Бизнес 
19.09.2017

«Мы не обсуждаем присутствие города в списке, мы просто с ним работаем...»

Осенью челнинский КИП «Мастер» запустит шестую площадку, а Нижнекамск получит первые деньги по линии моногородов

Сегодня в ходе визита гендиректора фонда развития моногородов Ильи Кривогова в челнинский промпарк «Развитие» выяснилось, что фонд готов и впредь принимать заявки от автограда на финансирование новых проектов. После недвусмысленных сообщений о выходе Челнов из перечня моногородов его слова прозвучали обнадеживающе. «БИЗНЕС Online» узнал, что на ближайшем набсовете фонд хочет одобрить более 100 млн рублей на ремонт очередных дорог в Челнах, а в 2018 году запустит некий секретный инвестпроект.

... Илья Кривогов (справа): «Около 2 миллиардов рублей составляет портфель проектов только по Челнам. На ближайший наблюдательный совет выходит очередной проект — мы продолжим строительство инфраструктуры, дорог, поддержку новых резидентов»

КИП «МАСТЕР» ОТКРОЕТ ШЕСТУЮ ОЧЕРЕДЬ ЧЕРЕЗ 1–1,5 МЕСЯЦА

Фонд развития моногородов (ФРМ) готовится оплачивать новые заявки от Набережных Челнов, которые по-прежнему остаются в списке муниципалитетов, чья экономика критически зависит от градообразующего предприятия. Планы дальнейшего сотрудничества фонда и автограда сегодня подтвердил «БИЗНЕС Online» гендиректор ФРМ Илья Кривогов в рамках инспекционного визита на площадку промышленного парка «Развитие», который в этом году освоил 126 млн рублей, полученных от ФРМ на строительство инфраструктуры первой очереди (еще 26 млн рублей, напомним, выделил Татарстан). С Кривоговым на площадку прибыли министр экономики РТ Артем Здунов и мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев.

Отвечая на вопросы журналистов, Кривогов сообщил, что в числе новых совместных с Челнами проектов фонд рассматривает один крупный инвестиционный, который тоже будет запускаться в следующем году при отсутствии форс-мажоров, однако подробностей по нему не озвучил. «Сделка пока структурируется, — этими словами Кривогов ограничился, но отметил, что ФРМ при этом продолжит и сотрудничество с камазовским индустриальным парком. — С КИП „Мастер“ мы будем работать не только в Набережных Челнах — компания растет, становится известной в России и будет передавать свой опыт в другие регионы. Системная поддержка начала давать результаты».

Напомним, первоначально ФРМ планировал войти в капитал КИП «Мастер», профинансировав порядка 40% строительства 6-й очереди, однако со временем план изменился. В итоге фонд дал «Мастеру» почти 900 млн рублей в долг на 8 лет под 5% годовых. Парк стал одним из четырех проектов, профинансированных фондом в этом году. Помимо этого, ФРМ выделял средства на строительство дороги в промышленной зоне автограда, на инфраструктуру промпарка «Развитие», которую сегодня Кривогов завизировал, и сейчас начинает финансирование проекта «Кама Трейд» — правда, здесь речь идет о платном возвратном займе, как и в случае с КИП «Мастер». Сегодня, кстати, Кривогов заявил, что площадка «Мастера» готовится к официальному открытию через месяц-полтора. По данным «БИЗНЕС Online», шестая очередь практически готова, некоторым резидентам уже начинают начислять арендную плату.

Что же касается перспектив формального присутствия Набережных Челнов в перечне моногородов, которое уже с полгода остается под вопросом, эта тема явно остается нераскрытой как для руководства города, так и для гендиректора фонда.

«Мы не обсуждаем перспективы присутствия или отсутствия города в списке, мы просто с ним работаем, — с долей усталости в голосе ответил Кривогов. — Неоднократно говорилось, что исключение какого-либо города из перечня не означает прекращения работы с ним. У нас подписано генеральное соглашение с президентом Татарстана по развитию города, и в его рамках мы продолжаем осуществлять поддержку, так как видим результаты и эффективную команду. Не всем удается выполнять обязательства перед федерацией так быстро и эффективно, как это делается здесь».


Кривогов еще раз подчеркнул, как комфортно ФРМ работать с Челнами — город всегда выдерживает сроки, запускает новые предприятия, создает рабочие места. Однако фонду хотелось бы, чтобы поддержанные проекты впоследствии получали и льготы ТОСЭРа, и те инструменты, которые предлагает республика в рамках госпрограмм для бизнеса. Эти моменты обсуждались со Здуновым, после чего Кривогов заявил, что, в частности, резиденты промпарка «Развитие» не останутся без внимания и после ввода сетей в эксплуатацию. До сих пор республика тоже выполняла свои обязательства перед Москвой в полном объеме в части софинансирования объектов.

«По моим оценкам, портфель фонда в Набережных Челнах уже превысил 2 миллиарда рублей», — отметил Кривогов. Уточним, что на 2015–2017 годы фонд подписался на субсидии и инвестиции в размере 2,2 млрд рублей, а с 2010 года город получил по программам ФРМ в общей сложности 3,8 млрд рублей, включая софинансирование из бюджета РТ. «На ближайшем наблюдательном совете к решению подойдет очередной челнинский проект. Мы продолжим строительство дорожной инфраструктуры для резидентов», — пообещал он.

...

СЛЕДУЮЩИЙ ПРОЕКТ В ЧЕЛНАХ СТОИТ 130 МИЛЛИОНОВ

Некоторые подробности ближайшего совместного с ФРМ проекта прояснил журналистам Магдеев. Речь идет о капремонте дороги в районе Хлебного проезда в промышленной зоне. «Это еще один вклад фонда в транспортную инфраструктуру промышленной части города, — рассказал градоначальник. — Вдоль этих дорог расположены крупные промышленные предприятия: „Челны-Хлеб“, „Челны-Холод“, „Булгар-Пиво“. Эти три предприятия за время реализации проекта вложат более 600 миллионов рублей в свои производства, а ФРМ, вероятно, даст на дорогу свыше 100 миллионов. Цифру определит наблюдательный совет, но общая смета проекта превышает 130 миллионов рублей».

Оба спикера напомнили, что промышленная инфраструктура — не единственное направление поддержки фондом автограда. Кривогов пролетел сегодня над городом на вертолете и порадовался преображению: дороги обновляются, Челны «меняются на глазах». «Очень важно то, что мы занимаемся не только созданием рабочих мест, но и условий для жизни. В этом смысле проект по развитию Набережных Челнов вошел практически во все госпрограммы Российской Федерации и получает финансирование. Это тоже составная часть нашего президентского проекта по развитию моногородов», — отметил он. Поясним, что фонд участвует в федеральной программе «5 шагов благоустройства», по которой, в частности, Челны сейчас капитально обновляют площадь Азатлык перед зданием мэрии. По словам Магдеева, под общую концепцию так или иначе подпадают и строительство новых школ, и республиканская программа развития парков и скверов.

...

Что касается других городов республики, жаждущих внимания ФРМ, Кривогов заявил, что фонд работает с теми, кто готов, и следующим претендентом на субсидии уже почти определенно станет Нижнекамск. О готовности нефтехимиков к сотрудничеству он обмолвился любопытным образом. «Нижнекамск входит в активную фазу в том числе благодаря той команде, которая прошла здесь обучение и была десантирована на соседнюю территорию, — сказал гендиректор фонда развития моногородов. — Пока они в начальной стадии, но я думаю, что уже в октябре мы выйдем на первую сделку с Нижнекамском». Поясним, что под «десантной командой» спикер, очевидно, подразумевает бывшего начальника управления экономического развития и поддержки предпринимательства исполкома Челнов Радмира Беляева, который в прошлом году переехал в Нижнекамск в качестве замруководителя исполкома района по экономическому и инвестиционному развитию.

Сам Беляев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» пояснил, что в фонд была подана заявка на такое же финансирование инженерной инфраструктуры, как и в Челнах, только под местный промпарк «Нижнекамск». Для парка площадью 20 га, собравшего на сегодня 9 резидентов, сети будут стоит порядка 390 млн рублей.

...

ИЗ 12 РЕЗИДЕНТОВ БЛИЗОК К ОТКРЫТИЮ ЛИШЬ ОДИН

Промпарк «Развитие», который и стал целью сегодняшнего визита главы ФРМ в Челны, строится уже четыре года — в 2012-м «Развитие» получило статус промпарка, в 2013-м началось строительство. За это время промпарк получил субсидий почти на 400 млн рублей. По словам нынешнего начальника управления экономического развития и поддержки предпринимательства исполкома Гузель Гилязовой, на дороги и подстанции первой очереди парка 122 млн рублей давала республика, а инженерная инфраструктура, которую сегодня демонстрировали Кривогову, обошлась в 126 млн рублей ФРМ и еще в 26 млн опять же Казани. Вторая очередь получала 106 млн рублей на строительство сетей из минэкономразвития и 19,4 млн рублей из регионального бюджета. Сети почти достроил «КамГЭСэнергострой».

Последнее поступление освоено промпарком на 98% — по словам главного инженера управляющей компании «Развития» Марата Галеева, сети построены полностью, не готовы только технические паспорта. К 30 сентября — установленному проектом сроку — весь пакет бумаг должен быть сдан в ФРМ. Кривогов тем не менее попросил подробностей по каждой линии инженерных коммуникаций, обозначенной на карте, что и было сделано в единственном готовом на сегодня помещении, построенном резидентом ООО «Луч». Сейчас «Луч» выпускает теплогенераторы и водогрейные котлы на базе «Подряд», однако в «Развитии» он начинает монтаж оборудования и готовится запустить производство уже 1 октября. Возможно, его отрыв в строительстве от всех остальных резидентов обусловлен масштабом проекта — он невелик, сметная стоимость составила 20 млн рублей, после выхода на заявленную мощность «Луч» планирует выручать по 158 млн рублей в год. Налогов он будет платить 28,7 млн рублей в год.


Если промпарку осталось оформить документы и озеленить территорию, то 11 из 12 резидентов первой очереди все еще остаются в реализации собственных проектов на этапе фундаментов. По словам Галеева, нулевой уровень закончили производитель спецнадстроек для грузовиков «Трак-Плэнет», мебельщики ИП Иванов и ИП Шигин. ООО «Вега-М», занятое металлообработкой и изготовлением инструмента для нефтяников, поставило на своем участке металлоконструкции и собирается на днях завозить сэндвич-панели. ИП Михайлов начал строительство административного здания (на территории парка его, впрочем, не видно), а компании «Айрон» и «Ансар» пока разрабатывают проекты. Вторая очередь примерно в том же состоянии, только два участка еще остаются свободными — на сегодняшний день здесь прописалось 7 резидентов.

...

«МЫ ЖДАЛИ, ПОКА БУДУТ ПОСТРОЕНЫ СЕТИ. ТЕПЕРЬ МОЖНО СМЕЛО ЗАХОДИТЬ НА УЧАСТКИ...»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у двух крупных резидентов первой очереди о причинах столь длительного подготовительного периода. Председатель совета директоров ГК «Кориб» Олег Коробченко рассказал, что в его случае в работе одновременно оказалось два инвестпроекта, причем площадку в «Развитии» он будет использовать не так, как планировал сначала. Коробченко в этом году запустил производство аккумуляторных батарей (АКБ) в «Алабуге», построив завод «Барс Технолоджи» совместно с казахской компанией Kainar Technologies за 1,15 млрд рублей. В «Развитии» он рассчитывал открыть утилизацию АКБ. Однако по здравому размышлению перерабатывающая площадка была перенесена на свою землю — на базу утилизации, где сконцентрированы другие подобные предприятия. В промпарке же «Кориб» сохраняет утвержденный проект здания, но организует здесь производство моноблоков — пластиковых коробок для аккумуляторных батарей, вспомогательное по отношению к «Барс Технолоджи».

«Сегодня мы закупаем моноблоки в Беларуси, вели переговоры и с Нижнекамском, но пока у них не получается, — объяснил председатель совета директоров ГК „Кориб“ газете „БИЗНЕС Online“. — Поэтому мы будем производить моноблоки в „Развитии“. Сырье для этого в республике есть — полипропилен будем закупать у „Нижнекамскнефтехима“, полиэтилен — у „Казаньоргсинтеза“».

По словам Коробченко, на площадке «Развития» он будет выпускать порядка 1,5 млн моноблоков в год — исключительно под собственные нужды. Кроме того, в отдельном боксе «Кориб» собирается запустить производство автокомпонентов — тоже под собственные потребности. Инвестиции в общую площадку составят 150–200 млн рублей. Переработку АКБ компания намерена открыть в начале 2019 года, а два или три бокса в «Развитии» — в середине. «К середине следующего года мы завершим общестроительные работы на базе утилизации и сразу переведем строителей сюда. В среднем один бокс на 1,5 тысячи квадратных метров строится три месяца», — поделился планами Коробченко.

Еще один известный челнинский производитель — мебельная фабрика «Идея комфорта» Ивана Шигина, который станет изготавливать в «Развитии» мягкую мебель. Шигин намерен открыть фабрику в июне 2018 года. «Фундамент у нас готов, мы заказываем металлоконструкции, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Здесь прекрасные условия. Отопление — втрое дешевле, чем, к примеру, на Базе строительной индустрии (промышленный район в Челнах прим. ред.). Электричество будет стоить резидентам 2,5 рубля за киловатт, а везде стоит 6 рублей. Мы инвестируем сюда около 100 миллионов в помещения — как производственные, так и офисные, еще примерно в 35 миллионов обойдется оборудование. До сих пор мы не могли начать полноценную стройку — ждали, пока будут построены сети. Здесь же все было перекопано. Теперь можно смело заходить на свои участки и возводить помещения».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (1) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.09.2017 22:15

    Интересно, а на 100 млн. рубликов сколько и каких дорог в Челнах можно сделать?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль