Общество 
13.08.2017

«Казань?.. Где это?»: как живется за пазухой батьки Лукашенко

Вояж в Беларусь — страну «последнего диктатора Европы»: шок от «чыгуночных дорог», демпинг «Белавиа» и злые гаишники. Часть 1-я

Казань в последнее время налаживает контакты с Минском. Корреспондент «БИЗНЕС Online», тоже решив восстановить связи с родственниками, отправился сюда в отпуск. Как живут белорусы, сколько стоит проезд в общественном транспорте, почем хлеб-соль (деликатесы), как обстоят дела с «белоруской мовой» и как люди реагируют на упоминание о своем президенте — в нашем репортаже.

ПЕРВЫЕ ПОТРЯСЕНИЯ В СТРАНЕ БАТЬКИ ЛУКАШЕНКО

Самолетом и поездом, на машине и троллейбусе, от Минска до Бреста и обратно через Беловежскую пущу, Волковыск, Несвиж и Мир — такими стали наши 10 дней в Беларуси. Выбор страны для отпуска (не излюбленная нами дешевая и ухоженная Турция, чай!) может показаться странным. Но здесь у корреспондента «БИЗНЕС Online» есть родственники, с которыми мы не общались лет, наверное, 30. Серьезным довеском на чаше весов оказалась возможность въезда с российским паспортом (загранника — так уж вышло — пока нет). Ну и, наконец, практически демпинговые цены «Белавиа» на перелет из подмосковного «Жуковского» в Минск: за 40 евро добраться из Москвы можно, разве что проведя ночку в автобусе.

В общем, мы пошли по стопам Татарстана, который в последнее время заметно активизировался в контактах с Минском. Ждать, пока наладится прямой рейс из Казани в Минск, не стали и отправились в Москву поездом, чтобы лететь из «Жуковского». Так что вторым потрясением в Беларуси стала цена услуг «Беларуской чыгунки» (так на беларуской мове, да). От столичного чыгуначнаго вакзала в Брест ехали в купе, заплатив за четверых что-то около 1,5 тысяч. Взгляните на тарифы в поезде, скажем, от Казани до Нижнего Новгорода: 2,5 тыс. за одного, расстояние приблизительно такое же... Вторым шоком оказался тот факт, что скромно поужинать можно было в буфете поезда — еда, в отличие от РЖД, оказалась доступна, а меню лежало на столике в купе. Вагон поезда экономкласса ничем не отличается от наших, со старыми «неэкологичными» туалетами. Разве что белье не включено в цену билета и за него надо отдать проводнику примерно полтинник. А можно не отдавать, мы обошлись: до Бреста ехать часов пять. За это время проводница, заглянув по поводу белья и чая, обучила нас белорусскому спасибо. В общем, дзякую чыгуначным дорогам.

Нажмите, чтобы увеличить

Наконец, еще одним воспоминанием советских времен стал брестский троллейбус. Билет в нем стоит 50 местных копеек — примерно 16 рублей. Но его покупка еще не значит, что вы оплатили проезд: в салоне стоят... компостеры. Никаких кондукторов — публика компостирует билеты. На выходе контроля нет — водители (а мы ездили так несколько раз) не утруждали себя проверками. Нам сразу вспомнился анекдот про татарина Хабибуллина, приехавшего в большой город и не знавшего что и как. Ну и научили его: чтобы доехать до нужной остановки, надо прокомпостировать билет и громко крикнуть: «Хабибуллин — вокзал!» Пассажиры, к слову, оказались гостеприимны, и мы не испытывали больших проблем с ориентированием в остановках. Хотя что такое Казань (а у меня была кепка с надписью «Казань — ОКБ Союз»), в 350-тысячном Бресте не знала, наверное, половина из заговаривавших с нами попутчиков.

Нажмите, чтобы увеличить

ДОРОГИ: ПЛАТНЫЕ ШОССЕ, ДРАКОНОВСКИЕ ШТРАФЫ И ГИГАНТСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Автомобильные дороги в стране, по крайней мере те, где мы ездили, — это почти что песня.

Шоссе из Бреста в Минск и далее до границы с Россией — платное, причем проехать 600 км стоит примерно 25 евро. Это для иностранцев: на границе надо покупать специальное устройство — и, как говорится, алга. Но россиянам, как мы поняли, платить не надо. На трассе М1 разрешено катить со скоростью 120 км/ч. Превышать скорость крайне не рекомендуется: штрафы весьма приличные, особенно по меркам самих белорусов. Стационарных камер — сотни, плюс еще десятки передвижных, с гаишниками. Попался дядьке с полосатым жезлом — будь любезен заплатить что-то около 720 рублей (23 белорусских). Но тут хотя бы есть шанс, что тебя предупредят и отпустят, до второго случая. Потому что двукратное превышение скорости на 20 км/ч в течение года грозит не только штрафом до 10 российских штук, но и годичным лишением прав — как суд посмотрит! Забавно было видеть машины с включенными фарами — это очень часто были россияне: белорусские ПДД ближнего света днем не требуют. А вот ремень обязателен. Вообще, штрафы за разные нарушения могут быть большими — допустим, есть пункт «открытие дверей во время движения», за что можно отдать тысяч 7 на наши деньги.

Нажмите, чтобы увеличить

Дороги ровные. Ни колеи, ни ям! В чем секрет? Как оказалось, транспортный налог в стране — тоже драконовский (особенно для самих белорусов). Ежегодно государству положено отдать 138 белорусских рублей за легковушку массой до 2 тонн. То есть 4,5 тыс. российских рублей. А вот мощность мотора на эту сумму никак не влияет. Платеж взимается при техосмотре, и эти деньги направляют на дорожное строительство. Половина идет в казну страны, половина — местным бюджетам. Сами белорусы на дороги жалуются: из разговоров с таксистами и местными жителями понятно, что размер налога их напрягает. 

Бензин в Беларуси стоит почти как в России: поляки приспособились одно время заправляться за границей. Хорошо же — в полтора раза дешевле! Но Минск эту лавочку в итоге прикрыл. К слову, сами белорусы, похоже, уважают дизельный транспорт. По секрету нам рассказали, что все дело — в колхозах: можно немножко сливать солярку, и езди себе... Благо что топливо (рапс) тоже растет на полях.


В СТРАНЕ БАТЬКИ: ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА, НАЛОГИ НА ТУНЕЯДСТВО, ДОМА КРЕСТЬЯНАМ И МЕТРО НА БЕЛАРУСКОЙ МОВЕ

Немного о самой Беларуси. Впервые Республика Белоруссия была создана в 1919 году, с 1994 года официальное название — Беларусь. Население страны — приблизительно 9,5 млн человек, более 80% относят себя к белорусам. Территория — 207 тыс кв. км — примерно 3,5 площади Татарстана. В стране 6 областей, Минск не входит ни в одну из них и является самостоятельной территориальной единицей. Но история самой земли, некогда сердца Великого княжества Литовского, древняя и интересная.  

Нажмите, чтобы увеличить

Официально в стране два языка: русский и белорусский. Кстати, объявления в автобусах и метро — только на белорусском языке. Как говорят, это решение власти объяснили просто: русские с белорусами поймут, а туристы будут «дзiвицца». В школах учат оба языка — на паритетных началах, дважды в неделю. Плюс литература. После 9-го класса надо сдавать экзамены: оба языка и математику — и выпускники больше не школьники: базовое образование получено. Хотя можно продолжить учиться до 11-го класса либо поступить в колледж по среднему баллу аттестата. После 11-го класса приходится сдавать четыре экзамена: английский и история (они устные), а также математика и на выбор — русский или белорусский (пишется изложение). И никакого ЕГЭ: система поступления в вуз — через очередную серию экзаменов. А оценки тут выставляют по 10-балльной системе. Во многих деревенских школах все обучение идет на белорусском, что потом, как ни парадоксально, создает детям проблемы, хотя язык на слух кажется интуитивно понятным. Иногда «белорускамоуныя» классы создают и в обычных школах. Но ощущение такое, что белорусский язык практически не используется: интереса ради мы включили в первый вечер местное ТV и не смогли найти программ на белорусском. Возможно, плохо искали. 

Минимальный потребительский бюджет — примерно 400 рублей на взрослого человека (12,5 тыс. российских рублей). Средняя зарплата — 800. Но, как водится, реально люди получают 400–500 рублей, поэтому уровень жизни в стране ниже, чем в России. Как говорит Батька, лучше, конечно, платить по тысяче, «бо доллар расте», но... При этом президент Александр Лукашенко, которого называют последним диктатором Европы (да и он сам, кажется, не против), уже обкатывает то, что только предлагают в России по части повышения пенсионного возраста. К 2022 году в стране мужчины будут выходить на пенсию в возрасте 63 лет, женщины — в 58. Возраст выхода повышается ежегодно на полгода — такова суть указа Батьки. Средняя пенсия сейчас — 300 белорусских рублей (приблизительно 9,3 тыс. российских). Есть тут и «закон о тунеядстве» — если за тебя не отчисляет соцвзносы работодатель, плати налог сам. Надо ведь на что-то содержать медицину, образование и все прочее... Конечно, сами белорусы по этому поводу сильно ворчат. Нет, ну а как — допустим, работает человек за границей (а Европа — вот она, рядом), никаких пенсионных отчислений у него нет. Кормит семью, тунеядец эдакий. «Ну хорошо, налог можно и заплатить, — рассуждает наша собеседница. — А потом начнутся вопросы, откуда деньги и почему с них тоже не уплачен налог. Бред ведь!»

Отдыхают белорусы меньше россиян — во всяком случае, новогодних каникул в нашем понимании тут просто нет: выходной — 1 января. Зато и католическое, и православное Рождество, а также Пасха у обеих конфессий — выходные. Отдыхают еще на Радоницу (православная), в День Женщин (8 Марта), Первомай, День Победы, День Независимости (3 июля), а также в День Октябрьской революции (7 ноября).

В стране землей владеет государство, поэтому участки под дома купить нельзя. Можно арендовать — на срок до 100 лет. Сохранена колхозная система. И одной из социальных программ является предоставление домов: едешь работать в колхоз — получай дом и выплачивай потом его стоимость частями в течение многих лет. Это здорово, людям нравится. Своего рода социальная ипотека (правда, деньги после кризиса вроде как кончились, и, по слухам, программу тормознули). Госпредприятий в стране много, и это не только производство, но даже торговля: например, трехуровневый подземный торговый центр в Минске под площадью Независимости — государственный. В одном из небольших городов, где мы побывали, — свой мясокомбинат, молокозавод, свой хлеб при населении меньше 50 тыс. человек. Как в советские времена. Более того, мы обратили внимание, что многие сувениры белорусского производства: Китай эту нишу если и занимает, то пока что не всю.

Нажмите, чтобы увеличить

Что с ценами? Молоко мы брали по 1,25 рубля (как литр 95-го бензина), хороший сыр — 10,5. Белорусский пармезан — 18. Деликатесы, например знаменитая белорусская паляндвiца (сыровяленый филей), — те же 18. Сырокопченые колбасы — до 24 рублей. Огурцы и помидоры — 2–2,5 рубля. Киловатт-час — 15 копеек (4,7 рубля). Очень дорогой газ: 35 копеек за куб, то есть более 10 российских рублей (вдвое дороже нашего). Кубометр воды — 0,8 рубля (25 российских). Но в целом на взгляд россиянина все дешевле: от продуктов до услуг. Видимо, этим объясняется приличное количество машин с российскими номерами — особенно московскими: россияне сюда ездят, что называется, недуром.

Местные таксисты при намеках на суровость батьки Лукашенко только улыбались и рассказывали, что библиотеку в Минске (тот самый 20-этажный 73-метровый стеклянный ромбокубоктаэдр на подставке) строили чуть ли не на «добровольные пожертвования» белорусов. Называют его в народе не иначе как «шарик Шурика» — ночью он светится и выглядит завораживающе. Но Минск мы осматривали «пробегом», сосредоточившись на других местах. Чем богата история Беларуси, что там можно посмотреть — во второй части обзора.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (113) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.08.2017 10:31

Цены в Белоруссии ниже, по-моему, только на транспорт. Но маршрутки в Гродно подвозят за 1 белорусский рубль. Остальные цены примерно такие же как и у нас в Казани. В остальном скажу одно. Наш мэр Метшин должен был бы поехать поучиться у мэров белорусских городов как вести хозяйство, а не выступать с предложениями провести за бюджетный счет Сабантуи в Париже и Испании и еще черт знает где, лишь бы за бюджетный счет. Везде, конечно, можно найти недостатки, но мэры городов в Белоруссии не зря свои деньги получают. И еще пусть Фишман туда в Белоруссию возьмет, чтобы она поучилась наконец-то как нужно делать парки по-настоящему.

  • Анонимно
    13.08.2017 09:20

    Не надо вешать ярлыки:диктатор...... Все бы были такими руководителями.....

    • Анонимно
      13.08.2017 09:49

      Диктатор или требовательный и жесткий - контролирующий работу до результата управленец?

      С уважением Айдар

      • Анонимно
        13.08.2017 13:22

        Вот таким должен быть и править страной по имени Россия-ПУТИН ВВ....пока что кроме болтологии ничего и нет и КОРРУПЦИЯ скоро сожрет всех нас и первую очередь нас простых и нищих

    • Анонимно
      13.08.2017 10:00

      Какие ярлыки? Если сначала так Лукашенко назвали западные журналисты, то впоследствии он начал над этим шутить сам.

      http://www.mk.ru/politics/2012/11/28/779885-lukashenko-ya-posledniy-i-edinstvennyiy-diktator-v-evrope.html

    • Анонимно
      13.08.2017 13:20

      У нас в России постоянно в последнее время слышится \ВСЕЯ РУСИ\едва ли это понравится НАРОДАМ других национальностей...которые фактически добровольно вошли в состав Российской Федерации\можете горланить такое в тесном контакте между собою но не надо это навязывать на всю РОССИЮ....и тут правильное замечание не надо вешать ярлыки-\ДИКТАТОР\-таких руководителей по-больше....кто либо съездивший туда в Белоруссию с восторгом рассказывал об этом СТРАНЕ....помниться недавно выступала на страницах своей газеты-Главный Редактор-Казанских Ведомостей-Венера Якупова....и помниться выступление Народного поэта Татарстана Рената Хариса-все они попросту восторгались этой землей...здорово что Вы побывали в Белоруссии-так и видите свое повествование-а то что там цены такие-то по моему во всей Европе сейчас нелегко....

    • Анонимно
      14.08.2017 17:32

      а не хотите для себя отсутствие бессрочных трудовых договоров, вместо которых контракты на 1-3г ода ?

  • Анонимно
    13.08.2017 09:23

    Вообщем-то Батька молодец, чистота, порядок. Да, зарплата ниже, но и цены тоже. И всё это без нефти и газа

    • Анонимно
      13.08.2017 09:54

      Это с нефтью и газом, российскими, по льготным ценам. То есть за наш счёт.

      • Анонимно
        13.08.2017 16:28

        Да, да, "за ваш счет" Москва в своей традиции "соблюдать договора" ограничила Минск в поставках нефти и газа. Скоро кроме газа в РФии ничего не останется, как и друзей.

    • Анонимно
      13.08.2017 10:31

      Цены в Белоруссии ниже, по-моему, только на транспорт. Но маршрутки в Гродно подвозят за 1 белорусский рубль. Остальные цены примерно такие же как и у нас в Казани. В остальном скажу одно. Наш мэр Метшин должен был бы поехать поучиться у мэров белорусских городов как вести хозяйство, а не выступать с предложениями провести за бюджетный счет Сабантуи в Париже и Испании и еще черт знает где, лишь бы за бюджетный счет. Везде, конечно, можно найти недостатки, но мэры городов в Белоруссии не зря свои деньги получают. И еще пусть Фишман туда в Белоруссию возьмет, чтобы она поучилась наконец-то как нужно делать парки по-настоящему.

      • В Гродно не ездил, в Бресте маршрутка - 80 копеек (25 рублей). "Газель".

      • Анонимно
        13.08.2017 12:38

        Вот когда Метшина будет такой же бюджет, как у Минска, тогда может и поучиться, если будет чем учиться. Да скоро и батьке придется ужаться. Бюджет России ведь не резиновый, а тут санкции. Даже уже шантаж не поможет. Как сказал Димон - денег нет, но вы держитесь.

        Б.

        • Алексей К.
          13.08.2017 13:36

          Вот когда Метшина будет такой же бюджет, как у Минска
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/354195
          Скромнее быть надо, сравнивать с каким-нибудь ОБЛАСТНЫМ центром! Тем же Брестом ...

          «Объем доходов городского бюджета на текущий год прогнозируется в сумме 286,8 млн рублей. На такую же сумму запланированы городские расходы. Сколько и в какие сферы пойдут деньги? Образование — 102,57 млн рублей. Здравоохранение — 84,62 млн Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство — 62,57 млн Социальная политика — 10,79 млн Национальная экономика — 10,5 млн Транспорт — 9,4 млн Физическая культура, спорт, культура, СМИ — 5,08 млн Читать полностью: http://brestcity.com/blog/utverzhden-byudzhet-bresta-na-2017-j-god-na-chto-planiruetsya-ego-potratit

          Условно говоря, 1 ИХ рубль это 30+ наших.

          Бюджет Казани на 2017 год это 19,6 млрд российских рублей, что по сегодняшнему курсу 636 с лишним миллионов белорусских рублей...

          Кстати, в 2019 году Брест официально отмечает свое тысячелетие. Неофициально в 2017... ;)))

          • Анонимно
            13.08.2017 14:17

            Вы бы еще бюджет сравнили какой-нибудь деревни с бюджетом Казани. Вот будет разница. Сколько там живет в Бресте и сколько в Казани?

            Б.

            • Алексей К.
              13.08.2017 15:01

              Навскидку 4 Бреста одна Казань ))) Но тогда уже и Метшину полагается чуть более половины бюджета Минска!..

              • Анонимно
                13.08.2017 15:52

                Не надо передергивать, Минск всего лишь в 1,5 (полтора) раза больше Казани по населению. А Брест в 4 (четыре!) раза меньше.

                • Анонимно
                  13.08.2017 17:13

                  Так то в Бресте здравохранение серьезная статья расхода, а нас это с республиканского бюджета идёт

          • Азат Д
            13.08.2017 14:48


            Самое интересное, у них открыто можно ознакомится с бюджетом города, на их сайте. А у нас запрятали его.
            Надеюсь на новом сайте за 1,2 млн. будет выложен бюджет, и графа отчёты.
            https://www.business-gazeta.ru/news/354249


      • Анонимно
        13.08.2017 13:35

        Бюджет Минска - 150 млрд. руб. российскими. Бюджет Казани -20 млрд.
        Поэтому , прежде чем советовать кому что-либо, изучите матчасть..
        Иначе сами себя выставляете малограмотным нытиком..
        При тех деньгах что имеет Минск и Казань, скорее мэру Минска можно поучиться у Метшина..

        • Анонимно
          13.08.2017 15:34

          В принципе сравнивать некорректно, разные же бюджетные системы

        • Анонимно
          13.08.2017 17:08

          Бюджет Казани муниципальный, а у Минска областной, например на медицину в Казани Республика расходует средства. Плюс Минск столица государства, но не областной центр, да и больше Казани в раза полтора

    • Анонимно
      13.08.2017 14:06

      ... по ТВ в РБ вроде все понятно, в основном свои достижения, а вот радиоэфир .... просто не пользовался ибо круглосуточно только реклама и "ЮморФМ"... представляете нейтралитет какой?
      Сфотографировался на заправке "Беларусьнефть", цена 1.17 руб, вода 86 коп, кофе 2.35 руб.

  • Анонимно
    13.08.2017 09:51

    Высокий транспортный налог - это дико правильно. У нас копейки скидывают, которых на заплатки только хватает, а потом автомобилисты хайвэев требуют и парковок бесплатных

    • Анонимно
      13.08.2017 10:36

      высокие налоги это дико неправильно.Это наша страна.за что мы должны платить??

    • Анонимно
      13.08.2017 13:27

      И то что этот налог зависит от массы машины, а не от количества условных лошадей под капотом, тоже очень даже правильно.

      • Анонимно
        13.08.2017 14:10

        Согласен, налог за лошади бред, если нужно взять налог на роскошь, то включайте при покупке нового автомобиля разово. Если машина большая и мощная, так она топлива больше съест, а там акциз. Плюс нужны целевые сборы, на качественных автомагистралях и парковках на муниципальных землях

        • Анонимно
          13.08.2017 18:06

          Парковки никто тебе делать не обязан. С чего это за парковку для твоей машины, должны платить все горожане? Нужна парковка -купи!

  • Анонимно
    13.08.2017 10:07

    Первая фотография - как будто в Казани снято

  • Анонимно
    13.08.2017 10:17

    У них деноминация была? Раньше 1 руб был 2000 зайчиков, нет?

  • Анонимно
    13.08.2017 10:57

    Спасибо, Дмитрий! Очень интересно! Ждём продолжения...

  • Анонимно
    13.08.2017 11:07

    Только вот забыли написать, что долг Белоруссии нам. т.е. тем, кто живет в России составляет более 70 млрд. долларов. Это не долг Татарстана после универсиады в той же суммы но в рублях. Это прямые долги, а сколько батька оставляет себе за перепродажу той же нефти? Покупает в России по внутренним ценам в рублях, а продает за валюту. В общем живет за счет нас с вами, шантажируя, что, если что, то с Западом будет дружить и тогда ракеты будут стоять под Смоленском. Потому и не надо про батьку и про его успехи. Туда еще при совках сколько вложили, расплачиваясь за их благополучие добытой у нас же нефтью, точнее валютой.

    Кстати, и тут автор пнул татар со своим анекдотом. Хотя вот когда белорус войдет в свой автобус он не будет спрашивать на русском свою остановку. А по сути, белорусы те же русские, только вот имеют свое государство, потому и чувствуют там себя хозяевами, а не униженными просителями.

    Б.

    • Анонимно
      13.08.2017 13:25

      Не будет. Потому что в автобусе остановку объявляют на русском. Не надо путать автобус с метро. И насчет языков. Автор проехал Заходнюю Беларусь (Менск по менталитету, по выходцем в большинстве своём, всё же более заходний, чем усходний город), В Усходней Беларуси в деревнях обучение ведётся на русском. Двуязычее же формально. В быту, на работе и в ВУЗах - рускоязычее, в деревнях мешанка. Равное по часам изучение русского и белорусского ведёт к тому, что мы на русском как правило, грамотно писать не умеем. Золотое правило блорусского языка "як чуеца так и пишеца" этому очень способствует. Карова, сабака - тому пример... Язык конечно изучаит надо, но в пределах разговорной речи и чтения белорусской литературы. Вот её знать надо обязатеёльно, как, впрочем, и татарскую для живущих в Татарстане.

      • Анонимно
        13.08.2017 18:10

        Национальную литературу надо изучать только то, что действительно является искусством, а не всякую там белеберду нацписателей.

      • В троллейбусе было на белорусском, в дизеле (линия не была электрифицирована) тоже машинист по-белорусски объявлял. В автобусе мы ехали таком, что там никто ничего не объявлял, все сами все знали.

      • Анонимно
        14.08.2017 10:48

        В Минске все объявления остановок в общественном транспорте - на белорусском, все названия улиц, остановок - тоже. Но разговаривают все по-русски, ни разу не слышал белорусский язык на улицах и в магазинах, вся коммерческая реклама на улицах тоже на русском (был в июле 2017). Драники рулят!

    • Анонимно
      13.08.2017 13:28

      Помниться весь СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ проголосовали за сохранения ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ....но всякие там на подобия ЕБН и ВВП и прочие...пошли против этих голосованием-вот и результат многие -на примере Белоруссии......говорят до сих пор что это тоже наше Советское....нажитое совместно при СССР

      • Анонимно
        13.08.2017 14:16

        ВВП при развале Союза ещё пешком под политический стол ходил и там не при делах был. А разваливали вместе с ЕБН как раз в той самой Белоруссии ( в Беловежский пуще) белорус Шушкевич и хохол Кравчук.

        • Анонимно
          13.08.2017 17:09

          ВВП, со своим патроном Собчаком открыто выступал против ГКЧП, это медецинский факт

          • Анонимно
            13.08.2017 21:33

            Собчак выступал против ГКЧП ( хотя это ещё не значит что Союз разваливал. Эти ГКЧПисты сами способствовали развалу Союза поболее, чем некоторые), а про ВВП тогда ни слуху, ни духу не было. Медек вы наш мудрейший.

  • Анонимно
    13.08.2017 12:09

    ... буквально на днях приехал оттуда, впечатления положительные особенно как автомобилисту приятно ехать в среднем 120, обозначены и конкретные обустроенные, бесплатные места отдыха на трассе. Дебильные "искуственные неровности" только в провинциальных городах, так как и у нас видимо расчитаны на молчание населения.
    За мкадом Минска освещение отсутствует, экономят нае то что на освещении трассы а освещении населенных пунктов.
    Аквапарк Лебяжий по сравнению с Казанским впечатляет и масштабом и сервисом, простой расчет на выходе без лишней как в Казанском заморочек, 3-4 этажи кафе по макдаковским ценам.
    Таможня туда свободно, обратно по гражданскому паспорту ну и зеленая карта обязательно, но это для себя .
    Гостинцев привез гарелку, его ароматом товарищи восхищались, хотели не потреблять а просто вдыхать ... но любопытство взяло вверх, качество горелки и бензина на высоте.

  • Анонимно
    13.08.2017 13:03

    В общении с жителями Беларуси заметил одну особенность. Любую тему на свете они обсуждают в контексте властей. Хвалятся они чем то хорошим или жалуются на что то -всегда упоминается начальство того или иного уровня. Такое чувство, что все в их жизнь связанно с начальством или властями. Интересно, это и есть пресловутый "совок" или это особенность характера конкретно моих знакомых? У меня их не много впрочем, так что на звание эксперта по белорусскому менталитету я не претендую.

    • Анонимно
      13.08.2017 13:55

      Знаете, по-моему только в Казани принято употреблять такой уничижительный термин как "совок". У меня есть товарищи в других городах России, так вот, они даже не поняли сначала, что я имею ввиду, когда произнёс при них такой термин.Только после объяснений задумались и тяжело вздохнули..А, ребята жизнь повидали, и были воспитаны, именно в СССР. А по-вашему в "совке".

      • Анонимно
        13.08.2017 16:34

        От автора коммента выше 13:03
        Много споров на свете начинается из за того, что оппоненты по разному трактуют одни и те же термины. Я то же жил в Советском Союзе и помню тех людей. Кто это были? Да те же люди что и сейчас. Были хитрые шустрики, которые удачно устраивались. Были настоящие герои, которые вершили подвиги, заметные и не заметные. Почему последние это делали? Кто то ради общества, кто то ради себя и семьи, кто то просто так, потому что так был воспитан. По этому то я не ругаю огульно Советский Союз. Но и не фанатею по нему. Потому что помню, что большинством была инертная масса. Скажут - делаем, не скажут - не делаем. Остальное пофигу, пускай кто то другой думает. И никакой ответственности они брать не хотят. Вот их то я и называю "совками". Современная жизнь расшевелила это болото и заставило многих из них взять ответственность хотя бы за свои жизни. А вот в Беларуси мне показалось что их еще большинство.

        • Анонимно
          13.08.2017 19:45

          Потому что помню, что большинством была инертная масса. Скажут - делаем, не скажут - не делаем. // Сейчас не так? И вы к кому себя причисляете? К шустрикам,героям,инертной массе?

      • Анонимно
        13.08.2017 16:45

        "Совок" употребляют не только в Казани. Скорее наоборот, к нам это пришло.

    • Анонимно
      13.08.2017 15:14

      Наверно, Вы правы и дали наиболее краткое и точное понимание термина "совок". Из чего понятно, что "совок" может быть где угодно!

      • Анонимно
        13.08.2017 19:48

        Когда-нибудь, я думаю довольно скоро, и наш "дерьмократизм" будут вспоминать как кошмарный сон.

  • Анонимно
    13.08.2017 13:06

    Спасибо, Дмитрий. Мои корни где то в районе Могилева.

  • Анонимно
    13.08.2017 13:08

    Как проживают польско-литовские татары?

    • Анонимно
      13.08.2017 18:29

      Никому это не интересно. Тем более они не выпячивают свою татаркость, они равноправные граждане своей страны и с самооценкой у них все в порядке. В Минске был в музее, в котором была выставка посвященная татарам на службе Литовского княжества.

      • Анонимно
        13.08.2017 21:03

        А вот мне, татарину, интересно как сейчас польско-литовские татары живут

      • М.К.
        14.08.2017 15:24

        Шовинистам неинтересно, конечно. Как и проржавевшим.
        А нормальным людям всё интересно.

  • Анонимно
    13.08.2017 13:27

    И это высокий транспортный налог?! У меня за грузовик и легковушку до 150л.с -20тыс.р. выходит. А нефть то с газом-народное достояние. И дороги у нас плохонькие.

    • Анонимно
      13.08.2017 15:39

      Нам надо так же сделать, убрать зависимость от дошадиных сил. Ведь, что Гранта, что Ауди дорогу разрушают одинаково. Должна быть зависимость только от типа машины, в крайнем случае, от массы еще

      • Анонимно
        13.08.2017 18:58

        Вот именно ! А у нас сейчас это налог на не пойми что, хоть и называется транспортным.

    • Анонимно
      13.08.2017 18:15

      Так твой грузовик - это коммерческий транспорт, за него и надо платить больше.

      • Анонимно
        14.08.2017 11:00

        За 17 тонный маз с прицепом я плачу в 2 раза меньше чем за легковушку весом 1,5 тонны. Где логика?

    • На тяжелую технику там тоже ставки другие. Я интересовался про легковушки.

  • Анонимно
    13.08.2017 14:02

    вы не поняли. КАЗАНЬ - где это? такой вопрос задают многие многие тысячи. т.е мы варимся в своем соку.

    • Анонимно
      13.08.2017 15:48

      Вот вы знаете что-нибудь, к примеру, про китайский город Чунцин? Уверен, что нет. А там, между прочим, проживает 15 млн человек, больше, чем в Москве. Кому надо, все знают про Казань, а кому не надо, те и про Москву ничего не знают. Как могут не знать город, где прошла Всемирная универсиада, где чуть ли не ежегодно проводятся мировые чемпионаты по плаванию, фехтованию, борьбе, бенди и проч? Повторяю, кто интересуется, все знают. Главы государств, совершающие визиты в РФ, сами просят включить в программу посещение Казани и Татарстана. Только российские власти не всегда идут им навстречу. Так, в свое время президент Финляндии Тарья Халлонен была вынуждена пригрозить отменить визит в Россию, если в программу не включат посещение Казани. Только после этого ей включили визит в Казань. Об этом мне рассказал финский дипломат. США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония очень хотят открыть консульства в Казани, но МИД РФ отказывает им в этом. Вот так обстоят дела на самом деле.

      • Анонимно
        13.08.2017 16:54

        Зря вы ломаете кайф анониму от 14.02.
        У него единственая радость в жизни находить или писать негатив про Казань..

        • Анонимно
          13.08.2017 17:18

          Зря вы так. Правда я люблю Казань. Но когда я говорю "Я из Казани", спрашивают "А где это?"

          • Анонимно
            13.08.2017 18:04

            Вот не понял, а с чего это ваши знакомые должны знать что-тот про Казань? Это не столица государства, тут не живет миллионов так десять-двадцать. Пусть татары знают, где Казань, и что за город. А от того, что какой-то белорус не знает про Казань ком от этого холодно или жарко? Да и про Минск то знают, потому как столица государства, где "батька" правит вместо царя. Ну еще Брест может быть из старых. тут была брестская крепость и парад проводили сталинские соколы и немецкие нацики, после раздела Польши. Да, еще те, кто за бугор ездил на автобусе или поезде, тут проходили таможенный и паспортный контроль. И кстати, помню, если к чем то привяжутся, то знай, надо просто в тамбуре таможеннику дать на лапу зелененьких. А они так ходили по вагонам и оценивающий глядели с кого можно что-то срубить.

            Б.

            • Анонимно
              13.08.2017 19:29

              Не все знают, что Татарстан в составе России. Некоторые думают, что это как Казахстан.

            • Анонимно
              13.08.2017 19:50

              Да и про Минск то знают, потому как столица государства, где "батька" правит вместо царя. - Знаете, я учился в СССР. И на уроках географии нам рассказывали и про Киев, и про Минск,и про Нью-Йорк, и про Рио-де-Жанейро.. Да, в современных школах об э
              том говорят очень мало, а нередко об этом вообще не говорят. Ну, не принято сейчас. Так что, понятен ваш посыл.

          • Алексей К.
            14.08.2017 07:26

            Странно. Про Казань обычно слышали, вот если сказать, что "Из Татарстана", очень часто переспрашивают, ГДЕ ТАКОЕ. Но самый вынос мозга у тех же беларусских пограничников вызывает российский паспорт с татарстанским вкладышем.

    • Анонимно
      13.08.2017 18:34

      Одновременно со мной только из Бобруйска в КАИ училось 7 (семь) человек. А были ещё из Гродно, из Борисова, из Молодечно... Кстати, знакомых выпускников и студентов в то время было из ХАИ 2 (двое), из МАИ 1 (один), из ВоенМеха 1 (один). Этот из авиатусовки, как сейчас модно называть, при авиамодельном кружке и Бобруйском АСК, что, впрочем одно и то же, авиамодельный кружок вёл начальник АСК, действующий лётчик инструктор, бывший военный лётчик, на счету 10 сбитых немецких самолётов.

    • Анонимно
      14.08.2017 10:23

      Вот именно. Сказки об исключительности, самых низких ценах, высоких зарплатах, самых развитых городах и т.д., исключительно для внутреннего потребления.

  • Анонимно
    13.08.2017 14:52

    Главная беда Беларуси - там нет свободы, впрочем, так же, как и в России. А совкам что, им свобода не нужна, они даже не знают, с чем его едят. Важно, чтобы халява была, и какой-нибудь "батька" за тебя решения принимал, а сам ты ни за что не отвечаешь. Но это вчерашний, отрыжки тоталитаризма, мир давно уже по-другому развивается и уходит вперед, оставляя позади последних и предпоследних диктаторов.

  • mad big
    13.08.2017 16:55

    Никак не могу уговорить маму переехать в Казань из Белоруссии. Для пенсионеров льгот гораздо больше.

    • Анонимно
      13.08.2017 17:16

      Предполагаю что ваша мама не хочет переезжать не из-за льгот, намного важнее привычка к месту, городу и с возрастом менять все это сложнее..

      • mad big
        13.08.2017 19:34

        Скорее всего вы правы. Но льгот у пенсов в Белоруссии несоизмеримо больше. А продукты - вообще с нашими не сравнить. Полный багажник везу в Казань постоянно. Молочка - вообще выше всяких похвал.

        • Анонимно
          13.08.2017 21:50

          А че сюда то переехали, жили бы там, если там так хорошо? Удивляюсь тут людям. Тут все так плохо, но все почему то прут сюда.

          Б.

    • Анонимно
      13.08.2017 17:22

      Льгот больше, медицина лучше, продукты качественней, климат мягче. Пенсионеру самое оно. А молодым работы маловато (за пределам Минска особенно).

  • Анонимно
    13.08.2017 17:19

    Спасибо за статью,очень понравилась.

  • Анонимно
    13.08.2017 18:07

    Не хочется об этом даже думать, но в будущем смогут ли после Батьки белорусы сохранить независимость, как китайцы найти своё направление

  • Анонимно
    13.08.2017 23:32

    Мне 33,и сегодня понимаю, что развал союза,большая ошибка.

    • Анонимно
      14.08.2017 10:17

      Мало что видимо понял, товарищ!!! Развал СССР был закономерным событием, она была тюрьмой народов. Да и русские там жили не особо. Ездили вот как сегодня среднеазиатские гастарбайтеры в поисках работы и лучшей жизни по всем просторам СССР. Песня ведь есть - мой адрес не дом и не лица, мой адрес Советский Союз. Их тоже в той же Средней Азии не очень любили, и на Кавказе тоже и в Прибалтике, да и Западная Украина тоже особой любви не питала к жителям безбрежной России.

      Б.

      • Анонимно
        14.08.2017 12:00

        СССР - тюрьма народов..ТЮРЬМА,Карл! Простите, с Вами всё в порядке? Сложно дискутировать с подобными.. А, вот как посмотрите на мнение, что СССР и являлся оплотом реальной, а не мнимой, как сейчас, демократии?

      • Анонимно
        14.08.2017 12:11

        Да, согласен, СССР был тюрьмой народов, при первой же возможности все разбежались оттуда. Любое самостоятельное национальное государство имеет больше возможностей для развития. Посмотрите как сильно развились Туркменистан, Азербайджан (несмотря на многолетнюю войну), Казахстан, Прибалтика.

        • Анонимно
          14.08.2017 13:03

          В СССР простому человеку во многом жилось лучше , чем сейчас. Бесплатное образование, медицина, бесплатное получение квартиры и т д.

          • Анонимно
            14.08.2017 13:20

            При СССР в магазинах в свободной продаже были только трехлитровые баллоны березового сока и банки морской капусты, все остальное было по талонам. Не хотелось бы такой жизни.

            • Анонимно
              14.08.2017 14:19

              На базаре зато все было, но немного дороже. Вся продукция была без нитратов, как сейчас.

              • Анонимно
                14.08.2017 15:16

                Мой друг-немец из Лейпцига учился в КГУ, в 1983 году к нему приехал отец, навестить сына. Мы с ним посетили Центральный и Чеховский рынок, он поразился убожеству и ценам нашего рынка, все повторял: "Неужели тут морковь не могут выращивать?". На Чеховском рынке ее одна единственная тетка продавала по бешеной цене. Вот такие тогда были рынки.

                • Анонимно
                  14.08.2017 15:37

                  Ну просто так вам повезло. А я ходил на рынки и все покупал, вопросов не было. Было полно мяса. В магазине оно стоило 2,6 рубля, на базаре 4 рубля за килограмм.

                  • Анонимно
                    14.08.2017 15:54

                    Не надо, на базаре мясо стоило 5 руб за кило, а не четыре. И тебе грузили кости по самое не могу, если просил мякоти, отвечали: "Не нравиться? Уматывай или бери, что дают". А сзади подпирала очередь. Сколько раз я уходил со смертельной обидой с базара, а ничего с этим нельзя было поделать. Сейчас всего навалом, я выбираю лучшие куски в турецком мясном магазине "Халяль".

                  • Анонимно
                    14.08.2017 15:55

                    Интересно, на каком базаре было полно мяса? Откуда, кстати, оно могло там взяться, чтобы было полно?

                    Б.

              • Анонимно
                14.08.2017 15:54

                Не пиши глупости, если не знаешь.

                Б.

            • Алексей К.
              14.08.2017 15:17

              При СССР в магазинах в свободной продаже были только трехлитровые баллоны березового сока
              Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/354195#comment3581044
              Кстати! А в Беларуси этого сока залейся! Квас с добавлением березового сока, газированный березовый сок ... С МЯКОТЬЮ таки да, не встречал )))

          • Анонимно
            14.08.2017 16:23

            По повод бесплатного медицины можете сегодня же забежать в какую-нибудь районную больницу, с тех пор там еще ничего не поменялось. Все также, да и в самом городе не так уж много чего и поменялось.

            Б.

        • Анонимно
          14.08.2017 18:27

          А почему же у нас много азербайджанцев (и не только) присутствует? Если вы уверяете, что они "сильно развились".

          • Анонимно
            14.08.2017 19:21

            А они тут на стройке пашут чернорабочими? Может чего-то перепутали? Они хорошо живут, кстати, одна из самых богатых наций в России.

            Б.

            • Анонимно
              14.08.2017 21:39

              Да, за счёт, опять же нас. Богатые.

            • Анонимно
              14.08.2017 23:59

              Азербайджанцы только торгаши живут хорошо, пока мы позволяем тут им торговать.
              На стройках пашут узбеки, таджики, киргизы. Дворниками они же. Огромными семьями живут в непригодных условиях, в чужом городе((( Это называется хорошо государства их самостоятельные развились, да...

              • Анонимно
                15.08.2017 07:22

                вам же писали: азербайжанцы, туркмены, прибалты, казахи.

  • Анонимно
    14.08.2017 08:35

    Выходные в Православную и Католическую Пасху - Пасха ВСЕГДА выходной, так как празднуется в Воскресенье.

  • Анонимно
    14.08.2017 11:57

    Батька молодец! Вот такой руководитель и должен быть. У него ни нефти, ни газа нет, а народ живет лучьше, чем в России.

    • Анонимно
      14.08.2017 13:01

      А за счет кого живет? Как раз за счет той же России.

      Б.

    • Анонимно
      14.08.2017 13:02

      Точнее, себя нефти и газа нет, но живет за счет нефти и газа России.

      Б.

      • Анонимно
        14.08.2017 13:36

        Так надо же уметь это так жить. Нефть и газ не за даром же Россия ему поставляет.

        • Анонимно
          14.08.2017 14:07

          За лояльность. СССР так многих кормил в свое время, а потом они все быстро разбежались, забыв вернуть долги.

          Б.

  • Анонимно
    14.08.2017 13:11

    Или вот последнее сообщение. Лукашенко обеспокоили «шалости» России на границе с Белоруссией. Путину, видимо, надело кормить Белоруссию, решил, что выгоднее будет просто ее прибрать к рукам. А так все на русском там, чем они там особо отличаются от жителей Смоленской области. Ну будут как Крым в составе России, а че? Спишут все долги России, может еще добавят деньжат, чтобы почувствовали, как им хорошо жить в России. Правда, тут у кого то режут, но ведь все за величие империи, русского мира. Можно и потерпеть.

    Б.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль