Общество 
16.09.2017

Рашат Якупов: «Цель – научить детей разговаривать на татарском!»

Автор учебников татарского языка нового поколения старается отойти от бесполезных заучиваний больших текстов и домашних заданий

Выступая против изучения татарского языка в школах республики, многие родители ссылаются на сложность методики его преподавания. Однако мало кто знает, что разработаны и уже внедряются учебники нового поколения. Один из авторов Рашат Якупов в материале для «БИЗНЕС Online» рассказывает о новой методике, которая отдает приоритет изучению разговорного языка. Дети смогут изучать язык, играя в интерактивные игры на уроке и дома на смартфоне.

Рашат Якупов: «Главным примером для нас стали именно учебники английского языка — яркие, красивые, в первую очередь нацеленные на разговорные компетенции»

«ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ЯВЛЯЕТСЯ КРИЗИС МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ»

В последние годы часто приходится слышать о перегруженности программ по татарскому языку грамматикой, сложным языковым материалом. Причем в основном это касается программ обучения русскоязычных детей. Такая ситуация с программами по татарскому языку наиболее заметно сказывается на эффективности преподавания в начальной школе. В этом возрасте ребенок усваивает язык не через грамматические структуры, а через созданную языковую среду. Речевые клише, лексика многократно слышатся, запоминаются, затем воспроизводятся в коммуникации и далее используются при чтении и письме.

Для решения этой проблемы в последние годы делается немало: пересматриваются сами программы, меняются курсы повышения квалификации для учителей, работает методическая сертификация учителей татарского по эффективным технологиям обучения языку в русскоязычной  аудитории. Проходит постоянный обмен опытом, успешными практиками — ведь есть немало коллег, на уроках которых дети просто получают удовольствие. В общем, учительское сообщество не стоит на месте. Конечно, хотелось бы, чтобы движения к изменениям было больше.

Одним из важных проектов в этом направлении является подготовка учебников по татарскому языку нового поколения. Для этого по инициативе министерства образования и науки Республики Татарстан на базе Института развития образования был создан проектный офис и подобран коллектив авторов из опытных учителей-практиков. Главной задачей было создание современных, интересных для детей, красочных учебников. Мне тоже посчастливилось участвовать в этом проекте, и я хотел бы рассказать об этом опыте. Сразу отмечу, что одной из главных проблем современной школы является кризис мотивации к обучению. Это общая проблема, и преподавание татарского языка в этом ряду не стоит особняком.

«ГЛАВНЫМ ПРИМЕРОМ ДЛЯ НАС СТАЛИ УЧЕБНИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

В этих условиях становится важным брать лучшие мировые практики. Не секрет, что наиболее продвинутыми в области преподавания своего языка являются англичане. Тысячи книг, учебников, пособий, интерактивных программ, авторских методик — это огромный спектр возможностей для изучающих английский. Над совершенствованием преподавания английского языка работает весь мир. Поэтому, конечно же, главным примером для нас стали именно учебники английского языка — яркие, красивые, в первую очередь нацеленные на разговорные компетенции.

На что обращает внимание ребенок, открывающий учебник? Конечно же, на оформление, на красивые картинки, яркие иллюстрации. Поэтому мы постарались уделить этому большое внимание. Над оформлением учебника работают талантливые ребята из дизайн-студии «Теория». На протяжении всего учебника главные герои ученики Алсу, Азат, Артур и Маша оказываются в разных ситуациях и изучают новые слова на татарском. К тому же в первом классе мы ввели озорного кота Мырауҗана, который добавляет в учебник комичность и юмор, — ученикам очень нравится.


Теперь о содержании. Приведу в пример пособие для первого класса. В первом учебнике мы ставим целью обучить ребенка 160 словам и 30 разговорным фразам. Это немного, чтобы не создавать ученику лишней нагрузки, но в то же время достаточно, чтобы научиться понимать и говорить самое необходимое. Для удобства мы разделили весь учебный год на 15 модулей — тем, начиная от приветствия, школы, цифр и заканчивая животными и днем рождения. В начале модуля даются новые слова, которые отрабатываются в разных разговорных фразах и ситуациях в течение модуля и закрепляются с помощью диалогов, песен, игр.


Почти каждое упражнение сопровождается качественной аудиозаписью. Ученики слушают, повторяют, отвечают на вопросы, сами задают вопросы и т. д. Одна из самых удачных фишек нашего учебника — это песни, которые были сочинены и записаны специально под каждый модуль. Ребенок сначала учит новые слова, затем на уроке поет песни, лексика которых практически полностью состоит из выученных слов, и таким образом закрепляет их. А мелодии очень яркие, запоминающиеся. Поверьте, перед ними не устоит не только ребенок, но и взрослый.

Вы спросите, что же мы делаем с грамматикой. Сразу отвечу: мы ею не нагружаем. Изначальная цель, поставленная перед нами, — это учить детей разговаривать на татарском, а не обучить их филологической дисциплине. Поэтому мы больше даем разговорных фраз, языковых клише, на основе которых дети и разговаривают. Конечно, совсем без грамматики нельзя, ведь она нужна для правильного построения речи. Но в начальных классах мы постарались дать ее не правилами, а интуитивным восприятием.

«СӘЛАМ!» НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ТАКОГО ТИПА, МЫ МАКСИМАЛЬНО МИНИМИЗИРОВАЛИ РАБОТУ ДОМА»

Многих родителей волнуют домашние работы по татарскому языку. Знакомая для любого татароязычного человека ситуация: звонит родственник, друг, сосед, не знающий татарского языка, и просит перевести фразы для решения домашнего задания ребенка. Задача, поставленная перед нами, — полностью отойти от сложных переводов, огромных сочинений, бесполезных заучиваний больших текстов и стихов. «Сәлам!» не предполагает домашней работы такого типа, мы максимально минимизировали работу дома (в какой-то степени она нужна, материал все же нужно повторять). Но это больше творческие задания, то, что ребенок будет делать с удовольствием и к тому же сможет сделать сам, не спрашивая помощи у родителей.

Как я уже упомянул, мы подготовили не просто учебник, а целый комплект, в него также входит и рабочая тетрадь. Все авторы единогласно согласились, что в начальной школе она должна быть пространством для творчества ребенка, поэтому там множество заданий по типу дорисовать, нарисовать, разукрасить, пройти лабиринт, приклеить стикеры и тому подобное, параллельно ненавязчиво повторяя изученное. И да, к каждой рабочей тетради прилагаются красочные стикеры, которые обожают все дети. Сразу оговорюсь, что рабочая тетрадь – это не обязательный элемент учебного процесса, а вспомогательный. Электронный вариант тетради размещен на сайте, он доступен для скачивания и распечатки.

Мы подошли к самой сложной части УМК для авторов — это книга учителя. Я сам иногда преподаю английский язык и знаю, что в каждом комплекте английских учебников есть teacher’s book (книга учителя, разработанные сценарии уроков). Поэтому я прекрасно понимаю, что это огромный бонус для педагога. Ведь учителю иногда просто не хватает времени, чтобы подготовиться к качественному уроку.

Наши авторы разработали методический план, сценарий для каждого урока. И это не просто скучный план-конспект, а пошаговая инструкция, что и как делать на уроке. Каждый урок в обязательном порядке включает в себя несколько игр. В принципе, игры и занимают большую часть урока. Главная цель, чтобы каждый урок был интересным, включал в себя разные виды деятельности, чтобы каждый ученик выходил из класса довольным, а главное — с определенными новыми знаниями. Но! И это важно: книга учителя — только методическая рекомендация, мы не хотим ограничивать творчество учителей, любой волен построить урок по-своему. Главное, чтобы дети учились с удовольствием!

Нажмите, чтобы увеличить

«100 ПРОЦЕНТОВ АНКЕТИРУЕМЫХ РОДИТЕЛЕЙ ОТМЕТИЛИ, ЧТО ИМ НРАВИТСЯ УЧЕБНИК, ПО КОТОРОМУ ЗАНИМАЕТСЯ РЕБЕНОК»

Что касается методического сопровождения, работы с самими учителями. Одна из задач, которая поставлена перед авторами, — постоянные семинары, вебинары и встречи с учителями, работающими с УМК «Сәлам!». С одной стороны, мы выслушиваем мнение учителей, их замечания и предложения, даем им возможность высказаться. С другой — пытаемся максимально донести до преподавателей наши цели и стандарты, описанные выше. Это позволяет контролировать процесс внедрения новых УМК. Помимо этого, это отличная возможность для учителей поделиться своим опытом.

Также в комплект учебника включена коллекция языковых карточек для класса. Это большая стопка красивых картонных картинок, с оборотной стороны которых написано название предмета на татарском. Это и полезный материал для учителя — наглядное пособие для объяснения лексики и десятки, если не сотни, вариаций всевозможных игр с карточками на уроке, часть из которых мы дали в книге учителя.

Было бы смешно, если бы XXI веке учебник ограничивался только этим и не включал бы в себя интерактивность. Конечно же, для «Сәлам!» был разработан специальный сайт, который включает в себя электронный формат учебника, рабочей тетради, книги учителя — для онлайн-работы как на уроке, так и дома. Аудиоупражнения легко можно прослушать с сайта. Но самое главное — это интерактивные игры, в которые можно играть и на уроке, и дома со смартфона. А что может быть интереснее для ребенка, чем игра?

Нам не хотелось бы ограничиваться этим, в планах — интерактивные упражнения на сайте, внедрение новых игр, книжки для чтения по уровням сложности и многое другое. Да и сделанное еще предстоит оценить и в случае необходимости внести коррективы. Надеюсь, все понимают, что ничего идеального не существует и мы должны работать над содержанием УМК.

Нажмите, чтобы увеличить

Учебник для первого класса прошел апробацию в прошлом учебном году в школах Казани, и мы рады, что результаты оказались положительными. Мы получили очень хорошие отзывы от учеников, учителей и, что немаловажно, от родителей. Лично меня порадовало, что 100 процентов анкетируемых родителей отметили, что им нравится учебник, по которому занимается ребенок. Конечно, были и отдельные замечания, предложения, которые мы внимательно изучили и по необходимости внесли корректировки.

Я очень рад, что участвую в данном проекте. Надеюсь, что и все ученики, учителя и родители будут довольны результатом работы нашего коллектива.

Рашат Якупов

Рашат Якупов — преподаватель татарского и английского языков лицея-интерната №2 Казани, заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи, аспирант КФУ. В 2009 - 2013 годы — администратор татарской «Википедии». С 2013 года ведет крупнейший в интернете блог по изучению татарского языка в соцсети «ВКонтакте» «Учим татарский язык» (43 тыс. подписчиков). Автор методического пособия «Татар халык әкиятләре» — адаптированных текстов для начинающих изучать татарский. Один из авторов учебников татарского языка нового поколения «Сәлам!». Участник переводов интерфейсов «ВКонтакте» и «Фейсбук» на татарский язык.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (66)Обновить комментарииОбновить комментарии
Докукин
16.09.2017 09:19

Ну, наконец то, талантливая молодёжь пришла на смену "старпердам" -теоретикам.
Пришла , интересно и достойно презентует свою концепцию изучения татарского языка в современном формате.
Вызывает уважение послужной список и активная жизненная позиция.
Уверен , что эстафетная палочка поколений защитников и популизаторов развития татарского языка в достойных руках.
Успехов в реализации планов и всемерную поддержку, каждого, кому действительно не безразлично сохранение языка и самобытной культуры татар.

  • Докукин
    16.09.2017 09:19

    Ну, наконец то, талантливая молодёжь пришла на смену "старпердам" -теоретикам.
    Пришла , интересно и достойно презентует свою концепцию изучения татарского языка в современном формате.
    Вызывает уважение послужной список и активная жизненная позиция.
    Уверен , что эстафетная палочка поколений защитников и популизаторов развития татарского языка в достойных руках.
    Успехов в реализации планов и всемерную поддержку, каждого, кому действительно не безразлично сохранение языка и самобытной культуры татар.

    • Анонимно
      16.09.2017 11:44

      Единственный выход из затянувшегося конфликта - сделать добровольным изучение татарского языка. Поймите, что уже никакими "правильными" учебниками эту ситуацию не исправить, потому что от внедрения этого учебника до того, когда мы узнаем итоговый результат, пройдет 11 лет обучения в школе.
      Уже сейчас виден очевидный недостаток этого "хорошего" учебника задания написаны по-татарски, а не по-русски. На это неоднократно указывали русские родители: мы бы хотели сделать домашнее задание, но не можем, потому что не понимаем, что требуется сделать в упражнении, потому что само задание написано на татарском языке. Авторы "отличного" учебника должны были это понять! Они должны были бы хоть поговорить с родителями русских детей, которые ежедневно мучаются домашним заданием по татарскому языку, чтобы спросить их. Но, похоже, что авторы нового учебника этого делать не стали.

      • Анонимно
        16.09.2017 19:54

        Когда английский переводите, тоже жалуетесь, что ни понятно???

        • Анонимно
          16.09.2017 22:39

          Правильно писать НЕпонятно.

        • Анонимно
          16.09.2017 23:04

          нет, не жалуемся, есть яндекс переводчик с аудио, а по татарскому нет!

        • Анонимно
          17.09.2017 23:52

          Задания по английскому для самых младших, естественно, по-русски написаны.

    • Анонимно
      16.09.2017 13:25

      А учебные задания опять на татарском. Где перевод на русский? Опять на те же грабли?

      • Анонимно
        16.09.2017 16:18

        Вам задания в учебник по русскому по английски кто-нибудь пишет??!

      • Анонимно
        16.09.2017 22:23

        Внимательно смотрите, там есть перевод на русский

      • Анонимно
        17.09.2017 22:24

        Вот, как вас таких хоть чему-то обучать? Не видите что ли - задания дублированы на русском!

        • Анонимно
          18.09.2017 14:58

          22.24 Честно говоря, не видно. Задания на татарском ясно просматриваются, на русском - нет

    • Анонимно
      16.09.2017 20:47

      Этот учебник пишется и издается при прямой поддержке Ильдара Мухаметова, заместителя министра. К сожалению, учебник не имеет научного обоснования и не стыкуется не с имеющимися программами, не с новой концепцией (там еще программы нет), разработанной с ориентиром на европейскую систему обучения и оценки владения языком. Вообще очень много вопросов к этой линейке учебников. Все происходит так, как работает и само министерство!!!

      • Анонимно
        16.09.2017 21:31

        Поздно "дозрели" как всегда. На переход на новую программу потребуется немало лет. А чё, зарплата идет.

      • Анонимно
        16.09.2017 23:41

        А что такое научная основа? Приведите примеры

      • Анонимно
        18.09.2017 22:22

        В аудио-уроках бывают ляпы. Если их убрать, то, наверное, можно испытать их в одной (нескольких школах), как в свое время испытывали учебники Литвинова. Но Литвинов был преподавателем английского языка с 40-летним стажем и его учебники, хоть и не были снабжены красивыми рисунками, но были методически выверены, в них было тщательно просчитано всё: какую грамматику за какой давать, сколько слов должен включать в себя лексминимум за 1 класс, за 2-й.., как обеспечить повторяемость лексики. Я согласна, что яркие учебники с живыми картинками мотивируют маленьких детей, но не следует чрезмерно увлекаться этим.

  • Анонимно
    16.09.2017 09:27

    Мне показалось или там все задания на татарском? То есть чтобы учить татарский надо его уже знать? Где логика КАРЛ!?

    • Анонимно
      16.09.2017 10:11

      Вы видели учебники английского издательства Оксфорд?

      • Анонимно
        16.09.2017 11:40

        Простите, в средних школах учатся по учебникам издательства Оксфорда? Вы это хотите сказать?

        • Анонимно
          16.09.2017 12:27

          Мы по издательству просвещение обучаемся вместе с ребенком))) я в школе учила немецкий, все задания на английском, новые слова без перевода в учебнике. Вместе с сыном учимся с помощью яндекс переводчика))) а татарский язык есть в яндекспереводчике с произношением? Кто нибудь может займется этим вместо пустых разговоров?

    • Анонимно
      16.09.2017 12:22

      Многих родителей волнуют домашние работы по татарскому языку. Знакомая для любого татароязычного человека ситуация: звонит родственник, друг, сосед, не знающий татарского языка, и просит перевести фразы для решения домашнего задания ребенка. Задача, поставленная перед нами, — полностью отойти от сложных переводов, огромных сочинений, бесполезных заучиваний больших текстов и стихов. «Сәлам!» не предполагает домашней работы такого типа, мы максимально минимизировали работу дома (в какой-то степени она нужна, материал все же нужно повторять). Но это больше творческие задания, то, что ребенок будет делать с удовольствием и к тому же сможет сделать сам, не спрашивая помощи у родителей

      • Анонимно
        16.09.2017 17:02

        Уважаемая копипаста, пожалуйста, начните слышать людей, с которыми находитесь в коммуникации и отвечать по существу.
        На третий-четвертый год обучения языку вполне можно писать тексты заданий на татарском. Когда человек уже набрал более-менее словарный запас.
        Но первоклассникам? Нонсенс.

        Не приходит в голову простая мысль: писать задание сразу на двух языках - с подстрочным переводом? Это же со всех сторон полезно - и задание понятно, и пример реального употребления языка с правильным построением фраз перед глазами.

  • Анонимно
    16.09.2017 09:29

    Взяли бы успешный учебник по английскому и передрали его, дешево и эффективно.

    • Анонимно
      17.09.2017 23:59

      Английский проще намного, отчасти потому и международный.
      Никаких падежей ни в существительных, ни в окончаниях.
      Для тех, кто хочет татарский реально выучить, конечно, без муштры ежедневной и на несколько часов не обойтись, т.к. тут к словам из 2 букв навешиваются окончания из 10-ти))).
      Я вот честно признаю - просто это не нужно нашей семье - ни нам, ни детям - тратить годы жизни ради изучения татарского считаем глупым.
      Но при этом авторов существующих методик не обвиняю, т.к. чудес не бывает - любой, кто выучил хоть один иностранный до свободного владения признает, что без многочасового труда этого бы не получилось. Так же и с татарским. Не стоит он времени, необходимого на овладение - это да. А то, что методики дескать не те - это уже либо лукавство, либо недопонимание.

  • Анонимно
    16.09.2017 09:39

    Прикольно! Я тоже хочу такой учебник. Правда, школу закончила уже 15 лет назад. Надеюсь, до школы детей этот учебник дойдет - 52 гимназия, Казань

  • Анонимно
    16.09.2017 09:44

    В каких школах занимаются по этому учебнику?

  • Докукин
    16.09.2017 09:48

    Достойный ответ Чемберлену, габдель юссонам и прочим радетелям и "защитникам" сохранения и развития татарского языка.
    Одни бла-бла-бла, дайте-подайте, другие засучив рукава пришли и делают ДЕЛО.
    А как по другому ? "Под лежачий камень вода не течёт" !!!

  • Анонимно
    16.09.2017 09:54

    Раньше не использовали татарский, думали русские ее поймут, а в связи с отказом от обучения, не стоит обращать на это внимание, например использовать амер. опыт: при любых обращениях на татарском- ответ, разрешение предоставлять в более короткие сроки, по причине малой загрузки у татароязычного специалиста.

  • ПанАлекс
    16.09.2017 10:00

    А где "на правах рекламы"? Огромный позитив - пока только от авторов, претендующих на большие бюджетные деньги. Хотелось бы от учеников и родителей услышать, что уже 2-3 года учатся по этой программе. Уж очень осторожно воспринимаю инфу от Минобра РТ - уж слишком часто стала она недостоверной.
    А чтобы не упрекали в критиканстве - много лет знаком с авторами книжки и методики по исправлению дислексии (страдают до 30% детей) и поражает то что все, включая учителей и чиновников знают о этой проблеме, но Минобр не только не желает методично исправлять и бороться, они всячески препятствуют любым "проникновением на рынок образования" "чужими", который они считают своим.

  • Анонимно
    16.09.2017 10:11

    А есть учебник для взрослых?
    Простой понятный, хотя бы для бытового уровня.
    Приобрел бы сразу.

  • ПанАлекс
    16.09.2017 10:46

    И сколько будут брать с родителей чтобы учить по супкр-пупер? 500 или 1000?

  • Не впечатлило. Самый главный недостаток - отсутствие правильно организованного тестирования результатов применения "прорывной методики".
    Что значит - "родители и ученики довольны"?
    Да это вообще ничего не значит. Голимый маркетинг.

    Тестирование должно было определить успехи в достижении заданного уровня разговорного в сравнении с другой методикой. А здесь - какие-то "опросы родителей". Детский сад...

    Ну, и чисто индуктивно: если тестирование методики - шлак, то, скорее всего, и их методика - раскрашенная одноразовая хлопушка.

    • Анонимно
      16.09.2017 12:17

      какое тестирование в первом классе?? вы о чем?

      • Думаю, вы свалитесь с дивана, если узнаете, что для детей, даже еще не говорящих, придуманы тысячи тестов.

        Ну а уж составить тест на проверку уровня разговорного языка семилетнего ребенка - плевое дело для средненького провинциального логопеда.

        А вот поди ж ты, составители этой ценной методики не дотумкали.
        Что как бы многое объясняет. Да почти всё объясняет.

    • Анонимно
      16.09.2017 13:28

      Не могу не согласится с Эмилем. Задания ведь на татарском языке. Их не поймет ни русскоязычный ребенок, ни его родители

      • Анонимно
        16.09.2017 23:57

        "Не могу не согласится с Эмилем. Задания ведь на татарском языке. Их не поймет ни русскоязычный ребенок, ни его родители"

        В английских учебниках для детей(мирового уровня,например оксфордских) то же самое. Это называется создание языковой среды. Ведь в Англии нигде не будет на указателях для вас подсказок на русском языке.

    • Анонимно
      17.09.2017 12:50

      А с чего вы взяли, что нет системы тестирования?

      • Ага, сварганили уже?
        Я ж говорил - плёвое дело...

        Теперь вам надлежит получить независимое заключение о качестве этой самой системы, потом приступайте к ее полевым испытаниям, затем анализ полученных данных, корректировка, доводка и затем уже можете переходить к практическому внедрению системы тестирования, почитайте, как это делают во взрослом мире: экспериментальная группа, контрольная группа, сбор и классификация данных, их обработка...
        Привлеките независимых, опять же, экспертов для представления и перепроверки полученных данных, чистоты их получения, а вот затем уже можете попробовать что-то напечатать про свою методику в СМИ.

        Робко, правдиво и без бахвальства.

  • Анонимно
    16.09.2017 11:29

    Да, хотелось бы узнать параметры тестирования: вопросы, диаграмма ответов, количество респондентов и требования к ним.
    Еще очень интересует вопрос о том как проводился выбор методики - какие были конкуренты, где размещалась информация о конкурсе, сроки проведения.
    Самое интересное это какая компания получила за методику деньги, не торчат ли из-за нее уши какого-то замминистра?

    • Анонимно
      16.09.2017 12:24

      Компания называется "Институт образования Республики Татарстан", и да, это государственное учреждение. Уши там государства.

  • Анонимно
    16.09.2017 11:38

    Почему задания в этом учебнике не написаны на русском языке? Одна из справедливых претензий русских родителей в том, что они не могут понять что от них требуется в задании, потому что оно написано не на русском языке. Автору учебника: исправьте этот свой косяк, укажите задание на русском языке, и всем будет понятно

    • Анонимно
      16.09.2017 12:23

      Многих родителей волнуют домашние работы по татарскому языку. Знакомая для любого татароязычного человека ситуация: звонит родственник, друг, сосед, не знающий татарского языка, и просит перевести фразы для решения домашнего задания ребенка. Задача, поставленная перед нами, — полностью отойти от сложных переводов, огромных сочинений, бесполезных заучиваний больших текстов и стихов. «Сәлам!» не предполагает домашней работы такого типа, мы максимально минимизировали работу дома (в какой-то степени она нужна, материал все же нужно повторять). Но это больше творческие задания, то, что ребенок будет делать с удовольствием и к тому же сможет сделать сам, не спрашивая помощи у родителей

      • Анонимно
        16.09.2017 18:40

        Почему считается, что если задания в учебнике творческие, то ребенку будет интересно? Может ему в принципе не интересен татарский?

    • Анонимно
      16.09.2017 18:00

      откройте глаза - в примерах же показано, что там на русский задания продублированы. ну посмотрите просто.

    • Анонимно
      17.09.2017 00:02

      "Почему задания в этом учебнике не написаны на русском языке? Одна из справедливых претензий русских родителей в том, что они не могут понять что от них требуется в задании, потому что оно написано не на русском языке. Автору учебника: исправьте этот свой косяк, укажите задание на русском языке, и всем будет понятно"

      Можно сделать целую линейку учебников, и, если задания написаны на русском языке, их стоит продавать дороже, как с дополнительной опцией. Можно также сделать вариант с переводом заданий на английский язык."Любой каприз за ваши деньги".

      • Анонимно
        18.09.2017 00:08

        С какой стати их еще и покупать кто-то должен???
        Все учебники в школе бесплатно раздают.
        Татарский всем навязали принудительно, так еще и учебники мы покупать должны??

  • Анонимно
    16.09.2017 11:52

    Рад и за автора, и за супер-пупер новую методику, но я НЕ хочу и НЕ желаю изучать то, что не нужно. И не надо демагогии об уважении к чему-то или к кому-то! Пусть мне будет хуже от незнания татарского )

  • Анонимно
    16.09.2017 13:01

    Судя по картинкам, говорить дети начнут не скоро))

  • Анонимно
    16.09.2017 13:02

    инетересно.
    отход от домашнего задания,игровая форма,использование приложений..
    ждём открытых уроков на базе ВФТМ..
    имхо.

  • Анонимно
    16.09.2017 13:45

    А я ЗА изучение татарского языка по таким учебникам, но, конечно, на добровольной основе. Так что, пожалуйста, доработайте учебник в части перевода заданий на русский - и быстрей в школы

  • Анонимно
    16.09.2017 18:31

    Где купить можно?

  • Анонимно
    16.09.2017 19:51

    Упущено 25 лет целое поколение. Интерес уже пропал из за сложных программ и усложнения языка. Татарские газеты, журналы уже не читаю, много новых непонятных слов, раньше читалось легко. Внукам объяснять правила и задания тоже сложно.
    Да и учить внуков говорить по татарски нет желания, делят по диалектам с "улыбочкой" даже на базаре, что в советское время так и сейчас. Учить легче английский, за ним будущее. Мишарин с Повольжья.

    • Анонимно
      17.09.2017 01:06

      Будущее принадлежит детям, а не их родителям, утратившим интерес к родному языку и истории рода, племени, народа, страны. В мире все меняется, и не заканчивается ваш род лично вашей жизнью. А вы сами отрежете своему роду родной язык. Кто понимает татарский, смотрите видео о концепции и строении программы и учебника Р. Якупова. Сәлам дәреслеге концепциясе һәм төзелеше — Рашат Якупов.Не нравится, есть альтернатива - программа и пособия Литвинова И.Л. "Я начинаю говорить по татарски" . Найдите, ознакомьтесь. Не пожалеете.

  • Анонимно
    17.09.2017 08:21

    Татары, слушайте тат радио, очень хорошо лексику помогает набрать.

  • Анонимно
    17.09.2017 08:59

    сама учила татарский язык вшколе, когда он только вводился как урок! Талантливый учитель был! Учила нас разговорному языку, диалогам! Благодаря этому могу понимать татарскую речь, приятно саой, что знаю татарский язык! Но то, что сейчас учит моя дочь-это совсем другое, на домашнюю работу уходит по 2-3 часа, намного больше, чем на другие предметы! Грамматику учим, словно собираемся на филологический факультет по изучению татарского языка! Никакого удовольствия от уроков речь не идет, у дочки только раздражение! И это главное! Цель -изучения языков, я считаю удовольствие от общения с людьми другой национальности на их языке, а у нас только раздражение, говорить не можем, зато учим деепричастные обороты на татарском! Я не против изучения татарского языка, но требования к русскоязычным детям очень жесткие! И учителя мне кажется не при чем, ведь они вынуждены преподавать так, как требует прогорамма, которую составили ученые умы! А они ох как далеки от школы и реальности!

  • Анонимно
    17.09.2017 12:08

    Раньше надо было такие методики писать, сейчас бы за голову не хватались, что татарский язык исчезает. Поздновато спохватились, но лучше уж поздно.

  • Анонимно
    17.09.2017 16:47

    Я так поняла, что авторы сопротивляются переводу заданий на русский? Жаль. Может получиться все как всегда - работа впустую

  • Анонимно
    17.09.2017 21:54

    Перевод задания в учебниках имеется. Посмотрите внимательнее

  • Анонимно
    17.09.2017 22:22

    Задание на странице 15 правильно писать так: "Рәсемне, саннарны әйтеп, буя".

  • Анонимно
    17.09.2017 23:43

    Где вы были с этими методиками 25 лет? После Йошкар-Олы зашевелились.

  • Анонимно
    18.09.2017 00:25

    Нет, перевод учебных заданий на страницах не просматривается. И это резко снижает ценность учебного пособия.

  • Анонимно
    18.09.2017 08:09

    Обратите внимание: в предыдущих дискуссиях противники уроков татарского языка, за неимением иных, докапывались до методик и учебников. Тут предлагают прекрасную методику, учебник, рабочую тетрадь. ЗАДАНИЯ ДУБЛИПОВАНЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Не видят! И знай своё талдычат. Значит, что? Значит, дело не в этом. А в чем?

  • Анонимно
    18.09.2017 15:00

    Ну. всмотритесь повнимательнее в те картинки из учебника, которые предложены читателю. Где здесь русский перевод?

  • Анонимно
    18.09.2017 15:58

    В прошлом году тестировал сайт на ребенке. Он с большой неохотой учил татарский по старым учебникам. В этом случае сразу втянулся и с большим удовольствием после каждого задания говорил себе: "Шәп". Все там понятно, хорошо бы уже ввели в дело.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль