Культура 
16.10.2017

«Улицы разбитых фонарей» и «Ширли-мырли»: драма Булгакова как криминальный водевиль

Театральный критик Алексей Киселев о двух способах принятия премьеры «Бега» Александра Славутского в театре им. Качалова

«Перед нами классический образец низкосортного неповоротливого водевиля, главная выразительная мощь которого в гримасах, анекдотах и нелепицах», — таким увидел новейший спектакль худрука и директора Качаловского театра Александра Славутского известный московский театровед Алексей Киселев. Досочиненный канкан, плохие красноармейцы и широкоплечие белогвардейцы, «прости меня дуру грешную» и неизбежный хеппи-энд — об этом в материале автора «БИЗНЕС Online».

«КАК ЖЕ ДАВНО ЭТО БЫЛО, И ЛИШЬ МЕНЯ ТЫ ЛЮБИЛА»

Первую минуту кажется, что это такая шутка. Мужчина и женщина в парадных костюмах стоят на авансцене и, размахивая руками, с завыванием, будто пародируя Беллу Ахмадуллину, произносят начальные реплики пьесы Булгакова «Бег». «Восемь снов», согласно указанию автора, — масштабная, сложносочиненная драма о спасающихся бегством белогвардейцах и их случайных попутчиках на исходе гражданской войны. Перепуганные монахи, заснеженный Крым, повешенные солдаты, доносящийся издалека вальс, допросы; потом Турция, тараканьи бега, голод, проституция; потом Париж, галлюцинации, и в центре всего этого — растерянная мадам с библейским именем. Так вот: почему бы и нет — такой вот сюрреализм, дурной сон как дурной театр. Со следующей минуты и до конца, к сожалению, концепция дурного сна не актуальна. Дамы и господа, перед нами классический образец низкосортного неповоротливого водевиля, главная выразительная мощь которого в гримасах, анекдотах и нелепицах (и поворотном круге). А булгаковская фантасмагория пришлась под руку в связи с юбилеем октябрьской революции.

Режиссер Александр Славутский — обладатель репутации ортодоксального традиционалиста — кажется, честно старался поставить пьесу «по сюжету» (ортодоксальный традиционализм построен на нерушимой вере в возможность такой процедуры). Буквально: написано «снег», — вот он, пожалуйста, сыпется сверху с трех сторон. Упоминаются образы Георгия Победоносца и Николая Чудотворца? Будьте любезны, хоругви почти не покидают сцену. Про министра Корзухина сказано, что он «в очень дорогой шубе, с портфелем» — полюбуйтесь, в точности. И самое главное — вальс. Автор пьесы, увы, не уточнил, какой именно, поэтому пришедшим познакомиться с версией Качаловского театра приходится наслаждаться «Цветущим воспоминанием» Энрико Росси (написан в конце 1920-х, упс).

Слов к этому вальсу тоже никто изначально сочинить не удосужился, но находчивый режиссер не растерялся: генерал Чарнота, бравый казак в папахе и черкеске, при каждом появлении на сцене (очень часто) поет для нас, как будто все знают слова: «Как же давно это было, и лишь меня ты любила». Из уважения к публике — под минусовку, имитирующую духовой оркестр. Драматург позволяет зрителю догадаться, что рехнувшегося генерала Хлудова, водящего рукой в воздухе и разговаривающего с пустотой, посещают призраки убиенных. Режиссер спешит на помощь и проделывает всю работу за зрителя самостоятельно: так, за спиной злодея выстраивается отряд хмурых статистов в белых рубахах, указанных в программке без имен, по-простому: «артисты театра».

«НИ ОДИН ПЕРСОНАЖ В ХОДЕ СПЕКТАКЛЯ НЕ ПОСТРАДАЛ»

Уместить «Бег» Булгакова в водевильный трафарет получилось не очень. Во-первых, многое просто не годится. «Забрызганная грязью одежда», фу. На сцене все должно быть прекрасно и свежевыглаженно. Монологом про вошь есть риск попортить публике аппетит, не подходит. Пение муллы над городом — недостаточно празднично; церковные хоры на греческом — сложно, вычеркнуть. «Электрические луны» и вообще все эти гипнагогические описательные ремарки, о которых принято рассуждать как об отдельном достоянии мировой драматургии, — не понятно что это и зачем, народ не поймет — не нужно. А во-вторых, многого у Булгакова не хватает. Чертовски важно, чтобы в спектакле был канкан — пришлось сочинять специально (окей, весь эпизод — про тараканьи бега — просто стащен из фильма «Бег» 1970 года, засчитывается). А в том, что осталось, — многое не смешно, пришлось поработать над юмором. Главнокомандующий, по Булгакову, говорит генералу Хлудову: «Жалею, что вы летом не уехали за границу лечиться, как я советовал». Режиссер с точностью ювелира перед «советовал» внедряет паузу. «Жалею, что вы летом не уехали за границу лечиться, как я... советовал». Высший пилотаж.

Словом, на выходе получилась совершенно самостоятельная история, простая, как «Колобок». Красноармейцы, появляющиеся в костюмах чекистов на мгновение — плохие. Из-за них веселые казаки и широкоплечие белогвардейцы — хорошие — вынуждены покинуть страну. Есть еще комичная и совершенно необязательная пара из Петербурга — вертлявый приват-доцент Голубков и стоеросовая мадам Серафима; она его не замечает до хеппи-энда, то есть до тех пор, пока он не разбогател. Центральным эпизодом становится внезапно карточная игра, сопровождающаяся бурной попойкой. Лейтмотивом маячит пританцовывающая толпа покойников вместе со скучающим генералом Хлудовым, вылитым капитаном Казанова из «Улиц разбитых фонарей», и генерал Чарнота, терроризирующий всех своим вальсом. Ни один персонаж в ходе спектакля не пострадал; счастливый Хлудов наконец стреляется, все заканчивается хорошо.

Вероятно, все артисты, имен которых я не называю сознательно, — замечательные, увлекающиеся и высокообразованные люди — скорее всего. По спектаклю это установить в точности трудно. Есть одна приемлемая актерская работа — Чарнота в исполнении Ильи Славутского. Артист большого обаяния, единственный из всех видит и слышит партнеров по сцене, этюд с обнюхиванием таракана — блистателен, как ни крути. И если Серафима в исполнении Елены Ряшиной (простите) в какой-то момент превращается в Инну Чурикову с ее великим рефреном из кинокомедии «Ширли-мырли», и гневные припадки булгаковской героини звучат точь-в-точь как «прости меня дуру грешную», и это катастрофа, то у Славутского-младшего вся роль от начала до конца решена через парадоксально уместного Савву Игнатьевича из «Покровских ворот» — туповатого, но справедливого, грубого, но доброго. И спектакль в итоге получается про вот такого героя: он-то не пропадет, на таких-то мир держится, «этот народ не победить», вот это все.

ПРОСВЕТЛЕНИЕ И АМНЕЗИЯ

Принять такой театр и полюбить его — возможно. Есть два способа. Первый — обрести просветление, чтобы подобно Джону Кейджу услышать в этом шуме музыку и воспринять ее такую, какой она сформировалась в естественных условиях. Почему бы не разобрать по гамбургскому счету поэтику поздравительного стихотворения на открытке в супермаркете? Как сообщается в спектакле «Индивиды и атомарные предложения» Всеволода Лисовского в творческой лаборатории «Угол», для объективной коммуникации с окружающей реальностью следует исключить такие факторы как убеждения и эмоции.

Второй способ — амнезия. Нужно очень многое забыть. Забыть предстояло бы не только «Бег» в постановке Юрия Бутусова в московском театре им. Вахтангова с его перелопаченным и мастерски пересобранным текстом, ролями на грани человеческих возможностей и двумя гигантскими лунами в бесконечной пустоте. Главным образом забыть нужно о том, что существуют спектакли Роберта Уилсона, Анатолия Васильева и Петра Фоменко, — спектакли, в которых невозможна случайная интонация и невозможен случайный жест. В которых физически присутствует чистота порядка; модель мироздания в каждом элементе, фрактальная система подобий, золотое сечение.

Нужно забыть, что существуют Ян Фабр и, например, Эймунтас Някрошюс, что существует дионисийская, животная магия сцены, а метафора режиссера способна сорвать вам крышу и оставить рыдающим от красоты. Нужно забыть, что существуют Кирилл Серебренников, сидящий под домашним арестом, и Иван Вырыпаев, уехавший из страны. Потому что что-то пошло здесь категорически не так. Нужно забыть вековечную максиму Пушкина про «невозможно ценить таланты наших актеров по шумным одобрениям нашей публики». В конечном итоге необходимо забыть, что театр — это не дополнение к уроку литературы. Как только все это удастся, сердце ваше исполнится бесконечной любовью к спектаклю «Бег» и тысяче ему подобным. Но это не точно.

Алексей Киселев

Алексей Киселев — театровед, театральный критик, обозреватель журнала «Афиша». Главный редактор журнала «Реплика» (2011–2013). Программный директор фестиваля «Текстура» (2013). Член экспертного совета фестиваля «Золотая маска» (2014–2015, 2017–2018).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.10.2017 11:36

Очень жаль! Хотела сходить. А вообще то музыкальные номера в форме танцев из спектакля в спектакль переходят почти без видоизменений. И от этого каждый новый спектакль неуловимо напоминает все предыдущие. Такие знаете штампы . Ремонт здания театра это ещё не все. Наверно худ руководителю нужно услышать критику и понять , что он не истина в последней инстанции. Хотим не театр Славутского , а театр РУССКОЙ драмы . В самом лучшем смысле .

  • Анонимно
    16.10.2017 09:24

    Не сомневался, что опять схалтурят. Театр нуждается в развитии и драйве. Уважаемого Мэтра - в директора, главрежом - нужен приглашённый молодой талант.

  • Анонимно
    16.10.2017 11:36

    Очень жаль! Хотела сходить. А вообще то музыкальные номера в форме танцев из спектакля в спектакль переходят почти без видоизменений. И от этого каждый новый спектакль неуловимо напоминает все предыдущие. Такие знаете штампы . Ремонт здания театра это ещё не все. Наверно худ руководителю нужно услышать критику и понять , что он не истина в последней инстанции. Хотим не театр Славутского , а театр РУССКОЙ драмы . В самом лучшем смысле .

    • Анонимно
      20.10.2017 17:30

      Так Вы сходили? До того как хотели? и вообще, туда ли вы сходили?

  • Анонимно
    16.10.2017 11:51

    Ох, не стоило А.Славутскому браться за такую сложную драматургию! Не его всё это, не его! Да и старый он уже - все-таки 70 лет, не шутки! Только ведь, не дай Бог, Александр Яковлевич не захочет приглашать в Качаловский театр "молодой талант", когда свой сынок подрос, "шедевры" ставит. Зачем чужого со стороны, когда всё для себя строил?

  • Анонимно
    16.10.2017 12:06

    Парадокс. Все недовольны, но как обычно полный зал.

  • Анонимно
    16.10.2017 13:08

    Этот "Бег" - чудовище качаловского театра.

  • Анонимно
    16.10.2017 14:06

    "Уместить «Бег» Булгакова в водевильный трафарет" - это действиетельно удивительно и странно.

  • Анонимно
    16.10.2017 15:17

    Да в этом театре в последние годы все странно. Увы.

    • Анонимно
      16.10.2017 18:19

      Увы, но семейственность в искусстве далеко не всегда плодотворна, хотя сын и явно талантливее отца...

      • Анонимно
        16.10.2017 18:59

        Да сейчас стало популярно-работать по принципу семейственность почти везде-так примером может служить ВЕЧЕРКА-там и он Шеф и его жена и сын и его жена и дочь-все пашут...а тот кто и может это сделать и лучше и способнее-шляется с протянутой рукой-и в Качаловском почти тоже самое-хотя приложа руку к сердцу-они в обшем работают классно и сын и жена и сам ШЕФ -и все же не плохо бы и задействовать и другие ТАЛАНТЫ которых в театре очень много-мне например очень импонирует Михаил Галицкий иМарат Голубев и тд

        • Анонимно
          17.10.2017 07:07

          Кстати по поводу СЕМЕЙСТВЕННОСТИ даже есть такой закон по Татарстану запрещающий с одной семьи работать в одном заведения нельзя не положено по закону-если это действует и эффективно в Медицине и других сферах труда-то почему-то это не видно в системе СМИ и КУЛЬТУРЫ......

      • Анонимно
        16.10.2017 20:12

        Никогда не понимал таланта этого артиста. Если считать однообразие талантом,то, конечно, вы правы. И еще явный признак таланта - чрезвычайно громко говорит. Громкоговорящмй артист)

        • Анонимно
          16.10.2017 20:22

          И еще вопрос - почему в этом театре все орут? Придешь в Камаловский и услышишь нормальную человеческую речь, здесь же все на таких котурнах голосовыж, да еще и музыкой лупят по ушам. Глохнешь.

  • Анонимно
    16.10.2017 15:51

    "И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет". И не ходите никогда в Качаловский театр! Как, впрочем, и в ТЮЗ...

  • Анонимно
    16.10.2017 15:53

    ну вот, а мы уже билеты купили на этот спектакль

    • Анонимно
      16.10.2017 16:11

      И правильно сделали. Замечательный спектакль, нам понравилось

      • Анонимно
        16.10.2017 18:21

        всегда хотелось спросить - кто это вы? Любители осетрины второй свежести? Булгаков и писал про таких как славутские. Александр Яковлевич - типичный Корзухин.

  • Анонимно
    16.10.2017 18:43

    ИЗ булгаковского БЕГА сделать одесский водивель - это только Славутский может! А ТАК, ВОСХИТИЛСЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Славутского - очень ясно и упорно внушал зрителям антимайдановскую пропаганду. МОЛОДЕЦ!

  • Анонимно
    16.10.2017 22:31

    Блестящая рецензия. Респект культурному отделу БО, за смелость мысли, язык и острые рецензии. Такие вещи не дают спать местному культурному сообществу. Единственная просьба: к Камаловскому подходите с такой же строгостью, друзья. Чтобы тоже раслаблялись.

  • Анонимно
    16.10.2017 22:31

    Сколько язвенных комментариев. А ведь это всего лишь мнение отдельногт критика. Спектакль посчастливелось видеть. В целом - ожидалось, возможно, большее. Но - работа глубокая, игра М. Голубева, А. Галицкого - очень хороши). Отдельно снимаю шляпу перед несомненным талантом Ильи Славутского. Редкий талант, возможно, уровня не нашего горда даже. Точно, крепко выводит роль. Много отточенных деталей, владение сценой, голосом, управление партнерами. Очень хорошее ощущение от очень хорлшей и качественной работы. Из непринятого: роль Голубкова - совершенно не такой он у Булгакова, на мой взгляд, но это - не к актеру, а к режиссеру. То же ощущение от Серафимы. Но, в целом - спектакль, безусловно, достойный и обязательный к просмотру.

    • Анонимно
      16.10.2017 23:55

      Это не мнение критика. Это разгром. Это фиаско театра. После такой постановки и такой рецензии нужно минкульта собирать худсовет и принимать решение о судьбе театра.

    • Анонимно
      17.10.2017 09:43

      "Как здорово раскрылся талант Славутского в этой роли . " Нет . Образ перетекающий из одной роли в другую . Интересно было бы посмотреть на него рядом с артистами Камаловского театра . В одном спектакле .

      • Анонимно
        17.10.2017 16:37

        Да у них и спектакли плавно перетекают один в один! Танцы-шманцы-обжиманцы!

      • Анонимно
        19.10.2017 17:56

        Согласен с вами на все 100%! "Везде играет одинаково актриса Лия Ахеджакова" - это и про Славутского-младшего можно сказать.

    • Анонимно
      19.10.2017 21:30

      Язвенными бывают колиты. А комментарии - язвительные. Запомните, пожалуйста, Александр Яковлевич!

  • Анонимно
    18.10.2017 17:13

    Дорогие зрители, замечательный спектакль и замечательная постановка - этот спектакль в стиле А. Славутского и только в его стиле, работа актеров на высоте. ... и не надо слушать каких то критиков надо сходить и сложить свое мнение и о постановке и о спектакле, не пожалеете

    • Анонимно
      19.10.2017 01:21

      Ура, товарищи! Не надо никого слушать, "надо читать вас. "В стиле Славутского и только в его стиле" звучит как похоронный марш. Такой уж это стиль

  • "Розов то ли в шутку, то ли всерьез, но очень часто говорит, что каждый день с утра надо задавать себе один и тот же вопрос: а не стал ли я уже обыкновенным старым чудаком, которому нравится только то, к чему привык? Не пора ли мне поэтому отдохнуть от трудов или по крайней мере не мешать трудиться другим?"

    (с) Анатолий Эфрос. Репетиция - любовь моя

    Честно украл из фейсбука Павла Руднева

  • Анонимно
    21.10.2017 19:38

    Славутский великолепный директор, выдающийся режиссёр Вахтанговской школы!
    Казань театральный город, не нравится зрелищность Александра Славутского, идите в ТЮЗ или в Угол.
    Город предоставляет право выбора театралам!

  • Анонимно
    23.10.2017 12:25

    Это в Москве или в Питере у театралов есть выбор - более сотни театров. А у нас Качаловский да ТЮЗ. Вот и весь выбор! А на кривляния
    самодовольного Ильи Славутского смотреть надоело! Действительно, одинаков во всех ролях, абсолютно верно!

    • Анонимно
      25.10.2017 09:19

      Потрясающая постановка! Илья Петров великолепен в роли Хлудова.Чарнота в исполнении Славутского младшего просто неподражаем. Подскажите хоть один спектакль где Илья схалтурил.Что "путешествие с папой алкоголиком",что "квадратура","что бег"-везде он вживается в роль. И как было выше написано-не нравится Качаловский-добро пожаловать в ТЮЗ или Камала)Там Вы точно актерской игрой "насладитесь")

  • Анонимно
    25.10.2017 17:52

    Уважаемая пресс-служба Качаловского! Давайте уж без фанатизма!

  • Анонимно
    1.11.2017 19:56

    Самый главный недостаток этого театра в том, что Александр Славутский, считая себя первоклассным "учителем" и режиссером, готовит совершенно непрофессиональных артистов, только портит и бракует людей, может даже и перспективных.Кто это понял и осознал, - давно свалили с этого болота. И Славутскому Илье пора уже валить на все четыре стороны.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже