Общество 
9.10.2017

«То, что на следующий год мы уже сможем здесь купаться, становится ближе к факту»

Алексей Песошин и Ильсур Метшин открыли кран на трубе, которая через четыре месяца наполнит систему озер «Лебяжье» водой

Сегодня систему озер «Лебяжье» в Казани начали заполнять водой. «Донором» стало Изумрудное озеро, более известное в народе как Карьер. Все лето на средства ТАИФа шли масштабные работы по дноуглублению и гидроизоляции — компания вложила 272 млн рублей. Что думают по этому поводу экологи, когда на озерах можно будет плавать на катамаранах и лодках, поселятся ли здесь лебеди и что станет с лыжной базой, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

Альберт Зарипов (справа) дает 100-процентную гарантию, что теперь-то вода точно никуда не уйдет. По его словам, ценные породы деревьев и растений были пересажены совместно с «Горводзеленхозом» — как на берега озер, так и на улицы города

«БЫЛА ПРОВЕДЕНА ОГРОМНАЯ, НЕ ИМЕЮЩАЯ АНАЛОГОВ ЭКОРЕАБИЛИТАЦИЯ ОЗЕРА»

Сегодня утром премьер-министр РТ Алексей Песошин, а также мэр Казани Ильсур Метшин дали новую жизнь системе озер «Лебяжье». Все лето там велись дноуглубительные работы, была произведена гидроизоляция дна Большого и Светлого озер — и вот пришла пора заполнять котлованы водой.

В районе 10 утра к Светлому Лебяжьему начали съезжаться дорогие внедорожники. На небольшой забетонированной площадке, как на островке безопасности, сгрудились и привезенные «на пленер» журналисты. Взору приехавших предстало дно будущего озера, полностью очищенное от какой-либо растительности, покрытое песком. В центр «воронки» была подведена труба, из которой, по задумке строителей, в озера будет поступать живительная влага из озера Изумрудного. Но к моменту приезда премьера и мэра, которых сопровождали также помощник президента РТ Наталия Фишман и гендиректор ПАО «Казаньоргсинтез» Фарид Минигулов, воды на дне практически не было. Скромная лужица, говорят, скопилась благодаря прошедшим на днях дождям.

«Была проведена огромная, не имеющая аналогов экореабилитация озера. Это большой подарок жителям, — восхищался масштабом проделанной работы Метшин, — Вот и солнышко вышло!» Далее он дал команду открывать задвижки. Минуты через полторы из трубы послушно зажурчала вода, и руководители поспешили сделать историческое фото на память — на фоне озера, которое начало потихоньку наполняться водой. 

«Это только первый шаг. Следующий этап — это благоустройство, дорожки, вся необходимая инфраструктура, мы долго к этому шли, сегодня — историческое событие!» — заявил Метшин под тихий плеск воды.

Песошин напомнил, что ранее уже были попытки спасти озера (но всякий раз неудачные), и заявил, что увиденное сегодня вселяет в него надежду. Минигулов заметил, что подключился к проекту экореабилитации озер всего год назад, и подчеркнул, что его компания заинтересована в том, чтобы «озера и природа вокруг были пригодны для отдыха» жителей. Фишман благодарила за «героический труд» подрядчика — «Татмелиорацию»: «900 тысяч кубических метров грунта, 100 «КАМАЗов» каждый день в течение четырех месяцев», — восхищалась она, а также порадовала тем, что в минувшую субботу проект дальнейшего благоустройства системы озер «Лебяжье» получил «серебро» от российского союза архитекторов.

Взору приехавших предстало дно будущего озера, полностью очищенное от какой-либо растительности и покрытое песком

СТОИМОСТЬ РАБОТ — 272 МИЛЛИОНА

Система озер «Лебяжье» изначально состояла из четырех водоемов  Большого, Малого, Светлого и Сухого, соединенных между собой узкими протоками. Подземными водами озера не подпитывались, существуя за счет водосбора со всей прилегающей территории. Их усыхание началось еще в 60-х годах прошлого века — из-за строительства дорог и промышленных сооружений площадь водосбора была резко сокращена, водный баланс оказался нарушенным. Глубина озер составляла от 0,8 - 1 метра, местами они совсем высохли. В 2016 году к спасению Лебяжьих подключили ТАИФ — торжественный старт реновации лесопарка и озер объявил президент РТ Рустам Минниханов вместе с главой компании Альбертом Шигабутдиновым. В январе 2017 года была одобрен проект экореабилитации водоемов, подготовленный «Татмелиорацией».

Все лето на озерах шли строительные работы. Так как после обмеления озера сильно заросли деревьями и кустарниками, изначально там шли работы по раскорчевке древесно-кустарниковой растительности. Далее приступили к расчистке дна — его опустили на историческую отметку в 4 метра. Как считают специалисты, это необходимо для воссоздания биоразнообразия на озере. В течение трех месяцев ежедневно по 100 «КАМАЗов» занимались вывозом грунта, рассказал журналистам первый заместитель генерального директора ОАО «ПК Мелиорация» Альберт Зарипов.

Интересно, что когда специалисты изучали состав грунта, то не обнаружили в нем водоупорного слоя глины, который раньше «держал» воду в озере. Они объяснили это тем, что  после того, как озера обмелели (из-за нарушения водосбора), они стали активно зарастать деревьями и кустарниками, которые своими корнями, что называется, пробили и переработали природный экран, вода стала беспрепятственно уходить в землю.

Все лето на средства ТАИФа шли масштабные работы по дноуглублению и гидроизоляции — компания вложила 272 млн рублей

«Мы изъяли около 900 тысяч кубометров грунта, а потом уложили бентонитовый композит, состоящий из трех частей: бентонитовая глина, геомембрана и геотекстиль. И затем дополнительно — слоем 50–70 сантиметров — снова уложили грунт», — говорит Зарипов. То есть защитный экран был воссоздан заново, только уже руками человека. На случай, если в грунте остались корни растений, как раз была использована бентонитовая глина. Она как бы обволакивает ростки, не давая им «пробить» защиту.

«РАНЬШЕ ЗДЕСЬ ПЛАВАЛИ НА ЛОДКАХ, КАТАМАРАНЫ БЫЛИ»

Зарипов дает стопроцентную гарантию, что теперь-то вода точно никуда не уйдет. В подтверждение своих слов он показывает на ту самую дождевую лужицу. «Вы же видите, вода никуда не уходит», — показывал он рукой на дно будущего водоема. «Раньше здесь плавали на лодках, катамараны были, поэтому мы специально сделали дноуглубление, чтобы восстановить все, как это раньше было, в старину», —  добавляет Зарипов. По его словам, ценные породы деревьев и растений были пересажены совместно с Горводзеленхозом — как на берега озер, так и на улицы города.

Дно опустили на историческую отметку в 4 метра. Как считают специалисты, это необходимо для воссоздания биоразнообразия на озереНажмите, чтобы увеличить. Фото: metshin.ru

Для наполнения водоемов вода в них пущена по водопроводу диаметром 400 мм из Изумрудного озера, которое расположено в 1,5 километрах. Мощным насосом (производительность — 500 кубометров в час) вода будет нагнетаться в Светлое озеро, откуда она будет перетекать сначала в Большое, а затем и в Малое Лебяжье (именно последнее выходит к трассе и наиболее популярно у отдыхающих).

Как сообщили в пресс-службе исполкома Казани, для заполнения водой каскада из трех озер потребуется около четырех месяцев (120 дней). За это время в озеро должно поступить почти 1,5 млн кубометров воды. Еще около 135 тыс. поступит в водоем с дождями и снегом. В дальнейшем для поддержания уровня воды в озере нужно будет подкачивать дополнительно 38 тыс. кубометров воды в год (это 77 часов работы насоса). На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, не обмелеет ли Изумрудное озеро после перекачки воды в Лебяжье, специалисты заверяют, что этого не произойдет. Известный Карьер соединен с Куйбышевским водохранилищем, которое, поделившись водой с Лебяжьими озерами, точно не обмелеет.

Рабочие подчеркивают, что работы проводились под контролем экологов из КФУ, в частности Нафисы Мингазовой, завкафедрой оптимизации водных экосистем, преподавателя кафедры природообустройства и водопользования. По их рекомендациям не стали трогать территорию Сухого озера, которое сегодня очень сильно заросло, где сохранились краснокнижные растения, есть даже ирисовые поля.

Заполнение озер водой необходимо провести до холодов, чтобы не допустить деформации гидроизолирующего покрытия

В рамках проекта экореабилитации озер была сформирована береговая линия на Светлом и Большом Лебяжьем. Благодаря этому протяженность пляжей, пригодных для купания, значительно увеличится, в небольшом затоне планируется даже создать что-то вроде лягушатника — для купания детей. И в целом у горожан появится много места для отдыха на природе. Подсчитано, что теперь водная гладь озер увеличится с 4,2 до 28 гектаров. Стоимость работ по дноуглублению и гидроизоляции составила 250 млн рублей, еще в 22 млн рублей обошелся капремонт насосной станции.

«ЕСТЬ МЕЧТА — СОЗДАТЬ ПРОГУЛОЧНУЮ ТРОПУ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛИТЬ ГУЛЯТЬ МЕЖДУ КРОН ДЕРЕВЬЕВ»

Следующим этапом станут благоустройство территории вокруг озера, а также биотехническое восстановление озер — все это планируется начать в следующем году. Стоимость работ пока не известна. Помощник президента РТ Наталия Фишман лишь неопределенно заявила, что это проект, который будет реализовываться не один год и будет стоить несколько миллиардов рублей. К проведению работ планируется привлечь также и федеральные средства в рамках программы создания комфортной городской среды.

«В концепцию развития озер Лебяжьих входит еще и Глубокое озеро. Мы планируем в следующем году поэтапно соединять озера, чтобы можно было спокойно пройти от Малого Лебяжьего до Светлого и полностью обойти Сухое озеро, сделать прогулочные зоны. Как положено, нужно будет сделать две большие пляжные зоны. Одна — на Большом Лебяжьем, а вторая — на Малом Лебяжьем. На нем мы планируем реконструировать уже существующую пляжную зону», — пояснила Лилия Гиззятова, главный руководитель проекта «Архитектурный десант».


К счастью, речь не идет о том, что в лесу появится брусчатка или асфальт. «Будут территории, куда мы будем приглашать людей, — это зоны активные, а будут такие территории, на которых мы специально не будем производить благоустройство, чтобы оставить их максимально естественными», — обещала Фишман.

Мощный «якорь» в виде лыжной базы «Динамо» планируется развивать. «У нас должна быть хорошая лыжная база, даже больше, чем та, что у нас построена в Горкинско-Ометьевском лесу, хорошие лыжные трассы. В этом году федерация лыжного спорта начнет обновлять и освещать профессиональную часть лыжной трассы», — сообщила Фишман. По ее словам, также нужны «очень деликатный общепит» и возможность проведения досуга для детей и взрослых. «Есть мечта (посмотрим, как позволит бюджет) создать прогулочную тропу, которая позволить гулять между крон деревьев», — говорит «главный смотритель» республики по паркам и скверам. 

БЕЗ ЭКОРЕАБИЛИТАЦИИ МЫ ПОЛУЧИМ ПРОСТО «ГРЯЗНЫЙ ПРУД, ЗАПОЛНЕННЫЙ ВОДОЙ»

Что касается восстановления биоразнообразия озер, по словам Фишман, в Лебяжье из других водоемов будут переносить воду, в которой содержатся микроорганизмы и растительность, также в планах и зарыбление озер. Все это необходимо для восстановления экологического баланса на озерах. Но средства на эти работы пока не определены.

«Мы хотим воссоздать естественный водоем, нам нужно, чтобы там запустились процессы саморегулирования и самоочищения, которые свойственны естественному водоему. Поэтому мы будем делать проект, его уточнят ученые, а мы попытаемся его на будущий год реализовать. То, что на следующий год мы уже сможем здесь купаться, становится ближе к факту», — порадовала она. Появятся ли лебеди — все же озеро Лябяжье — пока вопрос, поскольку водоемы замерзают и непонятно, что делать с птицами зимой. 

Что касается восстановления биоразнообразия озер, по словам Фишман, в Лебяжье из других водоемов будут переносить воду, в которой содержатся микроорганизмы и растительность, также в планах и зарыбление озер

К биотехническому этапу еще не приступали, рассказала «БИЗНЕС Online» Мингазова. «Идеально, конечно, было бы провести его одновременно с первым этапом, но финансирование на эти цели, судя по всему, еще не выделили», — отмечает эколог. Однако второй этап не просто необходим, а обязателен, настаивает она, иначе озера будут представлять собой просто «грязный пруд, заполненный водой», — в них не будет жизни. Недооценивать необходимость этих работ нельзя, в противном случае озера могут зацвести. Такое уже не раз бывало в мировой практике из-за того, что в процессе реабилитационных работ допускались ошибки. По словам эксперта, сотрудники кафедры природообустройства отслеживали ход работ, проводимых летом. Часть природного массива, конечно же, была задета — без этого при проведении столь масштабных работ обойтись сложно. Пострадали ирисовые поля, затронуты деревья. Обычно все это восстанавливается в ходе компенсационных высадок, и как раз их-то разумно проводить в процессе биотехнической реабилитации, говорит эколог. Этот этап подразумевает под собой воссоздание всех компонентов экосистемы: илы, растительность, вода с привносом из озер, создание кормовой базы. Объем работ из-за масштабов восстанавливаемых озер очень велик.

«В целом же получается интересно. Если все будет сделано, как надо, все будет хорошо», — на прощание заключает Мингазова.

Эксперты-экологи, с сожалением отмечая нехватку средств, все же надеются, что ряд мероприятий можно будет провести весной. Сейчас действительно уже нет никакой возможности выложить дно озер слоем ила и посадить хоть что-нибудь. Заполнение озер водой необходимо провести до холодов, чтобы не допустить деформации гидроизолирующего покрытия, иначе, по их словам, вся работа насмарку. 

Озеро Лебяжье — уникальный для республики природный объект. Оно представляет собой каскад озер: Сухого, Светлого, Большого и Малого. В 60-х годах прошлого века площадь озер во время разлива составляла 53 га, а иногда доходила до 100 гектаров.

К 2014 году озера Сухое, Светлое и Большое практически полностью высохли. Осталось лишь Малое Лебяжье площадью 6 га, однако и его жизнь поддерживается искусственно. В начале прошлого века в озеро стекали ручьи с территории в 8 тыс. га, в 70-х годах со строительством железной дороги и Горьковского шоссе площадь водосбора уменьшилась до 3,7 тыс., а в 90-х — и вовсе до 1,2 тысячи. Сейчас озеро фактически питается теми осадками, что упали на его гладь. Начиная с 1985 года попытки спасти стремительно мелеющие озера предпринимались много раз, но всякий раз неудачно. 

В 1993 году было решено протянуть до Лебяжьего водовод длиной 1 км от Изумрудного озера, которое образовалось на месте Юдинского песчаного карьера. Изумрудное имеет глубину до 28 м и может безболезненно для себя делиться влагой, поскольку находится в связке с Куйбышевским водохранилищем. Однако из-за нарушенной естественной гидроизоляции вода все равно уходила, потому потребовался новый план спасения Лебяжьих озер.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (79) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.10.2017 17:03

Заполнение озер водой необходимо провести до холодов, чтобы не допустить деформации гидроизолирующего покрытия — иначе, по их словам, вся работа насмарку.
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/360157
Через 4 месяца на дворе будет 9 февраля, надеемся морозов не будет, жалко же 270 млн. насмарку то!!!

  • Анонимно
    9.10.2017 16:29

    Зиму Республика переносит на три месяца.

  • Анонимно
    9.10.2017 16:44

    Главное чтобы сами люди не испортили эту прелесть мусором. Сейчас мало мест, где можно хорошо отдохнуть на воде.

    • Анонимно
      9.10.2017 19:44

      В парке на казанке отдохнуть можно. Это парк идет от перекрестка Чуйкова/Гаврилова в сторону берега казанки. Асфальтовые дорожки, деревья, пирс над водой. Он слегка запущен, но уникален во всем. Таких в городе нет.
      Но парк полностью хотят застроить многоэтажками. Инфо из кадастровой карты - проверьте. Это Варварство. Нельзя так ..

      • Анонимно
        9.10.2017 20:05

        Кстати по кадастровой карте видно еще одно покушение на общественные блага: высокий восточный берег оз.Глубокого подпадает под вырубку сосняка и застройку многоэтажками - суммарно более 5 гектар леса. Еще почти гектар пляжа задуман под коммерческие объекты для обслуживания отдыхающих. Это вообще преступление против горожан.

        • Анонимно
          12.10.2017 14:14

          Сами же там отдыхать будете, какое варварство, кто-то и квартиры покупать. Мы должны вырубать лес, чтобы расти. В конце концов в России его точно хватит на всех. Машина+пол часа и вы уже на дикой природе. Нет машины? Электричка.
          Так что не нагоняйте.

      • Буре
        9.10.2017 20:09

        Хорошее там место
        И Фишман пока до него не добралась

      • Ай, ай! Одной рукой за миллиард бюджетных лечим, другой рукой функционирующий парк на набережной реки калечим. Да так не только нос, но и хвост отрасти может

      • Анонимно
        12.10.2017 14:12

        К сожалению город растет и нужно чем-то жертвовать. Парков в Казани много, а на счет уникальности - жители так и иву пару месяцев оплакивали, а теперь и забыли про неё.

    • Анонимно
      9.10.2017 21:27

      Нужно сделать много урн, чтобы мусор не кидали, хотя есть и такие, которые все равно будут мусорить

  • Анонимно
    9.10.2017 16:45

    Надеюсь все пройдет отлично, так держать. В след. году как минимум можем позагорать рядом

    • Анонимно
      9.10.2017 16:53

      Облагородит территорию рядом и уж точно загорать можно будет и на пикник

      • Анонимно
        9.10.2017 23:56

        Проект отличный. Пусть делают. Иначе потеряем Лебяжье

  • Анонимно
    9.10.2017 16:51

    Спасибо ТАифу хоть одно доброе дело сделали!

    • Анонимно
      9.10.2017 18:04

      Они не просто так все это делают !!! А сколько земли они хапнули ?

      • Анонимно
        9.10.2017 21:19

        Делают и это правильно. Другие ничего не делают для города

      • Анонимно
        10.10.2017 00:34

        А сколько земли они пытаются хапнуть в Орловке в Лаишевчком районе !! Пабло Эскобар бы пришел в удивление масштабам удащного бисниса

    • Анонимно
      9.10.2017 21:26

      Да, молодцы...больше не кому спасать Лебяжье

    • Анонимно
      9.10.2017 22:18

      Ага, Таиф сделал. Таиф никогда напрямую не платит из своего таифовского кошелька.
      Платит Оргсинтез. А там у Таифа 50% уставняка. Остальное или государственное или мелкие акционеры. Они тоже платят свою долю за счет снижения дивидендов.

  • Анонимно
    9.10.2017 16:53

    Отлично. Нужно спасти озеро.

    • Анонимно
      9.10.2017 21:29

      Да, конечно! Не засыпать же. Природу нужно беречь и хорошо, что взялись за это в городе

  • Анонимно
    9.10.2017 16:54

    Молодец Фишман! Развивает Казань.

  • Анонимно
    9.10.2017 16:56

    МОЛОДЦЫ!!

  • Анонимно
    9.10.2017 17:03

    Заполнение озер водой необходимо провести до холодов, чтобы не допустить деформации гидроизолирующего покрытия — иначе, по их словам, вся работа насмарку.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/360157
    Через 4 месяца на дворе будет 9 февраля, надеемся морозов не будет, жалко же 270 млн. насмарку то!!!

    • Анонимно
      9.10.2017 17:49

      Главное начать, вода подо льдом имеет температуру +4 градуса, если качать без остановки, то вода не будет успевать замерзать.

      • Анонимно
        9.10.2017 18:04

        Нижний слой то понятно, а верхний будет испорчен. Если холоды через месяц стукнут, то примерно 2-2,5 верхних метра будут воду пропускать!

        • Анонимно
          12.10.2017 18:00

          думаю все сделают, медлить не стоит - потом только хуже будет.

  • Анонимно
    9.10.2017 17:04

    Когда вода все таки будет уходить, причина ясна, холода пришли раньше времени и вся работа насмарку. 270 млн благополучно попилены!

    • Анонимно
      10.10.2017 08:02

      Это как строительство дорог у нас ... После того как покрыли асфальтом, а здесь водой, то уже уровень завезенного слоя песка и глины никто не проверит. Будет стандартный ответ - размыло, снесло и т. д. Деньги уже распилены. Где этот песок?! На коттеджах или на чьих то дачах, сейчас уже все покрыто водой. Концы в песок. Хотелось бы ошибиться ..., что здесь не так как всегда..

  • Анонимно
    9.10.2017 17:05

    Наталья Львовна похудела в лице...Напряженная работа, ей бы хорошую татарскую эби в дом. Пришли, пока думает про парки и скверы - раз - треугольники, про социальные пространства - два - кыстыбай. И обязательно чай с мятрюшкой!

  • Анонимно
    9.10.2017 17:07

    не, реально молодцы. такие заинтересованные люди... молодцы. Фишман отлично вышла на фото!!!

  • Анонимно
    9.10.2017 17:07

    Таифу респект!!!

  • Анонимно
    9.10.2017 17:09

    А что это за дома уже растут рядом? Не ужели лыжная база))

    • Анонимно
      9.10.2017 17:26

      Конечно)))
      наши удащливые все как на подбор заядлые лыжники же)))))
      а это всего лишь небольшой лыжный домик...

    • Анонимно
      9.10.2017 17:29

      таиф там не спроста привлечен - они давно купили там старый лагерь, который и тогда-то превратили в свою базу отдыха, а сейчас видать и ее капитально улучшают. на дне сухого лебяжьего даже была вертолетная площадка от этой базы, не знаю, сохранилась ли после реконструкции

      • Анонимно
        9.10.2017 18:55

        видимо от общественного пространства опять нищаго не останется

        • Анонимно
          9.10.2017 21:20

          Сейчас какое там пространство?? Явно после реконструкции будет лучше

  • Анонимно
    9.10.2017 17:27

    А куда этот вывезенный песок дели ?

  • Анонимно
    9.10.2017 17:28

    Надо же показать, что якобы работают, кто только этим озером не занимается, да же Песошин приехал. Делом займитесь. ТФБ, Дольщики, создание рабочих мест. А то сплошной пиар.

    • Ильдар Абый
      9.10.2017 20:15

      Хех. Вот сколько новостей, всегда встретится человек, который говорит "лучше бы занялись" дольщиками/вкладчиками/детскими домами/зооприютами/бродячими собаками/бомжами. Нужное подчеркнуть.

      • Анонимно
        9.10.2017 21:03

        Вы ещё не в этом списке? Подождите тогда, пока дети подрастут.

    • Анонимно
      9.10.2017 21:23

      Ещё до зимы есть время, поэтому успеют

  • Анонимно
    9.10.2017 17:30

    Мне кажется странным, что имея рядом реку, Волгу, для отдыха на воде создается искусственное озеро?

    • Анонимно
      9.10.2017 17:46

      Я об этом писал когда решение только принималось. За 270 млн можно было такие пляжи намыть, и зоны отдыха, и воду вокруг почистить, и дорогу туда проложить, но никто не услышал.

    • Анонимно
      9.10.2017 18:18

      В озерах летом вода лучше прогревается, чем в Волге. Для купания комфортнее получается.
      С другой стороны, в Волге вода проточная, а не стоячая.

    • Анонимно
      9.10.2017 21:23

      Озеро уже есть, его нужно сохранить. Если бы его заказали, вы бы другое тут писали и возмущались

  • Анонимно
    9.10.2017 17:48

    Деньги закапывают сотнями миллионов

    • Анонимно
      9.10.2017 21:22

      За то озеро спасут. Это того стоит. Иначе пропадет природный ресурс

  • Istorik
    9.10.2017 18:13

    Нужны "тропы здоровья" - лыжными трассами и веломаршрутами соединить
    1) Трассы на Лебяжье с лесным массивом на запретке и Горьковском шоссе
    2) Лебяжье с лесом на Глубоком и дальше на Оргсинтез в район Жилплощадки.
    3) Лебяжье (через Сухое) и далее на Юдино, Займище и Обсерваторию.
    4) Лебяжье с Левченко и парком Урицкого
    Раньше такие лыжни были, бегали марафоны.

    И максимально продвигать эти тропы здоровья среди людей - такой проект будет иметь мощный оздоровительный эффект. Треть города будет иметь выход на большую прогулочную сеть маршрутов почти в шаговой доступности от дома.
    Можно будет проводить марафоны европейского уровня.

    • Анонимно
      9.10.2017 19:39

      Было бы отлично .

    • Анонимно
      10.10.2017 00:40

      Эх .. друг мой, эти люди так же далеки от народного спорта, как их интересы от общественных. И даже ели бы они этого хотели, то профессионализма не хватило бы .. Не в этих делах они являются чемпионами .. ой, не в этих ..

  • Анонимно
    9.10.2017 18:27

    А куда рыбу дели из озера?

  • Анонимно
    9.10.2017 18:43

    я еще помню как сворачивали реки....

  • Анонимно
    9.10.2017 18:57

    через несколько лет. часть озера будет закрыто от горажан. будут базы отдых или коттеджи.

    • Аглиуллина
      9.10.2017 19:36

      Доступ к водохранилищам, озерам и рекам согласно водному кодексу перекрывать нельзя

      • Анонимно
        9.10.2017 20:51

        Кроме исскуственно созданных водоемов. Там можно. Вопрос - статус Лебяжьего после такого восстановления какой?

      • Анонимно
        9.10.2017 21:33

        19:36- это вы пройдите по побережью Волги в Б.Матюшино и З.Бор. Если сможете пройти

      • Анонимно
        10.10.2017 11:22

        откройте карту и посмотрите ту часть которую восстановили в глубине от дороги. там был пионер лагерь, база отдыха. вот ее и займут. а та часть которая у дороги будет по прежнему дла других горожан

      • Анонимно
        10.10.2017 14:41

        ничто не мешает при этом перекрывать выход к волге и каме и их притокам при полном попустительстве надзорных органов

  • Анонимно
    9.10.2017 18:58

    на улице минской в лесополосе прокладывают дорогу и уничтожают посадку, где готовить нынче шашлыки!? где?

    • Анонимно
      10.10.2017 00:42

      Они там вообще весь массив до Ноксы готовятся уничтожить - я видел их планы. Ужас! Пришел Гад парков и скверов!

  • Аглиуллина
    9.10.2017 19:36

    Друзья! Давайте поддерживать в чистоте то, что для нас делается. Убирайте мусор за собой, когда отдыхаете. Это не сложно - сразу складывать весь мусор в пакет и уносить/увозить с собой.
    Страшно смотреть, когда приезжают туда пить, гулять, отдыхать и прямо в озеро бутылки кидают, чтобы не убираться. Чисто не там, где метут, а там где не сорят

  • Анонимно
    9.10.2017 19:46

    После того,как я увидел,что сделали с набережной в Лаишево, спустя 3 недели после торжественого открытия ,не удивлюсь, если через некоторое время воду из озера начнут выкачивать. Госпожа Фишман съездите в Лаишево и сравните с тем ,что Вам показывали 3 недели назад!

  • Буре
    9.10.2017 20:20

    Большое доброе дело делают на самом деле
    Кто в наше время думает о спасении каких то озер

  • Анонимно
    9.10.2017 20:54

    Прилегающие лесные массивы не отличаются видовым разнообразием древесной и кустарниковой растительности. Неплохо было бы подумать о создании полноценного дендропарка с сосной сибирской (кедровой), пихтами, елями.

  • Анонимно
    9.10.2017 22:07

    В начале 80-х там карасей ловили...
    Угробили озеро!

  • Анонимно
    9.10.2017 22:08

    Может озеро кабан реабилитируете?

  • Анонимно
    9.10.2017 22:55

    Займище не забудьте!

  • Анонимно
    10.10.2017 08:07

    А можно не допускать Фишман к Лебяжьему? Не нужно что- то делать!!! Там и тропы нормальные и лыжня!

  • Анонимно
    10.10.2017 09:40

    Просто похвалю за нужное и доброе дело восстановления озера Лебяжье

  • Анонимно
    10.10.2017 11:41

    Нафиса Мансуровна умнейший и честнейший человек. Сделает все по уму

  • Анонимно
    10.10.2017 17:26

    А что будет с Изумрудным озером в Карьере из которого качают воду?
    Там же вода уйдет. Одно озеро благоустраиваем, другое уничтожаем?

  • Анонимно
    10.10.2017 21:28

    Там будет новый сад? нет...Там будет новый жилой комплекс удащи...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль