Энергетика 
3.10.2017

Раузил Хазиев: «На пути ТАИФа, понятном с точки зрения коммерции, стоит «Татэнерго»

Главный энергетик Татарстана о конфликте с ТГК-16, «беспрецедентной договоренности» с Миллером и бедах Заинской ГРЭС

«Прикрываясь «идейной борьбой за интересы потребителей», ТАИФ пытается всучить нам всем свое подорожавшее тепло», — не скрывая эмоций, комментирует гендиректор АО «Татэнерго» Раузил Хазиев многомесячный конфликт на энергетическом рынке Казани. Также в интервью «БИЗНЕС Online» он объяснил, почему до конца года возглавляемая Ильдаром Халиковым УК «Татэнерго» будет ликвидирована, а жильцы, протестующие против индивидуального отопления, не понимают своего счастья.

Раузил Хазиев Раузил Хазиев: «Группа компаний «ТАИФ» сегодня, прикрываясь «идейной борьбой за интересы потребителей», пытается, говоря рыночным языком, всучить нам всем свое подорожавшее тепло»

УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛА, ПОТОМУ ЧТО НЕ ХОТЕЛОСЬ ТЕРЯТЬ АКЦИИ

– Раузил Магсумянович, одна из последних новостей вашей компании – к АО «Татэнерго» присоединяется два юридических лица: УК «Татэнерго» и АО «Набережночелнинская теплосетевая компания» (НЧТК). Чем продиктовано такое решение? Какой функционал помимо генерации, продажи тепловой и электрической энергии и мощности и их поставки будет возложен на объединенную компанию? 

– Я бы не сказал, что это грандиозная новость: по сути, сейчас де-юре оформляется то, что де-факто состоялось два года назад. Еще в 2012 году мы поставили себе стратегическую цель: консолидировать сбытовые и сетевые активы под крылом одной большой компании. Для чего это нужно? Большой компании более удобно работать с банками, внешним миром, конкурировать на рынке. Это существенный момент, но не главный. Перед нами стояла задача устранить  допущенные в предыдущие периоды перекосы в части децентрализации единого процесса производства, транспортировки и сбыта. Консолидация всех технологических и организационных процессов позволяет синхронизировать ремонтные и восстановительные работы, обеспечивать более эффективную загрузку оборудования. Так что присоединение Набережночелнинской теплосетевой компании соответствует политике «Татэнерго» по объединению функций производства и передачи тепловой энергии. Ведь что было раньше? Сбыт, сети, генерация – все они были разобщенными структурами, что вело к разбалансированности системы. И сегодня мы собрали единую цепочку – от начала генерации товара до доставки его потребителю. И в этой цепочке нет ни одного посредника. С 2012 года мы объединили шесть компаний, пять лет назад в структуре нашей компании работали 3800 человек, сегодня – уже 5300. То есть компания за пять лет выросла почти в полтора раза, при этом мы оптимизировали управленческий персонал, сократив его численность на 263 человека.

– А зачем сохранять УК «Татэнерго» в качестве юрлица, а затем и в структуре объединенного холдинга, если, по сути, она не имеет ни активов, ни влияния на энергетический рынок?

– УК «Татэнерго» – это материнская компания, из которой в свое время выросли Генерирующая, Сетевая компании, «Татэнергосбыт». Да, у нее нет никакого имущества, единственным видом деятельности АО «УК „Татэнерго“» остается капиталовложение в ценные бумаги. Но у нее есть активы в виде долей и акций – «Энергопрогресса», Бугульминского ПТС, санатория «Золотой колос», других предприятий. Мы не хотим их терять, поэтому присоединяем УК «Татэнерго». Планируемое объединение позволит увеличить капитализацию АО «Татэнерго». А к концу текущего года управляющая компания «Татэнерго» будет ликвидирована.

... «Планируемое объединение позволит увеличить капитализацию АО «Татэнерго»

СИТУАЦИЯ С ТАТФОНДБАНКОМ ПОДПОРТИЛА ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

– Какова сейчас ситуация на рынке электрической энергии и мощности с учетом вывода неконкурентных мощностей?

– Оптовый рынок электроэнергии и мощности более или менее стабилизировался. В цифрах он выглядит следующим образом. Выработка электроэнергии, по данным АО «СО ЕЭС», в России за 8 месяцев 2017 года составляет 700,6 миллиарда киловатт-часов, что на 1,2 процента больше, чем за аналогичный период 2016 года. Объем выработанной электроэнергии АО «Татэнерго» за данный период составил 7,6 миллиарда киловатт-часов, что на 7,4 процента меньше, чем в прошлом году. Снижение выработки электроэнергии допущено лишь по ЗГРЭС (на 34 процента меньше, чем в прошлом году). Основная причина снижения выработки – ввод в эксплуатацию более экономичных генерирующих мощностей наших конкурентов, что снижает конкурентоспособность Заинской ГРЭС на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Увеличение эффективных мощностей на оптовом рынке также сказалось на цене за электроэнергию. По данным ассоциации НП «Совет рынка», средневзвешенный индекс цен за электроэнергию на РСВ за 7 месяцев 2017 года по первой ценовой зоне – европейская часть России и Урал – составил 1166,4 рубля за мегаватт-час, что на 0,5 процента ниже, чем в прошлом году за аналогичный период.

– Какие позиции занимает АО «Татэнерго» на рынке по эффективности и по объему?

– Мы в первой десятке по основным показателям. В прошлом году прибыль снизилась из-за ситуации с Татфондбанком. Но, я думаю, в этом году мы наверстаем – планируем выйти на прибыль около 3 миллиардов рублей.

– Ранее вы заявляли, что перед тогда еще Генерирующей компанией есть миллиардные долги у покупателей из других регионов. Сегодня какая ситуация? Долги погашены?

– Вы знаете, что оптовый рынок виртуальный. И в этом есть своя сложность – у нас нет прямого контакта с нашими потребителями. Между нами – сбытовые компании, которые не всегда работают эффективно. Основная дебиторская задолженность «Татэнерго» приходится на компании, которые лишены статуса субъекта оптового рынка, – это УК «Энергострим», ОАО «Колэнерго», ОАО «Нижноватомэнергосбыт» и так далее. Их доля в дебиторской задолженности составляет около 85 процентов. Задолженность по ним погашается в порядке процедуры банкротства, но незначительными суммами. 

К проблемным покупателям также относятся потребители Северного Кавказа с очень низкой платежной дисциплиной. Кстати, в 2015 году впервые в России по нашей инициативе осуществлена «перипривязка» на ОРЭМ с ОАО «Генерирующая компания» на другие генерирующие компании России покупателей с низкой платежной дисциплиной. И сейчас процесс задолженности стабилизировался. Конечно, долги, просроченные и текущие, еще есть – порядка 430 миллионов рублей, но они сокращаются.

ЗайГРЭС «Достигнута беспрецедентная договоренность, итогом которой станет снижение стоимости топлива для Заинской ГРЭС уже с января 2018 года»

КАК МИЛЛЕР СНИЗИТ СТОИМОСТЬ ТОПЛИВА НА ЗАЙГРЭС

– Ваша компания ведет сразу несколько проектов по строительству новых мощностей. Но Заинскую ГРЭС пока модернизация не затрагивает. А между тем, и вы это отметили, на гидроэлектростанции снижается выработка – соседние регионы конкурируют своими мощностями. Насколько катастрофична ситуация с этим энергоактивом? 

– Во-первых, регион, в зоне которого находится ЗайГРЭС, сегодня большую часть времени не нуждается в тех объемах электричества, что может генерировать станция, а это 2200 мегаватт. Реальная потребность там – от 500 до 800 мегаватт. Потому что уже проведена модернизация на Нижнекамской ТЭЦ («Татнефть»), в Удмуртии, Башкортостане, имеются планы модернизации у ТГК-16, так что энергетика растет.

Во-вторых, мы тоже не сидим сложа руки. Недавно были проведены переговоры на уровне руководства Татарстана (и здесь отдельная заслуга президента республики Рустама Минниханова) и «Газпрома», в результате которых достигнута беспрецедентная договоренность, итогом которой станет снижение стоимости топлива для Заинской ГРЭС уже с января 2018 года. Я, к сожалению, не смогу раскрыть все тонкости этой договоренности, но отмечу, что более конкурентная цена позволит увеличить объемы продаж, для чего, в свою очередь, понадобятся дополнительные объемы газа.

– Вопрос по модернизации ЗайГРЭС. Вы уже достаточно длительное время ведете переговоры с различными инвесторами: китайскими, итальянскими, российскими компаниями, однако реального инвестора, готового вложиться в проект модернизации ЗайГРЭС, пока нет. В чем причина? Предложение малопривлекательно с точки зрения инвестиций? Или, наоборот, предложения потенциальных инвесторов не соответствуют интересам «Татэнерго» и республики?

– Действительно, мы вели переговоры с разными компаниями. Но те проекты, которые нам предлагались, имели очень длинную окупаемость – вплоть до 15–20 лет.

– Но в энергетике длинные инвестиции – нормальное дело...

– Я с вами не соглашусь. Те проекты, которые мы ведем по ДПМ, – КТЭЦ-1 и КТЭЦ-2 – окупятся за 7–8 лет. Возможно, что еще вчера длинные инвестиции могли быть выгодны, потому что оборудование не менялось поколениями по 25–30 лет. Сегодня же все очень быстро меняется в мире, в том числе и ресурс. Нельзя выходить максимум за 12 лет окупаемости, иначе станция может вообще не окупиться. Потому мы смотрим на энергетические проекты, которые окупаются за 10 лет, не более.

– В таком случае можно вообще никогда не найти инвестора.

– Для этого существуют государственные программы: в начале текущего года министерство энергетики объявило, что готовит новую федеральную программу по модернизации старого оборудования. Мы ждем ее. Как только она появится, наши потенциальные инвесторы смогут принять участие в тендере, желающие заявиться есть.

КТЭЦ-1 «Когда запустим мощности на КТЭЦ-1 на 230 мегаватт, дефицит электроэнергии в Казани будет ликвидирован полностью»

ЭФФЕКТ НОВОЙ ЭНЕРГИИ ЛИКВИДИРУЕТ ЭНЕРГОДЕФИЦИТ В КАЗАНИ?

– Вернемся к вашим проектам, которые вы уже реализуете. В 2018 году Казанская ТЭЦ-1 должна выйти на рынок обновленными мощностями. На каком этапе находится строительство ПГУ на КТЭЦ-1?

– На сегодняшний день уже освоено более 12 миллиардов рублей из 15,6 миллиарда общей стоимости проекта. Все работы под землей завершены, над землей построили четыре здания. Основное оборудование тоже смонтировано – котлы-утилизаторы, газовые, паровые турбины. Сейчас там идет обвязка. Установлены все трансформаторы. Смонтирован корпус закрытого распределительного устройства (ЗРУ), внутри уже идет монтаж электротехнического оборудования. От ЗРУ кабель заведен Сетевой компанией на подстанцию, то есть сделана схема выдачи электрической энергии.

Кроме того, построены циркуляционная насосная станция, градирня. Сейчас внутри также идет обвязка. Снаружи у нас только остались уличное освещение и благоустройство территории. Все строительно-монтажные работы завершаем в декабре. И с начала года начнутся пусконаладочные работы.

... «На сегодняшний день уже освоено более 12 миллиардов рублей из 15,6 миллиарда общей стоимости проекта»

– Успеваете по графику?

– У нас есть запас по времени – объект по программе ДПМ мы должны сдать только в декабре 2018 года, а по факту строительство идет в ускоренном темпе. Символический камень заложили в декабре 2015 года, потом за полгода сделали проект, на строительную площадку вышли в июле 2016-го и уже к концу 2017-го завершаем общестроительные работы. Это рекорд. Но торопиться не будем, потому что впереди очень ответственный момент – пусконаладка: там нельзя ошибиться.

– Когда вы должны выйти на рынок новыми мощностями?

– В соответствии с постановлением правительства РФ в декабре 2018 года. Но мы идем с опережением графика.

– После ввода новых мощностей на КТЭЦ-1 как изменится  ситуация с дефицитом энергии в казанском энергорайоне?

– В казанском энергоузле был дефицит порядка 800 мегаватт – именно эффективной электроэнергии. В декабре 2014 года мы ввели 220 мегаватт на КТЭЦ-2, фактически удвоив ее мощность, наши коллеги в ТГК-16 недавно ввели 400 мегаватт. А когда запустим мощности на КТЭЦ-1 на 230 мегаватт, дефицит электроэнергии в Казани будет ликвидирован полностью. А это качество и надежность электроэнергии. И потом новые эффективные мощности значительно влияют на стоимость электроэнергии. Вы посмотрите, как меняется цена. Газ стал дороже, мазут – дороже, зарплата растет, хоть и немного, а цена электроэнергии падает. Это эффект новой энергии, себестоимость которой дешевле.

КТЭЦ-2 «В декабре 2014 года мы ввели 220 мегаватт на КТЭЦ-2»

ХОРОШИЕ ИТП И СОМНИТЕЛЬНАЯ ВЕТРОЭНЕРГЕТИКА

– «Татэнерго» – один из операторов проекта по переводу многоквартирных домов Казани на индивидуальные тепловые пункты (ИТП). Как продвигается проект, помнится, президент дал поручение завершить его в сентябре?

– «Татэнерго» вошло в эту программу в июне текущего года. Нам было поручено установить ИТП в 184 жилых домах. И только в трех домах ИТП в настоящее время не установлены. Причина одна: жильцы этих домов категорически отказываются дать свое согласие на установку тепловых пунктов, а без их согласия мы  ничего делать не можем.

– Может, людям не объяснили, в чем преимущество индивидуальных тепловых пунктов? Кстати, до сих пор многие до конца не понимают, какая выгода будет жителям от ИТП.

– Программа перевода домов на ИТП имеет свое логичное обоснование: в Казани поставка горячей воды осуществляется в закрытой системе водоснабжения. Основной причиной проблем является высокий износ центральных тепловых пунктов (ЦТП) и сетей горячего водоснабжения (ГВС), вызванный значительным недоремонтом. Высокая повреждаемость сетей ГВС приводит к постоянным затоплениям каналов сетей, ускорению внешней коррозии и росту потерь в сетях теплоснабжения и ГВС.

А с установкой ИТП осуществляется переход на новую, технически более совершенную и экономически более эффективную систему теплообеспечения. Хотя говорить о ней как о новой нельзя, это мировой опыт, используемый в течение нескольких десятилетий. Даже в Татарстане есть город, где все дома оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами, – это Набережные Челны. Кстати, все новые жилые комплексы имеют в качестве системы теплоснабжения индивидуальные тепловые пункты, и никто из жильцов не жалуется.

Теперь о выгоде для потребителей. Автоматика индивидуального теплового пункта обеспечивает поддержание необходимой температуры горячего водоснабжения, а внедрение систем автоматического погодного регулирования позволяет снизить потребление тепловой энергии. В итоге семья получает экономию энергоресурсов до 20 процентов за счет снижения расходов тепловой энергии на горячее водоснабжение и до 27 процентов – на потребление воды.

... «С установкой ИТП семья получает экономию энергоресурсов до 20 процентов за счет снижения расходов тепловой энергии на горячее водоснабжение и до 27 процентов – на потребление воды»

У АИТП есть и другие преимущества, которые жильцы не могут не оценить. Так, собственники квартир сами принимают решение, какая температура горячей воды им нужна. По опыту эксплуатации в европейских городах оптимальная температура горячей воды – 43–57 градусов, и в этом случае экономия становится больше. ИТП, оснащенный приборами погодного регулирования, будет отапливать дом в зависимости от температуры наружного воздуха, обеспечивая комфортные условия для всех. Еще одно преимущество: сокращаются сроки сезонных отключений горячей воды, помимо этого, отсутствует необходимость вести «раскопки» труб на придомовой территории.

А что касается платежа для населения, опыт показывает, что даже при увеличении тарифа на тепловую энергию платеж жителей остался на прежнем уровне, а в ряде случаев снижался. Это связано с уменьшением расхода теплоэнергии.

Примером экономии можно назвать общежитие в доме 5 по улице Кулахметова Казани. Там за 6 месяцев работы АИТП было сэкономлено тепловой энергии на сумму 177 тысяч 690 рублей и горячей воды на сумму 47 тысяч 315 рублей. Суммарная экономия жильцов общежития составила за этот период 225 тысяч рублей.

– Но людей еще настораживает и тот факт, что придется нести дополнительные расходы по эксплуатации ИТП...

– Стоимость эксплуатации самой электроустановки – расходы на электричество для насосов – эквивалентна платежу за непрерывное горение двух-трех лампочек накаливания мощностью по 100 ватт.  В общем, недорого, принимая во внимание, что эта сумма «раскидывается» на все квартиры.

– Еще в 2014 году правительством республики была принята программа развития ветроэнергетики. Сейчас ее пытаются реанимировать, появились даже инвесторы, готовые вложиться в создание ветропарка. Как вы оцениваете перспективы развития ветроиндустрии в Татарстане?

– Очевидно, что необходимо развитие «зеленой» энергетики, к которой относится и ветроэнергетика. Пока же в энергетическом балансе России этот вид энергетики составляет всего 1,5 процента. Причина одна: у нас традиционная энергетика – газ, а он не такой дорогой, как в Европе. При этом во многих европейских странах производство «зеленой» энергетики дотируется. Что касается развития  ветроэнергетики в Татарстане, то исследования показывают – промышленных ветров у нас пока не обнаружено, в таком случае как ее генерировать? Я лично считаю, что нам необходимо развивать другой вид нетрадиционной энергетики: превращать мусор в энергию. Вот данный вопрос надо решить. Эти горы мусора в Самосырово, Тогаево, в Набережных Челнах – проблема нашего общества. Проблему с отходами надо решить в первую очередь. А что касается моего мнения, то я остаюсь приверженцем развития мирного атома.

ТЭЦ-3 «Компания не видит возможности покупать для нужд города столько тепла Казанской ТЭЦ-3, сколько хотелось бы продать ТГК-16

«ИДЕЙНАЯ БОРЬБА ЗА ИНТЕРЕСЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» ТАИФА

– Вот уже несколько месяцев «Татэнерго» участвует в судебных тяжбах с ТГК-16 – энергоактивом группы «ТАИФ». Ваши оппоненты обвиняют вас в том, что вы искусственно ограничиваете им выход на рынок теплоэнергии в Казани. По сути, вас обвиняют в монополизации рынка. Можете рассказать, в чем суть спора и есть ли варианты его разрешения?

– Да, ситуация приобретает все больший резонанс. Задача группы компаний «ТАИФ», название которой расшифровывается как «татаро-американские инвестиции и финансы», – извлечение максимальной прибыли. И в этом, конечно же, нет ничего плохого. К чему же еще должна стремиться частная структура? Плохо другое – в погоне за прибылью происходят манипулирование фактами и цифрами, намеренное принижение значимости работы в сфере теплоснабжения, дискредитация коллег, попытки создать социальную напряженность в регионе посредством подконтрольных СМИ.

Суть спора проста и понятна. ТГК-16 желает увеличить доходы компании за счет увеличения объема продажи тепловой энергии в Казани. На этом пути (повторюсь, простом и понятном с точки зрения коммерции) стоит «Татэнерго». Компания на 100 процентов принадлежит государству, обладает статусом единой теплоснабжающей организации (ЕТО) как в Казани, так и в Набережных Челнах, Нижнекамске и Заинске и не видит возможности покупать для нужд города столько тепла Казанской ТЭЦ-3, сколько хотелось бы продать ТГК-16.

При этом АО «Татэнерго», обладая статусом ЕТО, не только определяет, где и в каком объеме покупать тепло для нужд потребителей, но и по действующему законодательству несет всю полноту ответственности за безопасность, надежность и качество предоставляемой услуги. Причем львиная доля наших потребителей – это население.

Я неоднократно говорил и повторюсь – для АО «Татэнерго» теплоснабжение не является бизнесом. Напротив, компания направляет заработанные на рынке электроэнергии и мощности средства для модернизации систем теплоснабжения городов своего присутствия. Задача, которая сегодня стоит перед нашим менеджментом, – удерживать теплоснабжение в рамках окупаемости. За четыре последних года – с 2013-го по 2016-й – убыток компании от продаж тепловой энергии составил свыше 123 миллионов рублей. 

Но во главу угла не может быть поставлен интерес чисто коммерческий, заключаемый в извлечении прибыли. Мы предложили ТГК-16 построить от 13-го и 14-го тепловодов перемычку до котельной «Савиново», заместив, таким образом, мощности котельной и увеличив отпуск от ТЭЦ-3 до полутора миллионов гигакалорий, при этом напрямую обеспечивая потребителей теплом, но они отказались.

– Почему?

– Потому что им невыгодно работать с населением! Их требования заключаются в том, чтобы «Татэнерго» покупало у них заявленные ими же объемы тепла: нужно это нам или не нужно, их не интересует. Причем работать с населением они сами не хотят, а собираемость с потребителей – физических лиц всегда была и остается проблемой. К сожалению, на счету ТГК-16 имеется факт, когда теплоснабжение целого поселка было прервано по причине отсутствия рентабельности в осуществлении этой деятельности: им просто стало невыгодно поставлять тепло населению этого поселка. А раз невыгодно, значит, с их точки зрения, и поставлять не нужно. Речь идет о поселке Осиново, куда на государственные деньги от Казанской ТЭЦ-3 были проложены магистральные трубы теплоснабжения. Сегодня тепло и горячую воду жители этого района получают через энергоцентр «Майский».

А ведь не стоит забывать, что именно государство в свое время продало две самые эффективные станции (Нижнекамскую ТЭЦ и Казанскую ТЭЦ-3) группе компаний «ТАИФ» с целью поддержки таких важных для республики отраслей, как нефтегазопереработка, химия и нефтехимия. На основе этих активов и образовалась ТГК-16, которая вскоре самостоятельно выплатила все заемные средства, взятые на покупку станций. В свою очередь, компания принимала на себя обязательства по следующим вопросам: нести бремя перекрестного субсидирования (те, кто следит за ситуацией, помнят, что условие было выполнено только после обращения нами в суд) и провести модернизацию приобретаемых станций. Это условие было выполнено совсем недавно и лишь относительно Казанской ТЭЦ-3.

– Но в суде звучали весомые аргументы ваших коллег, в частности, речь идет о более низких тарифах ТГК-16, чем у «Татэнерго».

– Теперь что касается тарифа. Установление коммунальных тарифов для населения жестко регламентируется действующим законодательством, ни одна компания не сможет установить на свои услуги желаемый тариф. Как я уже отмечал, Казанская ТЭЦ-3 – одна из самых эффективных станций столичного энергоузла, она моложе других станций республики и имеет постоянную промышленную нагрузку в виде пара. Это позволяет станции на этапе выработки иметь достаточно невысокий тариф.

Но в вопросе ценообразования для уполномоченного органа, которым в Татарстане является государственный комитет РТ по тарифам, важной является конечная цена, учитывающая транспортировку тепла до потребителя. А от КТЭЦ-3 до казанского потребителя более 11 километров. Более того, ввод нового энергоблока и необходимость возврата средств, потраченных на его строительство, сегодня не позволяют Казанской ТЭЦ-3 даже на стадии производства удерживать более дешевый тариф. К сожалению, наши коллеги умалчивают такой факт: на второе полугодие 2018 года их тариф заявлен в размере 720,9 рубля, а это на 17 процентов выше уровня тарифа на этот же период от Казанской ТЭЦ-2.

Добавить к этому нечего. Группа компаний «ТАИФ» сегодня, прикрываясь «идейной борьбой за интересы потребителей», пытается, говоря рыночным языком, всучить нам всем свое подорожавшее тепло.

КТЭЦ-3 «Ввод нового энергоблока и необходимость возврата средств, потраченных на его строительство, сегодня не позволяют Казанской ТЭЦ-3 даже на стадии производства удерживать более дешевый тариф»

ПОДГОТОВКА К ОТОПИТЕЛЬНОМУ СЕЗОНУ ОБОШЛАСЬ В 4 МЛРД РУБЛЕЙ

– Несколько слов о грядущем отопительном сезоне: в какую сумму обошлась кампания по подготовке к осенне-зимнему периоду? Какая на сегодня готовность? Когда ваши объекты начнут получать паспорта готовности к ОЗП?

– К отопительному сезону мы готовы. В целом затраты на реконструкцию, модернизацию и ремонт оборудования составят почти 4 миллиарда рублей.

Получение паспортов готовности субъектов электроэнергетики, согласно правилам оценки готовности, мы получим до 15 ноября. Проверка компании комиссией минэнерго РФ запланирована на 1–3 ноября 2017 года.

– Пять лет, как вы возглавляете компанию. Можете объективно оценить свою работу на посту генерального директора компании «Татэнерго»?

— Я всегда немного недоволен. Хотя те задачи, что ставят нам акционеры и совет директоров, компания выполняет полностью, но хотелось бы большего. Например, были надежды, что с ЗайГРЭС  мы «зайдем» в федеральную программу в 2017 году, но пока программа не принята. По тепловым сетям у нас много проблем: здесь и потери тепла, и недоотпуск потребителю – этот вопрос меня серьезно волнует. Улучшение и обновление должно идти более интенсивными темпами, чем сегодня.

... «Другой важный вопрос – загрузка Набережночелнинской ТЭЦ. Станция современная, самая крупная тепловая станция на 1180 мегаватт, но промышленной загрузки у нее нет. КАМАЗ – наш потребитель, но пар он сейчас практически не берет»

Другой важный вопрос – загрузка Набережночелнинской ТЭЦ. Станция современная, самая крупная тепловая станция на 1180 мегаватт, но промышленной загрузки у нее нет. КАМАЗ – наш потребитель, но пар он сейчас практически не берет. А таких потребителей в Челнах сейчас очень мало, поэтому мы надеемся на то, что со статусом территории опережающего развития (ТОР) появятся новые потребители. Ведь любая новая компания – потенциальный потребитель энергии.

Если говорить о перспективах, то у нас в разработке находится несколько амбициозных программ, но сейчас пока рано о них говорить. 

P. S. Газета «БИЗНЕС Online» не в первый раз публикует текст, посвященный судебному противостоянию «Татэнерго» с ТГК-16 – энергоактивом группы «ТАИФ», связанному с рынком теплоэнергии в Казани. Публикуя данное интервью с гендиректором «Татэнерго», редакция выражает готовность предоставить полноценную возможность и его оппонентам в лице руководителей ТГК-16 или ТАИФа донести до общественности свою позицию по данной коллизии.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (100) Обновить комментарииОбновить комментарии
Буре
3.10.2017 08:03

Татэнерго
ТАИФ
Два кармана одних штанов.
Хозяин то один

  • Буре
    3.10.2017 08:03

    Татэнерго
    ТАИФ
    Два кармана одних штанов.
    Хозяин то один

  • Анонимно
    3.10.2017 08:07

    Раузил Хазиев - отличный руководитель.

    • Анонимно
      11.10.2017 12:57

      Раузил абый, спаси Заинскую ГРЭС. Мы Вам в Заинске памятник поставим при жизни, улицу вашим именем назовем и Почетным гражданином города Заинска сделаем!!!

  • Анонимно
    3.10.2017 08:12

    Когда руководитель АО заявляет, что основная деятельность "не является бизнесом", на этом месте можно поставить точку. Если бы "являлось бизнесом" и была бы конкуренция, то мы, как потребители платили бы намного меньше... А так - все за наш счет, чтобы хазиевы хорошо жили...

    • Анонимно
      3.10.2017 08:32

      Если бы тепло было для Татэнерго бизнесом, то платили бы мы за него намного больше, про э/э соглашусь, но она и так торгуется на оптовом рынке.

    • Анонимно
      3.10.2017 15:44

      К сожалению организовать конкуренцию на рынке коммунальных услуг всегда проблемно. Чья труба или чей провод подходит к дому, тот и поставщик. Именно поэтому существует комитет по тарифам, который не дает такому монополисту назначать желаемую цену и получать сверхприбыль.

  • Анонимно
    3.10.2017 08:28

    Нужно ликвидировать также и Энергосбыт и Сетевую компанию, объединив все в Генерирующей компании. Производитель энергии ее производит, передает по сетям и продает, все в одном лице.

    • Анонимно
      3.10.2017 09:02


      Азат Д

      Ничего хорошего в этом нет. Закроются и не будут не кого пускать, конкурентов с внешнего рынка эл. энергии, и будут доить республику.



      • Анонимно
        3.10.2017 10:15

        за пределами республики эл.энергия на 35% дешевле БРАТ

        • Анонимно
          3.10.2017 10:18


          Азат Д

          В Чувашии столько же, в Башкирии дешевле.

        • Анонимно
          3.10.2017 10:40

          http://fas.gov.ru/documents/documentdetails.html?id=15001 где то и в пять раз дешевле, но у соседей везде дороже

        • Анонимно
          3.10.2017 12:03

          Где-то дешевле, а где-то и по-дороже будет.
          Нужно уж тогда всех соседей смотреть

    • Анонимно
      3.10.2017 11:08

      АО "Татэнергосбыт" приобретает ээ на оптовым рынке. У них это получается лучшим образом. Представьте если энергосбыт будет у Хазиева, тогда он продаст нам ээ с Заинской ГРЭС по заоблачным ценам.
      «Возглавляемая Ильдаром Халиковым УК «Татэнерго» будет ликвидирована», решение по данному вопросу и по некоторым другим – не в его компетенции. Лучше занимайтесь генерацией, там не початый край работы.
      Три составляющие в энергетике: генерация (Хазиев), сбытовая (Сулейманов), сети (Фардиев). Мой вопрос знатокам:
      1) по себестоимости генерация в РТ в сравнении с другими генерирующими компаниями какое место занимает, приведите нам полный анализ;
      2) какая доля в стоимости ээ конечному потребителю отводится сетевой компании.
      3) почему АО "Татэнергосбыт" не включает в свой состав районные ЕРЦ, а создал ООО «ЕРЦ Татэнергосбыт».
      С уважением Ильнур

      • Анонимно
        3.10.2017 15:45

        60 % - покупка ээ на оптовом рынке;
        38 % - услуги по передаче ээ;
        2 % - сбытовая надбавка.

      • Анонимно
        3.10.2017 15:46

        Что вопросов то так мало, думаете кто-то возьмется вам все это разжевывать? Гугл вам в помощь!

      • Анонимно
        3.10.2017 15:46

        60/38/2 - покупка/передача/сбытовая надбавка

    • Анонимно
      3.10.2017 15:41

      По законодательству РФ генерация и сбыт могут объединиться, а сетевая только с диспетчеризацией. В РТ до последнего тянули с разделением, пока РАО ЕЭС РФ не разделилось полностью. Так что, полагаю, в РТ рады бы все объединить как раньше, но нельзя по закону.

      • Анонимно
        3.10.2017 16:27

        В запрете на объединение генерации и сетей есть одна лазейка - через Совет директоров сетевой можно прекрасно ей управлять , понятно , что не тактические вопросы решать (для этого есть её руководство) , а стратегические. Только в сегодняшней ситуации кто же это в сетевой допустит.

    • Анонимно
      3.10.2017 17:02

      Не надо так думать, если объединить всех троих то генерирующая компания включит всю свою мощность на полную, устанешь покупать, а энергосбыт как раз и покупает столько сколько нужно для татарстана и по более дешевой цене, почитай статью Р.Х. Сулейманова, поймешь...

      • Анонимно
        3.10.2017 17:31

        Объединение и оптовый рынок ээ разные вещи. Единая компания это не значит , что в нарушение федеральных законов замыкаешь производство и сбыт на себя. У ряда генерирующих компаний (ИнтерРАО , Т+ , РусГидро и др.) есть собственные сбыты , в том числе и регионах присутствия собственных станций. Конкретный пример Башкирия , где генерация и сбыт всё принадлежат ИнтерРАО. При этом генерация поставляет ээ на оптовый рынок , а сбыт на рынке её покупает.

        • Анонимно
          5.10.2017 11:15

          Татэнергосбыт тоже покупает мощности у татэнерго, толко не так много, а лишь до 20% всей мощности которая необходимо

  • Анонимно
    3.10.2017 08:31


    Азат Д

    Сейчас горячая вода стоит столько же , если подогревать самому в электронагревателе, а если газовый котёл дома, то ещё дешевле. Котёл тоже денег стоит, но в общем объёме не заметно, и не надо зависить от отключения гор, воды.
    Вот так Рубин через их спонсоров, монополистов, народу обходится.
    Самому ещё дешевле греть , что вода горячая сразу с нагревателя идут, а не трубы до стояка остывают, если например помыл руки и через полчаса ещё пользушься, это уже остывшую воду сливать надо, чтобы горячая пошла, а платишь за неё как за горячую.

    • Анонимно
      3.10.2017 08:52

      Котел тоже не дешёвое удовольствие. Ежегодное обслуживание примерно 3тыср. Раз в несколько лет летит плата и прочие датчики. Это примерно 10-15 тыср. Через 12-15 лет котел надо менять. 40тыср сам котёл + монтаж. И вода не сразу идёт горячая. Многолетние эксперименты показали - после открытия крана горячей воды и до того как она будет горячей, сливается 1 ведро воды. Вот посчитайте сколько ведёр воды Вы сливаете в канализацию. Если хотите чтобы сразу шла горячая, надо устанавливать бойлер дополнительно. А это опять затраты денег. И если у Вас зимой ночью сломается котел, то никто не приедет ремонтировать. Приедут днём (если это не воскресенье). И очень повезёт если все запчасти окажутся в наличии.

      • Анонимно
        3.10.2017 09:09


        Азат Д

        Я больше писал, про электронагреватель в квартире. Почему цена этой горячей воды, столько же обходится как через центральное горячее водоснабжение? У них техническое КПД должно быть выше, так как чем больше агрегат тем с большим КПД он работает, всё заточено на эффективность, а не компактность как у частника - а по деньгам одинаково выходит. А по тарифу с электроплитами ещё дешевле.

      • Анонимно
        3.10.2017 09:19


        Азат Д

        По чём обойдётся кубометр горячей воды со своего газового котла?

        • Анонимно
          3.10.2017 09:48

          Никак не дешевле, с учетом вышеописанных затрат. За газ приходится платить в зимнее время по несколько тысяч рублей. и трудно разделить кубометры газа на тепло, горводу и на готовку пищи. Летом, при кратковременном пользовании вообще не открываем "горячий" кран.

          • Анонимно
            3.10.2017 09:56


            Азат Д

            У меня нет частного дома, говорю за электроводонагреватель. Но когда спрашиваю сколько платят за газ знакомые в доме, то выходит дешевле чем за квартиру зимой платить.

          • Оптимист
            3.10.2017 10:18

            Намного дешевле
            Кто в своем доме живет вам расскажет
            Дом 140 кв
            Платеж за газ зимой 3 т.р
            Газ это тепло , горячая водв, газовая плита.

          • Анонимно
            3.10.2017 11:27

            Подошёл срок окончания службы газового котла - оказывается по нормативу 10 лет. Теперь думаю , что централизованное отопление в итоге получается дешевле.

        • Анонимно
          3.10.2017 09:59

          Дешево. Не более 20 рублей платежка за газ по счетчику в летние месяцы:
          - за горячую воду;
          - за расход газа на плиту для пищи;
          - за отопление жилища в холодные дни.
          Май, Сентябрь не более 50 рублей.
          Апрель, октябрь не более 100 рублей.
          Март, ноябрь рублей 150.
          В Зимние месяцы не более 300 - 400 рублей.
          Двухкомнатная квартира 60 КВ/м и в ней не холодно, абсолютно комфортная температура, вода настолько горячая, что руку обжигает. И по ведру воды не сливаешь, когда ее открываешь как указал один из комментаторов максимум литра 4 когла идешь в душ (для самой длинной квартирной магистрали), и то данную воду я сливаю в кувшин (цветы, авто-омыватель, унитаз и так далее).

          • Анонимно
            3.10.2017 10:30

            "Не более 20 рублей платежка за газ по счетчику в летние месяцы:
            - за горячую воду;
            - за расход газа на плиту для пищи;
            - за отопление жилища в холодные дни." Поздравляю! У Вас вышел из строя счётчик газа.

            • Анонимно
              3.10.2017 11:28

              Бред не пишите. 20 рублей - это почти 4 куб/метра газа.
              Для справки Вам 1куб - 1000 литров. Вы когда нибудь пользовались газом из газового балонна, так вот самый большой бытовой баллон 50 литров и то заправляется не полностью. Так вот если Вы пользовались вспомните на сколько Вам его хватало, мне на даче хватает его минимум на 3 месяца. (только не говорите что плита сломана -моя.) Посчитайте теперь сколько в 4 кубах газовых балоннов по 50 литров сможете? Подсказываю их там 80, ну и теперь самое сложное для Вас - можно ли в летний месяц при исправном счетчике удовлетворить свои нужды 80 балоннами, когда на еду в месяц уходит треть балонна (чайник электрический).
              Ответ - МОЖНО. Не забывайте, что летом в доме люди проводят меньше времени- в том числе еще в отпуске бывают, а по выходным нас вообще дома нет мы на даче. а для обогрева пару раз за весь период летом котлу нужно только один раз воду нагреть в радиаторах и будет тепло их температура 80С- объем воды литров 6 всего. Поэтому прежде чем лезть в разговор с глупыми выводами сначала узнайте исходные параметры и будет невредно тратить столько ресурсов сколько потребляете. А не так сначала обогрел, потом окна открыл, так как жарко потом стало холодно, опять натопил.

              • Анонимно
                3.10.2017 11:46

                Очень похоже на описание, как один человек решил пожить на МРОТ. Да физически 4м3 это немало (как МРОТ примерно). Но в реальности 4куба в месяц с газовым котлом, это если действительно уезжать на дачу и на 10 дней в Турцию.

              • Анонимно
                3.10.2017 11:57

                В баллоне литрами меряется жидкий газ. В газовой трубе кубометрами просто газ. 1 литр жидкого = 0,6 куба. Вы девушка?

              • Анонимно
                3.10.2017 17:11

                Не путайте пропан баллонный и метан сетевой! Но в любом случаи газ самое дешевое топливо.

  • Анонимно
    3.10.2017 08:38

    Весь текст это дела Татэнерго и ТГК, никому не интересные, но вот один факт обращает на себя внимание: с ТЭЦ-3 тариф на второе полугодие 18-го года выше на 20% чем с ТЭЦ-2. На сколько знаю, комитет по тарифам потом просто будет индексировать несколько лет. Так что доля правды в словах Татэнерго на счет желаний ТГК-16 похоже имеется.

    • Анонимно
      3.10.2017 09:59

      Про соотношение тарифов Татэнерго и ТЭЦ-3 вся информация есть на сайте комитета по тарифам. Печально, что ГД Татэнерго не знает (или молчит), что заявка на тарифа во втором полугодии 2018 года по Казани от КТЭЦ-2 составляет 754 руб/Гкал при тарифе КТЭЦ-3 720,91 руб/Гкал. И печально, что молчит о том, что в первом полугодии 2018 года тариф КТЭЦ-2 равен 858,33 руб/Гкал, а у КТЭЦ-3- 549,97.руб/Гкал. Вообще, давно не видел столько в одной статье сразу. Ждем комментов от ТГК-16

      • Анонимно
        3.10.2017 20:35

        Рост заявленной цены у ТГК-16 с 549 до 720 что означает? что в тариф впихивают все что только возможно. Рост платы граждан в конечной цене такое позволяет?

        • Анонимно
          3.10.2017 22:56

          означает, что Татэнерго со своей стороны снизило объем закупаемого дешёвого (без кавычек) тепла от тэц-3 на 40% в пользу котельной (!) Савиново и древней части тэц-2. доля тепла от новой пгу, упомянутой в статье, в объеме отпуска от тэц-2 там не так существенна
          как пытаются показать. соответственно, оставшееся тепло от тэц-3 стало дороже.

          • Анонимно
            4.10.2017 08:15

            При таком заявленном тарифе на тепло от ТЭЦ-3 стоимость тепла от котельной Савиново примерно на 10% дешевле и удельный расход топлива по теплу меньше.

        • Анонимно
          4.10.2017 08:13

          На тариф от станции рост платы граждан не влияет. Он применяется для конечного тарифа. Поднимая свой тариф от ТЭЦ-3 уменьшается источник для ремонта и реконструкции тепловых сетей , что совершенно не допустимо.

  • Анонимно
    3.10.2017 08:43

    Лишен статуса субъекта оптового рынка не ОАО «Колэнерго», а ОАО "КолэнергоСБЫТ". Отличному руководителю надо бы бьть в курсе данных, которые он заявляет.

  • Анонимно
    3.10.2017 08:45

    ...которое вскоре самостоятельно выплатило все заемные средства, взятые на покупку станций... Вот она законная схема прихватизации: предприятие покупается по договоренности и потом само за себя гасит кредит..

  • naill
    3.10.2017 08:55

    А ФАРДЕЕВ пытается всучить нам всем свою дорогую ЭЛ.ЭНЕРГИЮ ( в отличии от Ульяновска , Кирова , Чувашии ,,,) монопольную , под соусом государственного , но своего карманного

  • Анонимно
    3.10.2017 08:56

    А кто-нибудь может объяснить с какого перепугу мы за утилизация отходов от производства электроэнергии такие деньги платим? Помнится гендиректор ТГК16 на БО даже плакался на несознательных потребителей (КМПО), которым дешевле свою котельную построить, чем оплачивать их бизнес-тарифы. Причем сроки окупаемости такой как котельной, помнится, как не у всякого бизнеса и далеко не 10 и даже не 5 лет.

  • Анонимно
    3.10.2017 08:56

    Мирный атом - это не есть хорошо. Все равно, что гранатой орехи колоть.

  • Анонимно
    3.10.2017 09:03

    Я всегда спрашиваю-у мера и других удащливых в их дворцах и полудворцах тепло сейчас? А почему у нас на Габишева тепло не дали? Дети болеть начали...Это как то не по-людски..

    • Анонимно
      3.10.2017 09:43

      Нам тоже тепло еще не дели, звонила в татэнерго, они проверили, сказали, мы все сделали, это ваша управляющая компания держит. И правда оказалось. Может, вам тоже в управляющую компанию позвонить, они видать экономят ))))

  • Анонимно
    3.10.2017 09:26

    Татарстане хоть солнечные батареи ставить все равно чиновники цены поднимут. У нас никогда не будет снижение цен.

  • Анонимно
    3.10.2017 09:27

    если в Челнах все дома имеют ИТП ,почему тепло дороже в челнах,чем в казани.

  • Анонимно
    3.10.2017 09:30

    В доме года полтора ОДН в каждой квартире почти равнялся внутриквартирному электропотреблению. И никто не беспокоился, что нас облапошивают. Условия не изменились, однако ОДН сейчас небольшой. Вывод: когда энергетикам надо набить карман все средства хороши!

  • Анонимно
    3.10.2017 09:34

    Где старожилы энергетики? Пожалуйста напомните нам обо всех процессах разделения, объединения этой структуры, ведь каждый раз обосновывают железно эти действия.

    • Анонимно
      3.10.2017 11:40

      Легко: в конце 2009 года Президент РТ подписал протокол , где говорилось , что ТАИФ и Татнефть покупают станции по льготной цене. При этом обязуются (самое главное ) сохранять перекрёстное субсидирование населения по теплу и модернизировать станции. По факту Татнефть так и сделала - выкупила сама и против перекрёстки не возражала. С ТАИФом всё как всегда - образовали ООО ТГК-16 , дали ему кредит на покупку станций , потом ТГК засовывает этот кредит в тарифы и всё отбивает. Уставник (по крайней мере был) 10т. руб. , а прибыль уже отгребли более 10 млрд. руб. Про перекрёстку ТАИФ то же сразу забыл и как итог Правительству РТ пришлось , что бы не обанкротить энергетику Республики , поднимать тарифы для населения в 2 раза. И опять ТАИФ в прибыли - сняли с себя тарифную нагрузку.

  • Анонимно
    3.10.2017 09:34

    На Глушко 22А, до сих пор тепла нет. В комнатах 18 градусов. О чем мы говорить можем, если свой народ теплом обеспечить не можете

  • Анонимно
    3.10.2017 10:05

    Эх сети! Как и газ продают одни поставляют другие а третьи обслуживают! Как же раньше было?
    Сети как и тарифы должны Жестко и строги регулироваться!
    От этого зависит в первую очередь Комфортное проживание и Производственные процессы!
    В случае если ТАИФ каким то образом получил ТЭЦ с обязательствами и обременением контроль и надзор лежит на Государстве!

    • Анонимно
      3.10.2017 10:26


      Азат Д

      Государство не когда не было эффективным собственником?
      А чем вам не нравится это разделение? Ведь всё то же самое будет, те же службы, только под одним крылом, которые могут сговорится. Скажут - нам дорого туда поставлять, поднимите цену - когда сейчас туда поставит другой, и дешевле, если ты сам не хочешь. Конкуренция однако.



      • Анонимно
        3.10.2017 11:42

        В тепле рыночных механизмов нет - предусмотрено только государственное регулирование , причём ведёт его изначально ФАС РФ.

        • Анонимно
          3.10.2017 12:33

          Азат Д

          На основании чего цена формируется? Кто плачется что у них все изношено, при этом финансируя иностранных пинателей мяча за миллионы долларов в Рубине?

          • Анонимно
            3.10.2017 13:01

            Эта обуза уже давно ушла , вместе с прежним руководством Татэнерго.

  • Анонимно
    3.10.2017 10:06


    Азат Д

    В начале двухтысячных, когда энергетику объединяли в РАО ЕЭС, Татэнерго быстро акционировалось, коллектив подписали на акции по номиналу. Типо - это не наше, а людям принадлежит, как вы у них забирать будете - но прокатили с акциями.
    Сейчас кому акции принадлежат? хотя, вопрос риторический.



  • Анонимно
    3.10.2017 10:15

    "....Сбыт, сети, генерация – все они были разобщенными структурами, что вело к разбалансированности системы...." разделение этих структур было самым правильным и на протяжении последних лет виден большой прогресс в предоставлении услуг энергетики в отличии от Газпрома -где все осталось на уровне прошлого века.

    • Анонимно
      3.10.2017 10:19


      Азат Д

      Хороший пример с монополистом Газпромом, который содержит кучу самых дорогих профессиональных команд. У монополиста всё потребитель сдержит.
      Недавно говорили, что в районах предприниматели на дрова переходят, из-за дороговизны газа.

    • Анонимно
      3.10.2017 11:48

      Ага - то то теперь по всей стране собирают тепловые сети или то , что от них осталось из-за такого разделения. Слава богу у нас до этого не успели дойти и начали возвращать всё в единую систему. Кроме того и спросить не с кого : Станция произвела , сети что-то передали , теплосбыт что-то начислил и как-то распределил. При этом у теплосбыта ничего за душой нет , кроме столов и оргтехники нет и соответственно отвечать нечем.

  • Анонимно
    3.10.2017 10:29


    Азат Д

    Ведь ещё недавно, тарифы Казэнерго(котельные) были в полтора раза дороже ТЭЦ. Потом сровняли, естественно в сторону увеличения - сейчас то ТЭЦ чем недовольны?

  • Анонимно
    3.10.2017 10:32

    Вы посмотрите, как меняется цена. "Газ стал дороже, мазут – дороже, зарплата растет, хоть и немного, а цена электроэнергии падает. Это эффект новой энергии, себестоимость которой дешевле."
    Стоимость газа и мазута упала после снижения цен на нефть. Или Он не в курсе?

    • Анонимно
      3.10.2017 11:53

      Проверьте свою информацию. Мазут был дешёвым буквально 2-3 месяца ( декабрь 2016 - февраль 2017). Теперь он намного дороже того , что было раньше. Кроме того учтите и его доставку по жд , а это однозначно практически удваивает его стоимость. Как говорится в старой поговорке: за морем телушка полушка , да рубль перевоз. Газ то же поднялся практически на 6%.

  • Анонимно
    3.10.2017 10:39

    В целом если так на самом деле и есть декларируемую "борьбу" Татэнерго с ФИНАНСАМИ "Какими-то Инвестициями (только непонятно кто и сколько вложил)" - который состоит из инвестиций только не отдельно взятого Татарского народа, а народов всего СССР (которые беззаветно строили светлое будущее для последующих поколений многонационального народа СССР) и татары в этом создании были далеко не единственные и не первые из тех кто это все создавал. А потом один отец-дедушка (на деле очень мудрый только для семьи и своих приближеных) всего Татарского народа (как он любит себя называть и поэты, политики - лебезители поддержали этот тренд) щедро одарил Татарский народ "состоящий" только из его прямых потомков и тех семей которые стояли с ним во главе этого безпредела по уводу общенародного достояния в свою кормушку - а теперь все эти сверхприбыли и пышный цвет маскируют собственной компетенцией руководящего состава - ну просто гении от сохи. Никакой там успешности нет, а есть монополия, задирание цены и обдирание народа в угоду собственной прибыли и росту личного благосостояния за счет всего населения РТ, а когда не хватает или приходится сокращать прибыль - больше отчислять в бюджет, снова включают полит. лозунги и агитки о жадности Москвы, о наезде на суверенитет и язык, о притеснении народа (как будто - кого то с работы увольняют, детей рожать запрещают, на зыке разговаривать не дают, обучать ему не хотят за казенный счет), только не притесняет никто весь народ, а только удаЩливых выходцев из него - которые для этого народа из собственного кармана не сделали ничего ровный "0" и пустые, но такие сладенькие слова о том, что народ исключительный и самый умный, но пропадет без своего "отца" или его последователей во власти.
    Господин Хазиев в интервью заявляет и неоднократно сообщает о снижении из года в год тарифа на электроэнергию, несмотря на то-что дорожают затраты на Эл. Энергию в виде газа, мазута, зарплата труженикам. На деле тариф на электричество растет, в том числе в обозначенный им период - так с 01.07.2017 вырос на 13 копеек за киловатт или он не знает об этом? А Москва виновата не дает тариф снижать, только в ряде регионов в том числе соседних тариф (в ИНЕТЕ на профильном сайте есть таблица с указанием региона и стоимости Э.Э.) существенно дешевле, о чем косвенно сообщает сам г-н Хазие указав, что потребление от Заинской ГРЭС падает (конечно желающих нет платить дороже за тоже самое).
    Для своих "инновасионных" прожектов даже инвестора найти не могут (инвестры видите ли виноваты не то предлагают), а опять ждут Федеральной целевой программы (халявы), так Москва же вроде денно, нощно "ворует" наши деньги или все таки дает? В общем населению информация подается в необходимом ключе.

    • Анонимно
      3.10.2017 12:01

      Так вы сами всё и написали. Станции конкурируют между собой и там высокая цена не пройдёт. Весь рост в стоимости услуг сетевой компании. Вот уж где аппетиты надо удовлетворять по полной, но ведь по другому нельзя , это же не посторонний для семьи.

      • Анонимно
        3.10.2017 16:00

        Стоимость ээ на оптовом рынке растет и будет расти еще лет 5-6 большими темпами. А стоимость передачи жестко регламентирует комитет по тарифам РТ.

        • Анонимно
          3.10.2017 16:24

          Ерунду не пишите. Официальная сводка Совета Рынка (оператор по работе на оптовом рынке ээ): с начала года цены снизились на 0,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом имеется рост стоимости топлива на 5%. Так что не надо валить на станции. Весь рост тарифов сидит в электрических сетях.

          • Азат Д
            3.10.2017 18:18


            Потому что, в генерации конкуренция, а в сетях монополия. Ещё Россети зачем то футбольный клуб ЦСКА финансируют.

          • Анонимно
            3.10.2017 22:06

            Поживём увидим. В цену ээ включат ДПМ и компенсацию ДВО. ДПМ будет увеличиваться в ближайшие годы.

  • Докукин
    3.10.2017 11:04

    Без бутылки не разберёшься. А по факту :
    "Прав тот, у кого больше прав".
    Из нас сделали дармовую турбину. Все дружно "пар выпускаем", а демократичность обсуждения такой злободневной темы -видимость. Решение давно принято и не надо быть оракулом, чтобы сомневаться, в чью пользу...

  • Анонимно
    3.10.2017 11:29

    Радует направление по объединению компаний в одну и сокращение общего числа управленцев. Еще пару компаний нужно "объединить" ;)

  • Анонимно
    3.10.2017 11:35

    А куда Халикова интересно пристроят после ликвидации УК "Татэнерго"????

  • Анонимно
    3.10.2017 12:44

    3 дома, которые отказались от ИТП с одной стороны доказывают свои права, а с другой - будут оплачивать огромное содержание ЦТП в своем тарифе. То, что размазывалось по всем потребителям, теперь будут оплачивать точечно только собственники этих 3 домов. Будем посмотреть дальше, что будет.

    • Анонимно
      3.10.2017 21:43

      И кто это позволит увеличить установленный тариф на тепло, да еще и в год выборов?
      А на счет ИТП давно сказки поют, а на деле ни одно ИТП еще толком не ввели в эксплуатацию. Везде проблемы. Поэтому и продлили сроки их ввода теперь до декабря, а отопление пустили по старой схеме.
      А вообще - Хазиеву верить, себя не уважать. Скодько раз его слова не совпадали с делом.

      • Анонимно
        4.10.2017 08:20

        А уж ТАИФ о жителях Республики так беспокоится , что там ночами не спят - всё думают как бы ещё чего такого хорошего сделать для народа. Совсем о себе не думают ибо там всё уже придумано - Швейцария похоже их всех уже ждёт , вплоть до правнуков.

  • Анонимно
    3.10.2017 12:53

    Я за ТАИФ. Главное - это низкая себестоимость продукции нефтехимической отрасли. Все остальное оплатят потребители)

  • Анонимно
    3.10.2017 13:33

    ТАИФ делает ВВП РТ в наибольшей доле. ТАТЭНЕРГО в меньшей. В любом случае за тепло платит население, которое от ВВП РТ фактически ничего не имеет. Населению плевать, сколько заработает та или иная отрасль. Населению сильные и химия и энергетика нужны, когда стоишь возле прилавка магазина для покупки продуктов из нефти или приходишь домой, где греют батареи. Населению надо ДЕШЕВЛЕ! Пока острасленвые монстры делят деньги населению лучше не станет. Зачем разделили энергетику между ТАИФ И ТАТЭНЕРГО???

  • Анонимно
    3.10.2017 13:43


    Азат Д

    ТГК 16 , находится в шикарном здании бывшей десяткой поликлиники на Шмидта, которую детям передали во время перестройки, во время борьбы с привилегиями партноменклатуры. Я туда ходил.
    Потом бывшие партработники, на волне суверенитета, её отжали.



  • Анонимно
    3.10.2017 15:37

    Но Заинскую ГРЭС пока модернизация не затрагивает. А между тем, и вы это отметили, на гидроэлектростанции снижается выработка –
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/359493

    Вообще то ГРЭС, это не гидроэлектростанция, это "государственная районная электрическая станция" - так исторически расшифровывается "ГРЭС".

  • Анонимно
    3.10.2017 19:09

    В домах с газовыми колонками платят за 12 кубов газа на подогрев воды. Колонку меняют раз в 25 лет.
    В наших домах 1 куб ГВС 156 руб. Норматив расхода тепла на нагрев одного куба воды до 60 град завышен на 50%. Трубы в домах изношенные. Датчики погодного регулирования вообще стоят не везде, а там, где стоят не отрегулированы. Когда ставили узлы учета, тоже радовались как хорошо будет. Нагреваться будет водопроводная вода, без очистки. ИТП нужно еще обслуживать Тоже деньги

    • Анонимно
      3.10.2017 19:36

      Так и сейчас для горячего водоснабжения нагревается водопроводная вода , только в центральных тепловых пунктах , от которых её надо доводить до дома. По регулировке датчиков погодного регулирования надо обращаться в свою управляющую компанию , но по факту их сразу регулируют под требования законодательства. Надо понимать , что , если Вас не устраивает 21 градус , как того требует СНиП , то это дополнительные объёмы тепла , за которые придётся платить. Узел учёта - это лишь констатация факта потребления , а не виртуальные нормативы , которыми вы в своём комментарии возмущаетесь. Норматив никогда не даст прозрачности в начислениях - тут я с вами полностью согласен. Если отрегулировать ИТП не на 60 градусов , а на 45-50 ( а больше и не надо) то экономия будет не менее 20% ( проверено на доме , где мой знакомый председатель ТСЖ). Это многократно окупит стоимость обслуживания ИТП , т.к. в само обслуживании ничего проблемного нет - обычная промывка вместе с внутридомовыми сетями.

  • Анонимно
    4.10.2017 15:46

    Татэнерго сидит на кране денежного потока от населения и решает кто будет получать доход: сами или ТАИФ. Ни о какой справедливости речи нет - чистая коммерция.

    • Анонимно
      4.10.2017 17:16

      А Вы попробуйте сначала этот кран открыть с нашим супер "дисциплинированным" население. Это Вам не нефтехимии деньги получать и не бюджета. В статье речь о другом - не дать впарить населению более дорогое тепло , что бы оно оплатило все затраты на строительство новой ГТУ , за которую должны платить структуры ТАИФа , так как для них, в первую очередь, это строилось.

  • Анонимно
    4.10.2017 18:25

    У нас в Ижевске ГВС- 152,46 куб.м. Не верится, что в Казани больше. К чему пишу тут? Просто по молодости, с Раузилем по одним коридорам сельхоза ходили. Молодец, Раузиль-вырос до главного энергетика РТ. Я, как был простым наладчиком, так им и остался.

  • Анонимно
    4.10.2017 19:09

    так какие перспективы Заинскую ГРЭС ожидают? одна труба теперь только дымит.

  • Анонимно
    7.10.2017 16:11

    Комментируемое интервью достаточно объемное и затрагивает ряд сложных вопросов, причем с длительной предысторией, так что полноценный комментарий заслуживает большой статьи. Пока же – коротко:
    - стратегия АО «Татэнерго», о которой говорится в первой части интервью, выглядит очень разумной и продуманной, особенно в части консолидации искусственно выделенных ранее сегментов энергетической системы РТ (генерация, передача и сбыт),
    - также чувствуется серьезная профессиональная работа по развитию и поддержанию функционирования подотчетных «Татэнерго» активов, а также совершенствованию управленческой структуры,
    - в конфликте с АО «ТАИФ» и его «ТГК-16» позиция АО «Татэнерго» любому потребителю энергоресурсов гораздо ближе, чем откровенно коммерческая стратегия условно «американской» ТГК-16,
    - структура вышеуказанного конфликта дает основания для очередного обращения к его истокам, да и вообще к анализу энергетических реформ «аля-Чубайс»:
    - как это могло получиться, что в теплоэнергетике РТ с её многолетними циклами анализа необходимости, проектирования и строительства объектов генерации оказались «ненужными» огромные объемы тепловой энергии «ТГК-16», равно как и высокотемпературный пар Набережночелнинской ТЭЦ? Ведь очевидно, что дополнительные издержки, связанные с неэффективной работой теплоэнергоцентралей в режиме вынужденной генерации, рано или поздно, причем с очень большой долей вероятности, окажутся заложенными в тарифы для всех потребителей, и будут оплачены. Возникает естественный вопрос: кому это выгодно?
    В качестве подходов для ответа на этот и другие аналогичные вопросы стоит привести несколько цифр из Презентации заместителя руководителя ФАС РФ С.А. Пузыревского «Концепция нового тарифного регулирования» (март 2017 г.):
    - коэффициент использования топлива в РФ с 1992 г. по 2012 г. снизился с 57% до 53%. Справочно: в Дании и Финляндии, где также, как и в России, в балансе много когенерации, это коэффициент вырос с 52 до 80%,
    - потери в сетях РФ выросли с 1990 г. по 2013 г. на 30%, и по их уровню более чем в 2 раза превышают показатели США, Германии и Китая. При отсутствии роста электропотребления значительно выросли активы сетей (протяженность ЛЭП 110 кВ – на 30%, мощность трансформаторов – на 45%). Доля затрат на сети примерно в 2 раза превышает аналогичные показатели развитых стран.
    На сайтах ФАС РФ и других ответственных структур имеется много подобной информации: например, очень показательными были выступления на первой Всероссийской научно-практической конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование» (г. Москва, декабрь 2015 г.).
    Специалисты знают, что в РФ существуют ценовые и неценовые зоны оптового рынка электроэнергии (ОРЭМ), а также изолированные энергосистемы: так вот, представители изолированного Норильского энергорайона с цифрами в руках показали, что навязываемый им переход на общероссийскую регуляторику приведет к двукратному росту тарифов на энергоресурсы.
    Это, в общем-то, и понятно: кто-то же должен оплачивать функционирование огромной биржевой надстройки на ОРЭМ (справочно: на этом рынке используются 9 типов контрактов на электроэнергию и мощность, в которых разобраться дано далеко не каждому). Кроме того, дисциплинированные участники ОРЭМ вынуждены платить «за того парня»: имеются в виду недобросовестные, мягко выражаясь, «энергосбыты» и регионы с низкой платежной дисциплиной (в интервью Р. Хазиева есть соответствующие упоминания).
    Стоит привести ещё один примечательный факт: в РФ совершенно автономно существуют два федеральных закона: ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. и ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г., причем первый из них просто проигнорировал тот факт, что электроэнергия на теплоэлектроцентралях вырабатывается совместно с тепловой энергией (т.н. когенерация).
    Благодаря этой спецоперации экономические службы всех российских ТЭЦ до сих пор стоят «нараскаряку» между двумя массивами нормативной документации, во многом поэтому коэффициент использования топлива в РФ снижается (!) наперекор техническому прогрессу и мировой практике (см. вышеприведенные данные из презентации г-на Пузыревского).
    Краткое резюме по затронутым темам:
    - деятельность АО «Татэнерго» по консолидации энергоактивов и восстановлению управляемости энергосистемы РТ достойна всяческого уважения и поддержки,
    - требуется дополнительный глубокий анализ ситуации в энергетике РФ и РТ в целях исправления результатов совершенной организационной диверсии. При этом понятно, что даже рациональные системные и надсистемные решения реализовать будет чрезвычайно трудно в силу того, что в РФ создана объемная законодательная база и сформирована большая по численности группа (страта) энергоменеджеров со своими мощными, можно сказать, классовыми, интересами.


    Вечеров И.Б.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль