Общество 
24.08.2017

Какие роботы заменят водителей? Какую профессию выбрать?

Какие изменения ожидают рынок труда в будущем и где получить профессию на всю жизнь — в очередном материале нашего издания

В своем исследовании Центр мониторинга Научно-технического развития сообщает, что наряду с другими профессиями, связанными с рутинным трудом, может исчезнуть профессия водителя. Со временем водитель из управляющего автомобилем превратится в человека, обслуживающего тот или иной вид транспорта.


Фото предоставлено пресс-службой министерства труда, занятости и социальной защиты РТ

Давайте разберемся по порядку. Водитель — это рабочий, который управляет транспортным средством. При этом он должен иметь водительское удостоверение соответствующей категории, а иначе по закону не имеет права выезжать на дороги. Перевозки необходимы в самых разных отраслях экономики и производства, поэтому множество компаний приглашает к себе работу водителей. Первое, где профессия водителя автомобиля наиболее востребована, — в таксопарках, которые имеются в каждом городе.

Робот-таксист

За последние годы службы такси коренным образом изменили свою работу. Если раньше водитель, который устраивался в такси, должен был иметь при себе рацию и хорошо знать город, то сегодня его оснастили программно-аппаратными комплексами, которые позволяют автоматизировать работу и ускорять процесс обработки заказов. С появлением навигаторов, смартфонов, планшетов автоматизация вышла на новый качественный уровень. И некоторые игроки рынка уже отказались от диспетчеров. «Яндекс.Такси», Uber, Gett — все они, работая через приложения, исключают контакт клиента с диспетчером.



Фото: pixabay.com

Эксперты говорят о том, что следующим шагом может стать беспилотное управление автомобилем. Компания Tesla прогнозирует, что автономные автомобили будут доступны уже в 2020 году. Тут стоит пояснить, что полной автономности, при которой водитель не будет вмешиваться в процесс управления автомобилем на протяжении всего пути, разработчики планируют достичь не раньше 2025 года. Массовое распространение такого уровня интеллекта может произойти после 2035 года. И первое, где могут появиться такие автороботы, — сельское хозяйство, ведь на поле нет дорожных знаков, нет необходимости постоянного маневрирования, высокого риска на дорогах в условиях города.

В 2017 году «Яндекс.Такси» провел испытания двух беспилотных автомобилей. «Пока проект только в начале пути, но технологии, которые позволяют создавать такие машины, уже существуют и есть в распоряжении „Яндекса“», — сообщили в блоге компании.

В автомобилях был установлен программно-аппаратный комплекс. Специальные датчики собирали полную информацию о передвижении автомобиля, окружающей обстановке. Программный комплекс анализировал полученные данные и выдавал задания о дальнейших действиях.

В будущем компания планирует работать над усовершенствованием автомобилей, но уже сейчас понятно, что они умеют самостоятельно передвигаться по заданному маршруту, определять и объезжать препятствия. Первые испытания машин были проведены на закрытой территории — в Москве. Они показали, по данным компании, что прототипы успешно справились с задачами. На следующем этапе они пройдут проверку на дорогах общего пользования. Этот этап требует дополнительной подготовки, отмечают в компании. Очередные испытания запланированы на 2018 год.

Фото: pixabay.com 

Дон Батлер, исполнительный директор подразделения Connected Vehicle and Services компании Ford

Изменения будут постепенными и будут сильно зависеть от географии и конкретных характеристик отдельных городов. Скорее всего, за пределами больших городов нам все еще будут нужны личные автомобили, но в крупных городах все большее распространение будут получать модели совместного использования автомобилей и мультимодальные способы перемещения. В определенных ситуациях человеку все еще будет нужен личный автомобиль, который может оперативно переместить его из точки А в точку Б без необходимости заказывать машину. Например, автомобиль скорой помощи, скорее всего, не сможет быть автономным.

По нашим оценкам, автономные автомобили начнут массово появляться в 2020–2025 годах, но для того, чтобы заместить ими весь автопарк, потребуются десятилетия. Так что обычные и автономные автомобили будут сосуществовать на дорогах еще долго. Автономным машинам только предстоит научиться существовать в среде с обычными водителями и моментально и адекватно реагировать на различные непредвиденные ситуации. Первый автономный автомобиль Ford будет исключительно самоуправляемым. Это будет автономный автомобиль 4-го уровня, что означает, что он будет передвигаться по ограниченной территории (автомобиль всегда должен знать, где он находится в рамках определенной географической зоны). Так что на первом этапе развития автономного движения такие автомобили не станут персональными, они будут использоваться в качестве такси. Такой вариант внедрения автономных технологий является лучшим по целому ряду причин. Во-первых, сначала необходимо отточить функционал, что значительно проще делать на ограниченной территории. Во-вторых, наделение автомобиля функцией полной автономности — недешевое удовольствие, поэтому на начальном этапе такой автомобиль вряд ли сможет стать автономным. Мы сможем предложить самоуправляемые авто с обычным функционалом для водителя. Но это будет следующим этапом развития индустрии.

Водители управляют легковыми автомобилями, троллейбусами, трамваями, автобусами, специальной техникой и т. д. Различают транспорт для пассажирских перевозок, грузоперевозок и выполнения других задач. Но, каким бы транспортным средством ни управлял водитель, он всегда отвечает за сохранность перевозимых грузов и жизнь пассажиров. Для того чтобы стать водителем определенного транспортного средства, необходимо иметь права, которые подтверждают умение управлять этим средством. 

Софья Тонконог, начальник отдела профессионального обучения и профориентации Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ

Не нужно бояться перемен. Важно осознать, что на рынке труда будут происходить перемены. Это диктует технологический прогресс. И уже сегодня это — наша реальность.

Нужно понимать, что водитель не просто управляет автомобилем, он также отвечает за безопасность перевозки, проводит целый ряд операций, которые пока сложно автоматизировать. К примеру, едет водитель с грузом из точки А в точку Б, помимо того что он должен доставить груз в указанные сроки и в нужном количестве, он зачастую участвует в документообороте между организациями, которые подтверждают факт доставки и многое другое. При этом, если произошла поломка по пути, подготовленный специалист сможет устранить неполадку.

И даже если представить, что будущее из художественных фильмов уже наступило, не надо забывать, что нужны будут те, кто сможет обслужить транспортные средства. Для этого нужны знания и навыки. При выборе профессии в первую очередь стоит обратить внимание на свои основные навыки и личные качества. Водителю нужны: внимательность, хорошая память, умение ориентироваться в пространстве, хорошее зрение, хорошая реакция.

Куда пойти учиться?

  • Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденнова

Казанский автотранспортный техникум создан в середине прошлого века, но уровню подготовки и оснащенности является одним из ведущих специальных учебных заведений Республики Татарстан и России. В настоящий момент в техникуме ежегодно обучаются 800 студентов на дневном отделении и 500 — на заочном отделении. Ежегодно выпускаются более 300 специалистов. Здесь обучат по специальностям: организация перевозок и управление на транспорте или, например, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

  • Казанский машиностроительный техникум

В настоящее время в техникуме реализована двухступенчатая модель образования — начальное профессиональное образование и среднее профессиональное. Студенты проходят практику и трудоустраиваются на крупнейшие российские и иностранные заводы, фирмы, организации. Также в техникуме созданы все наиболее благоприятные условия для обучения детей с ограниченными возможностями. Выпускники техникума всегда конкурентоспособны на рынке труда. Здесь можно обучиться по специальностям: автомеханик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования или, например, технология машиностроения.

 16+

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (7) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Ayrats
    24.08.2017 18:57

    "...Эксперты говорят о том, что следующим шагом может стать беспилотное управление автомобилем..."

    На мой взгляд, следующим шагом станет использование автоматизированных систем управления автотранспорта. Например, управление оператором грузовым автопоездом. Так сейчас управляются беспилотные летательные аппараты.

    Выиграет не тот, кто первый создаст платформу, а тот кто быстро запустит проект в формате "open-source software" ( программное обеспечение с открытым исходным кодом).

  • Анонимно
    24.08.2017 19:36

    Учитесь у Вольво

  • Анонимно
    25.08.2017 05:34

    А где находится машиностроительный техникум? Такого ОУ в Казани нет.

  • Анонимно
    25.08.2017 07:07

    Автлтоанспортный техникум -- мощная образоватнльная организация, имеющая современную базу и славные традиции образования. Ранее также был техникумом.
    Машиностроительный техникум ранее был ПТУ (68) И вероятнее всего по сути им и остался, не смотря на смену вывески.

  • Анонимно
    25.08.2017 14:41

    Для того, чтобы роботы заменили водителя машины нужно 2 коренных изменения:

    1. Изменение сознания большинства людей. Это самое сложное сейчас. Многие берут машины по сути для того, чтобы доказать окружающим свою состоятельность, успешность и т.д. Пока эта колхозная ментальность не исчезнет мы так и будем жить по части транспорта в каменном веке. Всех волнует а что подумают соседи, родственники, друзья и т.д. А даже попытаться поразмыслить глубже никто и не пытается. А теперь подумайте:
    - в среднем легковые машины 97% времени стоят! Да именно так! Считайте, калькулятор вам в руки. Даже если вы едете (в движении) 2 часа в сутки – это 84% простоя.
    - по расчетам специалистов если на дорогах 50% машин будут на автопилоте – количество ДТП снизится на 70%.
    - за последние 30 – 40 лет автопром и сами машины НИКАК не изменились. Попробуйте сейчас продать телевизор Горизонт 1987 года, все эти телевизоры давно на помойке. А в чем разница Тойоты 1987 года и 2017??? Ответ – ни в чем! Расход тот же, все автоматы, кондеры, гидроусилители и прочая чем сейчас хвалятся автопроизводители БЫЛИ УЖЕ ТОГДА В 1987 году и даже раньше!
    Мы по прежнему ездим на устаревшем мусоре в котором «обновленная решетка радиатора». Это касается абсолютно всех машин и всех марок! Хоть Мерседес, хоть японцы и все остальные.

    Сдерживающим фактором на сегодня является сам мировой автопром, который категорически не хочет производить электромобили и оснащать их автопилотами. Потому что электромобиль убьет автопром на 60 – 70% (исчезнет ДВС и все что под капотом). А автопилот убьет автопром еще больше – потребность в машинах сократится в РАЗЫ! Есть расчеты, что для Нью-Йорка 9000 машин на автопилоте заменят все легковые машины в этом городе. Среднее время подхода машины (такси на автопилоте) – 36 секунд! Представьте какими станут города. Сейчас попробуйте постоять у какого нибудь шоссе полчасика. От шума и выхлопов устанете и задохнетесь. А если машин будет в Казани в 10 раз меньше?? Все бесшумные электромобили на автопилоте. Все города станут как санатории. Но для этого должно изменится сознание большинства населения, что очень непросто, и автопром должен перестать производить мусор в 21 веке и производить электромобили с автопилотами. Пока кроме Теслы никто не производит СОВРЕМЕННУЮ МАШИНУ. Все остальные производят МУСОР.

    • Ayrats
      30.08.2017 22:57

      "Scania в сотрудничестве с Ericsson развивает дистанционное управление транспортом в режиме реального времени с помощью технологии 5G. Компании совместно разрабатывают систему ручного дистанционного управления автономными транспортными средствами. Scania станет первой компанией, которой Ericsson в рамках программы сотрудничества доверит протестировать компоненты своей сети стандарта 5G.

      «Это решение — обходной маневр, который можно будет использовать, когда по техническим или законодательным причинам автономное вождение будет невозможно», — объясняет Джимми Селлинг, разработчик программного обеспечения в отделе исследований и разработок Scania.

      Данная технология может пригодится в ситуации невозможности распознать и объехать объект, не нарушив при этом ПДД. При использовании системы ручного дистанционного управления грузовик остановится и запросит помощь у оператора-человека. При необходимости оператор может взять управление грузовиком на себя.

      Для дистанционного вождения в режиме реального времени Scania использует преимущества сетей пятого поколения. Экспериментальная сеть на базе компонентов 5G обеспечивает надежную и бесперебойную работу сети мобильной связи, гарантируя высокую скорость передачи данных. Кроме того, технология 5G открывает новые возможности для реализации режимов прямого обмена данными между устройствами (device-to-device) и между устройствами и облаком (device-to-cloud). В применении к автономному транспорту это позволит перенести передачу данных между оператором и автомобилем в специально выделенную часть спектра частот."

  • Анонимно
    25.08.2017 19:29

    пусть те кто пропогандирует армию и работу каменщика или сварщика оторвет свой зад от компьютера в министерсттруда рт и сам пойдет работать

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль