поколения архитектор», — говорила она.

Фишман также считает, что со старшим поколением архитекторов и градостроителей расхождения невелики, — только в инструментарии. Особой ее гордостью были рожденные в республике практики вовлечения в обсуждения жителей. «Мы построили за прошедшие два года 189 парков по всей республике Татарстан, еще 72 мы строим прямо сейчас. Каждый парк мы обсуждаем с жителями минимум дважды», – похвасталась она. «Это нормально», — пожал плечами Бабаян. «Это может быть нормально, но этого никто не делает, — возразила Фишман. — Мы сначала собираем с них техническое задание, спрашиваем, что они хотят. Делаем ТЗ архитектору из этого. Не формальные общественные слушания проводим, а приходим, чтобы они утверждали или не утверждали». Спорить с ней никто не стал.

Александр Кузьмин отводит архитекторам только право создавать качество среды жизнедеятельности и качество пространственной среды, которая, в свою очередь, делится на два показателя – безопасность, а уже потом комфорт Александр Кузьмин отводит архитекторам только право создавать качество среды жизнедеятельности и качество пространственной среды, которая, в свою очередь, делится на два показателя — безопасность, а уже потом комфорт

«ОЦЕНИВАТЬ ГОРОД ПО ОБЛИКУ И КОМФОРТУ — ЭТО ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО ВЫБИРАТЬ ЖЕНУ ПО МАКИЯЖУ»

Но не стоит думать, что все ток-шоу было сосредоточено на Фишман и опыте Татарстана. Представители традиционалистов брали мудростью. «Если мы начинаем оценивать город по облику и комфорту, то это приблизительно то же самое, что выбирать себе жену по макияжу. Понимаете? Вечером и утром — большая разница, особенно если хочешь прожить с ней всю жизнь», — шутил в ответ на вопрос ведущего о преимуществах Москвы и Вены Кузьмин. Зал поддерживал его смехом и овациями. А сам президент Российской академии архитектуры рассуждал тем временем, что в качество жизни входят еще и «хороший врач, грамотный педагог, а для некоторых даже фигуристая стриптизерша — это тоже элемент качества жизни».

Так что архитекторам в этой модели Кузьмин отводил только право создавать качество среды жизнедеятельности и качество пространственной среды, которая, в свою очередь, делится на два показателя: безопасность, а уже потом — комфорт. «Безопасность — это как в фигурном катании обязательная программа: некрасивая, нудная, но если ты не можешь в городе отпустить ребенка во двор, если твой пацан в сумерки боится домой прийти даже из ближайшего фитнеса, если порывистый ветер сносит кровли, проливной дождь заливает переходы, а в толпу людей может въехать грузовик, все остальное — ерунда. Так что безопасность — это обязательная программа. А вот комфорт — вторая составляющая, это произвольная программа. Тебя туда допускают тогда, когда ты выполнил обязательную программу», — философствовал Кузьмин.

«С вашей точно зрения, что такое комфорт?» — полюбопытствовал ведущий. В комфорт Кузьмин записал в первую очередь наличие у людей работы, во-вторых, чувство свободы, а в-третьих, образ жизни. «Образ жизни не может быть типовым, — считает Кузьмин. — Мы все разные. Мы предпочитаем разный образ жизни. Кто-то хочет жить в сельской местности, кто-то — в коттеджах, кого-то вполне устраивает типовая многоэтажная застройка. Кто-то хочет жить в сити. Мне нравится термин „жизнь по вертикали“. Каждый из этих образов жизни имеет свои плюсы и минусы. С каждым образом жизни надо работать качественно и хорошо. Чем общество более развито, тем больше наполняется безопасность за счет комфорта. Безопасность для всех, а комфорт у каждого свой».

Николай Шумаков на своем опыте подтвердил, что в разных территориях понятия о комфорте разные Николай Шумаков на своем опыте подтвердил, что в разных территориях понятия о комфорте разные

«СЧАСТЬЕ БОЛЬШОЕ ДЛЯ ЖИТЕЛЯ ПЕРЕСЛАВЛЯ ЗАЛЕССКОГО, ЕСЛИ У НЕГО ЕСТЬ СОРТИР В ДОМЕ»

Президент союза архитекторов России Николай Шумаков, живущий на два города (Москва и Переславль Залесский), на своем опыте подтвердил, что в разных территориях понятия о комфорте разные. «Счастье большое для жителя Переславля Залесского, если у него есть сортир в доме, а если во дворе, то тоже неплохо и тоже достаточно комфортно. А если у него газ, то это великое счастье для горожанина, а Переславль — это тоже город. А отсутствие дорог? Ну хорошо — протопчем тропинку, и тоже будет достаточно комфортно. У Москвы и москвичей другие понятия о комфорте. Усредненное понятие вряд ли может существовать», — заявил он. По его мнению, даже от архитектора не совсем зависит то, как выглядят города сегодня, поскольку он выступает за политику государства, которая должна определить те самые градостроительные и архитектурные вехи, наметить грани.

«Я считаю, что это от архитектора зависит, — не согласился Кузьмин и огорошил всех. — Граждане неархитекторы, присутствующие в зале, запомните: как мы нарисуем, так вы будете жить!» «Нарисовать можно по-разному», — отреагировал Бабаян. «В том-то и дело, — вздохнул гендиректор НИЦ „Строительство“. — И безопасность, и комфорт — все должно быть нарисовано. Это и есть техзадание. А если у нас сейчас выпускают двоечников, значит, в таких городах будут жить. Я в детстве любил фильм „Айболит-66“. В самом конце уже хороший Бармалей говорит замечательную фразу: „Вы у меня все в два счета станете счастливыми. А кто не станет, я того в бараний рог согну, сотру в порошок, отдам крокодилам. У меня все в раз станут счастливыми!“ Поэтому я Наташу готов на руках носить за то, что она по шесть раз встречается с жителями. Это совершенно правильно!» Так представитель лагеря традиционалистов встал на сторону новатора Фишман. Растроганная этим фактом, она объявила, что для того, чтобы что-то получалось, нужна всеобщая воля. «Нужны скоординированные действия всех, от кого зависит городское пространство. Когда это делается без согласования позиций, получается навязывание кому-то чьей-то позиции. Когда это скоординированные действия, тогда получается какой-то результат».

Михаил Посохин также поддерживал опыт Татарстана по общественному обсуждению и вовлечению горожан, которые, живя в городе, перестали себя чувствовать его частью Михаил Посохин также поддерживал опыт Татарстана по общественному обсуждению и вовлечению горожан, которые, живя в городе, перестали себя чувствовать его частью

«ЖИТЕЛИ ГАДЯТ ГДЕ УГОДНО, ГОРОДА ЗАСОРЯЮТСЯ»

В свою очередь, президент национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин, по сути, также поддерживал опыт Татарстана по общественному обсуждению и вовлечению горожан, которые, живя в городе, перестали себя чувствовать его частью. «Поэтому они гадят где угодно, города засоряются, — отметил он. — Идеология должна быть связана с двумя позициями. Одна позиция — надо вовлечь жителей города в такую дискуссию и общение с профессионалами, которая даст ему ощущение участия в создании своего двора или своего другого объекта, парка. Тогда он, вложив свой труд или какие-то минимальные деньги, будет ощущать себя также хозяином этого города. Второе — это уже талант архитектора, профессионала, который должен реализовать это наилучшим образом. Без таланта определенного уровня и профессионализма создать ничего хорошего нельзя».

Но даже все это, по мнению Посохина, будет бесполезным, если людям, живущим порой в ужасных условиях в городах, не обеспечить базовых потребностей: «Если мы вместо теплой квартиры и дома будем предлагать устроить парк или набережную, выстланную гранитом, вряд ли это снискает нам успех».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (116) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.08.2017 08:37

Смешно стало, что Кузьмина вытащили из пыльного сундука. Человек всю Москву уничтожил точечной застройкой, и тут вдруг опять превратился в Гуру архитектуры.

Что касается высказываний Фишман про отъезд людей в Москву и что им там прикольней - люди уезжают за высоким доходом и возможностью социального лифта, не привязанного к местным клановым условиям. 99 % уехавших в Москву и не помышляют о парках, увеселениях и т.д.. - они выбирают жильё поближе к работе.

Что касается 190 парков в Казани, согласен с 08.18, что это придуманный пиар. Положили асфальтовые дорожки, засеяли травку, посадили чахлые деревья. Для вида поставили обычные детские игровые площадки. Таких скверов по Казани не более 10. Остальное, согласен -
палисадники. На которых освоено по 50-70 миллионов. Народ от безысхолности и унылых дворов своих домов начал ломиться в эти скверы и палисадники на детские качели. И это преподносится как прорыв века в Казани.

  • Анонимно
    10.08.2017 08:18

    Как уже надоело вранье, ну какие 189 парков, дай бог, если 8 наберется, а остальное скверики и полисадники, а денег потрачено действительно как на 189. И главное, как человек PR- профессии, может заниматься градостроительством, это же не брусчатку и скамейки расставлять, Действительно -зазеркалье.

    • Анонимно
      10.08.2017 08:37

      Смешно стало, что Кузьмина вытащили из пыльного сундука. Человек всю Москву уничтожил точечной застройкой, и тут вдруг опять превратился в Гуру архитектуры.

      Что касается высказываний Фишман про отъезд людей в Москву и что им там прикольней - люди уезжают за высоким доходом и возможностью социального лифта, не привязанного к местным клановым условиям. 99 % уехавших в Москву и не помышляют о парках, увеселениях и т.д.. - они выбирают жильё поближе к работе.

      Что касается 190 парков в Казани, согласен с 08.18, что это придуманный пиар. Положили асфальтовые дорожки, засеяли травку, посадили чахлые деревья. Для вида поставили обычные детские игровые площадки. Таких скверов по Казани не более 10. Остальное, согласен -
      палисадники. На которых освоено по 50-70 миллионов. Народ от безысхолности и унылых дворов своих домов начал ломиться в эти скверы и палисадники на детские качели. И это преподносится как прорыв века в Казани.

      • Анонимно
        10.08.2017 09:08

        так еще и публичные слушания оказывается она придумала и внедрила. ой фсе..

        • А вы помните какие-нибудь слушания про благоустройство раньше? Не, ну может и не придумала их Фишман, не знаю. Просто скажите: были обсуждения проектов какого-нибудь благоустройства бюджетного года три-четыре назад?

          Я вот помню публичные слушания по строительству, извините, ЖК "Молодежный". Там застройщик действительно много чего обещал по благоустройству, и вот это был факт. Дольщики теперь ждут чего там будет.

          • Анонимно
            10.08.2017 12:36

            Наташа высококлассный и наипрагматичный пиарщик.
            189 парков за два года - это потрясающий пиарный результат, но какого качество работы этого аппарата на студенческой силе, штампующий пачками проект за проектом?

            • Анонимно
              10.08.2017 14:40

              Мы построили за прошедшие два года 189 парков по всей республике Татарстан, еще 72 мы строим прямо сейчас.
              посадить и вырастить парк(деревья) нужно минимум 7-10 лет.
              Может быть благоустроили те парки, котрорые были заложены еще в советское время?

        • РасселКроу
          10.08.2017 10:24

          Тут в соседней ветке сокрушаются о выборах где все подтасовано с самого начала! Здесь же с вами общаются, разговаривают, обсуждают с вами, проекты вы утверждаете! И вы еще недовольны! Так что вам надо?!

          • Анонимно
            10.08.2017 12:28

            Ничего не утверждают жители. Существует хотя бы один протокол голосования?

        • Анонимно
          10.08.2017 17:22

          В Казани реально движение идет.
          Молодцы казанские власти

      • Как Вы не понимаете...
        "Наташа Львовна" - это наша Жанна д'Арк. Чистая юная дева прибыла спасти нас всех и сделать дофина королём... Потом разумеется её обязательно сожгут на костре, а потом назначат святой.
        Возможно костром всё и закончится, но это потом.
        А сейчас у меня только два вопроса: кто дофин и кто бургундцы ?

    • Анонимно
      10.08.2017 08:39

      Врут везде.
      Но с садами и парками просто какое-то грандиозное вранье.
      Даже не в смысле денег.
      А в смысле самовосхваления.

      Я знаю город будет,
      Я знаю саду цвесть,
      Когда такие люди
      В Казани нашей есть...

      • Анонимно
        10.08.2017 12:29

        Ага. И на Марсе будут яблони цвести))) Как же мы в дофишманскую эпоху-то жили? Помню, центр города раньше утопал в сирени и акации... А сейчас - в бетоне и асфальте.

        • Анонимно
          10.08.2017 13:25

          Раньше в центре было вообще зелено, но с такой командой мэра городу не видать зеленых насаждений - только оптимизация расходов, вырубка и показуха на центральных улицах с цветочками.

    • Моисей
      10.08.2017 08:57

      Наталью Львовну с ее талантами креативностью и энтузиазмом надо помощником к министру с.х)))
      Поднимать надои и урожайность томинамбура.

      • Моисей Вы правы! Если те деньги ,которые идут на парки,стадионы и храмы в 21 веке на насаждение религии в массах и просто тупо разворовываются на проведения всякой мишуры и дать нам крестьянам ,то Вы правы надои и не только топинамбур будет расти! Кстати сказать у меня топинамбур растет как сорняк и я им когда кончается трава в ноябре кормлю им скот !

      • Анонимно
        11.08.2017 00:27

        Да она что Казань - Всю Палестину в цветущий сад превратит - если ей дать 100-200 миллиардов долларов потратить. За одно решит Палестинскую проблему - им там места не останется или дерево растет или асфальт. Красота.

    • Анонимно
      10.08.2017 10:01

      Оставлю это здесь...«Мы построили за прошедшие два года 189 парков по всей республике Татарстан, еще 72 мы строим прямо сейчас.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/354024

    • Анонимно
      10.08.2017 11:29

      Парки, скверы, полисадники, цветы в вазанах... Это хорошо! А кто будет следить за газонами, деревьями на проезжей части города! Обратите внимание газоны заросшие бурьяном, деревья высохшие... Засадили и успокоились, никто впоследствие за ними не ухаживает, не поливает, не стригут... Может быть тогда не нужны газоны и деревья, сделайте пошире дороги !!!!

      • Анонимно
        10.08.2017 11:41

        Истинно глаголете! Вот построили парк Континет на Гаврилова, газонную траву посеяли, а теперь что? Бурьян по пояс, никто его не стрижет, часть высаженных деревьев погибла. Увы, у нас везде так.

        • Анонимно
          10.08.2017 12:35

          Часть деревьев всегда гибнет и это нормально.

          • Анонимно
            10.08.2017 13:19

            Деревьям нужен грамотный уход - и это нормально. А высадить деревья, отработать бюджет, отчитаться за в качестве компенсации по вырубке, и забыть об уходе, а потом новые высадить - это ненормально, за такое судить надо за растрату государственного имущества.

            • Анонимно
              10.08.2017 16:53

              а целый профессиональный трест Горзеленхоз - они что в городе работают? Службу кто проверяет? Горожане?

        • Анонимно
          10.08.2017 13:12

          Бурьян там в одной части, прилегающей к сомнительной стройке у Макдональдса. Так вроде бы следят. После реконструкции реально лучше стало. А вот в районе стройки надеюсь тоже что нибудь сделают. Но вообще сквер жаль, до начала реконструкции туда и заправку (давно) и офисный центр ближе к развязке и Макдональдс (хотя он вроде бы норм., не выбивается из общего ряда ) воткнули.

  • Анонимно
    10.08.2017 08:28

    Прогресс в благоустройстве города есть, с этим можно и не спорить. Но назревает более глобальная проблема, через 3-5 лет Казань встанет в пробки, в "мертвые" пробки. Посмотрите как застраивается район Аметьевской магистрали, "Сады", ул.Родина, 21 Век, Мега и т.д. и плюс, что строится на периферии: Салават Купере, станция Спортивная, Весна, Царево Виладж и т.д. Город превращается в каменные джунгли во всех районах.
    Мансур Ибраевич.

    • Анонимно
      10.08.2017 08:52

      надо глаза открыть и посмотреть на остальной Татарстан. Примерно так, а как там на моей малой родине? Карман то один

    • Анонимно
      10.08.2017 12:21

      Единственный способ избежать пробок - это повысить стоимость владения автомобилем. Других вариантов нет.
      Но для этого конечно должен быть доступный, комфортный общественный транспорт. И комфортные условия пешеходного движения по улицам.
      А пока у нас 9 месяцев в году под ногами грязь и слякоть, конечно люди будут выбирать комфортный и чистый автомобиль.

      • Анонимно
        10.08.2017 16:04

        А велосипед чем не альтернатива авто ?

      • Анонимно
        11.08.2017 00:31

        Глупости.

        Надо просто уменьшить количество людей в городе.
        Еще проще - совсем от них избавиться.
        Не будет автомобилей заводов ларьков никто не будет сорить на улицах а вместо домов- красота -деревья трава олени пасутся - в общем девственная природа на Ваших костях.

  • Анонимно
    10.08.2017 08:40

    Молодец Кузьмин! Все правильно сказал. Макияж в Татарстане: в целях показухи. Есть более насущные проблемы в Татарстане. Например:
    1. нет нормальной канализации и водоснабжения во многих малых городах и поселках. О деревнях и говорить нечего
    2. нет дорог!
    3. уже любая деревня начинается с гор мусора
    4. в каждой деревне, при нынешних рекордах добычи нефти, можно было бы построить футбольную площадку или даже стадион
    и т.д.
    А весь этот шум от "парковой группы" мог бы подождать до лучших времен!

    • Анонимно
      10.08.2017 10:04

      а нужен ли стадион в каждой деревни?В Рт есть почти везде дворцы спорта,хоккейные,народ ходит туда???и какова окупаемость эти объектов?Стоимость содержания?Так что думаем головой.

      • Анонимно
        10.08.2017 10:39

        в каждой деревне не нужно. А вот в административном центре поселения нужно бы. Представьте, вместо 4-5 классов, еще в недавнем прошлом, 10-х классов в сельской школе - 3-5 учеников. Что ожидает село можете себе представить и подумать во что бы и где бы вперед надо инвестировать.

      • Анонимно
        10.08.2017 10:50

        а стоимость содержания армии татарстанских чиновников, дублирующих функции друг друга? Так что думаем головой.

    • Анонимно
      10.08.2017 13:26

      Один уже ипподромов настроил в каждой деревне! Все заросшие бурьяном стоят!

    • Анонимно
      10.08.2017 16:21

      Скоро ливневым вспомните! О иных сетях и инфраструктуре говорить нечего! Зато пойдёшь в парк а там Ярмарка

    • Анонимно
      10.08.2017 20:04

      Прям с языка сняли. Добавить нечего, все верно. Парки, скверы дело благое и видное, однако без канализации и чистой воды городу не расти и не развиваться. И никто ведь за это браться не хочет. Потому что дело то не благодарное и попиариться не удасться!

  • Анонимно
    10.08.2017 08:45

    Нужен большой (огромный) благоустроенный парк с озерами и лесопасадками, с дорожками для пробежек и велодорожками.

    • Анонимно
      10.08.2017 08:48

      гектар на Д.Востоке вам не подойдет?

    • Анонимно
      10.08.2017 08:49

      Это можно сделать на Дубраве, пока его полностью не вырубили.

      • Анонимно
        10.08.2017 13:36

        В Казани под угрозой вырубки и застройки находится большое количество лесопарков, а группа Фишман благоустраивает скверы не нуждающиеся в благоустройстве.
        Азинский лес под ул. Глушко - красивешая березовая роща напрямую примыкает к р.Нокса. В прошлом году собирал грозди клубники прямо около многоэтажного дома. Давайте его благоустраивать! Там даже можно выкопать проточное озеро, дать людям цветущий парк. Но нет! Городские власти хотят половину парка отрезать под дорогу вдоль Ноксы, часть застроить домами и объектами соц.инфраструктуры (которую когда-то застройщики должны были ставить на территории своих ЖК), а в части разместить канализационные коллекторы.
        Хотите парк? - Получите нужник, распишитесь!

        Ноксинский лес у ТЦ Франт тоже под угрозой - опять застройка под соусом благих дел. Опять народ злят своей непомерной жадностью.
        Когда же эти жулики нажрутся??

    • Анонимно
      10.08.2017 09:35

      В Самаре есть такие парки, с велодорожками, с прокатом велосипедов, веломобилей, самокатов, роликов. С озёрам, с водными каналами, где можно покататься на водных велосипедах. С каруселями, катанием на лошадях. со спортивными площадками и концертными сценами.
      А детские городки - практически в каждом дворе.

      • Анонимно
        10.08.2017 11:20

        Парки нужно развивать, но и нужно обустраивать дворы. Дворы в ямах,деревья никто не подстригает внутри дворов, нет хороших детских площадок. Зайдите во дворы старого квартала по пр-ту Ямашево, где находятся старые 5-тиэтажки.

        • Анонимно
          10.08.2017 18:29

          Мы там живём. Ужасно. Дорог нет, грязно, приходится ходить в Парк Победы гулять. Если бы было красиво и чисто во дворах, с современными спортивными площадками, не ходили бы.

    • Анонимно
      10.08.2017 09:44

      В той же Москве очень много лесо-парков..Измйловский битцевский. у нас все застроено

    • Анонимно
      10.08.2017 09:51

      Таких парков нужно два:один за Парк-хаусом,другой в районе Мегги на Проспекте Победы,благо,что место там много,а за Парк-хаусом,там вааще,природные водоёмы уже имеются,остаётся их только облагородить и благоустроить.

    • Анонимно
      10.08.2017 11:08

      Такой парк готовится в районе М-14

    • Анонимно
      10.08.2017 11:42

      Как в Праге)) там в центре города куча таких парков и странно. почему-то до сих пор не застроенных)))

    • Анонимно
      10.08.2017 18:27

      Лебяжье - скоро.

  • А я Фишмановскую статью даже не читал! Мне кажется она устраивает пир во время чумы,просто получая очень хорошую зарплату,а как перестанут платить она смоется как и другие креативные люди из Казани из этого болота ,где квакают удащливые! Хотя я ей верил еще недавно!

    • Анонимно
      10.08.2017 10:47

      " Я ей верил недавно".
      1. На что вам : жена, чтоб верить ей, Мурат?)
      2. Почему недавно, что случилось на днях? Что сделала Рыбакова такого?
      3. Мурат, вам пошел седьмой десяток лет, а вы навиный или не включаете разум когда нужно - приезжаете деваха 24 года, становится помощником на "общественных началах" аж Самого - якобы специалист по паркам. Правда нигде этому не училась, профессии нет, знаний нет в архитектуре и ландшафте, зато в Москве входила в "команду Капкова", который отвечал за реконструкцию парка им. Горького ) его страна вся строила, если помните по Союзу). Не смешно ли умному человеку? Умный бы вспомнил бессметного Гоголя с его Чичиковым и посмеялся бы над Россией, которая за 200 лет ничему не научилась, а вы развели сопли-нюни.
      Серебрянников

      • Анонимно
        10.08.2017 12:10

        полностью согласен

        • Уважаемый 24 года это уже возраст большой и для того чтобы иметь знания,опыт и профессию нужно по чаще просто расшибать лоб,сидеть в библиотеках и в инете! А почему разочаровался пусть сама немного подумает и если догадается флаг ей в руки! А что вы только верите своей жене только? Как мне жалко Вас. Вокруг много хороших людей,которые в отличие от плохих просто плохо объединены!

          • Анонимно
            10.08.2017 13:17

            Верит не верить - это не серьезно. Нужно думать головой и знать. Получать информацию. Об это речь, уважаемый С. А у вас всегда эмоции и мнения.
            Про 24 года не смешите. Это возраст "соплячки". Вы так ничего и поняли. Перечтите что написано выше по пунктам. И перечтите еще раз Гоголя про Мертвые души и Чичикова. Эх, Сирази Сирази!
            Серебрянников

  • Анонимно
    10.08.2017 08:50

    Царево это ужас, почему не строят дорогу дублер в сторону Петстрецов? Там сейчас уже пробки все время, еще не все дома заселены

  • Анонимно
    10.08.2017 09:21

    Есть пару на завойского, там надо всего лишь убраться и скосить траву в человеческий рост, даже дорожки есть, которые землёй уже зарастают, просто почистить и будет переходная зона к аметьевский парку. А так сделали этот парк, в куче земли дорожки из досок, когда ещё вырастет всё. Показушники. Вместо красивых дорогих стелл, лучше деревьев больше сажали и ухаживали за существующими

  • Анонимно
    10.08.2017 09:22

    Кузьмину надо заниматься делами никому не нужной академии строительства, которую давно пора ликвидировать. Собрание пенсионеров, получающие большие зарплаты в академии и ничего реально не делающие.
    Фишман пусть расскажет почему в райцентрах парки пустые стоят. Может дело в том, что народ окучивает картофель, выращивает цыплят, косит сено. А отдохнуть - пожалуйста леса, поля, речки. Зачем сидеть у всех на виду в парке, показывая что ты бездельник.

  • Анонимно
    10.08.2017 09:29

    В Набережных Челнах только мечтать о том, что есть хотя бы в Казани! В городе напрочь отсутствует хоть какая-то инфраструктура. Вот и уезжают люди в Москву и Петербург.

    • Анонимно
      10.08.2017 09:57

      Не ломайте теорию казанских нытиков, по их утверждениям в Казани ничего нет..

      • Анонимно
        10.08.2017 10:52

        ну если бы в Казани ВСЕ БЫЛО, люди из Челнов уезжали бы в Казань, а не в Москву или Питер, как пишет автор комментария?

      • Моисей
        10.08.2017 10:56

        Казань крутым городом стала.
        Без иронии.
        Парки только оставляют впечатление недоделанности.
        Бурьян в горкинском лесопарке удручает

    • Анонимно
      11.08.2017 00:27

      с инфраструктурой в челнах всё прекрасно. с работой плохо, поэтому и уезжают.

  • Анонимно
    10.08.2017 09:34

    Вчера он то и дело хвалил «Наташу Львовну» Фишман, то и дело признаваясь, что готов носить ее на руках. И все это за ту практику общественных обсуждений, которую она внедряет в Татарстане. «Я патриот Москвы. Но если бы меня сейчас спросили, где мне больше нравится, как делается благоустройство — в Татарстане или Москве, то я был ответил, что в Татарстане. Меня потрясли те деревни, поселки, которые там сейчас сделаны. Колорит в каждой присутствует», — восторгался Кузьмин.

    Не заслуга Татарстана в колоритных деревнях и поселках, а заслуга москвичей. А кто сможет доказать обратное? Да никто уже, поздно.

  • Анонимно
    10.08.2017 09:37

    Помыслы Фишман конечно заслуживают уважения, удержать своих созидающих людей и привлечь новых из других регионов это действительно важная задача, но решать её созданием мишуры и макияжа в отдельной очень малой части города глупо. В городе очень много не решаемых проблем, которые не замечают чиновники, большую часть времени проводящие в центре города и в своих загородных резиденциях.

    • Анонимно
      10.08.2017 10:08

      Люди всегда критикуют,ищут причины докопаться и тд. А ВЫ не пробовали просто порадоваться за наш город???У нас все есть для комфортной жизни!Знаю о чем говорю,поездил по стране.

      • Анонимно
        10.08.2017 10:54

        чиновник что ли, который из командировок за счет бюджета не вылезает? так таким известно что показывают.

      • Анонимно
        10.08.2017 11:13

        Я рад за красивую картинку созданную в центре города, но эта картинка для жителя города не главное. Главное для людей, как считает в том числе президент Российской академии архитектуры Кузьмин, это работа и соответственно уровень вознаграждения за неё, качество образования и медицины. А вот с этими важными вещами у нас в городе большие проблемы.

      • Анонимно
        10.08.2017 11:26

        Такие сказки можно рассказывать тем, кто никуда не выезжает из Казани и Татарстана, чем наши чиновники и занимаются. И цены у нас минимальные и зарплаты максимальные и инфраструктура лучшая... А на деле выходит все наоборот.

  • мотоцикл
    10.08.2017 09:43

    фишман здесь то ли на Гарри Потера или народного артиста США Джексона похожа.

  • Анонимно
    10.08.2017 09:49

    Зачем Фишман ругаете - позвали, дали хорошую зарплату, делает, старается. А то, что эта парковая программа - сплошная коррупция, не её вина.

  • Анонимно
    10.08.2017 09:52

    Татарстан стал намного интереснее и красивее, в чем большая заслуга Фишман! И мысли у нее правильные. Бегут в Москву именно по тем причинам, о которых она говорит. Завистникам, конечно, рот не закроешь. Город должен быть не просто внешне красивый и удобный для жизни, но и внутренне содержательный.

    • Анонимно
      10.08.2017 10:56

      самое главное - люди должны получать достойную зарплату, а не одну из самых низких в ПФО. Тогда и желание сидеть в парках, ходить на выставки и в театры появится не у единиц.

      • Анонимно
        10.08.2017 11:46

        Не являюсь поклонником татарстанских зарплат, но говорить, что на выставках и в театрах единицы - это уж совсем передёргивание. Я в последнее время довольно активно хожу по общественным мероприятиям и местам, народу везде куча, и не только туристов.

        • Анонимно
          10.08.2017 14:29

          да, вроде бы все так. НО. В масштабах города-миллионника - это единицы.

      • Анонимно
        10.08.2017 12:20

        Если ориентироваться на тех, для кого главное, это когда еда повкуснее и магазины прикольнее, так этого в Казани предостаточно - магазин на магазине.

      • Анонимно
        10.08.2017 14:26

        Парки нужны при любых зарплатах!

    • Анонимно
      10.08.2017 12:23

      То есть бегут пожрать повкуснее и пошопиться? Содержательное "бегство")))

  • Анонимно
    10.08.2017 10:53

    Азат Д

    Если бы не москвичка Фишман, жили бы как в глухом ауле.

    • Анонимно
      10.08.2017 16:52

      Азат Д

      Одна Фишман заменяет целый комитет по благоустройству, причем за бесплатно.
      Натаха, зови подруг, целый кабмин замените.

  • Анонимно
    10.08.2017 10:58

    Да, Казань стала благоустроена и, вдобавок, красивее. Хотя, парка основного, центрального не хватает, конечно.. Как пример, парк в Мадриде можно привести. И, аллеи природные, длинные, люди там пробежками занимаются, и озеро, на котором водные прогулки совершаются и красивые статуи, и многое другое.. Но, для этого и места нужно прилично..

    • Анонимно
      10.08.2017 12:40

      ЧЕКА
      Предполагаю что в будущем таким пространством сделают соединив в единое - парк Горького, левую и правую набережные Казанки от Казань-арены до Ленинской дамбы и самое главное присоединив большой лесной массив (ныне заброшенный) между Казанкой и ул. Новаторов.
      Когда наполнят водой комплекс озер Лебяжье, то там тоже образуется огромный природный ландшафт, который при правильном подходе станет прекрасным местом для активного отдыха ..

      • Анонимно
        10.08.2017 13:46

        Ага, уже Зиганшины в очередь с пилами стоят - жаждут благоустройства берегов ))

      • Анонимно
        10.08.2017 13:55

        ЧЕКА, всегда внимательно и с удовольствием читаю ваши комментарии, обычно добавить бывает нечего!!! Вы конструктивный человек!

        • Анонимно
          10.08.2017 14:30

          но ни один его "конструктивный" прогноз как правило не сбывается....

        • Анонимно
          10.08.2017 16:18

          ЧЕКА
          Комментатору от 13.55. -Спасибо)..
          Комментатору от 14.30. - Я прогнозов никогда не даю)..
          Я предложения иногда даю здесь по теме , а иногда пишу на сайт мэрии и в частности мое предложение мэрии установить киоски в подземном переходе на пересечении Ямашева-Амирхана было реализовано мэрией.

  • Анонимно
    10.08.2017 12:11

    Погуляла по Баумана..... уныло, провинциально, не интересно...

    • Анонимно
      10.08.2017 12:21

      Это потому что Фишман до нее ещё не добралась)

      • Анонимно
        10.08.2017 17:00

        кроме Фишман есть Балтусова и Прокофьева - это их город и их центр - потому и скучно...

        • Анонимно
          10.08.2017 20:34

          Есть еще и Забирова...

          Женская масонская ложа "Закат бюджета"...

    • Анонимно
      10.08.2017 12:22

      Провинциальность - это ещё и состояние души человека. Так что вглядитесь в себя)))

      • Анонимно
        10.08.2017 14:25

        Провинциальность и состояние души - это как сладкое и квадратное!!!!

    • Анонимно
      10.08.2017 12:27

      Погуляйте в Москве по Арбату..Грязно,уныло...

    • Анонимно
      10.08.2017 12:39

      Наталия Львовна?
      Не нравится Баумана?
      Можно прогуляться по Арбату.
      Или Бродвею.

    • Анонимно
      10.08.2017 13:10

      Провинция, ты тем и хороша,
      что сохраняешь от распада личность,
      а если в нас духовная столичность,
      провинциальность, право, не грешна...
      Е.Евтушенко "Казанский университет"

  • Анонимно
    10.08.2017 14:00

    На Казанке уничтожают огромную рощу: вместо того чтобы убрать оттуда мусор и сделать полноценный парк хотят застроить новыми ЖК, Салават купере - настоящее гетто, из которого не выбраться. Все въезды в город стоят в глухих пробках из-за жк, построенных на окраинах. год-два и в Казани будут те же проблемы, что и в Москве, но не будет московских зарплат, московского метро, московских парков.
    Временщики создают сиюминутную картинку, не думая о завтрашнем дне.

    • Анонимно
      10.08.2017 17:00

      кто в городе генпланирует? Не Фишман - это просчеты архитекторов.

  • Анонимно
    10.08.2017 15:01

    Ну да, конечно. Фишман не доллар - все не может понравится. Не Фишман.)

  • Анонимно
    10.08.2017 15:57

    Почему Фишман учит нас всё время как жить? По какому праву? Она чего в жизни достигла?

    • Анонимно
      10.08.2017 16:25

      У вас есть возможность обойти ее. Сделайте детальное предложение по реконструкции какого-либо парка и уверен что БО опубликует. А пока вы сотрясаете воздух и лично я воспринимаю ваш коммент как неконструктивное и глупое нытье..

      • Анонимно
        10.08.2017 18:29

        Делали уже сто раз,и в БО публиковались ,и предложения достойные для граждан разных ,звучали здесь неоднократно.Любезный, коли лезете в дискуссию о Фишман,архив издания прочесть извольте.Б.Носорогов.

        • Анонимно
          10.08.2017 19:11

          Раз вы в теме, дайте ссылку когда кто-либо из тутошних комментаторов дал развернутую статью- предложение по благоустройству какого-либо парка, как например давал Т.Давлетшин по ВСМ или другой автор по возведению Сити на намывных землях в районе речного порта.

          • Анонимно
            10.08.2017 19:42

            'За счёт чего будут существовать наши парки "архив БО,ребята кажется из Нижнего

  • Анонимно
    10.08.2017 15:59

    Велодорожки по всему городу проложите в том числе и до парков и очень нужно из Салмачей, пробка станет меньше хотя бы в теплое время года )

  • Анонимно
    10.08.2017 16:33

    Вот кроме Казани есть и районы с ее проектами - Только для кого? За чей бюджет? И на чьей земле мы скажем федералам?

  • Мне чего-то всегда не хватает,
    То помады, то модных очков.
    И тоска иногда набегает,
    Что должна ходить без каблучков.

    Люблю парков я очарованье,
    С чередой бесконечных фиест.
    Наступает порою отчаянье,
    Что в Казани таких мало мест.

    В златоглавой хватало массовок
    И был классным стрит - фуд как еда.
    Там познала я прелесть тусовок
    И скучаю о них иногда.

    Я сейчас о народе вся в думах,
    Как его осчастливить средой.
    Слава, Богу мы не в Каракумах
    И с кого есть повысить надой.

  • Анонимно
    10.08.2017 18:27

    У нас в Нижнекамске, реально хороший пляж сделали. Очень красиво. Спасибо! Если еще и дом Чикина ( в народе Стахеева) отреставрируют, то низкий поклон будет, лично от меня.

  • Анонимно
    10.08.2017 22:56

    Верните Наталью от куда взяли. Большого толку нет. Везде на подрядах свои

  • Анонимно
    11.08.2017 09:10

    Вот что за манера у людей все только разносить в пух прах?
    Уважаемые критиканы! Вы в районах давно были?
    Там вообще нормальных парков в селах не было ни одного!
    Вы видели в Арске какой парк отгрохали? Казани только позавидовать! теперь туда люди едут со всех деревень, а не в Казань!
    Вам что? Не нравиться какие парки сейчас делают? Вам бы только деньги считать кто сколько украл. Оставьте это Навальному)
    Парки реально классные стали, с детьми и самому погулять одно удовольствие!
    Согласен что надо облагораживать и имеющиеся в Казани рощи, а не только Лебяжье и Горкинский лес.
    Вот реально надо сделать на Дубравной, в Азино за Франтом, Парк Победы довести наконец до ума и расширить освоив существующие водоемы.
    Конструктивнее граждане)

  • Анонимно
    11.08.2017 11:34

    Наталья- люди уезжали, и будут уезжать в Москву ! и не только из Казани !

  • Анонимно
    11.08.2017 12:41

    Реально Гарри потер!))))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль