Нефть и нефтехимия 
5.09.2017

Как нефтепереработчиков пугали в Казани наступлением электромобилей

Когда ждать водородную революцию, почему Европа будет закрывать свои НПЗ и что происходит с «КЗСК-Силикон»

О том, когда цена на нефть достигнет заветных $100, говорили на стартовавшей вчера в Казани конференции «Нефтепереработка и нефтегазохимия Татарстана». Также корреспонденты «БИЗНЕС Online» стали свидетелями политического «обмена любезностями». Рафинат Яруллин вспомнил, как иностранцы не давали нам технологию производства бутилового каучука, а мы взяли и сами ее разработали. Немецкий же гость напомнил, как подобрал в России «бесхозную» технологию альфаолефинов, а сегодня «вернул» ее в Нижнекамск.

... Стартовавшая накануне в «Корстоне» международная конференция «Нефтепереработка и нефтегазохимия Татарстана» открыла своего рода «большую неделю нефтегазохимии» в республике

ПОЧТИ БЕЗ БОЛЬШИХ БОССОВ

Стартовавшая накануне в «Корстоне» международная конференция «Нефтепереработка и нефтегазохимия Татарстана» открыла своего рода «большую неделю нефтегазохимии» в республике. Конференция продолжится, и завтра эстафетную палочку у нее примет традиционный нефтегазохимический форум на «Казанской ярмарке», который будет идти до 8 сентября.

Участники рынка нефтегазохимии с «подмогой» от аналитических и маркетинговых агентств собрались в «Корстоне», чтобы сверить часы, обсудить новые проекты и вопросы развития так называемой отрасли «даунстрим» в Татарстане. Речь идет о переходе от продажи сырья к реализации продукта третьего передела конечному потребителю.  Хотя идея DownstreamTatarstan довольно ярко заявлялась на баннерах, каких-то особенных ритуальных танцев вокруг этого словечка изображать не стали: мол, взрослые люди — и так все понимают, о чем речь.

Несмотря на сильную программу мероприятия и высокий уровень приглашенных гостей, республиканский нефтяной и политический бомонд несколько дистанцировался от конференции. Скорее всего, произошло это потому, что на открытие так и не удалось заполучить президента РТ Рустама Минниханова. Приветственное слово в итоге зачитал министр экологии и природных ресурсов РТ Фарид Абдулганиев, который сделал упор на поздравлении с предстоящим 50-тилетием работников «Нижнекамскнефтехима», но вскоре после своей речи ретировался. Заявленный министр экономики РТ Артем Здунов не пришел вовсе. Из «капитанов» татарстанской нефтехимии в зале можно было лицезреть разве что гендиректора ТАНЕКО Леонида Алехина. На выставке в фойе не было представлено ни одного из татарстанских нефтегазохимических «крупняков», зато красовались плакаты фирмы Linde, подписавшей в июне этого года договор о строительстве нового этиленника на «Нижнекамскнефтехиме».

Рафинат Яруллин Рафинат Яруллин: «Использовать водород для топливных элементов крайне актуально. И в перспективе ближайших 10-15 лет мир перейдет на жидкий водород, автомобили на жидком водороде уже есть — Toyota, Ford, Huyndai и другие»

«НЕФТИ МЫ НЕ СТАЛИ МЕНЬШЕ ДОБЫВАТЬ...»

С основным докладом выступил гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин (забегая вперед, скажем, что и он не досидел до конца первой части мероприятия). Рафинат Саматович мазками обрисовал сегодняшнюю ситуацию в нефтегазохимической отрасли Татарстана.

«Нефти мы не стали меньше добывать, мы стали добывать ее чуть больше, и обратите внимание, что производство нефтепродуктов выросло на 8 процентов, производство резиновых изделий выросло с 12 до 25 процентов, то же самое по производству пластмасс», — отметил Яруллин. Ну как не стали добывать нефти меньше: если сопоставить с результатами 1975 года, когда в Татарстане были добыты рекордные 103,7 млн т нефти, то, конечно, меньше. Однако начиная с 1994 года добытые в 2016 году 28,7 млн. т — это и впрямь максимальное значение.

Чтобы увеличить, нажмите

Яруллин вспомнил, как школьником поехал в Бугульму и возле Альметьевска и Лениногорска увидел невероятную по нынешним временам картину: «Вся местность „пылала“ — сотни и тысячи факелов сжигали попутный газ». Это уже после 1956 года в Татарстане начали строить установки по переработке газа, из которого в дальнейшем научились производить каучуки и целую гамму нефтехимической продукции, ностальгировал глава компании. А далее было строительство таифовского НПЗ, ТАНЕКО и так далее. И впереди у нефтяников немало планов. Так, на ТАНЕКО в 2018 году запланирован ввод в эксплуатацию установок каталитического реформинга и изомеризации. А на «ТАИФ-НК» — ввод в 2017 году комплекса глубокой переработки тяжелых остатков.

Чтобы увеличить, нажмите

«КЗСК-СИЛИКОН»... ЕСТЬ СЛОЖНОСТИ ПО ЭТОМУ ПРОЕКТУ»

К 2030 году в республике ожидается производство порядка 11 млн т дизельного топлива, мазут к этому времени почти кончится, констатировал Яруллин. Начиная с 2010 года на «Нижнекамскнефтехиме» произошел рост производства каучуков на 29% до 642 тыс. т, и есть планы расти еще. «По бутиловому каучуку интересная история. Мы работали с другими странами, они приезжали, смотрели, мы просили у них лицензию, они нам не продавали. Говорили: „Будете себя хорошо вести — продадим“. Ну мы и вели себя хорошо, и решили сами построить установку бутил-каучука», — не без удовольствия подшучивал над присутствующими в зале иностранцами гендиректор ТНХИХ.

«„КЗСК-Силикон“... Есть сложности по этому проекту, — признал он. — Мы здесь тоже выбрали отечественные технологии. Но есть с банками сложности, есть сложности по оборудованию, которое они заказали, но оно не пришло. Сейчас работаем с „Ростехом“, с другими банками. Но это проект у нас застрял, мы с ним продолжаем работать».

Также в числе приоритетных Яруллин назвал проекты по производству стекло- и углеволокна, автокомпонентов, дорожной химии, сжиженного природного газа в качестве моторного топлива (установка по производству сжиженного газа строится в Чистополе), топливных элементов.

Чтобы увеличить, нажмите

«Производство сверхвысокомолекулярного полиэтилена, — остановился на еще одном важном моменте Яруллин. — Мы давно уже об этом проекте говорим, пока он разрабатывается на „Казаньоргсинтезе“. Думаю, после того как будет реализован основной проект по этилену на 600 тысяч тонн (на „Нижнекамскнефтехиме“прим. ред.), над которым сейчас работают вместе с компанией Linde, этот проект вполне реален».

Наконец, он высказался о предстоящей водородной революции: «Использовать водород для топливных элементов крайне актуально. И в перспективе ближайших 10-15 лет мир перейдет на жидкий водород, автомобили на жидком водороде уже есть — Toyota, Ford, Huyndai и другие».

Леонид Алехин (второй справа)
Фото: Наталья Голобурдова

ЭЛЕКТРОАВТОМОБИЛИ НАСТУПАЮТ

О будущем мирового рынка нефти говорил вице-президент  по нефтепереработке и нефтехимии WoodMackenzie (международная консалтинговая компания со штаб-квартирой в Шотландии) Алан Гелдер. Он заверил, что в среднесрочной перспективе дорогого «черного золота» ждать не приходится: рост предложений все равно будет обгонять рост цен. Рост спроса на нефть, очевидно, замедляется по причине повышения эффективности топлива в транспортном секторе, пояснял аналитик.

Однако низкими цены на нефть будут оставаться недолго. В более отдаленной перспективе у российского бюджета, который чувствует себя хорошо при высоких ценах на нефть, все-таки есть надежда, считают в WoodMackenzie: «К 2020 году — 65 долларов, и к 2023–2024 годам будет рост, потом — небольшое снижение, потому что предыдущий рост позволит вовлечь в разработку довольно большое количество месторождений традиционной нефти». Судя по слайдам, к заветным $100 цена на нефть подойдет только в 2035 году.

Что касается природного газа, то, как считают в компании, мировые цены на него будут оставаться низкими до 2023 года. «Но потом растущий спрос будет вовлекать в разработку новые проекты, это обострит конкуренцию между российским газом и привозным сжиженным газом в Европе», — говорит Гелдер. Также он прогнозирует низкие цены на природный газ в Азии — на фоне конкуренции с американским сжиженным газом.

Чтобы увеличить, нажмите

А вот в нефтепереработке перспективы радужные. Однако европейские НПЗ, очевидно, ждет череда громких закрытий, считает эксперт. Причин несколько. Во-первых, вступление в силу с 2020 года ограничений по уровню содержания серы в бункерном топливе. Во-вторых, подножка ожидается от стран Ближнего Востока, строящих крупнейшие НПЗ. Как себя будет чувствовать в этой ситуации нефтегазохимический комплекс России, аналитик не уточнил.

Впрочем, со спросом на бензин ожидаются проблемы. Наступление электроавтомобилей грозит закрытием многих европейских НПЗ в горизонте до 2025 года. На плаву останутся только наиболее конкурентные производства, заявил эксперт.

КАК БАВАРЦЫ ПОДОБРАЛИ РОССИЙСКУЮ ТЕХНОЛОГИЮ

Далее обсудили вопрос создания совместных предприятий в нефтегазохимии. От форума, последняя сессия которого началась уже совсем под вечер, видимо, устали и самые стойкие: зал опустел наполовину. Хотя управляющий директор агентства по технологическому развитию (АТР) Дмитрий Булавин трактовал это иначе: половина аудитории все же занята, значит, тема интересна бизнесу. Он рассказал, что его организация помогает предприятиям России провести техническое перевооружение — найти международных партнеров и требуемое финансирование.

Чтобы увеличить, нажмите

Один из самых ярких примеров нефтегазового партнерства Татарстана с иностранной компанией — проект ТАИФа и баварцев Linde. Напомним, на Петербургском экономическом форуме ими был заключен контракт на создание этиленового комплекса на «Нижнекамскнефтехиме». Но, как рассказал вчера вице-президент по развитию бизнеса Linde Enjineering Вольфганг Бранд, в России до сих пор не отработана система сотрудничества между проектировщиками, научными институтами и собственно нефтегазовыми компаниями. Он вспомнил, как Linde когда-то обнаружила российскую технологию линейных альфа-олефинов. «Если посмотреть на линдовскую технологию альфа-олефинов, изначально это была российская технология. Но тогда для нее не было рынка. Мы ее подобрали и с одним из операторов отработали. Теперь она вернулась в Россию — „Нижнекамскнефтехим“ построил установку линейных альфа-олефинов».

После этого, выслушав советы нескольких экспертов, как не потерять долю на рынке нефтехимии и нефтепереработки, все отправились на долгожданный ужин.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.09.2017 08:25

А что происходит с "кзск - силикон"?? Что то ответа не прозвучало... То, что есть проблемы - так может любой школьник ответить.. БО, для чего делать громкий заголовок, если по существу ничего не написано? Ринат

  • Анонимно
    5.09.2017 08:25

    А что происходит с "кзск - силикон"?? Что то ответа не прозвучало... То, что есть проблемы - так может любой школьник ответить.. БО, для чего делать громкий заголовок, если по существу ничего не написано? Ринат

  • Анонимно
    5.09.2017 10:43

    Они и велосипеды считают сильными конкурентами авто, поэтому м не строят велодорожек. Наверное боятся что все на велосипеды пересядут )

  • Анонимно
    5.09.2017 11:29

    а что, может быть пересесть на велосипеды или другой малолитражный транспорт и освоить транспорт велорикш ? Авто годится для отдыха ночью. Плюсы сплошные , не будет пробок , не будет понтов , не будет на дорогах драк и разборов.

  • Анонимно
    5.09.2017 13:00

    Вот это здрасьте, приветственное слово нефтехимикам говорит мэр деревни Универсиады. Капец)))

  • Анонимно
    5.09.2017 13:54

    Про них Грибоедов сказал: "Сужденья черпают из забытых газет времён Очакова и покоренья Крыма"

  • Анонимно
    5.09.2017 13:57

    Друг из Швеции сообщает, что в этой стране на трассах и в поселениях появились бесплатные пункты подзарядки электромобилей. Заряжать аккумуляторы можно бесплатно.

    • Анонимно
      5.09.2017 16:39

      Зато всё остальное страшно дорогое.

    • Анонимно
      6.09.2017 12:16

      Съездите в IT-Парк, там также бесплатно можно подзарядить, было бы что...

  • Анонимно
    5.09.2017 14:06

    Эти стенания похожи на требования перед Второй мировой увеличить количество конных корпусов в Красной армии вместо танковых

  • Анонимно
    5.09.2017 15:03

    Электромобили фактически уже победили. Просо не все это поняли и приняли. Сейчас они потихонечку территорию отвоевывают, но скоро церемонится не будут.
    А как нефть будет расти в цене при стремительном сокращении потребления не понял. Наверное только в прогнозах нефтяных аналитиков, пока они работы не лишатся.

    • Анонимно
      5.09.2017 19:54

      О, мегаэксперт по добыче электричества из розетки, приветствую вас

  • Анонимно
    5.09.2017 16:14

    Постарели наши нефтепредсказатели и боятся электромобилей.

  • Анонимно
    5.09.2017 22:33

    Лития на Земле не хватит для массового производства электромобилий.

  • Анонимно
    7.09.2017 17:36

    нефтяная эра закончилась. электромобили сделают нефть ненужной.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль