Культура 
20.09.2017

«Есть единицы театральных критиков из регионов России, которые адекватны сами по себе»

В Казани задумались над уровнем культурной журналистики, которой предстоит оценить «Бег» Славутского и «Сююмбике» Ахияровой

Сразу две интересные театральные пресс-конференции прошли вчера в столице Татарстана: руководители театральных учреждений рассказали о своих планах на сезон, а ассоциация российских критиков презентовала «Школу театрального блогера». Зачем театру блогеры, как растут зарплаты в Качаловском и почему Теодор Курентзис не указ Рауфалю Мухаметзянову — в материале «БИЗНЕС Online».


«ТЕАТР ОКАЗЫВАЕТСЯ В ВАКУУМЕ»

Редкий случай — вчера в Казани случились сразу две любопытные пресс-конференции, посвященные театру. На одной из них руководители главных театральных институций столицы РТ рассказывали о планах на начинающийся сезон, а на другой знакомили прессу с проектом «Школа театрального блогера».

«Есть единицы критиков из регионов России, и пальцев на обеих руках вполне достаточно, чтобы их перечислить, которые понимают контекст современного театрального движения и адекватны сами по себе», — без обиняков заявил на последней известный столичный театральный критик Глеб Ситковский и доходчиво объяснил причины сложившегося положения. «Проблема в том, что театральный критик должен видеть всю картину в целом. Такое преимущество есть у столичных критиков, потому что они видят, что происходит в двух столицах, ездят много по России. Если человек живет безвылазно в каком-то городе и видит спектакли только своего театра, каким бы талантливым он ни был, он обречен на провинциализм», — уверен куратор «Школы театрального блогера». Далее Ситковский все же назвал несколько имен: Нияз Игламов из Казани, Татьяна Тихоновец из Перми и Олег Лоевский из Екатеринбурга. Последний, устроитель многочисленных театральных лабораторий, в том числе в Казани и окрестностях, «вообще изменил театральный ландшафт страны».

В общем, из этого можно понять, почему «БИЗНЕС Online» зовет московских критиков для рецензирования творений местных театральных деятелей. Причина — отсутствие кадров, добавьте еще к этому тот факт, что Игламов служит в театре им. Камала, что несколько ограничивает его как автора. Кстати, Ситковский отметил, что не знает других таких случаев, чтобы региональное СМИ звало для оценки спектаклей местных театров столичных профессионалов.

Что же касается «Школы театрального блогера», которая стартует в октябре на площадке театра им. Камала, то идея проекта возникла в ассоциации театральных критиков России, и ее поддержал союз театральных деятелей России. Финансирования пока хватит только на три месяца, поэтому занятия закончатся уже к новому году. «Мы проживаем странную ситуацию, когда с одной стороны закрываются многие СМИ или культурные полосы и программы на медиаресурсах, а с другой стороны, идет бурный расцвет социальных сетей, — рассказал Ситковский. — Часто о спектакле трудно найти рецензию в СМИ и ее заменяют экспресс-отзывы в социальных сетях непосредственно сразу после спектакля. И такие отзывы имеют довольно странное представление о спектакле во многом из-за непрофессиональности автора. И театр оказывается в вакууме, когда нет с одной стороны блока рецензий после премьеры, а с другой — возникает искаженная картина в соцсетях».

Согласен с коллегой и заведующий Игламов: «И все-таки нужно научить людей понимать спектакль.  А театр не может двигаться вперед, если у него нет своей зрительской базы. С этой целью мы пытаемся говорить со зрителем напрямую. Курсы рассчитаны на тех, кто действительно любит театр, ходит в него часто, но пока не совсем хорошо научился о нем писать».

Курировать проект в Казани будет Алексей Киселев — театральный обозреватель «Афиши». «Уроки» театрального блогерства пройдут и в новосибирском театре «Глобус» и Воронежском камерном театре у Михаила Бычкова. К слову, половина группы из 20 человек уже набрана, так что можно и не успеть стать настоящим театральным блогером и найти свое место в этой бездне информации.

Александр Славутский сел на своего традиционного финансово-экономического конька: качаловцы заработали в прошлом сезоне на 8 млн. рублей больше, чем в позапрошлом, средняя зарплата в учреждении — более 50 тыс. рублей Александр Славутский сел на своего традиционного финансово-экономического конька: качаловцы заработали в прошлом сезоне на 8 млн рублей больше, чем в позапрошлом, средняя зарплата в учреждении — более 50 тыс. рублей

КОГДА ЖДАТЬ «СЮЮМБИКЕ»?

Игламов был одним из героев и второй пресс-конференции, где говорили о новом театральном сезоне, — он заменил камаловского главрежа Фарида Бикчантаева, который еще не вернулся с гастролей в Уфе. Первым взял слово художественный руководитель и директор Качаловского театра Александр Славутский, севший на своего традиционного финансово-экономического конька: качаловцы заработали в прошлом сезоне на 8 млн рублей больше, чем в позапрошлом, средняя зарплата в учреждении —  более 50 тыс. рублей. «А планы такие. 6 октября состоится премьера спектакля „Бег“ по Булгакову, достаточно сложное произведение для нас. Мы начали его, не думая о революции, о ее 100-летии, а оказалось, все вот так связалось вместе. В декабре покажем ретро-концерт, это такой спектакль-кабаре, который мы постоянно делали в Марселе». Оказывается, Славутский задумывается и над постановкой «Гамлета». Интересно, есть ли у кого-то сомнения в том, кто будет играть принца датского, если постановка состоится?

Еще один депутат Госсовета РТ и член фракции «Единая Россия», помимо Славутского, директор Казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов сообщил, что сезон театр откроет сегодня «Пиковой дамой». В ближайших планах — «Набукко» в постановке американца Ефима Майзеля, который уже выпускал в Казани «Трубадура». «Следующей новой постановкой мы открываем Нуриевский фестиваль, спектаклем „Баядерка“, традиционный спектакль, редакция оставляется классической», — в театре у Мухаметзянова все как обычно, чинно и благородно.

А вот с премьерой национальной оперы «Сююмбике» придется подождать. «Сегодня буквально приехал аранжировщик, который сделает уже полностью партитуру этого спектакля. И после этого наступает момент, когда мы начинаем осуществлять сценическую версию этого спектакля. Сколько нам понадобится, посмотрим. Ориентировочно, срок постановки — 2018 год, вероятнее всего, вторая половина», — то есть, скорее всего, оперу Резеды Ахияровой на сцене публика увидит только в следующем сезоне. Зато будет второй сезон «Үзгәреш җиле» (1–3 декабря), а также сольный концерт Альбины Шагимуратовой.

«Планов у нас как всегда громадье. Первая премьера на малой сцене, 14 октября — спектакль „Пришлый“ по произведению Сюмбель Гафаровой, созданное в рамках большого международного норвежско-китайско-российского проекта, посвященного проблемам вынужденных переселенцев, мигрантов и так далее. Постановка Фарида Бикчантаева — малофигурный спектакль, небольшой, камерный», — сообщил Игламов о планах Камаловского театра. Мы традиционно откроемся 6 октября нашей «Голубой шалью». Большой премьерой сезона обещает стать татарская классика, «Миркай и Айсылу» Наки Исанбета в постановке молодого режиссера Ильгиза Зайниева. А в спектакле «Әтәч менгән читәнгә» по Аязу Гилазову, который выйдет в декабре, одну из главных ролей сыграет вернувшийся в театр Рамиль Тухватуллин.

«Возможно, если все будет хорошо, на малой сцене поставит спектакль немецко-российский постановщик Андреас Мерц», — обнадежил Игламов и театральных эстетов, поскольку речь идет о «золотомасочном» режиссере, успешно работающем последние годы в различных отечественных театрах.


КУРЕНТЗИС МУХАМЕТЗЯНОВУ НЕ УКАЗ

Перца в благостное течение пресс-конференции добавил в самом ее конце диалог директора театра им. Джалиля Мухаметзянова и корреспондента «БИЗНЕС Online». Причем изначально вопрос адресовался министру культуры РТ Айрату Сибагатуллину. Речь шла все о том же — небольшом количестве спектаклей, которые показывает театр: согласно афише, если в октябре покажут 15 оперных и балетных представлений, то в ноябре всего... 5. Однако Сибагатуллин предпочел отмолчаться и говорил Мухаметзянов. «Сколько раз я твердил, сколько потенциального зрителя, оперного, как вы считаете? Эта цифра здесь называлась», — задал вопрос директор театра им. Джалиля. «Два процента», — помогла ему одна экзальтированная дама. «Три процента», — сказал Мухаметзянов. Кстати, по оценкам исследования холдинга «Ромир», проведенного в этом году, за последние полгода 8% россиян хотя бы раз были в театре.

«Вы сами подумаете, неужели театр не будет ставить спектакли, зная, что куча людей стоит за дверью, а он специально не ставит. Это абсурд, согласны вы с этим? Поэтому руководитель театра всегда выбирает оптимальную форму проката, это есть эффективность работы. И она складывается из нескольких пунктов, я вам так ликбез прочитаю, что ставить, сколько и как, почем продавать билеты», — Мухаметзянов был эмоционален, попутно задев и один из самых успешных российских театров — Пермский театр оперы и балета. «Пермский театр вы приводите в пример — посмотрите, сколько там спектаклей. Знаете, сколько? 400, а сколько людей на каждом находится? 260–270 человек. Вы представляете, где эффективность?» — и все это несмотря на «супердирижера», говорил директор театра им. Джалиля, подразумевая Теодора Курентзиса. Мы обратились за разъяснениями в пресс-службу Пермской оперы, те обещали ответить сегодня днем. Впрочем, по официальным данным за 2016 год, этот театр посетили 167 тыс. человек, так что мухаметзяновские цифры в 260–270 человек откровенно не бьются.

В общем, остается только догадываться, почему, как и стоящие выше в оперной иерархии, чем Казань, Пермь и Екатеринбург, так и равные столице Татарстана в этой сфере города, вроде Уфы или Челябинска могут себе позволить оперные и балетные представления почти каждый день, а театр им. Джалиля — нет, настаивая, что это и есть пример эффективного театрального менеджмента.

P. S. Уже после выхода материала пресс-служба Пермского театра оперы и балета прислала «БИЗНЕС Online» данные по итогам прошлого сезона: «Всего было 408 спектаклей, включая выступления на собственной площадке, гастроли и выездные представления. Количество зрителей, их посетивших, составляет 199 202 человека. Средняя заполняемость — 89 процентов».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.09.2017 09:44

ЧЕКА
Надо зарплату Мухаметзянова увязать с числом спектаклей. Уверен что тогда театр будет показывать по 2 спектакля в день без выходных и отпусков)

  • Анонимно
    20.09.2017 09:44

    ЧЕКА
    Надо зарплату Мухаметзянова увязать с числом спектаклей. Уверен что тогда театр будет показывать по 2 спектакля в день без выходных и отпусков)

  • Анонимно
    20.09.2017 10:14

    "Бег" в постановке Славутского. Этого достаточно. Никакую рецензию уже писать не надо.

  • Анонимно
    20.09.2017 10:49

    Молодец, этот Мухаметзянов! Умеет "оживить" публику!))) Тон ещё такой, голос с хрипотцой, эдакий "уличный"))) Типа, ща я вас вразумлю, посоны!))) Короче, нравится! И, стильный такой!)

  • Анонимно
    20.09.2017 10:50

    Все праздники Нового года 2016-2017, включая школьные каникулы, театр продержался на спектакле Щелкунчик в исполнении учащихся балетного училища под фонограмму.

    Казанские зрители хотят другого подхода руководства театра к репертуару. Все силы театра брошены на зарубежные гастроли, а местному зрителю достаются крохи.

  • Анонимно
    20.09.2017 10:51

    Единственный современный и живой театр в Казани - Камаловский. ТЮЗ немного зашевелился. Остальные мхом заросли, увязли в тине своего мнимого величия, а по сути - полного нежелания знать что-либо о своей же театральной среде.

  • Анонимно
    20.09.2017 12:02

    Можно представить, сколько чуши напишут эти "театральные блогеры":-) А на "Бег" уже куплены билеты - очень хочется посмотреть, как качаловский " оттанцевал" пьесу Булгакова:-)

  • Анонимно
    20.09.2017 12:16

    Согласна, очень мало спектаклей, даже Метшину об этом писала. Люди пишут, что мало, а он им говорит- нет. Чиновники всегда думают, что они сами умные.

  • Анонимно
    20.09.2017 12:23

    Для Казани сильная театральная журналистика - это обоюдоострый меч. С одной стороны, если про театр будут писать действительно насмотренные критики, очередному семейному продукту Славутских не выжить. С другой стороны, может общество хоть как-то трезво посмотрит на ужасающее состояние театральной жизни города.

  • Анонимно
    20.09.2017 13:14

    Почему-то в Казани считается, что на любой спектакль должны быть распроданы ВСЕ билеты, включая места с ограниченной видимостью и входные билеты без места. Почему-то другие театры так не считают - спектакли дают чаще, чем в Казани.

    И опять почему-то - на гастролях казанские артисты выступают о-о-о-чень напряженно с большим количеством спектаклей. Для местного же зрителя, находясь в Казани, труппа не напрягается.


  • Анонимно
    20.09.2017 17:35

    Все врет г-н Славутский! Мы столько не получаем!

  • Анонимно
    20.09.2017 18:03

    Артиста обидеть может каждый. Поэтому и необязательно всё и всем про них знать: журналистика нужна только одна - в виде отзыва на спектакль театральным критиком с должным уровнем образования.

  • Анонимно
    20.09.2017 20:53

    СЧегодня была на потрясающем спектакле "Алиф". Показал опять Камаловский театр, когда депутаты от культуры молчат, на актуальные темы говорит молодежь. Этот спектакль достоин не малой сцены Камаловского театра, а Театра оперы и балета, тем более что основа -монохореографическая ( если так можно сказать). Но столько пластов со смысловой нагрузкой. Браво режиссеру и композитору, а в Качаловский уже давно ходить не хочется.

  • Анонимно
    20.09.2017 21:44

    Интересно, только мне кажется ненормальной ситуация, когда А.Я.Славутский-директор заключает А.Я.Славутским-режиссером(худруком) договор на постановку спектакля, сам себе выписывает гонорары и премии, а во всех спектаклях главные роли играют сын, жена или невестка?
    Критики, много ездящие по стране, подскажите, в каком еще российском государственном театре директор и художественный руководитель - в одном лице?

    • Анонимно
      22.09.2017 12:21

      Не знаю подобных примеров - у всех известных мне главрежей-худруков есть директор: и у Константина Райкина, и у Олега Табакова, и у Александра Ширвиндта, и даже у Кирилла Серебренникова. В всех театрах Татарстана - точно знаю - есть главный режиссер и директор, два человека. В Качаловском театре - что-то уникальное!

    • Анонимно
      1.10.2017 01:04

      Давно пора гнать его и все его семейство!!!

  • Анонимно
    21.09.2017 23:14

    Как оригинален наш оперный: перенос оперы Ахияровой объясняется причиной опоздания аранжировщика! Что это за амплуа такое в оперном спектакле?! Интересно - кто был аранжировщиком у Чайковского, Верди, Прокофьева в партитурах их опер?

  • Анонимно
    22.09.2017 17:17

    Сколько лет Р Музаметзянов возглавляет оперный театр?
    Сколько-сколько?
    И за это время он не то что не вырастил, но и разогнал публику, которая хотела слушать оперу?
    Браво, браво, браво, Рауфалю М.!

    • Анонимно
      22.09.2017 18:58

      Он разогнал не только публику, но и талантливых артистов, музыкантов.

  • Анонимно
    22.09.2017 20:24

    Смотрели вчера "Скрипач на крыше" в Качаловском. 7-ой ряд, все видно, все слышно. Спектакль понравился! Одно НО...

    У артистов ужасная дикция. Совершенно непонятно, что они говорят. Спектакль воспринимается словно на иностранном языке. О многом приходится догадываться.

    Необходимо срочно отправить ВСЮ труппы на уроки по внятности речи, на занятия по дикции.

    Кстати, поучитесь дикции у Ильи Славутского - у него, чуть ли не у единственного, можно разобрать, что он говорит на сцене.

    • Анонимно
      1.10.2017 01:01

      Дикция у Ильи Славутского лучше, потому что все остальные артисты боятся показаться лучше его.

  • Анонимно
    12.10.2017 16:35

    У нас уже есть опера "Сююмбикэ" композитора Бату Мулюкова. Зачем нужна еще одна? Ахиярова рашела переплюнутьМулюкова? Не стыдно вам Дорогая дама? Наступать на могикнов татарской музыки? Напишите еще и оперу Алтынчеч! На сцене оперного театра шла опера Мулюкова Сююбикэ в концертном исполнении. Прекрасная музыка, монументальные хоровые сцены, прекрасное отражение исторических событйи того времени отражается в музыке. Дирижером был Лацанич. Эта была последняя лебединая песня Бату Мулюкова. Лучше не напишет никто. Если только опять не обогатят музыку кинокадрами, завыванием ветра. снега как было в "Легенде о любви" Ахияровой.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль