Общество 
6.09.2017

Марина Влади: «Те люди, которые показали в кино, что он только пил и кололся, – они суки»

Знаменитая вдова Владимира Высоцкого о нем, о патриотизме, государстве, звонке Брежневу из Парижа и тайной помощи от КГБ

Высоцкий мог бы эмигрировать, но не сделал этого, потому что он был патриот, вспоминает Марина Влади. «Я спокойно могла жить с ним в Европе. Но он не хотел этого, он не хотел быть «мужем актрисы». Он хотел быть поэтом, актером Владимиром Высоцким. Он чувствовал любовь народа». Высоцкий любил Москву, любил своих друзей, театр. Вся его жизнь была русской культурой.

Марина Влади Марина Влади Фото: ©Михаил Фомичев, РИА «Новости»

«ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ ПЫТАЮТСЯ ПОЛУЧИТЬ СЛАВУ, ПОТОМУ ЧТО БЫЛИ ЗНАКОМЫ С ВЫСОЦКИМ ИЛИ НЕДОЛГО ЗНАЛИ ЕГО»

Марина Влади приходит в редакцию Znak.com за несколько часов до своего творческого вечера. Она нечасто выбирается в Россию. Ей 79 лет, и за плечами у нее утомительный ночной перелет из Парижа через Москву. Но она хорошо выглядит, элегантна, обаятельна и энергична. Она только что была в музее Владимира Высоцкого, который уже несколько лет работает в Екатеринбурге.

— При жизни Высоцкого Свердловск не был важным городом на его личной карте. Он бывал здесь, по-моему, дважды, но это просто был один из многих советских городов, где ему довелось побывать. А вот после его смерти Екатеринбург — во многом стараниями бизнесмена Андрея Гавриловского — стал важной точкой на карте памяти Владимира Высоцкого. Тут есть музей, памятник Высоцкому и вам...

— ...который удивил меня. Когда я впервые встала перед ним, мне стало немножко неловко. Стало страшновато, что меня увековечили, как будто я уже умерла!

— Тут есть теперь и целый небоскреб, который называется «Высоцкий», проводятся концерты музыки Высоцкого. Какое впечатление у вас от этого всего?

— Это прекрасно... Но в первую очередь я должна сказать, что сердце болит: это очень тяжело. Тяжело нырять в прошлое, в прошлую жизнь, в эту замечательную и драматическую историю. Мы жили 12 лет вместе. Это мало!.. Сегодня, в моем возрасте, мне кажется, что умереть в 42 года — это просто скандал. Сегодня в музее меня потрясло. Я даже не хотела идти сюда к вам, потому что очень утомилась. Но это хорошая эмоция. Это не только печаль. Музей очень хороший, удивительный. Вы же были там, видели эти новые экспонаты, все эти записочки?

— Многие из них хранились раньше у вас.

— Я отдала многие вещи, многие купили на аукционе. Самое главное — это последнее стихотворение. Я написала, что я очень рада, что оно осталась на русской земле, а не где-то во Франции или Америке, потому что его хотели купить другие люди.

— Насколько внимательно вы сегодня следите за публикациями о Высоцком?

— Не слежу. Мне часто посылают по email какие-то куски, но я их больше не смотрю, это меня бесит.

— Почему?

— Отвратительные люди говорят неправду. Врут. Пытаются получить славу, потому что они были знакомы с Высоцким или недолго знали его. Это очень неприятно. Я не смотрю, я игнорирую. Так легче жить.

— Я слышал, что последний фильм вам тоже не понравился.

— Не только не понравился. Я считаю, что этот фильм — очень нехорошая акция.

«ОН ПЕЛ ПЕСНЮ, А ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ ПУБЛИКА В СИБИРИ ПЕЛА С НИМ»

— Ощущаете ли вы изменение отношения к Высоцкому спустя десятилетия после его смерти? Ваша книга «Владимир, прерванный полет» вышла в 1987 году. Тогда память о Высоцком была еще очень жива. С тех пор прошли десятилетия, но его песни звучат и сегодня, любовь к нему, кажется, не становится меньше. Можно ли сказать, что творчество Высоцкого прошло проверку временем, стало классикой?

— Этому есть несколько причин. Прежде всего он — большой поэт, и теперь многие с этим согласны. Но он еще и певец, и трагический актер (один из лучших в мире — вспомните «Гамлета»), он и актер кино. Его образ не умирает. Если бы он был только поэтом и не пел, возможно, его мало бы кто помнил. Кто-нибудь, наверное, читал бы его стихи...

— Но расходился-то он в магнитофонных записях.

— Да, это было невероятно! Он пел песню, а через неделю публика в Сибири пела с ним. Он мне рассказывал об этом...

У него были разные лица: актер, трагик, киношник, композитор. Последнее тоже важно: мало говорят, какой он прекрасный мелодист. Это незабываемый человек. А для меня — тем более, я не могу его забыть как мужчину, как человека... человеческое существо.

— Вы писали, что в последние годы он стал больше задумываться о работе в прозе. Может быть, он делился с вами какими-то замыслами?

— Я не знаю, был ли какой-то сюжет, над которым он уже начал работать. Я знаю, что мысли об этом у него были. Точно знаю, что он хотел бросать поэзию, потому что она изматывала его. Он начал писать прозу, и ему казалось, что это больше подходит к его возрасту, к моменту его жизни. Он сильно утомлялся, когда писал стихи ночью, днем репетировал, а вечером играл Гамлета. Это была такая жизнь... Те люди, которые показали в кино, что он только пил и кололся, — они суки. Он работал как никто. Он оставил 800 стихотворений, как он мог их написать, если бы он все время пил? Это неправда. Он много работал. И да, он хотел пойти к прозе, потому что это более спокойная жизнь. Он хотел переехать ко мне домой, он сказал об этом: я приеду и буду писать, мне нужно успокоиться. Я переделала свой старый дом во Франции, все покрасила... Но, к сожалению, он умер, дом остался пустым.

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В СССР БЫЛА БУЙНОЙ, И Я НЕ ВСТРЕЧАЛА ТАКОГО В ДРУГИХ МЕСТАХ»

— У вас есть уникальный опыт жизни в СССР и в то же время, как тогда говорили, — в «капиталистических странах». Понятно, что в Советском Союзе вы часто испытывали бытовые трудности. Но, как можно понять из ваших воспоминаний, и Высоцкому, и вам нравилось, что советские люди не так увлечены деньгами, как западные.

— Прежде всего, ни у кого не было денег.

— А если и были, ты не мог на них ничего купить.

— Это другая проблема: в магазинах ничего не было. Но важно, что в СССР не было власти денег. Тогда власть была только политической, полицейской (и это его погубило).

Мы жили в Москве, и, конечно, жизнь там сильно отличалась от жизни в других городах. Я мало видела жизнь в провинции. Но наша среда — художники, интеллектуалы — жили очень насыщенной жизнью. Интеллектуальная жизнь была буйной, и я не встречала такого в других местах. Не знаю, существует ли это сейчас в России?

— Я как раз хотел спросить. Не знаю, насколько внимательно или невнимательно вы следите за происходящим в России, но как вам кажется: насколько удачные изменения произошли со страной? Как социалистический опыт наложился на капиталистическую реальность?

— Мне сложно про это говорить, потому что я не живу здесь. Но издалека мне не очень нравится. Но это лишь издалека, поэтому — не буду про это говорить.

— В российском обществе сейчас есть ностальгия по СССР. Часто она распространяется среди людей моего возраста, которые толком и не жили в Советском Союзе. Вы рассказывали, как вам, актрисе с мировым именем, и Высоцкому, самому известному человеку страны, подчас трудно было купить колбасу. Как вам кажется, есть тут о чем ностальгировать?

— (Смеется). Но нам помогали. Как-то на улице к нам подошел человек, у которого был батон мяса в бумажке, и он подарил его нам как цветы.

Думаю, молодые люди теперь мечтают о империи, о силе империи. Это не очень интересно, на мой взгляд.

— Вам и Высоцкому в какие-то моменты приходилось идти на компромиссы с властью. Например, чтобы добиться разрешения на выезд для него.

— Дорогой мой, но он же был невыездной. Я шесть лет бегала по послам, министрам, чтобы получить квартиру, эту проклятую визу. Это была такая борьба! И в конце концов мне ее дали, но для этого из Парижа звонили Брежневу... Его не пускали, хотя он был мужем француженки и имел право спокойно приезжать во Францию.

— А ваша совместная с Брежневым фотография помогала открывать вам многие двери.

— Конечно. Но я же была вице-президентом общества «СССР — Франция», а еще членом Французской коммунистической партии. Была очень недолго, но этого хватало, чтобы меня принимали лучше.

«ВОЛОДЯ НЕ ПРОДАВАЛ СВОЮ ДУШУ»

— Сейчас в России много спорят по поводу того, насколько плотно художник может сотрудничать с государством. Как вам кажется, есть тут грань, которую не следует переступать?

— Это такая проблема, об этом можно спорить часами. Большой вопрос: до какой степени можно продавать свою душу? Володя не продавал свою душу. Хотя иногда он давал концерты, где были сотрудники КГБ. Они тоже его любили и спасали, о чем я тоже писала...

— Они помогли Высоцкому, когда того чуть было не обвинили в изнасиловании школьницы.

— Человек из КГБ звонил и говорил, что Высоцкому ни в коем случае не стоит приходить туда (на очную ставку — прим. Znak.com), потому что дети знают его рожу и им показали фотографию. Это была ловушка!

— Еще одна дилемма, которая встает перед людьми...

— Я же не философ!

— Но вы человек с большим жизненным опытом.

— Я очень старая женщина.

— Ну нет!

— 80 лет — это немало.

— Главное — качество этого опыта. Вы многое в жизни видели, сталкивались с разными интересными людьми. Это ценно. Так вот, о дилемме. Сейчас из России можно свободно уезжать. И многие люди встают перед выбором: эмигрировать или остаться в России? Высоцкий легко мог стать невозвращенцем.

— Конечно, он с первого же дня мог остаться.

— Мог, наверное, даже добиться разрешения на эмиграцию, и власти бы вздохнули с облегчением. Но не сделал этого. Для него это было принципиально: он не хотел отрываться от Родины, от языка.

— Это язык. Он поэт. Вы же понимаете, что человек, который не говорит на своем языке, — это пустыня. Он давал концерты [на Западе], но люди, приходившие там слушать его, в основном были русскими или говорящими по-русски.

Кроме того, он любил Москву, любил своих друзей, театр. В начале 1970-х он мог остаться за границей. Я спокойно могла жить с ним в Европе. Но он не хотел этого, он не хотел быть «мужем актрисы». Он хотел быть поэтом, актером Владимиром Высоцким. Он чувствовал любовь народа. Вы думаете, это не чувствуется, когда зал кричит тебе?..

— Думаете, останься он на Западе, он бы не нашел там себя?

— Нет, думаю... Он не остался, потому что хотел остаться на Родине. Он был патриот.

— Вы знаете, сегодня в России это слово, «патриот», как-то опошлено. Оно практически стало синонимом лояльного отношения к властям. А он был патриотом, будучи при этом полуопальным поэтом. Меня удивила история, как он ушел с хоккейного матча в Канаде, когда украинские болельщики-эмигранты кричали антисоветские лозунги.

— Он был патриотом, любил русский язык и русскую культуру. Вся его жизнь была русской культурой. Я тоже живу русской культурой, я читаю по-русски и неплохо говорю по-русски. Но родилась я во Франции, я француженка.

Я понимаю, что он не мог оторваться от любви народа. Когда мы гуляли по улице летом, из каждого дома доносился его голос. Это невероятно! Я не знаю ни одного артиста с такой славой. Может быть, Элвис Пресли?.. Но Элвис ничего не писал сам, а Володя все писал сам, он был цельным артистом.

— Высоцкий был артистом, творчество которого нашло дорогу к людям, несмотря на цензуру, на давление государства. А собственно, может быть, в свободном обществе такая народная любовь и невозможна?

— Это большой вопрос. Почему, когда в государстве полицейская власть, артисты все время творят? А когда наступает полная свобода и есть деньги, ничего особенного не выходит? Это вопрос, который я задаю вам. Я не знаю. Почему нужно давление, чтобы люди выражали себя?

«ОНИ ШВЫРЯЮТ ДЕНЬГАМИ ЛЮДЯМ В ЛИЦО»

— В 1970-е годы в Европе было немало русских эмигрантов, и вы с Высоцким встречались с ними, об этих встречах есть много воспоминаний. Сегодня лицо русской эмиграции в Европе очень изменилось. Если раньше было много деятелей культуры, творцов, то теперь — бизнесменов, их детей...

— Может быть, это не к лучшему. Есть ощущение, что они швыряют деньгами людям в лицо.

— Влияние русской культуры на европейскую культуру сегодня стало меньше?

— Я не скажу так. Культура связана с историей. Это не только Бродский и Высоцкий. Кстати, например, есть киношники, которые очень полюбили русское кино. Но все же режиссеров уровня Тарковского сейчас нет.

— Простите, если этот вопрос покажется вам наивным, но сложно его вам не задать. Как вы думаете, доживи Высоцкий до наших дней, чем бы он был занят? Где бы он жил? Каким бы он был?

— Я думаю, он бы продолжал писать. Он прекрасно писал прозу, он был талантливый прозаик. Думаю, он бросил бы театр — он давно хотел оттуда уходить. Какое бы у него было гражданство? Какая политическая позиция? Я не могу сказать. Но мы были с ним в этом довольно близки, так что, я думаю, он думал бы, как и я: это не совсем то, о чем мы мечтали для России.

— Как вы живете сейчас? Хотя мы говорим в основном о Высоцком, у вас тоже удивительная биография, и она вдохновляет. После смерти любимого человека вы нашли в себе силы жить дальше, радоваться жизни, у вас была богатая и интересная жизнь и после Высоцкого.

— Мне повезло встретить Леона Шварценберга, с которым я прожила 23 года. А теперь я вдова. Я живу одна, мои дети — взрослые мужики. Но вот скоро я полечу на Таити к младшему сыну. Он тоже Володя.

Беседовал Дмитрий Колезев

«Znak.com», 5/09/2017

Марина Влади (фр. Marina Vlady, настоящее имя — Екатерина Марина Владимировна Полякова-Байдарова (фр. Catherine Marina de Poliakoff-Baïdaroff) — французская актриса и певица русского происхождения, жена Владимира Высоцкого, автор книги о нем. 

Лауреат приза Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль в фильме Марко Феррери «Королева пчел» (1963), лауреат премии имени Сюзанны Бьяншетти как лучшая молодая актриса на Каннском фестивале 1954 года за роль в фильме Андре Кайятта «Перед потопом». 

Награждена Медалью Пушкина (2012) за большой вклад в развитие культурных связей с РФ, сохранение и популяризацию русского языка и культуры за рубежом.

Родилась в 1938 году в Клиши-ла-Гаренн, Франция. Младшая из четырех дочерей Владимира Васильевича Полякова-Байдарова (19.01.1890–04.04.1952), артиста оперных театров в Париже и Монте-Карло, уроженца Москвы, переехавшего во Францию во время Первой мировой войны, чтобы воевать, потому что в русскую армию его не брали как единственного сына овдовевшей матери. Мать — Милица Евгеньевна Энвальд, балерина, дочь русского генерала, выпускница Смольного института благородных девиц. Псевдоним Влади Марина взяла в честь отца после его смерти.

Была замужем за актером и режиссером Робером Оссейном (сыновья Игорь и Петр), владельцем авиакомпании в Африке Жаном-Клодом Бруйе (сын Владимир), Высоцким, врачом-онкологом Леоном Шварценбергом.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (13) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.09.2017 16:11

Все татары, один я Д'Артаньян.

  • Анонимно
    6.09.2017 11:48

    Очень интересная женщина, даже сейчас, когда ей 80 почти.

    • Анонимно
      6.09.2017 17:43

      в ее книге про Высоцкого.Прерванный полет.-сплошное пьянство и больше ничего,читать страшно!!!-какое тогда она себе даст название?

  • Анонимно
    6.09.2017 13:36

    Сильная женщина. Можно ставить в череду великих русских. Хотя часть фамилии папы вызывает "восточные" мысли. И во внешности её есть что-то "наше".
    В начале 60-х годов мы, младшие школьники, видели (кажется по телевизору, с соответствующим качеством "картинки") фильм "Колдунья" с ней в главной роли. Фабула, идея и эмоциональные переживания, конечно, были мало понятны для сознания дворового мальчишки. Но необычная внешность её и "странности" сюжета запомнились можно сказать на всю жизнь.

    • Анонимно
      6.09.2017 15:41

      Да, верно. Она - татарка. А, фильм -"Колдунья" поставлен по повести А.Куприна "Олеся". Сам Куприн тоже татарин.

      • Анонимно
        6.09.2017 16:11

        Все татары, один я Д'Артаньян.

        • Анонимно
          6.09.2017 19:50

          Куприн - Мать - Любовь Алексеевна, урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей

        • Анонимно
          6.09.2017 19:56

          не льстите себе, вы просто обыкновенный неуч. таких миллионы. , если не млрды.

      • Анонимно
        7.09.2017 08:28

        ... Сам Куприн тоже татарин.
        ......................................................................................
        Уточнение: А.И. Куприн - пензенский татарин!
        "Комментуну" (19.56) можно и посоветовать заняться
        самообразованием, чтобы не остаться невеждой,
        ведь "таких миллионы, если не миллиарды"!
        Созерцатель

  • Анонимно
    6.09.2017 20:35

    "Но наша среда — художники, интеллектуалы — жили очень насыщенной жизнью. Интеллектуальная жизнь была буйной, и я не встречала такого в других местах. Не знаю, существует ли это сейчас в России"
    Ещё как живут, один простой пример Серебренникова: получил из правительства РФ 300млн.рублей, из правительства г. Москвы - 700млн.рублей. Они купаются в роскоши...

  • Анонимно
    6.09.2017 20:39

    Только вот на днях думал, что Высоцкий был самым главным поэтом СССР.И вот подтверждение от Марины Влади.Это что то уникальное в нашей духовной жизни.И прав Сын Высоцкого, который сказал, что выпив он становился нормальным человеком.Так же сказал и кинорежиссер Содовьев, что нас сейчас нельзя судить в суде, так как мы все не люди в нормальном состоянии.Нас опустили давно.Мы живем в стране Зазеркалья.Не здесь и сейчас на земле, а в своем исковерканном уме.Тоько выпив он мог открыть свое сердце плененное умом- эгом. Искал помощи и в вине и в церкви и в творчестве.Не знал устройство ума и законы его работы, который без таких вот любящих как спиртное и т.д. мог бы безопасно для своего здоровья еще долго жить в здравии.Сгорел.Но его творчество осталось навсегда.А Марина Влади тоже будет на слуху вечно, пока будет жить русский мир.Каждая песня это что то .....

  • Анонимно
    6.09.2017 23:40

    я думаю беда высоцкого еще и в том что женился на влади - есть женщины которые тянут вниз , а есть которые наоборот окрыляют . Кстати есть версия что с этой женщиной ему тоже фсбешники подстроили знакомство и брак курировали в нужном направлении.

  • Анонимно
    7.09.2017 00:49

    Что пишет эта женщина?
    Прочтите ее книгу "Владимир или прерванный полет". Это именно она пишет о нем как о законченным алкрголике. И в самых черных краках. Я бы никогда не думал (да и не узнал бы никогда), что у Высоцкого были проблемы с алкоголем, если бы не прочитал ее книгу.

  • Анонимно
    7.09.2017 05:54

    Беда наверное в семье Высоцкого, не хватало любви ему с детства.Отсюда и во взрослой жизни им управлял Страх, что меня никто не любит.Отсюда и все его стремления и слова о том, что его не признают как поэта.Если бы мог совладать со своих страхом, то и не надорвал бы себя в стремлении всем доказать это.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль