Машиностроение 
18.09.2017

Кто спасет КВЗ: медики уже «на крючке», на очереди – силовики

Чистый убыток вертолетного вырос на 55% до 1,27 млрд рублей, а выручка упала на 47% до 6,9 миллиарда

Два десятка медицинских «Ансатов» — столько заказов на машины для санавиации уже есть у КВЗ. А вообще, как узнал «БИЗНЕС Online», в «Вертолетах России» полагают, что потребность минздрава — минимум 60 таких воздушных судов. В конце прошлой недели заказчику передали очередную летающую скорую помощь. И рост в этом секторе для КВЗ как никогда кстати. Финансовые результаты первого полугодия для предприятия оказались худшими за все время, прошедшее после кризиса 2008–2009 годов.

КВЗ передал Государственной транспортной лизинговой компании два очередных вертолета для санитарной авиации КВЗ передал Государственной транспортной лизинговой компании два очередных вертолета для санитарной авиации

МЕДЭКСПАНСИЯ «АНСАТА»

В минувшую пятницу КВЗ передал заказчику — Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) — два очередных вертолета для санитарной авиации. Первый — Ми-8МТВ1 пойдет в АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд». Второй — «Ансат» (в переводе с татарского — «простой») — будет летать в интересах Псковской областной клинической больницы.

Особо радует передача именно «Ансата» (все-таки Ми-8 — «накатанный» продукт) — за последний год эта разработка конструкторского бюро КВЗ хорошо продвинулась на рынке. Причем сдача машин идет регулярно. Крайняя была передана 2 сентября. На сегодня медицинские «Ансаты», насколько можно понять, заказаны по трем контрактам. Первый, на 6 «Ансатов», был заключен между «Вертолетами России» (ВР) и ГТЛК 27 декабря 2016 года. В рамках него небесная скорая помощь уже залетала в Волгоградской, Курганской и Кировской областях (таким образом, псковская машина стала четвертой). Стоимость одного вертолета по этому контракту — 222 млн рублей, ежемесячный лизинговый платеж — 2,3 миллиона. А вообще первым «Ансатом» санавиации стала машина, переданная минздраву РТ в октябре 2016 года.

Плюс к этому на МАКСе-2017 ГТЛК и ВР заключили контракт на поставку в 2018 году еще 12 медицинских «Ансатов». Также такие машины, предположительно, будут превалировать среди 8 «Ансатов», которые поставят в Китай.


Российские санитарные «Ансаты» производятся под приоритетный проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации». В соответствии с ним в 2017 году 34 российских региона получат на развитие санитарной авиации 3,3 млрд рублей федеральных субсидий, аналогичные деньги будут выделены в 2018 - 2019 годах, а с 2020-го субъекты будут самостоятельно финансировать эту сферу.

Как можно понять, параметры проекта вертолетный холдинг устраивают не в полной мере. «На сегодня в нем участвуют только 34 региона, мы же считаем, что санитарная авиация должна работать во всех субъектах», — заявил в беседе с «БИЗНЕС Online» помощник генерального директора ВР Дмитрий Сергеев. По его словам, первые поставленные медицинские «Ансаты» уже доказали свою супервостребованность, например, в Волгограде и в Кирове, где они уже вовсю спасают людей. По мнению экспертов холдинга, минимальная потребность России в медицинских вертолетах среднего и малого класса — 60 Ми-8 и 60 «Ансатов».

Радует и то, что сами медицинские модули для Ми-8 и «Ансатов» тоже поставляет татарстанское предприятие — ООО «Казанский агрегатный завод». По словам Сергеева, никаких нареканий к его продукции нет, есть только предложения по улучшению, например, необходимы дополнительные кислородные баллоны. Как сообщил «БИЗНЕС Online» генеральный директор предприятия Георгий Муштаков, наблюдается увеличение интереса к медицинским модулям. Если в 2016 году компания поставила 6 единиц такого оборудования, то в 2017-м уже есть контракты на 6 модулей для «Ансатов», 28 — для Ми-8 и 7 самолетных.

Российские санитарные «Ансаты» производятся под приоритетный проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации»

ЗА ДВА ГОДА ВЫРУЧКА УПАЛА В ЧЕТЫРЕ РАЗА

Медицинская вертолетная программа подоспела (или была пролоббирована вертолетостроителями) весьма вовремя. Согласно квартальной отчетности, за первые 6 месяцев 2017-го его выручка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 47% с 12,9 млрд до 6,9 млрд рублей. К слову, в первом полугодии 2016-го была аналогичная история — выручка тоже упала вдвое. В отчете за 2016 год это объяснялось снижением объемов реализации продукции. Иначе говоря, заказов у предприятия стало меньше. Судя по всему, в этом году ситуация ухудшилась. В 2015 году, самом наваристом для КВЗ за послекризисные годы при проектной мощности завода в 135 условных машинокомлектов он был загружен лишь на 53,7%, то есть чуть больше чем наполовину. Исходя из этих цифр и данных по падению выручки, можно предположить, что в первой половине 2017-го загрузка КВЗ составляет мизерные 14% от проектной мощности.

Но отметим, что даже при таком колоссальном падении объемов производства завод сократил численность персонала только на 9% (на 581 человека) до минимальных за 9 лет 5878 сотрудников. Фонд начисленной зарплаты вырос на 1 млн рублей до 1,343 млрд, что привело к росту средней зарплаты в январе —июне 2017 года на 3,5 тыс. рублей до 38,1 тысячи. Словом, менеджмент КВЗ в нынешних непростых условиях пытается сохранить костяк коллектива.

Даже при колоссальном падении объемов производства КВЗ сократил численность персонала только на 9%

Поскольку себестоимость уменьшилась только на 15% до 6,7 млрд рублей, валовая прибыль КВЗ рухнула на 5 млрд (на 80%) до 6,2 млрд рублей. Впрочем, надо отдать должное, основательно сократились накладные расходы. Так, коммерческие расходы (хранение, транспортировка, сбыт) были урезаны на 70% до 550 млн рублей. Опережающее сокращение коммерческих расходов относительно падения выручки показывает, что у завода нашлись существенные резервы в логистике. Скромнее были достижения в оптимизации управленческих затрат, которые урезали только на 34% до 684 млн рублей. Порадовало улучшение баланса прочих статей. Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов сократилось в 10 раз до 312 млн рублей.

Тем временем процентные выплаты КВЗ хотя и сократились на 16 млн рублей, составили весомые 1,17 миллиарда. Такая сумма обусловлена ощутимой долговой нагрузкой завода: кредитный портфель потяжелел на 3 млрд рублей до 24,45 млрд, и это рекордный для КВЗ объем займов. Напомним, завод привлекал средства для двух проектов по техническому перевооружению. Первый заканчивается в 2018 году и оценивается в 10,5 млрд рублей, второй (1,9 млрд) завершат в 2019-м.

Острый дефицит заказов обусловил рост чистого убытка КВЗ на 55% с 821 млн рублей за январь — июнь 2016 года до наихудшего за последние 8 лет полугодового показателя в 1,274 миллиарда.

По словам Вадима Лигая, «очень большой интерес» к «Ансатам» демонстрируют силовые структуры — МВД, Росгвардия и МЧС

«СИТУАЦИЯ МЕНЯЕТСЯ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ»

Но очевидно, что один лишь медицинский проект столь важную для КВЗ программу «Ансат» не вытянет. По словам Сергеева, у «Ансата» «потрясающий потенциал» и единственный минус — не особо высокая интенсивность выпуска. Но, насколько можно понять, генеральный директор КВЗ Вадим Лигай не совсем согласен с этим тезисом. «БИЗНЕС Online» поинтересовался у него, кого дальше после минздрава будут окучивать вертолетчики. По его словам, «очень большой интерес» демонстрируют силовые структуры — МВД, Росгвардия, а также МЧС. «Если бы у них были средства, они бы уже покупали», — заверил гендиректор. По словам источника «БИЗНЕС Online» в отрасли, «МВД, а теперь Росгвардия, хотели много „Ансатов“, в том числе с системами быстрого десантирования». Но дело пока застопорилось.

Как будет покупаться «Ансат», зависит не только от добровольно-принудительной системы его приобретения, какую мы наблюдаем на примере минздрава, но и от расторопности самого КВЗ. «По программе „Ансат“ под влиянием разного рода причин ситуация меняется в лучшую сторону, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ эксперт по вертолетной тематике старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев. — Однако это длительный процесс. Первая отметка — „100“ — не пройдена. Впрочем, на данном (начальном) этапе определяющий фактор даже не численность, а „безболезненность“ ввода программы в эксплуатацию. И здесь важно, насколько не только вертолет, а вся система эксплуатации (персонал, документация, средства наземного обслуживания) готова к работе, насколько она способна быстро решать возникающие проблемы по обеспечению безопасного и интенсивного использования машин».

Первые поставленные медицинские «Ансаты» уже доказали свою супервостребованность, например, в Волгограде и в Кирове, где они уже вовсю спасают людей

При этом, по мнению Матвеева, поскольку у программы «Ансат» есть и недостатки (ценовые, конструктивно-производственные, логистические, кадровые), некоторые богатые регионы не откажутся от приобретения для своих медиков и иностранных вертолетов (такие машины летают, например, в Москве), хотя и сильно сократят такие покупки. «Во-первых, с точки зрения эффективности санитарные вертолеты могут быть и другой размерности, например, более легкие, — говорит эксперт. — Во-вторых, конкуренция „Ансату“ не помешает».

Также в обозримом будущем может порадовать казанских вертолетостроителей и программа Ми-38. Как напомнил в беседе с «БИЗНЕС Online» Лигай, уже есть контракт с минобороны. Кроме того, по его словам, «есть ряд госструктур, которые запланировали закупки этих вертолетов, и мы начинаем их изготавливать в следующем году».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.09.2017 08:40

Может урезать зп топменеджерам? Небось и показатели станут лучше.

  • Оптимист
    18.09.2017 08:17

    На свободный рынок надежды нет?

    • Моисей
      18.09.2017 08:28

      Также как и Камаз
      Те же советские разработки та же бюджетная подпитка

      • Анонимно
        18.09.2017 11:20

        В 2000-м Лаврентьев давал Ми-8 жизнь максимум до 2010 года. Засиделись, успокоились. На 60-летней машине уснули. Ансат тоже перегрели - ему надо было выходить 20 лет назад минимум. Аналоги западные доказали своё уже....

        • Анонимно
          18.09.2017 19:21

          Я году так в 2008 проходил практику на КВЗ (район "Петрушкин двор"), видел как собираются "Ансаты" (фюзеляж для них). Прошло почти 10 лет, а все те же разговоры о "супер-машинах" без серьезного объема заказов. Судя по инфо в статье за эти почти 10 лет да же 100 "Ансатов" не произвели.

    • Анонимно
      18.09.2017 08:59

      Как только слезают с иглы госбюджета так сразу ....опа. Параллельно надо вести свои разработки на будущеее.)))

  • Анонимно
    18.09.2017 08:40

    Может урезать зп топменеджерам? Небось и показатели станут лучше.

  • Анонимно
    18.09.2017 08:42

    Крохи со стола Игоря Сечина: КВЗ достоин лишь клепать корпуса для AgustaWestland?
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/306348
    выводы делайте сами

  • Анонимно
    18.09.2017 08:53

    Пока у руля будет Лигай ждать лучшего не приходится.

  • Буре
    18.09.2017 09:01

    Нет продукта кроме МИ-8
    А он морально устарел несмотря на все модернизации

    • Анонимно
      18.09.2017 09:17

      в точку!,
      причем безвозвратно..как поется в песне "Нас не догонишь.." .но уже со стороны западных производителей..

      • Анонимно
        18.09.2017 17:05

        Не только Пентагон, весь мир с вами не согласится-Ми-8 самый популярный вертолёт на Земле и самый массовый.

        • Анонимно
          18.09.2017 19:23

          При чем здесь Пентагон? Да, они Закупали Ми-17 (отличие от Ми-8 - носовая часть типа "Дельфин") для малограмотной и бедной афганской армии и что? Это разве показатель, что на конкурентном рынке покупают его для самых худших?

    • Анонимно
      18.09.2017 12:21

      Пентагон с вами не согласен. По их мнению "не существует в мире другого вертолёта, который бы имел такую совокупность всех необходимых на войне характеристик, какую имеет российский МИ-8", а также "Мы и впредь будем закупать его, не взирая на заявления со стороны Конгресса США."

      То, что в МИ-8 нет зарядки для гейфона и бесплатного wi-fi, не делает вертолёт "морально-устаревшим".

  • Анонимно
    18.09.2017 09:16

    радуюсь за рабюочих,получяающих почти по 40 тыс..это достойная зарплата. И еще удивляет позиция службы маркетинга.-давших название вертолетам "Ансат",правильно говорят как назвал так оно и будет...Скоро завод может полностью встать и полностью оправдает свое название-"Простой"...

  • Анонимно
    18.09.2017 09:39

    Раис Зарипов.
    "Ансат" в переводе с татарского означает не только "простой", а скорее –"легкий", "нетрудный".
    "простой" это – обычно "гади".
    Иронизировать тоже надо уметь!

  • Анонимно
    18.09.2017 09:43

    6 ярдов выручки, 24 долга впечатляют, государство опять покрывает убытки неэффективного производства

  • Liko
    18.09.2017 10:01

    Буквально пару лет назад восхищались взлетом КВЗ. А сейчас - кто спасет. Вот это профессионалы.

  • Анонимно
    18.09.2017 10:08

    уважаемый КВЗ, что бы ваш Ансат покупался необходимо: -выполнить установку обогреваемых передних стекл,установить автопилот, и конечно увеличивать дальность и продолжать борьбу с вибрацией на этапах полета. И будет у вас счастье

  • Анонимно
    18.09.2017 10:58


    Азат Д

    Интересно, сколько вылетов делают уже имеющиеся вертолёты? Или для того, чтобы гостям показать, и обратно в стойло?
    Во сколько их обслуживание обойдется? при сокращении социального бюджета, наращивая силовые.

  • Анонимно
    18.09.2017 12:42

    Правительство уже сделало свой выбор. Авиационная столица России теперь - г. Ульяновск. Устав пересаживать из кресла в кресло руководителей из РТ, и получать на выходе то банкротство, то авиакатастрофу, то ещё что-нибудь, российские специалисты предпочли "с нуля" развернуть авиационный кластер в Ульяновской области.

    Пока не поздно - отдайте (продайте, подарите) КВЗ им в управление! В любом случае результат будет лучше чем вялотекущее разворовывание, проедание активов, и закрытие лет через 10-15.

    Казань - праздничная столица. Мы умеем проводить Сабантуи, Универсиады, Ифтары, Курбан-Байрамы, Дни города, Забеги, Заплывы, Лыжни и прочее, прочее, прочее. Нам любая промышленность явно в тягость - об этом свидетельствуют и уровень зарплат, и отношение к работникам.

    • Анонимно
      18.09.2017 14:49

      Сходили бы вы на Авиастар-СП, а потом пели про коррупцию.

    • Анонимно
      18.09.2017 17:04

      12. 42 .В Авиастаре то же самые что в КАЗ . Чепуху написали.
      Другое дело Казани от этого не лучше.

    • Анонимно
      18.09.2017 21:34

      Ульяновский завод лишь чуть в лучшем состоянии, чем в казанский. Там те же проблемы- зарплаты низкие, специалистов не хватает , чехарда с заказами. Ту-204 свернули, Ил-476 (в девичестве Ил-76) так и не могут наладить производство, лет 5-6 уже пытаются, построили пару штук, отдали военным, так вояки боятся на них летать, настолько сырые и недоработанные. А сейчас у МО деньги кончились, и заводу предлагают достроить еще несколько уже начатых за свой счет, а государство потом отдаст. Может быть.
      А.

  • Анонимно
    18.09.2017 15:10

    Если бы вертолёты были хорошего качества то робинсоны отдыхали бы.

  • Анонимно
    18.09.2017 18:09

    Несколько лет одни хвалебные статьи были, что чуть ли не полмира заказали вертолеты квз

  • Анонимно
    18.09.2017 19:08

    Азат Д

    У РКБ есть вертолет Ка, чем он занимается?

  • Анонимно
    18.09.2017 20:19

    В то же время, согласно декларациям о доходе за 2016 год, доход Лигая (85 млн) больше чем у Маганова (80 млн).

  • Анонимно
    18.09.2017 21:40

    Интересно, что в «проклятые 90-е» КВЗ чувствовал себя гораздо лучше, только на китайских контрактах выпущено сотни машин. В 1997 рабочие продавали акции КВЗ, полученные в ходе приватизации завода, и покупали машины (лично знаю таких, и вовсе не начальников).
    А нынешние проблемы связаны с политическим решением Москвы отдать крупный заказ МО в Улан Удэ. Вот и думайте, кто друг кто враг...
    А.

  • Анонимно
    18.09.2017 22:19

    как так резко все у нас в республике вдруг стало плохо,мы даже элементарное молоко производить уже не можем сами,нас приезжает и учит 30 летний иногородний оч. умный малай? а картошку еще не разучились сажать,айда агрономов и крестьян привезем с Нижнего Новгорода и Рязани,а мы только и знаем -нифть,нифть кащать? Эти слухи распускают какие то наши тайные враги,может украинцы или Госдеп-кто знает,напишите пжлста,успокойте простой народ! ведь все у нас Отлично?!?

    • Анонимно
      18.09.2017 23:34

      Так у нас все выпускники "Сельхозки" назад в деревню не возвращаются уже... Скоро действительно разучимся картошку сажать.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль