Общество 

«Как селфизависимые муфтии позабыли о достоинстве»

Рустам Батыр
2017-10-14 07:35

Минувший исторический официальный визит короля Саудовской Аравии Салмана бен Абдель Азиза аль-Сауда в Россию прошел с помпой и скандалом. «Служитель двух Святынь» не стал встречаться с собственными единоверцами и вместо посещения мечети предпочел другие мероприятия. Что это означает, как и почему повели себя в этой ситуации российские муфтии — об этом размышляет автор «БИЗНЕС Online», известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр.

Минувший исторический официальный визит короля Саудовской Аравии Салмана бен Абдель Азиза аль-Сауда в Россию прошел с помпой и скандалом Минувший исторический официальный визит короля Саудовской Аравии Салмана бен Абдель Азиза аль-Сауда в Россию прошел с помпой и скандалом Фото: kremlin.ru

ПУБЛИЧНЫЙ ПЛЕВОК

Минувший визит короля Саудовской Аравии Салмана бен Абдель Азиза аль-Сауда в Россию прошел с помпой и... грандиозным скандалом. С одной стороны, мы стали свидетелями большого внешнеполитического успеха руководства нашей страны. Ведь КСА, как известно, является сателлитом США и всегда относилась ко враждебному нам лагерю. Однако усилия России, которые за последние годы решительно инициировал Владимир Путин на Ближнем Востоке, похоже, начинают давать свои первые положительные плоды. Возможно, мы начинаем возвращать себе позиции игрока глобальных шахмат, с которым вынуждены считаться, и потому данный визит следует расценивать как отражение нового геополитического расклада в мире. С другой стороны, в рамках данного визита были расставлены все точки над «i» в вопросе подлинного отношения саудовцев к российскому исламу и была продемонстрирована полная несостоятельность подавляющего числа муфтиев в качестве контрагентов государства в контексте задач народной дипломатии.

За многочисленными репортажами о визите короля Саудовской Аравии в Россию от внимания широкой общественности ускользнуло одна, казалось бы, незначительная, но в то же время очень показательная деталь: «Служитель двух Святынь» не стал встречаться с собственными единоверцами и вместо посещения мечети предпочел другие мероприятия, например, визит во МГИМО, где ему вручили степень почетного доктора наук. «Теперь я доктор Салман», – с большим удовлетворением отметил там счастливый король. Все это красноречиво говорит о приоритетах «исламского» монарха. Нам четко дали понять: мы, российские мусульмане, в его приоритеты никак не входим, а идея исламского братства нужна королю лишь как украшение своих речей, но не как руководство для действия, хотя бы даже на уровне символических жестов.

В этой ситуации публичной демонстрации неуважения единственным из отечественных муфтиев, кто встал на защиту элементарного достоинства российских мусульман, оказался председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль хазрат Гайнутдин, который в ответ отказался принимать участие во встрече, устроенной королем на следующий день после дня пятничного моления отдельно для нескольких муфтиев. Остальные же его коллеги по цеху с радостью поехали фотографироваться с богатейшим монархом мира. Причем поехали именно те, кто в отличие от Равиля хазрата, год назад принимал «грозненскую фетву», направленную против идеологии прежде всего Саудитов. Как говорится, и смех, и грех.

Произошедшее как ничто другое говорит не столько о моральном облике саудийского короля (с этим в отношении человека, который тратит $ 100 млн на свой отпуск, уже все давно ясно), сколько о тех, кто стоит во главе религиозной жизни нашего народа и их неспособности просчитывать последствия своих действий на несколько шагов вперед. И прежде чем представить вниманию читателя свою небольшую аналитику в данной связи, ваш покорный слуга должен сделать то, к чему призывает нас ислам: найти 40 оправданий для верующего. В самом деле, возможно, у короля была какая-то весомая причина не поехать на пятничную молитву в мечеть?

Салмана бен Абдель Азиза аль-Сауда на международной арене вес придает прежде всего то, что именно на территории его страны находятся две главные мусульманские мечети Салману бен Абдель Азизу аль-Сауду на международной арене вес придает прежде всего то, что именно на территории его страны находятся две главные мусульманские мечети Фото: kremlin.ru

40 ОПРАВДАНИЙ

Возможно, глава КСА не поехал в мечеть по соображениям безопасности? Весомый аргумент, но в данном случае он не работает. Посетить Московскую Соборную мечеть сочли за честь главы многих государств: президент Египта Гамаль Абдель Насер, премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, премьер-министр Ливана Рафик Харири, президенты Киргизии Аскар Акаев и Алмазбек Атамбаев, президент Ирана Сайед Мохаммад Хатами, президент Ливии Муаммар Каддафи, глава Палестины Махмуд Аббас, президент Турции Реджеп Эрдоган и многие другие высокопоставленные лица. Московскую Соборную мечеть посещали и главы российского государства: сначала Дмитрий Медведев (будучи президентом страны), а затем и Владимир Путин. И никаких ЧП ни с кем из ее гостей никогда не случалось: мусульмане и российские спецслужбы, отвечающие за безопасность больших людей, отрабатывают такие мероприятия на высочайшем уровне. В конце концов, мечеть можно было бы посетить и во время пятничной службы, а в другое время, когда легче регулировать поток посторонних.

Возможно, все дело в том, что визит короля в Россию носил сугубо государственный характер? Во-первых, одно другому не мешает, а в данном случае подобный ход только помог бы достижению заявленных целей. Ведь это был первый в истории визит короля в нашу страну. Любое апеллирование к культурной близости наших двух достаточно разных стран только лишь послужило бы делу, поэтому разыграть карту мусульманской составляющей России «исламскому» королю сам Бог велел. Неслучайно МИД России направил в ДУМ РФ официальное письмо с просьбой рассмотреть возможность посещения королем КСА Московской Соборной мечети. Во-вторых, Салман бен Абдель Азиз как никак глава теократического государства, первый титул которого «Хранитель двух Святынь». Ему на международной арене вес придает прежде всего то, что именно на территории его страны находятся две главные мусульманские мечети. И российские мусульмане среди прочих, ежегодно совершая хадж, вносят свой вклад в благосостояние и процветание Саудовской Аравии. Поблагодарить единоверцев за то, что они верны вековым традициям ислама должно входить, на мой взгляд, в правило хорошего тона для «Хранителя двух Святынь».

Возможно, Салман был ограничен во времени? Это неправда. Визит длился четыре дня и был весьма далек от того, чтобы быть расписанным по минутам.

Возможно, 82-летнему Салману помешало посетить мечеть слабое здоровье? Участвовать в других мероприятиях здоровье ему же не помешало. Да и потом с ним в Россию прибыла королевская рать из 1200 персон (некоторые СМИ называют цифру 1500 человек), состоящая из его сыновей, министров и прочее. На худой конец в мечеть можно было бы отправить наследного принца или хотя бы министра по делам вакуфов, отвечающего за религиозные дела в Саудии, который от имени короля и засвидетельствовал бы почтение российским верующим. Но даже этого не было сделано.

В этой ситуации публичной демонстрации неуважения единственным из отечественных муфтиев, кто встал на защиту элементарного достоинства российских мусульман, оказался председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль хазрат Гайнутдин (справа) «В этой ситуации публичной демонстрации неуважения единственным из отечественных муфтиев, кто встал на защиту элементарного достоинства российских мусульман, оказался председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль хазрат Гайнутдин» (справа) / Фото: «БИЗНЕС Online»

МАЛЕНЬКАЯ РАДОСТЬ

В общем, все говорит о том, что ничто не мешало Саудитам выразить мусульманам России уважительное отношение. Пикантность ситуации придает тот факт, что на декоративную – внимание! – 9-минутную встречу с королем, как уже было сказано, поехали именно те татарские муфтии, которые страстно поддержали принятие «грозненской фетвы»  чуть более года тому назад. А в ней, помимо прочего, говорилось: «Эти секты разделяют мусульман, разжигают среди них ненависть и смуту, порождают экстремизм и терроризм, проливают кровь праведных ученых. Поистине они отступили от истины, вышли из религии, подобно стреле, выпущенной из лука.  <...> Кто они, эти заблудшие секты современности, которые появились в России и в других странах? Это – ваххабиты – последователи Мухаммада бин Абдуль Ваххаба ан-Наджди...» 

Религиозная идеология в КСА построена на учении того самого Мухаммада Абдуль Ваххаба, поэтому там принятие фетвы восприняли как оскорбление. Разгорелся масштабный международный скандал. Улаживать его в Эр-Рияд вылетел глава Чечни Рамзан Кадыров. Естественно, официально никто не стал признавать извинения как цель его поездки в КСА. Однако эксперты в один голос говорят, что Рамзан Ахмадович поехал туда спасать репутацию России и заглаживать последствия того, что понапринимали российские муфтии. Среди них Талгат хазрат Таджуддин, Альбир хазрат Крганов и еще один молодой любитель селфи в чалме из Поволжья. Единственный из федеральных российских муфтиев, кто тогда не просто воздержался от подписания фетвы, но и прямо выступил против нее, говоря, что ее текст недальновидный, что он только навредит нашей стране и при этом не принесет никакой реальной пользы в деле борьбы с радикализмом, оказался Равиль хазрат Гайнутдин, команда богословов которого разработала свой вариант определения сути исламской ортодоксии. Но сегодня именно подписанты фетвы, спешно забыв о своих былых богословских достижениях и проглотив горечь обиды от надменного отношения саудовского короля к российским мусульманам, поспешили в его фешенебельные апартаменты отеля Four Seasons у Кремля.

Простые мусульмане отреагировали на их метаморфозу и селфизависимость едкими комментариями в соцсетях. «Успешная борьба с ваххабизмом на постсоветском пространстве, – написал Shamil Shaikhutdinov в «Фейсбуке», – о которой наши высокодуховные лидеры, опережая друг друга, докладывали в Москву, завершилась умилительным селфи с мировым лидером ваххабизма». «Н-да. То пальцем тычут как на плохих мусульман-салафитов (ваххабитов), – отреагировал usmanovs.official из «Инстаграма», – то шеи вытягивают ближе к телу».

Похоже, что подписантов «грозненской фетвы» король пригласил к себе на шелковый ковер (горы ковров вместе с дорогой мебелью и позолоченным трапом для самолета он привез из дома в большом количестве) с одной единственной целью – не лишать себя в изнурительном путешествии маленькой земной радости: взглянуть в глаза тем, кто так рьяно умеет махать богословской шашкой на бумаге. Взамен полученного удовольствия монарх великодушно позволил этим борцам с мировым ваххабизмом (конечно же, предварительно потомив их в комнате ожидания) рассказать ему в течение трех с половиной минут об истории ислама в России и сфотографироваться рядом с собой на добрую память. А злопыхатели говорят, что у саудовцев проблемы с чувством юмора. Думаю, даже английская королева по достоинству оценила бы столь тонкий ход своего саудовского коллеги.

Дальше – больше. На следующий день саудовские газеты опубликовали фото короля с хазратом Таджуддином и вынесли в заголовок слова муфтия Чечни Салаха Межиева: «Визит Служителя двух Святынь в Россию является историческим и открывает новые горизонты для ее мусульман». Другими словами, 9-минутная «встреча» с королем саудовской стороне нужна была лишь для того, чтобы закрепить за собой статус победителя в той идеологической войне, которую инициировали подписанты «грозненской фетвы» и которая захлебнулась практически сразу, так и не успев толком начаться. Сначала от фетвы отреклись многие богословы из арабских стран, которые принимали участие в ее разработке. Затем оправданность категоричности ее суждений пересмотрел сам Межиев, бывший главным зачинщиком принятия фетвы. Еще в марте с.г. после ответной конференции в Мекке, куда его любезно пригласили саудовские богословы, он, в частности, заявил: «Истина не принадлежит одному и не является чей-либо собственностью. Прежде всего нужно подвергать сомнению свое личное мнение, нежели мнение других, а также не навязывать свои убеждения, а приводить доказательства в ходе мирного диалога». Кульминацией же всей этой эпопеи стала «встреча» короля КСА с подписантами «грозненской фетвы», которую Саудиты восприняли не иначе, как акт их окончательной капитуляции.

И вот вам, дорогие читатели, еще одна вишенка на торте: «Данная фетва является согласованным решением муфтиев и ученых России и обязательна к исполнению всеми мусульманскими организациями на территории Российской Федерации». Не фетва, а просто песня. И главная проблема здесь не в непоследовательности подписантов «грозненской фетвы», а в том, что они откровенно не справляются со своими задачами народных дипломатов. Не Путин должен первым открывать для России врата в исламский мир. Это зона ответственности отечественных лидеров ислама. И в данном контексте подобные недальновидные фетвы просто неуместны, ибо мешают общему делу.

ДВА АРХЕТИПА

Пока наши муфтии собирают лайки под фото с саудовским королем, отвлечемся на одну минутку и вспомним историю ислама. Погружаясь в ее бескрайную толщу, мы отчетливо начинаем осознавать, что ничто не ново под луною, ибо все старо, как мир. Нынешние муфтии не исключение. В данной связи мы можем выделить два условных исторических архетипа религиозных деятелей, которые неизменно воспроизводят себя в разное время, у разных народов и в разных странах. В рамках ханафитской традиции эти архетипы восходят к двум известным людям: имаму Абу-Ханифе и имаму Абу-Юсуфу.

Как известно, эти два исламских религиозных ученых были зачинателями ханафитского мазхаба. Но, несмотря на это, они кардинально расходились не только в используемой богословской методологии, но и в нравственном отношении. Абу-Юсуф был неисправимым угодником власти, который высшим счастьем для себя считал возможность быть подле нее. «Ты склонишься к мирскому», – как-то сказал Абу-Юсуфу учитель, прекрасно знавший его характер. Так оно и случилось: Абу-Юсуф умудрился состоять на службе аж при трех халифах и нажить своим услужливым верноподданством немалые для себя богатства.

Абу-Ханифа же дает нам пример совершенно другой модели взаимоотношений с властью. Как отмечает его биограф ас-Саймири, «повелители уважали его». Однако имам всегда сохранял от них независимую позицию, ведь только будучи непредвзятым в своих суждениях религиозный деятель может приносить настоящую пользу обществу. Поэтому Абу-Ханифа принципиально отказывался от всех государственных должностей (читай: опеки чиновников), которые ему многократно предлагали. «Нам бы хотелось, чтобы вы нас чаще навещали», – сказал ему однажды халиф аль-Мансур. «И что же я буду делать при вас, – ответил имам, – приблизив к себе, вы совратите меня, отдалив же – опозорите».

Для того чтобы лучше понять характеры ученых, приведем две истории, которые характеризуют наших героев в контексте интересующей нас темы взаимоотношения духовных лидеров с властью.

Сначала Абу-Ханифа. Средневековые биографы сообщают, что имам поддерживал дружеские отношения с аббасидским военоначальником Хасаном ибн Кахтабой, которого мучила совесть из-за того, что его, боевого генерала, кровавый режим периодически привлекает для подавления внутренних мятежей, т. е для убийства собственных единоверцев. «Могу ли я покаяться в своих грехах?» – спросил как-то Хасан у Абу-Ханифы. «Можешь, – ответил он, – только ты в таком случае больше не должен возвращаться к содеянному». Когда в халифате разгорелось очередное восстание и Хасан ибн Кахтаба оказался среди вероятных претендентов на роль его палача, Абу-Ханифа сказал ему: «Хасан, вот теперь настало время для твоего покаяния». Мусульманские историки отмечают, что моральная поддержка имама помогла генералу не идти против своей совести и в итоге ему удалось избежать участия в карательных операциях против мусульман (он в нужный момент сумел получить от халифа боевое задание на границе с Византией). Здесь важно подчеркнуть, что Абу-Ханифа отнюдь не был анархистом или антисистемщиком. Он просто был тем человеком, который сохранял верность своим принципам и помогал в этом же другим, даже в условиях тоталитарного режима. И нужно сказать, что он тем самым сильно рисковал, ведь тогда халифы особо не церемонились со своими подданными, тем более имеющими независимую позицию.

Теперь Абу-Юсуф. Однажды глубокой ночью в дверь его дома постучал привратник халифа и потребовал явиться во дворец. Абу-Юсуф спешно накидывает халат, вскакивает на мула и во всю прыть мчится к повелителю правоверных. «Меня вызывают в такое время только ради великого дела, постигшего исламский мир», – гадает он о причине столь срочного вызова посреди ночи. «Великим» делом оказалось весьма прозаичный, хоть и не лишенный своей пикантности, инцидент: халиф ар-Рашид по пьяни поругался со своим везирем Джафаром. А причиной ссоры двух друзей стало то, что халифу приглянулась новая наложница Джафара, и он попросил ее к себе на ложе. Однако везирь по пьяной дурости решительно отказался ублажить волю повелителя правоверных. В итоге каждый из них настаивая на своем, поклялся в том, что разведется со своей любимой женой, если откажется от принятого решения. «А потом они опомнились от хмеля,– сообщают нам средневековые авторы, – и поняли, что попали в великое дело и были бессильны придумать какую-нибудь хитрость». Клятвенные обязательства – это одна из тем исламского права и уметь при необходимости выпутываться из них могут только опытные правоведы, каковым и был Абу-Юсуф. Приехав во дворец, он услужливо решил задачку в два счета. Клятвенные обязательства были благодаря изощренной казуистики сняты, наложница передана халифу, а верноподданный казый в награду от него получил целую торбу золота. «Нет пути к вере и благам мира легче и ближе, чем путь знания», – бахвалился Абу-Юсуф позже об этой удаче своим друзьям.

Итак, перед нами два архетипа: Абу-Ханифа и Абу-Юсуф. Первый – ученый, никогда не теряющий своего достоинства и возвышающий голос благоразумия и правды даже тогда, кода это становится опасным. Второй – всегда готовый потворствовать сильным мира сего в любой их блажи и непредсказуемости.

Глава Чечни, которая, как известно, больше всех в нашей стране пострадала от разгула псевдоиламского радикализма, пытается в своей непростой борьбе опереться на духовный потенциал ислама  «Глава Чечни, которая, как известно, больше всех в нашей стране пострадала от разгула псевдоиламского радикализма, пытается в своей непростой борьбе опереться на духовный потенциал ислама» Фото: kremlin.ru

ЭПИЗОДЫ В ОТНОШЕНИЯХ С «ХАЛИФОМ»

Держа во внимании эти два архетипа, перенесемся обратно в наши дни, ведь история взаимоотношений власти и духовных лидеров – это вечная тема. Меняются поколения, страны и народы, но выбор того, как религиозному деятелю строить отношения с сильными мира сего, стоит во все времена одинаково. И хотя текущая фактура может быть разной, история всегда повторяется: архетипы воссоздают себя почти без существенных изменений.

Один эпизод данной истории под названием «грозненская фетва» в этих отношениях мы уже видели. Глава Чечни, которая, как известно, больше всех в нашей стране пострадала от разгула псевдоиламского радикализма, пытается в своей непростой борьбе опереться на духовный потенциал ислама. Это естественно и вполне логично, ведь данную проблему не разрешить только лишь силовыми методами. Всегда готовые поддержать влиятельного политического деятеля российские муфтии разрабатывают нужную фетву против идеологии религиозного экстремизма. «Вот оно решение!» – твердят они в один голос. Но, как оказалось, фетва не только никак не помогает в реальной борьбе с экстремизмом и терроризмом, но, более того, она наносит нашей стране огромный вред, ибо ссорит ее с влиятельными силами в исламских странах, с которыми нам бы лучше дружить. Многие деятели ислама предвидели подобные последствия фетвы изначально. Но как сказать об этом суровому «халифу»? Это ведь не кто-нибудь, а сам Рамзан. Единственным, кто не побоялся исполнить долг исламского пастыря в данной ситуации, оказался Равиль хазрат. Коллеги по цеху тогда спустили на него всех мыслимых и немыслимых собак. Но он выстоял и, как оказалось, был абсолютно прав. А ведь Рамзан Ахмадович, как рассказывают люди хорошо его знающие, стремится быть добропорядочным мусульманином. Он, как и многие кавказцы, с большим уважением относится к религиозным деятелям и всегда готов поменять свое мнение и решение, если в интересах мусульман надо поступать иначе. И вместо того чтобы направить в нужное русло виденье «халифа», наши духовные отцы поступили ровно противоположным образом. Все, кроме одного человека, – Равиля хазрата. Зато все остальные прекрасно воспользовались радушным приемом Рамзана, поели жареного барашка и пополнили свой «Инстаграм» лакшери-фото с влиятельными людьми из Чечни.

Эпизод второй – разрыв отношений с Турцией. Мы все помним, как президент России поставил на место турецкое правительство, вступившись за наших боевых офицеров, один из которых отдал жизнь в борьбе со злом мирового терроризма. В той ситуации это было единственно верное решение. При этом, пойдя на столь решительный шаг, наш национальный лидер несколько раз подчеркнул свое уважение к трудолюбивому и гостеприимному турецкому народу. Российские чалмоносцы, узрев гнев «халифа», стали наперегонки сыпать проклятия в адрес Турции или в лучшем случае отмалчиваться в тряпочку, забившись в угол публичного избегания данного вопроса. А ведь до этого некоторые из них дружили с турками взасос, что не сразу и оторвешь, а некоторые даже учились там, имели друзей. Тогда немногим хватило мудрости понять, что ссора между странами не будет вечной, а значит, в интересах нашей страны, пока официальные отношения заморожены, активизировать каналы народной дипломатии. Ведь не зря же президент принципиально и четко развел понятия турецкого народа и правительства. Российские мусульмане для этого негласного внешнеполитического тандема с нашим государством подходили больше всего. Татары – особенно. Естественно, никто из официальных чиновников не стал им подсказывать, как нужно было себя вести. Здесь должна быть своя голова на плечах. И не только голова, но и мужественное сердце, ведь общество тогда стали стремительно накачивать антитурецкими настроениями. Такое мужество и проницательность нашлись только у одного человека – Равиля хазрата. Он единственный из российских муфтиев, кто в период всеобщей антитурецкой истерии неоднократно и публично призывал к сохранению дружеских отношений с турецким народом. Конфликт в итоге был исчерпан. Официальные отношения, а вместе с ним и наши муфтии, снова разворачиваются на 180 градусов. И вот чалмоносцы как ни в чем не бывало уже шлют на берег турецкий воздушные поцелуйчики искренней любви своим старым друзьям. Восхищенный Абу-Юсуф им стоя аплодирует.

Эпизод третий – введение в школах основ традиционных религий. У Татарстана на сей счет есть своя принципиальная позиция: школа должна быть скрепой общества, а не местом разделения наших детей по конфессиональному признаку. Кто из российских муфтиев разделяет такой же подход? Снова Равиль хазрат и те религиозные деятели ислама, которые стоят за ним. Он многократно в публичном пространстве высказывал чаяния простых мусульман, которые не без оснований опасаются, что данная инициатива в общеобразовательной школе в стратегической перспективе может не только нанести урон межконфессиональному согласию в России, но и катализировать процессы ассимиляции татар и других мусульманских народов. А что наши, татарстанские? Они отмалчиваются, ибо позицию Татарстана в данном вопросе не поддерживают. Однако против своего «халифа» они пойти не могут, но и открыто поддержать в данном вопросе их мудрую – и я убежден, лучшую межконфессиональную региональную политику в стране – по целому ряду причин боятся. Потому и лицемерно молчат.

КТО ЕСТЬ КТО

Итак, легко заметить, как в деятельности наших муфтиев проступают давно знакомые черты двух исламских архетипов Абу-Ханифы и Абу-Юсуфа. Фотографироваться с раскрытыми ханафитскими книгами на столе или размещать в соцсетях постеры с цитатами из них – это еще не значит быть последователем великого имама. Куда важнее следовать его жизненным принципам. Однако после попадания однажды под магическое влияние слепящего ореола власти многих наших чалмоносцев безвозвратно затягивает трясина абуюсуфщины. Ведь далеко не все из них могут выдерживать высокие нравственные стандарты Абу-Ханифы и сохранять верность принципам тогда, когда для этого требуется внутреннее мужество и дальновидная мудрость.

Минувший визит короля принес не только подвижки в экономических и политических отношениях между нашими странами. Саудийский монарх помог нам лучше понять, кто есть кто на самом деле среди российских лидеров ислама. Одни муфтии, будучи по природе своей масштабными государственниками, строят свою деятельность исходя из фундаментальных принципов и глубинных интересов общества. Эти люди всегда надежны и непоколебимы как скала. И их дальновидность делает их надежными партнерами государства и общества. Другие же держат нос по ветру и меняют свою позицию так же часто и стремительно, как прокручивают ленту новостей в «Фейсбуке». На первый взгляд, с ними, конечно же, удобнее: они покладистые и послушные, мурлычат, когда их гладишь. Но в разведку с ними лучше не ходить. Продадут за торбу золота или даже за тридцать серебреников сразу, как только представится такая возможность. Сегодня они уже подставляют нашу страну тем, что говорят «халифу» не то, что должно, а то, что, как им кажется, от них хотят услышать. Но это всегда выходит боком. Рано или поздно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (86) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.10.2017 09:04

Селфизаисимые муфтии. Лучше и не скажешь.

  • Анонимно
    14.10.2017 09:04

    Селфизаисимые муфтии. Лучше и не скажешь.

    • Анонимно
      14.10.2017 11:32

      Будь Батров на месте муфтия, он тоже не мог бы отказаться от такого селфи.

      • КОНТРУДАР
        14.10.2017 15:54

        А вот Гайнутдин смог.

        • Анонимно
          14.10.2017 20:23

          Ну ведь зам Равиль хазрата Рушанхазрат Абяссов все же присутствовал?!

          • Анонимно
            14.10.2017 21:07

            К королю замов не посылают. В переводе с дипломатического это означает, что его высочеству вежливо порекомендовади принять банные процедуры

            • NIYAZ
              15.10.2017 16:22

              Пожалуй в первые соглашусь с Батровом, знатно потроллил муфтиев ) и еще с таким слогом.

              Правда, зря промолчал про то, что король -путник, за 4 дня время нашел бы уж.

  • Анонимно
    14.10.2017 09:06

    Статью прочитал на одном дыхании!

    • Анонимно
      14.10.2017 11:35

      Батров каждый раз ругает Абу Юсуфа, не замечая уровень его знаний. Зачем хаять мусульманских ученых?!

  • Анонимно
    14.10.2017 09:20

    Прекрасная статья!

  • Анонимно
    14.10.2017 09:20

    Рустам хазрат, Вы нанялись в качестве пиарщика Гайнутдина?

    известно, что Гайнутдин всячески хотел встретиться с королем Салманом, но не в составе группы муфтиев, а один на один, т.е. как единственный духовный лидер российских мусульман. А тут его приглашают в начале на государственный обед в составе десятка муфтиев, т.е. на равных со всеми, включая и ненавистного ему Крганова. А в субботу 7 октября с утра, когда король решил встретиться с муфтиями, Гайнутдин так расстроился, что не пошел, а послал вместо себя зама Абяссова. Но самое интересное, как сообщила об этой встрече официальная саудовская пресса:

    "Москва 17 мухаррама 1439 года хиджры (07 октября 2017) САН

    Служитель Двух Святынь король Салман ибн Абдель Азиз Аль Сауд, да сохранит его Аллах, принял в месте своего пребывания в российской столице Москве сегодня вечером верховного муфтия, председателя Центрального религиозного управления мусульман России шейха Талаата Таджаддина в сопровождении некоторых выдающихся мусульман России. …

    Со своей стороны верховный муфтий и его сопровождающие выразили радость в связи со встречей со Служителем Двух Святынь в ходе его исторического визита в РФ."

    Т.е. из всех российских муфтиев выделен был только Таджутдин, признаваемый за главного.

    Это фиаско для Гайнутдина. И если скоро из СМР выйдут Бибарсов и Нигатуллин, то выяснится, что Гайнутдин - это муфтий, за которым лишь около 100 мечетей.

    • Анонимно
      14.10.2017 09:39

      Король как высший субъект должен встречаться с субъектом. Поэтому для публичной порки выделили среди всех одного, типа самого виноватого. Саудийцы все равно никрго из них не знают.

    • Оптимист
      14.10.2017 09:49

      Кем является саудовский король для российских мусульман?

      • Анонимно
        14.10.2017 10:58

        Одним из потомков простых бедуинов, 80 лет назад кочевавших по аравийской пустыне. Благо, Англичане решили вставить Османам пику и создали королевство. Ну в к королевству нужно было и короля создать....

    • Анонимно
      14.10.2017 09:52

      Вы бы источник указали этой сплетни. И тогда все станет ясно

    • Анонимно
      14.10.2017 13:45

      К сожалению, сей факт был упущен батровым или он скрывает это. А сокрытие истины известно чем оборачивается

    • Анонимно
      14.10.2017 15:10

      Гайнутдин при желании может встретится с Сауди где захочет тут вопрос неуважения этого,,короля,, к муслимам

      • Анонимно
        15.10.2017 15:53

        Правильно! Вопрос в отношении и неуважении саудитов к мусульманам России. Ладно, они типа мусафиры, они имеют право не читать джума намаз. Но, кто - то из 1200 членов делегации мог бы посетить Соборную мечеть , передать слова приветствия и браства от имени Слуги Двух Святынь? Это было бы воспринято как духовная поддержка мусульман страны, куда первый визит совершает сам Слуга ДС из королевства, куда ежедневно обращается лицом и душой каждый верющий мусульманин во время намаза?!

  • Анонимно
    14.10.2017 09:22

    В первые слова Рустама дали повод усомниться в том, что я совсем счи тал священослужителей фарисеями.Спасибо!

  • Как суть ислама в мусульмано-нефтяных странах Ближнего Востока начала извращаться после обогащения нефтью , превращаясь в транс-ислам можно почитать в моей монографии " Основы постмодернистской психологии" (2015) в разделе "Постмодернистская психология религии". Ситуация невежества саудовского гостя ( игнор российских мусульман) - продукт извращения ислама у саудов и у россиян - это некая сумма извращений. Извращённые субъекты религии в эпоху постмодернизма стали все меньше и меньше находить общий язык. И где же теперь бродят истинные мусульмане на Земле ?

  • Анонимно
    14.10.2017 09:34

    Молодец автор! Очень глубокое понимание сути дел!

  • Анонимно
    14.10.2017 09:42

    Автор так подробно (с эпитетами) льет грязь на Абу Юсуфа как будто сам был свидетелем тех событий (повторяя некоторые моменты из одной статьи в другую статью). Злословить об ученом (каким бы человеком он не был) не есть хорошо. В исламском адабе есть золотое правило: говори (пиши) благое или молчи. После прочтения цикла статей автора, сложилось впечатление, что автор и сам не соответствует нравственным принципам Абу Ханифы.

  • Анонимно
    14.10.2017 09:45

    Лучше бы Вы сказали, где бродят разумные люди в 21 веке?

  • Анонимно
    14.10.2017 09:47

    До этого за многие статьи критиковал Батрова,но вот за это стоит похвалить.может есть в материалы какие то упущения, но все равно суть от этого не меняется...все очень четко и к месту про нынешних муфтиев сказано.поддерживаю полностью!

  • Анонимно
    14.10.2017 09:49

    Очень смело написано! Некоторые фразы можно прям в рамочку и на стену.

  • Анонимно
    14.10.2017 09:50

    Как хорошо быть атеистом!

  • Анонимно
    14.10.2017 10:40

    Почему король не пришел на пятничную молитву?
    Все просто! Он же путник, а для них это необязательно, тем более азан не слышно

    • Анонимно
      14.10.2017 14:35

      Ну это совсем по-детски. Подтекст либо политический (типа мы с америкой, а с вами временно дружим) либо религиозный (несоответствие российского и саудовского ислама)

    • Анонимно
      14.10.2017 17:15

      Совершенно верно - король в данном случае мусафир (путник), которому не обязательно быть на пятничной молитве. Странно, что Батров умалчивает об этом, когда приводит "сорок оправданий" (на самом деле привел 3 "оправдания" и все, как говорится, высосанные из пальца). Здесь Батров, сам того не замечая, оказался в роли Абу Юсуфа: пишет хвалебную "нашим духовным скрепам", "одобрямс" власти (допустившей коррупцию и игнорирование мировых соглашений, потерю престижа РФ на международной арене, санкции, кризис и нестабильность), ратует (странно для мусульманина!?) за светское обучение ( в то время, как митрополит Феофан в Челнах открыто создает православную гимназию (подает образец в духовном воспитании детей (кстати призывает и мусульман создавать мусульманские школы), обеляет Равиля Гайнутдина (которого не так давно еще жестко критиковал за "предание анафеме" коранита Садриева), противопоставляет Межиева и Кадырова (сваливая вину "грозненской фетвы" на первого), ставит короля СА в положение некоего "перебежчика" из стана США в стан РФ (хотя король как партнер США и вовсе не приехал бы в РФ без согласования своего визита с США). Сплошное противоречие в данной статье. Ну и , конечно, желание задеть татарстанского "молодого любителя селфи". Это уже прослеживается периодично в его последних статьях "пост-муфтийского" времени (в качестве "вишенки в тортике").

  • Анонимно
    14.10.2017 10:41

    Мне как обычному обывателю больше нравиться Гайнутдин. Его проповеди, которые мы слушаем по тв по время праздников более разумны, а тажутдин вообще похож на хитрого старца из азиатских республик. Остальных не знаем. Короля тоже не знаем. Думается это взаимно у нас ( мусульман России) с ним..

  • Анонимно
    14.10.2017 11:00

    Писатель сам похож на Абу Юсуфа восхваляющего шейха Гайнутдина....

    • Анонимно
      14.10.2017 11:22

      Гайнутдин не власть. И Батров от него никак не зависит.

      • Анонимно
        14.10.2017 14:44

        Гайнутдин - это не власть, но доступ к деньгам. А от них Батров как и другие имамы, очень даже зависит

  • Анонимно
    14.10.2017 11:00

    Хорошая и правильная статья. Автор точно расписал большинство современных муфтиев. Но думаю скоро гонения начнутся и на Батрова и на Гайнутдина.Хорошо что есть ещё такие религиозные деятели, которые не смотрят в уста политиков,а живут по религиозным канонам.

  • Анонимно
    14.10.2017 11:15

    Все эти статьи есть фитна. Ничего хорошего в этом нет.

    • Анонимно
      14.10.2017 12:12

      Да ладно вам.иногда некоторым личностям нужно указывать кто они на самом деле.иначе дальше своего носа не видят

    • Анонимно
      14.10.2017 14:10

      Это дискуссия, называется, дорогой единоверец. Корану это не противоречит.

  • Анонимно
    14.10.2017 11:49

    40 оправданий я так и не насчитал. А вот гайбата много. Мусульмане друг друга поливают нечистотами на радость врагов...

  • Анонимно
    14.10.2017 11:58

    Ждем ответа Самигуллина. Он же муфтий. Почему государство, в лице налогоплательщиков, финансируют его деятельность. Он и слово сказать не может. Все селфи и салюты запускает. Где его реальная работа, кроме пиара и собственных интересов?

  • Анонимно
    14.10.2017 12:00

    Автор четко разложил лицемерие имамата России. Но это их дело и как верующих, и как "лидеров" мусульман РФ. Кого "вскрывает" автор, кого "пиарит" - дело пятое. Но его отсылки к историческим реалиям прошлого, четкие параллели с днем сегодняшним - вот в чем ценность анализа итогов визита короля и состояния "земли лицемерия", в которой оказались т.н. региональные предводители мусульман. А вывод заключен в трех последних строках статьи. Перечитайте и поймете, на сколько анализ автора заслуживает глубокого уважения.

  • Анонимно
    14.10.2017 12:14

    Не надо судить строго муфтиев. На данном этапе истории нашей империи все заточено для того чтобы не дать консолидироваться мусульманам. Все регулируется соответствующими органами. И нет смысла городить всякие философские спичи, достаточно взглянуть в пятницу вокруг мечетей на спины молящихся людей под дождем и снегом из-за нехватки мест.

  • Анонимно
    14.10.2017 12:21

    К сожалению, ни один не дотягивает до уровня мировых мусульманских величин.

    Пока будут молчать о глубочайшей социальной несправедливости, молчаливой пассивностью благотворствовать алкогольным магазинчикам на каждом шагу и т.д. - молиться буду вне мечети.

  • Анонимно
    14.10.2017 12:49

    Батров, разжигатель фитны. Сам пишет, что свяннослужители гнуться перед власть имущими, сам же перед Путиным заигрывает. Власть только у Аллаха.

  • Анонимно
    14.10.2017 13:28

    Так скажу. Ни Батров, ни Самигуллин доверия не вызывают.

  • Анонимно
    14.10.2017 13:36

    А чего странного то и оскорбительного? Мы не его веры вернее ее ветви по большому счету .С Ираном у них напряженка так как в Иране шииты а у него сунниты а в его стране большинство работяг шииты.Так устроен мир.

  • Анонимно
    14.10.2017 13:47

    Бог вам судья батров. Про то, что в сердце у вас знает только Он.
    А если вы не верующий, то в принципе нет никаких моральных рамок, которые бы вас сдерживали.

  • Анонимно
    14.10.2017 13:51

    А так называемая "грозненская фетва" где? Для всех мусульман и мусульманских ученых России являясь обязательной, она приеняется в жизни? Где эта фетва? Не вступила в силу, так кат ее не подписал муфтий Гайнутдин? Или авторы фетвы сами признав свою неграмотность отказались от этой ошибки? Или поехав с извинениями и опрадываниями за то, что оскорбили саудитов и самого Короля СА , полностью отреклись от фетвы? Фетвы не было? И все забыто? А зачем надо было позориться перед всем миром тогда?

  • Анонимно
    14.10.2017 14:10

    Хороша статья! Прям Ах! А комменты какие ... мммм закачаешься. Но глядя на все то, что пишется, читая это вспоминается стих:
    Товарищь верь, пройдет она
    И демократия и гласность
    И вот тогда, Госбезопасность
    Припомнит ваши имена!
    Скорее бы уже!

    • Анонимно
      14.10.2017 19:27

      Вы вроде пишите Госбезопасность, т.е. нечто полезное, а подразумеваете кого-то очень злобного и мстительного.
      Как на самом деле? Вы их ждёте, но не уверены, не вас ли первым поставят к стенке?

  • Анонимно
    14.10.2017 14:12

    Да, позорненько и мелко все. Впрочем, как и люди участвующие в этом спектакле. Личное финансовое для них главное. Пусть умные люди сделают свой выбор. А то, что 80% мухтасибов, люди более чем преклонного возраста, свидетельство недальновидной политики ДУМ...

    • Анонимно
      14.10.2017 14:41

      Вы с начала посмотрите на этих мухтасибов.много ли среди них людей преклонного возраста

  • Анонимно
    14.10.2017 14:12

    Как мусульманин поддерживаю Путина В. В. , который в меру сил служит нашему Отечеству. Это никак на мой веру во Всевышнего не сказывается. Зачем глупости пишете, противтставляя веру и государство?это нывается сеять смуту, раздор.

  • Анонимно
    14.10.2017 14:49

    Если бы Батров действительно выступал принипиальным критиком системы муфтиятов, его можно было бы уважать. Но он всего лишь переметнулся из одного лагеря в другой. Все муфтии плохи, кроме нового хозяина - Гайнутдина.

    • Анонимно
      14.10.2017 17:28

      В деталях кроется истина! Батров действительно сумел увидеть подлинное отношение главного сателлита американцев в арабском мире к российским мусульманам . Страх и только страх перед растущей силой военной мощи России заставили их приехать . Сомнительно , что они будут выполнять договорённости по вложениям, которые прозвучали в прессе. Саудитам так и туркам веры нет!

      • Анонимно
        14.10.2017 19:17

        Какая там мощь российской военщины? просто россия играет роль дубинушки в американском сценарии. а сценарий этой игры называется "Договорились не договориться". вот и мочат "наши доблестные войска" то там, то тут... кому то от этого выгодно, кому то это - бизнес и дивиденды. А россиянам нужен мир, спокойствие, заслуживающее довери руководство, достойная зарплата и пенсия. ну разве это патриотизм (когда коррупционеры правят страной, у которых все - вне родины и отчизны)? разве это "единство" (власти и народа)? Это что за "скреп" такой? Ну, прямо скреп по сердцу... нам не воевать и не грабить свою страну надо - нам работать, строить, повернуться лицом к народу нужно и приводить себя в порядок - вот тогда будет "поднятие с колен". а так, воюя и грабя свой народ, мы останемся не только в положении "низкого старта", но и вовсе окажемся в лежачем положении (пластом ляжем)...

  • Анонимно
    14.10.2017 15:00

    "Ведь далеко не все из них могут выдерживать высокие нравственные стандарты Абу-Ханифы и сохранять верность принципам тогда, когда для этого требуется внутреннее мужество и дальновидная мудрость.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/360704"
    После этой фразы автору неплохо бы посмотреть в зеркало и повторить этот вопрос в свой адрес

  • Азат Д
    14.10.2017 16:19


    Пригласите короля на следующий кинофестиваль мусульманского кино.


    • Анонимно
      15.10.2017 11:33


      Азат Д

      Вот поэтому он наверняка опечалился - сами смотрят киношку с Сибель Кекили, а его не приглашают. Помолится он у себя может, а мусульманского кинофестиваля не где нет в мире.

  • Анонимно
    14.10.2017 18:40

    Как простой мусульманин скажу:
    1. Не понравилось, что король не зашёл даже в мечеть (в мечеть Марджани в Казани приходят практически все знатные гости республики, в том числе и немусульмане), особенно на пятничную молитву.
    По-моему, администрация президента должна была настоять на приезде короля в одну из мечетей. Лучше так, чем никак.
    2. Мой отец - практически одного возраста с королем. У моего отца вся голова седая. Почему король красит волосы в черный цвет?
    3. Никто, конечно, в мире Россию не боится. Не от страха перед Россией приехал король. Да и в самой России понимающие люди очень с большим сомнением относятся к перспективам страны без инноваций, с вымирающим населением, с бегством квалифицированных работников, предпринимателей и денег за рубеж. Если люди в России давно не верят в ее перспективы, то почему король должен в них верить?
    Тут нечто другое.
    4. Власть в саудии конечно намного устойчивее, чем в России.
    5. Фантазии Батрова про муфтиев очевидно не соответствуют реальности.

    • Анонимно
      14.10.2017 20:57

      Что, реально администрация президента РФ должна была настаивать на том, чтобы король "Хранитель двух святынь" всё-таки сходил в мечеть и почитал намаз?
      А теперь, раз король не сходил в мечеть, кто-то убежден, что ему "настоятельно не рекомендовали" и эти люди обязательно служат в администрации?

      Да, действительно, этот король скорее всего лично участвовал в развале СССР.
      Теперь он приехал в страну, которая появилась в результате его действий по развалу СССР. Кого ему тут бояться? Тридцать лет назад у СССР действительно было много оружия, были группировки спутников, в том числе и Мир. Не было наркоманов и предателей, выведших миллиарды долларов из страны и хранящих эти деньги в западных банках.

      Это у саудии есть опыт участия в развале СССР, а у стратегов из московского кремля нет опыта развала саудии. И не будет.

      В саудии прирост собственного населения - не менее процента в год. А значит, уже лет через 100 численность населения саудии и РФ сравняется.
      Кого им боятся?

    • Анонимно
      14.10.2017 21:23

      А король вообще намаз читает так, как принято в России у ханафитов?
      Может он также как и Батров не уверен в пятикратности?

  • Анонимно
    14.10.2017 19:01

    Желаю Батрову не останавливаться на своих уже ставшими для бо традиционными статьях - спасибо за честность и прямоту !!!
    Хоть один источник света среди лжи и лицемерия которые достали многих мусульман и пользуясь своим положением не только муфтии а и хазраты бизнесмены в своих вотчинах мечетях продолжают держать своих прихожан за быдло .
    Все видят знают понимают происходящее смеёмся над ними , но они все продолжают свои делишки - строят дома , загородные дачи , покупают многочисленные квартиры , машины и продолжают своё лицемерие - а мы прибежали в пятницу помолились и обратно к своим проблемам - молча и равнодушно создавая благоприятную почву для наших баев .
    Ждём новых публикаций Рустам - они нам нужны !!!

  • Анонимно
    14.10.2017 19:08

    Друзья !!
    Статья интересна кое какими подробностями о Короле и поведении
    Россиян имамов.
    Разногласия бывают среди людей..
    Например в прошлом году Уважаемый священник Чаплин не сошёлся с Патриархом РПЦ!
    Это же люди!!!
    Например имеются данные о разногласии Еврейских ХАСИДОВ ИРАНА
    с Еврейским всемирным Конгрессом.
    Это же люди!!!
    Есть разногласия и среди МУСУЛЬМАН.
    Это же люди!!!
    Но вера тут не причём!!
    Уважаемый Рустам Батыр спасибо Вам за статью.
    Мы ждём от Вас в дальнейшем таких же интересных комментариев.
    С уважением
    Простой человек

  • Анонимно
    14.10.2017 20:52

    В лучших традициях Абу Юсуфа Батров будучи в ДУМ РТ восхвалял его, теперь же присоединившись к ДУМ РФ восхваляет его. Раз уж хотите быть Абу Нанифой - восхваляйте истину, а не муфтиев и их дела

  • Анонимно
    14.10.2017 22:14

    Вот они! Бесстыдники , сами принимали Грозненскую фетву же!!! притом "обязательную для исполнения" А в ней, помимо прочего, говорилось: «Эти секты разделяют мусульман, разжигают среди них ненависть и смуту, порождают экстремизм и терроризм, проливают кровь праведных ученых. Поистине они отступили от истины, вышли из религии, подобно стреле, выпущенной из лука. Кто они, эти заблудшие секты современности, которые появились в России и в других странах? Это – ваххабиты – последователи Мухаммада бин Абдуль Ваххаба ан-Наджди...»

  • Анонимно
    14.10.2017 22:34

    1. Статья написана для публики которая не знает, что путник не обязан ходить в пятницу в мечеть.
    2. Уже 2я статья Батрова которую еле дочитал. Неинтересно, многократные повторы... складывается впечатление, автор обязан писать есть повод или высасывать из пальца = цикл статей плановая пиар акция, не пойму только чья? В принципе если б не Рустам мы могли бы забыть про наше чуткое вДУМ чивое руководство

    • Анонимно
      15.10.2017 01:20

      Да понятно что не обязан и многие комментаторы это и так знают, но тут вопрос дипломатический и имиджа короля как хранителя 2-х святынь. В мире много чего человек не обязан делать, но делает из определенных соображений (уважение и почет, вежливость и благодарность, преклонение перед чем либо, уважение к памяти и т.д.) Между прочим Россия самая северная страна с коренным мусульманским населением, В России впервые издан печатный Коран, в СССР официально был принят джихад против Гитлера и много другого интересного. Так что российский исламский социум все же заслуживает уважение. При это "наш" путник не позабыл позолоченный трап, собственные ковры и мебель и многое другое. Да сама идея упрощения обрядов путнику (сокращенные намазы и та же мечеть) дана как облегчение путешествия как сложного периода в жизни мусульманина. КСА специально или нет но все же занимается дискредитицией ислама.

  • Анонимно
    15.10.2017 02:05

    На первый взгляд - проникновенная мудрая статья Батрова. Чуть слезу не вышибла. С его слов - Талгат Таджутдин - единственный и верный защитник России и российского ислама. Но почему не сказано главного, особенно учитывая, что речь идет о Саудовском короле. О том, что для саудитов существует лишь один представитель России - Рамазан Кадыров, который, также является хранителем святыни - чаши пророка Мухаммеда. Таким образом, увы, статья является образцом полуправды, что не есть хорошо и прилично. Ай яй яй, Батров...

  • Анонимно
    15.10.2017 02:14

    Саудовский король приехал в Россию потому, что под этим любителем земных прелестей, начинает земля гореть под ногами. С одной стороны Иран готов завоевать почетное место в регионе, турки активизировались, Йемен сдурел совсем, Сирия горит, нефть падает, Китай грозит электромобилями. Все плохо. А тут еще американцы ослабли, воевать не хотят. Вот и приехал небожитель крышу искать, чтобы кто-то их защитил. Вопрос только в том, а хватит ли у России, т.е. у нас, силенок всех защищать? Народ-то продолжает деградос, экономика на боку. Одними ВКС там не обойтись.

  • Господа Мусульмане! Путин как великий разведчик провел хорошую спецоперацию по вербовке сателита США короля Саудов! Операция прошла успешно и большинство мусульманских клерикалов участвовало в массовке Путина,кроме Гайнутдина и это ему еще аукнется и Батрова ,которго туда не позвали,как и многих селфиимамов,кто всякие движухи на шару никогда не пропускает !

    • Анонимно
      15.10.2017 18:19

      Хотела ответить марату зину, за те его слова, что он угрожает , как будто он сам из этих структур, откуда может идти это аукнетство?! Мы давно наблюдаем за деятельностью уважаемого муфтия Гайнутдина, и восхищамся его стойкостью и скромностью. Не селфуетя! Он занят своими обязанностями по службе интерасам Ислама и мусульман.Его давили, его оклеветали, ему чинили препятствия- а он спокойно все это проходил. Его слово всегда соответствует призыву Всевышнего: " никогда не теряйте надежду на милость Аллаха!" для нас является примером его мудрости и спокойствия, уверенности! И мы, знающие его люди, верим в него! Он не предаст интересы Ислама, если даже будут его давить. Я поняла это после тех принциальных его требований к мэрии Москвы, стобы они считались с мусульманской Уммой Москвы и как он достойно добился с верой, что милость Аллаха будет! Надо всегда быть в искренним в вере! Аллах милостив и не оставит нас без Своей милости, ин шаа Аллах!

  • Анонимно
    15.10.2017 11:15

    Батров окнчатильно опаяселся и разашолся ! 1) посягнула намавторитетных в своей среде муфтиев чтотнетгоаари но они все равно имеют авторитет в своей среде и адептов и по более Батрова 2) наехал чеченцев а к нему они уже предъявляли притенезии может это месть за Ярославль? 3) очередной раз подставил Гайнутдин ссоре его с другими муфтиями 4) все это наносит вред для единство нашего государства

  • Анонимно
    15.10.2017 11:21

    Зачем так откровенно резать правду-матку, они же обидятся.

    • Анонимно
      15.10.2017 13:02

      Дурость это а неисправна матка , не просто обидятся а ещё и предъявят ! Все таки тот же Таджуддина не смотре на его экстровогантность много сделал для традиционного Ислам веротерпимости и мира в обществе а что это разжигание вражды между уже муфтиями ?

  • Анонимно
    15.10.2017 15:30

    Значит статья написана на злободневную тему. Согласен аналитикой Батрова. Все точки поставил объективно. Чалманосцы готовы побежать туда , куда бы их не приглашали, лишь бы сфоткатся и пропиарить себя селфами. А Королю это для галочки, мол не забыл и мусульман, их пригласил поприветствовать на несколько минут к себе в гостиницу. А , чтобы интересоваться о жизни мусульман России, и чтобы поставить перед Служителем двух святынь вопросы и пректы перед Королем, ни у кого в мозгах не возникало! Главное виделись и сфелфились!!!

  • Фидарис
    16.10.2017 01:01

    Часть комментаторов посчитали , что статья, бичующая угодников, сама написано в угоду, и ставит автора в одном ряду с теми, кого он безжалостно критикует. И даже видимое желание (вот не знаю - брать это слово в кавычки или нет) Рустам-хазрата как-то выделить демарш Равиль-хазрата, игнорировавшего прием Короля, на самом деле акцентирует внимание на Гайнутдине, как на муфтие, чья линия поведения идет вразрез с установками властей.
    Мы, простые мусульмане, были бы рады, если Равиль-хазрат , другие муфтии и исламские клерикалы (в том числе и Рустам-хазрат) могли принципиально занимать и отстаивать исламские позиции в отношениях с властью. Однако это не совсем так, даже - совсем не так. Эта тема для отельного, честного разговора. без спекуляций и огульной критики. Но Рустам-хазрат, похоже, пока не готов к такому разговору.

  • Анонимно
    16.10.2017 11:27

    Самое печальное то что критикует так называемых чалмоносов выходец из их же среды! А что Равиль хазрат не чалмоносес или Дамир Мухитдинов ? Это все равно что проворовашися корупированые бывший полицский кричит на весь мир про произвол и коррупцию оборотней в погони ! Сомневаюсь кноечеконечно что модератор пропустит этот пост ! У нас не тот прав кто прав а у кого больше прав в данном случае у Батрова и модератора ! Хотя иногда стоит стать перед зеркалом и сказать себе а прав ли я? Подумав о совести а не о потери работы рейтинга и фмнаматериальных , ведь эта не справедливость может обернутся против тебя твоих близких потомков история много раз это доказывала!

  • Анонимно
    16.10.2017 12:53

    Поведение Хранителя двух святынь прозрачно намекает на то, что мусульмане в РФ это обслуга Кремля и без придания им большего политического веса говорить о какой-то их роли в разворачивании Саудовской Аравии в сторону России не приходится.

    • Анонимно
      16.10.2017 19:05

      Полностью согласен с мнением, что Хранитель двух святынь относится в мусульманам так, понимая того, что они не политическая сила. А он прилетел в Россию к политическим силам. Но, он то незнает, что 25 миллионная Умма - это сила! Политическая ли, духовная ли , религиозная ли! И этому доказательством явился митинг в Москве солидарности с народом рохиньи и с протестом против нарушения прав этого народа, и реррором по отношению к ним со стороны властей Мьянмы. Не санкциированный митинг моментом стал резонансным и сплотил всех мусульман нашей страны и показал силу духовного братства и солидарности! В нужноый момент мусульмане, оказывается, могут сплотиться! Поэтому, Король ошибается игнорировав исламского фактора в России.

  • не знал что все так печально у нас (((

    • Анонимно
      17.10.2017 09:06

      да не печальтесь Радик, не от них же зависит ваше духовное развитие. В поисках истины (Бога) даже пророки в чем то (или в ком то) разочаровывались но в итоге приходили к Господу. Помните про Аллаха и пророка и держитесь пути вашего сердца!

  • Анонимно
    17.10.2017 12:39

    Согласен с автором, что некоторые муфтии, особенно "молодой любитель селфи" еще не доросли до уровня мировой политики. Лучше бы они у себя в регионе/республиках встречались с бабушками и представителями местной администрации и т. и не лезли бы туда, где они абсолютно ничего не понимают.

    • Анонимно
      17.10.2017 15:46

      Почему Вы так считаете?

    • Анонимно
      17.10.2017 15:47

      Да потому что, эти муфтии после того, как произошел конфликт между РФ и Турцией (со сбитым самолетом) сразу же (чтобы угодить непонятно кому) начали ругать турков, прекратили сотрудничество,в отличии от политике Гайнутдина в этом конфликте он был более хладнокровным. Такая ситуация была и с нашумевшей фетвой, когда они (муфтии) чуть не разделили мусульманскую умму на два и что было бы дальше если бы они приняли эту фетву и распростронили бы на всей территории нашей страны, если бы не выдержанная политика Гайнутдина и его ответ.
      В этом контексте мне понятна позиция муфтия Гайнутдина, бегать фоткаться , пусть даже с королем это детский «аульный/кишлакский уровень», а он я думаю, сюда, кто к нему совершает визит и каких гостей он принимает намного выше этого.

  • Анонимно
    17.10.2017 15:53

    О происходящем в Палестине, в отличие от ЦДУМовско – РАИСовского муфтия Крганова, ученый и видный общественный деятель Исраэль Шамир, названный «совестью еврейского народа», говорит следующее: "В Палестине не война. В Палестине - резня"

  • Хочу заметить, что Гайнутдин наш муфтий, и он всегда на правде, остальные же работают на достижение сиюминутных целей

  • Анонимно
    18.10.2017 14:09

    Аузубиллях, этот Крганов, сказал насчет наших братьев в Палестине, что у них все хорошо и созданы все условия для проживания, с подачей своих господ иудеев, и как он может называть себя муфтием после всего этого, если он не защищает права наших братьев по вере. В отличии от него есть еще лидиер мусульман, который борется за права мусульман иногда даже во вред себе.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль