Культура 
8.10.2017

Рамиль Тухватуллин: «Минниханов конкретно сказал: «Я тебя готовлю в министры культуры»

Известный актер и режиссер о сабантуях, превратившихся в «шайтан туе», работе спичрайтера президента РТ и театре как полумечети

Возвращение на сцену Рамиля Тухватуллина стало событием начавшегося в этот уик-энд сезона в театре им. Камала. Последние 10 лет народный артист РТ снимал кино, работал начальником управления в республиканском кабмине и играл Тевье-молочника у Александра Славутского. «БИЗНЕС Online» поговорил с Тухватуллиным о том, когда у нас появятся новые Назиб Жиганов и Туфан Миннуллин, о важном и полезном опыте Муртазы Рахимова, а также причинах, по которым татары стали «немножко депрессивными».

Рамиль Тухватуллин Рамиль Тухватуллин: «В фильме «Сокровища озера Кабан» хорошая фраза есть: «Почему в Москве Кремль красный, а у вас белый?» – «А нам краснеть незачем». Понимаете, вот для этого нам нужны милләтпәрвәр» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СИСТЕМА КООРДИНАТ В КАМАЛОВСКОМ ТЕАТРЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОСОБЕННАЯ»

— Рамиль Чингизович, даже не верится, что вы ушли из родного театра аж 10 лет назад. Неужели так давно?

— Да, очень быстро время летит... Правда, я, уже будучи чиновником, еще три года играл в «Немой кукушке» и «Голубой шали», но уже тогда театр имени Камала не был основным местом работы.

— И вот вы вернулись. Почувствовали, что изменилось в театре за эти годы?

— Еще не настолько много было времени, чтобы ощутить это полностью, все-таки надо изнутри знать, прочувствовать, поэтому мне сложно судить. Но, знаете, театр — это в любом случае такой гибкий организм, поэтому он всегда меняется. Думаю, что перемен много, но самое главное — сохраняется атмосфера, которая здесь есть.

Недавно смотрел передачу к 100-летию Юрия Любимова. Он как-то сказал: «Не может быть у режиссера преемников». Если вспоминать, и БДТ после Товстоногова надолго заглох, и на Таганке после Любимова мало что интересного происходило. Но, тьфу-тьфу-тьфу, нашему Камаловскому театру такая участь не грозит. У нас есть эта преемственность, именно атмосферная преемственность, содержательная преемственность, духовность. И она сохраняется. Я, вообще, назвал бы наш театр такой полумечетью. Неспроста родоначальники татарского театра ставили задачу не просто делать спектакли, а через это сохранять и развивать литературу, язык. Это было так заложено, это продолжает передаваться из поколения в поколение. Поэтому молодые актеры, которые приходят в наш театр, понимают, что пришли в семью, где уже задан тон. И мы обязаны атмосферу семьи сохранить. Может быть, в этом и есть секрет того, что театр дышит жизнью своего народа.

... «Юрий Любимов как-то сказал: «Не может быть у режиссера преемников». Но, тьфу-тьфу-тьфу, нашему Камаловскому театру такая участь не грозит» (на фото – режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев) Фото предоставлено пресс-службой театра им. Камала

— Еще об изменениях. Вы когда-то снимали в своем фильме «Дилемма» совсем молодых Эмиля Талипова и Ляйсан Файзуллину. А теперь они репетируют главные роли в спектакле «Миркай и Айсылу» — одной из самых ожидаемых премьер сезона...

— Они поднаторели, что говорить, набрались опыта. Они и сами стали интересными личностями, потому что актер должен себя и духовно обогащать, расти как личность, потому что сцена — это большая лупа: если ты недалекий человек, то ты еще будешь недалечее.

— Перед интервью наблюдал ваш отечески-сыновний разговор с Ринатом Тазетдиновым. С тем же поколением Талипова – Файзуллиной вы ведете подобные беседы — только уже в другой роли?

— Ко мне относятся с большим уважением. С Эмилем и Ляйсан мы познакомились, когда снимали «Дилемму», подружились, так что мы на короткой ноге, все нормально. Наверное, не со всеми так, да это и невозможно. Но я чувствую к себе уважение и взаимно отвечаю уважением.

— Многие говорят об этой особой атмосфере в Камаловском театре, подчеркивая, что такого нет вообще ни в одном театре. Неужели это так?

— Система координат в Камаловском театре действительно особенная, она реально особенная. Все-таки я поработал и в Качаловском театре, много общался с коллегами в разных театрах и в разных регионах — там тоже пытаются такое практиковать, но это уже немножко другое.

«Скрипаче на крыше» «Качаловский театр чувствует себя вольготно, тихонько, в свое удовольствие работает, зарабатывает...» (на фото – в роли Тевье-молочника в спектакле «Скрипач на крыше») Фото: elitat.ru

«РУССКИЕ ТЕАТРЫ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ НАМНОГО КОМФОРТНЕЕ»

— Скажем, как бы вы сформулировали отличия между театром имени Камала и театром имени Качалова (в последнем вы два сезона играли Тевье-молочника в «Скрипаче на крыше»)?

— Разница в той самой системе координат, наверное... Смотрите, численность татар по всему миру — 8 миллионов человек, и на них всего 12 татарских театров, при том что в России всего более 600 театров. Поэтому мы, татары, вынуждены самосохраняться, мы обязаны это делать. Актеры очень держатся за возможность работать в татарском театре — в любом! А русские театры чувствуют себя намного комфортнее, актеры могут легко передвигаться, могут играть то тут то там.

А что касается репертуарной политики, то это прерогатива художественного руководителя. Очень сложно говорить об этом. Но главная задача театра имени Камала — помимо всего прочего, он должен заботиться, пускай даже в кавычках, о наших писателях и драматургах, потому что без театра драматурга не существует, а у нас всего 12 театров, соответственно, это должна быть большая конкуренция. Так что татарский театр в любом случае всегда по определению разрушает комфортную среду обитания, ему обязательно нужно идти вперед всегда, развиваться. Камаловский театр именно над этим работает, он по-своему миссионерский. А Качаловский театр чувствует себя вольготно, тихонько, в свое удовольствие работает, зарабатывает... Им не нужно драматургов воспитывать.

Художественный руководитель и директор Качаловского Александр Славутский в каждом публичном выступлении подчеркивает, что в его театре самые высокие зарплаты в республике.

— Это его реальная фишка.

Александр Славутский «Александр Славутский ставит цель и достигает ее, а к нему прислушиваются» Фото: «БИЗНЕС Online»

— В чем менеджерский гений Славутского?

— Знаете, я понимаю, что он человек-глыба, который всегда держит нос по ветру, а теперь он еще и депутат Госсовета РТ...

— Когда рассказываешь московским критикам, что республика потратила на реконструкцию Качаловского театра 1 миллиард рублей, у них отвисает челюсть от удивления.

— Славутский действительно был одержим этой идеей и воспользовался ситуацией (в хорошем смысле), подвел эту ситуацию к тому, чтобы такая масштабная реконструкция состоялась. Посмотрите, он когда-нибудь уйдет, но театр с огромными своими площадями, с прекрасным ремонтом останется! Это же на века. Так что здесь я вижу огромную заслугу Славутского. В этом его феномен и заключается — он ставит цель и достигает ее, а к нему прислушиваются.

— А как вы объясняете тот факт, что Качаловский театр, при том что не испытывает проблем со зрителями, не очень любим теми же столичными критиками, да и театрально подкованной публикой, которая видела в Москве или Питере спектакли Додина, Туминаса, Женовача...

— Высоко вы взяли планку... Очень сложно здесь судить, всем не угодишь, и по отношению к нашему Камаловскому театру тоже есть такое мнение, есть несогласные с репертуаром. Но дело в том, что мы завязаны на своей драматургии в любом случае, а в том же Качаловском все зависит от вкусов первого человека, то есть художественного руководителя. В чем-то это хорошо, но в чем-то и плохо.

— Славутскому скоро 70 лет, что будет с театром, когда неизбежно встанет вопрос о новом руководителе?

— Тяжело здесь высказывать свое мнение. Но, мне кажется, Александр Яковлевич такой мудрый и опытный человек: он знает, кого поставить.

... Репетиция спектакля по повести Аяза Гилязова «Взлетел петух на плетень» Фото предоставлено пресс-службой театра им. Камала

«НАРОД ЖДЕТ ТАКИХ ПРОСТЫХ ТИПАЖЕЙ, ШУКШИНСКИХ»

— Вы репетируете сейчас с Фаридом Бикчантаевым спектакль по повести Аяза Гилязова «Взлетел петух на плетень». Сам Бикчантаев признавался, что остался в восторге от этого текста.

— Меня тоже поразила эта повесть. Так здорово и сложно со всякими фразеологизмами это написано. У него же там география конкретно указана — это Заинский район, а там диалекты, кряшены есть... Аяз абый настолько четко передал эту атмосферу, он, конечно, великий прозаик.

— Вы говорили, что сама работа над спектаклем идет непросто.

— Потихонечку все идет. Мне кажется, что Фарид Рафкатович уже нашел необходимую форму. Мы каждую сцену экспериментируем, и он находит, нащупывает. Думаю, что зрителю спектакль должен понравиться. Народ ждет таких простых типажей, шукшинских. Помните Театр Наций привозил спектакль...

— Да, знаменитые «Рассказы Шукшина» в постановке Алвиса Херманиса с Мироновым и Хаматовой.

— Вот, шикарно. Именно тех типажей не хватает на сцене, потому что люди всегда хотят видеть свои корни. Сейчас, конечно, нет такой деревни, по сути. Но деревня деревней, а темы в спектакле подняты глобальные.

Азгар Шакиров, Равиль Шарафиев, Рамиль Тухватуллин и Ринат Тазетдинов Азгар Шакиров, Равиль Шарафиев, Рамиль Тухватуллин и Ринат Тазетдинов Фото: mincult.tatarstan.ru

«ГДЕ НОВЫЙ ТУФАН МИННУЛЛИН, ГДЕ НОВЫЙ НАЗИБ ЖИГАНОВ?»

— Можно ли сказать, что возвращение в театр имени Камала означает, что актерская профессия вновь стала вашим основным занятием?

— Однозначно.

— Так сложились обстоятельства или это сознательное, долго зревшее решение?

— Хороший вопрос. Наверное, есть люди, которые думают, что лодка его уперлась... Так вот это совершенно не так. Я самодостаточен, это просто моя судьба, моя жизнь, моя любовь к актерской профессии. Многие могут сказать: а почему ты тогда уходил? Но у нас таких примеров достаточно в театре — было такое, и Равиль Шарафиев уходил...

Хотя я знаю, что это даже интерпретировалось как предательство, когда я играл в Качаловском, дескать, почему не возвратился сюда, ты предатель народа, нации. Злопыхателей всегда хватает. Но я с 19 лет здесь, в театре имени Камала, сыграл огромное количество ролей, в основном заглавных. И возраст у меня тот, который нужен сейчас и сцене, и драматургии. Алла бирса, наверстаю, если что-то и было упущено.

— Что за эти 10 лет, которые вы были, по сути, вне серьезного театрального процесса, можете отнести к своим личным победам?

— Везде какие-то положительные и отрицательные моменты есть... Если говорить о работе в кабинете министров, достижения есть, глобальными их назвать нельзя, но локальными точно можно. Очень многим людям просто смог помочь, например, тем, кто годами не мог получить звание. Почему не пропускали? Да потому что даже их не знали!

Или, скажем, фестиваль «Созвездие». У меня был фонд «Татарстан Синема», а у него большое здание, которое мы безвозмездно отдали «Созвездию» и Дмитрию Туманову. «Пробил», убедил Рустам Нургалиевича Минниханова, чтобы закупили туда оборудование. И сейчас этот фестиваль процветает и продолжает развиваться. Кафедру кинематографии открыли в институте культуры, я был там сначала заведующим кафедры. С ректором в тандеме выбили средства, опять-таки оборудование купили.

И по мелочам очень многое делал, «приделывал ноги» к тем документам, которые могли залежаться, — это была постоянная работа. Я в управлении и спорт курировал, и культуру, и языки народов РТ, что непосредственно было связано с нашей программой развития языков. В общем, я там дурака не валял. Это было очень сложно, особенно перед Универсиадой, курировать все эти объекты...

Эта работа меня еще больше дисциплинировала. Плохого я не вижу в том, что этим занимался. Думаю: а вдруг эти три года у меня бы в театре не было новых и интересных ролей и я бы просто просидел бесполезно это время?

«Уже будучи чиновником, еще три года играл в «Немой кукушке» (на фото) и «Голубой шали», но уже тогда театр имени Камала не был основным местом работы»Фото предоставлено пресс-службой театра им. Камала

— А что не получилось у вас из задуманного во время работы в кабинете министров?

— Вот, посмотрите, сейчас в Казани активно развивается театральная жизнь. Есть тяжеловесы (Камаловский, Качаловский, оперный), есть «Угол», театр на Булаке — они на таких легких крыльях. Поэтому, мне кажется, общая ситуация хорошая.

Но меня всегда волнует один вопрос — кадры. В кабмине, и это не секрет, я убеждал Рустама Нургалиевича, чтобы из его уст транслировалось то, что мы должны заниматься кадрами. Я там многих этим взбудоражил, навлек на себя очень много вражеских флюидов. Но где новый Туфан Миннуллин, где новый Назиб Жиганов? Мы должны заранее, мы должны на опережение работать со своими кадрами! Но никто не учится у нас, например, в Литературном институте имени Горького. Один человек, кажется, закончил за последнее время. А нам в первую очередь необходимо профессиональное образование.

— За те 10 лет, что вы поставили этот вопрос в высоких кабинетах, ничего не изменилось?

— Ничего. Я всегда пример привожу: в Башкортостане опять отправили студентов в «Щепку» (высшее театральное училище (институт) им. Щепкина — старейшее высшее театральное учебное заведение в России  прим. ред.). Набор был целый туда!

— То самое училище, откуда вышли легенды Камаловского театра.

— Конечно! И я не думаю, что в советские времена у нас была такая социально богатая республика, но две группы обучились ведь. Кадры нужны в любом случае, и не только для Камаловского театра. Режиссеры, звукооператоры, художники по свету — с ними же тоже беда. Это серьезнейшие профессии, им обучать нужно! Вот такой вопрос.

... «Рустам Нургалиевич мне изначально конкретно сказал: «Я тебя готовлю в министры культуры, ты будешь министром культуры». Но я уже понимал, что для меня наступает тупик» Фото: prav.tatarstan.ru

«ПОНЯЛ, ЧТО ЧИНОВНИКОМ РЕАЛЬНО НАДО РОДИТЬСЯ, ИМ НЕВОЗМОЖНО СТАТЬ»

— А вообще, насколько это трудно — переквалифицироваться из артистов в чиновники?

— Сложно было вникнуть, особенно первые полгода. Потом этот документооборот убивает — страшная вещь. Вроде и подчиненные есть, но в любом случае ты отвечаешь за все, ты углубляешься в это.

Но в итоге в последний год, скажем так, пребывания во власти я стал спичрайтером Рустама Минниханова. Все-таки я филолог по образованию, мне это очень помогало. Кроме того, я три года подряд совершенствовал свой английский. Три года каждый день занимался...

— Не вместе с Миннихановым учили английский?

— Рустам Нургалиевич с носителем языка занимался. А у меня все-таки уровень повыше был, я же английскую школу закончил. В общем, реально сам платил деньги, каждое утро занимался по полтора часа...

— Но в итоге вы из кабмина ушли. Говорят, из-за того, что так и не получили назначения в министры культуры Татарстана?

— Нет. Я бы им стал в ближайшие месяцы, когда Минниханов стал президентом. И я это знал. Рустам Нургалиевич мне изначально конкретно сказал: «Я тебя готовлю в министры культуры, ты будешь министром культуры». Но я уже понимал, что для меня наступает тупик. Например, стояла большая цель — чтобы в Казани возникла киностудия. Уже проекты были и все-все-все, обещания были от первых лиц. Но... Так что я мог стать министром культуры РТ. Но зачем?

И еще такой момент — Рустам Нургалиевич часто говорит: «Никто тебе кресло по наследству не оставил, любое, где сидят министры». Завтра вы не нужны, уйдете. Представляете, что бы я делал, если бы не сложилось в минкультуры? Дальше куда? Какое движение после 50 лет?

— Из министров несолидно опять в актеры театра идти?

— Нет, дело не в этом. Я внутри себя начал меняться в не очень хорошую сторону, потому что стал начальником. Миркасым Усманов (историк, профессор Казанского государственного университета  прим. ред.) часто подшучивал надо мной: «Ну привет, начальник». Меня коробило это слово «начальник», я-то себя каким-то креативным менеджером считал. Но в себе начал чувствовать — черствость появилась, а куда деваться — среда такая. Каким бы ты ни был гибким, лояльным, красивым, кудрявым, эта среда в любом случае заточит тебя под общий механизм и фон.

И клянусь, что никто меня оттуда не выгонял, хотя и такое слышал и очень смеялся. Я лично решил это, с Рустамом Нургалиевичем посидели, поговорили, он мне предложил даже стать директором Камаловского театра.

— Как вообще Минниханов отреагировал на ваше желание уйти?

— Конечно, он был недоволен, мягко говоря... Он говорил: «Я тебя сам позвал, почему ты так поступаешь?» Я ему объяснил, реально тогда посмотрел на все. Ну ладно, я буду весомой фигурой в чиновничьем мире, например министром. А где я больше пользы принесу? Понял, что чиновником реально надо родиться, им невозможно стать. Все-таки творческому человеку очень сложно идти по одной заранее заданной траектории движения, очень трудно себя ломать. А в чиновниках по-другому просто нельзя.

Рауфаль Мухаметзянов «Тот же Рауфаль Мухаметзянов — кто-то думает, что он в министерстве культуры выбивает свои многомиллионные гранты? Оперный театр, симфонический оркестр — это уже политика» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕВОЗМОЖНО СКАКАТЬ ТОЛЬКО НА СТАРЫХ БРЕНДАХ, НАПРИМЕР САБАНТУЕ»

— Еще один момент. «БИЗНЕС Online» ежегодно делает рейтинг 50 самых влиятельных деятелей культуры Татарстана. И, глядя на лидеров последнего по времени рейтинга (Рауфаль Мухаметзянов, Фарид Бикчантаев, Александр Сладковский), поймал себя на мысли, что они возглавляют те учреждения, которые свои основные вопросы легко решают, минуя сам минкульт.

— Тот же Рауфаль Мухаметзянов — кто-то думает, что он в министерстве культуры выбивает свои многомиллионные гранты? Оперный театр, симфонический оркестр — это уже политика. Правда, когда Зиля Рахимьяновна Валеева возглавляла министерство, с ней нельзя было не считаться. Я ее называю Маргарет Тэтчер татарской культуры.

Зиля Валеева «Когда Зиля Рахимьяновна Валеева возглавляла министерство, с ней нельзя было не считаться. Я ее называю Маргарет Тэтчер татарской культуры» Фото: «БИЗНЕС Online»

— При этом минкультуры, надо это подчеркнуть, делает очень много хорошего. Скажем, поддержка молодежных проектов — фонда «Живой город», фонда Sforzando. Мало где такое есть в регионах. Но всегда возникает ощущение, что нет четкой концепции, стратегии развития культуры, видов искусства в Татарстане.

— На бумаге концепции есть, а воплощения нет, ви́дения, что это, для чего они нужны. Скажем, по развитию кино такая существует, но исполнения нет просто. Министерство культуры РТ — исполнительный орган, который сам особо что может сделать? Вот, он исходя из выделенного пирога, что-то делает. Но чтобы там появились какие-то люди, которые бы сказали: «Вот это давайте сделаем!» — вот этого нет.

Пусть это прозвучит пафосно, но нам нужно задуматься о сохранении нашей культуры. Невозможно скакать только на старых брендах, например Сабантуе. Они превратились уже в «шайтан туе» (с татарского «свадьба шайтана» — прим. ред.). Опять хочу Башкортостан привести в пример. Говорят, что Муртаза Рахимов был диктатором, но он очень много времени уделял языку, конечно, ущемляя немного татарский, было такое. Но как он поднял башкирский язык, на какой уровень! И многие сейчас там ностальгируют по нему. И не зря во времена Рахимова тамошнее ведомство называлось министерством культуры и национальной политики.

«НАША БОЛЬШАЯ ОШИБКА — ЭТО ТО, ЧТО МЫ НЕ СМОГЛИ ОТСТОЯТЬ ПЕРЕХОД НА ЛАТИНИЦУ»

— Вот вы и подвели к одной из самых острых тем сейчас в республике — вопросу преподавания татарского языка в школах.

— Это ведь не сегодня началось. Эти вопросы нужно было решать еще тогда, когда сюда приезжал министр образования РФ Фурсенко, когда убирали национальный компонент из школьных программ. Кроме того, я считаю, наша большая ошибка — это то, что мы не смогли отстоять переход на латиницу.

А сейчас... Главная проблема в том, что уровень преподавания и уровень методик, по которым изучается татарский язык, вызывают отторжение у учеников. Соответственно, для того, чтобы тот же мальчик из русской семьи захотел изучать неродной для себя язык, в нем нужно пробудить интерес. И методов огромное количество. Создайте такую систему, методологию, чтобы было интересно изучать татарский язык. Например, объясните: если ты будешь знать татарский, то в Турции на отдыхе будешь понимать половину слов.

Были у нас татаро-турецкие лицеи. Потом турок всех выгнали, дескать, пантюркизм, панисламизм. Но ребята, которые заканчивали лицеи, шикарно знали языки, шикарно сдавали экзамены, олимпиады выигрывали. Где же нам воспитывать национальную элиту?

Где наш Олжас Сулейменов (казахский поэт, писатель, общественно-политический деятель  прим. ред.), в конце концов? Я с ним общался, Аллах мне помог, три дня ездили и общались. Но хочется же, чтобы и татарский человек такой был. Есть у нас один Тукай — наша звезда пленительного счастья, которая подпитывает всех. Но хочется, чтобы мы взрастили и нового Тукая.

— Но ведь за отсутствие качественных программ изучения татарского языка можно спросить и с вас как с бывшего руководителя управления кабмина, отвечавшего за развитие языков народов РТ.

— Эти программы существуют. И законы есть, но неисполнение законов — у нас самая большая беда. Есть программа развития языков, где представлен комплексный подход к этому: скажем, что везде должен быть перевод на татарский язык, но в реальности не все реализовано.

Покажу это на другом примере. Был у нас в свое время с Рустамом Нургалиевичем разговор об эстраде. Мы постановление выпустили, чтобы никаких фонограмм не было, это касалось даже тех людей, которые приезжали из Москвы. Если будет фонограмма, так и пишите на афишах: будем исполнять под фонограмму. Было такое постановление кабмина, реальное постановление, можете его в архивах найти. Но «Барс Медиа» это так стукнуло, и меня потом начали окучивать. В итоге его отменили. Вот так бывает, когда лебедь, рак и щука тянут в разные стороны. Каждый видит по-своему и считает, что он прав.


«СУДЬБА ТАКАЯ У ТАТАРСКОГО НАРОДА — БОРОТЬСЯ ЗА СЕБЯ, ЗА СОХРАНЕНИЕ»

— Еще одна сфера искусства, к которой вы имеете непосредственное отношение, — это кинематограф. Например, мне кажется, что у вашего фильма «Зулейха», если бы он снимался сейчас, путь к зрителю был бы очень тернист.

— Да запретили бы! Но это был 2005 год, 1000-летие Казани, я в Москве пробивал прокатное удостоверение, честно, думал, что не дадут. Но вроде ничего такого не нашли, историческое кино. Но в Азербайджане драка была на показе, во Владивостоке скинхеды закидали нашу делегацию. Поэтому очень сложно. Аллага шокер, что я смог это вовремя сделать.

— То есть за 10 с лишним прошедших с тех пор лет ситуация ухудшилась и ту же тему насильственной христианизации татар предпочтут замолчать?

— Мы же видим, что происходит в мире. Это мы, ладно, тише воды, ниже травы. Гумилев говорил так о тюрках: если тюрок идет, а рядом с ним представитель другой нации хромает, то тюрок обязательно начнет вместе с ним хромать. То есть он настолько гибок, это не с волками жить, по волчьи выть, это по-другому. Татары стали немножко депрессивными, что ли... Не отстояли переход на латиницу, опять к этому возвращаюсь. Но почему мы не имеем права? У нас же в стране демократия и свобода слова! Конечно, сами виноваты, мы все думаем, что пойдет по накатанной. Не пойдет, наоборот, всегда. Судьба такая у татарского народа — бороться за себя, за сохранение. За созидание даже бороться надо.

Мы сейчас так надеялись, что Нобелевскую премию получит татарин Рашид Сюняев. Я думаю, это у нас в крови сидит, мы гордимся, что мы татары, но мало поводов для этой гордости делаем! И это элементарно, тут не нужны какие-то огромные деньги. Тот же национальный кинематограф.

— В 2012 году в интервью «БИЗНЕС Online» вы довольно жестко прошлись по казанскому фестивалю мусульманского кино.

— Было такое, когда шла эта нелепая борьба за бренд: то ли называться фестивалем мусульманского кино, то ли «Золотым минбаром». Но какие еще у меня были причины для критики?! У нас фестиваль мусульманского кино проводят, а своих фильмов, чтобы показать, нет. Вот это меня убивало тогда просто!

— Сейчас стали появляться периодически наши картины, пока скромно и тихо...

— Все так же тихо было и 10 лет назад, и сейчас. Тихо, тихо, но немножко надо все-таки и голос показывать! А потом еще вот эта наша доброта людская: если фильм наш, то надо дать какой-то приз, ну хоть какой-то. Это же все несерьезно.


«КАЗАХИ ЖЕ НЕ ГОВОРЯТ НА РУССКОМ В СВОЕМ КИНО»

— Татарская киностудия — это несбыточная мечта?

— Пока несбыточная. Но реально подход нужен серьезный, нужен взрослый подход, хватит уже в детские игры играть. Тут сняли на коленках, там сняли на коленках. Конкретно должен быть подход такой серьезный, государственный подход к этому, а не местечковый. Мы первые шаги делали, я «Дилемму» вышеупомянутую в Москве показал в «Октябрьском», в городе баннеры висели. Но дальше дело не пошло.

«Уже четыре-пять лет не снимаю, мне хочется, чтобы серьезная команда подобралась, хотя тут так много факторов...» (на фото – в фильме «Семейные хлопоты»Фото: скриншот

— На «Татаркино» здесь у вас есть какая-то надежда?

— «Татаркино» —это всего лишь прокат. Создание фильмов — это вопрос министерства культуры. Оно имеет на это свои какие-то маленькие денежки, тендеры проводит: кто-то выигрывает, короткометражки снимает, но движухи нет. Салават Юзеев снял фильм «Курбан-роман», показал вроде. Хорошие деньги потратили на картину, но где фильм и какова его судьба — неизвестно. Такое ощущение, что все отчитались и ушли. Про Тукая был фильм по сценарию Рабита Батуллы, несколько раз показали — и все. Но так не должно же быть. Поэтому я отошел, уже четыре-пять лет не снимаю, мне хочется, чтобы серьезная команда подобралась, хотя тут так много факторов... Это хорошо, что Ильдар Ягафаров пригласил известного актера Вдовиченкова в свой фильм «Байгал». Но он же там по-русски будет говорить, как и Марат Башаров в фильме «Мулла». Все равно нам нужно татарское, на татарском должны говорить. Казахи же не говорят на русском в своем кино.

У нас есть такое слово прекрасное — «милләтпәрвәр», я даже не знаю, как оно точно переводится. Что-то вроде патриота нации, человека, для которого нация — это все. Не хочу заводить разговор про национализм, но нам не хватает таких людей. Вспомните нашего оракула Гаяза Исхаки, который предсказывал, что через 200 лет не будет татар и татарского языка. Потихонечку к этому идет.

— Но ведь слова Исхаки — это скорее предостережение, чем предсказание.

— Да, но мы не слышим этого. Я не знаю, почему так. Может, это инстинкт самосохранения каких-то политических позиций. Вероятно, это мешает. Мы снимали фильм «Сокровища озера Кабан», там хорошая фраза есть: «„Почему в Москве Кремль красный, а у вас белый?“ — „А нам краснеть незачем“». Понимаете, вот для этого нам нужны милләтпәрвәр.

— Получается, теперь уже есть за что краснеть?

— Когда прошляпили латиницу — уже немножко порозовели, а сейчас после истории с татарским языком в школах действительно бордовыми можем стать.

Рамиль Тухватуллин родился 2 октября 1966 года в поселке Аксубаево ТАССР. В 1987 году окончил Казанское театральное училище (курс М. Х. Салимжанова) и был принят в труппу Академического театра им. Камала. Заочно окончил татфилфак (1999), юрфак (2008) Казанского государственного университета. Заслуженный артист РТ (1995). Народный артист РТ (2003).

В 2007 году Тухватуллина приглашают на работу в кабинет министров РТ на должность начальника управления культуры, спорта и развития языков народов Республики Татарстан. В 2008–2010 годах заведует кафедрой кино и видеотворчества в Университете культуры и искусств. Также занимался кинопроизводством и работал актером в Казанском большом драматическом театре им. Качалова.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (95) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.10.2017 15:02

Там что-то про сабантуй упомянуто, хочу своё мнение высказать. То, что сейчас проходит каждым летом в Казани под названием сабантуй, это что угодно - гулянка, мероприятие и т.д. Но от настоящего сабантуя там ничего не осталось. Нет того ощущения НАРОДНОГО праздника, когда каждый простой человек ощущал, что этот праздник для него, когда люди приносили покрывала, еду и выпивку с собой, располагались на полянках, и отдыхали душой и телом. Был дух праздника для народа! А что сейчас. "Лубочночть" и искусственность сабантуя так и выпирает наружу. Кругом полиция, всё вращается вокруг шатров с шашлыками, проходишь мимо всех конкурсов, и понимаешь, что сабантуя настоящего нет, и это печалит, да так сильно, что я уже несколько лет не хожу на это мероприятие. Наверное, если поехать в какую-нибудь татарскую деревню, где без всякой показухи сабантуй организовывают, то там и обнаружится настоящий сабантуй, но в Казани это точно не сабантуй, а его имитация...

  • Анонимно
    8.10.2017 09:24

    Кроме того, что его дочь снималась в его фильме о нем больше ничего не знаю..хотя пару лет проработал в культуре.

    • Анонимно
      8.10.2017 09:50

      Странно. Мятущийся человек. Нигде ничего не оставил. Языками занимался - критикует сегодняшних занимающихся, кино занимался - критикует сегодняшних. Что сам то сделал, кроме того, что показывает татар дурачками в кино и пьяницами?

      • Анонимно
        8.10.2017 12:31

        В татарском театре часто можно увидить,как очень громко кричат и пинают друг друга под зад.Со стороны выглядит не очень красиво.Действительно самая распростроненная тема на татарской сцене,дурачки и пьяницы и юмор ниже пупка.

        • Анонимно
          8.10.2017 15:54

          Напомните будьте любезны о каком именно спектакле вы говорите ? Я постоянный зритель с многолетним стажем не припомню чтобы так уж часто эксплуатировался этот приём. Честно просто не помню такого. Я имею ввиду Камаловский .

        • Анонимно
          8.10.2017 23:38

          со времен сталина все направлено на вымарывание достоинство народа через культуру, и театры и и танцы все они демонстрируют лишь одно - образ деревенского дурачка, когда пьяного, когда нет

    • Анонимно
      10.10.2017 17:34

      Всякое ничто делает заявления , извините, какую ждете реакцию ?

  • Анонимно
    8.10.2017 09:26

    Жаль, что не сталминистром культуры! Какое отношение к культуре и искусству имеют нынешний министр и Заля Валеева!?

    • Анонимно
      8.10.2017 10:52

      однозначно он был бы луяше и Зили, и сегодняшнего министра. но по натуре он не чиновник! хотя мог бы стать авторитетным директором Камала!

      • Анонимно
        8.10.2017 11:59

        Про сегодняшнего министра культуры нельзя безслез произносить слово. Человек сам мучается и других мучает и оказалось что не умеет собрать команду профессионалов. Замы это отдельный разговор на фоне замов других министров они серые, необразованные и далеки от понятия культура во всем отношении.

        • Анонимно
          8.10.2017 21:07

          Ничего, что у одной Консерватория и огромный опыт работы именно в культуре, у другой - архитектурный институт и куча собственных проектов, у третьей - культурологическое образование и степень?! О чем вы говорите? Нормальные тетки, пашут с утра до вечера, без выходных, семьи не видят вообще! Сразу видно, что вы просто не знаете истинного положения дел..,

          • Анонимно
            8.10.2017 21:34

            Можно иметь кучу дипломов и быть далеким от Культуры:) это Вы не знаете истинного положения дел.

            • Анонимно
              8.10.2017 23:20

              Соглашусь дипломы у них может и настоящие но найти таких тщеславных замов это талант нужен. А про семьи этих дам вы зря упомянули, вот они настоящие примеры "образцовых семей Республики".

          • Я прошу прощения, а можно поинтересоваться, про кого конкретно вы сейчас написали? Кто с утра до вечера пашет,без выходных и семьи не видят вообще? Пожалуйста. Спасибо огромное за понимание и ещё раз прошу прощения за свои наивные вопросы, которые явно не достойны вашего внимания.

          • Анонимно
            10.10.2017 01:52

            Ни одна из заместителей министров культуры Татарстана не умеет на приличном уровне выступать по-татарски. Элементарно не владеют языком, позор! Впрочем, как и сам министр, не знающий и не любящий татарскую культуру.

            • Анонимно
              10.10.2017 15:18

              Вообще, с психологической точки зрения, когда мужчина руководитель окружает себя женщинами руководителями (рангом ниже себя по статусу), это есть показатель его неуверенности и страха. Такие люди боятся всего. Они не решительны в своих действиях. Они не готовы развиваться. От этого и все проблемы.
              Даже можно закрыть глаза на непрофильное образование сотрудников министерств РТ, это уже традиция в Республики, которую нужно соблюдать.) Самое главное, что в команде минкульта и минобразования нет стратегов, а это самое страшное.
              И ещё. То, что замы министра культуры не видят своих семей, это их проблемы и меня это вообще не интересует, как жителя Казани. Никто не тянул их за уши в гос.структуры - сами прибежали. Хочешь, что-то получить, научись что-то отдавать!

    • Анонимно
      8.10.2017 13:54

      Мне вообще интересно другое, у нас в министерствах есть хотя бы один, профильный министр? Для себя хотел бы знать. Министерство сельского хозяйства меня не интересует. Случайным образом посмотрел видео министра образование РТ и тихо,глубоко,медленно.....вздохнул....
      Смешного мало.........У меня мама педагог...тётки педагоги...братья педагоги...мы ничего не можем сделать, говорят они,такова реальность нашей жизни. Стало не по себе.
      Третья столица...
      Фантик красивый...контент нулевой.

  • Анонимно
    8.10.2017 09:32

    Культура,эдэп,воспитанность,человечность,ум,эрудиция от него бэреп,анкып тора!Спасибо Вам Рамиль за все!Прекрасное интервью!

    Может пока еще не поздно нам заиметь именно такого министра культуры?

  • Анонимно
    8.10.2017 09:41

    Про красный кремль это наши КВНщики сказали,Четыре татарина, ещё 20 лет назад!

  • Анонимно
    8.10.2017 09:51

    странно, основная проблема татарского языка в отсутствии качественного контента, публицистического в том числе, дай герой это интересное интервью на татарском, была ещё одна причина узнать язык, чтобы сквозь него узнать эти современные мысли. Но сами борцы за язык, топят его своими глубокими , но рускоязычными размышлениями, и дело тут не в латинице. Нет среды городских размышлений на татарском, а на "одна палка два струна, я хозяин вся страна" язык не развивается.
    Все эти рускоязычные переживания на БО татарских(!) мыслителей, больше похожи не на приговор, а на некролог татарскому языку, так как констатирует отсутствие устоявшейся татарской терминологии для выражения актуальных сегодня идей.

    • Анонимно
      8.10.2017 10:05

      Что то не вижу таких комментариев в Московских изданиях поводу интервью Российских деятелей культуры англоязычным изданиям!знакум

    • Анонимно
      8.10.2017 10:07

      Глупости. Есть татарская пресса, где они также присутствуют. Есть русскоязычная и огромным числом читателем. Что за сегрегацию хотите посеять?

    • Анонимно
      10.10.2017 02:00

      Не согласен с вами, вы просто не в курсе татароязычного контента. К примеру, есть прекрасная и глубокая журналистика Фании Хузиахметовой с очень современным и актуальными размышлениями относительно татарской культуры и ее деятелей. Сам Рамиль Тухватуллин, конечно, очень поверхностно рассуждает о татарской культуре, в политике практически не разбирается. Когда Госдума запретила татарскую письменность на латинской графике? В 2002 году, когда уже вовсю воздвигалась вертикаль власти. Щас, дали бы тебе отстоять татарскую латиницу, держи карман шире...

  • Анонимно
    8.10.2017 09:55

    Переход на латиницу это в текущее время

    • Объясните, как может помочь латиница? В латинице меньше букв, чем в кириллице. Следовательно, надо будет вводить новые буквы к базовым. Что и сделано сейчас в кириллице. Чем она лучше? Или это просто такой нацпротест, ненависть ко всему русскому?

      • Анонимно
        9.10.2017 12:01

        В кириллице много не используемых букв, в мире таких нет. ё, ц, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я. В кириллице 33 буквы, в татарском кириллическом шрифте добавлено еще 5 букв- итого 38 букв! В татарском латинском шрифте 32 буквы

      • Анонимно
        10.10.2017 02:04

        Тов Сухов, ну чего простачком прикидоваться, не секрет же, еще Ильминский в 19 веке писал, в в целях ассимиляции и русификации татарскую письменность надо переводить на кириллицу. Он же и разработал кириллический алфавит для татар.

  • Анонимно
    8.10.2017 10:02

    Переход на латиницу в настоящее время да и в перспективе, это большой тормоз для развития татарской культуры. Столкнулся с тем, что очень тяжело приходится работать с документами и литературой татарской, когда до революции была арабица, потом латиница. Даже человеку знакомому с латинским и арабским алфавитом тяжело читать печатные тексты, а уж рукописи тем более. Перейти снова на латиницу это похоронить огромный пласт культуры для потомков.

    • Анонимно
      8.10.2017 12:47

      В наше время нет проблем конвертировать алфавит с помощью компьютера, программное обеспечение для татарского языка было разработано ещё в конце 20-го века.

      • Анонимно
        8.10.2017 13:13

        Что-то пока до сих пор не перевели все дореволюционные книги с арабской письменности на современный татарский....

        • Анонимно
          8.10.2017 15:46

          Программы для нормального распознавания татарской рукописи на арабице нет, да и литературный язык тогда довольно сильно отличался от современного. Эти книги нужно именно переводить, а не просто конвертировать.

          • Анонимно
            8.10.2017 18:19

            Будем конвертировать и переводить по мере необходимости. Несмотря на определенные трудности в начале - надо перейти! И это будет большой шаг в направлении сохранения языка и народа." Зур бәхетләр - сызганып эшкә бирелгәннән килә!"

    • М.К.
      9.10.2017 00:07

      ЧО за глупости?!
      Ну, возмоджно, арабицей сразу начать читать трудно, даже я должен был какое-то время привыкаитть.

      Но на латинице-то какие проблемы?
      Латиницу читать гораздо легче читать, чем кириллицу.
      ужу по своему сыну, он когда учился во втором классе нам каким-то чудом удалось добиться, чтобы в его школе были уроки татарского языка. Помню, как он мучился читать, чтобы учить наизусть "Шүрәле".
      Тогда я напечатал ему латиницей и он сразу начал правильно без ошибки читать и выучил без труда пару страниц.

      Кириллицу ведь вообще без подготовки невозможно читать, а уж писать вообще надо специально заниматься неделю, а то и две.
      А латиницей сразу без подготовки люди начинают читать и писать правильно.

  • Анонимно
    8.10.2017 10:20

    Похоже скоро увидим нового министра культуры РТ. Рамиль Чингизович достойный!

  • Анонимно
    8.10.2017 10:36

    //Все равно нам нужно татарское, на татарском должны говорить//

    Чтобы кинобизнес был окупаем - нужно как можно больше потребителей. Именно поэтому даже китайское (Гонконгское) кино китайцы делают на английском языке. Все эти Джеки Чаны и Брюс ли - не стали бы известны и популярны в мире, если бы эти фильмы были сняты на китайском языке. А ведь ведь китайская аудитория составляет 1,5 млрд. человек, а, скажем, татарская аудитория - 2 млн. в Татарстане - притом половина этой аудитория сельская аудитория, а сейчас в сельских клубах кино не показывают.

    Поэтому, если даже когда-нибудь какой-то татарский бизнесмен захочет заняться кинобизнесом, то чтобы бизнес был рентабельным, как минимум по началу, надо делать кино на русском языке. И главное - увлекательный контент. А увлекательность - тоже приводит к рентабельности.
    Если кинопродюсер будет изготавливать фильм на взятый в банке кредит (чтобы потом окупить его -и вернуть кредит), то он будет постоянно думать об увлекательности будущего своего фильма.

    А если фильм будет изготавливаться на дотации министерства культуры, то эти фильмы повторят судьбу унылых татарских книг, которые нужны только самим авторам этих книг.

    • Анонимно
      8.10.2017 11:01

      Я понял кадровый вопрос в республике самый больной вопрос.

      • Анонимно
        8.10.2017 14:05

        Кадров нет! С покупными дипломами,какие кадры? С дистанционным обучением, какие кадры?Сыновья и дочери на высоких позициях, набирают под себя таких же людей. Сильных кто возьмёт? Нужно же соответствовать уровню, а тут бац и нефига не разбираешься в элементарных вещах. Не дай бог, пальцем тыкать начнут.)
        Кадров в городе нет и не будет, пока на руководящих местах будут находиться люди, которые ВООБЩЕ не в теме!
        100%-ая подмена понятий во всём! Никакой логики в действиях. Никакой стратегии.
        Это и служит причиной, массового оттока кадров, из Казани. И правильно делают, что уезжают!

        • Анонимно
          8.10.2017 21:28

          Сильных кадров-государственников отодвинули.
          Пришло время приспособленцев и чиновников-бизнесменов.

    • Анонимно
      8.10.2017 13:16

      +100500! Амбиций куча,слов море! Каких только лозунгов нет - нам нужно татарское кино и т.д. и т.п. Да никто, кроме вас самих и ваших родственников не увидит этот фильм. В прокат никто не возьмёт, никто денег не даст на кино! А пилить бабло,выделенное на кино только ради того, чтобы отметиться на карте киноиндустрии, это любой может!
      Снимать кино, это очень дорогое удовольствие!

      • Анонимно
        8.10.2017 13:51

        На мой взгляд киноиндустрия в республике давно существует и, поверьте, бюджет ее очень приличный. Другое дело, что нет никакого обсуждения и критики этой сферы.А минкульту выгодно замалчивать эту тему.

    • М.К.
      9.10.2017 00:08

      А в чем проблема с окупаемостью? Можно же просто дотировать, например за каждого зрителя доплачивать 1-2 тысячи рублей, тогда и окупаемость появится.

  • Анонимно
    8.10.2017 11:14

    Прекрасное содержательное интервью. Да минкультуры РТ уже изжило себя. Название пора менять. Спасибо дорогой рамиль. Я когда работал в аппарате КМ РТ следиль какой вы интелектуальная личность. Таким и остались.Творческих успехов и здоровья вам и вашим близким.

  • Анонимно
    8.10.2017 11:45

    Лукавить Рамиль , он ушёл из Кабмина со скандалом, об этом знают многие . После этого путь в министры ему закрыли. Так что не все так просто

    • Анонимно
      8.10.2017 21:12

      Рамиль - прекрасный актёр, но чиновник - другая профессия. Он попробовал - не получилось. Все по верхам, говорить и делать - суть разные вещи, не надо уж быть такими наивными)))

  • Анонимно
    8.10.2017 12:33

    Рамиль абый - кумир мой с детства. На мой взгляд, человек, настолько искренне отдающийся своему делу - искренен во всём. Было бы, конечно, неплохо видеть именно его министром культуры, но ведь там на самом деле "по волчьи выть". Но то, что именно он должен возглавить Театр имени Г.Камала это бесспорный факт. Это его тема! А уже оттуда, с его опытом и авторитетом позиции заниматься продвижением и Татарского языка и Татарского кинематографа. Удачи Вам во всём, Рамиль абый, и крепкого здоровья (с нервами)!!!

    • Анонимно
      8.10.2017 14:15

      Вы делаете медвежью услугу своему кумиру. В этом театре каждый занимается своим делом, и тем он отличается от других учреждений культуры.

      • Анонимно
        9.10.2017 00:04

        Поддерживаю! Рамиль Чингизович - абсолютно гениальный актер! Так пусть же он будет гениальным актером, а не очередным министром.

    • Анонимно
      8.10.2017 16:43

      Кызганыч,Камал театрында да чын әдәби татар теле югалып бара. Бигрәк тә яшь актерлар телнең нечкәлекләрен белмиләр,тоймыйлар,дикцияләре начар,авызларында ботка пешерәләр,ярты сүзләре аңлашылмый. Сәхнә теле дәресләрен кем укыта икән аларга?

  • Анонимно
    8.10.2017 13:45

    очень рада что он вернулся в театр! на самом деле нужно признать в театре нет уже колоритных актеров его поколения! молодежь очень мелкий, нет ярких личностей! критики нет, как и везде только хвастаются мелкими делами, показывая за большого!

  • Анонимно
    8.10.2017 14:15

    Не буду спорить, можеть Рамиль и звезда, и умница. Но. Нынешний директор театра Камала на своем месте, и с чего вдруг его менять и на Рамиля на его место! И с комментом про отсутствие в театре колоритных актеров его поколения - не соглашусь. Не буду пофамильно называть кого то, дабы не обидеть не упомянутых. Театр развивается, на спектаклях аншлаги, постоянно фестивали, творческие мастерские! Ни один другой театр Казани и Татарстана не ведет такую разноплановую работу. Замечательно прежде всего для него самого, что он вернулся в театр, но говорить , что без него театр умирал - это неправда.

    • Анонимно
      8.10.2017 14:28

      Вы правы,Рамиля нельзя противопоставлять театру!Коллективу!

      Но хочется узнать правду-почему в свое время уходил Равиль Шарафиев,да и Рашит Шамкай тоже.....?Они же ЦВЕТ нации!!!!Или об этом говорить не этично?знакум

      • Анонимно
        8.10.2017 14:54

        Шамкай - уникальный артист, его юмор похлеще райкинского будет. Но к сожалению он один, ибо весь татарский юмор плоский и не остроумный.

  • Анонимно
    8.10.2017 14:54

    Унышлар Сина, Рамиль абый! Нэрсэ хэерле, шул булсын

  • Анонимно
    8.10.2017 14:59

    Весь разброд в театре начался с приходом нового режиссёра Бикчантаева

  • Анонимно
    8.10.2017 15:02

    Там что-то про сабантуй упомянуто, хочу своё мнение высказать. То, что сейчас проходит каждым летом в Казани под названием сабантуй, это что угодно - гулянка, мероприятие и т.д. Но от настоящего сабантуя там ничего не осталось. Нет того ощущения НАРОДНОГО праздника, когда каждый простой человек ощущал, что этот праздник для него, когда люди приносили покрывала, еду и выпивку с собой, располагались на полянках, и отдыхали душой и телом. Был дух праздника для народа! А что сейчас. "Лубочночть" и искусственность сабантуя так и выпирает наружу. Кругом полиция, всё вращается вокруг шатров с шашлыками, проходишь мимо всех конкурсов, и понимаешь, что сабантуя настоящего нет, и это печалит, да так сильно, что я уже несколько лет не хожу на это мероприятие. Наверное, если поехать в какую-нибудь татарскую деревню, где без всякой показухи сабантуй организовывают, то там и обнаружится настоящий сабантуй, но в Казани это точно не сабантуй, а его имитация...

    • Анонимно
      8.10.2017 16:16

      Была в деревне - такой же унылый базар.

      • Анонимно
        8.10.2017 16:37

        16.16. Сочувствую, Вы не были в вечерних сабантуях, организованных вскладчину самими односельчанами.

    • Анонимно
      8.10.2017 20:12

      Поймите, в миллионном городе не может быть настоящего Сабантуя ,это праздник сельский, родовой, семейный в конце концов,поэтому там где эти связи между людьми потеряны,
      он в принципе невозможен.

    • М.К.
      9.10.2017 00:09

      Сабантуй, вообще-то. весной проводиться должен

  • Анонимно
    8.10.2017 16:27

    Если я не ошибаюсь и его попросили с раьоты...

  • Анонимно
    8.10.2017 16:31

    Мне фильм "Зулейха" понравился. А по ТНВ почему его не показывают?

    • Анонимно
      8.10.2017 17:44

      А мне "Дилемма"не понравился. Играть совсем не умеют. Лучше б на татарском играли!

  • Анонимно
    8.10.2017 16:55

    Самоуверен и излишне амбициозен излишне.А мин. культуры и образования давно пора сменить,сидят не в "своих" санях

  • Анонимно
    8.10.2017 17:00

    Я очень люблю Рамиля Тухватуллина.
    Но считаю, что некоторые вещи он намеренно обостряет.
    Я, например, не согласен , что у нас , татар, нет больших поэтов.
    Лично я считаю величайшим лириком Ильдара Юзеева, ничем не уступающим Олжасу Сулейменову. Зульфат Хаким тоже из этого ряда.
    Вот отметили в российском пространстве Гузель Яхину. А ведь татарских писателей, пишущих намного лучше нее, очень много. А вот напиши ты по русски и "по шерсти" в тему, и ты признана светилом и одарена наградами.
    И упоминать душителя татар в Башкортостане (я оттуда) Муртазу Рахимова в качестве положительного примера-это почти кощунство. Не нужны татарам такие примеры. Мы намного выше. И сильнее. Разве могут татары подавлять других?
    Сабантуи надо не обзывать , а делать более чистыми, искренними. Это великие традиции. Их надо беречь, оберегать.
    И последнее. Насчет татарских артистов. Я уверен, что наши камаловские артисты по уровню не уступают признанной Чулпан Хаматовой. Это относится и к Рамилю Тухватуллину.

    • Анонимно
      8.10.2017 17:35

      Почитайте,только внимательно, биографию Олжаса Селейменова, может тогда поймёте мысль!

      • Анонимно
        8.10.2017 19:55

        Читал,читал, много читал.
        "Олжас! Сотрясение семечки,
        но сплевываешь себе в лицо, когда 36-70
        летит через колесо.
        Сто километров с запуска,
        сто километров запросто.
        Азия у руля,
        как шпоры вонзились запонки
        в красные рукава."
        А.Вознесенский.

    • Анонимно
      9.10.2017 14:38

      Министерство культуры и нацинальной политики в Башкортостане.Об этом Рамиль эфенде говорил.

  • Анонимно
    8.10.2017 17:52

    Для татар театр больше чем театр. Из-за отсутствия собственной киноиндустрии это наше всё, поэтому предлагаю в комментариях исключить зависть и направить общие усилия на развитие основного вида искусства, каким сейчас является театр.

    • Анонимно
      8.10.2017 21:35

      Из-за отсутствия молитв на татарском, театр для татар заменяет и мечеть. Не только является полумечетью, как сказал Рамиль әфәнде.

  • Анонимно
    8.10.2017 19:16

    На счет того что мог бы стать министром, он конечно говорить в чей то адрес и зря об этом - не надо было. . Смеяться только будут , да еще очернять и на новом месте могут навредить.
    Актер безусловно хороший, мы ради него иногда ходили. Рад что еще увидем .

  • Анонимно
    8.10.2017 20:30

    При всём уважении к Рамилю Чингизовичу, он, прежде всего, талантливый актёр. И пусть его личные разногласия с Бикчантаевым останутся в прошлом. Ради Профессионального Татарского театрального Искусства. А по поводу его амбиций как чиновника жизнь покажет. Не всегда хороший актёр прекрасный министр. Да и Культура не только Театр.

  • Анонимно
    8.10.2017 20:45

    Зулейха- просто нож в сердце. Чукча.

    • Анонимно
      8.10.2017 21:39

      20.45 Это понравилось или нет?

      • Анонимно
        8.10.2017 22:23

        А Вы как думаете?! Весь день под Впечатлением, только что-то не видно Мастодонтов БО и их комментариев относительно этого интервью! Но только предупреждаю, что борьба развернется Нешуточная!

  • Анонимно
    8.10.2017 21:36

    Салават Закиевича надо поставить министром !!!!! Только он сможет!!!!

  • Анонимно
    8.10.2017 22:25

    Будем считать, что татарскому театру повезло с директором.
    Это то место куда надо делать вложения.
    Именно там развивается и популяризируется татарская культура!
    База есть. Алга!

  • Анонимно
    8.10.2017 23:33

    Элвина Грея в министры!

  • Анонимно
    9.10.2017 00:04

    Короче. Тухватуллин - личность и талант. Хорошо, что он вернулся. Свою роль в "Скрипач на крыше" он исполнял бесподобно. Сколько лет прошло, а запомнился.

  • Анонимно
    9.10.2017 01:05

    Зря он про казахов так. Видать не смотрел их фильмы. Последние комедии, приятно посмотреть. И на РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

  • Анонимно
    9.10.2017 08:11

    Все очень поверхностно, все о себе любимом. Бикчантаев предложил роль и вернул в театр. А текст статьи,..Знающие улыбаются.

    .


  • ТЕАТР ЧЕХОВА.

    Сидим с барыгами на хате,
    И о свободе стали пздеть,
    Наш друг сказал: «Она во МХАТе,
    Давайте съездим, - посмотреть».

    Его всегда подозревали мы,
    Что сам от мира не сего,
    Он увлекается бинарами, -
    « Рулетка русская», его.

    «Белугой» в жилах разогнали кровь,
    До состояния пару Мах,
    И слово, значит, бьёт и в глаз, и в бровь,
    Ведь, если пьян – всё на понтах?!

    Ха-ха – СВОБОДА - что ли сбрендил, брат?
    Кому в России нахх нужна,
    Свобода, здесь, такой же суррогат,
    Прям, как Рено с АЗЛК.

    Короче, прыгнули на Гелеки, - *
    Раздвинь-ка ноженьки Москва.
    Эх, в детстве были только велики,
    И дружба чистая была.

    Нас научил товарищ Бу’рбулис,
    Как деньги можно зашибать.
    Ребята, как же мы так скурвились? -
    За доллар можем всё продать.

    И ночь стоит совсем кромешная,
    А сторож, двери, всё же, отворил…
    Парит на сцене чайка снежная,
    Парит, пока хватает сил.

    Стоим мы, ею заворожены,
    Вот-вот раздастся птицы крик.
    Полётом чайки очарованы,
    И тут вопрос, вдруг, к ней возник.

    -Зачем свобода тебе милая -
    Вне стен театра, что за прок?
    Россия, как и прежде, некрасивая,
    Не важно – рядом запад иль восток.

    Свобода здесь скорее в тягость,
    Ведь можно не свободой заплатить,
    Театру Чехова одна тут радость,
    Коль дали выжить - будет жить!


    Короче, прыгнули на Гелеки * - имеется ввиду- сели в автомобили Мерседес- Гелендваген- жарг.(прим. автора).

  • Tatar Хайпер
    9.10.2017 11:57

    Хорошее и доброе интервью, как и сам человек! Успехов в работе вам!

  • Анонимно
    9.10.2017 12:32

    А может быть устраивать конкурсы на должность министра культуры?
    Может быть есть среди нас с вами достойные кандидаты с программами развития национальной культуры,молодежной и пр.пр.?
    Не верится ,что оскудела талантами земля Татарстана...

    • Анонимно
      9.10.2017 14:41

      12.32 Соглашусь, но просто не получится, ведь там работает армия своих, представьте какое будет противостояние из вне и внутри МК. Сомневаюсь в победе.

  • Анонимно
    9.10.2017 13:04

    На пост министра культуры нужен грамотный управленец, а не актёр, музыкант или танцор - типа из наших, он поймёт. Он никогда не поймёт, т.к. будет всегда гнуть палку под своё направление.
    Нужно прекращать бюджет минкульта закидывать в одни ворота. Есть другие и театры и коллективы и т.д. и т.п. Всем известно, как делится бюджет - сидит "гениальнейший" директор одного театра, другого и третьего. Это барский стол. Остальным остатки со стола.
    Статус народного артиста РТ, лично для меня, потерял ценность! Он полностью ОБЕСЦЕНИЛСЯ! Ибо раздаётся на право и налево! Люди годами шли и так не заслужили. А тут из одного города выступила, спела и всё, народная. Пафоса и гонору - посмотришь и думаешь, во как переклинило то.

  • Анонимно
    9.10.2017 16:52

    Акыллы малай. С годами приходит мудрость. Рад за него, а некоторые так и живут неспособные на поступок.
    Сабантуй в Татарстане и за пределами, давно превратили из народного праздника в балаган. Москвичи все угробили.
    Заорганизовали до такой степени, что тошно. Ни алла ни мулла, пропал дух эпоса, шайтанбайрам. Аракы пьют и бум-бум-бум слушают.
    Просто Рамиль остался человеком и не превратился в чиновника.
    Искренне рад, из Кабмина ушел последний романтик...

  • Анонимно
    9.10.2017 17:16

    Видимо, процесс с языком на обошел его стороной...

    • Анонимно
      10.10.2017 00:30

      И это правильно!
      Хватит долдонить об ущемлении.
      Надо создавать языковую среду и театр самое лучшее место!

      • Анонимно
        10.10.2017 16:47

        А что вы пытаетесь татарский язык загнать или на кухни или в театр? Татарская разговорная среда должна быть на улицах Казани и других городов РТ, и татарский язык должен звучать ВЕЗДЕ !

  • Анонимно
    9.10.2017 22:58

    Сабантуй в Казани мне очень нравится. 2года подряд ездила, в восторге от уровня организации мероприятия. Зачем видите во всём негатив. кто хочет, может и посидеть на поляне, покушать свою еду или купить там. Ждём следующего сабантуя в Казани. Учитель.

  • Анонимно
    10.10.2017 21:44

    Учился с Рамилем в одной школе № 18... Даже как то подрались... Ну да, согласен культура должна определяться образованием в школе № 18 в 80-ые годы.........................

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль