Общество 
27.08.2017

«Если нашу страну утюгом раскатать, она тоже очень большой получится»

Особенности турпоездки в Грузию: КПП Верхний Ларс, шинная контрабанда, бассейны с минеральной водой и ежедневные поездки в Турцию

Буквально за несколько лет Грузия стала излюбленным и экзотичным местом для путешествий как среди европейцев, так и среди жителей мусульманских стран. Корреспондент «БИЗНЕС Online» за время отпуска попытался разобраться, легко ли русскому найти общий язык с грузином, как местные относятся к своему бывшему президенту Саакашвили и почему каждое утро они вынуждены отправляться на работу в соседнюю страну.

За несколько лет Грузия стала излюбленным и экзотичным местом для путешествий как среди европейцев, так и среди жителей мусульманских стран (ночной Тбилиси)

С ГРУЗИНСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ ПРИХОДИТСЯ РАЗГОВАРИВАТЬ НА АНГЛО-РУССКОМ СУРЖИКЕ

Первое, что приходится слышать от людей, которые узнавали о моей поездке в Грузию: как грузины относятся к русским? Учитывая все конфликты, которые сотрясали наши страны, и отсутствие достаточного объема информации о том, что происходит в этой закавказской стране, вопрос вполне уместный. После 2008 года для грузин посещение нашей страны сопряжено с бюрократическими препонами, связанными с получением визы. С недавних пор, кстати, в Европу они могут попасть без виз. И, надо сказать, люди входят во вкус от новой возможности, если финансы позволяют. Поговаривают, что даже абхазы по этой причине стали обращаться за грузинским гражданством, однако, действительно ли это так, неизвестно. Россиянам же для въезда в Грузию достаточно показать загранпаспорт на границе и получить заветный штамп на странице без всяких проволочек и пошлин.

Я в Грузию езжу второй год подряд и могу с уверенностью сказать, что на бытовом уровне к русским отношение отличное. Люди там действительно очень гостеприимные, русский язык в ходу, правда, с молодежью чаще приходится общаться на эдаком суржике из английских и русских слов. Если бы не сериалы на русском языке и иная российская TV-продукция, которую молодые люди так или иначе продолжают потреблять, русский язык от них был бы, наверное, еще дальше. Старшее поколение разговаривает без проблем. Но вывески и объявления в городах, как правило, на двух языках: грузинском и английском. 

Кукольный театр Резо Габриадзе Кукольный театр Резо Габриадзе

Как признался один из местных жителей, политика политикой, но надо жить дальше и не держать обиду друг на друга. «Это пусть политики наверху отношения выясняют, нам это зачем?» — философствовал он, поднимаясь по горному серпантину за рулем своей праворульной Toyota Prius с гибридным бензиново-электрическим двигателем.

Тем не менее в центре Тбилиси спокойно себе существует музей советской оккупации. Найти экскурсию на родном для меня языке не удалось, работники музея сказали, что в будни да еще за два часа до закрытия это невыполнимая задача. Большая часть экспозиции посвящена расправам энкавэдэшников, есть даже вагон, изрешеченный пулями, в котором были расстреляны участники антибольшевистской демонстрации 30 августа 1924 года. Однако при входе зрителям постоянно демонстрируется видеохроника военных действий в Абхазии (1992 год) и в Осетии (2008 год) с вполне понятным подтекстом. Но сами грузины — по крайней мере в разговоре с туристами — эту тему не затрагивают, а если спрашиваешь, стараются корректно от нее уйти. Наверное, из-за уважения к приехавшим гостям...  

Военно-грузинская дорога Военно-Грузинская дорога

КОНТРАБАНДА — ВИНО И ШИНЫ

Этим летом вроде бы появилась возможность попасть в Грузию из Казани самолетом напрямую, но Georgian Airways то давали разрешение на вылет из столицы Татарстана, то запрещали полеты. На момент написания материала прямое воздушное сообщение так и не открылось. В Тбилиси можно попасть с пересадкой в Москве и относительно бюджетно, если билеты покупать заранее через Баку. В последнем случае у вас будет время и по столице Азербайджана погулять.

Я же решил выбрать непростой путь — пересечь российско-грузинскую границу по земле, через Владикавказ и КПП Верхний Ларс по Военно-Грузинской дороге. Хотелось своими глазами увидеть всю красоту Кавказских гор, и оно этого действительно стоит. Пешком перейти здесь границу нельзя, как это, к примеру, можно сделать на границе России с Абхазией, потому что между пограничными пунктами есть нейтральная зона в несколько километров и пограничники запрещают путешествовать по ней без транспорта. Поэтому если вы не на своей машине, как в моем случае, то нужно найти тех, кто подсадит вас к себе и поможет перебраться за границу. Плюс такого способа в том, что не нужно стоять всю очередь, хвост которой может находиться далеко от КПП. Правда, проходящие из Москвы и других регионов России автобусы в Тбилиси или Ереван не особо берут попутчиков, ибо каждый «лишний» человек все же замедляет процесс прохождения границы.

Водопад в центре Тбилиси Водопад в центре Тбилиси

А с удовольствием берут «на борт» сами грузины. Особенно те, кто передвигается через границу постоянно. Часто они являются гражданами России (хотя случается, что имеют и второй грузинский паспорт), в заграничной ксиве у них живого места для новой печати не найдешь. Считается, что если ты возьмешь «рюкзачника», то и машину досматривать полностью не будут. Ты же везешь гостя! Отчасти это действительно срабатывает. Буба, а так звали нашего «контрабандиста», признался, что в Россию он иногда незаконно экспортирует помимо алкоголя еще и... автомобильные шины. И действительно, в Батуми не раз приходилось видеть огромные открытые склады, наполненные покрышками. Кто-то из друзей пошутил, что их готовят для революции на Украине, однако все оказалось прозаичнее. Во многих странах требования к эксплуатации шин очень жесткие, их списывают, когда в понимании постсоветского автолюбителя они «почти еще новые». Вот и свозят их в Грузию по морю, чтобы потом часть из них можно было переправить в Россию. Стоят они гораздо дешевле...

Сразу после грузинского КПП дорога фактически перестает ею быть. Причина — постоянные селевые потоки, которые образуются в этом месте в результате стихийных процессов в Амали-Девдоракском ущелье. Граница в это время, как правило, закрыта, что приводит к образованию очередей как с той, так и с другой стороны. А трафик через страну в Россию огромный. Нескончаемым потоком фуры идут как из самой Грузии, так и из Турции и Азербайджана. Чтобы не нести убытки от природной стихии, неподалеку прорывают тоннель в горе, в скором времени дорога там будет в нормальном состоянии. Но вообще, прохождение сухопутной границы в Верхнем Ларсе — это как выбирать кота в мешке. Никогда не известно, сколько ты можешь на ней простоять.

Казбеги Казбеги

ЧЕЛОВЕК, УВИДЕВШИЙ ТАКИЕ ГОРЫ, УЖЕ НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ СТАТЬ ПРЕЖНИМ

Через 12 км от границы первый поселок — Степанцминда. Достопримечательностей тут не так много, из-за большого потока туристов цены на еду и жилье даже выше, чем на побережье, в местном обменнике и вовсе лучше менять небольшую сумму, а дешевле будет снять кеш с карточки. Однако едут сюда за природой. Казбеги — старое название поселка — находится на высоте 1744 м над уровнем моря. Вокруг горы — прекрасное место для трекинга — есть тропы к ледникам, можно заняться альпинизмом. А главное — прекрасные виды и чистейший воздух. Можно даже искупаться в открытом бассейне с минеральной водой. Для тех, кто устал от цивилизации, лучшего места не найти. Я встречал белорусов и россиян, которые разбили палатку в горах и спускались в поселок пополнить провиант. Однако иностранцы, у которых отдых в Грузии пользуется большой популярностью, предпочитают комфортабельные апартаменты от $40 за сутки.

Вывеска перед магазином вина Вывеска перед магазином вина

Туристов в Грузии сегодня столько, что, по словам некоторых местных жителей, инфраструктура в отдельных районах страны просто не способна их переварить. По-видимому, из-за ослабления политического режима в Иране жители этой страны стали активно путешествовать. И в Грузии, по ощущению, их оказалось гораздо больше, чем в Армении. Я был поражен, как за один год в ночном Тбилиси российский шансон из кафешек слегка потеснили турецкая попса и арабская музыка. Не все толерантно относятся к таким гостям.

«Им там в своих странах пить нельзя, так они теперь приезжают к нам и отрываются по полной», — признался один из местных барменов. Тем не менее иранцы часто приезжают семьями.

Нашествие туристов из Европы — почему-то особо их много из Польши — понятно. Пока еще отличное соотношение цены и качества, хотя ценник на отдых за прошлый год слегка подрос, уникальная климатическая зона, позволяющая и в горах походить, и в море купаться, и к теплым виноградникам в Кахетию съездить, а заодно посмотреть на ставшие уже культовыми места, где снималось легендарное «Мимино».

Село Ужгули Село Ужгули

Как место горного отдыха по причине труднодоступности и качества предоставляемого комфорта пока еще не так раскручено сванское село Ужгули, которое находится на высоте 2200 м и так же по-своему очень живописно и экзотично. Как заметил один из местных, человек, увидевший такие горы, уже никогда не сможет стать прежним. Добавьте сюда огромное количество древних церквей и крепостей, сванских башен, неповторимую кухню и культуру региона — это и есть как раз тот коктейль, который заставляет вернуться в данную страну снова и снова. Как ни крути, хоть мы и жили когда-то в одной стране, за четверть века многое поменялось.

Граница Грузии с Турцией Граница Грузии с Турцией

В ТУРЦИЮ КАК НА РАБОТУ

Под требования туристов приходится меняться и самой туристической инфраструктуре, однако далеко не у всех частников это получается.

— Вот возьмите мою визитку. Если захотите еще и завтра покататься по Кахетии, позвоните, — предложил нам 30-летний местный житель, который за день провез нас по ближайшим достопримечательностям винного региона за вполне приемлемую сумму.

— А вы есть в WhatsApp или «ВКонтакте»? А то у нас только интернет в вашей стране, мы звонить не можем...

— Ой, я как-то весь этот интернет не понимаю.

Хотя парень «заточен» на приезжающих и летом зарабатывает за неделю столько, сколько зимой не может заработать за месяц.

— Чтобы я за каждого постояльца какому-то Booking по 10 лари отдавала (около 250 рублей)... Да я лучше сама по Батуми пройдусь и объявления расклею, что дом сдается, — в сердцах вскрикнула женщина, когда я пытался ей объяснить, отчего же в ее гестхаусе мало иностранцев останавливается...

Набережная Батуми Набережная Батуми

Естественно, далеко не все жители связаны с туристической отраслью, и отсутствие работы — это одна из главных проблем в стране. Чуть отъезжаешь от туристических мест и натыкаешься на запустение.

В 30 км от Батуми расположен поселок Сарпи. Он знаменит тем, что там очень чистое море, ибо в самой столице Аджарии оно все же грязновато из-за впадающей горной речки, а также наличием пограничного пункта между Грузией и Турцией. И многие туристы — преимущественно из России, Беларуси и Украины — не отказывают себе в удовольствии глотнуть дополнительной экзотики. Тем более что переход границы без захода в дьюти-фри занимает не более 15 минут.  

Можно отправиться в село Кемальпаша, в котором есть огромный торговый центр и улицы с небольшими магазинчиками, где продают одежду, или, если позволяет время, доехать до города Трабзона, что в 170 километрах. Так вот обратно мы переходили эту границу в седьмом часу вечера. И какого было наше удивление, когда мы увидели вокруг себя одних женщин. Точнее, их было целое море. Оказывается, они каждый день ввиду отсутствия работы у себя на родине вынуждены пересекать границу, чтобы торговать у турок...  

Банк на колесах

«ИЗ ЧЕЛОВЕКА ТАКСИСТА ЕЩЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ, А ВОТ ИЗ ТАКСИСТА ЧЕЛОВЕКА — УЖЕ ВРЯД ЛИ»

Пока еще в Грузии в большей степени к туристу относятся как к гостю, а не как к кошельку с деньгами. Конечно, как и везде, есть субъекты, которые готовы бледного, озирающегося путника с рюкзаком обобрать как липку, однако наличие повсеместного интернета, который ловится даже в горах, всегда может сориентировать в порядке цен. Как скаламбурил один из грузин, с кем удалось познакомиться, «из человека таксиста еще можно сделать, а вот из таксиста человека — уже вряд ли». Причем услуги и сервис в Грузии сегодня есть под любые запросы.

Еще в Грузии ты чувствуешь себя в безопасности, даже ночью, гуляя по центру Батуми или Тбилиси. К бывшему президенту Михаилу Саакашвили отношение у населения, как удалось понять, неоднозначное. Никто не оспаривает того факта, что расцвет страны начался, как он пришел к власти, но некоторые считают, что изменения уже назрели и перемены были бы вне зависимости от того, кто у руля, другие утверждали, что благополучия он добился за счет того, что поставил на ключевые посты своих людей, в том числе и в бизнесе, а те, кто был неугоден, оказались за решеткой. Причем обращались там с заключенными не совсем гуманным образом.

Тем не менее предпринимателю из Тюмени Александру, который решил открыть в столице Грузии свой малый бизнес, очень понравилось, что можно оформить все документы быстро. «Не знаю, что у меня получится, но пока я чувствую одну трудность — это незнание грузинского. Мало ли что они тут про тебя говорить могут», — отметил он.

По его словам, россиян, собравшихся стать в Грузии предпринимателями, не так много — преимущественно выходцы из мусульманских стран подают документы на регистрацию бизнеса.

Уже возвращаясь по Военно-Грузинской дороге в сторону России, седовласый водитель-грузин признался: «А я не могу долго находиться у вас в стране. Как-то равнинно у вас, глазу не за что зацепиться. Если нашу страну утюгом раскатать, она тоже очень большой получится. У меня тут есть все для того, чтобы радоваться жизни: свежий воздух, горы, море, хорошее вино, а грузин за застолье может выпить до трех литров, вкусная еда, наше многоголосье... Я без этого не смогу долго прожить. Да и вы, наверное, побывав у нас, тоже».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (64) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.08.2017 11:22

А теперь сравните с независимой Абхазии, где кроме природы нет ни сервиса, ни кажется уже и традиций, ни уважения к туристам. Мы для них просто ходячий кошельки. Про преступность я уже молчу...

  • Анонимно
    27.08.2017 09:20

    Главная достопримечательность Степанцминды - не природа как таковая, а гора Казбек, собственно из-за чего туда все иностранцы и едут)) Ну и Троицкая церковь с ее видом на Казбек.

    • Анонимно
      27.08.2017 19:45

      И что характерно, хоть и говорит автор, что изменилось, ничего там так и не изменилось. Как было туда трудно доехать, так и осталось.
      Как заточено было местами, под туристов, так и осталось. Ну, да - такой был, ненавязчивый советский сервис)) Но шашлычные были на каждом шагу. Казбеги так и запомнилось - шашлычной)))

      • Анонимно
        29.08.2017 10:30

        Там для альпинистов всё, не для обычных туристов. Мы после восхождения с удовольствием жили там в одной шашлычной)) именно "жили", обжирались как могли вместе с иностранными восходителями, а на хорошие апартаменты нам было плевать.

  • Анонимно
    27.08.2017 09:36

    Красиво.Грузины Великий народ,с богатой культурой,жаль они не с нами.

    • Анонимно
      27.08.2017 10:34

      Грузины-то с нами. Это политики пытаются народ разъединить...

  • Анонимно
    27.08.2017 09:47

    Был я там в апреле, в тех же местах. Все верно, необходимо только добавить, что основная масса людей там бедно живет. Но есть те, кто получает реальный выигрыш от развития отношений с Евросоюзом.
    Им бы, конечно, денег, на восстановление своих исторических памятников,коих там немало, туристов бы еще больше было бы. Но и так, 6 миллионов в год тоже прилично. А люди там хорошие, душевные, нет вот такой фиги в кармане и взгляда исподлобья. Обязательно еще вернусь.

  • Анонимно
    27.08.2017 10:07

    Забыл про очереди на границе написать. В сезон 8 часов и более простоять легко можно, просто потому что много народа.

  • Анонимно
    27.08.2017 10:34

    Причём, у Вики 1986 год - это выпуск из Школы:)

  • мотоцикл
    27.08.2017 10:54

    гора казбек,где грузины жарят чебурек.

  • Анонимно
    27.08.2017 10:57

    Когда уже наши бюрократы разрешат прямые рейсы в Тбилиси!

  • Анонимно
    27.08.2017 11:11

    Все так дружно забыли бесчеловечное убийство наших миротворцев и геноцид осетин в 2008-м... Ах, какая Грузия! Надо было тогда добивать, конечно. Нормальные люди никогда туда не поедут.

    • Анонимно
      27.08.2017 13:30

      Вы верети офицальной версии??Я нет .В ы так доверчивы...
      смешно о т совестких людей

    • Анонимно
      27.08.2017 14:45

      а куда, простите, ездить?
      На Украину нельзя, немцы и турки тоже наших соотечественников немало порешили, французы, шведы, финны, поляки, прибалты...
      Не равняйте, пожалуйста, правителей с народами и странами

    • mad big
      27.08.2017 17:07

      Если бы добили, то Саака был бы великомучеником. Теперь он изгой в своей стране. Хотел по пути Гамсахурдиа пойти.

    • С удовольствием ездим в Грузию! И я все Грузинам обещаю, подождите мы и в России наведем порядок

  • Анонимно
    27.08.2017 11:22

    А теперь сравните с независимой Абхазии, где кроме природы нет ни сервиса, ни кажется уже и традиций, ни уважения к туристам. Мы для них просто ходячий кошельки. Про преступность я уже молчу...

  • Анонимно
    27.08.2017 11:51

    Как то непонятно, в одном тексте есть и про общую небогатость населения и про расцвет Грузии после прихода Саакашвили. В чем расцвет то?

  • Анонимно
    27.08.2017 12:00

    Интересно, а почему Сталин не "раскатывал утюгом" Грузию как он делал со всем СССР?

    • Анонимно
      27.08.2017 15:00

      Может потому что он Джугашвили?

    • Анонимно
      27.08.2017 17:21

      Ну конечно, не раскатывал.. Еще больше других может быть досталось. И репрессии были, и голод, и во время войны огромное количество мужчин погибло (в процентном соотношении). Он своих собственных детей то не жалел, не то что "малую родину". Никаких поблажек не было..

      • Анонимно
        27.08.2017 20:16

        В Батуми во время войны полно здоровых мужиков на рынке с липовыми справками было,что служило постоянным поводом для драк с моряками Черноморского флота

  • Анонимно
    27.08.2017 12:19

    Михаил Саакашвили за несколько лет превратил отсталую республику в цветущий край.

    • Азат Д
      27.08.2017 15:59


      И ничего к рукам не прилипло ....



    • Анонимно
      27.08.2017 17:24

      До цветущего края конечно далеко ещё.. Передергивать не будем, туристические места и столица - это далеко не вся страна. Но то, что направление верное выбрали - факт, если хорошо работать лет 20, придут к достатку. По крайней мере я им того желаю.

    • mad big
      27.08.2017 18:59

      Сам то там был?

      • Анонимно
        27.08.2017 23:07

        Раз в пять лет точно, на протяжении сорока лет. Мне есть с чем сравнивать.

  • Анонимно
    27.08.2017 12:25

    Кто там критиковал казанский театр кукол? Можете сравнить его с тбилисским....

  • Анонимно
    27.08.2017 13:32

    Грузия такой красивый страна, а сколько воров в законе расплодила, при этом все грузинские воры в Россию прут, каждый второй вор в законе грузин по национальности. А водила людям лапшу на уши вешает: в России глазу не за что зацепиться ...

    • Анонимно
      27.08.2017 14:57

      Знаете, многие из тех, от ком вы пишете, россияне во втором или третьем поколении с грузинскими фамилиям, которые и в Грузии-то никогда не были.

    • Анонимно
      27.08.2017 17:25

      Я думаю воров в законе там не больше, чем везде. Но там даже понятие "вор в законе" автоматически приводит к судимости. Они их не расплодили, они их выпнули под зад.

      • Анонимно
        27.08.2017 19:27

        Саакашвили принял закон о том что вор признаётся что он в законе - автоматический тюремный срок. Поэтому они все у нас.

  • Анонимно
    27.08.2017 13:51

    Молодцы что все переводят на английский. Жаль у нас этого нет

    • Анонимно
      27.08.2017 14:37

      Уезжай в Пиндосию: там все на английском. И перевода не надо.

      • Анонимно
        27.08.2017 17:27

        Надо как-то определиться - или развивать туризм и получать с этого доход и рабочие места, или отказаться от такой возможности. Если нам интересно первое, то вывески на английском - это норма.

      • Анонимно
        27.08.2017 17:42

        C удовольствием переберемся в Соединенные Штаты Америки. Старшие дети уже перебрались и готовят для родителей, младших сестренках и бабушек с дедушками почву для переезда.

  • Анонимно
    27.08.2017 14:09

    "при входе зрителям постоянно демонстрируется видеохроника военных действий в Абхазии (1992 год) и в Осетии (2008 год) с вполне понятным подтекстом. Но сами грузины — по крайней мере в разговоре с туристами — эту тему не затрагивают, а если спрашиваешь, стараются корректно от нее уйти. Наверное, из-за уважения к приехавшим гостям... " Уважение к гостям тут не причём, просто и в том и другом конфликте грузины получили по полной и ушли с этих республик. Этим летом был в Абхазии, так неприязнь к грузинам чуть ли не прямым текстом говорят. Много памятников посвящённых событиям 1992г.

    • Анонимно
      27.08.2017 17:32

      Война уже 25 лет назад как закончилась, а абхазы все там же. Вообще это не вызывает уважение, такая мстительность и злопамятность. Скорее презрение и отвращение. И что теперь - всегда этой войной жить? Нужно развивать свою страну, ремонтировать дома, облагораживать свой кусочек земли. И что мешает абхазам это делать вот уже как четверть века? Может быть грузины и получили "по ушам", как вы сказали. Но через 15-20 лет это уже будет неважно, абхазы отстанут от них на несколько порядков.. Никто не будет помнить войну, будут только сравнивать как живут тут и там - а сравнение будет очень унизительным.

      • mad big
        27.08.2017 18:32

        Включи мозг и поставь себя на место абхаза с его горским менталитетом. Сразу все на свои места встанет.

        • Анонимно
          27.08.2017 19:24

          Не буду реагировать на ваше хамство про мозг. Это больше к вашему уровню интеллекта относится. Скажу лишь следующее - так можно абсолютно всё оправдывать менталитетом и ничего не менять. Японцы и немцы были очень воинственными, их история - постоянные войны. Но они смогли почему-то от этого отказаться - и надо же, теперь это процветающие страны. А так вариться в своей ненависти и злобе - да никогда они хорошо жить не будут. Мозг для того и нужен, чтобы им пользоваться. То, что вы иногда смотрите новости и пересказываете дословно чужие мысли про менталитет народов к примеру, не говорит о том, что вы способны пользоваться своим мозгом или способны "включать" его, как говорите.

          • Азат Д
            27.08.2017 19:42


            Спасибо американцам, что оккупировали Японию и Германию.


          • mad big
            27.08.2017 20:14

            Вы сударь просто не в состоянии понять их менталитет. Там зло помнят очень долго. Про кровную месть наверное слышали?
            P.S. Новости не смотрю.
            Потому просто прощаю.

            • Анонимно
              28.08.2017 15:46

              А грузины разве не горцы?? И почему же они нас не заплёвывают? Может быть потому что это зрелый, древний и мудрый народ? У них тоже множество поводов ненавидеть Россию, Турцию и Иран. И я думаю они всё помнят. Но они не ставят это на первое место. Ведь было и хорошее, не только войны.. (про менталитет - поляки и прибалты вполне себе равнинные народы, вроде бы не горский менталитет, но мстительные до абсурда)..

      • Анонимно
        27.08.2017 20:19

        Согласен,был в Абхазии в 2001,их басни за 20лет не изменились.Даже дыры от снарядов не везде заделали,может правы были грузины?

      • Анонимно
        27.08.2017 21:28

        "Война уже 25 лет назад как закончилась, а абхазы все там же. " Вы правы, этот вопрос сам собой появился не только у меня но и у многих кто приехал с нами. Однако местные жители говорят, не надо так говорить, вы забыли что мы не признанная республика и уже много лет находимся под санкциями. Довод этот мало кого убеждает, потому как видишь какой большой вал туристов едет в Абхазию ежедневно, какое огромное количество бегает автомашин с абхазскими номерами и очень даже не плохих, и вывод напрашивается что все доходы там в тени, деньги до казны почти не доходят. Был на экскурсии, рассказывали про историю Абхазии с времён средневековья и даже раньше и всё время слышишь, что здесь строили древние греки, римляне, в царские времена огромный вклад в развитие этих территорий внесли купцы, царские вельможи, позже, при советской власти и вовсе раскрутили промышленность и каждый раз слышишь что ктото но не абхазцы развивают эти благодатные места. может абхазцы просто не могут сами без чужого руководства не могут

      • Анонимно
        27.08.2017 22:09

        Война была за то, чтобы Абхазия стала (что, собственно, и произошло ) страной ДЛЯ АБХАЗОВ. Пострадали в т.ч.русские, которых вышвчривали из квартирт - проблема эта до сих пор так и не решена... Вот так-то...

  • Анонимно
    27.08.2017 14:58

    Хорошая статья, лёгкая. Так надоело уже чернуху читать. Хочется добрых хороших новостей. Жизнь ведь продолжается. Даже если хреново в стране и ее руководство тебя не устраивает, всё равно можно найти что-то прекрасное.

  • Анонимно
    27.08.2017 15:02

    "Музей советской оккупации" - угумс. Особенно это смешной музей, если вспомнить, что в 1924 году Иосиф Виссарионович Джугашвили начал забирать всю власть себе. Один грузин оккупировал всю Грузию, а виноваты все жители России...

    • Анонимно
      27.08.2017 16:06

      большевики отрицали нации. уних был интернационал
      в 21 году красная армия взяла тифлис силом мы их включили в ссср

  • Анонимно
    27.08.2017 16:26

    Сталин не был никогда Грузином.

  • mad big
    27.08.2017 16:31

    Прекрасная страна, прекрасные люди. Только вот правители уроды. То, что Саака натворил, еще не один год расхлебывать.

    • Анонимно
      27.08.2017 19:09

      Сака натворил:
      - полицаи взятки не берут!
      - вообще никто взятки не берет!
      -Дети учаться на английском(все передовые технологии только на этом языке)
      -еда полезная(боржоми в стекле стоит 24.5 руб.)
      -люди уважают и чтят свои законы!.....
      Уверен что все эти аспекты дадут мощнейший толчок этому народу.... Я вот думаю, может присоединиться к ним!

      • mad big
        27.08.2017 20:21

        Ну, про взятки слишком преувеличено.
        Скатайтесь и сами увидите все своими глазами. А не паситесь на дожде и ухе мацы.
        Я сам только недавно оттуда. Для особо одаренных повторю, что это прекрасная страна с прекрасными людьми.
        Скучно спорить с дилетантами, дальше своей дачи не бывавшими нигде. Только туризм с ПМЖ путать не надо.

        • Анонимно
          27.08.2017 22:35

          Я автор 19.09
          Сейчас нахожусь в сиде. Приехал сюда через Грузию. Поеду обратно так же. Автор статьи доехал только до трабзона, я же уехал дальше.
          Путешествуют на своём авто поэтому могу где угодно остановиться и с кем угодно пообщаться! Мнение сложилось от 2 х таких поездок. Но и ваше мнение может существовать, только почему то оно в минусах.
          Будете в Тбилиси посетителей их колхозный рынок! Незабываемо Биджо!

    • Саакашвили лучше любого президента России за последние 17 лет

      • Анонимно
        28.08.2017 11:37

        Ага. Это ж был Президент целой Страны с населением как РТ, 3 млн. человека.
        Куда там нашим убогим, которым надо в 8 часовых поясах толкнуть 145 миллионов человек....
        Смешно, когда начинают сравнивать вкус яблока и картошки.....

  • Анонимно
    27.08.2017 18:49

    Не слушайте никого просто езжайте и вы будете ездить туда вновь и вновь.душевны народ там живёт.а реформа полиции не в пример нашей.

  • Анонимно
    27.08.2017 18:50

    Корреспонденту надо было ещё и дальше проехать, в Армению. Как там красиво и какие великолепные люди!
    В Грузию и Армению мы также ездили на машине, незабываемые впечатления! Кстати, отель в центре Тбилиси на берегу Куры оказался дешевле номера, который мы сняли на окраине Волгограда.
    В Закавказье поехали без интернета, дорогу у местных спрашивали старым советским способом, на русском языке и ни разу!!! не знали отказа в общении на нашем языке. Спасибо Грузии и Армении за радушный приём!

  • Анонимно
    27.08.2017 20:00

    Бываем в Абхазии, природа...После репортажа, "дикое" желание поехать в Грузию. На границе Псоу, все только начинается...Великолепие природы.

  • Анонимно
    28.08.2017 07:50

    После поездок в Абхозию в Грузии у Вас будут проблемы...

  • Анонимно
    28.08.2017 08:31

    "После поездок в Абхозию в Грузии у Вас будут проблемы.." ЭТО УЖ ТОЧНО!!!))) Лучше молчите в Грузии.)))

  • Анонимно
    28.08.2017 11:37

    Почему? Они же не граждане Украины, все по внутренним паспортам едут. Это как в Крым сейчас съездить, а потом в Киев - тоже никаких проблем в принципе.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль