Культура 
28.08.2017

«Страшно место» пусто не бывает

Будни свияжской психбольницы как часть монастырской истории — об этом опера Александра Маноцкова

В Свияжске в минувшие выходные состоялась премьера оперы Александра Маноцкова «Сны Иакова, или Страшно место». Композитор увидел и донес главный для культурной памяти этого городка сюжет о «величии обреченных». В обстоятельствах времени и места оперного действия под открытым небом специально для «БИЗНЕС Online» разбиралась музыкальный критик Елена Черемных.

...

«ДА И ОПЕРА ЛИ ЭТО? ДА, ОПЕРА»

Свежий дощатый помост оперной сцены возвели встык с белокаменной стеной, отделяющей территорию Свято-Успенского монастырского комплекса от двора бывших казарм Инженерного корпуса. Сидя спиной к казарме — лицом к закату, зрители, словно не в реальности, а в странном полусне видели макушки монастырских храмов на горизонте. Весь оперный час мужскому хору в белых робах и высокому женскому голосу подпевал бойкий стрекот кузнечиков. «Спотыкаясь» боковым зрением о крышу соседней с казармами крестьянской усадебки и растущее за штакетником деревце, хотелось верить, что вся эта монастырско-огородная вечность никогда не теряла полагающегося ей состояния надежности и покоя.

И все же оперу московский композитор Александр Маноцков написал от покоя очень далекую. Музейной ее тоже не назвать. Да и опера ли это? Да, опера. «Страшно место» получилось невероятно, до остановки дыхания нежной, емкой и красивой авторской работой. Красива она не в смысле эффектных героев и музыкальной предсказуемости, а совсем наоборот — в смысле удачно найденной формы коллективного исполнения (мужской хор, сопрано плюс аккордеон и валторна). И еще — в смысле той честности по отношению к материалу, за которую Маноцкова не просто любят, а считают первопроходцем в тех тонких слоях театрального эксперимента, где его музыкальным наитием была вдохновлена либо уникальная форма режиссуры («Гроза» — режиссер Андрей Могучий, Большой драматический театр, Санкт-Петербург), либо новаторская лексика спектакля («Снегурочка» — режиссер Галина Пьянова, театр «Старый дом», Новосибирск), либо найдено замечательное игровое применение сакральному жанру (как это произошло в московском проекте «Реквием или Детские игры», где Маноцков выступил в качестве композитора и режиссера).

В свияжском либретто использованы тексты тюремных анкет, выписки из биографий узников местной психушки В свияжском либретто использованы тексты тюремных анкет, выписки из биографий узников местной психушки

«Я ЖЕНЮСЬ ПОСЛЕ СТА ЛЕТ. А РАЗВЕ БЕЗ ЖЕНЫ НЕЛЬЗЯ?»

В свияжском либретто использованы тексты тюремных анкет, выписки из биографий узников местной психушки. Есть и мирные сводки из журнала больничной медсестры: «Якимов незаметен, Падаев повторяет одни и те же слова, Батурин не спал, бил себя, ругался, нецензурно выражался, Зайнутдинов во время приема бегал, крутился на одном месте». Или житейские соображения, вроде такой (возможно, дневниковой) записи душевнобольного: «Я женюсь после ста лет. А разве без жены нельзя? Дети ведь живут? Я по-детски жить хочу». Некоторые источники этих материалов были подсказаны композитору режиссером-документалистом Мариной Разбежкиной, преданной Маноцкову еще со времен «Платформы» опального ныне Кирилла Серебренникова.

Пропеваемые женским голосом рефрены медсестры — «Принято больных девяносто человек. Сдано девяносто человек» — формируют структуру спектакля, чередуясь с эпизодами из снов больных. Сны эти страшны и щелкают в мозгу зрителя, как молоток, которым на сцене долбали по закутанным в мешки затылкам «заключенных». Как вам, например, такой сон: «Три, пять, семь, одиннадцать, тринадцать, и все клубные работники стоят посреди воды, а потом они тонут, и на их место встают другие, только повыше...»? Не поймешь: то ли сон, то ли быль. Да и в топографической документальности «образу» не откажешь: вокруг острова-града Свияжска, всем известно, много воды. Но и ее не хватило, чтобы унести призраков не только недавнего, советского, но и древнего свияжского прошлого: очень уж сильны перепады напряжения в пространстве града-крепости, возведенной Иваном Грозным еще в середине ХVI века.

...

Музыку своей оперы «Сны Иакова, или Страшно место» Маноцков, кажется, и сам увидел сперва во сне, под стать ветхозаветному Иакову, которому приснилась лестница, соединяющая Небо и Землю. Ровно этим библейским апокрифом начинается и завершается текстовая часть оперы, которую предваряла сыгранная на аккордеоне аскетически-прекрасная увертюра. Кроме аккордеона в партитуре использованы еще валторна и целых 10 духовых гармоник — дудок с клавишами, на которых играют все 10 мужчин-хористов.

Звук этих гармоник плыл и ныл эквивалентом той неформулируемой тревоги, которую буквально источали нехитрые строки больных людей, ищущих и не находящих спасения «здесь». Это слово проросло важным, ключевым понятием в спектакле, который благодаря авторской режиссуре Маноцкова предстал актуальной модификацией знаменитой вагнеровской идеи Gesamtkunstwerk об универсальном синтезе искусств. То, что Вагнер делал, отталкиваясь от древних мифов, Маноцков делает на документальном материале, который непостижимым образом становится равновеликим мифу. Сумев распознать суть местного genius loci (лат. «гений места»), композитор словно вступил с ним в акустический контакт.

Александр Маноцков Александр Маноцков

«ПОЛУЧИЛАСЬ АКТУАЛЬНАЯ ОПЕРА-ЭКСПОНАТ, НЕОБХОДИМАЯ И ВАЖНАЯ ИМЕННО ЗДЕСЬ, В СВИЯЖСКЕ»

Поющие про «Страшно место» люди играли на гармониках, обступали зрителей кругом, группировались массой и поодиночке, время от времени заставляя догадываться, что сейчас, между прочим, исполняется трио, а вот сейчас — дуэт. Какой-то необъяснимой химией подразумеваемую ужасность текстового содержания растворяла чудесная энергетика музыки. Валторна Рамиля Кадирова торжественно трубила во славу начала, а вовсе не конца света. Аккордеон Эмира Хаирова торжественно гудел слегка русифицированной «органностью». Финальная развязка пришла из очередной сводки медсестры (Екатерина Лейдер): «Принято больных девяносто человек — сдано восемьдесят девять».

...

Прежде чем мы узнали, что «больной Ермолин в час десять стал стонать, задыхаться <...>, а в три пятьдесят умер», мы уже поняли, что душа его сейчас вознесется в то самое свияжское небо, к которому по убогой деревянной лестнице уже восходили певцы. Лишь последний остался внизу и, совершив неожиданное движение правой рукой, замер. Перед нами, улыбаясь, стоял уже не человек, а ангел, который указывал перстом в небо.

Со своей композиторской колокольни Маноцков каким-то чудом увидел и донес, возможно, главный для культурной памяти Свияжска сюжет о «величии обреченных». Получилась актуальная опера-экспонат, необходимая и важная именно здесь, в Свияжске, музейная ценность которой не исчезает, а только возрастает от нелицемерных отношений как с большой историей, так и с современной культурой.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Опять же оценка культурного произведения дается согласно тому как была поставлена "опера" и как её исполнили. Однако, культурный код и смысл ставиться на второй план. Сегодня многие студенты (не то что школьники) не знают историю страны, своих героев, не имеют положительных образов для подражания, не видят глубины и сложности их подвига (которую как раз искусство может показать). Зато будут знать проблемы психбольницы и её связь со Свияжском. Нам нужна иная культура.

    • Анонимно
      28.08.2017 09:23

      Черемных увидела только психушку, хотя была и древняя история в перечислении поминаемых монастырем имен вкладчиков, и лагерь политзаключенных, просто психушка была дольше по времени представлена и перекрыла впечатление от первых частей, хотя спетая удивительно точно анкета политзаключенных была самым поразительным фрагментом, в целом, удивительное творение удалось услышать

      • Анонимно
        28.08.2017 13:21

        Вы серьезно считаете , что вот эта часть текста Черемных о психушке? - "Музыку своей оперы «Сны Иакова, или Страшно место» Маноцков, кажется, и сам увидел сперва во сне, под стать ветхозаветному Иакову, которому приснилась лестница, соединяющая Небо и Землю. Ровно этим библейским апокрифом начинается и завершается текстовая часть оперы..."

        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/355711?utm_campaign=main-page&utm_source=culture

    • Анонимно
      28.08.2017 13:58

      Вся статья про культурный код. Как люди читают?

  • Анонимно
    28.08.2017 09:57

    Не потребляю подобные проекты

  • Анонимно
    28.08.2017 10:24

    Видимо глубокий творческий кризис наступил, раз ставят подобное. Да еще называют выдающимся творением.
    На что должна ориентироваться молодежь, в жизни и так много негатива.
    Почему бы не поставить классику, народные сказки, легенды, ориентирующие на нравственные и духовные ценности

    • Анонимно
      28.08.2017 13:55

      Да нет, ментальный кризис наступил, раз люди отгораживаются от всего нового и требующего работы ума и души и готовы только прокручивать знакомые сказки и легенды и тешить себя раз и навсегда закрепившимися стереотипами и добре и зле.

    • Анонимно
      28.08.2017 15:43

      А вы не считаете духовной ценностью память о человеческих страданиях?) И молодежь, по-вашему, неверно ориентировать на сочувствие к боли других людей?

      • Анонимно
        28.08.2017 17:06

        Чьих страданиях и о чем страданиях? Если бы были показаны судьбы этих людей и почему произошло с ними такое, чтобы хоть какая-то логика прослеживалась.

  • Анонимно
    28.08.2017 11:51

    Будем следить за судьбой оперного шедевра,если в течении года ,выстроится очередь на право исполнения,респект и уважуха всем создателям .А пока просто шабашная чернуха не в масть."Когда миллионы каждый день вступают в бой за выживание,веселый клоун нам нужнее крейзи менов ,орущих что то под укусы коморов"Б.Носорогов

  • Анонимно
    28.08.2017 13:14

    А местное население присутствует в качестве зрителей на этих постановках? Как реагируют на это местные бабушки-дедушки, молодёжь? Хотелось бы выслушать мнение данных товарищей.

  • Анонимно
    28.08.2017 14:35

    эта так называемая опера не нужна не то что местным жителям ( которых там не было ни одного, а если бы и были то убежали через минуту ) ,но и вообще ни кому, из 40-ка зрителей 35 люди так или иначе причастные к постановке остальные - журналисты откомандированные на этот "шедевр"

  • Анонимно
    28.08.2017 15:39

    освоители новых натуральных средст культурных ценностей... кто оплачивал сей банкет?

  • Анонимно
    28.08.2017 15:46

    Не завидуйте чужому успеху и полученной "откомандированными журналистами" радости встречи с честным и настоящим искусством.)

    • Анонимно
      28.08.2017 16:43

      Да какой уж успех,прости Господи,местные ребята при каких то драм кружках подкармливаются,кто на старших курсах по шабашкам свадебно-похоронным бегают.А в целом почти в прогладь живут.Есть очень приличные ребята.Ну а здесь как получается,приезжает столичный раскрученный мен ,радостно творит что хотит,да ещё и Гонарарчик в годовой бюджет кафедры получает,в те дни когда его братья музыканты,последнюю уху из воблы доедают.Зато Свияжск Родина Шедевра.Это я про честность,совесть,и высокие порывы души творца и художника.Б.Носорогов

  • Анонимно
    28.08.2017 18:07

    "Столичный, раскрученный..."))) Ох, зависть все-таки страшная сила!)))

    • Анонимно
      28.08.2017 19:02

      О какой зависти речь?Мы здесь о великом братстве музыкантов.Ну приехал в город консерваторский,деньгу не малую взял за набросок.Что мешало в общагу консерваторскую с ящиком водки приехать,ангелом бы об'явили,Легенды бы рассказывали,последнего Страдивари бы в ломбард отнесли,а так ,ну приехал фраер московский сосульку,тряпку за вещь продал местным варварам .И от жадности отскочил без отходной.Так что мы здесь о великой русской душе,а Вы зависть.Б.Носорогов

  • Анонимно
    28.08.2017 18:20

    на какие деньги поставлено это?

    Если на государственные - под суд чиновников от культуры.

    Кстати а вообще нужно ли гос. финансирование культуры.

    В стране 30% с высшим образованием. Так если человеку интересны нужны какие то конкретные культурные ценности - почему бы не заплатить. А если не окупаются значит ненужны.

  • Почитаешь тут комментарии разных Н. Бегемотовых и прочих злобных анонимов и понимаешь, что древние греки были не дураки, когда говорили, что охлократия (власть толпы) - это худшая из форм правления. Вам вообще никакая культура не нужна, максимум, Шариков, херачащий на балалайке

    • Анонимно
      29.08.2017 00:10

      Во первых Бегемотовых, разных не бывает,я один любезный Айрат.Во вторых то что Вы называете мои комментарии злобными ,несправедливо.Они наоборот проникнуты печалью и страданием о том ,что даже Вы просвещенный журналист ,халтуру,поделку легковесною за серьезное искусство принимаете.Ну что здесь скажешь.Все гораздо хуже чем я думал,желаю Вам о театре Брехта,о мистериях Мейрхольда,о "Гранатовом браслете "Таирова,о "Лестнице в небо"Цепелинов ,сделанных Лондонским оркестром посмотреть,почитать.А обзваться нехорошо не собаки мы,носороги ,последний оплот творческого пролетария с девизом:"Стоновись с нами в ряд,мы железной стеной отстоим свой Гадат,сохраним свой устой".Б.Носорогов

  • Анонимно
    28.08.2017 21:15

    ...а ну, не трожь композитора! ...ишь, накинулись! ...сочиняет - как может. Вы же не знаете, как дорого в первопрестольной замутить подобную инсталяцию, а тут - и десяток мужских голосов (мутирующего музучилещного уровня), и свободное сопрано отискали. Аккомпанемент? ...ну и что, вспомните Софию Губайдулину и блистательного Фридриха Липса, так что и аккордеон сгодится. Такой составчик за небольшую денежку, хоть "программу передач" споёт. И площадку попроще следовало найти (много пустующих ДК ) ...зачем же загаживать свияжские просторы? Я совсем не против подобных новаций (назвать сие творение "оперой" не позволяет духи Чимарозы и Пуленка, с их монооперами), но так задолбали всевозмоэные эксперименты во всех областях (театр, кино, литература и т. д.) ...почему то всплывают гениальные строки Маяковского " ...я себя под лениным чищу..." После поглощения такого перфоманса необходимо долго "отслушиваться" настоящей музыкой. В качестве антидота могу порекомендовать Г.Свиридова ...к примеру: "Душа грустит о небесах" (12 голосный мужской хор на стихи С.Есенина) УДАЧИ и ЛЮБВИ !!! P.S. ...а автора ЖАЛЬ (((

    • Вот это один из типажей комментаторов БО. Видно, что человек профессиональный, может, даже студентам в консерватории что-то преподает, может, даже студенты его обожают... Но, зависть, куда от нее денешься. Вот, Маноцков -его оперу ставит Кирилл Серебренников, "Золотые маски" получает. А я, анонимный комментатор, только и могу, что по вечерам строчить анонимки на БО...Обидно, понимаю.

      Но вам, людям из мира культуры, все равно бы вместе надо держаться, а не гадости друг про друга строчить. Потому что вся эта публика, которая вам щас плюсы поставит, она просто не слышала Липса, играющего Губайдулину, или каких-нить "Диалогов кармелиток" Пуленка. А услышит у вас, так камнями вас же и закидает. Им, что Гендель, что Гимлер.

      • Анонимно
        28.08.2017 22:51

        ...кстати, вы некачественно погуглили Пуленка, я намекал на его "Человеческий голос" ...стыдно, улым...

        • Увы, плохо образован, абый. У Пуленка знаю только "Диалоги кармелиток", и то, только потому, что смотрел спектакль Дмитрия Чернякова то ли из Берлинской оперы,то ли из Баварской. И Черняков прекрасен, кстати

          • Анонимно
            29.08.2017 15:05

            ...Черняков, Серебренников, Бархатов и иже с ними, всё это весьма спорная понтяра, а ведь в обозримом прошлом на сцене казанской оперы творили известные оперные режиссеры: Нияз Даутов, Эмиль Пасынков, Георгий Миллер, Валерий Раку, Алексей Степанюк, Михаил Панджавидзе..., надо было впитывать их творчество...
            Засим позвольте откланяться, ибо подемика потеряла первоначальную прикольность.
            " ...скучно с вами, господа..."

            • А мне с вами с самого начала было скучно.

              Про режиссера Степанюка, кстати, была смешная рецензия, кажется, в "Ведомостях". Критиковали какого-то его "Онегина" и делали это очень остроумно. Мне запомнилась такая фраза: если в спектакле Степанюка появляется стог сена, то на нем обязательно будут трахаться.

  • Анонимно
    28.08.2017 23:30

    Стыдно апеллировать к моноопере Франсиса Пуленка, которая не имеет ни малейшего отношения к предмету данной рецензии.)) У таких как вы комментаторов, как говорится, в огороде бузина - в Киеве дядя.

  • Анонимно
    29.08.2017 06:08

    Недавно в одной из статей напечатанной в вашей газете\Бизнес Онлайн\я высказал одному из ведущих режиссеров театра Камала-что вроде год 2017г-год ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ-100ЛЕТИЯ-который дал НАРОДАМ быть самим собой-быть уверенным в свое будущее....чувствовать себя как личность быть самим собой и найти свое дело-ЖИЗНИ.....мне помниться ответили-что Вы видать слабо знаете наш репертуар-у нас недавно был показан спектакль \Без ветрил\...кстати не всеми был понят что конкретно несло этот.....и все за один год...и происходит это только потому что.....что время сейчас уже давно не СОВЕТСКОЕ -а во дворе давно стоит ДЕРМОКРАТИЕ и строит новое мышление новые взгляды и как выживать когда нет денег-приходится терпеть....с таким багажом вырастит такое поколение-что наши могилы сравняют с землей и будут там выращивать будущий урожай...сейчас выходят такие спектакли которые ничего не учат и не дает пищу для размышления и вот недавно в Буинск были приглашены журналисты на творческую лабораторию и где были показаны три спектакля-один из них был посвящен 100 летней годовщине-я внимательно смотрел на игры артистов и толком так и не понял о чем они и где тут речь о 100 летнем юбилеи ВО.....бесконечная бестолковщина...раздавались какие вскрики-ржащий смех и аплодисменты и все же я так и понял о чем эти спектакли-и что они дадут массе людей которые будут смотреть эти \шедевры\-

  • Анонимно
    29.08.2017 10:12

    Граждане хулители!
    Александр Маноцков - это явление в современной российской культуре. Но чтобы слушать, понимать и наслаждаться его музыкой (и вообще всякой музыкой за рамками поп культуры), надо быть хотя бы немножко к этому подготовленным: слушать, читать и, главное, уметь думать самостоятельно.
    Поэт Андрей Вознесенский когда-то написал:
    Я так считаю. А кто не смыслит - ходи в читальню.
    Есть у поэзии и эта миссия, я так считаю.

  • Анонимно
    29.08.2017 13:21

    Об освоении пространства сценического хорошо бы подумать режиссеру и художнику. Музыка и исполнение сильные, а вот с художественным образом облажались.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже