Общество 
1.10.2017

Айдар Хайрутдинов: «Диплом богослова или сертификат от шейха – это же так притягательно!»

Известный исламовед уверен, что в нынешней форме религиозное образование лишь загружает мозги интеллектуальным продуктом давно умерших людей

«Система религиозного образования должна быть кардинально и бесповоротно реформирована», — уверен исламовед, старший научный сотрудник Института истории им. Марджани, исламовед Айдар Хайрутдинов, а центром этих реформ должна стать Болгарская исламская академия. «Наставление целиком находится в ведении Аллаха, а не религиозного образования, — пишет автор «БИЗНЕС Online», излагая свой взгляд на проблему. — Надеюсь, в БИА учтут это и будут показывать направление к Истине, а не всучивать ее саму».

Айдар Хайрутдинов Айдар Хайрутдинов

«СХОДСТВО БОЕВИКОВ И ПРОЧЕГО ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ОТРЕБЬЯ С ПРОРОКОМ ОСТАЕТСЯ ЧИСТО ВНЕШНИМ»

Много пуха и перьев поднялось в информационный воздух в ходе бурной полемики вокруг Болгарской исламской академии. Наконец страсти, кажется, утихают. Точки над «i» расставлены, как и стулья в новеньких, пахнущих свежей краской аудиториях БИА.

Однако напоследок выскажу ряд своих мыслей о том, что такое это самое религиозное образование и каким бы хотелось его видеть. Это всего лишь мысли вслух, а не научная статья со строгим логически последовательным изложением, а посему прошу не судить чересчур строго.

Начну с одного наблюдения: в последнее время рядовые мусульмане стали осознавать истинную природу таких псевдорелигиозных начинаний, как, например, ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.). Однако все еще можно встретить мусульман, которые на вопрос о том, являются ли боевики ДАИШ мусульманами, не могут дать однозначный ответ. Таких вводят в заблуждение выкрикиваемые террористами такбиры «Аллах акбар!», намазы, которые те читают, и якобы шариат, который те устанавливают на контролируемых территориях. «А как же иначе, ведь человек, читающий намаз, не может не быть мусульманином!» — убеждают они себя. Поэтому в лучшем случае вопрошаемые отмалчиваются. Но есть и такие, которые продолжают считать террористов мусульманами, оправдываясь тем, что нельзя выносить головорезов за рамки ислама, поскольку они де веруют в Аллаха. Ну а что касается совершаемых ими злодеяний, то ведь их поведение будет судить Аллах в Судный день, не наше, мол, это дело.

Подобные ответы имеют прямое отношение к заявленной теме, поскольку все вопрошаемые имеют определенную степень религиозного образования или же хотя бы начальные познания в исламе, которые почерпнуты ими из религиозной литературы, занятий в медресе или бесед на соответствующие темы с другими мусульманами. Озвученные рядовыми мусульманами ответы отражают определенную парадигму восприятия ислама нашими современниками и которая во многом обусловлена недостатками существующей системой религиозного образования. А она, как видим, зачастую не прививает умения осознавать разницу между мусульманином и «мусульманином», между религиозностью и злом, которое прикрывается религией. 

А иначе и быть не может, когда перед студентами мусульманских учебных заведений вещают преподаватели, которые в глубине своих душ убеждены, что всех немусульман следует уничтожить. Таковые есть, это я заявляю на основании личного опыта. Таким образом, их неприязненное отношение к «чужим» передается слушателям пусть и не вслух, но подсознательно, между строк.

А теперь вернемся назад и зададимся вопросом: что боевики хотят утвердить на Земле, к чему они стремятся? Соответствуют ли их дела тому, что провозглашал и утверждал на Земле, например, пророк Мухаммад? Так, некоторые мусульмане полагают, что, убивая чужих детей, боевики мстят за своих детей, погибших от рук «проклятых кяфиров». Но пророк Мухаммад, на которого так стремятся быть похожими его последователи, никогда не воевал с детьми, стариками и женщинами. Более того, он запрещал делать это своим последователям. И при этом он подвергал свою жизнь тысяче и одной опасности, в меру своих сил и Божьей помощи призывая людей к Истине. Как видим, то, что утверждал пророк Мухаммад на земле и то, каким образом он это делал, принципиально нельзя сравнивать с тем, ради чего проливают кровь невинных людей террористы.

Между тем существует и более весомый аргумент, которым слабые в знании ислама мусульмане пользуются для оправдания действий боевиков: «Они же хотят построить исламское государство, где все будет по законам Аллаха!». И тут же ссылаются на пример Пророка, который в свое время построил такое исламское государство. Однако они не учитывают того факта, что Пророк был ведом Богом. А кто ведет новоявленных строителей халифата, кроме их гордыни и чувства собственной исключительности?

Итак, сходство боевиков и прочего террористического отребья с Пророком остается чисто внешним, что тоже, между прочим, сомнительно. А говорить о внутреннем, нравственном сходстве с Пророком вообще не приходится, ибо никакого сходства попросту нет. Есть одни только отличия, поскольку на самом деле в сердцах этих головорезов, кичащихся своими кровавыми преступлениями, нет и следа ислама, хотя, думаю, у них даже сердца-то нет.

А в сердце Пророка ислам был,и в нем обитала вера. В этом свете показателен аят Корана, в котором Аллах через Мухаммада отвечает группе арабов, пришедших к нему и заявивших: «Мы веруем!» (49: 14). Аллах велит Мухаммаду (): «Скажи: „Не веруете вы, но скажите: „Повинуемся мы“; а вера еще не вселилась в сердца ваши» (49: 14).

Здесь ради ясности изложения позволю себе сделать небольшое лингвистическое отступление от темы: в приведенном аяте слово «повинуемся» «асламна» образовано от корня «слм», и от этого же корня образовано слово «муслим» (мусульманин), т. е. «повинующийся». Иными словами, человек может исполнять предписанные обряды (молитвы, пост и т.д.), может через каждое слово вставлять в свою речь многочисленные сакральные выражения, типа «аль-хамду лиллях», «ма ша Аллах» и пр. Только все это никак не свидетельствует о том, что такой человек является «му'мин»ом, т. е. верующим, т. е. тем, в чьем сердце утвердился ислам. Слово «му'мин» образовано от корня «амн». От этого же корня образуется слово «иман», т. е. «вера», которой, как видим, может и не быть в сердце мусульманина. В это трудно поверить, особенно тем, кто привык произносить или писать понятия муслим и му’мин через черточку, ставя их на один уровень, хотя из Корана следует, что это разные, нетождественные друг другу понятия. Почему же некоторые убеждения мусульман не соответствуют сказанному в Коране? Об этом будет сказано ниже.

«ДИПЛОМ ИЛИ СПРАВКА О КУРСЕ, ПРОЙДЕННОМ У КАКОГО-НИБУДЬ РАСПИАРЕННОГО ШЕЙХА, — ЭТО МИРСКОЕ ЯВЛЕНИЕ»

А пока вернемся к озвученному выше вопросу об образовании. Полагаю, он должен быть сформулирован следующим образом: какое понимание ислама дает современное религиозное образование? Соответствует ли оно тому пониманию ислама, которое проповедовал Мухаммад? Будет ли оно учить тому, что, к примеру, понятия «му'мин» и «муслим» — это далеко не одно и то же? Между прочим, это не мелочь, как может показаться, ведь убеждение в том, что слова «му'мин» и «муслим» — это синонимы, т. е. означают одно и то же, является одной из граней «исламской» мировоззренческой парадигмы, насаждаемой в том числе и системой религиозного образования.

Или возьмем другой момент. Все мусульмане утверждают, что ислам — это мир, покой, гармония, порядок и счастье. Если это так, то любой человек, живущий в исламе, должен излучать вокруг себя мир и покой. Так живет ли в исламе тот, кто отрезает головы людям под крики «Аллах акбар!»? Живет ли в исламе тот, кто пусть и не проливает кровь, но горделиво убежден в том, что он превосходит тех из своего окружения, кто не является мусульманином? В исламе ли тот, кто уверен, что нарушать покой людей посреди короткой летней ночи призывом на намаз, оглашающим округу из динамиков, это нормально? А как насчет того, что во времена Пророка азан озвучивался естественным образом? Или вот зарисовка из будней системы современного религиозного образования. Один имам, пожилой мужчина, которого я увидел однажды дающим урок мальчишкам в одной из мечетей Казани, начал свой урок с вопроса: «А ну-ка, напомните мне, кто остается грязным даже тогда, когда он только что помылся в бане?» Дети дружно отвечали: «Тот, кто не является мусульманином!» Для внушения пренебрежения и ненависти к тем из окружающих, кто не разделяет твоих ценностей подходит даже тема чистоты, было бы желание. Но живет ли в исламе этот имам? И исламу ли он учит детей?

Я знаю об одном человеке, доподлинно жившем в исламе. Это был пророк Мухаммад. К примеру, вспомним такой эпизод из его жизни: в Медине по соседству с ним жил один иудей, который старался унизить пророка тем, что ежедневно выбрасывал свой мусор через забор во двор Мухаммада. И Пророк, прибираясь у себя во дворе, заодно со своим мусором ежедневно выносил мусор, подброшенный тем иудеем. Когда об этом стало известно сподвижникам Пророка, они сказали, что ему как повелителю Медины следует привлечь такого соседа к ответственности и наказать. Но Пророк отвечал, что он не послан для того, чтобы наказывать. Его миссия — это донести до людей милость Господа.

В конце концов, в один из дней соседского мусора во дворе Мухаммада не оказалось, и он пошел проведать иудея. Оказалось, что тот был болен и лежал в своей постели. Увидев Мухаммада и подумав, что тот пришел его наказать, иудей испугался и спросил: «Ты пришел наказать меня?» Мухаммад ответил: «Нет. Просто сегодня я вдруг не обнаружил у себя твоего мусора и решил проведать, в порядке ли ты». В этот момент сердце иудея...

Впрочем, неважно, что там дальше было с этим иудеем. Важно осознать то, как вел себя Пророк и брать с него пример на деле, а не на словах. Важно обратить внимание также и на поведение сподвижников, которых принято считать чуть ли не святыми, лучшими мусульманами, образцом для всех последующих поколений мусульман. Заметьте, они жили бок о бок с Пророком, учились у него и, казалось бы, должны были знать ислам, но... Для пущей ясности напомню еще одну похожую историю: некий сын пустыни пришел пообщаться к Пророку и в ходе общения справил малую нужду прямо в мечети (правда, она мало напоминала современные мечети). Сподвижники кинулись к нему с кулаками, и, повторяю, это сподвижники Пророка, которые ели с ним из одного котла, однако как только возникла определенная не устраивающая их ситуация, то для исправления они не предложили ничего иного, кроме как принуждение и насилие. В тот раз Пророк остановил их и спокойно объяснил невежде, что в том месте, где мусульмане совершают молитвы, нельзя делать такие вещи...

Что же говорить о миллионах и миллиардах тех, кто не застал Пророка? Написаны сотни книг о жизни Пророка и о том, как он поступал и что говорил. Но даже имея такое богатство, почему простая истина, гласящая, что всякий, кто творит войну и насилие, творит его по той причине, что его сердце еще не раскрыто Богом для ислама, в свете аята «Разве ж тот, грудь которого Аллах расширил для ислама и он обладает светом от своего Господа...» (39: 22) до сих пор не стала краеугольным камнем мусульманского мировоззрения?

Способно ли мусульманское религиозное образование и представляющие его уважаемые шейхи, устазы, муаллимы и кто угодно еще учить на основе таких примеров?

Надеюсь, в Болгарской исламской академии будут учить в том числе и тому, что мусульманином может стать любой, но верующим человек становится только тогда, когда Аллах дарует ему веру. И обучение подобным вещам не мелочь, как может показаться, ибо какой смысл в изучении религиозной литературы и законов шариата без знания таких фундаментальных начал? Надеюсь, слушателям БИА объяснят, что пророки проживали среди людей целые жизни, прежде чем становились пророками. Ведь кого ни возьми, Мухаммада ли, Иисуса, Моисея, Ноя и других, все они пришли к истине в зрелом возрасте, а не с академической скамьи или из медресе и уж тем более не с младых ногтей, узнав об Аллахе от родителей. И это так, поскольку только жизнь приводит человека к Богу. Об этом красиво сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Жизнь — это медленное рождение. Было бы слишком просто брать уже готовые души».

Недавно один мой друг заявил:

— Я собираюсь за границу, буду учиться у шейха!

Спрашиваю его:

— Чему ты там будешь учиться?

— Буду учиться исламу! — отвечает он.

Я сказал ему:

— Друг мой! Люди не могут научить исламу, его по своему созданию может дать только Создатель, если сочтет его достойным.

Но моего друга можно понять: диплом богослова или сертификат от шейха — это же так притягательно! Имея его на руках, ты можешь оказывать влияние на людей, можешь с умным видом учить их исламу! Разве не так учат «исламу» разнообразные шейхи и муллы, имамы и устазы? И стоит ли удивляться тому, что после курса обучения их последователи и ученики обвязываются поясами «шахидов» или направляют грузовики в неповинных людей?

Неужели непонятно, что диплом или справка о курсе, пройденном у какого-нибудь распиаренного шейха, — это мирское явление, как и любой светский диплом. Диплом является подтверждением профессиональной квалификации инженера, хирурга, парикмахера, но не более того. Но никакой диплом не может сделать человека Человеком с большой буквы, никакой диплом не может сделать человека мусульманином, не может обеспечить ему связь с Богом, не может научить его приводить к Богу других людей. Да, можно вручить диплом продвинутого богослова или теолога. Этим и будут заниматься в БИА. Но надеюсь, что в БИА будут учить тому, что наличие диплома богослова, теолога или имама не сделает человека религиозным, не сделает его обладателем Истины. Возможно, там даже привьют понимание того, что знание наизусть терабайтов религиозных книг в голове будет бесполезным, если при этом в душе не будет Бога.

Обратимся за примером к пророкам и посланникам. Они, как известно, не имели дипломов, многие из них даже писать не умели. Поэтому никто не мог сказать, к примеру, о пророке Мухаммаде: «Он угоден Богу, ибо имеет диплом, он учился религии, пусть и меня научит». В этом-то и состоит чудо, что не диплом вдохновил современников Пророка поверить ему и последовать за ним, а нечто совсем другое, нечто из другого измерения.

Поэтому неверно полагать, что кто-то ближе к Богу или более сведущ в религии благодаря своему диплому богослова, кадия или муллы. К Богу одинаково эффективно может прийти и инженер, и хирург, и повар, и сапожник. А богослов может оставаться далеко от Него, поскольку он считает, что, имея религиозное образование, тем более сертификат Выдающейся-Религиозной-Академии, он уже владеет истиной и может учить ей других. Надеюсь, что в БИА научат простой вещи, а именно тому, что Истине нельзя научить, ее можно только пережить самому. И нет другого пути познания Истины.

«РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО УЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ГОТОВИТЬСЯ К РАЗГОВОРУ С БОГОМ»

Итак, что же это такое — религиозное образование? Эффективно ли оно? Нужно ли оно? Возьмем теологию. Судя по этимологии, это знание о Боге. А откуда шакирды черпают такие знания? Из книг древних, но, как принято считать, невероятно авторитетных улемов, а по сути — сочинителей рассказов о Боге. А откуда эти узнали о Боге? Из своего опыта или из Корана? Скорее всего, верно второе. В таком случае древние теологи не должны были говорить о Боге что-то большее, нежели Он сам поведал о Себе в Коране. Но почитайте эти древние книги «знатоков Бога»: скорее мозги себе вывихнешь, нежели разберешься в их книжной премудрости. Ибо когда не имеешь личного опыта общения с Богом, но очень хочется показать себя знающим больше других, то остается лишь один путь: насочинять о Боге больше, чем Он сам сказал о Себе, понапридумывать о Нем что-нибудь позабористее, чтобы превзойти своих конкурентов.

Надеюсь, в БИА будет преодолен главный недостаток современного религиозного образования, заключающийся в том, что оно вводит людей в заблуждение, прививая им иллюзию знания ислама и знания Бога. Но знаниям этим грош цена, поскольку при существующих образовательных традициях, за которые продолжает цепляться система религиозного образования, остается, к примеру, закрытым доступ к изучению Корана. В результате о Коране рассказывает кто угодно, но только не сам Коран.

Приведу небольшой пример: когда я задавал выпускникам высших мусульманских учебных заведений вопрос о том, разговаривает ли Аллах с обычным человеком, дипломированные знатоки ислама отвечали мне, что Аллах с человеком не говорит. Но в 51 аяте 42-й суры Создатель ясно объявил, что Он говорит с простым человеком через посланников, завесы и откровение. Почему же дипломированные специалисты с религиозным образованием не вспомнили этот аят? А по той простой причине, что (в это трудно поверить, но это действительно так) существует установка, согласно которой Коран следует изучать только в том виде, в котором он преподнесен в толкованиях Корана-тафсирах, написанных теми же ужасно авторитетными древними учеными.

Подчеркиваю, что проблема состоит в том, что толкования Корана, являющиеся плодом творчества «непререкаемых» авторитетов древности, лишают человека возможности слушать повеления Аллаха через завесы и непосредственно путем откровения. Например, относительно упомянутого айата в тафсирах утверждается, что Аллах через откровение говорит только с пророками, поскольку в этом аяте под словом «расуль», т. е. «посланник» подразумевается архангел Гавриил. А носитель божьего откровения архангел Гавриил, как известно, приходит только к пророкам. И так считает все современное официальное мусульманское богословие. Поэтому естественно, что без пяти минут дипломированным имамам, которым был задан этот вопрос, не может быть понятен настоящий смысл упомянутых аятов. Ибо правильное понимание и видение сути вещей и явлений дает только Бог, а не медресе и не тафсир. Это так, поскольку религия всегда была и остается в руках Аллаха, а не людей, пусть и очень информированных, до предела накачанных религиозной литературой и терминами.

Пользуясь случаем, остановлюсь на разборе приведенного аята подробнее, уж очень он интересен. В нем ясно сказано, что Аллах говорит с человеком, который здесь обозначен словом «бáшар». В Коране человек обозначается еще рядом слов, в т. ч. и словом «инсáн». Дело в том, что слово «инсан» образовано от корня «нсй», что означает «забывать». Поэтому «инсáн» означает «забывший». А слово «бáшар» образовано от корня «бшр» со значением «радоваться», «сдирать кожуру», «счищать». «Благая весть» по-арабски звучит как «бишáра». Человек, названный «бáшар», это человек, по милости Божьей обретший иное духовное состояние, чем то, в котором находится «инсáн». Разница между ними такова, какова она между гусеницей и бабочкой. Кстати, «бабочка» по-арабски звучит как «башшáра», образованном от все того же корня «бшр»! Иными словами, с «человека забывшего» следует «содрать кожуру забывчивости», прежде чем он станет «бáшар», и только тогда Бог начнет говорить с ним в том порядке, в котором это дано в аяте: 1) через посланника (расуль). Это значит, что только человек в состоянии «бáшар» способен осознать подлинный смысл наставлений пророков и воспринять «благую весть». И это состояние дается человеку Богом. Следующая ступень общения Бога с человеком: 2) через завесу (хиджáб). Это означает, что человек обретает способность узнавать и воспринимать обращенную к нему речь Бога во всем, что его окружает: люди, события, явления природы, слова популярной песни, газетный заголовок... Помните кораническое: услышавший речь Бога через завесы человек осознает, что «все сущее на небесах и на земле славит Аллаха» (57: 1). И наконец 3) последняя ступень общения Бога с человеком — это откровение (вахйи). Иными словами, когда ведомый Господом человек-бабочка воспарит достаточно высоко, Создатель будет говорить с ним посредством прямого внушения-вахйи.

Скажу честно, по своему эффекту и воздействию один маленький пример общения Бога с человеком несравненно превосходит эффект от изучения бессчетного количества книг, в которых лишь рассказывается о Боге. Это как если бы кто-то взял и попробовал халву вместо того, чтобы слушать рассказы о том, какой у нее вкус.

Надо понимать, что человеку для общения с Богом не требуется посредник в каком-либо облике: будь то священник, медресе, религиозная организация, эмир, халиф и пр. Однако существующее в своей нынешней форме религиозное образование лишь загружает мозги своих слушателей интеллектуальным продуктом давно умерших людей вместо того, чтобы пробуждать у слушателей их собственный интеллект и духовные потенции. Это подобно тому, как поедать на завтрак, обед и ужин то, что до тебя уже пережевал кто-то другой. Поэтому одной из задач системы религиозного образования должно быть обучение устранению посредников на пути человека к Богу. Настоящее религиозное образование должно учить человека готовиться к разговору с Богом. Надеюсь, в БИА займутся и этим тоже.

«НАСТАВЛЕНИЕ ЦЕЛИКОМ НАХОДИТСЯ В ВЕДЕНИИ АЛЛАХА, А НЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

И раз уж речь зашла о разговоре с Богом, то с чего начать, как не с изучения Корана? С изучения без привязки к комментариям-тафсирам, а также с обязательным изучением наследия выдающихся татарских богословов, которые имеют богатейший опыт переосмысления Корана и выведения его смыслов из плена тафсиров.

Здесь нужно обратить внимание на два момента: во-первых, и в прошлом, и в наши дни тафсиры имеют статус священной коровы, а мусульмане приучены к тому, что должны изучать Коран только через комментарии. Ну а для того, кто пожелает изучить Коран самостоятельно, придуман хадис, согласно которому всякий, кто что-то в Коране понял по-своему, тот приготовил себе место в аду, даже если он был прав. Какой абсурд... Можно подумать, Аллах в Коране сказал, что Коран — это послание для ученых-комментаторов, которые должны написать комментарии для рядовых мусульман. Однако, исходя из собственного опыта изучения Корана, скажу, что Коран является наставлением для всех людей, поэтому те, кто запугивает мусульман страшными последствиями самостоятельного изучения Корана, совершают преступление против Аллаха и против людей, запрещая им обращаться непосредственно к речи Аллаха. И такая практика поддерживается либо сознательно, либо по той причине, что религиозные наставники сами не верят в то, что Бог найдет способ достучаться до человека, даже если тот, не зная арабского, читает перевод Корана.

Во-вторых, касательно изучения татарского богословского наследия. Ходили слухи, что этим летом слушатели курсов при БИА возражали против этого, мол, мы не татары, нам это не нужно, давайте нам общеисламские знания.

Таким надо сказать, что как минимум татары являются членами мусульманской уммы и их религиозное наследие следует изучать хотя бы по этой причине, а также из уважения, поскольку исламская академия создана именно татарами. А еще нужно добавить, что т. н. общеисламские знания, а точнее те, кто их создавал, еще должны дорасти до уровня татарских богословов. А поскольку в силу объективных причин этого сделать уже нельзя, то слушателям БИА придется пытаться расти самим, изучая труды выдающихся татарских религиозных мыслителей, таких как Курсави, Марджани, Фахреддина, Баруди, Камали, Бигиева и многих других. И они должны благодарить Аллаха за предоставленный им шанс познакомиться с наследием этих выдающихся мужей.

Поэтому было бы замечательно, если бы БИА решительно вводила слушателей в мир татарского богословия, знакомила бы с примерами того, как, например, эти мусульманские ученые переосмысливали Коран и к каким выводам они приходили. Было бы замечательно, если бы из Академии выходили информированные люди, умеющие думать, а не живые грампластинки с заученными сочинениями тысячелетней давности, не имеющими никакого отношения к нашим реалиям.

Я не утверждаю, что их не нужно знать. Я лишь заостряю внимание на подходах к их изучению: свод древней религиозной литературы во всех ее областях следует изучать в историко-эволюционном преломлении: вот так оно когда-то было, вот так думали тогда, однако теперь дела обстоят намного иначе. Такой подход оживил бы мусульманскую мысль, поскольку нельзя, если взять, к примеру, исламскую юридическую литературу, жить теми нормами правоотношений, которые применялись тысячу лет тому назад или 500 лет тому назад. Говоря проще, пора уже от измерения пройденного расстояния дневными переходами верблюдов в караване перейти к более современным способам. Или хватит уже тиражировать книги, из которых следует, что Пророк взял в жены девочку 0 лет. Татарский богослов Бигиев доказал, что Аиша в тот момент времени была на 10 лет старше. Это я так, к слову о значимости татарского богословия, от которого кое-кто воротит нос. Или кому-то выгодно, чтобы критики ислама продолжали называть Пророка (да и самих мусульман) сами знаете кем?

Система религиозного образования должна быть кардинально и бесповоротно реформирована. Ее задачи должны быть переосмыслены и перенацелены. Надеюсь, именно БИА станет центром по-настоящему религиозного образования, что БИА будет воодушевлять человека его блестящей перспективой, его величием и подлинным предназначением, будет учить его читать дорожную карту трансформации человеческого существа из состояния гусеницы, т. е. фактически, из состояния живого трупа в как минимум состояние кокона. И о живом трупе я говорю намеренно, имея в виду аят Корана: «Ты — мертвец, и они — мертвецы» (39: 30).

Надеюсь, что прошедшие школу БИА устремятся к раскрытию тайны жизни и будут направлять других к поискам того, что не умирает, к поиску того, что даже смерть не может отобрать у человека.

Для этого БИА должна будет учить осознанию того, что даже пророк ислама оставил лишь «чертеж» перерождения человека в том виде, в каком ему внушил его Сам Создатель. Нужно будет разъяснять, что даже Пророк не был в силах трансформировать и привести в ислам хотя бы одного человека. Поэтому, надеюсь, БИА не повторит ошибку современного религиозного образования, которая заключается в том, что оно смело берет на себя функцию трансформации человека «отобрав» у Бога функцию, которую Он оставил за собой. На деле такое религиозное «образование» тиражирует лишь глупость и гордыню, поскольку представители такого образования не понимают даже такой простой вещи, что пытаются заниматься тем, чего Бог не возлагал даже на Пророка. И это так, поскольку Пророк расстраивался из-за того, что люди не слышат его призыва. И Аллах объяснил ему:: «Руководство ими (людьми) — это не твой долг, ибо Аллах ведет, кого Он пожелает...» (2: 272) Более того, Аллах сказал, что пророк не может наставить на путь истины не только окружающих его людей, но и даже своих близких и любимых: «Воистину, не можешь ты наставить тех, кого любишь, но Аллах наставляет тех, кого угодно Ему...» (28:56) Или вот еще: «Разве ж ты вынудишь людей к тому, что они станут верующими?» (10: 99)

Итак, наставление целиком находится в ведении Аллаха, а не религиозного образования. Надеюсь, в БИА учтут это и будут показывать направление к Истине, а не всучивать ее саму, т. е. заниматься неосуществимым делом.

Религия, помимо всего прочего, предназначена помогать человеку в укреплении его духа, ибо без духовной крепости невозможно противостоять испытаниям и соблазнам этого мира, невозможно преодолевать страдание и боль. Но человечество и каждый человек в отдельности будут страдать до тех пор, пока не изменят своего мировоззрения, пока не проснутся и не осознают Истину. Желательно проснуться до прихода смерти, которая пробудит каждого, в свете хадиса Пророка, который сказал: «Люди спят. Умирая, они просыпаются».

Кардинальная перемена мировоззрения, пересмотр своего места в жизни и исполняемой роли, своего предназначения — вот первоочередная задача, стоящая перед каждым человеком и перед человечеством в целом, поскольку только позитивные перемены внутри, на уровне сознания, способны привести к переменам во внешнем мире. Нельзя забывать, что внешний мир является зеркалом, которое отражает только то, что происходит в сознании человечества. Каково наше сознание, таков и мир вокруг нас. Об этом сказано так: «Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними» (13: 11).

Надеюсь, в БИА будут учить тому, что важнее сперва изменить себя, а уж потом пытаться изменить мир вокруг.

Айдар Хайрутдинов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.10.2017 11:32

Может даже надеть ковбойские джинсы и сапоги) Видимо вы давно не были в мечетях раз задаёте такой вопрос.

  • Анонимно
    1.10.2017 09:33

    Откуда только берутся такие исламоведы)Про распиаренных шейхов улыбнуло)Ответьте на вопрос, уважаемый исламовед)Есть в вашем понятии распиаренный шейх,то есть шейх признанный учёный уммой во всем мире,то есть имеющий огромный багаж знаний и шейх,который имеет образование не больше российского,а максимум бухарского)Вопрос)Кто из этих шейхов даст больше знаний о исламе?)Хотя можете ещё с одним исламоведом проконсультироваться по фамилии Силантьев)

    • Анонимно
      1.10.2017 10:18

      Такие исламоведы "берутся" из тех самых ворот, откуда весь честной народ. Хайрутдинов А.

    • Анонимно
      1.10.2017 11:45

      Исламоведы, которые не умеют читать Коран в оригинале.

      • Анонимно
        1.10.2017 14:40

        Айдар абый преподавал у нас в ТГГИ арабский язык и он читает Коран в оригинале, уж поверьте.

      • Не стоит путать проблему проникновения ислама в разные сферы, с проблемой современной и извращённой исламизации. В сферу , связанную с радикальными течениями, проникнуть ислам не может, так он будет отторгнут. А вот извращённая исламизация радикальных течений возможна! Извращённая исламизация радикализма - это уродливый процесс, благодаря которому многие хитрецы зарабатывают прибыли и уничтожают людей. И этот процесс не связан с проникновением ислама. Исламизация - искусственное использование ислама, с целью скрытых и преступных намерений. Исламизация, в частности, иногда связана с криминальной психологией и психическими нарушениями личностей, которые в свою угоду используют и извращают ислам. Поэтому ещё предстоит большая работа, связанная с формированием знаний, которые бы позволяли человечеству разобраться в объективной оценке ИГИЛ . Пока от философской и религиозной безграмотности есть кривотолки проблема жертв человечества, вызванная извращённой исламизации решена не будет. Пока интерес к исламу и популярность его в Мире, увы, связана с преступной и извращённой исламизацией человечества, вызывающей у части населения его опасения. Это деструктивная популярность.

    • Игнорирование в любом духовном образовании , в частности исламском, философской и теологической составляющей, недопустимо! И хочется верить , что в Исламской Академии философия будет одним из главнейших предметов. Иначе будет изобретение всяческих ителлектуально-духовных велосипедов. В частности, данная статья сквозит этим.

  • КОНТРУДАР
    1.10.2017 09:38

    ДУМ РТ - идеологический банкрот, который потянет ко дну и БИА, как Роберт Мусин потопил ТФБ.

  • Анонимно
    1.10.2017 10:13

    На фотке, где парень в чапане и тюбетейке гордо шагает, он в кроссовках?

    • Анонимно
      1.10.2017 10:30

      И что? Удобная обувь, не пойму что Вас смущает.

      • Анонимно
        1.10.2017 11:11

        Может ли мусульманин вместо тюбетейки носить ковбойской шляпе? может ли он с ней придти в мечеть и помолиться в ней?

        • Анонимно
          1.10.2017 11:32

          Может даже надеть ковбойские джинсы и сапоги) Видимо вы давно не были в мечетях раз задаёте такой вопрос.

        • Анонимно
          1.10.2017 12:28

          В шляпе молиться неудобно: поля мешают совершать земной поклон.

  • Анонимно
    1.10.2017 11:34

    Огpомное спасибо за статью, надеюсь, призыв будет услышан и студенты в первую очередь действительно будут стараться принять милость Всевышнего, а не углубляться в то, что им нужно или не нужно знать, отказываясь от знаний татарских богословов. При общении с разными традициями, отказываться от некоторых, потому что они неизвестны ему, тоже самое, что и язычнику отказаться от единобожия. Сейчас, конечно, трудный период становления, на котором можно создать не лучшее "первое впечатление", и, в результате, будут воспринимать обучение здесь как формальное. Конечно, Всевышний милостив и милосерден, будем надеяться, что он не оставит нас на этом пути.

  • Анонимно
    1.10.2017 12:17

    Статья осторожная, корректная. Многое читается между строк. Но очень мудрая, даёт много пищи для размышлений о состоянии умы, запутавшейся в схоластике не правильно понятого наследия Аристотеля.

    • Анонимно
      1.10.2017 17:54

      На редкость умное, глубокое и честное изложение предмета Хайрутдиновым!

  • Анонимно
    1.10.2017 12:28

    Многократно играемая пластинка исламоведов направленная на вызывание сентиментов. Но она не особо действует на умы определённой категории людей.
    Открою Вам секрет, по эмоционально-ценностной ориентации личности делятся на два типа мышления, склонных к сентиментам, и не склонных к ним. Такое деление людей по типам мышления есть во многих социумах. Мусульманский социум не исключение. К личностям со вторым типам мышления Ваши проповеди сводящиеся к гуманизму не будут особо действовать и убеждать.
    Например, Генон пишет, что гуманистическая трактовка христианства начала появляться в эпоху Возрождения. Точнее с гуманистическим подходом трактовки христианства и началось эпоха Возрождения.

    • Анонимно
      1.10.2017 12:58

      В христианской Европе до эпохи Возрождения для духовенства первостепенее было чтобы исполнялись законы божии повсеместно. Но с наступление эпохи Возрождения начались послабления в исполнении, и начали налягать на гуманистическую трактовку религии.

  • Анонимно
    1.10.2017 13:02

    Очень глубокая содержательная статья. Если в двух словах - то между верой и религией (религиозными институтами с религиозными чиновниками, религиозным бизнесом) - мало точек соприкосновения.

    Один из высоких религиозных чиновников в свете близких в публикации размышлений на страницах БО ответил мне как-то, что у них есть "специальное знание".

    После такого ответа мне стало все понятно.

    Но, самое худшее, что, кажется, чиновники от религии даже не понимают постановки вопроса.

    Разницу, когда на тебя снисходит Божья благодать и милость до мурашек на коже, и уверенностью, что достаточно носить тюбетейку (или нательный крест, кому как), выполнять ритуалы, и говорить какие-то молитвы.

    И да, конечно, молчать, когда опасно говорить что-то власти, например, об алкоголизации населения, в том числе молодежи, в виде сети алкомаркетов, в том числе около школ.

    Так можно и без своего религиозного бизнеса остаться, и сошлют из центрального аппарата в глухую деревню строить мечеть или церковь.

  • Анонимно
    1.10.2017 14:40

    Все проблемы от наслоения наставлений, усложнений, разночтений, толкований, нагромождений, ... .
    Направление к Истине должно быть понятным любому простому человеку, даже ребенку.
    Ясным, прозрачным, кратким, без тысячелетних отвлечений, наслоений комментариев, ... . Современным, с учетом реалий.
    Деды и наши бабушки "в трёх предложениях"объясняли суть нашей веры в Аллаха. И не ограничивали ни в языке общения с богом, ни в одежде и даже в количестве намаза, оставив это всё религиозным деятелям и т.д.

  • Анонимно
    1.10.2017 17:06

    Религия это мертвый продукт для людей с мозгами. А все это религиозное образование и другое полная чушь!

  • Анонимно
    1.10.2017 21:42

    Изучить бы настоящий Коран, подлинник первоисточник, а все эти переводы так уводят людей от истины

    • Анонимно
      2.10.2017 00:09

      сертификат от шейха - это как диплом аккредитованного ВУЗа. С таким документом многие вопросы решаются быстрее

  • Анонимно
    1.10.2017 22:04

    Умная и очень современная статья. Как умело автор статьи Айдар Хайрутдинов раскрыл достаточно сложную философскую тему. Наше общество переживает высокую степень интереса к исламу. И на общем фоне различных толкований и инсенуаций СМИ, очень важно и вовремя появление этой удивительно понятной и доброй статьи. Спасибо вам Айдар. Карабай.

  • Анонимно
    1.10.2017 22:38

    Почему к религиозной дискуссии на полях БО подключили этого известнейшего в мире исламоведа?
    Неужели тема Ислама стала так актуальна для читателей БО ?
    Напечатайте, пожалуйста, мнение Раиса Сулейманова и Романа Силантьева. Их позиция очень важна для нас, рядовых мусульман.
    Их позиция помогает нам четче понять направление, в котором нам надо двигаться, чтобы заслужить довольство Всевышнего Аллаха

  • Анонимно
    1.10.2017 23:55

    Эта направления далеко пойдеть если будет привлекать ученых,шейхов саудии.

  • Анонимно
    2.10.2017 06:08

    У этого великолепного ученого философа, мыслителя десятки книг, изданы всего тиражами по 200-300 , а другая схоластическая макалатура кубометрами.
    КОГДА ВИДИШЬ, ЧТО ЕСТЬ ТАКИЕ УЧЕНЫЕ, ПОЯВЛЯЕТСЯ НАДЕЖДА НА ВОЗРОЖДЕНИЕ НАШЕЙ РЕЛИГИИ. А проблема в том, что мы возрождение Ислама в конце 20 века начали не не с20 годов 20 века, где она прервалась на уравне Татарских великих богословов, джадизма, а с катеринского периода -воля строительство мечетей, указные муллы и т.д. СПАСИБО АЙДАРУ ХАЙРУТДИНОВУ.

  • Анонимно
    2.10.2017 09:09

    Действительно мысли достойные внимания. Но истина посередине.

  • Анонимно
    2.10.2017 10:21

    БИА бизнес проект, как пить дать. Религия подменила веру в погоне за властью, не над душами, но умами.

  • Анонимно
    2.10.2017 10:49

    С таким видением и подходом в изучении ислама, с верой в Бога, этот человек заслуживает огромного уважения. Статья очень интересная, заставляющая задуматься. К сожалению очень короткая. Властям я бы порекомендовал рассмотреть эту кандидатуру на должность ректора БИА.
    Ждем от Вас новых статей и успехов в Вашем нелегком труде.

  • Анонимно
    2.10.2017 12:35

    Оставьте уже БИА в покое, без ваших еретическо-философских мыслей разберуться, о исламоеды.

  • Анонимно
    2.10.2017 16:15

    Интересная точка зрения. Приятно читать. Автор мыслит не стереотипно. 5 баллов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль