«Недавно в вашей газете прочитал комментарии: открыл один двор за год и раскудахтался на всю Казань... А мы в этом году вместо 180 запланированных дворов отремонтируем 340!» — с улыбкой реагирует на критику мэр Казани Ильсур Метшин. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал, сколько денег надо на метро, где пределы роста турпотока и почему не желает своим детям стать чиновниками.
Ильсур Метшин: «В список 100 лучших городов мира Казань сейчас уже может войти»
КУДА НИКОГДА НЕ СТУПИТ НОГА ТУРИСТА
— Ильсур Раисович, читатель под ником Чека спрашивает: «По каким позициям Казань существенно уступает лучшим городам мира и что нужно сделать, чтобы она вошла хотя бы в Топ-100, куда пока из российских городов входят только Москва и Питер, занимая места в конце рейтинга?»
— Думаю, в список 100 лучших городов мира Казань сейчас уже может войти. Почему я так думаю? Сейчас мы боремся за сингапурскую премию Ли Куан Ю — это такой «Оскар» для мировых городов. И если три года назад Казань вошла в шорт-лист 20 городов-номинантов, а в прошлом году заняла 9-ю строчку, то в этом году наш город уже вошел в Топ-4. Это о многом говорит.
Чего нам не хватает для того, чтобы попасть в число лучших городов? Думаю, не хватает того, над чем мы сейчас и работаем, — благоустройства, комфорта, качества работы общественного транспорта, безопасности. По безопасности Казань, безусловно, находится в первой сотне городов мира — это статистика. Что касается благоустройства и комфорта, то тут еще предстоит изменить очень многое.
Недавно в Ново-Савиновском районе я посетил отремонтированный двор и потом в вашей газете прочитал комментарии: открыл один двор за год и раскудахтался на всю Казань... А мы в этом году вместо 180 запланированных дворов отремонтируем 340! 208 уже сделано. И если несколько лет назад в Казани были дворы всего двух типов — новые и «убитые», то по итогам этого года будет приведено в порядок 1785 городских дворов. Это 59 процентов от потребности, мы уже экватор перешли! Больше половины старых дворов, в которых было на танке не проехать, уже отремонтировано! Безусловно, жители оставшихся 40 процентов дворов имеют право спросить: «Чем вообще ты занимаешься, мэр? Почему наш двор не отремонтирован?» Стакан наполовину пустой или наполовину полный — это зависит от точки зрения. У нас он пока наполовину полный, но мы его заполняем.
— Что позволяет так перевыполнять свои же планы? Кстати, есть вопрос о бюджете города: «Сколько зарабатывает и тратит Казань?» (Ильин Р.)
— Мы собираем порядка 135,5 миллиардов рублей налогов, а в бюджете города остается только 10 миллиардов, еще 13 перечисляют бюджеты выше. Но это не потому, что нас кто-то не любит — министр финансов или правительство республики, это федеральный Бюджетный кодекс так устроен. И спасибо президенту Татарстана за помощь через транши, различные программы, которых более 50 на территории РТ. В других регионах подобных программ нет! В том числе по ремонту дворов. В свое время я показал Рустаму Нургалиевичу дворы, где по 50–60 лет ничего не делали и только поребрики напоминали о том, что здесь когда-то асфальт был. Президент нас услышал, была принята соответствующая программа. Мы видим — город меняется на глазах, и это не внешний лоск. Приводятся в порядок дворы, куда никогда не ступит нога туриста. Сейчас самое важное — доделать ремонт всех казанских дворов. За этот год будет обновлено более 3 миллионов квадратных метров асфальтового покрытия, работы выполнены на 80 процентов.
«Деньги выделяются только на ремонт асфальта, а мы еще ремонтируем придомовую территорию, тротуары, расширяем проезд, делаем «карманы» для стоянки автомобилей»
— Что входит в понятие «ремонт двора»? Внутридворовые проезды входят? Поступило много вопросов именно о плохом состоянии дорог во дворах: по улицам Воровского, Октябрьской, Короленко, Чуйкова, Зорге, проспекту Ибрагимова.
— Мы начали ремонт с тех дворов, где самый большой охват населения: въезд и разветвление на четыре двора, чтобы как можно большее количество казанцев почувствовали улучшение. В этом году приведены в порядок дворы уже у 100 тысяч казанцев, работы продолжаются. Кроме того, сделан ремонт 46 внутриквартальных проездов.
Деньги, по сути, выделяются только на ремонт асфальта, а мы еще ремонтируем придомовую территорию, тротуары, расширяем проезд, делаем «карманы» для стоянки автомобилей. По возможности мы комбинируем программу ремонта с другими программами, поэтому в самых крупных дворах удается делать дополнительно спортивные и детские площадки. Управляющие компании тоже вносят свою лепту: устанавливают во дворах малые архитектурные формы, детские площадки. Где-то им помогают предприниматели, где-то — жители. Всегда перед ремонтом управляющие компании спрашивают у людей, чего они хотят. Как правило, одна половина жителей хочет одного, а вторая — другого. Одни хотят детскую площадку и зеленую зону, а другие просят расширить дорогу, чтобы машины ставить. Кстати, хороший пример: в Ново-Савиновском районе жители одного двора плюсом к тому, что мы им сделали, сложились по 20 тысяч рублей и организовали для себя стоянку за домом, чтобы не уменьшать зеленую зону во дворе.
— Сколько в среднем стоит ремонт двора?
— Если двор на четыре пятиэтажки, то 8–9 миллионов рублей, в больших дворах доходит и до 17 миллионов. Ежегодно на эти работы направляется 500 миллионов рублей, а в этом году выделен миллиард.
— Кто определяет, какой двор включить в план ремонта?
— Глава района, управляющая компания на сходе с жителями. Это их активность, их пожелания и наш взгляд на степень износа.
«За последние годы в городе введено в строй 82 универсальные спортивные площадки! В 480 дворах установлены турники и брусья, появилось целое направление — дворовый спорт»
— Во дворе школ №85 и №89 по адресу проспект Ямашева 100а, ровно в километре от «Казань Арены», есть футбольное поле, которое осталось без ворот еще 7 лет назад, в итоге оно все заросло, по нему стали ходить люди, таким образом оно стало непригодным для игры в футбол. Люди хотят заниматься спортом, но им негде им заниматься. И почему всегда нет средств на это? (Булат)
— Что касается футбольного поля, которое заросло: там, где мы играли в детстве, трава вообще не росла, потому что мы с утра до вечера играли! Недавно во дворе спрашиваю у ребят лет 17: сколько раз можете подтянуться? Отвечают с гордостью: раз 10... Я, не будучи чемпионом, в 10-м классе подтягивался 27 раз и отжимался 70 раз! И так многие мои сверстники. Куда мы идем, если молодой парень с гордостью говорит, что 10 раз подтягивается?! Футбольное поле зарастает травой только из-за того, что там дети не играют. И это вопрос к нам, к родителям.
Теперь о том, есть средства на дворовый спорт или нет. За последние годы в городе введено в строй 82 универсальные спортивные площадки! В 480 дворах установлены турники и брусья, появилось целое направление — дворовый спорт. Я уже не говорю про спортивные зоны в обновленных парках и скверах. Занимайся бесплатно, все для этого есть — если не в твоем дворе, то в одном из соседних. Хочешь реанимировать заброшенное спортивное поле — находи единомышленников, в том числе из числа депутатов гордумы. Если есть желание — горы свернуть можно, не то что траву скосить.
«МЕЧТА — КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ ЗАКОЛЬЦЕВАТЬ «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД» С БОРИСКОВО»
— Из того, чего не хватает Казани, вы еще назвали общественный транспорт. Чего конкретно не хватает?
— За последние 10 лет у нас произведена мегареформа общественного транспорта. И министерство транспорта, и правительство России, и эксперты с мировым именем, такие как Вукан Вучек, признали нашу транспортную сеть одной из самых современных, продуманных и доработанных, а самое главное — новых: и автобусы, и троллейбусы, и трамваи в большинстве своем у нас закуплены совсем недавно. Может быть, только Москва с нами может потягаться в этом направлении. Выделенные полосы для движения общественного транспорта у нас появились раньше, чем у других.
Что еще нужно? Рассматриваем разные варианты, например метробусы, которые в час пик свяжут окраины города с центром. За счет того, что у них будет минимум остановок, скорость движения увеличится. Возможно, это будут комфортабельные автобусы большой вместимости — человек на 300. Но это только варианты. Мы будем слушать специалистов: сейчас московский НИИАТ выиграл соответствующий конкурс и разрабатывает новую маршрутную сеть Казани, проводится огромная исследовательская работа.
Лично моя мечта как мэра на ближайшее будущее — как можно быстрее закольцевать ЖК «Солнечный город» с поселком Борисково, и трамвай 5-го маршрута станет кольцевым наземным метро.
«Метро — приоритет, но на своих плечах республика и город его вытянуть не могут»
— Может, все проблемы решит еще одна ветка подземного метро?
— Чтобы от «Козьей слободы» довести метро до стадиона «Казань Арена», надо построить четыре станции, а это примерно 35 миллиардов рублей. Если бы у нас было 35 миллиардов, то мы много чего смогли бы сделать — в транспорте, развязках, пешеходных переходах, в улучшении удобства для пассажиров.
— То есть метро сегодня — это не приоритет?
— Это приоритет, но на своих плечах республика и город его вытянуть не могут. Появится федеральная программа хотя бы 50 на 50, тогда можно будет об этом говорить. А вообще, метро нас очень выручает. Лет 10 назад метро в сутки перевозило 5–7 тысяч пассажиров, а сегодня в непогоду бывает до 110 тысяч.
— В центре вы сделали платные парковки. Нет планов сделать платным въезд?
— Такого не будет еще лет 15 точно! Вот когда наступит предел в развитии — не будет возможности сделать новые дороги и развязки, а поток автомобилей еще больше увеличится, тогда надо будет сделать следующий шаг — ограничить движение. Но до пределов роста нам еще лет 25. Для примера: в Нью-Йорке 31 процент площади города покрыт дорогами, а в Казани — 7 процентов, в Москве — 9. Нам еще надо строить дороги и развязки, прежде чем ограничивать движение.
— Весь мир и даже Москва меняют дизельные автобусы на электробусы. Когда мы подхватим эту новацию? (Аскар, Азат Д.)
— Когда в 2007 году мы первыми в России купили автобусы «Евро-3», мне это казалось космосом, а сегодня «Евро-4» и «Евро-5» уже мало людям, а ведь автобусы такого экологического класса — это когда белый лист бумаги держишь 10 минут у выхлопной трубы и нет ни одного черного пятнышка.
Да, в Европе развивается тема электробусов, но этот вид транспорта дорогостоящий. Для его развития необходима соответствующая инфраструктура, так что это перспектива следующих 10 лет. Возможно, это транспорт будущего. КАМАЗ планирует передать один электробус в опытную эксплуатацию нашему «Метроэлектротрансу». Они посмотрят, потестируют, затем будет принято решение о применении электробусов на улицах Казани.
— Казанцы благодарны вам за чистый, красивый город, но эти красные автобусы... Грязь, хамство кондукторов, закрытые тряпками водительские кабины... Это просто безобразие! (Анонимно)
— Я периодически получаю такие жалобы. Но ведь везде же наши люди! Недавно в Кировском районе я посещал многодетную семью, подошла местная жительница и сказала, что к моему приезду до второго этажа покрасили стены в подъезде. Думаю: быть не может! Моя команда не привыкла так работать. Руководитель управляющей компании пояснил, что на самом деле пришлось покрасить, потому что в недавно отремонтированном подъезде кто-то написал трехэтажными буквами трехэтажные слова... Ну что, говорит, я банку краски не возьму и не замажу? Но ведь никто со стороны не приедет, чтобы написать, это кто-то свой сделал! Невозможно в каждом подъезде поставить полицейского.
Точно так же с водителями и кондукторами автобусов. Мы требуем от перевозчиков обеспечивать стандарты вежливого обслуживания, проводим рейды, наказываем виновных постоянно — по итогам года штрафы исчисляются сотнями... Но этого, как видим, мало. Все-таки хотелось бы, чтобы параллельно у нас общая культура росла. Те же транспортники рассказывают о случаях, когда пассажиры проявляют немотивированную агрессию по отношению к кондукторам.
«Мы требуем от перевозчиков обеспечивать стандарты вежливого обслуживания, проводим рейды, наказываем виновных постоянно... Но и пассажиры проявляют немотивированную агрессию по отношению к кондукторам»
Нам всем нужно учиться уважать друг друга. Неважно, кто ты — чиновник, врач, сотрудник полиции, кондуктор или пассажир: на хамство никто не имеет права. Достоинство человека — это такая материя, без которой все бессмысленно. Мы сейчас огромные деньги вкладываем в обновление школ, поликлиник, автобусов и так далее. Материальная база уже близка к комфортному уровню. Но если в этих красивых больницах и автобусах будут царить хамство и неуважение к человеку, то грош цена всей этой красоте. Вежливость и доброжелательность, казалось бы, ничего не стоят, но при этом ценятся всего дороже.
— Поступило несколько вопросов о необходимости альтернативной дороги в район новостроек в Залесном: «Салават Купере», ЖК «Радужный», «Залесный Сити». Какие перспективы?
— В «Салават Купере» проектируется дорога мимо «Казаньоргсинтеза». Мы вышли с просьбой на руководство республики, есть поручение президента РТ о проектировании дороги. В планах дорога есть, но не все можно сделать сразу. Кроме того, генпланом предусмотрены линия скоростного трамвая, которая соединит улицу Химическую и «Салават Купере», и дорога вдоль западного хода железной дороги.
— Один из читателей спрашивает: почему только у нас стоимость проезда в транспорте 25 рублей? Правда, он не уточнил, много это или мало. А вообще, тариф занижен или завышен, как считаете?
— В Екатеринбурге и Нижнем Новгороде проезд стоит 28 рублей, в Санкт-Петербурге — 40, в Москве — 55. Например, в Самаре и Уфе стоимость проезда — те же 25 рублей. Но при этом только в трех городах России — Москве, Казани и Красноярске — действует регулируемый тариф на все маршруты, на любом виде городского транспорта льготники, которых в нашей Казани почти 40 процентов от всего пассажиропотока, могут ездить бесплатно по своему проездному. В остальных городах страны ситуация другая. Там есть социальные маршруты с регулируемым тарифом, и он кое-где действительно ниже казанского. Но остальные маршруты коммерческие, и там цены, естественно, выше, причем платить полную цену за билет приходится и обычным пассажирам, и пенсионерам, и другим льготникам. Таким образом перевозчики компенсируют социальные перевозки.
— Сколько должен стоить билет, чтобы перевозчик вовремя мог обновлять подвижной состав, иметь на маршруте достаточное количество машин?
— И чтобы до 12 ночи возил одного пассажира... Билет для этого должен стоить порядка 40–45 рублей. Транспортники не живут, а постоянно выживают! Опережающими темпами растет стоимость дизтоплива, масел, запчастей, отстает размер зарплаты у водителей и так далее. Мы держимся благодаря усилию воли директоров и их команд, профессионализму водителей, которые бережно относятся к подвижному составу...
«СТАРО-ТАТАРСКАЯ СЛОБОДА ДОЛЖНА ПРЕВРАТИТЬСЯ ИЗ МЕМОРИАЛА В «ГЛАВНЫЙ ОФИС» КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ»
— Что хотите изменить в ближайшие пять лет в Казани? Каковы главные приоритеты на эти годы? Откуда будут инвестиции для развития? (Маршида) Будут ли вообще инвестиции? У вас нет ощущения, что кризис углубляется?
— Мы не только ощущаем, но и мониторим состояние бизнеса, знаем цифры. Видим снижение потребительской корзины у ретейлеров торговых сетей, а у нефтехимиков, строителей и машиностроителей, наоборот, рынок улучшается. Конечно, Казань, которая имеет экономические связи и с другими регионами страны, и с остальным миром, чувствует дыхание кризиса на себе. Но у нас не закрываются, а постоянно открываются самые разные заведения: медицинские центры, рестораны, автосалоны, гостиницы. Значит, бизнес чувствует потенциал, отдачу, есть высокий спрос на услуги, несмотря на плотную конкурентную среду.
Это связано, как мне представляется, в том числе и с общей привлекательностью города, тем качеством жизни, к которому казанцы уже привыкли. Мы уже забыли о больших пробках. Текущая крыша для города сегодня нонсенс, а не обычное явление, как было всего 7 лет назад. Сегодня отремонтировано более половины жилого фонда, и 2017 год прибавил еще сотни отремонтированных домов. Наши парки и скверы после реконструкции становятся магнитом для людей всех возрастов, и речь идет не только о центре города — новые благоустроенные общественные пространства возникли в каждом районе. Даже включенные в черту города поселки меняются на глазах, но тут нам еще предстоит работать и работать.
Кстати, ставшая в прошлом году притчей во языцех дорога в Салмачи серьезно ремонтируется. Планируем, что до 1 ноября улица Кул Гали на участке от улицы Габишева до улицы Батыева расширится до шести полос, а от улицы Батыева до улицы Овражной — до четырех полос. Для этого пришлось перенести газопровод и этиленопровод, иначе ничего не получилось бы.
— Сколько инвестиций ежегодно вкладывается в развитие города?
— Мы можем говорить об инвестициях в основной капитал. В прошлом году они составляли 182 миллиарда рублей.
— Универсиада прошла, к чемпионату мира по футболу практически подготовились — и федеральных денег не будет... Откуда могут быть инвестиции в ближайшие пять лет?
— Во-первых, уже появился интерес к Казани. Сегодня у нас четверть студентов — из других городов и регионов, и родители переезжают сюда к детям, покупают квартиры. Я считаю, что этот рынок нами еще мало раскручен. Крупные девелоперы могли бы объединиться и сделать шоу-румы в главных городах Поволжья, Урала и Сибири. Не каждый захочет переехать в Москву, потому что в большом городе сложно начать новую жизнь, или Питер, где полгода нет солнца. А Казань находится в самом сердце России, в часе лёта от Москвы, у нас жаркое лето и теплая весна, красивые зима и осень. В Казани есть все, чтобы комфортно жить. Благоустройство, общественные пространства, безопасность, общественный транспорт, уровень медицины и образования — это ключевые вещи, за которые люди голосуют ногами, переезжая к нам.
— Это потребительские инвестиции, а крупные инвесторы заходят сюда? Может быть, госинвестиции. Прогнозы есть?
— Безусловно, есть. Открываются новые производства на «Казаньоргсинтезе», «Нэфисе», вертолетном и авиационном заводах. Наконец, КАПО встало на крыло благодаря заказам. Спасибо группе компаний Николая Колесова — благодаря серьезным инвестициям серьезно наращиваются объемы производства по госзаказу. Это то, что за собой тянет все остальное. Это как большая волна, которая поднимает все лодки. И, слава богу, город на волне!
— Каковы итоги туристического сезона, какая вообще динамика?
— По итогам 2017 года, я думаю, мы подойдем к числу 2,7 миллиона туристов с учетом того, что в прошлом году было 2,5 миллиона. Если сравнивать с 10-летней давностью, когда у нас было менее 500 тысяч туристов, то рост более чем в пять раз.
Но во всем есть предел роста. Мы пока остаемся городом, где интересно провести три дня, не больше. Поэтому нужны специальные программы и серьезные вливания в индустрию туризма. Наш турпоток рос по 15–20 процентов, а сегодня без дополнительных программ, вливаний и усилий всей республики такой рост показать сложно.
— Идеи есть?
— Понимание, идеи, команда, креативные ребята — все это есть, но нужны инвестиции и время. Среди приоритетов — развитие Старо-Татарской слободы. Мы должны наполнить жизнью каждый дом, каждый уголок. Колыбель татарской интеллигенции и купечества должна превратиться из мемориала в «главный офис» культурной жизни. Уже в эти дни у меня запланирован целый ряд встреч на данную тему.
«Мы пока остаемся городом, где интересно провести три дня, не больше»
— Можно сделать упор на медицинский туризм: Москва рядом, гостиницы есть. Если будет, например, стоматология мирового уровня, москвичи поедут к нам. (Моисей)
— Медицинский туризм уже есть! Мне звонят известные люди и говорят, что хотят пройти медицинское обследование в Казани. Они могли бы это сделать и в Москве, и в Израиле, но приезжают в наш МКДЦ, платят и обследуются. Многие выбирают Luciano — они много где были, но говорят, что это оздоровительный центр мирового уровня. Безусловно, медицина — направление очень перспективное.
— Как считаете, Казань — чистый город?
— Правильнее, когда оценку дают жители и гости города. Приезжие говорят, что в Казани очень чисто. Опросите 2,5 миллиона туристов, которые посетили Казань, и в первой тройке впечатлений обязательно будет чистый город. За это спасибо казанцам — без их любви к городу это не было бы возможно. Лет 10 назад можно было видеть, как из окна автомобиля бычок или пустая пластиковая бутылка вылетает. Тогда это было нормой, а сейчас — редкий случай. Но бывает. Тогда я подъезжаю, опускаю стекло и говорю: «Здравствуйте!» — а в ответ мне: «Извините...» То есть человек уже понимает, почему я с ним здороваюсь.
— Есть города, благоустройством которых вы восхищаетесь?
— Мне очень нравятся лондонские парки, нравятся Вена, Ванкувер, города, которые построены на большой воде, — Барселона, Стамбул. И мне очень нравится Москва — по уровню благоустройства, чистоты.
— Разве Москва — чистый город?
— На мой профессиональный взгляд — очень чистый город. Даже на вокзалах. За последние пять лет там произошли просто глобальные изменения: парки вылизаны, красота, вкус. Снимаю шляпу!..
«В эти дни получено разрешение на ввод жилого дома в «Солнечном городе» на 136 квартир. Кроме того, до Нового года готовится к сдаче еще пять домов»
«ПОДСКАЗЫВАЙТЕ, ЕСЛИ ВИДИТЕ КАКИЕ-ТО ОГРЕХИ»
— Несколько лет назад Казань была третьим городом России по вводу жилья, а сейчас — во втором десятке. Что случилось со строительной отраслью и будет ли рост? (Тимур)
— Нет, мы точно в первой десятке! Жилье — это как хлеб, его не производят сколько вздумается. Спрос рождает предложение. Наши девелоперы с удовольствием увеличили бы строительство в два раза, но все зависит от покупательной способности и тех жилищных программ, которые реализуются в регионе. Если смотреть в целом, никакого падения нет. В 2007 году, 10 лет назад, в Казани было введено 742 тысячи квадратных метров жилья, в 2008-м — чуть более 900 тысяч. Последние четыре года мы вводим от 760 до 820 тысяч квадратных метров, то есть держимся примерно на одном уровне. В этом году планируем ввести 800 тысяч квадратных метров и намерены план выполнить. Да, был рекордный 2012 год, когда в городе ввели 1 миллион квадратных метров, но это был особенный период — мы готовились к Универсиаде.
В разные годы нас по объему ввода обгоняли разные города, но такой стабильностью похвастаться могут немногие. Мы держим уверенный темп. И еще неизвестно, что лучше — поднять штангу в 200 килограммов и надорвать себе мышцы или уверенно на протяжении длительного времени поднимать по 100 килограммов, что тоже много. Любой врач скажет, для организма полезнее стабильность.
— Ситуация с «Фоном» волнует — конкретно «Солнечный город». Когда можно будет переехать? (Оптимист)
— Обманутые дольщики — это один из самых болезненных для меня вопросов. Не так быстро, как мы хотели бы, но движемся. В эти дни получено разрешение на ввод жилого дома в «Солнечном городе» на 136 квартир. Кроме того, до Нового года готовится к сдаче еще пять домов.
— В начале лета вы проехали по промзоне, обещали отремонтировать Магистральную, но воз и ныне там. Когда будете выполнять обещанное? (Анонимно)
— Там требуется не просто ремонт, а капитальная реконструкция. Отсутствие ливневой канализации убивает дорогу, поскольку место болотистое. Решение есть, проект уже разрабатывается, в этом году мы ограничиваемся только ямочным ремонтом, а капитально отремонтируем в следующем.
— В Казани перед Кубком конфедераций на многих улицах положили асфальт, а спустя всего три месяца уже везде заплатки, трещины и колея. Что вы планируете с этим делать? (Анонимно)
— Попросил бы назвать конкретные адреса. У нас пятилетний гарантийный срок по ремонту дорог, поэтому даже если есть какая-то трещина, то дважды мы платить не будем, а подрядчик обязательно переделает. Готовясь к Кубку конфедераций и чемпионату мира по футболу, отремонтировали 42 улицы на площади более 1,5 миллиона квадратных метров. В настоящее время эти улицы, как подтвердили все комиссии и проверки, находятся в отличном состоянии. Исполком, Госстройнадзор и даже лично президент РТ следят за качеством дорог. Поэтому подсказывайте, если видите какие-то огрехи. Подрядчики их исправят за свой счет.
МАЛЫЙ БИЗНЕС: «БЬЕМСЯ ЗА СНИЖЕНИЕ ПРЕСЛОВУТЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ»
— Что делает администрация Казани, чтобы бизнесу здесь было комфортно? По стране послушаешь — проверки не уменьшаются, а только увеличиваются... Какие отрасли приоритетны для развития бизнеса в городе, с вашей точки зрения, что делается для стимулирования этого? (Мухаметзянов А.)
— В программе на 2017–2019 годы, которая была принята после многочисленных встреч с бизнесом, мы определили свои приоритеты: обрабатывающие производства, инновационная деятельность, отрасль ЖКХ, в том числе мусоропереработка, бытовое обслуживание населения, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культура, внутренний туризм. В числе особо приоритетных — организация частных детских садиков, создание хостелов и мини-гостиниц, а также сохранение, возрождение и развитие народно-художественных промыслов.
В чем смысл выделения таких приоритетов? Дело в том, что уже много лет в Казани действует городская программа льготного кредитования МСБ. Сегодня предприятия, если они работают в приоритетных для развития города областях, могут получить в кредит на срок до пяти лет до 10 миллионов рублей под 2–4,5 процента с учетом субсидирования ставки. За 10 лет уже выдано кредитов на 1,4 миллиарда рублей, поддержку получили 412 предпринимателей и компаний.
Относительно новый проект — программа «Арендные каникулы». Мы даем малому бизнесу в аренду муниципальную недвижимость, которая не была реализована с обычных торгов, поскольку находится в не лучшем состоянии. Первые два года предприниматель вообще освобождается от арендной платы, оплачивает только коммунальные услуги, третий год — 25 процентов, четвертый год — 50 процентов, пятый год — 75 процентов от арендной платы. Сегодня на таких условиях заключены договоры аренды на 50 помещений общей площадью 6,7 тысячи квадратных метров.
И мы бьемся сейчас сами с собой за снижение пресловутых административных барьеров. Для этого в Казани создается единый центр по предоставлению муниципальных услуг, который должен упростить и ускорить все наши действия, связанные с обращениями жителей, в том числе и предпринимателей. Однако не все находится в наших полномочиях. По закону срок оказания услуги о выдаче разрешения на строительство составляет 7 дней, мы в него укладываемся, но при наличии полного пакета документов. Но вот чтобы собрать этот пакет, заявитель порой тратит год, по месяцу согласовывая все подключения, разрешения в каждом ведомстве. И каждая согласующая инстанция действует в рамках установленного законом 30-дневного срока. Поэтому мы вышли с предложением о заключении соглашения с эксплуатирующими организациями. Спасибо — они нас услышали и поддержали. Сейчас между исполкомом Казани и Сетевой компанией, «Казэнерго», «Водоканалом», «Татэнерго», «Газпром трансгаз Казань» заключаем соглашения о сокращении срока предоставления информации с 30 до 7 рабочих дней.
— Не хотите ослабить хватку для бизнеса? Многие бизнесмены жалуются, что административно-техническая инспекция действует довольно жестко.
— Знаете, надо разделять давление на бизнес и контрольные мероприятия по выявлению, предупреждению и профилактике правонарушений. Вы же не упрекаете сотрудников ГИБДД, патрулирующих дорожную ситуацию, в давлении на автомобилистов? Если все ПДД соблюдаются, какие могут быть претензии к автомобилю и его владельцу? А если он скорость превышает, на знаки не смотрит и вообще номеров на машине нет, извини, есть правила, обязательные для всех, и есть наказания за их несоблюдение. То же самое тут. Проводимый в городе муниципальный контроль — это наш рабочий инструмент. Именно он позволяет содержать город в чистоте, исключать несанкционированную рекламу, нарушение правил благоустройства. Снижая количество нарушений, мы пропорционально снижаем и затраты бюджета на устранение их последствий.
Приведу только один пример. Вот мы с вами говорили про чистоту в городе. Она сама собой не появляется. Предприятия благоустройства после зимы шампунем моют дороги, поребрики и ограждения. И вот выезжает со стройки «КАМАЗ»: грязи — полные колеса. И эта грязь равномерно размазывается по улицам города довольно долго, пыль летит на обочины. А потом он снова на стройку возвращается, история повторяется. Убирай, мэрия, за мной, не ленись! Справедливо это по отношению к городу и горожанам? Мы считаем, что нет, поэтому приняли соответствующие правила и убедили строительные компании в необходимости сделать мойки, сливы, проложить бетонные подъезды. Не сразу, но удалось добиться того, что на большинстве строек грузовики перед выездом в город моют колеса. Благодаря муниципальному контролю количество строительных площадок, не оборудованных пунктами мойки колес автотранспорта, с каждым годом снижается. В этом году таких в городе только 10 процентов, тогда как их было больше 70. И таких примеров принуждения к цивилизованности довольно много.
«Служить людям — это такой тяжелый труд, когда ты постоянно отдаешь свои силы, время, здоровье и самого себя всем другим, кроме семьи»
«ОТВЕТ ПРИДЕТСЯ ДЕРЖАТЬ НЕ ТОЛЬКО ПЕРЕД ЛЮДЬМИ, НО И ПЕРЕД ВСЕВЫШНИМ»
— Почему вы боитесь участвовать в прямых выборах мэра? Если ответите, что вас выбрали депутаты, то это не устраивает. Законы и уставы всегда можно изменить в пользу выборности главы муниципалитета, то есть в интересах горожан. Вы хоть себя легитимным градоначальником ощущаете? (Усы Пескова)
— Я боюсь?! В 2005 году, когда я стал мэром Казани, первое, что сделал, — предложил депутатам Казгордумы прямые выборы мэра. И мы приняли такое решение. Прямые выборы — это, безусловно, легитимность. Но позже Госсовет Татарстана принял модель выбора мэра депутатами городской Думы. И в этом есть своя логика. Главу региона надо выбирать, а он должен набрать себе команду — начиная с председателя правительства, заканчивая муниципалитетами. Тогда есть слаженность, управляемость, люди не интригуют, а работают на единый результат. То, что в Татарстане так много сделано, считаю, стало возможным благодаря существующей политической модели. Посмотрите, во многих регионах годами идут конфликты между губернаторами и мэрами, силы и энергия уходят не на созидание. Лучше от этого людям не живется.
— Кем вы хотели бы видеть своих детей?
— Я хочу видеть их достойными людьми общества и счастливыми людьми. Всё, больше ничего! Тимур выбрал стезю бизнесмена. Алия пока еще студентка, просто молодая счастливая жена. А Тагир у нас разноплановый. Он учится на юриста, поступил в магистратуру.
Что касается «государевой службы», то, думаю, мои дети избегут этой участи, потому что служить людям — это такой тяжелый труд, когда ты постоянно отдаешь свои силы, время, здоровье и самого себя всем другим, кроме семьи. Семья, родители, родные, друзья — по остаточному принципу. И так 20 лет! Так вырос старший сын, так выросли средние дочь и сын. Сейчас с младшим сыном я пытаюсь побольше быть, чтобы время не упустить... Я точно не желаю такой участи моим детям!
Когда-то, в молодости, когда я стал мэром Нижнекамска, думал, что на мою долю выпал счастливый лотерейный билет, но очень скоро осознал, что это совсем не так. Уровень ответственности на этом посту зашкаливающий. За то, что ты сделал или не сделал, ответ придется держать не только перед людьми, но и перед Всевышним. Конечно, бывает много счастливых моментов, когда приезжаешь на объект: вот было поле, грязь непролазная, нерешаемая проблема, и раз — счастливые лица благодарных людей и ощущение, что мы это сделали вместе. Это ни с чем не сравнимое счастье! Но это жизнь как на движущейся дорожке: ты идешь, идешь и идешь, нельзя остановиться ни на секунду. Конечно, можно с нее сойти, но за тобой — начатые дела, данные обещания, за тобой команда...
Продолжение следует.
Метшин Ильсур Раисович родился 24 апреля 1969 года в Нижнекамске. Окончил юридический факультет Казанского государственного университета (1992), аспирантуру юрфака КГУ, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ (1999). Кандидат юридических наук.
1988–1989 — служба в рядах Советской армии.
1993–1995 — заведующий агентством по приватизации жилья администрации Советского района Казани.
1995–1997 — руководитель аппарата администрации Советского района Казани.
1997–1998 — первый заместитель главы администрации Вахитовского района — префект территории «Казанский посад».
1998–2005 — глава администрации Нижнекамского района и Нижнекамска.
2000–2004 — депутат Государственного Совета РТ второго созыва.
С 2005 — глава администрации Казани.
В 2006 — руководитель исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
С 2006 — депутат Казанской городской Думы, глава муниципального образования города Казани.
С 2012 — секретарь политсовета казанского отделения ТРО партии «Единая Россия».
Член консультативного совета ООН по местному самоуправлению.
Вице-президент всемирной организации «Объединенные города и местные власти» — президент Евроазиатского отделения.
Вице-президент Организации городов всемирного наследия, международной ассамблеи столиц и крупных городов, российского союза исторических городов и регионов, председатель Палаты исторических городов, член правления союза российских городов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 399