Культура 
8.10.2017

«Миляуша Айтуганова предложила простую схему дистрибьюции через Татарстан...»

Альбина Нафигова о том, как наша республика оказалась в центре нового кинотрафика

На прошлой неделе в Стамбуле завершился II фестиваль документального кино «Тюркский мир». Программный директор казанского международного фестиваля мусульманского кино Альбина Нафигова, которая выступила на турецком форуме в качестве жюри, в материале для «БИЗНЕС Online» рассказывает о целях фестиваля, о новой ассоциации кино тюркского мира и о фуроре, который произвела там гендиректор «Татаркино» Миляуша Айтуганова.

«МЫ С ВАМИ КОЧЕВНИКИ И СОБРАЛИСЬ, ЧТОБЫ ВЫБРАТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ НАШИХ ФИЛЬМОВ И ФЕСТИВАЛЕЙ»

«Мы с вами кочевники и собрались здесь, чтобы выбрать оптимальный маршрут для наших фильмов и фестивалей», — прозвучало в первый день международного кинофестиваля документальных фильмов тюркского мира на панельной дискуссии, посвященной организации кинофестивалей. Я ответила подобным образом на вопрос из зала, а случилось так, что это и стало отражением смысла фестиваля.

По счету он второй, по характеру кочующий. Главное место действия: Стамбул. Вообще, рабочая длительность фестиваля составила три полных дня. Турецкие организаторы умеют заставить работать. В качестве члена жюри мне довелось это испытать в полной мере. В финал профессиональной основной номинации попало 12 фильмов, на них три денежных приза. Кроме того, было еще две секции. Заседали трижды.

«Мы будем обсуждать каждый фильм, на двух языках», – это председатель жюри. Сказано — сделано.

Возглавил жюри кинофестиваля Ходжакули Нарлиев, который был в Казани в этом же статусе в 2014 году. Вообще, он один из идеологов этого синематического курултая. Собрать кино тюркоязычного мира — этим он и его сподвижник Байрам Мухамедов занимаются давно. Поддержку в кинематографическом мире Турции им оказывает Ихсан Кабил, киновед и кинокритик (был в жюри 2015 года).

Как и любой кинофестиваль, стамбульский можно было разделить на три зоны внимания: зрительские киносмотры, судейство жюри, оценка прессы.

«ФАНЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО ПО ВСЕМУ МИРУ УМЕСТЯТСЯ НА МАДАГАСКАРЕ, ЕСЛИ СОБРАТЬ ИХ ВМЕСТЕ»

Кино и пресса

Учредителем фестиваля стала организация типа нашей «Татмедиа», куда входят газеты и журналы с типографиями, поэтому с полиграфией у турецкого форума все окей. С вниманием прессы — тоже. Большое участие приняла телерадиокомпания TRT (и в организации работы фестиваля, и в жюри). Кинопоказы проводились на базе университета, там же прошли дискуссии и главное событие фестиваля — создание ассоциации кино тюркского мира. Поскольку фестиваль совсем молодой, а миссия его непростая — продвижение документального кино, внимание зрителя было таргетированное. Это были в основном абсолютно вовлеченные люди, киношники, журналисты, исследователи, студенты. Их было немного, но смотрели внимательно. Фаны документального кино по всему миру вполне уместятся на Мадагаскаре, если собрать их вместе. Хотя их количество постоянно растет, продвигать данный продукт непросто, поэтому надо поставить пять баллов организаторам за главную цель — показать лучшие фильмы в разных тюркоязычных странах в виде эха фестиваля и пристроить его на ТV. Если это воплотится в полной мере, то можно будет назвать фестиваль уникальным. Такое бережное отношение к материалу из 3 тыс. кинофестивалей мало кому удается продемонстрировать.

Трудности естественного отбора

Три дня работы фестиваля, с утра до поздней ночи. Фестивальный директор Туран-бей после закрытия поинтересовался моим мнением. И мы имели увлекательный диалог о судьбах селекции, потому что я лично неплохо знаю кино тюркского мира и у меня были вопросы. И от Татарстана сюда было отправлено несколько фильмов. И у башкирской участницы помимо представленного фильма были работы посвежее и помощнее. Но селекция была исключительно сфокусирована на термине «тюркская культура», причем не в самом широком ее понимании. Отсюда прозвучал вывод: понятие «культура» надобно трактовать шире, это сделает программу колоритнее. Хотя для молодого фестиваля (повторюсь, этот второй) программа получилась географически весьма интересной. Много ли вы знаете о туркменском кино? Я помню сказки из эпохи советского экрана, фильмы Нарлиева и Сапарова — пожалуй, все. А здесь оно было, даже победило большинством голосов развитое кино Казахстана и Якутии. Хотя в моем личном топе якутские «24 снега» были на втором месте. Среди аксакалов я была самой молодой, спорила, конечно, но оказалась в меньшинстве. И потом я была единственным арт-менеджером и смотрела наполовину глазами зрительного зала. К мнению моему серьезно и внимательно прислушивались, но цифры — упрямая вещь. С детства не люблю математику!

«ИЗ ТАТАРСТАНА БЫЛ ВЫБРАН ФИЛЬМ ПРО МОСКОВСКУЮ СОБОРНУЮ МЕЧЕТЬ С РЕНАТОМ ИБРАГИМОВЫМ»

И темы, которые открылись на фестивале

Может ли нетюркоязычный режиссер представить картину на фестиваль? Да, если картина о тюркской культуре. И уже здесь мы наблюдали такое участие.

Есть ли другие фестивали в Турции и почему этот стал местом собрания кочевых народов мира? Фестивалей море. На круглом столе я увидела организаторов еще трех турецких кинофорумов, о которых прежде не слышала. Проблема недокоммуникации есть в нашем мире, в фестивальном — тоже. И даже внутри одной страны, чего уж говорить о целой языковой группе. Поэтому организаторам большой респект за то, что привлекли представителей практически всех снимающих тюрок. Привлекли внимание своего минкульта. И сделали фокус — внимание! — на документальном кино под эгидой прессы. Это почти гениально.

Что там делал Татарстан?

Татарстан трижды участвовал в разных ипостасях. В жюри меня пригласили заблаговременно. Затем в ходе селекции был выбран фильм из Татарстана про Московскую соборную мечеть с участием муфтия, Рената Ибрагимова и Эрдогана. И наконец, в третий день фестиваля состоялось поистине интереснейшее событие: 30 сентября в Стамбуле была организована специальная платформа — ассоциация кино тюркского мира. Организации предстоит заняться продвижением, развитием копродукционных схем, поддержкой проката и фестивальных маршрутов.

За огромным столом в присутствии 24 флагов тюркоязычных стран и регионов собрались представители государственных институций и общественных организаций Кавказа, Башкортостана, Татарстана, Якутии, Чувашии, Кыргизии, Азербайджана и, конечно, Турции. Последняя была представлена и фестивалями, и режиссерами, и прессой, и министерством культуры, и новой коммерческой структурой. Модерировал киновед, кинокритик Кабил (я называю его ходячим фондом турецкой кинематографии). Директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова — наш представитель — выступила блестяще. Она предложила простую схему дистрибьюции через Татарстан и акцентировала внимание на продвижении. К слову сказать, ее речь оказалась в топе выступлений с представителем минкульта Турции и гостем с Кавказа. Это обеспечило сразу вхождение в совет. Тут же была передана награда для турецкого режиссера, получившего Гран-при на нынешнем фестивале в Казани.

«ОНИ НЕ РЕВНУЮТ И НЕ ИГРАЮТ В ГОСЗАКАЗ, ПОТОМУ ЧТО НЕ СНИМАЮТ»

Кроме того (кочевые заметки на полях)

Казахстан. Кроме развивающейся кинематографии и евразийского кинофестиваля меня приятно удивило появление новой волны киноведов и кинокритиков, которых взращивает эта страна. И правильно делает. Это тот компонент плодородной почвы, которого Татарстану очень не хватает. Киноведы отслеживают динамику, они в теме, они коммуникаторы с киномиром, они не ревнуют и не играют в госзаказ, потому что не снимают, они осмысленно смотрят и пишут грамотные статьи, организовывают кинофорумы и фестивали для молодых и постоянно держат в тонусе всю кинематографическую рать.

Киргизия. Страна короткометражного кино. Страна интересных документальных фильмов. Страна, где 35% контента в залах — свое кино. Садык Шер-Нияз не только снял дорогой блокбастер, который знают в тюркском мире и за его пределами, но и организует фестиваль азиатского кино в Лос-Анджелесе. Фестиваль вызывает интерес, там принимают участие оскаровские академики, а сейчас событие получает поддержку «Золотого глобуса» и Variety (самого авторитетного СМИ в области кино).

Якутия. Министерство культуры этого региона, как и все министерства культуры, — машина тяжелая, поэтому особенно важно, чтобы там работали люди, неравнодушные к кино. Самое массовое из всех искусств — кино — содержит больше всего ловушек. В нем борются и скрещиваются две стихии: миссия и бизнес. Министерству культуры надо быть в теме, и мне показалось, что из Якутистана (здесь Якутию называют именно так) приехал именно такой человек. Один аксакал сказал так: «Я — дятел, ты — дятел, она — дятел. У дятла голова не болит, пока он свою цель не продолбит». Якуты написали письмо с предложением в законопроект о прокатке, они составляют «дорожную карту» новых кинотеатров и уже точно понимают, что поддерживать надо не только само производство, но и всю инфраструктуру.

«МЫ ПОНИМАЕМ ЯЗЫК ДРУГ ДРУГА, НАС МИЛЛИАРД, НО МЫ ВЫНУЖДЕНЫ ОБЩАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ПЕРЕВОДЧИКА»

Турция. Одна из сильнейших кинематографий в мире, а показывают ее мало. (У нас, например, только в «Мире»). Свой процент фильмов в залах очень неплохой. Если российского кино в собственных залах всего 18%, то турецкого в их ареале — более 50%. Единый бокс-офис и коммерческая аналитика есть, а вот единой организации по отслеживанию и сбору информации вообще нет, хотя фонды имеются. Но зато есть желание показывать российское кино. Кстати, «Великолепному веку» в Стамбуле не поклоняются.

Про Голливуд. Голливуд вспоминали нечасто, но вспоминали: и как пример, и как головную боль, и как модель, и как фестивальный набор селебрити, и про гениальную выходку якутских девушек — собрать свое серебро и выплавить «Оскар» для Ди Каприо. Дважды было процитировано выражение из «Крестного отца» про предложение, от которого трудно отказаться. Но трудности перевода не смогли донести мысль полностью.

— Мы понимаем язык друг друга, нас миллиард, но мы вынуждены общаться через переводчика, нас мало в залах (если объединить все сетования в одно предложение, то это звучит именно так).

— Мы должны знать количество посадочных мест в кинотеатрах и каналов сбыта на ТV для нашего кино. У каждого из нас есть фестивали, международные по содержанию и качеству, которые могут принимать наше кино. Надо все это просчитать и выстроить в единую схему. И это реально.

Это общая мысль. Ею завершил свое выступление представитель минкульта. И в принципе, если хватит здравого ума и терпения, действительно все составляющие есть для того, чтобы сказать: маршрут построен.

И географически, и по фестивальному календарю Татарстан — в центре этого кинотрафика. В мире кино кочевые традиции стоит беречь и приумножать. Это очень хорошо можно применять для взаимного проката и продвижения фильмов не только тюркского мира.

Альбина Нафигова

Фото автора

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.10.2017 17:12

вообще то мы уже имеем возможность наблюдать национальное кино с местным колоритом и даже в технологии стерео и элементами присутствия. Речь идет о театре. Кино это слишком широкий замах.Такой же , например, как иметь свой футбол на уровне Европейского, или баскетбол на уровне Барселоны. Вопрос в том -для чего нам кино? Чтобы потешить свое самолюбие? Делать великие полотна на уровне Феллини или Мастрояни? Вряд ли булдрабыз.
Но тогда зачем?Давайте спросим вначале-зачем нам кино? То что делается-жалкие потуги "быть похожими" на мировое кино с элементами исторической документалистики. Но скучно братцы, ох как скучно зреть на "Белые цветы"! Есть один путь с использованием полностью авангардистского пути,примерно по типу "Аватара",где можно поднимать общечеловеческие проблемы и где все зависит только от фантазии автора. Но есть ли такие творческие лица сегодня? Так и хочется привести в примере истории -взятие Казани Иваном Грозным. Кому то покажется неприемлемым данный факт. А с другой стороны -это одна из страниц, которая положила начало совершенно другим отношениям местных жителей и государства. Было же в истории реальное событие -восстание Спартака-сделан одноименный и неплохой кстати фильм. В Башкортостане есть национальный герой Салават Юлаев-тоже готовый материал по следам его деятельности. Наверное нечто подобное можно показать и про Казань. Чтобы смотреть было интересно не только живущим в Татарстане или Турции, но и в Италии или Испании. Чтобы создавать шедевры-нужна своя актерская база,свои традиции и стиль,несколько поколений сценаристов и режиссеров. Быть может начать с кастинга актеров для короткометражных фильмов? Это как вариант. Вспомним знаменитую троицу Вина Моргунов Никулина. Они делали фильмы одной только мимикой. Или знаменитые грузинские короткометражки. До сих пор помнятся их незамысловатые сюжеты с национальными песнями и колоритом. Начните с малого друзья мои, а великое придет со временем.
Булдырган

  • Анонимно
    8.10.2017 09:22

    Нужно статусные мероприятия посещать и там производить фурор. Что мешает на Канские Львы поехать? Сделать из этого захода глобальный инфоповод с максимальным эффектом рекламного шума.

    • Анонимно
      8.10.2017 11:59

      КаННские львы не о кино, батенька) это другой фестиваль. Прежде чем по Клава клацат надобно знать, что за фильмы не львов, а пальмовую ветвь вручают)))))

      • Анонимно
        8.10.2017 13:42

        Клацать или болтать разницы нет, а когда кино будет?

        • Анонимно
          8.10.2017 14:19

          Прямо сейчас на выходе два полнометра, еще два в съемках. Еще в 15 году один полнометр был событием, сейчас шесть в год. Дорогу осилит идущий, уважаемый. А что вы сделали? Пишите еще, нам нужны талантливые писуны)

          • Анонимно
            8.10.2017 14:35

            Все отчеты о полнометрах и есть ваша успешная писанина, а посмотреть? А посмотреть то нечего! За много лет ничегошеньки не получилось.

            • Анонимно
              8.10.2017 14:59

              За много лет не знаю, за три года нормальная динамика. Будет лучше.

        • Анонимно
          8.10.2017 22:03

          Имеея в наличии много лет, бюджетную организацию татаркино, республика не получила отдачи в виде новых фильмов. Лишь освоение бюджета, отчеты о сохранении фильмофонда советских времен и заслуженного работника батракова. А приход Айтугановой и попытки оживления данного направления, видимо встали как кость в горле у татаркиношников. До этого не надо было, а теперь вынь да полож новые фильмы за три копейки и не хуже голливуда. Отсюда и столько негативных комментов. Работать уже давно разучились,а желчь кипит.

    • Анонимно
      8.10.2017 21:51

      Татаркино давно уже в глубокой тине, и назначать руководителем человека, который и представления не имеет о своей работе, человека очень занятого по мимо Кино. Впечатление, что цели только материальные.

  • Анонимно
    8.10.2017 09:32

    То вы основа нации, то вы кочевники. Определитесь уже

  • Анонимно
    8.10.2017 09:48

    Татарского кина нет и не будет. Так что директор татаркино правильно сообразила, легче ввозить турецкие фильмы, чем свое снимать. Скоро потянутся киночелноки с баулами

    • Анонимно
      8.10.2017 14:33

      А об обратном трафике не думаете? Если есть рынок на 35% неголливудского, значит туда можно войти. Если кочующий фестиваль поможет татарстанскому доку выйти за пределы региона чисто с промо-туром уже не так плохо.

  • Анонимно
    8.10.2017 10:08

    «Мы с вами кочевники»

    Не все тюрки - кочевники, хотя абсолютное большинство тюрков, конечно, имеют прошлое кочевников.

    Узбеки, например, всегда были ОСЁДЛЫМ народом - и именно поэтому они создали великие города прошлого (Самарканд, Хорезм, Коканд, Бухара), великих учёных (Улугбек, Авиценна и т.д.), учёные труды известные во всём мире.

    • Анонимно
      8.10.2017 14:22

      Согласна, но в зале как раз узбеков не было. Но хотя кино от них было.

  • Анонимно
    8.10.2017 10:10

    //и мне показалось из Якутистана (здесь Якутию называют именно так)//

    По-моему, якуты имеют для своей республики самоназвание - "Саха"?

    • Анонимно
      8.10.2017 12:00

      А там представитель Якутии назвал свой регион именно так. И?

  • Анонимно
    8.10.2017 11:19

    За бюджетные деньги съездить, и плохо выступить?! Это вам не Соловьев

    • Анонимно
      8.10.2017 14:20

      Не переживайте вы так сильно за чужие бюджеты. Расходы обычно берет на себя принимающая сторона)

      • Анонимно
        8.10.2017 14:30

        Прожигатели денег налогоплательщика активизировались. Когда это все расходы командировки оплачивала принимающая сторона? Частично может, но не все, не правда ваша.

        • Анонимно
          8.10.2017 15:01

          А вот и нет,моя правда) я не работаю в бюджетном учреждении и езжу за счет принимающей стороны))

  • Анонимно
    8.10.2017 13:40

    Была маленькая надежда на возрождение татарского кино, но вижу, что зря надеюсь, все походит на лекции в универе, учеба это одно, а реальная жизнь другая.

  • Анонимно
    8.10.2017 15:24

    Нужно побольше денег бухнуть,спектакль на выходе!Талантище с директором лжетатаркино!

    • Анонимно
      8.10.2017 16:34

      В зрительном зале много мест, присаживайтесь и наслаждайтесь спектаклем)

  • Анонимно
    8.10.2017 17:12

    вообще то мы уже имеем возможность наблюдать национальное кино с местным колоритом и даже в технологии стерео и элементами присутствия. Речь идет о театре. Кино это слишком широкий замах.Такой же , например, как иметь свой футбол на уровне Европейского, или баскетбол на уровне Барселоны. Вопрос в том -для чего нам кино? Чтобы потешить свое самолюбие? Делать великие полотна на уровне Феллини или Мастрояни? Вряд ли булдрабыз.
    Но тогда зачем?Давайте спросим вначале-зачем нам кино? То что делается-жалкие потуги "быть похожими" на мировое кино с элементами исторической документалистики. Но скучно братцы, ох как скучно зреть на "Белые цветы"! Есть один путь с использованием полностью авангардистского пути,примерно по типу "Аватара",где можно поднимать общечеловеческие проблемы и где все зависит только от фантазии автора. Но есть ли такие творческие лица сегодня? Так и хочется привести в примере истории -взятие Казани Иваном Грозным. Кому то покажется неприемлемым данный факт. А с другой стороны -это одна из страниц, которая положила начало совершенно другим отношениям местных жителей и государства. Было же в истории реальное событие -восстание Спартака-сделан одноименный и неплохой кстати фильм. В Башкортостане есть национальный герой Салават Юлаев-тоже готовый материал по следам его деятельности. Наверное нечто подобное можно показать и про Казань. Чтобы смотреть было интересно не только живущим в Татарстане или Турции, но и в Италии или Испании. Чтобы создавать шедевры-нужна своя актерская база,свои традиции и стиль,несколько поколений сценаристов и режиссеров. Быть может начать с кастинга актеров для короткометражных фильмов? Это как вариант. Вспомним знаменитую троицу Вина Моргунов Никулина. Они делали фильмы одной только мимикой. Или знаменитые грузинские короткометражки. До сих пор помнятся их незамысловатые сюжеты с национальными песнями и колоритом. Начните с малого друзья мои, а великое придет со временем.
    Булдырган

  • Анонимно
    13.10.2017 01:03

    Шапкозакидательством заниметесь, уважаемые. Текст оценочный и без конкретики. Айтуганова завалила ТНВ, а теперь развалит и Татаркино. Человек ни дня в кино не работал, о кинопооизводстве понятия не имеет.
    Жаль...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль