Общество 
14.08.2017

Во что обходится утечка мозгов из страны?

Вы можете хоть миллиардеров загнать на обучение, картина будет такая же: 5/15/80. Лучших — 5%, средних — 15%, остальных — 80%

Много говорится и пишется про утечку мозгов из России, но не встречалось адекватной оценки на понятном для всех языке — в виде порядка цифр, во что это обходится стране. Ну что же, давайте подсчитаем. Потому как те страны, куда перетекают эти мозги, олимпиад по математике не выигрывают, но, похоже, считать умеют очень хорошо. А может, по старой традиции все награды и лавры предпочитают деньгами у себя на счету? Полученные цифры ужасают: утечка мозгов обходится России в $50–500 млрд в год.

ТЕКУЩАЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ ИЗ РОССИИ СОСТОИТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИЗ ИНЖЕНЕРОВ, ДОКТОРОВ, УЧЕНЫХ И УЧИТЕЛЕЙ

Точные цифры утечки мозгов – сложно найти. Но некоторые эпизоды проскакивают – например, в начале 2000-х практически 100% студентов из МГТУ им. Баумана уезжали за границу. Бауманка – мечта многих школьников, и выпускники действительно лучшие из лучших.

В прошлом году Комсомольская правда привела график Росстата с припиской: «По данным агентства Stratfor»:

Нажмите, чтобы увеличить

На картинке нет статистики уровня квалификации уезжающих «мозгов»: сколько из них доктора наук, сколько кандидаты, инженеры и т.д.

... на чемоданах сидят самые образованные и высококвалифицированные специалисты.

- Текущая волна эмиграции из России состоит преимущественно из инженеров, докторов, ученых и учителей, — отмечают аналитики. — Реформа здравоохранения 2014 года оставила без работы почти 7 тысяч медицинских сотрудников в Москве и области, и подтолкнула их на поиски работы за рубежом. Большинство российских эмигрантов уезжают в США, Германию, Канаду и Финляндию.

Приводится и противоположное мнение.

- Данные Росстата, на которые опирались в Stratfor, не имеют отношения к явлению «утечки мозгов», — уверен Леонид Бершидский. — Они лишь показывают, что трудовые мигранты возвращаются на родину, потому что в России для них сократилось число рабочих мест либо они уже заработали достаточно для себя денег. Согласно тем же данным Росстата, в 2015 году в Россию из государств СНГ приехали более 500 тысяч человек из Центральной Азии, Молдавии и Азербайджана, так как в стране по-прежнему существует много возможностей для трудоустройства иностранцев.

Статья получилась странная, Комсомолка берет данные у Стратфор, который берёт их у Росстата. А напрямую самим никак? Ну ладно, продолжим.

УХ ТЫ, КАК НАБЕЖАЛО: ПО 20 ТЫСЯЧ У. Е. ЗА ОДНОГО ШКОЛЬНИКА И ОДНОГО СТУДЕНТА

Мысль подсчитать, во что обходятся утекающие «мозги», возникла еще с начала президентства Трампа, когда американский бизнес ополчился против него, после того как был издан указ о запрете въезда в Штаты гражданам некоторых стран. Тогда же в новостях промелькнуло, что: в крупных американских ТНК работает от 10–40% иностранных сотрудников.

Какая интересная цифра. Неужели своих сотрудников недостаточно? А почему сами не обучат? Неужели так сложно? Было бы желание...

Еще лет 10 назад, мне рассказывали, что для того, чтобы серьёзно преуспеть в Штатах в науке – недостаточно быть очень умным, нужно нечто большее. А во сколько обходится воспитание и обучение людей до такого уровня?

В интернете немного информации о затратах государства на образование школьников и студентов, но какие-то есть данные с 2010-2013 года.

Один ученик средней образовательной школы обходится казне от 63 тыс. рублей в год, а студент в 112 тысяч в год.

Естественно, в ценах до девальвации. Это правда без дополнительных затрат на строительство, содержание и обогрев зданий, на закупку дополнительного оборудования необходимого при обучении. Но этого не хватает, особенно вузам из крупных городов. Ну и их поставили перед фактом «подрабатывать» на вольных хлебах, т. е. грантами. Размер подработок вузов и дополнительных затрат на 1 студента неизвестны и поэтому считать не будем.

Округлим для удобства по самому минимуму коэффициент 2 с учётом девальвации и переведем в у.е. Нас интересует оценить порядок «снизу», а не точность. А также не будем учитывать качество образования, способность системы создать учёных, которые смогут сделать открытия в науке или новые технологии, иначе все цифры взлетят в стратосферу. Будем считать, что система волшебная, работает как машинка: деньги потратил – ученые кадры получил.

Если грубо округлить получается на одного ученика – 2 тыс. у.е. в год, а на студента 4 тысячи. В школе обучение идёт 8-10 лет, а в вузе – 5 лет. Итого получается 20 тыс. у.е. за 1 школьника и 20 за одного студента. Ух ты, как набежало, даже с учётом низких зарплат российских учителей. А представляете размер этих цифр в странах, где зарплаты в разы больше?

Это и есть цена утечки одного «мозга»? Нет, конечно – это далеко не все затраты...

НО ОФИЦИАЛЬНО ТАКУЮ СТАТИСТИКУ ВЫ НИГДЕ НЕ НАЙДЕТЕ

Помню еще в школе нам директор школы, а по совместителю учитель истории рассказывал, что СССР тратил на обучение 1 студента несколько десятков тысяч рублей в год, тогда была перестройка, и уже появились возмущения, что слишком много ай-ай-ай. В то время как в Штатах тратили 50-100 тысяч долларов, а японцы так, вообще, 200 тысяч долларов на 1 студента.

А сколько в вашем классе доучилось до 10 класса и поступило в вуз?

В моём первом классе было 90 учеников – 3 класса по 30 детей. А 9 и 10 классы закончили только около 25 из них, причём половина продолжила обучение просто из незнания куда податься. В результате в приличный вуз из нас поступило всего около 5-8 человек. Как вам такая статистика? Ну, у нас не лучшая школа была, провинциальная. В деревнях статистика похуже, а в городах получше. В среднем примерно так и получается – 5-10%.

О некоторых вузах многие могли только мечтать и не более. В больших городах были классы или школы с математическим уклоном – куда мне было с ними тягаться – вот они и поступали в такие вузы. Как сейчас, не знаю.

Кстати, разница в уровне развития между первоклассниками в столице и в регионах 1 год. ПЕРВОКЛАССНИКОВ! Когда же за детский сад – они успели набрать такую чудовищную разницу в образовании?

Соответственно разница между десятиклассниками в городе и в регионах будет еще больше. 2-3 года уже как минимум, если не все 5. Но официально такую статистику вы нигде не найдёте – это мне рассказала знакомая, работающая в сфере образования. Они эти цифры знают, но замалчивают. Но мы не об этом, хотя это тоже поднимает конечные затраты на 1 специалиста.

Далее, напишу одну формулу или, считайте, «закон природы», что-то вроде правила Паретто, которое вы не найдёте в открытых источниках, хотя оно хорошо известно. Итак, что бы вы ни делали, как бы вы ни обучали, современная программа и форма обучение дают такую статистику: 5/15/80. Лучших будет 5%, средних -15%, а остальных 80%. И вы можете хоть миллиардеров загнать на обучение, картина будет такая же 5/15/80.

Получается, что надо обучать еще 20 школьников, для того, чтобы потом получить 1 высококлассного поступившего студента.

И тогда цена одного студента получается совсем другая. С учётом этой формулы получаем – 200-400 тысяч у.е. каждый поступивший в приличный вуз. ПОСТУПИВШИЙ, не путать с окончившими.

Но в ту же Бауманку поступает не каждый желающий. И конкурс на поступление туда в советские времена мог быть до 7 человек на место. Но сейчас бюджет формируется за каждую студенческую голову – поэтому и отбор помягче. Получается «конкурс» около 1.5-2 на место. И затраты на обучение в таком вузе значительно выше, чем 112 тыс. рублей за студента. Но мы и это пропустим.

СИСТЕМА ОБУЧАЕТ 15 ЛЕТ ТЫСЯЧУ ЛЮДЕЙ – ПОЛУЧАЕТ ПАРУ ДЕСЯТКОВ СУПЕРСПЕЦОВ И РАДУЕТСЯ ТОМУ, ЧТО ЕСТЬ

Я закончил высшую математику, по специальности математик-программист, либеральные реформы и 90-е нас изрядно потрепали. И это не считая того, что примерно 20% студентов до конца не смогли доучиться и ушли сами. По окончании многие мои однокурсники впоследствии стали учителями математики, один был дальнобойщиком в Канаде некоторое время. Одна девочка стала танцовщицей. Я ушёл в менеджеры, кто-то открыл бизнес. 5 человек уехали в Штаты.

Большинство девочек, которых было в 3 раза больше, чем мальчиков, просто вышли замуж и стали домохозяйками. Многие вузы плодят выпускников ненужных профессий, как например, юристы. Ну, изначально понятно, что некуда будет пристроить десятки тысяч выпускников юристов. Но люди почему-то идут, еще со времён Союза, как будто юридический мёдом помазан, а государство почему-то деньги даёт – поэтому «Се ля ви».

Хотите верьте, хотите нет, но после окончания вуза цифры опять же складываются примерно так же 5/15/80 – будь то аспирантура или дальнейшая карьера по специальности. Но будем считать вместе 5 и 15 процентов.

Для того чтобы довести 1 человека до «высокоуровневого спеца» требуется обучить 5 студентов.

И вы скажете – а зачем брать всех подряд, можно взять лучших и поменьше, обучить их, не тратясь на «всех». Так не бывает! Не знаю, как у других, в моей группе лучшие при поступлении (привет Бауманке, МГУ и прочим) загнулись на первой же сессии. И список «лучших» после первой сессии зеркально перевернулся – последние стали первыми, а первые соответственно последними. Единственный золотой медалист стал самым последним, почему-то. А до второго курса с нами так и недотянул – взял «академ» после второй сессии за неуспеваемость, потом промучился еще годик и бросил учёбу.

Королёв, например, не был отличником в школе. Многие учителя тоже признают, что есть такой «феномен». Вот, поди разберись, кого изначально допускать к обучению, а кого нет? Да, никак не отсеять на начальном этапе – система обучает 15 лет тысячу людей – получает пару десятков суперспецов и радуется тому, что есть. А просто изначально как-то выбрать 15-20 из тысячи и обучить – нет, не получится.

Итого получаем 1-2 млн. у.е. на момент поступления и еще 100 тыс. за окончание вуза. Дальше аспирантура, кандидатская и докторская – получаем тот же самый отсев по формуле 5/15/80. Современные цифры говорят, что из 100 кандидатов наук только 10-15% защищают докторскую. А в советские времена еще меньше было, около 5%.

Но мы не будем углубляться в качество современных кандидатов наук и докторов юристов и экономистов, коих набирается под 3-5 тысяч в год. Система платит – люди диссертации «пишут». Но так fyi, маленький штришок из дёгтя – у меня есть знакомая, которая двоих детей вырастила, без мужа, подрабатывая написанием диссертаций и дипломов еще с начала 90-х.

Не будем дальше строго считать, но даже по облегчённой формуле, закрывая глаза на многое – получается, что один толковый «доктор наук», обходится казне ну никак не меньше 100 миллионов долларов. Кандидаты наук – 10-50 млн. у.е. Ну а просто утекающие умы, студенты-выпускники среднего уровня, стоят от 1-2 до 10+ миллионов долларов за «штуку».

ЭТО ВСЁ? НЕТ, НЕ ВСЁ. ОПЯТЬ НЕ ВСЁ. ХЕ-ХЕ...

Я же писал, что система плодит кучу ненужных кадров, как например, юристов и прочих, но при этом платит за всех и каждого. Никто 20 лет назад не знал, каких специалистов не будет хватать СЕЙЧАС. Их опять же надо было растить тысячу, чтобы потом сверхвостребованными оказались десяток другой. Специалистов много, но востребованности, т. е. считай окупаемости – мало. Кто-то станет водителем, кто-то домохозяйкой, кто-то пойдёт получать второе высшее и т.д...

Опять тот же самый отсев получается 5/15/80. Я даже не знаю, как дальше считать? Опять цену каждого утекающего «ума» умножать еще на 5-10? Такие цифры приводят в ужас. Я начинаю сомневаться – может, ошибаюсь, заблуждаюсь? Вы меня поправьте – мало ли, вдруг моя советская высшая математическая логика дала сбой.

Кто-то уезжает, но и остаются, конечно, много высококвалифицированных людей. Надо учесть, что довольно большой % придётся снова переучивать или трудоустраивать на другие специальности. Ну, или они сами уже на этот раз выучатся, хотя всё равно – они откуда-то да должны найти на это деньги, жильё. Т.е. опять, рабочие места.

Да, здесь не подсчитаны много квалифицированных кадров, которые из СНГ приезжают в Россию, тем самым компенсируя некоторую утечку мозгов. Например, женщина-врач, которая вела беременность одной моей знакомой, была из Таджикистана. И грамотно вела, надо сказать.

Всё равно цифры получаются огромные. Как ни крути – утечка мозгов – это еще один источник ОГРОМНОЙ неконтролируемой утечки капитала, не только из России, но и всего мира в пользу развитых стран.

КТО-ТО «ДЕВУШКУ» УЖИНАЕТ, А КТО-ТО ЕЁ ТАНЦУЕТ И НЕ ТОЛЬКО ТАНЦУЕТ...

Довольно плохая математика получилась для маленьких, бедных, развивающихся и прочих стран, откуда утекают мозги. Поэтому, демократия и ратует за свободу передвижения людей – вот, что на самом деле это означает. В Европе даже безвиз для этого ввели. Разрешения на работу выдаются легко, для счастливых граждан Евросоюза.

А оказалось всё банально – опять не без задней мысли, дружба дружбой, а деньги к деньгам. Такой вот скрытый грабёж в грандиозных масштабах, прикрытый благими демократическими ценностями. Согласитесь, они умеют считать свои деньги. Кто-то готовит кадры, а кто-то их монетизирует, продавая потом товары, тем кто подготовил кадры. Каждый бизнесмен вам скажет, насколько больно бьёт по карману – обучение людей, которые после уйдут к конкуренту.

Но вернёмся к графику, который выше, и предположим, что из страны уходят 50 тыс. человек в год. В интернете нет информации об их образовании. В какую сумму оценить каждый «мозг»? В 1 млн., в 10 млн. или больше? Не все стоят столько, но ведь и кандидаты и доктора наук тоже утекают!

Получается, что утечка мозгов обходится России в 50-500 млрд. долларов в год. Точная цифра где-то посередине, т.е. как ни крути, это сотня-полторы-две миллиардов долларов в год – только из России. Это много – очень много, даже для такой большой страны. Но ведь не только Россия поставляет высококвалифицированные кадры. А сколько это по всему миру в целом — можно только догадываться.

УТЕЧКА МОЗГОВ – ЭТО ЕЩЕ ОДИН МЕХАНИЗМ ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ И ОГРАБЛЕНИЯ

Какие-то безумные цифры получаются. Ну а если считать стоимость обучения в западных странах – по их ценам и затратам на обучение одного школьника и которые в 5-10 раз больше российского. Легче и в сотню раз дешевле заплатить готовому специалисту 10-50 тыс. у.е. в месяц, что в наше время почти баснословные деньги. Хотя за специалиста такого уровня копейки. Но в десятки или даже сотни раз дешевле, чем обучать его самостоятельно. Естественно, что на цвет кожи, национальность, вероисповедание и культурные особенности можно закрыть глаза.

Вот и получается, что богатые богатеют – а бедные за это работают и платят. Чтобы очередной буржуй купил себе новую яхту, надцатый дом на несколько тысяч квадратных метров и много чего еще. А также еще ракеты, авианосцы и ПРО, чтобы потом с их помощью втирать всем про справедливое общество, свободу, независимость и демократию.

Становится понятно, что на западе НИКАК не смогут готовить требуемое количество спецов такого уровня самостоятельно, без того, чтобы кардинально менять перераспределение доходов в стране. И если этот поток мозгов остановится по каким-то причинам — их ждут СЕРЬЁЗНЫЕ потрясения. Да они существовать не смогут в этом виде как сейчас, если переток мозгов остановится.

Человечество уже доросло до контроля над трансграничным передвижением капитала. Думаю, дорастут и до контроля за трансграничным передвижением мозгов и придумают какое-то справедливое регулирование. Иначе некоторые регионы никогда не выберутся из нищеты, а другие будут собирать сверхприбыли и кутить за чужой счёт.

P. S. Сохранение доминирования – для Штатов и Европы просто жизненно необходимо, иначе придется самим за всё платить, и они упадут даже сильнее, чем предсказывают.

Руслан Бах

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (72) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.08.2017 08:19

родине умники не нужны, нынче спрос на пушечное мясо... как говорил мой ротный: солдат должен быть тупым и храбрым. скоро в стране останутся одни полицаи, верующие да байкеры(((

  • По графику значимой корреляции по "утечке мозгов" нет. В некоторые кризисы нет оттока большого, в некоторые есть. Ну и массовые протесты: как массовые? что вся страна что ли там была?
    Теперь что касается темы. Почему 5% лучшие? Причина в том что не развивается потенциал каждого. Всех "фигачат" под одну гребенку, а потенциал 95% сливают, и это потери общества в первую очередь. Уже давно не требует доказательств наличие таланта в каждом ребенке. Просто при капитализме нужны только 5%, остальное выгоднее слить и превратить в квалифицированных глупых потребителей.
    Что касается оттока людей за границу, то это следствие:
    1) Ограбления страны после сдачи СССР Западу
    2) Свидетельство превосходства системы образования СССР
    3) Механизм поддержки толпоэлитарой системы, в которой есть элита и есть обслуга.

    • Благодаря Интернету мозги утекают без всякого перемещения тела носителя этих мозгов. В частности, многие западные фирмы уже давно задешево научились скупать наших фрилансеров- программистов, сидящих у себя дома в России или в маленьких фирмах.

      • Анонимно
        14.08.2017 10:17

        Это касается только веб программирования. А на таких не простых языках типа Java C Ruby или тот же самый Cobol или Abap берут на постоянную основу. Да и веб программистов много из Индии и требует они меньше , чем мы.

        • Анонимно
          14.08.2017 13:16

          Нормально можно работать и на С и на Руби. Поработаешь здесь. СВ прокачал - можно собирать чемодан. В чем проблема ?

      • Буре
        14.08.2017 10:48

        Мозги идут туда где хорошо кормят
        Все.
        Больше ничего мозгам не надо.

        • Анонимно
          14.08.2017 11:35

          Любая животина в лесу точно так же идёт туда, где больше кормёжки. Поэтому самые "умные" мозги человека абсолютно не отличаются от самых "тупых" мозгов суслика.

    • Анонимно
      14.08.2017 09:43

      неправда. вёл не самую сложную дисциплину несколько лет подряд, в двух разных вузах.
      каждый раз группа по составу была сильно разношерстная, но правило выдерживалось: из 20 человек только 2-3 осознанно отвечают на вопросы, еще 5-7 вызубривают наизусть, остальные не могут повторить то, что прочитали только что.
      Я специально давал возможность открыть конспект или книгу, называл страницу, где есть ответ и просил повторить - не могут.
      Это не говорит о том, что они тупые или еще что-то в этом роде, просто у всех мозги "заточены" по-разному, и под каждую конкретную специальность нужны вполне конкретные люди, а тем у кого не получается, нужно искать своё призвание.

      • Вы только подтвердили моё мнение. Так как уже в ВУЗ приходят такие как вы говорите. Только человек с рождения тупым не является. Со школы, а по факту с садика и семьи начинается "отупление" - губятся способности ребенка и не развиваются. А так как в обществе люди с талантами но без высшего образования заработать много не могут, все бегут в ВУЗ-ы. Я ведь говорил не об студентах, а вообще о система образования как системе раскрытия человеческого потенциала.

        • Анонимно
          14.08.2017 11:41

          Увы... но способности мозга у всех разные именно с рождения! Здесь сказывается и элементарная наследственность, и здоровье/сытость матери во время беременности (это самое главное), и первые месяцы жизни. Думаю, многие знают, что низкий гемоглобин матери во время беременности отражается на развитии мозга плода. Развитию мозга требуется кислород, а его поставляет именно гемоглобин.
          так что, именно так - умный. одарённый ребёнок, или со "слабыми" мозгами - это уже с рождения предписано.
          И ещё. Совет всем родителям: следите за гемоглобином своих детей. Не ждите успехов в школе, если у ребёнка постоянно низкий гемоглобин.Следите так же за сосудами, снабжающими кровью головной мозг. мало кислорода поступает в мозг - не ждите успехов.

          • Анонимно
            14.08.2017 12:44

            про гемоглобин совершено притянуто за уши. С детства знаком с девушкой у которой всю жизнь гемоглобин выше 100 ни разу не поднимался, в классе была лучшей ученицей, была 1 из пяти медалистов в выпуске (в наше время медалей давали мало) и в жизни реализовалась профессионально лучше многих, причем на инженерном направлении, где нужно знать и думать и где заучки не реализуются совершенно.

            • Анонимно
              14.08.2017 15:31

              Для молоденьких девушек свойственно иметь низкий гемоглобин . А, вот, для беременных - катастрофа для младенца. Это вам любой врач скажет.

          • Анонимно
            14.08.2017 13:15

            Во-первых , не все предметы важны для студента. Во-вторых , весьма трудно слушать преподавателя и усваивать материал если ему больше 70. В-третьих , программа устаревает и большинство , что говорит препод, уже устарело.

    • Буре
      14.08.2017 10:47

      Из деревень едут в Казань мозги.
      Из Казани едут в Москву.
      Из Москвы едут за границу.

      Утечки будут всегда .
      Что делать если в деревне кончатся мозги?
      Это будет конец.

      • Анонимно
        14.08.2017 12:26

        Если кончатся в деревне Казань останется без мозгов.
        Казанские мозги будут также уезжать в мск.

  • Анонимно
    14.08.2017 08:19

    родине умники не нужны, нынче спрос на пушечное мясо... как говорил мой ротный: солдат должен быть тупым и храбрым. скоро в стране останутся одни полицаи, верующие да байкеры(((

    • При этом, необходимо отметить, что народ наш поумнел, благодаря получению объективной информации из Интернета, все чаще игнорируя пропаганду , ведущуюся федеральными телеканалами. В этих условиях отстраивать идеологию сложнее. Поэтому интересно наблюдать как отрабатываются изощрённые манипулятивные технологии...

      • Буре
        14.08.2017 10:49

        Есть другой вариант.
        Как у Сталина.
        Заманить всех в иннополис обнести колючкой и заставить работать за еду.

        • Анонимно
          14.08.2017 13:36

          В той же Баумнке есть такая тема.получаешь грант, президентскую стипендию,но отрабатывать потом изволь в оборонке

    • Анонимно
      14.08.2017 13:05

      Сейчас даже в армии нужны технически грамотные солдаты. Времена когда солдат был пушечным мясом -прошли..
      Сейчас "пушечным мясом" являются интернет-нытики, целыми днями просиживающие у компов за написанием глупых комментов..

  • Анонимно
    14.08.2017 08:45

    Резкий скачек в 2011 году думаю ещё связан с внедрением ЕГЭ, когда многие получили возможность поступить в хорошие вузы за счёт хороших баллов.

    P.S. под веткой прошу не начинать спор про ЕГЭ, потому что ваша дочь не поступила на бюджет по гуманитарной специальности.

    • Анонимно
      14.08.2017 10:23

      Когда был в 11 классе тоже выбирал сдать физику или обществознание. Выбрал физику , ни о чем не пожалел. Сейчас на бюджете учусь , а мог бы в КФУ на платке 120 платить. Всем советую сдавать технические предметы , т.к. конкуренции меньше , зарплата больше ( сейчас мы о простом народе ) да и свалить можно . Законы юридические разные , а физики одинаковые.

  • Анонимно
    14.08.2017 08:45

    Запрет (ограничение) на трансграничное передвижение мозгов просто ограничит (или замедлит, открытия будут совершены другими лицами в другое время) развитие человеческой цивилизации. Например, есть цель, улучшить характеристики солнечных панелей. Сложность такова, что на коленке ничего не добьешься. Нужны условия: лаборатория, инструменты, реактивы. Возьмем страну "Р" (все совпадения случайны), где желающим не дают возможности (гуглить Молодому учёному из Краснодара грозит 11 лет строгого режима). И другую страну, где дали возможность. Что же выбрать?

  • Анонимно
    14.08.2017 08:54

    Я пишу сейчас докторскую и вот уже как полгода всерьёз думаю уехать "на Запад". Из тех ребят, кто со мной учился в России, я остался один. Другие сейчас: один в Швеции, один в Германии, одна в Италии, 6 в США. Если честно, другого выхода у меня нет, кроме как уезжать. Надо "спасибо" сказать родному Правительству. Да, моя специальность - теоретическая физика.

    • Интересно наблюдать, как ваши некоторые коллеги приспосабливаются со своим интеллектом в Росси, превращаясь в гениев Продажи Пустоты! Таких если не занять, по-настоящему, истинными проблемами физики или математики, они направляют свой мощный Ум, на Продажу Пустоты и строят постмодернизм, со всяческими извращениями Сущности. Времена Ландау в России прошли! Пришли времена Грефов и Ротенбергов! Всегда жалею весьма талантливого российского математика , члена-корреспондента РАН Бориса Березовского! И зачем полез в Продажи Пустоты!? Потому, что Ельцин лишил его условий для занятия истинной наукой!? Нужно как-то начать возвращать таких интеллектуалов в науку и инжиниринг! Их пора оттаскивать от Продажи Пустоты! А вы молодец, что не умудрились направить свой интеллект на всякие "науки" о купипродайстве Пустоты!

      • А тем временем, ваши коллеги-прикладники, все больше и больше осваивают мощные деньги, правда, без всякой отдачи и результатов! О наиболее "выдающихся" из них БО уже писали много раз.

    • Анонимно
      14.08.2017 10:15

      Извиняюсь, если что, но почему-то думаю что вы лжете..Человек пишущий докторскую по теоретической физике, писать тут комменты точно не будет..
      Да и с логикой у вас проблемы для будущего доктора наук, типа у вас в группе было всего 10 человек?.
      Хотя можете меня опровергнуть фактами если укажете тему кандидатской и год защиты..

      • Анонимно
        14.08.2017 12:50

        почему не может быть в группе 10 чел? поступали 15, постепенно отчислились 5, закончили 10. так часто бывает, особенно на специальностях "Теоретическая физика" и.т.п. И почему вы считаете, что человек, пишущий докторскую по теор.физике, тут писать не будет? Или вы считаете, что БО - это ресурс для тупых?

        • Анонимно
          14.08.2017 13:24

          На БО разные люди - есть умные, но много и примитивных нытиков .. но главное эти все читатели-комментаторы- имеют относительно свободное время.
          Ни один серьезный бизнесмен или соискатель ученой степени свободного времени не имеет и писать комменты тут точно не будет..

          • Анонимно
            14.08.2017 13:41

            почему из автомобиля стоя в пробке могу написать вам.

            • Анонимно
              14.08.2017 13:58

              еще и таксовать успеваете?..Повторяю - напишите тему вашей кандидатской и когда защитили.

          • Анонимно
            15.08.2017 07:06

            13.24. Рассуждаете по своему опыту? 100% занятость и отсутствие свободного времени - это критерии наемного исполнителя, сидящего на бюджете.

            Руководитель лаборатории, научного центра найдет время мониторить изменения во внешней среде.

            А бизнесменов это касается тем более - они зависят от внешней среды и коньюктуры.

            Это важные "начальники" могут пыжиться на курином насесте и ни о чем не думать...

  • Анонимно
    14.08.2017 09:03

    Эту страну погубит коррупция

    • Анонимно
      14.08.2017 09:46

      уже погубила... на одного ученого приходится сто поклонских-милоновых-шариковых

  • Анонимно
    14.08.2017 09:26

    В данном материале приведены некорректные расчеты стоимости обучения одно ребенка в школе.
    Цитата из статьи: "Если грубо округлить получается на одного ученика – 2 тыс. у.е. в год...".
    2 тысячи у.е. в год при нынешнем курсе доллара равняется 120 тысячам рублей.
    Для примера расчета стоимости обучения одного ребенка в средней общеобразовательной школе № 87 города Казани. Согласно данным сайта школы в ней учится 700 детей. Согласно отчету о финансово-хозяйственной деятельности в 2016 году в школа потратила на оплату и стимулирование труда учителей и персонала, укрепление материальной базы, на коммунальные и хозяйственные нужды 31,616 миллион рублей. Исходя из этих данных выходит, что обучение одного ребенка обходится государству в 45,165 тысяч рублей в год. Такая же примерно цифр стоимости обучения 1 ребенка получаются и в других школах Казани и районов Татарстана.
    Таким образом ни о каких 120 тысячах расходуемых на обучение детей в школах речи идти не может. То же самое касается и обучения в вузах стоимость обучения в ВУЗе в 4 тысячи у.е. явно завышена в 2 с лишним раза.

    • Анонимно
      14.08.2017 10:16

      Надо смотреть не стоимость для государства, а всю стоимость для экономики.

    • Анонимно
      14.08.2017 10:38

      момент: все ли Вы учли с другой стороны - со стороны родителей? Прямые и косвенные траты средств и времени? Допустим, к примеру, ребенка везет в школу автомобиль ( а не школьный автобус)... или например, кто-то посещает платный бассейн или секцию за деньги?

      • Анонимно
        14.08.2017 10:44

        Расходы родителей в обозначенные суммы не входят. Указанные цифры касаются только расходов государства на обучение.

        • Анонимно
          14.08.2017 11:37

          значит государство недоплачивает - вернее - вывело бесплатные кружки и секции из олаты...

          • Анонимно
            14.08.2017 11:58

            Это только в РТ в школах нет бесплатных кружков и секций. По закону об образовании в РФ каждый ученик имеет право на посещение в школе 2 бесплатных кружков или секций по выбору. Конечно бесплатно эти кружки только для родителей, а школа за них оплачивает.

            • Анонимно
              14.08.2017 12:36

              "Это только в школах РТ..."
              Вы знаете как обстоят дела в остальных 87 регионах?..

              • Анонимно
                14.08.2017 15:34

                Знаю. Внуки не в РТ учатся. В школе бесплатные секции и кружки.

                • Анонимно
                  14.08.2017 15:59

                  В каком городе и школе учатся?.

                  • Анонимно
                    14.08.2017 16:46

                    В Самаре учатся, средняя школа (не гимназия и не лицей). Внук ходит в баскетбольную секцию (Всероссийская баскетбольная школьная лига). Внучка - художественная гимнастика. Занятия проходят в школе. Всё бесплатно. Вообще-то там много других секций и кружков, можно посещать 2 бесплатно.
                    По закону об общем образовании школа обязана предоставлять бесплатные дополнительные занятия.

  • Анонимно
    14.08.2017 09:48

    после окончания ВУЗа возможно установить время, которое специалист должен отработать в своем государстве, например,3-5 лет. При этом государство должно предоставить молодому специалисту работу по специальности. Если не сможет - не вправе требовать отработку этого срока.

    • Анонимно
      14.08.2017 10:34

      Может сделать образование платным, и полностью коммерческим, если государство не в состоянии управлять в этой сфере.
      Сначала мучаются где найти деньги для системы образования, затем не знают как удержать специалистов в стране!? Бред.

    • Анонимно
      14.08.2017 11:08

      Государство не сможет предоставить место молодому специалисту такмкак оно не знает сколько их нужно ежегодно. Вузы готовят с только сколько смогут. О трудоустройстве выпускники должны заботиться сами. Плановая экономика отсутсвует. Сбалансированности нет. Поэтому обязать отработать никто никого не может

  • Анонимно
    14.08.2017 09:55

    Если в среднем карьера длится 40 лет, тогда кандидат стоит около 2.5 млн рублей в месяц, а доктор 10 млн. Очевидно, что если платить меньше на порядок, то почти никто не уедет. Но не платят.

  • Анонимно
    14.08.2017 09:57

    Население в стране (кроме охранников трубы) никому не нужно, поэтому даже в проектах не существует программ улучшающих жизнь граждан.
    "Денег нет, но вы держитесь!"
    (Ответственный за наличие денег у населения - правительство)

  • Анонимно
    14.08.2017 10:29

    То,что люди уезжают в поисках лучшей жизни-нормальное явление.
    "Рыба ищет,где глубже."

    Почему автор не "плачет" об утечке мозгов в Москву из российских миллионников, об утечке мозгов из маленьких городков в города- миллионники? Это ведь тоже финансово ослабляет провинцию и наносит большой ущерб стране.

    Сказки об "ограблении государства при помощи утечки мозгов" мы слышали с восьмидесятых годов.
    Но уже тогда,те кто эти сказки рассказывал,очень не любили упоминать о том,что каждый уехавший в более развитую страну фактически финансово поддерживает на исторической родине несколько своих родственников.

    Например,каждый эмигрант из Индии "кормит" на родине четырех человек, регулярно присылая им деньги.


    У нас об этом упоминают сквозь зубы,когда нужно "наехать" на гастерарбайтеров, сразу в СМИ всплывают миллионы заработанных долларов,которые они пересылают родне на родину из России.

    Еще двадцать лет назад Китай всячески способствовал оттоку своих студентов и специалистов за рубеж. Любой,кто знал английский язык и собирался уехать на Запад,получал государственную поддержку и защиту в стране пребывания.
    Назвалось это стратегия "медового улья". "Пчелы собирают мед далеко от улья, но все равно они рано или поздно вернутся в улей с собранным медом".Эта политика дала свои плоды.
    В Интернете сегодня появились жалобы европейцев на то,что в некоторые научные американские лаборатории им попасть очень трудно, так как там уже восемьдесят процентов научных сотрудников- китайцы.

    Учеба большинства молодых специалистов сегодня оплачена их родителями,а не государством,поэтому куда они уедут в поисках лучшей жизни-это их личное дело.

    Такие статьи готовят общественное мнение либо к "железному занавесу", либо к выплате "дани" в дырявый госбюджет,теми, кто за счет своих больших личных усилий смог найти хорошую работу за границей.

    • Анонимно
      14.08.2017 13:39

      У Китая просто не было своего опыта и вузов, поэтому они так раскинули сети, а сейчас хорошо платят и возвращают кадры. Сомневаюсь, что в России когда-то так будет.

  • renat_za
    14.08.2017 10:59

    утечка мозгов из рф минимальная. большая часть уезающих и остающихся за рубежом на постоянно это социльная миграция. садятся на пособия и продлжают ничего не делать. чтобы мозги 'утекали' они должны быть. а их похоже не так много, судя по ситуации в россии в последние 200 лет. как говорил классик "'дураки и дороги'

  • Анонимно
    14.08.2017 11:02

    Автор начал за здравие, а окончил за упокой. Видно, что человек придерживается левых взглядов, клеймит буржуев и все такое. Хотя создание комфортных условий для труда и жизни хороших специалистов и есть капитализм в чистом виде.

    • Анонимно
      14.08.2017 11:41

      как бы у автора и нет определений про капитало-социализм - все про жизнь и арифметику...

  • Анонимно
    14.08.2017 11:29

    Сижу в очереди в рег палате на получение отказа в регистрации. Говорят первый такой случай в их практике, поэтому они нам откажут, но мы потом через суд опротестуем. Вопрос решается уже пол года через кучу ведомств. Системе очень нужны мозги. Очень сильно не хватает мозгов.

  • Анонимно
    14.08.2017 12:08

    Нашей власти страны не нужны умные и образованные люди. Они опасны для власти. Нужно больше планктона ,покорного и преданного.

    • Анонимно
      14.08.2017 12:42

      И вы будучи не очень умным решили остаться еще и не образованным человеком ?..И типа это власти виноваты?..
      Хорошую отмазку чтоб оправдать свою лень вы придумали).

  • Анонимно
    14.08.2017 12:14

    из статьи понял, что для автора, человек - это товар, и надо ограничивать экспорт этого товара в те страны, где этот товар может себя почувствовать человеком. чтобы им предоставить здесь шанс преподавать в школе математику или физику за 400 долларов в месяц и выплачивать в течение 20 лет за ипотеку. Умные люди говорят, что для развития науки надо создавать свободные от идеологии, навязываемых государством программ, школы, университеты, быть открытым к новым идеям, параллельно развивая прозрачность государственных структур, создать реально работающий многопартийный парламент, где большинство мест не могла бы получать ни одна партия, а создавали бы правительство договариваясь

  • Анонимно
    14.08.2017 12:28

    Почему в статье считают только кандидатов и докторов? что, другие - списанный хлам? или они не уезжают? или не приносят пользу обществу и себе, работая по специальности? почему все затраты на обучение автор делит только на людей, имеющих ученую степень?

    Далее, автор говорит, что государство затрачивает.... В Европе, США, да и у нас уже чаще всего на образование затрачивает не государство, а родители... В крайнем случае, государство субсидирует какую-то часть, в любом случае, речь не идет о тех цифрах, что приведены в статье....
    Видимо, то что автор предпочел "менеджмент" высшей математике, дает о себе знать. В том числе, этот фактор не позволяет взглянуть на вещи хотя бы чуточку шире, чем анализ каких-то цифр, взятых с потолка...

  • Анонимно
    14.08.2017 13:12

    Теор физика в Казани оказалась никому не нужна в 1993 -ввели"свободный диплом", все преподы сидели на чемоданах.
    Ребята из группы (8-10человек) почти все работают у буржуев.
    Впрочем, в Долгопрудном всё тоже самое произошло.

  • Анонимно
    14.08.2017 13:14

    2017 год. Дочь закончила школу - спец англ . Половина ребят выпуска уезжает из РФ. И это школьники!

    • Анонимно
      14.08.2017 13:41

      Не торопитесь, напишите через год кто где..Жизнь показывает что большинство заявлений об отьезде, остаются не более чем словами..

    • Анонимно
      14.08.2017 21:26

      А вот это уже показывает, что проблема гораздо шире, чем только "утечка мозгов". Уедут или не уедут - жизнь покажет. Но факт - они хотят уехать!

      • Анонимно
        14.08.2017 21:46

        Вы капитан очевидность.. Молодежь всегда хочет уехать куда-нибудь.

        • Анонимно
          14.08.2017 22:29

          И куда же это хочет уехать молодежь Германии, Швейцарии, Великобритании и других развитых стран?

          • Анонимно
            15.08.2017 09:14

            Да хоть куда -главное подальше от родителей..Вот главный посыл молодого человека..

    • Анонимно
      15.08.2017 01:00

      "Половина ребят выпуска уезжает из РФ. И это школьники!"

      Уважаю тех,кто уезжает.
      Это отважные и уверенные в себе люди,которые не боятся трудностей и готовые много работать, которым все равно никто не даст раскрыть здесь весь свой потенциал.

      С другой стороны, те кто тут остается, должны быть им благодарны,так как те, кто уехал будут "нагружать" социальную систему совсем других стран.

      Им уже будут не нужны места в наших местных вузах, детсадах, больницах, им уже не нужна наша социальная помощь.

      Они всего добьются сами за рубежом.
      В условиях кризиса,для тех ,кто остался на Родине, даже это достаточно серьезная подмога.

  • Анонимно
    14.08.2017 13:17

    К сожалению так и будет, нашей стране не нужны таланты, нам нужны послушные исполнители. В нашей стране невозможно реализоваться в полной мере. Если ты что, то придумаешь или разовьешь, то отнимут и присвоят. Вот и уезжают.

  • Анонимно
    14.08.2017 15:49

    Для России эти тенденции утечки мозгов очень тревожные еще и потому, что у нас сам по себе невысокий
    РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО ИНДЕКСУ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ
    United Nations Development Programme: Education Index 2014.
    РЕЙТИНГ СТРАНА
    1 Австралия
    2 Дания
    3 Новая Зеландия
    4 Ирландия
    5 Норвегия
    6 Нидерланды
    7 Германия
    8 Соединённые Штаты Америки
    9 Великобритания
    10 Канада
    .....
    15 Южная Корея
    .....
    20 Беларусь
    .......
    32 Россия
    ....
    33 Гонконг
    .....

    • Анонимно
      14.08.2017 16:13

      "Для России эти тенденции утечки мозгов очень тревожные еще и потому, что у нас сам по себе невысокий"

      Ура! Россия по рейтингу обогнала хваленый Гонконг!

  • Анонимно
    14.08.2017 18:20

    У меня в группе на 1 курсе было 32 человека на 6 курсе осталось 11 из них 4 пришли на 4-5 курсе из академки, то есть с первого по шестой дошло 7 человек. Учился в КАИ 1995-2001 г.г. И это правильно! Раньше на "шармачка" трудно было проскочить. Это работал еще задел преподавания СССР. Поэтому из ВУЗов выходило не 5% умниц, а гораздо больше. Сейчас согласен, что 80% выпускников слегка туповаты, потому как изменились стандарты образования и тянут ВСЕХ за уши, чтобы не портить статистику ВУЗу.

  • blackstone
    14.08.2017 22:26

    Для начала, сложно отрицать, что безвозвратный отток талантливых людей из России является негативным явлением. Но публиковать ЭТО -- стук со дна, извините.

    Стоит сразу отметить, что ссылка на Хазин.ру -- это сильный сигнал о качестве статьи.

    Но я о другом.Во-первых, стоимость в 63 тысячи (до девальвации) пригодна только для Москвы -- в регионах, очевидно, дешевле (ниже зарплаты, ниже цены на необходимую продукцию). Кроме того, цены и зарплаты выросли с меньшим темпом, чем курс американского доллара (употребление сокращения "у.е." -- глупость).
    Так, если считать, что зарплаты учителей индексировались на инфляцию, как росли и затраты на продукцию для школьников, то рост составит примерно 60%)
    То есть, если мы говорим о стоимости на сегодняшний день, то Руслан Бах преувеличивает как в величинах, взятых за начальную точку отсчета, так и в темпах роста. Так что разница между оценкой автора и реальными величинами может различаться на десятки процентов.
    Даже если брать московские цифры в 63 тысячи (которые на сегодняшний день равны 101 тысяче рублей или 1700 долларам), то автор преувеличил на 18 процентов. Как я уже говорил, в остальной России показатель будет сильно ниже. То есть вполне возможно, что автор преувеличил расходы раза в полтора. Ну хорошо, "мелочи". Зацикливаться не будем, но запомним.

    Далее Руслан Бах, ранее писавший про рокфеллеров и заговоры производителей еды (И экономист, и медик, и специалист в образовании, и айтишник -- существует ли область, в которой бы не разбирался наш лихой каскадер), рассказывает нам про ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ СИСТЕМЫ -- принцип Парето (из большого уважения к Вильфредо Парето автор пишет его фамилию с ошибкой). Опустим момент, что принцип это изначально ВООБЩЕ НЕ ОБ ЭТОМ.
    Удивительным образом в руках фокусника Руслана оказывается, что из выпускников топовых мгу, физтеха или вышки выходит столько же в процентном соотношении толковых ребят, что и из откровенно слабых университетов.
    Руслан рассказывает нам, как сложилась карьера его однокурсников и одноклассников. Говорит, 10% поступают в университет. Замечательно, из 650 тысяч выпускников школ 2016 года поступили в университет 415 (275 тысяч на бюджет и 140 тысяч на платные места). Это 64%. Недооценил в шесть с половиной раз, ничего, "мелочи".
    Более того, он предлагает нам своих одноклассников и однокурсников как репрезентативную выборку. А рассказать, ГДЕ он учился, Руслан не удосужился, ну да ладно, один лишь факт, что на его курсе был только один золотой медалист (при всем скепсисе к школьной системе, золотые медали -- это, хоть и замутненный, но показатель), говорит о многом.

    Если заметить, то получается интересная деталь. Расходы на образование в России в 2016 году 405 млрд рублей. Это примерно 67 толковых докторов наук. Или 134 кандидата наук. Или 670 студентов выпускников среднего уровня. Ну это смешно, извините. То есть автор говорит, что утекает ОГРОМНОЕ количество высококвалифицированной рабочей силы, 50 000 специалистов. Только откуда им взяться, если в год, согласно расчетам автора, можно выпустить около 670?

    Можно было бы разобрать более подробно, но тратить больше 15 минут на комментарий не вижу смысла. В общем, тут все понятно. Если к Руслану Баху особо претензий быть не может (ну работа такая -- писать чушь), то от ведущей деловой газеты Татарстана ожидаешь качественных материалов.

  • Анонимно
    15.08.2017 11:16

    От этой утечки ни жарко, ни холодно, если эти мозги принесут пользу где-то, то и хорошо, может быть и до нас эта польза дойдёт когда-нибудь, ведь у нас эта польза вообще бы не состоялась.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль